Самые роскошные свадьбы фигуристов. Александр Горшков: биография, фото, достижения Спортсмены чемпионы олимпийских игр горшков александр георгиевич

Акcессуары 30.06.2022
Акcессуары

Александр Горшков в последние годы в основном появляется в прессе в роли президента Федерации фигурного катания на коньках России. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко, отправляясь на разговор с шестикратным чемпионом мира и первым олимпийским чемпионом в танцах на льду, решил: ни одного вопроса об административной работе. Это интервью с Горшковым-фигуристом. Конечно, про олимпийскую мечту и про то, через что ради нее пришлось пройти.

Александр Георгиевич, давайте мысленно отправимся в те годы, когда вы были еще маленьким. Тогда самыми популярными видами спорта в стране были футбол, бокс, хоккей - еще не канадский, а русский... Как вы попали в фигурное катание?

Мне, когда я был маленький, выбирать не приходилось. Никто меня не спрашивал, да и я особо не понимал, что я хочу. Мне было шесть лет, и отдать в фигурное катание меня решила моя мама. Это произошло в тот год, когда я впервые пошел в школу. Она, провожая меня в один из дней, познакомилась с женщиной, которая ей рассказала, что слышала по радио о наборе детей в школу фигурного катания. Так я вместе с моим одноклассником в этой школе и оказался. С этого началась моя спортивная судьба. Шло все, надо сказать, не совсем гладко. Это был год 1952-53, искусственных катков еще не было, и фигурным катанием занимались, только когда ударят холода и замерзнет лед. А все остальное время - хореография, ОФП... Вот так до морозов я и провел несколько месяцев, а потом объявили, что будет второй этап отбора. Будут смотреть на льду, у кого какие способности, кто может кататься, а кто нет. И я должен признаться, что этот отбор не прошел. До этого никогда на коньках я не стоял - разве что во дворе в луже, прежде чем пойти на этот отбор. Вот мои потенциальные способности никого и не впечатлили. И меня отсеяли. Мама по этому поводу переживала больше, чем я, и родители, чьих детей все-таки взяли, посоветовали ей: приведите Сашу и скажите, что он болел. Так она и сделала: привела меня, а я к тому времени уже чуть подучился кататься. Подъехал к той группе, которая должна была начать заниматься, меня спрашивают: что это тебя так давно не было видно, болел, что ли? Я покраснел, потому что врать еще не умел совсем, и кивнул головой. Так и остался в фигурном катании.

- Фигурное катание всегда считалось "девчачьим" видом спорта. Над вами во дворе не подшучивали?

Да во дворе я, честно сказать, бывал очень немного. Больше скажу: с момента начала занятий фигурным катанием я возненавидел зиму, потому что мои друзья после школы шли во двор, а меня сажали обедать, а потом за руку в метро - и на каток. И так каждый день. Часов в семь вечера возвращался полусонный домой, и надо было делать уроки. Я садился за стол - и засыпал... И зиму я, откровенно говоря, не очень люблю до сих пор.

- Почему не бросили фигурное катание, если так не нравилось?

Ну, не всем же детям нравится ходить в школу - но они в нее ходят... Так и здесь. Надо, значит, надо. А осознание того, что фигурное катание - это мое, пришло уже лет в 15-16, в возрасте, когда уже возникает желание, так скажем, выделиться, самоутвердиться. Я понял, что фигурное катание может помочь мне это сделать. Начал заниматься им гораздо более серьезно. Естественно, все для начала занимались одиночным катанием, это основа фигурного катания. Тех, кого считали не очень способными, отдавали в парное катание. Ну а те, кто совсем бездарные, шли в танцы на льду (улыбается). Я в итоге оказался в танцах.

- Даже в парном катании не задержались?

Нет, два года им все-таки прозанимался. Даже могу похвастаться, что участвовал в одних соревнованиях с Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым: наша школа относилась к "Локомотиву", а они были как раз членами этого спортивного общества. Прикоснулся к истории парного катания.

- Какое заняли место?

Даже не помню (смеется). Думаю, был где-то ближе к самому концу турнирной таблицы. Мы не сошлись характерами с моей партнершей, и в результате мы расстались. И потом мой друг Сергей Широков, который занимался со мной в одной школе с детства и уже был в то время в танцах, он катался с известной в то время спортсменкой Надеждой Велле, предложил мне прийти посмотреть на их тренировку. Сказал: у нас сейчас тренера нет, что-то не получается, может, ты что подскажешь. Я засомневался, говорю: да что я понимаю в этих танцах? Но пришел. С коньками. Начал тоже кататься, что-то начал сам делать. Начало даже нравится. И в один прекрасный день мой тренер Ирина Никифорова говорит: давай-ка попробуем тебя в танцах? Я ответил, что не против. В то время в ЦСКА, где тренировались Людмила Пахомова и Виктор Рыжкин, приехала из Ленинграда девочка, звали ее Ирина Нечкина. Она безумно была влюблена в танцы, полна энтузиазма, и ей как раз искали партнера. Меня привели на смотрины, я очень боялся, что "забракуют", но подошел. Начали кататься с ней в паре, тренировались на одном льду с Пахомовой и Рыжкиным. Они нам помогали, периодически Мила вставала со мной в пару, чтобы что-то показать, а Виктор Иванович, соответственно, с Ирой. Потом они уехали надолго на соревнования: чемпионат Европы, чемпионат мира, а вскоре после того, как приехали, их пара распалась. И спустя некоторое время Людмила предложила мне кататься вместе с ней. Меня это предложение, конечно, несколько шокировало, но я старался особенно вида не подавать. Даже попросил возможности подумать до конца дня - все-таки у меня были обязательства перед Ирой Нечкиной. Но я, конечно, согласился.

Золотой желудь стал счастливым талисманом

Вас не смущало тогда, что вы выступали не в олимпийском виде фигурного катания, или уже было известно, что скоро танцы вольются в олимпийскую семью?

Нет, насколько я помню, тогда таких разговоров даже еще не было. Впервые об олимпийских перспективах танцев заговорили в 1968 году, когда МОК пригласил десять сильнейших пар мира на Олимпийские игры в Гренобле. Мы с Милой вошли в эту десятку, и там нам надо было продемонстрировать руководству МОК, что собственно танцы на льду из себя представляют.

- В тот момент уже вы были законодателями мод в танцах или еще правили бал англичане?

Нет, мы только начали в тот момент наше восхождение. Это был только второй год наших выступлений на чемпионатах Европы и мира. В 1967 году у нас результаты были довольно скромные, а в 1968-м на чемпионате мира мы уже стали шестыми. А в 1969 году мы заняли третье место на чемпионате Европы и второе на чемпионате мира. Оставался всего год до начала нашего чемпионства.

Вы не раз рассказывали о том, как ваш тренер Елена Анатольевна Чайковская предложила вам новаторские идеи, для того чтобы обыграть непобедимых в то время англичан. Легко их приняли или консервативное начало было сильно?

Елена Анатольевна закончила ГИТИС, а Мила училась там. Мы были молодые, полные энтузиазма и желания, бурлили идеями... И мы прекрасно понимали, что бороться с англичанами их же оружием будет очень сложно. Даже чемпионы мира того времени Диана Таулер и Бернард Форд, англичане, стали выделяться тем, что отошли от традиционного английского стиля. Они впервые сделали программу под "сиртаки", чего раньше и представить было нельзя - все танцевали под фокстрот и танго. Поэтому, конечно, реальный путь наверх мы видели в создании чего-то нового. И оказалось, что мы были правы. Именно благодаря этому мы довольно-таки быстро пробились наверх.

- В то время в танцы на льду уже привлекали хореографов из балета?

Нет, это был еще не тот период. Но образование и талант Елены Анатольевны помогли нам в плане идей, программ, которые мы создавали и демонстрировали, быть на высоте. Может быть, только в первый год наших выступлений с Людмилой мы еще были на одном уровне со всеми, а со второго года уже начали заявлять о себе в ином качестве, чем это было в традиционных танцах на льду.

- Когда вы таким образом начали уходить в отрыв, соперники пошли вслед за вами или не приняли ваш новый стиль?

Многие остались на старых позициях. Но были и те, кто устремились за нами. В первую очередь я бы выделил американскую пару Джуди Швомейер/Джим Сладки. Очень талантливый дуэт, который пошел несколько иным путем. Мы их всегда считали опасными соперниками.

Настолько опасными, что вы нервничали, боясь им проиграть, или все равно были уверены, что сильнее остальных?

Поначалу было трудно. На чемпионате мира в Любляне в 1970 году, где мы впервые стали золотыми медалистами, была очень серьезная борьба. Даже драматичная: мы после обязательных танцев, занимая, как мы думали, первое место, ушли в гостиницу - и вечером узнали, что результаты пересчитали. Оказалось, что мы вторые. Устроили повторную жеребьевку стартовых номеров на произвольный танец. Между двумя видами соревнований у нас был день перерыва, и этот день, надо признаться, получился очень напряженным, потому что мы совсем не ожидали такого поворота событий. Вечером, чтобы снять волнение, пошли гулять по городу, потом заглянули в какое-то кафе попить кофе... И там я, помню, опустил глаза вниз и увидел что-то такое маленькое и блестящее. Поднял - а это оказался золотой желудь, знаете, который вешают на цепочку. Отдал его Миле, а она говорит: это нам на счастье. И на следующий день мы прокатали очень достойно наш произвольный танец, кстати, очень революционный по тем временам - и выиграли. Хотя председатель технического комитета по танцам на льду Лоуренс Демми после окончания соревнований собрал всех тренеров и раскритиковал нашу программу за то, что она была технически слишком сложной. Мол, танцам это пока не нужно, и мы перестарались и опередили время. Тем не менее, мы стали чемпионами мира, а маленький золотой желудь Мила надевала на все наши соревнования.

- И вы с этим желудем не проиграли ни одного турнира?

Нет, проиграли на чемпионате Европы 1972 года брату и сестре Ангелике и Эрику Бук из Германии. Но это была очень странная история. Сами не поняли, почему проиграли. Катались хорошо, и претензий у нас к себе особых не было. Когда это произошло, безумно расстроились... Но, наверное, именно в этот момент пришло осознание того, что советскому спортсмену, для того чтобы быть первым, надо превосходить остальных не на одну, а на две головы. И тогда никаких проблем не будет. Эту мысль я и сегодня пытаюсь внушить нашим фигуристам: только в этом случае никакие судейские коллизии и нюансы, которые были, есть и будут, не помешают. И через полтора месяца мы взяли реванш, одержав более чем убедительную победу на чемпионате мира в канадском Калгари.

Сейчас танцы и "подводные течения" - понятия неразделимые. Когда вы катались, эти "нюансы" в танцах уже появились?

Скорее, это я в танцах появился (смеется), а "нюансы", мне кажется, существовали всегда. Там, где есть субъективное судейство, всегда будут споры, разговоры, подозрения...

Вам никогда не было обидно за танцы? Действительно ведь, в одиночном и парном катании есть хотя бы прыжки, а танцы на льду, например, Алексей Николаевич Мишин в одном из интервью назвал "ярким, но пустым рюкзаком на спине фигурного катания".

Ну, это Мишин погорячился, я как президент федерации с ним поговорю (смеется). Если серьезно, то танцы на льду из всех видов фигурного катания, не в обиду Алексею Николаевичу будет сказано, ближе всего к искусству. А найти какие-то абсолютно точные критерии в искусстве довольно сложно. При существовавшей раньше системе, хоть она была по-своему хороша и достаточно успешно работала, была одна оценка за сложность. А во вторую, которую называли по-разному, за артистизм или представление программы, входило такое огромное количество критериев, что для объективной их оценки в голове надо было иметь сверхмощный компьютер. Это и выбор музыки, и хореография, и постановка, и музыкальность, и интерпретация... И нужно было совместить все эти критерии в одну оценку. Допустим, постановка хорошая, но исполнили программу спортсмены не в музыку. Как вынести среднюю оценку? Поэтому, безусловно, старая система была субъективной. Сейчас, в новой системе, постарались все критерии разнести. Во второй оценке есть пять компонентов, которые оцениваются по отдельности. Но на самом деле их можно сделать и 20, и 30...

Эту самую артистическую, субъективную сторону танцев на льду вам в себе пришлось развивать, когда вы начали кататься с Пахомовой?

Да мне все пришлось в себе тогда развивать.

- Вы же, если не ошибаюсь, в тот момент были официально перворазрядником?

Что-то в этом роде. Не успел получить в парном катании мастера спорта, поэтому на этом уровне и остался. Но дело не в этом. Конечно, положительно ответив на предложение Людмилы кататься вместе, я понимал, на что иду. Не знал в деталях, но представлял, что мне предстоит с собой сделать. Старался делать максимум. На первых порах катались мы с ней по 10 часов в день. Мы оказались вне какого-либо спортивного общества, Мила была студенткой ГИТИСа, а я - студентом Института физкультуры. У Института физкультуры был лед - два часа в день с утра пораньше на катке "Кристалл". Вот мы и приезжали к девяти, кажется, часам утра на "Кристалл", сначала катались на льду Института физкультуры, потом наступало чье-то еще время - к примеру, "Спартака", мы просились туда и катались еще два часа там. Перерыв на обед на час - и заканчивали где-то в восемь вечера. Так продолжалось месяца два-три. Потом за нас взялась Елена Анатольевна, мы стали динамовцами и поехали на сборы. Прекрасно помню, как на одном из этих сборов, в Нижнем Новгороде, после недели тренировок выхожу на лед - и иду как по стенке, двумя руками за борт держусь. Лена и Мила видят мое зеленое лицо - и тут же отправляют назад. Два-три дня дали отдыха, чтобы я пришел в себя. Вот так, по-другому нельзя. А что касается выразительности, в нашем маленьком коллективе, состоявшем из Елены Анатольевны, Милы и меня, царил такой дух творчества, что волей-неволей я автоматически им проникался. Особых усилий здесь над собой мне делать не приходилось. Все было ясно и понятно. Елена Анатольевна умела очень здорово объяснять, Мила, как студентка ГИТИСа, все ловила на лету и сама многое предлагала, ну а я в окружении двух прекрасных дам впитывал эту информацию чисто автоматически. И довольно быстро все это усваивал.

"Если хотите жить, на операцию"

- Перед тем как испытать миг олимпийского триумфа, вам пришлось выдержать очень сложное испытание...

Да, у нас была мечта - выступить на Олимпийских играх и, учитывая, что мы в этот период были на вершине, еще и победить. Стать первыми олимпийскими чемпионами в танцах на льду. Мы окончательно узнали о том, что танцы будут представлены на Олимпиаде-1976 в Инсбруке, во время чемпионата Европы 1975 года. И вот после этого турнира, уже по дороге домой, со мной произошла довольно серьезная неприятность. Случился спонтанный пневмоторакс, это означает, что у меня был разрыв плевры легкого, и воздух попал в межплевральную полость. Но это стало известно только потом, а в тот момент я почувствовал, что со мной что-то не то, и сказал об этом Елене Анатольевне. Она в то время увлекалась лечением с помощью мумие и дала мне, наверное, килограмм этого мумия. Наверное, была права, потому что, судя по тому, что происходило со мной в последующие три дня, если бы не это мумие, мы бы с вами, возможно, сейчас уже не беседовали. Эти три дня я лежал дома, и мне никак не могли поставить диагноз. В конце третьего дня наконец-то выяснилось, что межплевральная полость начала заполняться не только воздухом, но еще и кровью. И я оказался на операционном столе. Благодаря мастерству Михаила Израилевича Перельмана, который оперировал меня в течение пяти или шести часов, мечту удалось спасти.

- Но передумали за это время, наверное, много...

Помню, Михаил Израилевич, такой небольшого роста, делового вида человек, пришел ко мне в палату и сказал: молодой человек, нам с вами надо срочно делать операцию. Я не знал, кто это, отвечаю: какая еще операция? У меня чемпионат мира в Америке через полтора месяца! Он: так, молодой человек, у меня нет времени, еще две операции сегодня. Даю вам 15 минут, потом возвращаюсь, и вы мне говорите "да". Если хотите жить. Последняя фраза меня насторожила. Накануне мне еще кровь переливать пытались, как оказалось, я потерял два с половиной литра. Через секунду в дверь заглядывают Мила и Лена. И по их лицам я понимаю: надо соглашаться. Ладно, говорю, зовите. Зашел Михаил Израилевич, я ему: согласен. И все, тут же, без подготовки, на операционный стол.

- И сколько потом ушло времени на восстановление?

После операции очнулся в реанимации, точнее, провел еще какое-то время в пограничном состоянии: то ли день, то ли ночь, то ли бодрствую, то ли сплю. Уколы же делают обезболивающие - и от них такой эффект. Помню, Мила со мной пытается разговаривать, даже читает что-то, я ничего не понимаю... В общем, когда я в очередной раз открыл глаза, то попросил, чтобы мне перестали делать эти дурацкие уколы. А то вообще не могу собой управлять. Через пару дней, опять же по моему требованию, перевели меня из реанимации в обычную палату. Там я сразу попытался поприседать, чтобы понять, на что еще гожусь. При этом параллельно меня продолжали таскать на пункции и прочие процедуры. В итоге в один из бессонных вечеров - спалось в больнице плохо - зашел к дежурному врачу. Он, если не ошибаюсь, был анестезиологом во время моей операции. Разговорились, и он меня спрашивает: зачем ты все эти упражнения пытаешься делать? Я говорю: ну как, у меня на следующий год Олимпийские игры, скоро чемпионат мира. Он на меня так посмотрел и отвечает: знаешь, не хочу тебя расстраивать, но после того, что с тобой произошло, ты через полгода еще только с авоськой за кефиром ходить будешь... Я расстроился, рассказал это на следующий день Миле, и она мне заявляет: ерунда, мы с тобой поедем на чемпионат мира. А до него оставалось недели три.
Выпустили меня через какое-то время из больницы опять же по моей настоятельной просьбе - и, должен добавить, благодаря вере в меня Михаила Израилевича Перельмана. Я тут же пошел на каток попробовать, что получится. А Мила в то же время пошла к председателю спорткомитета СССР Сергею Павловичу Павлову. Рассказала ему всю эту историю и заявила: нам просто необходимо поехать на чемпионат мира. А то Саша скиснет. Он согласился. Назначили день на "Кристалле", когда все врачи должны были смотреть, что со мной будет происходить на льду. А левая рука у меня выше плеча не поднималась, настолько ослабла и болела. В произвольном танце же у нас были моменты, когда партнерша под этой рукой должна была поворачиваться. Я Миле говорю: знаешь, ты сама эту руку поднимай и крутись под ней, другого выхода у нас нет. Так и откатались. Врачи посмотрели, общее мнение было: не пущать. Но Михаил Израилевич сказал: отпустить под мою ответственность. И мы полетели в Америку. Через месяц после операции. В Колорадо-Спрингз.

- Высокогорье.

Высота больше 2000 метров. Приехали туда за день до чемпионата мира, в то время как остальные участники уже давно там проходили акклиматизацию. Решили посмотреть, что со мной будет происходить. На следующий день договорились покататься рядом с Колорадо-Спрингз на одном из катков спортивного комплекса военно-воздушной академии США, где высота еще метров на 300 выше. Попробовали прокатать произвольный танец. Я доехал до середины, а дальше понял, что сейчас умру. Объем легких после операции и так сократился вдвое, и высота почти 2500 метров. Вернулись в Колорадо-Спрингз. Кстати, ни соперники, ни другие тренеры не знали, что со мной произошло. Всем рассказывали, что у меня тяжелый грипп, поэтому, чтобы никто из спортсменов не увидел заклеенных швов, я переодевался в номере в гостинице. Ну а дальше стали решать. Выступать мы были готовы - обязательные танцы уж как-нибудь бы откатали, а к произвольному танцу я бы, может, и пришел в себя. Но руководство федерации приняло решение, что участвовать в чемпионате мира мы не будем. Только в показательных выступлениях. После чемпионата мы отправились со всеми спортсменами в турне по США, где я постепенно приходил в себя. А потом вернулись, поставили хороший произвольный танец - и технически, и по нагрузкам совершенно неординарный. И с ним вошли в олимпийский сезон. Вот и получилось: чтобы достичь цели, надо ее было выстрадать.

- Сама Олимпиада после таких испытаний предыдущего сезона далась проще?

Я бы не сказал. Олимпийские игры - это нечто особенное. На чемпионате мира ты выступаешь за себя. А на Олимпиаде мы почувствовали дух команды, ответственность. И психологическое... Не хочу употреблять слово "давление", воздействие. Которое, безусловно, приходится учитывать. Плюс Олимпийские игры проходят раз в четыре года. Можно все эти четыре года готовиться - и потом в одно мгновение, в силу дурацкого стечения обстоятельств, какой-нибудь шпильки для волос на льду, упасть. И все четыре года окажутся потраченными напрасно. Поэтому я часто говорю: везение, удача имеют в спорте огромное значение.

Вы на Олимпиаде четко знали: сделаем все хорошо и будем чемпионами или приходилось опасаться каких-то нюансов?

Подготовка шла достаточно нервно. Оригинальный танец, который мы готовили в этом сезоне, был очень удачный, но на турнире "Нувель де Моску" я на одном повороте зацепился за ногу Милы и споткнулся. Не грохнулся, но на коленку присел. И это выбило нас немного из колеи. Потом мы это место, конечно, изменили. На чемпионате Европы мы поняли, что наш уровень готовности и наши новые танцы, подготовленные к олимпийскому сезону, позволяют нам всерьез рассчитывать на победу. Мы, правда, еще не видели наших североамериканских соперников Колин О"Коннор и Джима Милнса, которые стали серебряными призерами предолимпийского чемпионата мира вслед за Ириной Моисеевой и Андреем Миненковым. Того чемпионата, в котором мы не смогли принять участие. В итоге на Олимпиаде первые два места достались советским дуэтам, а третьими стали американцы.

- Момент, когда на Олимпиаде закончили произвольный танец, помните?

Вообще мы катались на Олимпиаде, наверное, несколько сдержанно. Все же была боязнь совершить ошибку. Хотя потом, когда я просматривал видео, внешне выглядело все нормально. Но внутри напряжение было. Стремление максимально сконцентрироваться и не сделать что-то не так - и при этом желание показать все, на что способны. Так что, когда закончили произвольный танец и встали в финальную позу, то выдохнули, конечно.

- Роднина, когда стояла на пьедестале, плакала. А вы с какими эмоциями слушали гимн?

Роднина плакала на своей третьей победной Олимпиаде, а у нас это была первая (смеется). На своей третьей Олимпиаде, может быть, и я бы заплакал. Наверное, смешанные чувства у меня были, фейерверк разных эмоций. Радость от того, что все получилось, что справились, что все закончились, радость от победы и того, что цель, к которой шли все эти годы, достигнута, и, конечно же, гордость, что звучит именно наш, советский гимн. И одновременно некоторая грусть. Как всегда в таких случаях бывает: эмоциональный спад и мысли - что дальше?

- Вы уже знали в тот момент, что уйдете из спорта?

Безусловно, нет. Мы не только не думали об этом - это даже не входило в наши планы. Нельзя о таком думать, готовясь к своей главной победе. Должна быть максимальная мотивация во всем. Такие мысли надо было сразу же гнать, иначе ничего могло ничего не получиться. Решение пришло значительно позже.

- Праздновали бурно?

Знаете, тот период как-то мне не запомнился. Еще на Олимпиаде, после того как закончились соревнования в танцах, ощущение эйфории продолжалось несколько дней, а потом наступила пустота. Уехали из Инсбрука на показательные выступления в Париж, вернулись домой и начали готовиться к чемпионату мира. Вот на этом чемпионате мира мы получили максимальное количество оценок 6,0 за всю карьеру - из 18 их было 16. И вот тогда, стоя на пьедестале, почувствовали: от шестой золотой медали чемпионата мира уже нет безумной радости. Особенно если вспомнить то, чего это все стоило.

Ford, Volvo, BMW...

- Ваша жизнь после олимпийской победы сильно изменилась?

Если говорить о деньгах, то тогда все это было достаточно скромно. Но нам помогли улучшить наши жилищные условия: переехали из двухкомнатной квартиру в трехкомнатную. На улицах и так узнавали - фигурное катание было популярно, мы мелькали на телеэкранах. Да, и еще я смог купить себе машину, о которой мечтал. Автомобили всегда были моим хобби. Я всегда сам занимался их ремонтом, и для меня это было лучшей формой отдыха. Часть этой любви сохраняю до сих пор.

- Какую машину купили, если не секрет?

Ford. Ездил после этого лет пять, наверное. Беда машин того времени в том, что они начинали через какое-то время гнить, что бы ты с ними ни делал. И неважно, советская это была машина или иномарка. Антикоррозийная защита практически отсутствовала. Чем-то мазал, но защитить это нормально не могло. Потом у меня был Volvo, следом BMW... Такое вот было увлечение.

Всегда было интересно: в те времена вы могли общаться со спортсменами из других стран? Сейчас-то дружат все, в соцсетях переписываются.

Ну, мы, конечно, не переписывались, но были нормальные, дружеские отношения. Те же брат и сестра Бук - абсолютно нормальные ребята. После того странного чемпионата, о котором я уже рассказал, они чуть ли не извиняться к нам тогда пришли. Дружили, встречались несколько раз в год, вместе ездили в турне с показательными выступлениями. Тогда после каждого чемпионата мира была такая практика. Если чемпионат мира в Европе, то поездка по Европе, если в США или Канаде, то по Северной Америке.

- Тур Коллинза появился только потом. А у вас была возможность уехать выступать за границу в шоу?

Нереально.

- И предложений не было?

История была такая: после чемпионата мира 1974 года в Мюнхене сидели мы с Милой на торжественном обеде с руководителем советской делегации Анной Ильиничной Синилкиной и владельцем балета "Холидей он Айс" Морисом Чалфином, который много раз приезжал в СССР и с Синилкиной был хорошо знаком. Зашла речь о том, кто кому сколько платит и предлагает. Так, ни к чему не обязывающий разговор. А Анна Ильинична возьми и спроси: а вот Пахомову с Горшковым вы бы взяли к себе в балет? Чалфин - человек деловой, шутки плохо понимает и отвечает: да! Готов платить 10 тысяч долларов в неделю. Для 1974 года, честно скажу, это было много. Сказал это г-н Чалфин - и на нас смотрит. Анна Ильинична поняла, что как-то надо выкручиваться, но нас выручил сидевший с нами Валентин Николаевич Писеев. Он сказал: вы знаете, это мало. Предложили бы тысяч 15, можно было бы разговаривать на эту тему. Г-н Чалфин обиделся, говорит: ну как же так, я никому таких денег не предлагал! В общем, на том и расстались. Но с нашей стороны, естественно, это была шутка. Не то что предложений не было, даже не думали мы об этом. Думали о том, чем будем заниматься здесь, у нас. В то время существовали три балета на льду и еще, кажется, цирк на льду. Все это нас совершенно не вдохновляло. Поэтому Мила решила стать тренером. Ну а поскольку два тренера в одной семье в одном виде фигурного катания - это слишком много, были перед глазами примеры, то я занялся административной работой. В декабре 1976 года нам организовали проводы, а уже в январе 1977 года я вышел на работу в Госкомспорт СССР.

Александр Георгиевич, разговаривать с вами - огромное удовольствие, но надо заканчивать, и напоследок я хотел спросить вот что: олимпийского чемпиона, шестикратного чемпиона мира, президента Федерации фигурного катания на коньках России на лед тянет? И если хоть иногда выходите, то твиззлик сделаете?

Отвечаю по порядку. Как закончил кататься, тянуло на лед безумно. Потом прошло. Стал на лед выходить довольно редко. Эпизодами, если кто-то попросит, или стечение обстоятельств. А насчет твиззлика, двигательная память - она же на всю жизнь. Забыть здесь что-то довольно сложно. Другое дело, что эта память уже не подкреплена физическими возможностями. Поэтому выходишь на лед, пытаешься что-то сделать, но "оп", а нога-то и подогнулась. Приходится себя сдерживать. Но было бы побольше времени и поменьше лени, продолжал бы кататься.

Главным в его жизни продолжает оставаться неразрывная связь с любимым видом спорта и его деятельность в техническом комитете по танцам на льду Международного союза конькобежцев (ИСУ), членом которого он впервые стал еще в 1984 году, а в 1998 году был избран его председателем. Именно этот комитет, являясь творческим ядром развития спортивных танцев на льду, призван определять стратегию развития этого вида спорта на международной арене, разрабатывать новые правила соревнований, ежегодно корректируя их, контролировать и оценивать работу судей, обеспечивать совершенствование их знаний и квалификации.


Родился 8 октября 1946 года в Москве. Отец - Горшков Георгий Иванович (1910-1968). Мать - Горшкова Мария Сергеевна (1912-1995). Супруга - Горшкова Ирина Ивановна (1958 г. рожд.). Дочь - Пахомова-Горшкова Юлия Александровна (1977 г. рожд.), учится в Париже. Сын супруги - Беляев Станислав Станиславович (1978 г. рожд.).

Всемирно известная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков - первые в истории Олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду. Они выиграли олимпийские золотые медали в 1976 году на Играх в австрийском городе Инсбруке, пройдя в течение 10 лет путь сложнейших испытаний, начав практически с нулевой отметки и поднявшись на самую вершину.

Когда в 1966 году Людмила и Александр впервые вместе попробовали свои силы на льду, мало кто верил в то, что когда-нибудь именно эта пара сможет стать лучшей из лучших. "Начало было так далеко, так робок первый интерес..." - эти поэтические строки абсолютно точно отражают ситуацию тех лет. Пахомова была уже, правда, чемпионкой Советского Союза (с Виктором Рыжкиным), зато Горшкова, воспитанника армейского клуба, не знал никто: он был скромным перворазрядником без, казалось бы, всяких перспектив.

Однако молодая пара верила в свои силы. Как верил в них и молодой тренер Елена Чайковская, с которой вместе они и начали создавать совершенно новый - русский! - стиль спортивных танцев на льду. Именно не стандартный, абсолютно оригинальный подход к ледовой танцевальной теме, основанный на достижениях русской и советской балетной школы, русской классической и народной музыки, позволил Пахомовой и Горшкову всего за три года сделать головокружительный скачок на спортивной иерархической лестнице.

Уже в 1969 году они стали бронзовыми призерами чемпионата Европы, а на первенстве мира уступили только чемпионам мира - англичанам Диане Таулер и Бернарду Форду. Именно тогда на пресс-конференции после окончания соревнований английские спортсмены в качестве преемников назвали русскую пару. И не ошиблись.

В 1970 году Людмила и Александр впервые становятся чемпионами Европы и мира. А в общей сложности они были ими шесть раз - больше, чем кто-нибудь за всю историю спортивных танцев на льду. Только один раз уступили Пахомова и Горшков высшую ступеньку пьедестала почета - на чемпионате Европы 1972 года (германской паре брату и сестре Бук), но уже через два месяца нанесли на чемпионате мира такой сокрушительный ответный удар, что немецкие танцоры вынуждены были завершить свои спортивные выступления.

В первый год своего чемпионства Пахомовой и Горшкову довелось выдержать невероятную по тем временам конкуренцию со стороны лучших фигуристов Великобритании, ФРГ, США. И они не только выстояли, но и ушли далеко вперед в своем творческом поиске. Вместе с Чайковской в эти годы были созданы незабываемые для миллионов зрителей танцы - "Кумпарсита", ставшая эталоном для нескольких поколений, "Вальс" на музыку А.И. Хачатуряна, "Памяти Луи Армстронга", "Частушки" Родиона Щедрина и еще десятки оригинальных и произвольных программ, получивших у судей высшие оценки.

За год до очередных - 1976 года - Олимпийских игр случилось несчастье, едва не перечеркнувшее всю творческую и спортивную биографию Людмилы и Александра. После чемпионата Европы 1975 года, который Пахомова и Горшков выиграли с огромным преимуществом, на пути домой Александр почувствовал боли в спине. Вначале казалось, что это элементарная простуда и через несколько дней можно будет приступить к тренировкам. Но оказалось, что все гораздо серьезней. В итоге, Горшков угодил в больницу, где ему сделали уникальную операцию на легких. Только это плюс колоссальная спортивная закалка спасли ему жизнь. Более того, он вернулся в спорт. И хотя на чемпионате мира выступить звездной паре не удалось, на лед они все же вышли и показали, что олимпийские надежды для них полностью сохранились.

Так и случилось. В Инсбруке Людмила Пахомова и Александр Горшков вновь не имели себе равных. Их отрыв от ближайших преследователей стал более чем убедительным. Первое олимпийское золото в спортивных танцах на льду отправилось в Москву.

То же самое случилось и спустя четыре года, когда "танцевальное золото" вновь завоевали ученики группы Е.И. Чайковской - Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, большая часть карьеры которых проходила и зрела рядом с первыми нашими чемпионами, на чьем опыте можно было создавать прочный фундамент и собственного успеха.

Быстротечна спортивная жизнь. В канун 1977 года Людмила Пахомова и Александр Горшков покидают лед. Пахомова, чтобы стать тренером, Горшков - чтобы стать спортивным функционером. Конечно, огромный опыт помог им быстро и уверенно стартовать в новой жизни. Тем более, что молодой тренер Л. Пахомова успешно окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа и могла во всеоружии заниматься воспитанием собственных учеников - молодых танцевальных пар. Можно было надеяться, что в скором времени она вырастит новых российских чемпионов, но случилось самое страшное: ее подстерегла тяжелая болезнь. Людмила боролась с ней так же, как и всю свою жизнь боролась в спорте. Она продолжала работать до самых последних своих дней и оставила после себя целую плеяду молодых танцоров, ставших впоследствии успешными тренерами.

После завершения спортивной карьеры А. Горшков с 1977 по 1992 год работал Государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, а с 1992 года он возглавляет Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР). В 2001 году А. Горшков был избран членом исполкома ОКР. С 2000 года он является также вице-президентом Московской региональной федерации фигурного катания на коньках и президентом Регионального благотворительного общественного фонда "Искусство и спорт" имени Людмилы Пахомовой.

Однако главным в его жизни продолжает оставаться неразрывная связь с любимым видом спорта и его деятельность в техническом комитете по танцам на льду Международного союза конькобежцев (ИСУ), членом которого он впервые стал еще в 1984 году, а в 1998 году был избран его председателем. Именно этот комитет, являясь творческим ядром развития спортивных танцев на льду, призван определять стратегию развития этого вида спорта на международной арене, разрабатывать новые правила соревнований, ежегодно корректируя их, контролировать и оценивать работу судей, обеспечивать совершенствование их знаний и квалификации. Это означает, что именно от Александра Горшкова в значительной мере зависит, в каком направлении будет развиваться ледовое танцевальное искусство.

Как результат его деятельности на этом посту можно назвать ряд существенных изменений в правилах, которые позволили еще более повысить техническую сложность и зрелищность танцев на льду. Начиная с 1998 года стало возможным использование вокальной музыки при создании композиций оригинальных и произвольных танцев, а также стало обязательным включение в них специально определенных технически сложных элементов.

Все эти и другие новшества, вводимые техническим комитетом и ежегодно корректируемые правила, потребовали перехода на более высокий уровень информированности судей, без чего их работа будет неэффективной. С этой целью технический комитет начал проведение ежегодных конференций-семинаров для рефери, приглашаемых из всех стран мира, где развивается этот удивительный вид спорта.

В 1988 году Л. Пахомова и А. Горшков за вклад в развитие танцев на льду и спортивные достижения были избраны почетными членами "Музея Славы Федерации фигурного катания США". Как шестикратные чемпионы мира (1970-1974, 1976) и Европы (1970-1971, 1973-1976) они вписаны в Книгу рекордов Гиннесса.

Оригинальный танец "Танго Романтика", подготовленный спортсменами вместе с тренером Е.А. Чайковской в 1973 году, включен и исполняется до сих пор в качестве обязательного танца на всех соревнованиях по спортивным танцам на льду.

А.Г. Горшков - Заслуженный мастер спорта (1972), Заслуженный тренер СССР (1988), Заслуженный работник физической культуры России (1996). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), "Знак Почета" (1972).

На серьезное хобби у Александра Георгиевича времени практически не остается. Он любит технику, сам ремонтирует свой автомобиль, исправляет все домашние приборы. В литературе отдает предпочтение произведениям любимых писателей - М.Булгакова и И.Во, с удовольствием смотрит почти все советские фильмы. Очень любит встречаться с друзьями, среди которых много артистов: А. Домогаров, А. Мордвинова, В. Раков и др.

Живет и работает в Москве.

Тогда, в 1966 году, мало кто верил, что из этих двоих что-нибудь получится. Однако прошло четыре года, и Людмила Алексеевна Пахомова и Александр Георгиевич Горшков стали одной из лучших мировых пар в фигурном катании. С 1976 года в программу Олимпийских игр по фигурному катанию была включена дисциплина спортивного танца на льду. Людмила Пахомова и Александр Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами в австрийском Инсбруке по фигурному катанию в этой спортивной категории.

Первые спортивные шаги будущего чемпиона

Родился Александр Георгиевич Горшков в Москве 8 октября 1946 года. В семье Георгия и Марии Горшковых появился на свет малыш - будущий олимпийский чемпион, многократный чемпион мировых и Европейских первенств, заслуженный мастер спорта Советского Союза. Спортивная биография Александра Горшкова начинается с 1956 года, когда он впервые ступил на ледовую арену Московской детско-юношеской спортивной школы при стадионе Юных пионеров.
Как и все мальчишки, юноша мечтал покорять хоккейные ледовые площадки красивыми голами. Однако тренер не разглядел в парне задатки хоккеиста, и родителям Горшкова порекомендовали сменить вид спорта. Так, по воле судьбы, Саша Горшков стал фигуристом. К 1966 году, выступая на различных соревнованиях, Александр Георгиевич Горшков выполняет норму первого взрослого спортивного разряда по фигурному катанию.

Звёздный дуэт

В 1964 году после триумфального выступления на чемпионате СССР в Кирове Людмилы Пахомовой и Виктора Рыжина, где пара победила, казалось, что зарождается новый звёздный дуэт в фигурном катании. Однако после двукратного повторения успеха на Чемпионатах СССР в Киеве в 1965 и 1966 году пара распалась.
На носу Чемпионат СССР в Куйбышеве, а тренерский штаб озабочен подбором партнёра для Людмилы Пахомовой. Именно тогда по рекомендации Елены Чайковской была создана новая танцевальная пара, которую она же и взялась подготовить на чемпионат страны.

Начало большого пути

В успех этой вновь образовавшейся пары никто не верил. Александр Горшков – фигурист-одиночка, на тот период был всего лишь подающим надежды перворазрядником. Однако веру в успех вселяла молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская, которая предложила освоить совершенно новый стиль в фигурном катании – стиль спортивного танца на льду, набирающего всё большую популярность в мировом ледовом спорте.
Нестандартный подход к оригинальной танцевальной теме в русском стиле основывался на традициях советской балетной школы, где использовались классические произведения русских композиторов и народная музыка.
За три года упорных тренировок пара добилась определенных успехов на внутренних чемпионатах и международных первенствах:
  • 1967 год. Чемпионат СССР в Куйбышеве – серебро;
  • 1967 год. Чемпионат мира в Вене (Австрия) – 13 место;
  • 1967 год. Чемпионат Европы в Любляне (Югославия) – 10 место;
  • 1968 год. Чемпионат СССР в Воскресенске – серебряные медали;
  • 1968 год. Чемпионат мира в Женеве (Швейцария) – 6 место;
  • 1968 год. Чемпионат Европы в Вестеросе (Швеция) – 5 место;
  • 1969 год. Чемпионат СССР В Ленинграде – золото;
  • 1969 год. Чемпионат мира в Колорадо-Спрингс (США) – серебро;
  • 1969 год. Чемпионат Европы в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ) – бронзовые медали.
Молодые фигуристы продолжали упорно тренироваться под руководством своего тренера.

Чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне

1970 год стал знаковым событием в жизни спортивной пары. Ленинград принимал Чемпионат Европы по фигурному катанию. Блестяще откатав обязательную программу, Александр Георгиевич Горшков и Людмила Алексеевна Пахомова становятся победителями европейского первенства.
Это был первый грандиозный успех будущих олимпийских чемпионов, которые доказали состоятельность своего звездного дуэта. А вскоре им покорился и чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне (Югославия).
Таким образом, А. Горшков и Л. Пахомова становятся первыми из спортсменов советской школы фигурного катания обладателями международных титулов Чемпионата мира и Европы. Помимо спортивных достижений в 1970 году произошло ещё одно важное событие в жизни Александра Горшкова и Пахомовой – они стали мужем и женой.

Дальнейшие успехи

Победа в Чемпионате мира и золото европейского первенства не стали единичным случаем в жизни фигуристов. Коллекция золотых медалей пополнялась с каждым годом, подтверждая, что они действительно сильнейшая пара в мировом фигурном катании:
  • 1971 год. Чемпионат мира в Лионе (Франция) – золото;
  • 1971 год. Чемпионат Европы в швейцарском Цюрихе – золото;
  • 1972 год. Первое место на Чемпионате Мира в Калгари (Канада);
  • 1972 год. Серебряные медали на европейском первенстве в Гётеборге (Швеция). На этом чемпионате во время исполнения спортивного танца партнёр оступился, и пальму первенства А. Горшков и Л.Пахомова отдали немецким фигуристам Ангелике и Эриху Бук, сестре и брату.
Эта досадная ошибка не сделала их слабее, а лишь стала поводом, чтобы вновь доказать, что они, действительно, лучшие в мире:
  • 1973 год. Чемпионат Европы в Кёльне (Германия) – золото;
  • 1973 год. Чемпионат мира в Братиславе (Чехословакия) – золото;
  • 1974 год. Чемпионат Европы в Загребе (Югославия) – золото;
  • 1974 год. Чемпионат мира по фигурному катанию в Германии, г. Мюнхен – золото;
  • 1975 год. Чемпионат Европы в столице Дании – золотые медали.
За три года - ни одного проигрыша!

Олимпийский характер

Возвращаясь с европейского турнира в Копенгагене, Александр почувствовал резкую боль в спине. По приезде в Москву врачи диагностировали тяжёлое заболевание лёгочной системы. Была необходима срочная операция, которая ставила под угрозу не только участие пары в Олимпийских играх в Инсбруке, но и дальнейшую спортивную карьеру А. Горшкова. Сила, воля и характер спортсмена заставили его преодолеть все трудности и в очередной раз выйти победителем.
Уже на следующий год пара превосходно отработала обязательную программу и получила наивысшие баллы спортивного жюри Чемпионата Европы-76 в Швейцарии. Золотые медали в очередной раз пополнили коллекцию звёздного дуэта.
Европейское первенство в Женеве стало отправной точкой и стартовой площадкой перед первым олимпийским испытанием для Людмилы и Александра, которые они выдержали с честью.

Золото олимпийского Инсбрука

Спортивные «доброжелатели» с интересом наблюдали за титулованной парой из Москвы, делая ставки на успех или неуспех фигуристов из Советского Союза. Однако в очередной раз А. Горшков и Л. Пахомова доказали, что равных им нет.
Убедительный отрыв от ближайших соперников сделали этот дуэт недосягаемым, и они по праву стали обладателями золотых медалей в олимпийском Инсбруке (Австрия).
Золотые медали Чемпионата мира в Швеции, которые А. Горшков и Л. Пахомова завоевали в Гётеборге в марте 1976 года, стали последними наградами в их спортивной карьере. Семейная пара приняла решение оставить большой спорт и заняться тренерской работой.

См. также: Как выбрать мужское портмоне для денег и документов?

Итоги спортивной карьеры

На протяжении девяти лет, с 1967 по 1976 год, спортивный дуэт стал обладателем золотых медалей шести Чемпионатов мира, шести Чемпионатов Европы и шести Чемпионатов Советского Союза. Такой успех до сегодняшнего дня в танцах на льду не повторил ни один спортсмен. Именно это достижение фигуристов было отмечено как рекордное в Книге Гиннеса.

Общественная и личная жизнь Александра Горшкова

Окончив карьеру в большом спорте, А. Горшков становится спортивным функционером. Государственный тренер по фигурному катанию Госкомспорта СССР – эту должность Александр Георгиевич занимал на протяжении пятнадцати лет, с 1977 по 1992 год. Результатом большой любви между спортсменами становится Юля – дочь Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, которая родилась в 1977 году. Однако семейное счастье длилось недолго.


В 1979 году у Людмилы Алексеевны обнаружилось злокачественное опухолевое заболевание эндокринной системы. На первых порах, когда заболевание можно было остановить, Л. Пахомова недостаточно уделяла внимание своей персоне. Тренерская работа требовала полной отдачи на льду, ни о каком лечении речь не шла. До последнего дня супруга А. Г. Горшкова была предана спорту и своим ученикам.
Находясь под капельницей, она постоянно спрашивала об успехах своих подопечных. 17 мая 1986 года в возрасте 39 лет не стало Людмилы Пахомовой. Лимфогранулематоз – официально подтверждённая причина смерти великой спортсменки. Александр Горшков потерял не только жену, но и верного, проверенного друга, спутника жизни.
Второй брак Александра Горшкова был оформлен с Ириной, давней подругой спортсмена, с которой он был знаком ещё при жизни Л. А. Пахомовой.
Вторая супруга на тот период работала переводчиком в посольстве Италии в России. У жены Александра Горшкова от первого брака есть сын, который прекрасно поладил с отчимом. Однако это событие немного отдалила дочь Юлию от отца. Всё это время, после смерти Л. Пахомовой, воспитанием девочки занималась её бабушка – мать Людмилы. Лишь после её смерти Юлия впервые познакомилась с мачехой. Было это в канун Нового 1994 года. Сегодня Юлия Александровна живёт и работает в Париже, она успешный модельер и дизайнер одежды.

Дальнейшая карьера

С 2000 года Александр Горшков является президентом благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Л. А. Пахомовой, инициатором создания которого выступили Елена Анатольевна Чайковская, Татьяна Анатольевна Тарасова и сам Александр Георгиевич. С июня 2010 года А. Г. Горшков возглавил Федерацию фигурного катания в России. Заслуги великого спортсмена были высоко оценены государством:
  • 1970 год – заслуженный мастер спорта СССР;
  • 1972 год – орден «Знак Почёта»;
  • 1976 год – орден Трудового Красного Знамени;
  • 1988 год – заслуженный тренер СССР;
  • 1988 год – орден Дружбы народов;
  • 1997 год – заслуженный работник физической культуры и спорта России;
  • 2007 год – орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени;
  • 2014 год – орден Почёта.
Сегодня Александр Георгиевич Горшков по-прежнему остаётся в строю, живёт и активно работает в Москве, занимаясь своим любимым делом.

Тогда, в 1966 году, мало кто верил, что из этих двоих что-нибудь получится. Однако прошло четыре года, и Людмила Алексеевна Пахомова и Александр Георгиевич Горшков стали одной из лучших мировых пар в фигурном катании. С 1976 года в программу Олимпийских игр по фигурному катанию была включена дисциплина спортивного танца на льду. и Александр Горшков стали первыми олимпийскими чемпионами в австрийском Инсбруке по фигурному катанию в этой спортивной категории.

Первые спортивные шаги будущего чемпиона

Родился Александр Георгиевич Горшков в Москве 8 октября 1946 года. В семье Георгия и Марии Горшковых появился на свет малыш - будущий олимпийский чемпион, многократный чемпион мировых и Европейских первенств, заслуженный мастер спорта Советского Союза. Спортивная биография начинается с 1956 года, когда он впервые ступил на ледовую арену Московской детско-юношеской спортивной школы при стадионе Юных пионеров.

Как и все мальчишки, юноша мечтал покорять хоккейные ледовые площадки красивыми голами. Однако тренер не разглядел в парне задатки хоккеиста, и родителям Горшкова порекомендовали сменить вид спорта. Так, по воле судьбы, Саша Горшков стал фигуристом. К 1966 году, выступая на различных соревнованиях, Александр Георгиевич Горшков выполняет норму первого взрослого спортивного разряда по фигурному катанию.

Звёздный дуэт

В 1964 году после триумфального выступления на чемпионате СССР в Кирове Людмилы Пахомовой и Виктора Рыжина, где пара победила, казалось, что зарождается новый звёздный дуэт в фигурном катании. Однако после двукратного повторения успеха на Чемпионатах СССР в Киеве в 1965 и 1966 году пара распалась. На носу Чемпионат СССР в Куйбышеве, а тренерский штаб озабочен подбором партнёра для Людмилы Пахомовой. Именно тогда по рекомендации была создана новая танцевальная пара, которую она же и взялась подготовить на чемпионат страны.

Начало большого пути

В успех этой вновь образовавшейся пары никто не верил. Александр Горшков - фигурист-одиночка, на тот период был всего лишь подающим надежды перворазрядником. Однако веру в успех вселяла молодой тренер Елена Анатольевна Чайковская, которая предложила освоить совершенно новый стиль в фигурном катании - стиль спортивного танца на льду, набирающего всё большую популярность в мировом ледовом спорте.

Нестандартный подход к оригинальной танцевальной теме в русском стиле основывался на традициях советской балетной школы, где использовались классические произведения русских композиторов и народная музыка. За три года упорных тренировок пара добилась определенных успехов на внутренних чемпионатах и международных первенствах:

  • 1967 год. Чемпионат СССР в Куйбышеве - серебро;
  • 1967 год. Чемпионат мира в Вене (Австрия) - 13 место;
  • 1967 год. Чемпионат Европы в Любляне (Югославия) - 10 место;
  • 1968 год. Чемпионат СССР в Воскресенске - серебряные медали;
  • 1968 год. Чемпионат мира в Женеве (Швейцария) - 6 место;
  • 1968 год. Чемпионат Европы в Вестеросе (Швеция) - 5 место;
  • 1969 год. Чемпионат СССР В Ленинграде - золото;
  • 1969 год. Чемпионат мира в Колорадо-Спрингс (США) - серебро;
  • 1969 год. Чемпионат Европы в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ) - бронзовые медали.

Молодые фигуристы продолжали упорно тренироваться под руководством своего тренера.

Чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне

1970 год стал знаковым событием в жизни спортивной пары. Ленинград принимал Чемпионат Европы по фигурному катанию. Блестяще откатав обязательную программу, Александр Георгиевич Горшков и Людмила Алексеевна Пахомова становятся победителями европейского первенства.

Это был первый грандиозный успех будущих олимпийских чемпионов, которые доказали состоятельность своего звездного дуэта. А вскоре им покорился и чемпионат мира по фигурному катанию в Любляне (Югославия). Таким образом, А. Горшков и Л. Пахомова становятся первыми из спортсменов советской школы фигурного катания обладателями международных титулов Чемпионата мира и Европы. Помимо спортивных достижений в 1970 году произошло ещё одно важное событие в жизни Александра Горшкова и Пахомовой - они стали мужем и женой.

Дальнейшие успехи

Победа в Чемпионате мира и золото европейского первенства не стали единичным случаем в жизни фигуристов. Коллекция золотых медалей пополнялась с каждым годом, подтверждая, что они действительно сильнейшая пара в мировом фигурном катании:

  • 1971 год. Чемпионат мира в Лионе (Франция) - золото;
  • 1971 год. Чемпионат Европы в швейцарском Цюрихе - золото;
  • 1972 год. Первое место на Чемпионате Мира в Калгари (Канада);
  • 1972 год. Серебряные медали на европейском первенстве в Гётеборге (Швеция). На этом чемпионате во время исполнения спортивного танца партнёр оступился, и пальму первенства А. Горшков и Л.Пахомова отдали немецким фигуристам Ангелике и Эриху Бук, сестре и брату.

Эта досадная ошибка не сделала их слабее, а лишь стала поводом, чтобы вновь доказать, что они, действительно, лучшие в мире:

  • 1973 год. Чемпионат Европы в Кёльне (Германия) - золото;
  • 1973 год. Чемпионат мира в Братиславе (Чехословакия) - золото;
  • 1974 год. Чемпионат Европы в Загребе (Югославия) - золото;
  • 1974 год. Чемпионат мира по фигурному катанию в Германии, г. Мюнхен - золото;
  • 1975 год. Чемпионат Европы в столице Дании - золотые медали.

За три года - ни одного проигрыша!

Олимпийский характер

Возвращаясь с европейского турнира в Копенгагене, Александр почувствовал резкую боль в спине. По приезде в Москву врачи диагностировали тяжёлое заболевание лёгочной системы. Была необходима срочная операция, которая ставила под угрозу не только участие пары в Олимпийских играх в Инсбруке, но и дальнейшую спортивную карьеру А. Горшкова. Сила, воля и характер спортсмена заставили его преодолеть все трудности и в очередной раз выйти победителем.

Уже на следующий год пара превосходно отработала обязательную программу и получила наивысшие баллы спортивного жюри Чемпионата Европы-76 в Швейцарии. Золотые медали в очередной раз пополнили коллекцию звёздного дуэта.

Европейское первенство в Женеве стало отправной точкой и стартовой площадкой перед первым олимпийским испытанием для Людмилы и Александра, которые они выдержали с честью.

Золото олимпийского Инсбрука

Спортивные «доброжелатели» с интересом наблюдали за титулованной парой из Москвы, делая ставки на успех или неуспех фигуристов из Советского Союза. Однако в очередной раз А. Горшков и Л. Пахомова доказали, что равных им нет. Убедительный отрыв от ближайших соперников сделали этот дуэт недосягаемым, и они по праву стали обладателями золотых медалей в олимпийском Инсбруке (Австрия).

Золотые медали Чемпионата мира в Швеции, которые А. Горшков и Л. Пахомова завоевали в Гётеборге в марте 1976 года, стали последними наградами в их спортивной карьере. Семейная пара приняла решение оставить большой спорт и заняться тренерской работой.

Итоги спортивной карьеры

На протяжении девяти лет, с 1967 по 1976 год, спортивный дуэт стал обладателем золотых медалей шести Чемпионатов мира, шести Чемпионатов Европы и шести Чемпионатов Советского Союза. Такой успех до сегодняшнего дня в танцах на льду не повторил ни один спортсмен. Именно это достижение фигуристов было отмечено как рекордное в Книге Гиннеса.

Общественная и личная жизнь Александра Горшкова

Окончив карьеру в большом спорте, А. Горшков становится спортивным функционером. Государственный Госкомспорта СССР - эту должность Александр Георгиевич занимал на протяжении пятнадцати лет, с 1977 по 1992 год.

Результатом большой любви между спортсменами становится Юля - дочь Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова, которая родилась в 1977 году. Однако семейное счастье длилось недолго.

В 1979 году у Людмилы Алексеевны обнаружилось злокачественное опухолевое заболевание эндокринной системы. На первых порах, когда заболевание можно было остановить, Л. Пахомова недостаточно уделяла внимание своей персоне. Тренерская работа требовала полной отдачи на льду, ни о каком лечении речь не шла.

До последнего дня супруга А. Г. Горшкова была предана спорту и своим ученикам. Находясь под капельницей, она постоянно спрашивала об успехах своих подопечных.

17 мая 1986 года в возрасте 39 лет не стало Людмилы Пахомовой. Лимфогранулематоз - официально подтверждённая причина смерти великой спортсменки. Александр Горшков потерял не только жену, но и верного, проверенного друга, спутника жизни.

Второй брак Александра Горшкова был оформлен с Ириной, давней подругой спортсмена, с которой он был знаком ещё при жизни Л. А. Пахомовой. Вторая супруга на тот период работала переводчиком в посольстве Италии в России. У жены Александра Горшкова от первого брака есть сын, который прекрасно поладил с отчимом. Однако это событие немного отдалила дочь Юлию от отца. Всё это время, после смерти Л. Пахомовой, воспитанием девочки занималась её бабушка - мать Людмилы. Лишь после её смерти Юлия впервые познакомилась с мачехой. Было это в канун Нового 1994 года. Сегодня живёт и работает в Париже, она успешный модельер и дизайнер одежды.

Дальнейшая карьера

С 2000 года Александр Горшков является президентом благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Л. А. Пахомовой, инициатором создания которого выступили Елена Анатольевна Чайковская, Татьяна Анатольевна Тарасова и сам Александр Георгиевич. С июня 2010 года А. Г. Горшков возглавил Федерацию фигурного катания в России. Заслуги великого спортсмена были высоко оценены государством:

  • 1970 год - заслуженный мастер спорта СССР;
  • 1972 год - орден «Знак Почёта»;
  • 1976 год - орден Трудового Красного Знамени;
  • 1988 год - заслуженный тренер СССР;
  • 1988 год - орден Дружбы народов;
  • 1997 год - заслуженный работник физической культуры и спорта России;
  • 2007 год - орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени;
  • 2014 год - орден Почёта.

Сегодня Александр Георгиевич Горшков по-прежнему остаётся в строю, живёт и активно работает в Москве, занимаясь своим любимым делом.

Родился 8 октября 1946 года в Москве. Отец - Горшков Георгий Иванович (1910 - 1968). Мать - Горшкова Мария Сергеевна (1912 - 1995). Первая супруга - партнерша Людмила Пахомова (умерла 17 мая 1986 г.). Вторая супруга - Горшкова Ирина Ивановна (1953 г. рожд.). Дочь от первого брака - Пахомова-Горшкова Юлия Александровна (1977 г. рожд.), учится в Париже. У второй супруги так же есть сын от предыдущего брака - Беляев Станислав Станиславович (1978 г. рожд.).

Всемирно известная пара Людмила Пахомова и Александр Горшков - первые в истории Олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду. Они выиграли олимпийские золотые медали в 1976 году на Играх в австрийском городе Инсбруке.

Спортивная карьера

Когда в 1966 году Людмила и Александр впервые вместе попробовали свои силы на льду, мало кто верил в то, что когда-нибудь именно эта пара сможет стать лучшей из лучших. Пахомова была уже, правда, чемпионкой Советского Союза (с Виктором Рыжкиным), зато Горшкова, воспитанника армейского клуба, не знал никто: он был скромным перворазрядником без, казалось бы, всяких перспектив.

Однако молодая пара верила в свои силы. Как верил в них и молодой тренер Елена Чайковская, с которой вместе они и начали создавать совершенно новый - русский! - стиль спортивных танцев на льду. Именно не стандартный, абсолютно оригинальный подход к ледовой танцевальной теме, основанный на достижениях русской и советской балетной школы, русской классической и народной музыки, позволил Пахомовой и Горшкову всего за три года сделать головокружительный скачок на спортивной иерархической лестнице.

Уже в 1969 году они стали бронзовыми призерами чемпионата Европы, а на первенстве мира уступили только чемпионам мира - англичанам Диане Таулер и Бернарду Форду. Именно тогда на пресс-конференции после окончания соревнований английские спортсмены в качестве преемников назвали русскую пару. И не ошиблись.

В 1970 году Людмила и Александр впервые становятся чемпионами Европы и мира. А в общей сложности они были ими шесть раз - больше, чем кто-нибудь за всю историю спортивных танцев на льду. Только один раз уступили Пахомова и Горшков высшую ступеньку пьедестала почета - на чемпионате Европы 1972 года (германской паре брату и сестре Бук), но уже через два месяца нанесли на чемпионате мира такой сокрушительный ответный удар, что немецкие танцоры вынуждены были завершить свои спортивные выступления.

В первый год своего чемпионства Пахомовой и Горшкову довелось выдержать невероятную по тем временам конкуренцию со стороны лучших фигуристов Великобритании, ФРГ, США. И они не только выстояли, но и ушли далеко вперед в своем творческом поиске. Вместе с Чайковской в эти годы были созданы незабываемые для миллионов зрителей танцы - «Кумпарсита», ставшая эталоном для нескольких поколений, «Вальс» на музыку А. И. Хачатуряна, «Памяти Луи Армстронга», «Частушки» Родиона Щедрина и ещё десятки оригинальных и произвольных программ, получивших у судей высшие оценки.

За год до очередных - 1976 года - Олимпийских игр случилось несчастье, едва не перечеркнувшее всю творческую и спортивную биографию Людмилы и Александра. После чемпионата Европы 1975 года, который Пахомова и Горшков выиграли с огромным преимуществом, на пути домой Александр почувствовал боли в спине. Вначале казалось, что это элементарная простуда и через несколько дней можно будет приступить к тренировкам. Но оказалось, что все гораздо серьёзней. В итоге, Горшков угодил в больницу, где ему сделали уникальную операцию на легких. Только это плюс колоссальная спортивная закалка спасли ему жизнь. Более того, он вернулся в спорт. И хотя на чемпионате мира выступить звездной паре не удалось, на лед они все же вышли и показали, что олимпийские надежды для них полностью сохранились.

Так и случилось. В Инсбруке Людмила Пахомова и Александр Горшков вновь не имели себе равных. Их отрыв от ближайших преследователей стал более чем убедительным. Первое олимпийское золото в спортивных танцах на льду отправилось в Москву.

В канун 1977 года Людмила Пахомова и Александр Горшков покидают лед. Пахомова, чтобы стать тренером, Горшков - чтобы стать спортивным функционером. Конечно, огромный опыт помог им быстро и уверенно стартовать в новой жизни. Тем более, что молодой тренер Л. Пахомова успешно окончила балетмейстерский факультет ГИТИСа и могла во всеоружии заниматься воспитанием собственных учеников - молодых танцевальных пар. Можно было надеяться, что в скором времени она вырастит новых российских чемпионов, но случилось самое страшное: её подстерегла тяжелая болезнь. Людмила боролась с ней так же, как и всю свою жизнь боролась в спорте. Она продолжала работать до самых последних своих дней и оставила после себя целую плеяду молодых танцоров, ставших впоследствии успешными тренерами.

Общественная деятельность

После завершения спортивной карьеры А. Горшков с 1977 по 1992 год работал Государственным тренером по фигурному катанию на коньках Госкомспорта СССР, а с 1992 года он возглавляет Управление международных связей Олимпийского комитета России (ОКР). В 2001 году А. Горшков был избран членом исполкома ОКР. С 2000 года он является также вице-президентом Московской региональной федерации фигурного катания на коньках и президентом Регионального благотворительного общественного фонда «Искусство и спорт» имени Людмилы Пахомовой. В июне 2010 года Александр Горшков был избран президентом российской Федерацции фигурного катания.

Награды и личная жизнь

В 1988 году Л. Пахомова и А. Горшков за вклад в развитие танцев на льду и спортивные достижения были избраны почетными членами «Музея Славы Федерации фигурного катания США». Как шестикратные чемпионы мира (1970-1974, 1976) и Европы (1970-1971, 1973-1976) они вписаны в Книгу рекордов Гиннесса.

Оригинальный танец «Танго Романтика», подготовленный спортсменами вместе с тренером Е. А. Чайковской в 1973 году, включен и исполняется до сих пор в качестве обязательного танца на соревнованиях по спортивным танцам на льду.

А. Г. Горшков - Заслуженный мастер спорта СССР (1972), Заслуженный тренер СССР (1988), Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации (1997). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1976), Дружбы народов (1988), «Знак Почёта» (1972), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

Живёт и работает в Москве.

Был открыт центр фигурного катания им. А. Горшкова и Л. Пахомовой в Одинцовском районе Москвы.

Результаты

Олимпийские игры

  • Февраль 1976, Инсбрук, Австрия - 1-е

Чемпионаты мира

  • Февраль-март 1967 - 13-е
  • Февраль 1968, Женева, Швейцария - 6-е
  • March 1969, Колорадо-Спрингс, Колорадо, США - 2-е
  • Март 1970, Любляна, Югославия - 1-е
  • Март 1971, Лион, Франция - 1-е
  • Март 1972, Калгари, Альберта, Канада - 1-е
  • Февраль 1973, Кёльн, Франция - 1-е
  • Март 1973, Братислава, Чехословакия - 1-е
  • Март 1974, Мюнхен, Германия - 1-е
  • Март 1976, Гётеборг, Швеция - 1-е

Чемпионаты Европы

  • 1967, Любляна, Югославия - 10-е
  • 1968, V?ster?s, Швеция - 5-е
  • Февраль 1969, Garmisch-Patenkirchen, Германия - 3-е
  • 1970, Ленинград, Советский Союз - 1-е
  • 1971, Цюрих, Швейцария - 1-е
  • Январь 1972, Гётеборг, Германия - 2-е
  • Январь 1974, Загреб, Югославия - 1-е
  • 1975, Копенгаген, Дания - 1-е
  • 1976, Женева, Швейцария - 4-е
  • 1967 - 2-е
  • Январь 1968, Воскресенск - 2-е
  • Январь 1968, Москва - 1-е
  • 1974 - 1-е
  • Январь 1975, Киев - 1-е


Рекомендуем почитать

Наверх