Где появилась первая письменность в мире. Древняя письменность

Вопрос-ответ 24.09.2019
Вопрос-ответ
История письменности берет свое начало в каменном веке. Тогда никого особо не интересовала ни поэзия, ни проза, ни инструкции к кофеваркам. Для древних людей было важно далеко не это.

Важными были ритуалы поклонения богам. Дело в том, что люди каменного века не делали почти ничего без соответствующего ритуала. Для каждого повседневного действия полагался свой особый ритуал. Естественно, иногда ритуалы «срабатывали» и охота была удачной. Само собой, древние люди пытались зарисовать на стенах пещер последовательность «удачного» ритуала. Именно это обстоятельство и стало отправной точкой истории письменности.

Впрочем, назвать письменностью наскальные рисунки – сложно. Скорее, это прообраз современных комиксов (отсюда вывод – история комиксов берет свое начало раньше истории письменности!). А сама письменность появилась гораздо позже – и стала развитием идей наскальной живописи.

Первый заметный след в истории письменности оставили шумеры. Самый ранний документ был найден на раскопках города Урук, и датируется 3300 годом до н.э. Кстати, первые найденные документы относились не к религии – а к бизнесу, точнее – к бухгалтерии. Видите ли, шумеры использовали для подсчета скота шарики с пометками. Шарики складывались в контейнер, который затем запечатывали – получалось древнее свидетельство о праве на собственность. Вскоре, на контейнер начали наносить изображение его содержимого – чтобы не разбивать его каждый раз. А разбивали контейнер, по-видимому, только в случае визита налоговой полиции. Так появились первые документы – на поверхности контейнера были начертаны символ животного и количество этих животных в стаде. Со временем контейнер исчез за ненадобностью.

Как мы уже отмечали, первый в истории письменности метод записи представлял собой картинки, обозначающие тот или иной объект. Например – символ «лошадь», символ «коза» и так далее. Эти картинки были стилизованы и унифицированы, и вскоре приобрели почти схематический характер. Именно так появились идеограммы. В отличие от буквы, идеограмма обозначает не звук, а понятие или идею. Фактически, китайские и японские иероглифы представляют собой идеограммы. Их можно читать, не зная языка. Не нам конечно. Но, например, хорошо образованные китайцы могут читать японские иероглифы, не зная японского языка. Они не смогут прочесть написанное вслух на японском, но смогут в точности понять смысл документа. Кстати, именно из-за столь странного, на европейский взгляд, метода записи, «идеограмная» восточная поэзия столь отличается от произведений «алфавитных» западных культур – на востоке поэзия на порядок более визуальна, т.е. произведение автора оценивается не только по звучанию, но и визуально. Эти произведения практически невозможно оценить в переводе – нужно видеть иероглифы и сознавать акценты идеи, которые несет каждая черточка иероглифа. Для справки – в классическом китайском «алфавите» более 3000 символов.

Алфавит

Но вернемся к истории письменности. Первый алфавит возник на ближнем востоке, примерно 3500 лет назад – около 1500 г. до н.э. «Патент» на изобретение принадлежит финикийцам. Финикийский алфавит стал основой для письменности арабов и греков, а греческий алфавит, в свою очередь, разделился на кириллический (основа славянских алфавитов) и романский (латинский).

Принципиальное отличие алфавита от иероглифов в том, что здесь отдельный символ отражает не идею или понятие, – а всего лишь абстрактный звук. То есть идеограммы по сути своей ближе к наскальным рисункам, а финикийский алфавит – это попытка записи голоса. Таким образом, финикийский алфавит – первое изобретение в области звукозаписи.

История письменности = история деградации?

«Деградация? Да какие могут быть недостатки у письменности?», - спросите вы. На этот вопрос ответил Платон, который как раз застал эпоху распространения письменности. Он сформулировал три основных недостатка, и надо сказать, оказался абсолютно прав в каждом из случаев.

1. Письменность разрушает память. Там, где начинается история письменности, заканчивается эпоха памяти. До появления письменности человек мог легко запомнить поэму из нескольких тысяч строк после двух-трех прослушиваний. И это не считалось чем-то выдающимся. Письменность уничтожила эту способность всего за пару поколений.

2. Сложность защиты информации. История письменности – это история охраны информации. С древнейших времен и по наши дни существуют секретные документы. И если мы вдруг получим их в руки - то без труда сможем прочесть их.

3. Недопонимание. И снова Платон оказался прав. На протяжении всей истории письменности, люди стремились сделать процесс записи как можно более простым. Но у простоты есть оборотная сторона – письменные свидетельства полностью лишены невербальной составляющей человеческой речи. Вопросительный и восклицательный знаки смотрятся просто насмешкой. К тому же страница книги не может ответить на вопросы и часто оставляет огромное пространство для разных толкований текста.


С другой стороны, плюсы письменности перевешивают ее минусы.

1. Мы можем отследить изменения происходящие в течении длительного времени. До возникновения письменности не было истории – были лишь легенды.

2. Мы не расходуем «мощность» нашего мозга на запоминание информации – мы тратим ее на анализ.

3. Мы можем делать выводы на основе опыта других, без непосредственного взаимодействия с ними.

4. Знание не зависит от социального класса.


Без трех последних пунктов научно техническая революция ХХ века была бы невозможной. А еще без письменности вы точно не смогли бы прочитать эту статью.

Чёрная книга молитв Марии Сфорцы. 1466-1476 гг. Миниатюрист Филиппде Мацерольес. Книга создана в Брюгге для герцога Бургундского Карла Лысого. Чёрная бумага, золото,серебро

Письменность, как уже говорилось, - один из главных признаков появления цивилизации, демонстрирующий общий уровень развития культуры. Письменность может возникнуть лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации в форме, неподвластной искажениям - в отличие от устной речи. Первые письменные памятники - это надписи владельцев предметов на печатях-пломбах, посвящения богам, финансовые отчёты первых государственных чиновников. Более поздние - летописи и памятные надписи царей и знатных людей.


Школьная тетрадь. Египет. Деревои краска

Письменность не только признак цивилизации вообще. Это, прежде всего показатель уровня самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается его культурному влиянию. Если же какое-то время господствует собственная система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и подверглась внешнему воздействию. Единство системы письма позволяет очертить границы цивилизации. Так, западноевропейскую цивилизацию Средних веков позволительно называть латинской. У всех народов Западной Европы тогда в ходу был латинский алфавит, сохраняющийся у них и по сей день. Более того, в Средневековье распространение алфавита сопровождалось распространением латинского языка в качестве языка литературы и официальных документов. В древности на Ближнем Востоке подобной общей письменностью долго была месопотамская клинопись, а затем ещё шире разошлось родившееся в Сирии арамейское письмо. Причём последнее также распространялось вместе с языком.

С появлением письменности люди древности начинают «говорить» с исследователем живыми голосами. Многие элементы ушедшей реальности, о которых можно было лишь догадываться, теперь чётко и в буквальном смысле прописаны в источниках. История начинает излагаться, и изложение, созданное современниками, без искажений попадает в руки современного специалиста. Значение письменных памятников для изучения истории столь велико, что предшествующая её возникновению эпоха нередко называется доисторией.


Клинописная надпись из дворца Дария I. Персеполь. VI в. до н. э.

Но появление письменности ни в коей мере не умаляет значения вещественных памятников и труда археолога. Да, толкование многих археологических находок облегчается существованием письменных данных. Но ведь и сами древнейшие письменные памятники стали известны только благодаря археологам. Самые ранние рукописи из европейских библиотек и архивов относятся лишь к III-IV вв., хотя нередко и являются копиями более древних. Огромную массу древнейших письменных памятников доставляет так называемая эпиграфика - наука о надписях на камне и различных предметах, иными словами, о надписях, сделанных нетрадиционным инструментом на нетрадиционном писчем материале. Многие из них сохранились до наших дней и не нуждались в поисках, но большинство всё же обнаружили археологи в разных точках земного шара. В результате археологических раскопок в руках учёных оказались глиняные таблички из Западной Азии, а также папирусы из Египта, рукописи на бычьей коже (пергамене), относящиеся к рубежу новой эры.


Пиктограммы и символы индейцев апачи. XIX в.

Именно благодаря археологическим находкам была воссоздана история древнейших цивилизаций.

Найденные же археологами рукописи рубежа новой эры, помимо прочего, доказали безусловную подлинность тех памятников древнегреческой и древнеримской литературы, которые сохранились в копиях Средних веков. Сейчас установлено как достоверный факт - в древнейших центрах цивилизации письменная традиция не прерывалась с конца IVтысячелетия до н. э.

Человек, конечно, ещё задолго до появления письменности ощущал потребность в сохранении информации. За века в том или ином роде, племени накапливалось столько нужных сведений, что память устных рассказчиков уже их не вмещала. Это стало причиной возникновения пиктографии - «рисуночного письма». Пиктография ещё не собственно письменность. Пиктографическая летопись, например, представляет собой цепочку рисунков, каждый из которых изображает какое-нибудь знаменательное событие из жизни племени. Глядя на такое полотно, хранитель преданий вспоминал последовательность фактов, о которых должен поведать. Со временем рисунки становятся всё более простыми и схематичными, символическими. Так, в «рисуночной летописи» североамериканских индейцев изображение лебедя с опущенной в воду головой означало год смерти вождя по имени Лебедь. Появляется так называемая фразография - при этой системе «рисуночного письма» отражается уже целостный текст, где каждому предложению соответствует особый рисунок.


Папирус. «Книга мёртвых» с изображением жреца бога Амона. Египет

Наиболее развитые в культурном отношении народы мира в конце неолита переходят от пиктографии к идеографии, или иероглифике. Идеография уже система письма в собственном смысле слова. В ней целый текст чётко и недвусмысленно передаётся через идеограммы - закреплённые знаки того или иного значения. В отличие от современных букв идеограммы, однако, обозначали не звуки, но целые слова или корни слов, а также числа. Для записи имён собственных использовались, как правило, сочетания подходящих по звучанию или смыслу идеограмм. Другое название идеограмм - «иероглифы» («священная резьба») - восходит к древним грекам. Так они называли таинственную для них египетскую письменность, которая в последние века до новой эры была понятна только местным жрецам.

Практически каждый очаг самостоятельного становления цивилизации обладал собственной системой иероглифического письма. Однако кому принадлежит пальма первенства, учёные до сих пор не установили. Ясно лишь, что иероглифика зарождалась в разных, даже соседних областях независимо друг от друга.


Глиняная клинописная табличкаиз Месопотамии

Древнейшей многие учёные считают письменность древних жителей Месопотамии шумеров, известную со второй половины IV тысячелетия до н. э. Но шумеры ли были её создателями? Сейчас всё больше доказательств того, что Месопотамия не является родиной «своей» письменности. Символические «рисуночные» знаки, сходные по начертаниям с шумерскими иероглифами, находят на сосудах культур Малой Азии и Балкан VII-VI тысячелетий до н. э.

В древнем захоронении конца VI-V тысячелетия до н. э. на территории Румынии, в Тэртэрии, обнаружены глиняные таблички с иероглифами. Находка крайне загадочна. Письменность табличек напоминает шумерскую (хотя и не полностью совпадает с ней). Материал - глина - и форма табличек также вполне «шумерские». Но написаны они явно не на шумерском языке и относятся ко времени намного старше самых древних памятников Шумера. По поводу таинственных табличек высказано немало предположений. Некоторые учёные, например, считают, что таблички гораздо моложе погребения. В любом случае пока неясно, как толковать эту находку. Однако последние исследования в самой Месопотамии позволяют сделать вывод, что письменность отнюдь не сразу стала «шумерской» и распространялась с севера. Тэртэрийские же таблички, если их дата верна, являются древнейшим в мире письменным памятником.

По мере развития месопотамской письменности знаки её, сначала вполне «рисуночные», всё более упрощались. Этому способствовало то, что они с III тысячелетия до н. э. выдавливались на глине с помощью примитивного клинообразного инструмента. Отсюда название «клинопись». Клинописное изображение естественным образом уходило от «рисуночной» точности, не передавая уже подлинного облика предмета, стоящего за корнем слова (скажем, фигуры землепашца или человеческой головы). Упростившись, письмо стало доступно для передачи слов и слогов иностранного языка. Клинопись заимствуют многочисленные народы Ближнего Востока. При этом некоторые из них до того имели собственную систему иероглифики. Свои иероглифы были у эламитов на юго-западе Ирана, у хаттов в Малой Азии.


Египетская погребальная стела с изображением жертвенных подношений богу Осирису

В Египте иероглифическое письмо возникло также в IVтысячелетии до н. э. и просуществовало без особых изменений до начала новой эры. Здесь главными материалами для письма были камень и папирус. Значки вырезались или рисовались, сохраняя при этом свою «рисуночную» точность изображения и сложность. Потому-то египетское письмо не воспринималось у соседних народов, а потом постепенно забылось и в самом Египте, став частью «священного» жреческого знания.

Собственными системами иероглифов обладали и другие очаги древнейших цивилизаций. Так было в тысячелетиях до н. э. в долине Инда (так называемое протоиндийское письмо), а во II-I тысячелетиях до н. э. в Южной Аравии.

Древнейшей письменностью Европы (если не считать загадочных табличек из Тэртерии) являлось так называемое минойское иероглифическое письмо (см. статью «Бык и лев: крито-микенская цивилизация»). Его немногочисленные памятники разбросаны по островам Эгейского моря, Криту и Кипру. Самый известный, с которым, собственно, и связано открытие письма, - диск с круговой надписью из критского Феста. На смену этой письменной системе пришло «линейное письмо» древнейших греческих цивилизаций. В нём использовались уже не идеограммы, а геометрические условные значки, обозначавшие слоги. Подобное переходное к алфавиту слоговое письмо известно и некоторым другим народам Средиземноморья.

Самая распространённая и дожившая до наших дней система иероглифического письма - китайская. Она зародилась во И тысячелетии до н. э. и прошла долгий путь исторического развития. Китайская иероглифика с самого начала отличалась простотой и схематичностью начертаний и была быстро приспособлена для передачи слогов. Кроме того, ввиду замкнутости и самобытности китайской культуры здешним иероглифам не пришлось соперничать с алфавитами. Китайская идеография не только сохранилась, но была воспринята в Средние века и соседними народами: вьетнамцами, корейцами, японцами. В Японии до сих пор пользуются одной из разновидностей китайской письменности. Однако всё же китайская идеографическая письменность не была на Дальнем Востоке единственной. В 70-х гг. XX в. памятники самостоятельной иероглифической системы II - I тысячелетий до н. э. обнаружили китайские археологи к югу от реки Янцзы, где в древности жили предки тайских и вьетских племён.


Утагама Кунисада. Праздник живописи и каллиграфии в чайном доме Манпаширо. 1827 г.

Собственное иероглифическое письмо существовало и у индейских цивилизаций Древней Америки. Древнейшее - ольмекское появилось в Мексике во II - начале I тысячелетия до н. э. К ольмекской письменности восходят иероглифы других индейских народов Центральной Америки: майя, миштеков, сапотеков. В Южной Америке в начале IIтысячелетия н. э. собственную иероглифику (келька) создали индейцы-аймара. Но в XVв., когда государство аймара покорили инки, все письменные памятники, свидетельствовавшие о величии прежней культуры, были уничтожены завоевателями. До нас дошли лишь три небольшие надписи келька, относящиеся ко времени до XVI в.

Центром дальнейшего развития письма от идеографии к алфавиту стали земли по восточным и северовосточным берегам Средиземного моря. Именно здесь возникали линейные и слоговые системы письма, уже значительно более простые, чем громоздкие, из многих тысяч знаков, иероглифические письменности. Самый развитый из «морских» народов Ближнего Востока - финикийцы (жили на территории Ливана) в конце IIтысячелетия до н. э. создали первое алфавитное письмо. В нём каждый знак соответствовал определённому звуку. Алфавитный текст гораздо длиннее иероглифического, однако знаков в нём в сотни раз меньше, потому заучить их гораздо легче.

К финикийскому алфавиту восходят все многочисленные ныне системы алфавитного письма, в том числе древнегреческая. В Греции появилось и само слово «алфавит» - оно происходит от названия первых букв «альфа» и «бета» (в Средние века «вита»). От греческого алфавита произошли самые распространённые в средневековой Европе системы письма - латинский алфавит и славянская кириллическая азбука, которой пользуются и в России.


Кодекс Борджа. Библиотека Ватикана. XIII в.

Наличие письменных памятников немало проясняет для историка в прошлом. Но они ставят и немало трудных вопросов. Многие древние памятники написаны не просто на «мёртвых», но на совершенно неизвестных в современном мире языках. Другие (скажем, древнеегипетские иероглифические памятники) написаны на языке, в целом доступном для понимания. Но сама система письма давно умерла, и «доступность» эту ещё надо было установить. Итак, после находки памятника древнего письма археологом приходит очередь его «чтеца»-дешифровщика. Дешифровка неизвестных систем письменности давно стала важным направлением в языковедении.

Главным подспорьем для дешифровщика являются так называемые билингвы - памятники, в которых на двух языках или двумя письменными системами даётся один и тот же текст. Билингвы были довольно распространены на Ближнем Востоке, где параллельно существовали разные системы письма. Роль билингвы могут играть и словари, по тем же причинам активно создававшиеся в древних ближневосточных государствах. Подлинная удача для историка - находка трилингвы, т. е. совпадающего текста в трёх разнописьменных вариантах.

С трилингвы некогда началась расшифровка древнеегипетской письменности. В руки французского исследователя Жана Франсуа Шампольона (1790 - 1832) попала надпись на так называемом Розеттском камне. На этой базальтовой плите одна и та же надпись повторялась на греческом и древнеегипетском языках. При этом один вариант египетского текста был выполнен хорошо известным местным алфавитным письмом, а другой - загадочными для тогдашней науки иероглифами. Прочтение Розеттской надписи позволило определить основные черты иероглифического письма и расшифровать его.


Греческое письмо. Камень. Лувр. Париж. 475 г. до н. э.

Большое количество словарей, билингв и трилингв досталось археологам, проводившим раскопки в Месопотамии и других областях Передней Азии. Среди них особое место занимает трёхъязычная Бехистунская надпись, высеченная на высокой скале Бехистун близ города Хамадан в Иране. Эту памятную надпись о победах персидского царя конца VI в. до н. э. Дария I удалось прочесть английскому учёному Генри Кресвику Роулинсону (1810 - 1895). Она дала ключ к расшифровке клинописи древних цивилизаций Ближнего Востока. Закономерным итогом этой многолетней работы, восхождения по цепочке билингв и словарей, стало открытие неизвестного прежде и не родственного известным языка - шумерского.

В случае, когда в распоряжении учёных не оказывается билингвы, им приходится вести расшифровку письмен исходя из самих доставшихся текстов. Тогда внимательнейшему изучению подвергаются характер письма, состав текстов, сведения о культуре, их породившей. Если удаётся определить предполагаемый смысл хотя бы одного текста (например, часто повторяющееся перечисление двенадцати-тринадцати слов может быть обозначением месяцев), в руки учёных попадает так называемая искусственная билингва. Если же с её помощью тексты начинают читаться, причём не только самим первооткрывателем, значит, путь избран верный. Честь разработки этого метода принадлежит российскому учёному Юрию Кнорозову (1922-1999), занимавшемуся исследованием цивилизаций Центральной Америки. Разработанная им методика успешно применяется его учениками и последователями при изучении протоиндийского, минойского и рапануйского письма.

Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, зародилось еще в период мезолита. Именно к этому времени относятся так называемые «азильские» чуринги. Это гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы всевозможные символические фигурки. «Чурингами» их называют по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых чуркнги являются символическими вместилищами душ. В неолите орнаментальные рисунки наносятся на глиняных сосудах. Каждая группа племен имела свою систему орнаментации, очень устойчивую на протяжении сотен и даже тысяч лет. Среди повторяющихся рисунков около 3,5 тыс. лет назад были обнаружены условные знаки, свидетельствующие, возможно, о появлении логографического письма. На Востоке системы этого письма сформировались не позднее IV тыс. до н. э. (переднеазиатские, протоэламские, протоиндийские, древнеегипетские, критское, китайское). С III тыс. до н. э. египетское письмо стало превращаться в логографически-консонантную систему. Изменялось и написание знаков письма.
Древнейшими памятниками логографического письма была шумерская и протоэламская письменность, возникшие в V-IV тыс. до н. э. Писали на каменных и глиняных табличках. Однако уже с начала III тыс. до н. э. письменность стала приобретать логографически-слоговой характер. Письмена теряли изобразительность, превращаясь в комбинации клинописных черточек. Это, видимо, было обусловлено материалом, на котором писали в Месопотамии, - глиной. На глине легче было выдавливать клинообразные значки, нежели рисовать линии. На основе шумерского возникло и урартское письмо, применявшееся на Кавказе в IX-IV вв. до н. э.
Особый слогозвуковой характер имела письменность, применявшаяся на территории Средней Азии в VI-IV вв. до н. э. Это так называемая персидская (или ахеменидская) клинопись. Памятники такой клинописи встречаются даже на Южном Урале.
На рубеже II и I тыс. до н. э. стало широко распространяться звуковое письмо. Оно было проще других систем и обходилось всего 20-30 знаками-буквами. Предполагается, что количество букв в первых алфавитах было связано с количеством дней в лунном месяце с добавлением количества знаков зодиака. От первого финикийского звукового письма происходят большинство современных систем письменности.

Письменность могла быть изобретена, по меньшей мере, трижды за время исторического развития:

  1. Шумерская письменность в Месопотамии (Междуречье) (ориентировочно с 3000 года до н. э.).
  2. Китайская письменность вдоль реки Хуанхэ («Желтая река») (в период до 1200 г. до н.э.).
  3. Мезоамериканская письменность в Гватемале и Южной Мексике (немного позже 500 года н. э.).

Из них только китайская письменность всё еще используется в наше время, хотя и шумерское, и мезоамериканское письмо также использовались на протяжении нескольких тысячелетий.

Четвертый тип, египетская система письма, появилась вскоре после того, как шумерская письменность возникла в Месопотамии. Несмотря на то, что ее появление могло быть связано с возникновением шумерской письменности, в этих двух системах письма знаки не похожи друг на друга.

Пятый тип, северосемитская финикийская система письма, стала наиболее влиятельной. Финикийская письменность является родоначальницей большинства современных систем письма, включая греческую, латинскую, кириллическую, арабскую, древнееврейскую письменность, а также, вероятно, большого количества алфавитов на основе брахми в Южной и Юго-Восточной Азии. В конечном счете, финикийская письменность могла произойти от египетской письменности, но точных доказательств этого нет.

Многие древние системы письма до сих пор не расшифрованы. Это касается протоэламской письменности (2900 г. до н. э., Персия), протоиндийской письменности (2500 г. до н. э., долина реки Инд) и Линейного письма А (1800 г. до н. э., о. Крит). В большинстве случаев не существует определенного способа, с помощью которого можно соотнести такие системы письма с другими известными формами письменности.

От рисунка к письменности

Происхождение и развитие всех ранних систем письма придерживается поразительно похожей схемы.

Прежде всего, рисование является источником происхождения письменности во всем мире. Большинство знаков ранних систем письма – пиктографические по своему происхождению. Тот факт, что египетский иероглиф, обозначающий «солнце», и древнейший китайский иероглиф с тем же значением похожи, означает не то, что эти две системы письма взаимосвязаны, а то, что они обе начинали с попыток нарисовать солнце.

Египетский иероглиф, обозначающий «солнце».

Решающий этап в развитии наступает тогда, когда такие рисунки стилизуются и становятся репрезентацией не самого солнца, а слова со значением «солнце»:

графический знак → предмет

графический знак → слово → предмет

На этом этапе рисование становится письменностью. Другими словами, пиктограммы преобразовываются в логограммы. Древнейшие системы письма, в подавляющем большинстве случаев, являются логографическими.

Во-вторых, с переходом от рисунков, представляющих предметы, к письменным знакам, представляющих слова, внимание акцентируется уже не на имитации изображаемого объекта, а на установлении различий между письменными знаками. Больше не имеет значения, что китайский иероглиф «солнце» имеет квадратную форму, а не круглую, но очень важно, что он отличается от иероглифа «луна». Каждый знак всё в большей степени стандартизируетсяэто относится к типу, количеству и порядку линий тех компонентов, из которых знак состоит. Более того, линейное упорядочение знаков также является фиксированным, чтобы, как правило, отображать порядок слов в предложении.

В-третьих, все ранние системы письма используют ребусный принцип, согласно которому пиктографический знак, первоначально представляющий одно слово, используется для репрезентации другого слова с таким же или похожим звучанием. Например, китайский иероглиф «нога», который изначально представлял собой изображение ноги, использовался для репрезентации слова-омофона со значением «достаточный» (оба слова произносятся в современном китайском языке). Хорошо известен пример из шумерского языка: пиктографический знак со значением «тростник», который произносится gi gi «возмещать». В древнеегипетском языке знак со значением «ласточка», который произносится wr , также используется для слова (или, скорее, консонантного корня) wr «большой». В языке майя знак со значением «рыба», который произносится xoc , также используется для слова xoc «считать».

В-четвертых, все ранние системы письма используют детерминативы для того, чтобы справиться с возрастающей многозначностью, возникающей вследствие использования ребусного принципа. Детерминативы подают приблизительное указание на значение символа, таким образом выделяя его среди других вариантов употребления одного и того же знака. Например, в китайском письме иероглиф первоначально использовался для обозначения слова zhǐ «палец ноги», но затем его значение расширилось для представления слова zhǐ «останавливаться». Таким образом, для того, чтобы различать два варианта употребления, предыдущий вариант заменили сложным иероглифом с использованием иероглифа «нога» в качестве детерминатива: 趾. В египетских иероглифах, где использование ребусного принципа послужило толчком к появлению символов, обозначающих отдельные согласные, слова rem «рыба» и rem «плакать» можно было написать с использованием символа 1 (см. рисунок ниже) (представляющего согласный r ), за которым следует символ 2 (см. рисунок ниже) (представляющий согласный m ), а для того, чтобы отличить их друг от друга, к первому добавляется в конце детерминатив 3 (см. рисунок ниже) для обозначения рыбы, а ко второму добавляется детерминатив 4 (см. рисунок ниже) для обозначения глаза со слезами:

rem «рыба» rem «плакать»

В шумерском и мезоамериканском письме также использовались детерминативы для устранения неоднозначности поливалентных знаков.

В-пятых, ранние системы письма склонны к нуклеарности – в том смысле, что каждый знак представляет слово в любой из своих флективных форм, без отображения формообразующих аффиксов. И только в связи с возрастающим использованием ребусного принципа общепринятым становится репрезентация формообразующих аффиксов с указанием их звучания.

От слов к фонемам

По мнению некоторых ученых, развитие письменности является однонаправленным. С возрастающим использованием ребусного принципа логографические системы письма развиваются в фонографические системы письма. Древнейшие фонетические системы письма были либо силлабические (каждый знак представляет слог), либо консонантные (каждый знак представляет один или более согласных). И только с появлением древних греков мы получили фонематические системы письма (каждый знак представляет одну фонему).

В историческом отношении, это правда, что все системы письма происходят от логографических систем, а силлабическое и консонантное письмо появилось раньше, чем сугубо фонемное письмо. С другой стороны, многие письменные культуры не перешли к фонемному письму. Китайское письмо до сих пор остается преимущественно логографическим, японское письмо кана – большей частью, всё еще силлабическое, а арабское и древнееврейское письмо сохраняет консонантный характер. Некоторые ученые рассматривают это как культурный консерватизм, сопротивление прогрессу. Другие придерживаются мнения, что разные системы письма подходят разным языкам. Китайская система письма, которую мы охарактеризовали как морфемно-силлабическую, определенно разработана для языка, в котором морфемы являются преимущественно моносиллабическими (односложными). Японская азбука кана применима к языку с ограниченным количеством слогов и ее невозможно было бы использовать в таком языке, как английский. Арабская и древнееврейская системы письма подошли бы языкам, для которых характерно построение слов на основе консонантных корней.

Культурный консерватизм играет важную роль в развитии письменности. Даже в языках с фонематической системой письма слова редко пишутся так же, как произносятся. В этом отношении, орфография современного английского языка является менее фонемной по своему принципу, чем орфография древнеанглийского языка. В некоторых случаях (например, k в словах knee, knight, knot) звуки перестали произносить, а буквы, которые использовались для их репрезентации, до сих пор употребляются на письме. В японском языке, который рассматривается как отображение высокого уровня культурного развития, часто употребляются китайские иероглифы (логографические) вместо азбуки кана (силлабической). И даже общепринятым считается замена азбуки кана китайскими иероглифами в случае, когда перепечатывают древние тексты. В некоторой степени, культурный консерватизм может быть целесообразным, поскольку стимулирует стабильность и историческую целостность.

Некоторые великие нововведения в истории письменности произошли в тот момент, когда системы письма переходили от одного языка к другому. Иностранцев, как правило, не сдерживает культурный консерватизм. Более того, нововведения часто являются результатом адаптации первоначальной системы письма под новый язык. Например, когда греки позаимствовали финикийский алфавит, который представлял собой консонантное письмо, возникла необходимость в создании символов для обозначения гласных звуков. Когда японцы стали писать на своем собственном языке с использованием китайских иероглифов, возникла необходимость в изобретении способа для представления флективных суффиксов.

Письменность – важнейший элемент в развитии человечества, с ее помощью люди могут пополнять запас знаний и передавать его последующим поколениям. Письмо представляет собой специальную , которая предназначена для формализации и фиксации данных. История изобретения письменности берет начало с момента возникновения графических изображений, которые позволяли древним людям общаться и передавать информацию. Формирование и совершенствование письменности - сложный и длительный процесс, занявший не одно тысячелетие и прошедший несколько этапов развития.

Древнейшие способы письма

Простейшим вариантом письменности считается пиктографическое письмо - система передачи информации с помощью рисунков. Изображение на камне и дереве различных событий из жизни людей было первой попыткой фиксации информации. Рисунки представляли собой взаимосвязанный рассказ и служили способом общения. Этот вид письма был далеко несовершенен. Изображения можно трактовать по-разному, следовательно, суть такого послания была неоднозначной. Кроме этого, такой способ не позволял фиксировать абстрактные понятия и информацию, которую сложно нарисовать.

С развитием человечества на смену пиктографическому письму пришел другой вид передачи информации – идеографическое письмо . При этом способе письма каждое слово обозначалось определенным символом. Их назвали иероглифами. Текст, написанный подобным образом, выглядит как набор рисунков. Этот вид письма использовали три великие цивилизации древности:

  • шумерская письменность – древними шумерами использовалась одна из разновидностей идеографического письма – клинопись. Символы, похожие на клинья, наносились на глиняные дощечки, из которых составлялись целые библиотеки. Клинописное письмо возникло в III тысячелетии до н.э.;
  • египетская письменность – еще одним древнейшим видом письменности являются иероглифы Древнего Египта. Эта система представляла собой сочетание рисунков и специальных знаков, обозначавших слова. Более 6000 иероглифов использовались для описания окружающего мира, религиозных обрядов и различных событий из жизни людей;
  • китайская письменность – иероглифическое письмо в древнем Китае сформировалось во II тысячелетии до н.э. из пиктографического письма. Символы размещались вертикальными столбцами и имели очень сложное начертание. Данная система включала огромное количество иероглифов, запомнить которые было весьма сложно.

Главным недостатком идеографических систем является сложность в передаче информации. Поэтому далее история изобретения и становления письменности проходит следующий этап – создание алфавита.

Самые ранние алфавиты

Настоящим прорывом в формировании системы передачи информации стало создание звукового письма . По мере совершенствования письменности, слова разделялись на слоги, из которых выделялись отдельные звуки, и, наконец, каждому звуку стал соответствовать определенный символ. Со временем такой вид письма получил широкое распространение, так как для точного воспроизведения речи требовалось запомнить лишь пару десятков букв.

Одним из первых алфавитов был финикийский . Он включал 22 буквы, расположенные в установленном порядке. Каждая буква имела свое значение, например, буква алеф – это вол, бет – дом и т. д.

Дальнейшее развитие алфавит получил в греческой письменности , которая произошла от финикийской. В греческом алфавите количество букв увеличилось. Порядок остался прежним, однако буквы потеряли свое смысловое значение.

Латинский алфавит произошел от греческого и стал одним из главных в огромной Римской империи. Некоторые буквы видоизменились, однако их порядок остался прежним. Изначально в латинском алфавите была 21 буква, затем, по мере приспособления к устной речи, его состав расширялся. Современный латинский алфавит является основой письменности многих языков мира.

Древнейшие славянские письмена выполнялись с помощью двух видов азбуки – глаголицы и кириллицы. Они отличались количеством букв и способом их написания. Глаголица вполне соответствовала старославянскому языку. Буквы этого алфавита по своему происхождению связаны с греческим, древнееврейским и самаритянским алфавитами. В кириллице значилось 43 буквы. Часть их была заимствована из византийского письма, часть изобретена заново в соответствие с особенностями славянского языка.

История изобретения письменности отражает основные вехи в развитии и совершенствовании человечества. Благодаря различным способам передачи информации эволюции, сохраняются и передаются потомкам.



Рекомендуем почитать

Наверх