Позитивные и негативные стороны демократии. Формы демократии — современная классификация Демократия положительное и отрицательное

Право, нормы, перепланировка 01.06.2022
Право, нормы, перепланировка

Положительные стороны демократии.

  • 1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти.
  • 2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.
  • 3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.
  • 4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.
  • 5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.
  • 6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу.
  • 7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит. Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Рассмотрим негативные стороны демократии.

  • 1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.
  • 2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.
  • 3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой.

Трудно представить разум толпы. Даже жестокий диктатор, ведущий общество к спасительной цели, совершает благое деяние. А если демократичное общество, единодушно с воодушевлением движется к ложной цели, то оно совершает самоубийство. Если цель движения выбрана неверно, то все единодушные идеалы и красивые лозунги не дадут положительных результатов.

  • 4. Демократическое общество продолжает выдавать "лицензии" на власть людям, обещающим "райскую жизнь". Однако очевидно, что многие потребительские тенденции создают проблемы и препятствия для развития общества.
  • 5. Прошлая история человечества есть процесс приспособления людей к социальной среде, к самим себе. Отношения с природой всегда отступали на задний план, т. к. проблемы с ресурсами разрешались как бы сами собой. В наш век проблемы взаимодействия с биогеосферой выходят на передний план, что должно отразиться и в политике. Технически это можно осуществить через ограничение потребления природных ресурсов. Чтобы убедить в этом народ, потребуется властное влияние элиты.
  • 6. Любой народ стремится повысить уровень потребления, до уровня элиты или хотя бы до уровня среднего американца. Но при нынешних возможностях производства если половина населения Земли станет потреблять как средний американец, то биосфера потеряет репродуктивные способности, что приведет к экологической катастрофе. Демократически избранная элита не сможет исполнить волю народа, не вызвав экологической катастрофы.
  • 7. Демократия и права человека являются благодатной почвой для расцвета терроризма, т. к. ограничивают возможности борьбы с терроризмом, ограничивают права следственных органов. Забота о правах законопослушных граждан расширяет возможности противоправных элементов.

Что такое демократия? В переводе с греческого, данный термин означает «власть народа». Демократия — это политический режим, которому свойственное коллективное принятие решений с равным воздействием участников на весь исход процесса, или воздействие на той стадии на котором он находиться. Правда говоря, данный метод воздействия применим практически к любым общественным структурам, но на сегодняшний день его самым важным органом является государство, потому как именно государство обладает наибольшим количеством власти.

Чтобы понять, что такое демократия, ознакомьтесь со следующими признаками, где она применима, если говорить обо всем государстве:

  1. Народ назначает лидеров , которые будут управлять населением и страной в целом путем честных и состязательных выборов.
  2. Именно народ есть и будет единственным легитимным источником власти.
  3. Народ осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

Именно при демократии принято считать, что власть не может быть захвачена силой, и она не дана высшими силами, например Богом, а принадлежит если одному источнику — народу. Данный политический режим, берет начало еще с древней Греции и древнего Рима, но по-настоящему его применили ко всей стране только в 1776 году в США.

Для демократии характерны следующие признаки:

  • полное признание и провозглашение прав и свобод человека;
  • принятия решений коллективно;
  • возможность избрания органов власти и управления, должностных лиц своим избирателем;
  • гласность в деятельности государства.

Плюсы и достоинства демократии

Демократия — это такая форма политической организации, при которой народ и выдвигает, и принимает, и исполняет все законы, решения. Демократия обладает множеством достоинств:

1) Данная форма организации жизни общества обеспечивает эффективный контроль над политическими институтами и должностными лицами, а также предупреждает злоупотребление властью и не допускает отрыва правящей стороны от народа.

2) Демократия представляет из себя такую форму организации власти, при которой голос каждого человека будет не просто услышан, а принят во внимание и будет иметь свой вес в принятии решений.

3) Полагается, что при репрезентативной демократии гарантируется политическая стабильность.

4) Профессионализм власти.

5) При обсуждении того или другого вопроса в парламенте, это дает возможность достичь баланса интересов.

Минусы и недостатки демократии

1) Очень сложно привлечь каждого человека или общество к активному участию в политической жизни страны без принуждения, так как большинство граждан не желают принимать добровольное участие в политике.

2) Часто случается так, что власть попадает в руки не истинным лидерам, а демагомам.

3) Большое разнообразие лидеров, большое разнообразие мнений мешает выбрать единое решение.

4) Народ фактически лишается истинной власти, за исключением того времени, когда происходят выборы в органы государственных институтов.

5) Происходит своеобразное отдаление депутатов и чиновников от народа, а это, в свою очередь, приводит к бюрократическим видам власти.

6) Если рассматривать общество в целом, то мы понимаем, что при данной форме демократии, люди практически лишены реальной власти, за исключением того момента когда он выбирает лидеров.

Выходит, что сложная иерархическая система лишает народ власти, тогда про какую демократию можно говорить? Конечно же, если мы будем обсуждать «идеальную» демократию, пускай даже и представительную форму, то можем понять, что человек обладает, в принципе, голосом на выборах, референдумах, если задуматься то каждый человек этим влияет на политическую жизнь страны в которой он живет. Но давайте будем реалистами. В данном случае мы говорим о том, что подобного рода демократия, это всего лишь сказка для любого гражданина страны, под которой прячутся высшие должностные лица, которые в свою очередь, руководствуются не интересами своей родины, своего народа, а какими-то личными интересами и желаниями.

Подводя итог , мы видим, что такой политический режим, как демократия, имеет явный здравый смысл, он благоприятно влияет на народ и большинство граждан довольны тем, как они могут влиять на политическую ситуацию в стране, ну а с недостатками обязательно нужно бороться, обеспечивая комфортные условия для жизни в стране.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА Е. В. Лаврентьева, студент 3-го курса направления «Юриспруденция» Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» С. Б. Котляров, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» Всем известен факт, что государство как форма организации общества зародилась давно и функционирует достаточно долгое время. В течении длительного периода существования сформировалось множество представлений о том, каким должно быть государство относительно методов и средств осуществления власти. В историческом процессе эти представления проявлялись в разных видах от практически реализованных форм правления и политических систем, до политических философий, идеологий и доктрин. Эти понятия теперь одни из ключевых в современной политической науке. В их числе, несомненно, и такое понятие, как «политический режим», представляющий собой совокупность способов организации власти, характер целей и принципов, лежащих в основе политических действий. Политические режимы выступают в качестве трансформации социальных систем любого общества. Под трансформацией следует понимать развитие политических режимов во времени и пространстве в рамках определенных механизмов, характеризующих кооперативное взаимодействие элементов систем, и развитие как особого рода связь состояний элементов систем. Основные признаки развития это качественный характер изменений на уровне системы, необратимость и направленность. С учетом комплексности в представлении понятия развития можно говорить о внутреннем механизме развития, в таком случае это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы . Люди объединяются в государство и живут в этом политическом пространстве, готовые отдавать ему часть индивидуальных возможностей и способностей в замен на благополучие, вытекающие из их индивидуальных ожиданий. Благодаря существованию общего блага может происходить обоюдное качественное превышение ожидаемого результата. Юридической же основой, обеспечивающей обоюдное превышение, выступает создание условий, обеспечивающих приток в государство всего разнообразия индивидуальных возможностей. Равно как и устранение необоснованных 1

2 препятствий для реализации ожиданий каждого от пребывания в государстве. При отсутствии соразмерности индивидуальных возможностей, ожиданий и результата, государство утрачивает качество как политической организации всего общества, с известными последствиями, вытекающими из данного обстоятельства. Понятие политический режим может быть подвергнуто множеству различных классификаций на которые оказывают влияние как субъективные характеристики политической ситуации в определенном государстве в определенный период: так, и в научной и научно-публицистической литературе можно встретить такие формулировки, как «бюрократическиолигархический режим», «сталинский репрессивный режим», «брежневский режим «застоя» и т. д. Однако более интересными для подробного рассмотрения представляются основные разновидности политического режима в широком смысле понятия, содержащие базовые характеристики определенных политических систем, в частности такие режимы, как демократический и тоталитарный. Почему? На сегодняшний день среди многих представителей политической мысли демократический режим, подразумевающий организацию в стране демократического порядка, считается совершенным, эталонным, стремление народов к демократии в настоящее время все более усиливается. На тоталитаризм же повешен ярлык негативного элемента политического опыта, режима, который в наши дни совершенно не нужен и не актуален, на наш взгляд является достаточно субъективным моментом. Тоталитаризм, как и демократия, имеет определенные положительные и отрицательные стороны. Как и демократия, он имеет свои разновидности реализации. Оба режима могут быть полезными и эффективными в определенных политических ситуациях, а потому оба режима должны быть оценены объективно. Собственно, именно объективная оценка демократического и тоталитарного режимов посредством выявления их положительных и отрицательных элементов, «за» и «против», является нашей целью. Для ее реализации нужно, прежде всего, вспомнить, что представляют собой как политические режимы тоталитаризм и демократия, каковы их основные принципы, характерные черты и разновидности. Можно определить следующие характерные черты тоталитаризма: 1) Высокая концентрация власти, ее проникновение во все сферы жизни общества. Власть претендует на роль выразителя высших интересов народа. Общество отчуждено от власти, но не осознает этого, так как в тоталитарном сознании власть и народ предстают как единое и неразделимое целое; 2) Формирование органов власти осуществляется бюрократическим путем и неподконтрольно обществу. Управление в обществе осуществляет номенклатура; 3) Существует единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером; 2

3 4) Постоянно или периодически проводятся репрессии среди членов общества как средство внутренней политики; 5) Осуществляется жесткий контроль со стороны государства за экономикой, происходит ликвидация почти всех форм негосударственной формы собственности; 6) В обществе функционирует только одна идеология, претендующая на монопольное владение истиной. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в виде диссидентства; 7) В тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма). Во имя достижения этой цели оправдываются любые средства. 8) Устанавливается монополия государства на средства массовой информации (СМИ), в обществе устанавливается полное отсутствие плюрализма. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти; 9) Политическая социализация имеет целью воспитать «нового человека», преданного режиму, готового на любые жертвы во имя «общего дела». Подавляются проявления индивидуальности, насаждаются представления о государстве как источнике распределения благ, поощряется доносительство. 10) Государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств декларируются, но на деле ограничены. Для тоталитаризма в целом характерны такие основополагающие элементы и черты, как наличие одной идеологии, единой официальной идеологии, определяющей цель социального развития; господство одной массовой политической партии; слияние в одно целое партии и государства при доминировании партийных структур; политическая, экономическая и социальная монополия власти тотальный контроль всех сфер жизни общества; превосходство государства над личностью, приоритет общественных интересов. Эти черты вступают в противоречие с такими основными и незыблемыми демократическими принципами, как народовластие, правовое и политическое равенство граждан, уважение прав меньшинства, политический плюрализм, утверждение ведущей роли прав и свобод личности, человека и гражданина. Из-за этого противоречия тоталитаризм со всеми свойственными ему чертами был объявлен враждебным свободе, подразумевающей отсутствие абсолютного контроля. В целом демократии присущи следующие принципы: 1) Суверенитет народа - источник его политической власти; 2) Равенство прав граждан на участие в управлении государством, предполагающее возможность избирать и быть избранным в структуре власти, участвовать в контроле над ее деятельностью; 3) Регулярность выборов и разделения властей; 4) Свобода личности, осуществляемая через права человека; 3

4 5) Плюрализм, реализуемый через конкурентную борьбу различных социальных групп, сил, политических партий и организаций. Принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную закреплен в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что органы государственной власти должны формироваться и взаимодействовать на основе данного принципа. Самостоятельность и независимость органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, не исключает их активного взаимодействия при осуществлении их полномочий, а так же слаженности их работы. Анализируя данные черты, можно, конечно же, согласиться, что демократия как политический режим является более эффективной в реализации прав и свобод личности. Это может подтвердить сравнительный анализ, например, современной судебной системы в РФ и судебной системы в СССР в 1930-е годы, а точнее наличие в то время внесудебных органов вынесения приговоров, существовавших в «период чисток». С положительной стороны демократию характеризует и то, что такие демократические черты, как правовое и политическое равенство граждан и уважение прав меньшинства реализуют принцип социальной справедливости. Без соблюдения гражданских законов всеми гражданами, чего у нас пока нет, нам и мечтать о гражданском, демократическом обществе невозможно. Ведь в гражданском обществе с высокой правовой и политической культурой граждан создается такая атмосфера жизни, при которой все граждане естественно окажутся неравными партнерами по чувствованию, пониманию сути происходящих событий и отношений между сообществом и государством, гражданином и властными структурами, по способностям осмысления всего происходящего в жизни общества. Возможность обратиться к компетентным государственным органам за защитой материального субъективного права является важнейшей в содержании принадлежащего управомоченному лицу права на защиту. И хотя обеспечительную сторону права нельзя сводить только к применению мер государственного принуждения, следует признать, что подключение управомоченным лицом к реализации своего права аппарата государственного принуждения является важнейшим условием реальности и гарантированности прав граждан и юридических лиц в любом современном демократическом государстве. История, однако, иллюстрирует не только эффективность тоталитарных режимов, но и их обреченность и замену, как правило, системами демократическими. Стремление масс к демократии вполне понятно и объяснимо демократические принципы для общественности наиболее привлекательны. Законодательно закрепленные приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, участие масс в управлении создают у индивида иллюзию его общественной значимости, то 4

5 есть удовлетворяют одну из основных его социальных потребностей, даже если фактически эти принципы не работают. Список использованной литературы: 1. Колоколова Е. О. Трансформация социальных систем в кооперативном измерении // Российскому университету кооперации 100 лет. Саранскому кооперативному институту 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, С Ямбушев Ф. Ш. Феномен естественного права // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, С Чичеров Е. А., Котляров С. Б. К вопросу о принципе разделения властей по Конституции Российской Федерации 1993 г. // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, С Громова Т. Н. Специфика формирования юридического мировоззрения // Интеграция образования в условиях инновационной экономики: материалы междунар. науч.-практич. конф. Саранск: ЮрЭксПрактик, Ч. 2. С Громова Т. Н., Ганин О. Н. Пределы осуществления требований защиты гражданских прав // Российскому университету кооперации 100 лет. Саранскому кооперативному институту 35 лет: юбил. сб. науч. статей. Саранск, С


Лекция 4 Политические режимы 1. Политический режим: понятие и признаки. 2. Тоталитарный режим. 3. Авторитарный режим. 4. Демократический режим. 1. Политический режим: понятие и признаки. Политический режим

ГОСУДАРСТВО. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. 1. К задачам политической власти относится 1) освоение новых технологий 2) регулирование общественных отношений 3) работа в частной юридической фирме 4) разработка новых

ЗАЧЕТ по дисциплине «Социология и политология» (вопросы и тесты) Вопросы к зачету по дисциплине «Основы социологии и политологии» 1. Каковы социально-политические, экономические и теоретические предпосылки

История России П.5 Первая русская революция Задание для 9-а, 9-б классов Швецова И.В. Записать в тетрадь: 1. События революции 1905-1907 годов 2. Работа 1 и 2 Государственной думы сроки работы - состав

Тестирование по теме «Социально-политическая деятельность» 1 вариант 1. Полный контроль государства над жизнью каждого гражданина осуществляется при... политическом режиме. 1) тоталитарном 2) авторитарном

1 Выбор позиций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выберите верные

Б Л О К: П О Л И Т И К А Политика это сфера деятельности людей, направленная на управление государством. Функции современной политики: Выражение значимых интересов всех групп и слоев общества Интеграция

Обществознание 9 класс Контрольная работа по теме: Политическая сфера общества Вариант 1 1. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике это 1) политический

Политическая сфера жизни общества Что из указанного связано c понятием «власть 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов

Б3.Б.9 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Дисциплина «Теория государства и права» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла (БЗ.Б.9.) основной образовательной программы бакалавриата. Данная

Роль политики в жизни общества. Понятие власть. Государственная власть. Политическая система (политические нормы, политическая культура). Понятие и признаки государства. Внутренние и внешние функции государства.

«ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО» ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНИХ ШКОЛ Подготовили: Асс. кафедры конституционного и муниципального права, к.ю.н. Троицкая

Лекция 8. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства 1. Конституция Республики Беларусь форма закрепления базовых положений белорусской национально-государственной

Проверочная работа по обществознанию за учебный год 9 класс Содержит разнообразные задания: тесты с выбором одного правильного ответа, задание на соответствие, задание на восстановление деформированного

Гражданское общество, его основные черты Раздел «ПОЛИТИКА» План: 1. Сущность понятия гражданское общество и его основные черты. 2. Правовое государство. 3. Местное самоуправление. ПО ДАННЫМ ВЦИОМ 1. Сущность

УДК 349.444 ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ БЫВШИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ СОБСТВЕННИКА М. А. Панфилов, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой частного права Саранского кооперативного института (филиала)

1 http://егэша.рф/news/esse_ob/2014-03-15-179 Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки Определение проблемы высказывания Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список

Раздел 5. Политика Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Тема занятия: Государство как политический институт. План 1. Государство как политический институт, признаки государства.

Лист 1 из 14 Лист 2 из 14 Содержание заданий в составе оценочных средств Контрольные вопросы: 1. Понимание политической сферы. 2. Политика, как общественное явление. Различные понимания политики. 3. Политика

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ СПОСОБ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ УДК 321 А. А. БОРИСЕНКОВ Политический режим как понятие является одной из научных проблем, которая постоянно привлекает к себе исследовательский интерес.

Конституция России основа демократии. В Древней Греции, откуда берет свое начало демократия, под ней понимали особый тип государственной организации, который существовал наряду с тиранией, монархией, аристократией,

Тематическая диагностическая работа по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Политика» 12 декабря 2014 года 9 класс Вариант ОБ90501 (на 45 минут) Район Город (населённый пункт) Школа Класс Фамилия

Цели урока: Повторим понятия по разделу «Политическая сфера». 1. Что в себя включает политическая система? (Политическая система общества включает государство, партии, профсоюзы, организации и движения,

Политическая система общества - это система институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политическая система общества это комплекс норм, институтов

«ТАДЖИКИСТАН НА ПУТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА» Д.Ю.Н., ПРОФЕССОР АЛИМОВ С.Ю. В наиболее распространенном современном значении гражданское общество (англ. civil society) обозначает совокупность

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ: ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ В. В. Киреев В соответствии с нормами Конституции Российской Федерации народ является единственным

1 Выбор по зи ций из списка Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В стране

Раздел 5. Политика Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе План 1. Понятие власти. Типы общественной власти. 2. Политика как общественное явление. 3. Политическая система, ее внутренняя

VII. Материалы по системе промежуточного и итогового тестирования Материалы по системе промежуточного тестирования 1. Кто первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал

2. Основы конституционного строя В данном параграфе рассмотрим понятие конституционного строя, основные принципы данной формы организации государства. Разберем также понятия конституционного статуса человека

УДК 342.8 РЕАЛИЗАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ГРАЖДАН: РОЛЬ И МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Т. Ю. Пяткина, старший преподаватель кафедры государственноправовых дисциплин Саранского кооперативного института (филиал)

Демо- версия Право профиль 10 класс. Источник: "АВС. Обществознание. Контрольные тестовые задания. М. :Эксмо. 2012. (сост. Котова О.А.), а также др. литература. Вариант 1. 1. Что свойственно любому государству:

РОЛЬ И МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ Шогенова Инга Студентка Юридического факультета, группы Ю2-3 Научный руководитель доц., зам. заведующего кафедрой Осипов П. И. Конституционное право

Вопрос 1. Понятие предпринимательства Предпринимательское право изучает и анализирует предпринимательство и связанную с ним деятельность. Под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая

Субъекты политической деятельности большие социальные общности (социальные группы, классы, народы) политические организации и группы (государство, партии, движения) отдельные личности (лидеры партий, государственные

Областная олимпиада среди учащихся общеобразовательных учреждений по гражданским дисциплинам и избирательному праву (2015 год) заочный этап Возрастная группа 8-9 классы Тестовые задания (во всех заданиях

11 класс Зачет 2 по обществознанию по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни». Часть 1 (1 24) Выполните предложенные задания. В заданиях 1-8, 10, 14-20,22, 24 выберите верный ответ из числа

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 1. Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Общество как целостная система. Системно-функциональное

ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА круглый стол (повторительно-обобщающийобобщающий бинарный урок) СФЕРЫ ОБЩЕСТВА экономическая сфера политическая сфера социальная сфера духовная сфера ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Лекция 6. Тема 5. Политическая система общества 1. Понятие и структура политической системы общества. 2. Политический режим как функциональный аспект политической системы. Политическая система общества

ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОСНОВА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 3.1. Понятие, форма и структура конституций Конституция это Основной Закон государства, который закрепляет основы государственного и общественного строя,

Итоговый тест по обществознанию. 9 класс 1 вариант Часть 1. 1. Наличие в России Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ является признаком: А. верховенства закона Б. разделения властей

Материалы для подготовки к тестированию по обществознанию 9 класс Модуль 1 Учитель: Бархатова К.И. ТЕМА УДЕ УУД Политика и власть Власть, источники власти, средства (методы) власти, формы проявления власти,

ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Форма проведения: информационный час. Тема: День Конституции Республики Беларусь Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, уважение к Конституции государства Задачи:

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Кушнарев В.И. Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета Шахты, Россия Политический режим (от латин. regimen

Примерный перечень вопросов для письменного тестирования 1. В России государственная служба: 1. Осуществляется в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-11 декабря 2011 года 9 класс Работа состоит

Контрольная работа по обществознанию Вариант 1 Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных. 1. Искусство управления государством охватывается сферой жизни общества 1) экономической 3) социальной

Тесты по Теории государства и права 1. Какой из принципов не является принципом теории государства и права: а) историзм; б) объективность; в) конкретность; г) гуманизм. 2. Какой из этих элементов-признаков

Уважаемые участники международной конференции! Позвольте, прежде всего, поздравить Конституционный Суд Республики Узбекистан и всех граждан Узбекистана с 20-ти летним юбилеем Конституционного Суда Республики

УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой ФСН, профессор Н.М. Чуринов 2012 ТЕСТЫ для проверки остаточных знаний по политологии 1. Причины возникновения политики (выберите правильные ответы): а) распространение христианства;

Муниципальное автономное образовательное учреждение Богандинская средняя общеобразовательная школа 2 Значение правовой культуры в формировании правового государства

Основные принципы проведения демократических выборов в Узбекистане В декабре нынешнего года в соответствии со статьями 96, 117 Конституции Республики Узбекистан, а также Законом «О выборах Президента Республики

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО» 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли публичного права. 2. Конституционно-правовые нормы: понятие и особенности. 3.

Тесты по разделам «ЧЕЛОВЕК и Духовная жизнь общества». 1. Человек согласно современным представлениям есть существо А. духовное Б. социальное В. Биологическое Г. Биосоциальное. 2 Определение: «Обобщенная

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ дисциплины ГСЭ.Ф.6. «Политология» (с дополнениями и изменениями) Уровень высшего образования

Итоговый тест по обществознанию за 9 класс 1 вариант A1. Государство, в котором высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина: 1) федеративное 3) светское 2) социальное 4) правовое А2. Политико-правовая

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ» Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь. Политика и её функции. Власть

Учитель: Мартемьянова Т.В. Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Класс: 11г Элементы технологической карты по теме «Политическая жизнь современного общества» В1, Р1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 10 12 13 14 15 16 17 18 19 А1

Лист 1 из 9 РГУТиС 1 Лист 2 из 9 Вариант 1 1. Тестовые задания 1. Государство это особая организация политической власти: а) которая обладает суверенитетом, распространяет свою власть на все население

9 класс Часть 1 (задания 1-25) (по 2 балла за правильный ответ максимум 50 баллов) Выберите среди предложенных ответов свой единственный. 1. В соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью в российском

Глубокий анализ общественного развития предполагает преодоление стереотипов, когда жизнь человечества рассматривается главным образом сквозь призму социально-экономического развития. Обратим внимание и на некоторые фундаментальные факторы.

Нужно учитывать биологическое взаимодействие человека с природной средой и космосом. Это позволяет рассматривать не только проблемы справедливого распределения ресурсов внутри социума, но и проблемы необходимого обмена ресурсами социума со средой обитания. Биосфера и человечество - это целостная система. Исследователь-социолог зачастую не может выйти за пределы социума, поэтому для социологии характерен "взгляд изнутри", хотя для того, чтобы оценить положение общества, траекторию и цель развития, необходим "взгляд со стороны" с учетом того, что внешней средой для человечества является биосфера. Ноосферный подход позволяет увидеть "надсистему", рассматривать разум как атрибут живой материи. Это дает возможность избегать антропоцентризма и предугадывать будущее человечества в составе биосферы.

Известно, что развитие всегда протекает на фоне случайных событий. Но история имеет закономерности(1 На фоне случайных событий трудно выделить тренды, если интервал наблюдения недостаточно длительный. Для расширения периода наблюдения мы отслеживаем эволюцию не только человечества (30 тыс. лет), но и его животных предков (сотни млн. лет), т. к. законы развития живого вещества инвариантны. См. : Попов В. П. Инварианты нелинейного мира, - Пятигорск. Издательство технологический университет, 2005. (holism. narod.ru); Попов В. П. Организация. Тектология XXI, - Пятигорск: Издательство технологический университет, 2007. (holism. narod.ru); Попов В. П., Крайнюченко И. В. Миражи постсовременности. Пятигорск ИНЭУ. 2009. (holism. narod.ru)), по которым можно прогнозировать будущее, а "прогрессивными" можно считать события, которые соответствуют законам развития. История есть следствие поступков людей, а поступки людей детерминируются их психикой(1 Попов В. П., Крайнюченко И. В. Психосфера, - Пятигорск: Издательство РИА - КМВ. 2008. (holism. narod.ru)). В ходе эволюции психика аккумулировала в виде программ поведения наиболее важные законы природы.

Необходимо отказаться от моделей линейного развития. Это позволит избежать многих ошибок прогнозирования, осознать, что Мир развивается волнообразно, циклически, альтернативно. Каждый объект имеет свой индивидуальный жизненный цикл. Наблюдается периодическое ускорение и замедление развития, возрастание и снижение разнообразия элементов биологических и социальных систем. Нелинейность мира не допускает иллюзий относительно "устойчивого, непрерывного развития" общества.

Концепции демократического устройства общества исходят из презумпции изначальной разумности и конструктивности человека. Люди якобы способны договариваться между собой, им не свойственны разрушительные тенденции, они склонны подчиняться правилам, существующим в обществе, поскольку понимают их разумность и необходимость. С таким взглядом на человека связано и отношение демократических систем к насилию - оно допускается лишь как исключительная мера по отношению к меньшинству населения. В современном обществе возникло нечто похожее на религиозную веру во власть народа. Эта вера поддерживается мощнейшими средствами идеологической обработки общественного сознания.

В реалии люди скорее склонны проявлять свою животную основу, унаследованную от далеких предков. Все прошлые политические системы, следуя генетическим программам, мечтали о светлом (райском) будущем, где можно сладко есть, развлекаться, размножаться, властвовать, достигать популярности, славы. За райскую жизнь конкурировали аристократы и народ. И тоталитарные, и демократические режимы ориентированы на завоевание ресурсов, на повышение уровня потребления, рост ВНП.

Демократию зачастую связывают со стремлением к справедливому распределению ресурсов. Но "справедливость" - понятие субъективное. Справедливость - это когда у людей не возникает желания перераспределять ресурсы. Справедливым может быть минимальное, но равное распределение продуктов, например, во время голода в СССР (карточная система). И несправедливым может считаться очень неравномерное распределение доходов при высоком среднем уровне потребления (западный капитализм). Стремление к справедливости у людей неистребимо (в основе лежит генетическая зависть), но реально невыполнимо. Теория справедливого распределения основана на субъективных оценках трудового вклада в общественный продукт. Важно не лишать человека средств существования и не вызывать острого чувства зависти. В таком социуме будет меньше конфликтов. В некоторых случаях достаточно создать иллюзию справедливого общества.

Таким образом, демократия - это всего лишь попытка концептуального оформления базовой проблемы человеческого общежития (увы, нерешенной). А базовой программой людей остается стремление к гедонизму, а не к разумному устройству своей жизни. Аналогом идеи демократии является идея коммунизма, цель иллюзорная, концептуально не оформленная, но манящая.

"По сути, демократия - это всего лишь более или менее свободное соревнование в той или иной степени авторитарных институциональных и не институциональных форм, между которыми иногда оказывается возможным компромисс"(1 См. выступление В. Третьякова. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта. Материалы совместного круглого стола ИФ РАН, журналов "Полис" и "Политический класс".). В нашу эпоху многие политические устройства претендуют на звание демократий (либеральная, советская, постсоветская, "суверенная", фашистская, ливийская "джамахирия"и др.).

Демократия предполагает участие общества в решении социальных и политических проблем, в управлении общественными делами. Механизмы этого участия могут быть разными (парламентское представительство, самоуправление, советы и т. д.). Но в любых политических моделях, даже самых демократичных, всегда присутствуют авторитарные и традиционные элементы(2 См. выступление Г. Глинчиковой. Там же.).

Оценивая степень реальности демократии, нужно учитывать влияние имущественного расслоения, жесткость денежного механизма, опосредствующего многие аспекты общественных отношений, относительность толерантности, не являющейся помехой для насилия над обществом со стороны государственного аппарата. Наконец, в условиях самой развитой демократии существует "сверхвласть" - правящая элита. Эти люди имеют настолько высокий социальный статус, что фактически не зависят от государственной власти, а также от политической и экономической конъюнктуры, связаны личными знакомствами или родственными отношениями"(1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Мюнхен. 1991.).

Назовем некоторые элементы политических систем, которые принято считать положительными сторонами демократии.

1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти(2 Там же.).

2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.

3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.

4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.

5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.

6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу"(1 Ивин А. А. Философия истории. Учебное пособие, - М. : Гардарики. 2000.).

7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит.

Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Рассмотрим негативные стороны демократии.

1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.

2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.

3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой(1 Чернявская А. Г. Психология господства и подчинения: Хрестоматия, (book. Z.ru collection)).

Трудно представить разум толпы. Даже жестокий диктатор, ведущий общество к спасительной цели, совершает благое деяние. А если демократичное общество, единодушно с воодушевлением движется к ложной цели, то оно совершает самоубийство. Если цель движения выбрана неверно, то все единодушные идеалы и красивые лозунги не дадут положительных результатов.

4. Демократическое общество продолжает выдавать "лицензии" на власть людям, обещающим "райскую жизнь". Однако очевидно, что многие потребительские тенденции создают проблемы и препятствия для развития общества.

5. Прошлая история человечества есть процесс приспособления людей к социальной среде, к самим себе. Отношения с природой всегда отступали на задний план, т. к. проблемы с ресурсами разрешались как бы сами собой. В наш век проблемы взаимодействия с биогеосферой выходят на передний план, что должно отразиться и в политике. Технически это можно осуществить через ограничение потребления природных ресурсов. Чтобы убедить в этом народ, потребуется властное влияние элиты.

6. Любой народ стремится повысить уровень потребления, до уровня элиты или хотя бы до уровня среднего американца. Но при нынешних возможностях производства если половина населения Земли станет потреблять как средний американец, то биосфера потеряет репродуктивные способности, что приведет к экологической катастрофе. Демократически избранная элита не сможет исполнить волю народа, не вызвав экологической катастрофы.

7. Демократия и права человека являются благодатной почвой для расцвета терроризма, т. к. ограничивают возможности борьбы с терроризмом, ограничивают права следственных органов. Забота о правах законопослушных граждан расширяет возможности противоправных элементов.

Мы видим, что демократия, наблюдаемая на сравнительно коротком историческом интервале, представляет собой противоречивый набор фактов, на фоне которых трудно выявить тренд развития. Наблюдаемое состояние общества не является продуктом сознательной деятельности вождей, это результат стохастической самоорганизации, свойственный всем молодым биологическим и социальным системам.

Человеческий социум (система) содержит подсистемы, специализированные на осуществлении разных функций. Народ является исполнительной подсистемой, создающий материальные блага и ресурсы. Управляющая подсистема состоит из элиты и вождя, которые ничего не производят, существуют за счет созданных народом ресурсов. Они профессионально осуществляют управление внутренними и внешними процессами. Управляющая подсистема принимает решения и с помощью властных механизмов мотивирует народ на их исполнение. Власть заинтересована в том, чтобы исполнительная подсистема не потеряла возможность производить общественные блага. Поэтому складываются отношения типа "хозяин - лошадь". Хороший хозяин ухаживает за лошадью часто лучше, чем за людьми. Демократия - это политическое устройство, когда мнение и пожелание исполнительной подсистемы различными способами учитывается при принятии решений. Закон эгоизма подсистем привел к тому, что высшие иерархии заботятся о себе больше, чем о подчиненных, но вынуждены поддерживать баланс интересов между исполнительными подразделениями.

Представление о демократии как власти народа является некорректным. Реальная власть всегда у элиты. Всеобщие выборы элиты не лишают ее права принимать решения даже против воли народа. Кроме того, хорошо отработанные технологии фальсификации выборов превращают выборы в спектакль. Сохраняется проблема создания "справедливой", научно аргументированной власти.

В настоящее время наблюдается активизация самоорганизации в "человейнике". Развивается гражданское общество. Координирование межгосударственных отношений осуществляется посредством разнообразных межправительственных посреднических организаций (МПО). Наблюдаемый процесс напоминает начальную фазу формирования нового социума, характеризуемую высокой стохастической активностью, не имеющей явной целевой направленности. Линейное мышление предсказывает, что этот процесс будет усиливаться, может исчезнуть государственное регулирование, его заменит гражданское общество. Однако следует разочаровать линейных прогностиков. Хотя бы и прежде всего для того, чтобы остановить бесконтрольное разрушение среды обитания следует превратить стохастические социальные процессы в управляемые. Развитие событий, скорее всего, приведет популяцию людей к такой организации, когда подсистемы специализированы и консолидированы в достижении общей цели. Такое состояние не предусматривает конфликтов между органами.

Наблюдаемые сегодня процессы не являются аномальными, идет нормальная эволюция на фоне естественных флуктуации. Поэтому выбор дальнейшего пути развития не будет случайным, он детерминируется накопленной в системе памятью. Это означает, что связи будут продолжать укрепляться и не только внутри государства, но и между государствами. Уже сегодня в результате глобализации и экспансии на планете увеличивается количество крупных экономических субъектов (ТНК), возрастает длина горизонтальных и вертикальных связей, усиливается интеграция мировой экономической системы. Происходит движение к управляемому обществу.

На наш взгляд, основная проблема человеческого социума состоит не в перестройке структуры отношений, а в "переформатировании" существующего мировоззрения. Это, скорее всего, и произойдет под давлением надвигающихся кризисов.

Валерий Попов, доктор химических наук, профессор кафедры "Менеджмента" Пятигорского технологического университета; Ирина Крайнюченко, доктор философских наук, профессор кафедры Института экономики и управления (г. Пятигорск)

Историческая оценка демократического политического режима

В современном мире демократические основы государственного управления признаются и в разной степени обеспечиваются во всех развитых и развивающихся государствах. При этом, рассматриваемый политический режим не следует идеализировать, признавая его безусловным благом, на что, в том числе, указывают неоднозначные исторические оценки демократии.

В частности, известно, что древнегреческий философ Аристотель, в работах которого большое внимание уделялось изучению форм правления и поиску наиболее оптимальных из них, в зависимости от особенностей государственного устройства, относил демократию к «плохой» форме правления, обращая внимание на то, что абсолютная власть народа, безотносительно к имущественному положению, образованию граждан, и т.д. (власть «черни»), не отвечает потребностям поступательного эффективного развития государства, поскольку, в конечном итоге, соответствующая власть используется преимущественно в личных, а не общественных интересах.

В Средние века и Новое время отношение к демократии постепенно менялось, в том числе в связи с повышением грамотности населения и совершенствованием политической культуры граждан, и, постепенно, демократия перестала считаться «плохой» формой правления, при сохранении неоднозначного отношения к ней представителей различных направлений политической науки.

Кроме того, и среди крупных государственных деятелей демократия не всегда признавалась абсолютным благом.

Пример 1

Так, например, широко известно высказывание британского государственного и политического деятеля XX в. Уинстона Черчилля, который называл демократию «наихудшей» формой правления, за исключением всех других форм, выработанных человечеством.

Иными словами, отношение к демократии может быть охарактеризовано как неоднозначное, но тем не менее, по словам У. Черчилля, ничего лучшего мировой политической наукой не придумано.

В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть положительные и отрицательные стороны демократического политического режима, исходя из содержания которых возможно формирование целостного представления и выработка собственного отношения к рассматриваемой форме государственной организации.

Общая характеристика положительных и отрицательных сторон демократии

Переходя к рассмотрению вопроса о плюсах и минусах демократического политического режима, прежде всего, следует обратить внимание на то, что безотносительно к признакам, которые будут описаны ниже, подлинная демократия способствует сохранению политической стабильности при минимизации использования принудительных механизмов со стороны государства. Во многом это становится возможным благодаря тому, что в демократических условиях между властными решениями и населением страны существует устойчивая, прозрачная обратная связь, отражающая критику или поддержку соответствующих решений со стороны граждан.

Анализ специальной литературе позволяет сделать вывод о том, что в числе положительных аспектов демократического правления можно назвать:

  • Признание на высшем законодательном уровне и реальное гарантирование естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности;
  • Обеспечение формального равенства граждан, то равенства их положения перед законом и судом, безотносительно к имущественному и социальному положению;
  • Обеспечение возможности и реальная поддержка активного участия населения страны в ее политической жизни;
  • Постепенное формирование эффективных механизмов общественного контроля и самоуправления;
  • Разумное ограничение государственной власти, необходимое для недопущения ее абсолютизации;
  • Существование условий для постоянного обновления властных структур, отказа от необоснованного применения насилия с их стороны, как способа решения политических вопросов;
  • Четкое распределение функций между органами государственной власти, в условиях функционирования системы разделения властей, предполагающей эффективные механизмы сдержек и противовесов, для недопущения сосредоточения всей полноты государственной власти в одних руках.

Замечание 1

В то же время отмечается, что даже сформировавшийся демократический режим отличается наличием ряда негативных признаков, в числе которых можно назвать фактическое отсутствие реального равенства возможностей политических партий и граждан, несмотря на их юридическое провозглашение; зависимость принимаемых решений от лоббизма со стороны крупных промышленников, сохранение коррупционной составляющей, нередко – также слабость механизмов общественного контроля за выдвижением кандидатов в органы государственной власти.

Плюсы и минусы различных форм демократии

Выше были рассмотрены положительные и отрицательные стороны демократии в целом, безотносительно к тому, о какой конкретно ее форме идет речь. При этом в литературе подчеркивается, что прямая и представительная демократии, как основные типы рассматриваемого политического режима, также отличаются наличием сильных и слабых сторон.

Так, например, в числе недостатков прямой демократии принято называть сложность принятия согласованных решений в условиях больших социальных групп, нередко – также недостаточность компетенции и излишнюю эмоциональность населения в процессе принятия политически значимых решений, и связанную с этим высокую подверженность общественного сознания манипулированию со стороны профессиональных политиков.

В свою очередь, сильными сторонами прямой демократии выступает непосредственное участие народа в выработке и принятии важных решений, обеспечение возможности совершенствования политической культуры граждан, и т.д.

В свою очередь, негативными сторонами представительной демократии можно назвать:

  • Отрыв органов государственной власти и их конкретных представителей от избирателей;
  • Расширение возможностей для влияния мощных групп давление;
  • Ослабление подлинно демократического контроля;

Плюсами представительной демократии выступают:

  • Высокая компетенция лиц, принимающих государственно-властные решения;
  • Повышение оперативности и эффективности политической деятельности и т. д.


Рекомендуем почитать

Наверх