Дидактические игры по продуктивным видам деятельности. Игровые приемы в продуктивной деятельности дошкольника

Детям 14.10.2019
Детям

Необходимость использовать игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А. Флёриной, Н.А. Сакулиной, Р.И. Жуковской, Е.И. Радиной, З.М. Богуславской и др.

В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая) , восприятие (З. М. Богуславская) , память (Л. И. Зинченко) , внимание (З. М. Истомина) , воображение (Г. Д. Лу-ков) , процессы мышления (А. В. Запорожец, З.В. Мануйленко, Я.З. Неверович) , протекают наиболее успешно в игре. А.Н. Леонтьев подчёркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на "неучебный контекст" деятельности, т.е. на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

Исследование З.М. Богуславской, специально посвящённое изучению особенностей учения дошкольников, показало, что интерес, активное от-ношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до 5 лет в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы "конкретных действий". Причём игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать "…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребёнка" (Л. И. Божович) .

Игра в дошкольном возрасте - один из любимых видов деятельности детей. В игре ребёнок смел, раскрепощён, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация "как будто") . В игре ребёнок творит.

Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях по изобрази-тельной деятельности. Воспитатели, как правило, охотно применяют игровые приёмы в своей работе, но испытывают большие трудности в их самостоятельной разработке. На первый взгляд кажется, что создать такие приёмы несложно, но в действительности осуществление таких замыслов отличается однообразием; к ним ошибочно относят любой приём, вызы-вающий у детей эмоциональный отклик: песенки, потешки, применение наглядности и т.п.

Причин этому явлению может быть несколько, но самая существен-ная из них - незнание воспитателем особенностей игровых приёмов обучения. Вероятно, поэтому при их разработке и применении за основу интуитивно берутся не особенности игровых приёмов, а эмоциональный отклик на них детей как наиболее яркий и относительно легко прояв-ляющийся результат такого воздействия.

Чем же нужно руководствоваться воспитателю, придумывая и приме-няя игровые приёмы? Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличать от других методов и приёмов обучения. Это позволяет воспитателю создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей. Кроме того, при прове-дении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к раз-личным явлениям жизни. Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, воспитателю надо чётко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятиях при использовании того или иного игрового приёма. Рассмотрим эти условия более подробно.

Итак, какова же специфика игровых приёмов обучения? Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача.

Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых дей-ствий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: "Построим мишке домик", "Позовём Петрушку в гости", " Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку". Включаясь в предлага-емую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

Иногда педагог в начале занятия ограничивается лишь постановкой игровой задачи ("Испечём куклам оладушки") , а затем продолжает обыч-ную учебную работу. Получается, что детям "пообещали" игру, но игра не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного - игровых действий, через которые осуществ-ляется любая игра. Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приёмов обучения. С их помо-щью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация) , "сажают" в них зайчиков, "плывут" по реке, "выбираются" на берег. Лодки с "кривыми парусами" могут перевернуться, в них "зайцы не хотят садиться". Дети "ремонтируют" такие лодки и т.п.

Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

Необходимым условием активности детей является определённый за-пас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случа-ях дети увлечены происходящими на занятии событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситу-ация "как будто" (А. Н. Леонтьев) . Смысл действия соответствует реаль-ному ("Зажечь огни на ёлке"…) , а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге) . В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внеш-ний рисунок продуктивного (имитируемого) действия (машет руками, как птица крыльями и т.п.) ; изобразительным действием (ритмичные движе-ния кистью - мазки, изображающие снегопад) ; звукоподражанием (я -шофёр, я везу кирпич на стройку… би-би-би) .

Таким образом, игровые приёмы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Необходимо сказать о содержании игровых задач и игровых при-ёмов. Придумывая игровые приёмы, педагоги часто ориентируются только на интерес детей к игре. Действительно, ребята обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть на занятии. Но нередко интерес детей неустойчив, носит сиюминутный характер, так как определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации.

Наиболее часто это проявляется при использовании игровых приёмов с целью мотивировки задания. Например, детям предлагается выполнить рисунок, аппликацию для каких-то игровых персонажей. Но потому, как скоро они забывают об этих персонажах, отвлекаются в процессе работы, мало интересуются полученными результатами, видно, что возникший у них интерес неглубок и неустойчив. Это объясняется тем, что в опыте детей интересной для них информации, помогающей понять и принять связь содержания изображения с тем, для кого они предназначены.

Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответ-ственно у детей есть любимые игрушки, игры, персонажи. Поэтому со-держание игры и применение игровых приёмов часто зависят от состава детей в группе и их любимых игрушек.

В этой связи интересен такой факт: воспитатели нередко приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, ребят привлекает новизна. Однако оказалось, что наиболее эффективные игровые ситуации возможны со знакомыми, любимыми иг-рушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.

Регулярное применение игровых приёмов без учёта знаний детей приводит к потере у них интереса к таким занятиям, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворённости и ненужности игровых приёмов в обучении. Поэтому, продумывая содержание игровых приёмов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный на разных занятиях, в играх, бытовой и трудовой деятельности, ситуациях, имевших место в данном коллективе, а в индивидуальной работе - и опыт конкретного ребёнка.

При разработке и применении игровых приёмов учитываются также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т.е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся "пережить" в игре. У самых маленьких детей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших - люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопони-мание людей. Ориентируясь на основные побудители игры на данном этапе развития детей, воспитатель придумывает соответствующие игровые приёмы, игровые задачи и действия. В работе с малышами более эффективен приём, включающий игровые действия с игрушкой (катает вылепленную машинку) , с более старшими детьми - выполнение той или иной роли и соответствующих действий (в роли шофёра перевозит пассажиров на машине, делает остановки и объявляет их названия, общается с пассажирами и т.п.) .

Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в ви-де развёрнутых действий (имитационные движения) или более обобщён-ных движений (жест, слово) . Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребёнку, то воображение его не будет разбужено, т.е. творче-ские элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребёнок может выгля-деть и внимательным, и заинтересованным.

Если детей больше интересуют взаимоотношения людей, то способы игровых действий могут быть более обобщёнными, условными, выражен-ными жестом и даже обозначенными только словом. Поэтому в играх часто применяется такой игровой приём, как диалог игровых персонажей между собой, с детьми, педагогом.

Использование игровых приёмов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатель предлагает им объёмные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.

При разработке игровых приёмов важно думать не только о со-держании, соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуа-ций, но и логике игровых действий. Иначе эти приёмы надуманны, не-естественны. Игровой приём будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Хорошее знание воспи-тателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития со-бытий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.

Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации) . При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, то есть необходима культура выражения чувств.

Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, с тем, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приёмы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соот-ветствовать этим задачам. Игровые приёмы не следует усложнять из-лишней атрибутикой и игровыми действиями. Педагог должен чётко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации, только в этом случае по-следняя выступает как эффективный приём обучения.

Какие же игровые приёмы можно использовать при руководстве изобразительной деятельностью?

Игровые приёмы выбираются педагогом с учётом особенностей игры детей, логики её развития, с одной стороны, и особенностей изобрази-тельной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство бу-дет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при ру-ководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребёнка, бережным в смысле со-хранения детских чувств, настроения.

Все игровые приёмы условно можно разделить на две большие группы:

  • сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр;
  • сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Рассмотрим сначала, как игровые приёмы дифференцируются по ха-рактеру игрового материала.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр развёрты-ваются по поводу игрушки, каких-либо предметов, бросового материала и других объёмных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действует с ними, как в режиссёрских играх. Другие игровые ситуации этого типа развёртываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограни-ченны) . Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссёры, и как актёры.

Приём обыгрывания предметов или игрушек (объёмных и плоскост-ных) , картин-панорам, природного и бросового материала очень распро-странён. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.) . Ведь с кисточкой, карандашами можно совето-ваться, разговаривать, учить их рисовать ("бегать" по ровненькой дорож-ке, "кататься" с горки, "прыгать" как зайчик, "ходить как медведь и т.п.) .

В процессе использования этого приёма воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и к самостоятельной постановке. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог) ; пожалеть, погладить, "посыпать зёрнышек" (жест) ; имитация движения с игрушкой.

Приём обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребёнку интерес к предметам и действиям с ними.

Используя этот приём, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интере-сы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.) ; сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, геро-ями.

Поэтому такой приём (обыгрывание игрушек) вполне может быть ис-пользован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимо-действию их между собой. Это обязательно надо учитывать при обыг-рывании игрушки (предмета) .

Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решить с помощью этого приёма (обыгрывание игрушек) ?

Как правило, такой приём используется непосредственно перед нача-лом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (аппликации) . Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым пред-метам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей ра-ботой; объяснить приёмы изображения; рассмотреть, обследовать изобра-жаемый предмет.

Другой приём - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё незавершённое изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сю-жетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображе-нием.

Что представляет собой приём обыгрывания готового (завершённого) изображения?

Как правило, этот приём применяется по окончании рисования. Полу-ченное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Таким образом, содержание игровых действий определяется содержа-нием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объёмным или плос-костным. Например, если воспроизводится рисунок движения, воспитатель берёт в руки поделку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, тра-екторию движения (зайчик скачет, самолёт летит) . Рисунок можно обыг-рывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну с травой и цветами прискакал зайчик, пробует вкусную сочную траву; пчела са-дится на красивые цветы, которые нарисовали дети, и т.п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотношения между изображёнными пер-сонажами. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове. Например, дети нарисовали осенний парк. Педагог предлагает им как будто бы пойти погулять по дорожкам, посидеть на поляне, послушать птиц, спрятаться за кустик и т.п.

Взрослому при использовании этого приёма очень важно думать, ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения дей-ствия более интересны и доступны детям. Малышам будет полезно наблюдать, как на травке, нарисованной ими, появляется зайчик-побегайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зелёную, гу-стую; огорчается, если трава негустая (дождик не полил, плохо выросла) ; прячется в травке и т.п. маленькие дети с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут "путешествовать" на волшебном корабле, перемещаясь в раз-ные времена года и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет пе-дагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и сла-бые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Даже са-мые маленькие дети понимают, почему колобок "скатился" с нарисован-ной дорожки и заблудился в лесу, - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только по-нимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

Педагог может использовать и такой приём, как обыгрывание неза-конченного (ещё только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот приём направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспита-тель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развития замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.

Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могу быть выражены словом. Процесс использования этого приёма представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игро-вых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично са-мостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой приём сти-мулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимули-руется изобразительное творчество.

Поэтому существенной особенностью этого приёма является совпаде-ние ряда игровых действий с собственно изобразительными, последним придаётся игровой характер.

В зависимости от сложности создаваемого изображения различаются игровые упражнения, сюжетная игра с предметным изображением, изоб-разительно-игровое инсценирование сюжета. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Данный приём можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков. Например, дети "нашивают" на платье бусинки, круглые и овальные; "кладут" на тарелку огурцы, большие и маленькие; "застёгивают" пуговицы на платье и блузке.

В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком про-дуктивного (изображаемого) действия: падает снег, скачет зайчик, текут ручьи и т.п.

В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение пред-мета (не сюжета) , сюжетно-изобразительная игра приобретает развёрнутый характер, а создаваемый рисунок (аппликация) как бы включается в во-ображаемый игровой сюжет, развёртывающийся по поводу выполняемого рисунка.

Воспитатель предлагает игровые задачи, решение которых позволяет ребёнку обогатить замысел, сделать изображение более выразительным. Увлечённый игрой, ребёнок уже сам ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом. Процесс такого совместного обыгрывания образа, связанный с его анализом, направлен на выявление возможностей детей.

При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой приём стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно-игровыми действиями. Например, дети, рисуя на тему "Парк", "сажают" деревья, цветы, "прокладывают" дорожки; в парке "растёт" трава, туда "прилетают" птицы.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приёмов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагают роль художников, фотографов, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. любой приём, в котором дети, взрослые выступают в той или иной роли (зайчики, птицы, волшебники и т.п.) , относится к этой группе.

Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обу-словлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребёнка привлекают или разнообразные действия человека (игрового пер-сонажа) , или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и со-держание игрового приёма. Учитывая знания детей, их интересы, предпо-чтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приёмы.

Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её. Старшим детям накануне занятия можно показать сервиз для кукол, из которого малыши растеряли часть посуды. Теперь они ссорятся, когда играют: им хочется поиграть с посудой, а на всех не хватает. Воспитатель предлагает дошкольникам подумать, как можно помочь малышам. После самостоятельного или подсказанного решения вылепить посуду детям можно предложить поиграть в мастеров. В процессе работы мастера могут советоваться друг с другом и смотреть на работу других, если в этом есть необходимость. Воспитатель, руководя процессом, может иногда брать на себя роль главного мастера и от его лица советовать, оценивать, помогать детям. На выставке поделок в конце занятия мастера рассказывают о своей посуде, оценивают поделки других детей, решают, у кого они хотели бы поучиться, и т.п.

Выполнение детьми учебных и творческих заданий, предъявляемых педагогом требований является непременным условием достижения при-нятых ими игровых целей.

Все вышеизложенные приёмы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобра-зительного процесса. В реальном процессе обучения используются в раз-личных сочетаниях все виды игровых приёмов.

Сборник дидактических игр

В сборнике представлены дидактические игры для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом.

Адресовано педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Введение ……………………………………………………………….. 4

Дидактические игры

для занятий рисованием …………………………….………………… 5

Дидактические игры

для занятий лепкой …………………………………………………....... 6

Дидактические игры

для занятий аппликацией ……………………………………………. 7

Введение

Как известно, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, развивают творческие способности детей.

В сборнике представлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях изобразительным искусством и художественным трудом с детьми 5-7 лет.

Для удобства использования все игры распределены по видам деятельности: рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры, используемые на занятиях по рисованию, направлены на закрепление знаний о цвете и его оттенках, развитие фантазии детей. Игры, используемые на занятиях по лепке, помогают закрепить представление детей о плоских и объемных геометрических формах, развивают творческую фантазию детей, мелкую моторику рук, активизируют поисковую деятельность ребенка. Выполняя игровые задания с бумагой, дети закрепляют умения вырезывать различные геометрические фигуры из бумаги, составлять композицию по замыслу, развивают воображение, творческие способности.

Данный сборник будет интересен педагогам дополнительного образования художественно-прикладной направленности, воспитателям детских садов.

Дидактические игры для занятий рисованием

«Все цвета вокруг нас»

Задачи: закрепить знания о цвете и его оттенках; упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Ведущим такой игры может быть педагог или дети.

Такую игру можно использовать как динамическую паузу на занятии.

Ход игры: водящий называет какой-либо цвет, а участники игры находят предмет такого цвета.

«Подбери цвет и оттенок»

Задачи: закрепить представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов; упражнять в употреблении названий оттенков цвета: темно-красный, светло-зеленый и др.

Ход игры: педагог показывает овощ или фрукт и просит назвать его цвет или оттенок.

«Теплые и холодные краски»

Цель: закрепить знания о теплых и холодных цветах

Ход игры:

1–й вариант: раздать детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.

2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

«Дорисуй предмет, пользуясь заданной формой»

Цель: развивать фантазию детей

Ход игры:

Раздать листы бумаги, на каждом из которых нарисован круг радиусом 4 см. Дети на занятии работают простыми и цветными карандашами.

Педагог говорит: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Вы готовы поиграть?» Чипполино: «Ребята, сейчас я покажу вам свой рисунок – вот этот круг. Попробуйте угадать, что я хотел нарисовать при помощи этого круга, и изобразите это на своих листах. Только нельзя увеличивать и уменьшать круг, изменять его форму». Дети дорисовывают круг. Чипполино на руках у педагога (педагог ходит между рядами) просматривает работы. Не все сразу догадываются, как можно изобразить предмет, пользуясь уже готовой формой круга, бывают и ошибки. И тогда Чипполино в непринужденной форме указывает на них, помогает переделать работу. Когда рисунки почти готовы, он подводит итог: «Совершенно верно, все это я и хотел нарисовать!» Рисунки получились такие разные. Чипполино добавляет: «Просто я такой хитрый, мне одного круга мало».

В конце занятия он помогает устроить выставку детских работ.

Дидактические игры для занятий лепкой

«Лепим фигуры»

Цель: передать форму выбранного животного, соблюдая пропорции; вылепить фигурку животно­го (зайчика, собаки, котенка).

Ход игры:

Загадываются загадки:

На дворе сидит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает

Дети отгадывают, педагог выставляет игрушку-собачку и спрашивает: «А как вы догадались?» Дети объясняют (словами загадки).

Мохнатенький, усатенький,

Есть начнет - песни поет.

(Котенок)

Проводится аналогичная работа.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку - тык, тык!

Выясняется, как ребята узнали, что это зай­чик.

«Кто есть кто или что есть что»

Задачи: активизировать поисковую деятельность ребенка, совершенствовать умения лепить из пластилина предметы разной формы.

Ход игры: ребятам предлагается задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто (например, жук и гусеница) или что есть что (например, яблоко и банан). Автор работ демонстрирует их ребятам, а те угадывают, кто или что перед ними.

Дидактическая игра «Формы»

Задачи: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах. Создать поисковую ситуацию: вылепить из пластилина объемные формы, глядя на схематичное или неполное изображение на плоскости.

Варианты игры: педагог предлагает детям вылепить:

Три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.

Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)

Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?).

Вылепить три разных квадрата.

Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?).

Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)

Вылепить несколько геометрических тел.

Вылепить несколько геометрических фигур.

Вылепить домик из нескольких форм.

Вылепить лесенку.

«Пластилиновая живопись»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, чувство цвета, мелкую моторику руки.

Ход игры: ребятам предлагается смешать 2 - 3 кусочка пластилина разного цвета, до получения причудливых разводов и пятен и вылепить из полученной массы вазу, кашпо или скульптуру.

«Детская площадка»

Задачи: развивать творческую фантазию детей, мелкую моторику руки.

Ход игры: педагог показывает детям изображение игровой площадки на которой стоят качели и горка, просит детям подумать, что еще можно разместить на игровой площадке, затем предлагает вылепить свою детскую площадку на которой хотелось бы поиграть.

Дидактические игры для занятий аппликацией

«Собери урожай»

Задачи: формировать уме­ния подбирать цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным фруктом.

Ход игры: дети вырезывают из цветной бумаги овощи и фрукты, а затем в прикрепленные к доске корзины собира­ют урожай: в первую корзину кладут овощи, во вторую – фрукты.

«Украсим рукавички»

Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.

Ход игры: педагог предлагает детям украсить рукавички, вырезанные из цветного картона. Дети придумывают узор, вырезывают элементы узора из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры), располагают узор в середине силуэта, по краю, наклеивают все детали.

«Продолжи узор»

Задачи: формировать умение соблюдать симметрию и ритм, развивать творческие способности, самостоятельность.

Ход игры: каждый играющий получает цветную карту с половинкой узора и выкладывает недостающую часть узора из цветных элементов, точно повторяя их расположение, цвет и форму.

«Необычный зоопарк»

Задачи: закрепить умение вырезывать круги из квадратов, развивать творческую фантазию детей.

Ход игры: педагог предлагает совершить путешествие в сказочную страну, где живут необычные животные, состоящие из кругов и полукругов: у них туловище, голова, уши и даже хвост круглые или полукруглые. Дети вырезывают разного размера круги из заранее приготовленных квадратов и составляют из них изображение животного. Из полученных изображений животных составить выставку «Необычный зоопарк».

«Человек в движении»

Цель: развивать творческую фантазию детей

Ход игры: педагог дает сведения об основных пропорциях фигуры человека, затем на доске размещает волшебный квадрат, состоящий из нескольких прямоугольников. Затем, размещая прямоугольные части квадрата на доске, педагог дает представление об основных пропорциях фигуры человека: размер туловища с головой равен длине ног, колено делит ногу пополам, длина рук равна длине ног и т.п. детям предлагается изобразить фигуру человека в движении с помощью «волшебного квадрата».


Лутай Марина Игоревна

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Игровые приемы в продуктивной деятельности дошкольника ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум» Специальность 44.02.01. Дошкольное образование Выполнил студент 201 группы Галинский К.С.

2 слайд

Описание слайда:

Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов активности – рисование, лепку, аппликацию, - традиционно представленных в детской жизни и занимающих в них существенное место.

3 слайд

Описание слайда:

Организация продуктивной деятельности как партнерской со взрослым связана с рядом методических вопросов, касающихся частоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и пр. Эти вопросы могут быть пояснены следующим образом. Продуктивную деятельность целесообразно обозначить как работу в «мастерской» (в которою на время превращается групповое помещение) – в особым образом организованным пространством, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные. Антураж и дух «мастерской» дает возможность отойти от так называемого «класса» – пространства обязательных обучающих занятий, требующего совершенно иного стиля поведения, как от детей, так и от взрослого.

4 слайд

Описание слайда:

Игра как ведущий вид деятельности в организации продуктивных видов деятельности в ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

5 слайд

Описание слайда:

Существуют общепринятые требования, которых должны придерживаться все дошкольные учреждения. Основные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО, содержание ООП ДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В условиях реализации ФГОС указывается на то, что обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В педагогической деятельности используются самые разные приёмы для того, чтобы повысить интерес детей к занятиям по рисованию. Это стихи о видах и жанрах изобразительного искусства, сказки о художниках, цветная математика, конструкторы, трафареты, викторины, загадки, дидактические игры на закрепление понятий и навыков; разнообразные техники изображения; интегрированные занятия. На занятиях коллективной работы, проводятся беседы об искусстве. Периодически проводятся игры «Угадай картину», во время которой дошкольники сами придумывают и отгадывают загадки по картинам, развивая тем самым устную речь и запоминая специальные термины. При проведении игр используются различными карточки, наборы репродукций, наборы кубиков, трафаретов, конструкторами. Некоторыми пособиями можно пользоваться в разных группах и даже на разных предметах, например, на занятиях по труду (аппликация, лепка, и тд.). Чаще всего игровые приёмы используются для повторения и закрепления.

9 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры на занятиях изобразительного искусства Игра «Раскрась двумя цветами» (закрепление знаний по основным и дополнительным цветам). Сказка. «Выросли ночью на лужайке необычные цветы - синие. И стебли синие, и листья синие, и цветы тоже синие. Утром выглянуло Солнышко, увидело синие цветы и удивилось: «Так же не бывает! Надо исправлять». И опустило на землю красные и жёлтые лучи. Осветили они цветы и получилась лужайка яркой и красивой. Скажите, какой стала лужайка? Что произошло с цветами?» (Цветы могут быть жёлтыми и их окрашивает синим цветом ночь. Дополнительно прилагаются рисунки цветов. 1). Далее предлагается выполнить красками ту же работу, что и Солнышко на листах бумаги.

10 слайд

Описание слайда:

Игра «Цветная математика» (закрепление знаний по смешению цветов). Комплект разноцветных карточек и карточки-ответы к ним для проведения фронтального опроса по темам «Тёплые и холодные цвета», «Глухие и звонкие цвета». Учитель показывает карточки разных цветов, а дети поднимают соответствующую карточку – Т (тёплый цвет) или Х (холодный цвет); Г (глухой цвет) или З (звонкий цвет).

11 слайд

Описание слайда:

Конструктор «Натюрморт». Каждому ученику выдаётся набор разных предметов, вырезанных из картона. Учащийся должен составить из них на листе натюрморт, потом обвести и раскрасить. Игра помогает закрепить знания о построении композиции, расположению предметов на листе.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Традиционный материал, с помощью которого выполняются работы по аппликации - бумага, знаком каждому с малых лет. Знакомство с ней начинается с того, что малыш мнет ее, рвет и может даже пробовать на вкус! Когда ребенок еще немного подрастает, достигая возраста 2-4 лет, его учат выполнять из бумаги аппликации, тем самым стимулируя его сенсорное развитие и мышление. Известно, что усвоение нового у детей лучше всего происходит в процессе игры. Поэтому, при обучении ребенка аппликации важно использовать игровые приемы, такие как совместное развитие сюжета игры, направленное на приобретение новых навыков. Благодаря игре, выполнение работы по аппликации становится осознанным и интересным занятием для ребенка.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

"Подводный мир"
Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.
Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»
Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.
Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия: Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется - слева - направо, а другая рисуется - справа - налево.

«Чудесный лес»
Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.
Ход игры: Взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

Дидактические игры по конструированию
«Геометрические фигуры»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал: карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т. Д. из геометрических фигур.
Ход игры. После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас красить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: "Шарик круглый, окно квадратное..."

«Сопоставь»

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«Вспомни, на что похоже»
Цель игры: упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры. Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

«Создай схему»
Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.
Материал: плоскостные геометрические фигуры, фломастеры, листы бумаги, контурные схемы, строительные наборы.
Ход игры. Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные несложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно использовать в качестве пособий по плоскостному моделированию (Детям подготовительной группе предлагают создавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур.) Затем дети получают задание разделить данные схемы, конкретизировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.

Дидактические игры по лепке
Формы
Цель: закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить инте¬рес на их сравнение и анализ сходства—различия; вылепить из теста объемные формы, глядя на их схематичное или неполное изоб¬ражение на плоскости; создать условия для экспериментирования с вылеп¬ленными формами развивать простран¬ственное мышление и воображение.
Материал. Вылепленные из теста формы и фигурки (объемные и рельефные); вырезанные из цвет¬ной плотной бумаги геометрические формы; рисун¬ки геометрических тел.
Варианты занятий. В зависимости от поставлен¬ной дидактической задачи, учитель демонстрирует детям те или иные геометрические формы, сообщает цель упражнения, объясняет необходимые условия или правила.

Вылепить три разных шара, которые могут быть разными по размеру, окраске или по двум признакам сразу. Во что можно превратить каждый из них и все вместе.
. Вылепить три разных круга. (Как можно это сделать?)
. Вылепить три разных кубика. (Во что можно превратить каждый из них и все вместе?)
. Вылепить три разных квадрата.
. Вылепить три разные пирамиды. (Во что можно превратить каждую из них и все вместе?)
. Вылепить три разных треугольника. (Как можно это сделать?)
. Вылепить несколько геометрических тел.
. Вылепить несколько геометрических фигур.
. Вылепить домик из нескольких форм.
. Слепить двух похожих цыплят, но из разных форм.

Змейка
Цель: развитие мелкой моторики детей.
Материал: пластилин, доска для лепки, стека
Ход игры. Предложите ребенку раскатать из яркого цветного пластилина длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Несуществующее животное.
Цель: развитие воображения, развитие мелкой моторики.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки
Ход игры. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

Загадки и отгадки.
Цель: развитие воображения.
Материал: пластилин, стека, доска для лепки.
Ход игры. Взрослый сообщает детям, что сейчас они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылепленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объемные, так и рельефные изображения. Ещё лучше постараться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

Дидактические игры по аппликации
Собери красивую пирамидку.
Цель: учить собирать пирамидку в определенном порядке (от темного оттенка к светлому).
Материал: на каждого ребенка пирамидка, состоящая из плосок трех (четырех) оттенков одного цвета.
Ход игры. Каждому ребенку предлагается составить пирамидку определнного цвета (от темного к светлому). Приклеить ее на свой листочек.

Картотека дидактических игр по изодеятельности

для средней группы

Дидактическая игра «Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Дидактическая игра «Веселые краски»

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».

Дидактическая игра «Гусенички»

Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

Ход игры: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

Дидактическая игра «Собери и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Ход игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Ход игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

Дидактическая игра «Расписные лошадки»

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Дидактическая игра «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Ход игры: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

Дидактическая игра «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Ход игры: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

Дидактическая игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

Дидактическая игра «Собери пейзаж»

«На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию



Рекомендуем почитать

Наверх