Как появились ассасины. Кто такие ассасины и существуют ли они в современном мире

Акcессуары 11.10.2019
Акcессуары
100 великих загадок истории Непомнящий Николай Николаевич

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ?

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ?

Эта секта прославилась коварными убийствами, но её основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплёл цепь зла.

Звали этого юношу Хасан ибн Саббах. Именно он основал тайную секту, чьё название и теперь считается синонимом коварного убийства. Речь идёт об ассасинах - организации, готовившей убийц. Они расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну любому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, а то без долгой канители убивали.

Хасан родился около 1050 г. в небольшом персидском городке Кум. Вскоре после его появления на свет родители перебрались в городок Райи, лежавший близ современного Тегерана. Здесь юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», писал он в своей автобиографии, дошедшей до нас лишь в отрывках, «воспылал страстью ко всем сферам знаний». Больше всего ему хотелось проповедовать слово Аллаха, во всём «храня верность заветам отцов. Я никогда в жизни не усомнился в учении ислама; я неизменно был убеждён в том, что есть всемогущий и вечносущий Бог, Пророк и имам, есть дозволенные вещи и запретные, небо и ад, заповеди и запреты».

Ничто не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда семнадцатилетний студент познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Тот смутил чуткий ум юноши следующей неприметной, казалось бы, оговоркой, которую раз за разом повторял: «По сему поводу исмаилиты полагают…» Поначалу Хасан не уделял внимание этим словам: «Я считал учение исмаилитов философией». Мало того: «Что они изрекают, противно религии!» Он давал это понять своему учителю, но никак не умел возразить его аргументам. Всячески юноша противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Однако тот «опровергал мои верования и подтачивал их. Я не признавался ему в этом открыто, но в моём сердце его слова нашли сильный отклик».

Наконец, произошёл переворот. Хасан тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что же произошло; известно лишь, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и поведал, что решил перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.

Чтобы понять, что произошло, перенесёмся на несколько веков назад. Мухаммед умер в 632 г. После этого разгорелся спор о его преемнике. В конце концов, его ученики объединились вокруг «верного из верных», одного из первых мусульман - Абу Бакра. Его провозгласили первым халифом - «заместителем» Пророка. Именно тогда соратники Мухаммеда начали записывать стихи Корана.

Однако не все были довольны таким выбором. Тайные враги Абу Бакра (632–634) и его преемников Омара (634–644) и Османа (644–656) группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Им казалось, что у него больше прав носить титул халифа. Этих людей стали называть «шиитами» (от арабского слова «шиа» - группа). С самого начала они были в оппозиции к большинству мусульман - те звались суннитами. У сторонников Али была своя правда. Люди, продолжавшие дело Мухаммеда, больше интересовались захватом новых земель и накоплением богатств, чем укреплением веры. Вместо государства мусульман их заботил лишь собственный прок. Святость и справедливость они подменили стяжательством.

В конце концов, мечтания шиитов сбылись. В 656 г. восставший люд убил халифа Османа из мекканского рода Омейядов. Новым правителем мусульман стал Али. Однако пять лет спустя был убит и он. Власть перешла к Муавии (661–680) из того же рода Омейядов.

Омейяды, как и правители всех времён и народов, укрепляли свою власть. В годы их правления богатые становились богаче, а бедные - всё беднее. Вокруг шиитов сплотились все недовольные властью. Халифат стали сотрясать восстания. Ещё в 680 г., после смерти Муавии, подняли восстание Хусейн, сын Али, и Фатима - дочь Пророка и вдова Али.

Первоначально «шиа» была чисто политической группировкой. Теперь раскол произошёл и в религиозной области. Главной причиной неурядиц и беспорядков, считали шииты, была незаконная власть халифов. Лишь прямые потомки Пророка могли быть стражами истины и закона. Только из их числа мог появиться на свет долгожданный Спаситель, который устроит государство, угодное Богу.

Вожди шиитов - имамы - были Алидами, потомками Али по прямой линии. Значит, все они своими корнями восходили к Пророку. Они не сомневались в том, что долгожданный Спаситель будет шиитским имамом. Отзвуки этой тоски по «праведному миру» мы наблюдали совсем недавно, когда в 1979 г. в шиитском Иране народ встретил ликованием весть о том, что аятолла Хомейни провозгласил страну Исламской республикой. Сколько надежд простые шииты связывали с этим счастливым событием!

Но вернёмся в далёкое прошлое. В 765 г. шиитское движение ждал раскол. Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший сын. Большинство шиитов спокойно приняло этот выбор, но некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена - и остались верны Исмаилу. Их назвали исмаилитами.

Их проповедь снискала неожиданный успех. К ним влекло самых разных людей - и по разным причинам. Правоведы и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников, оспаривавших звание имама. Простых людей привлекали таинственные, полные мистики речения исмаилитов. Люди учёные не могли пройти мимо изощрённых философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты.

Они основали свой халифат, названный в честь Фатимы. Со временем их власть настолько окрепла, что в 969 г. армия Фатимидского халифата - он располагался в Тунисе - вторглась в Египет и, захватив страну, основала город Каир, новую её столицу. В период расцвета этот халифат охватывал Северную Африку, Египет, Сирию, Сицилию, Йемен и священные города мусульман - Мекку и Медину.

Впрочем, когда Хасан ибн Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась - она, можно сказать, была в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они - подлинные хранители идей Пророка.

Итак, международная панорама была такова. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточённую борьбу. В Персии же - то бишь в современном Иране - жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме того, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх стали брать сунниты.

Хасан не мог не знать, что, становясь сторонником исмаилитов, он выбирает долгую, нещадную борьбу. Враги будут грозить ему отовсюду, со всех сторон. Хасану было 22 года, когда в Райи приехал глава исмаилитов Персии. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Быть может, этот новый сторонник окажется очень полезен братьям по вере.

Однако прошло целых шесть лет, пока Хасан наконец не отбыл в Египет. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 г. он всё же приехал в Каир, его встречали с почтением. Однако увиденное ужаснуло его. Халиф, коего он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы - не только политические, но и религиозные - решал везир.

Возможно, Хасан поссорился со всемогущим везиром. Во всяком случае нам известно, что три года спустя Хасан был арестован и выслан в Тунис. Однако судно, на котором его везли, потерпело крушение. Хасан спасся и вернулся на родину. Злоключения расстроили его, но он твёрдо держался клятвы, данной халифу.

Хасан замыслил сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда её сторонники поведут сражение с мыслящими иначе - шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было лишь выбрать плацдарм для будущих военных успехов - место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря. Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия.

Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшее. Поэтому проповедь свободы, принесённая странными посланниками, нашла скорый отклик. Даже комендант крепости радушно приветил их, но то была видимость - обман. Под каким-то предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а затем закрыл за ними ворота.

Фанатичный вождь исмаилитов не думал сдаваться. «После долгих переговоров он снова велел их (посланников) впустить, - вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. - Когда он вновь приказал им уйти, они отказались». Тогда, 4 сентября 1090 г., сам Хасан тайком проник в крепость. Через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством на сумму - в пересчёте на привычный нам валютный курс - более 3000 долларов. С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провёл там 34 года - до самой смерти. Он даже не покидал свой дом. Он был женат, обзавёлся детьми, но и теперь по-прежнему вёл жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этого правила. Так, он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, заподозрив в том, что тот был причастен к убийству одного проповедника.

Хасан был строг и справедлив до полного бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», доносившими всё, что творилось за стенами крепости. Он внимательно выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце. Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».

Одарённый мудростью, он жаждал силы и власти. Власть нужна была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу. Он начал с малого - с покорения крепостей и селений. Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не торопился. Сперва он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Однако если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Его держава росла. Под его властью находилось уже около 60000 человек. Но этого было мало; он всё рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от современного Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял; скорее оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за малейшую провинность жестоко карали. В Саве сторонники Хасана попытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и пригрозил пожаловаться властям. Тогда его убили. В ответ был казнён вожак сих скорых на расправу исмаилитов; его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Это событие всколыхнуло сторонников Хасана и развязало террор. Убийства врагов планировались и были прекрасно организованы. Первой жертвой стал жестокий везир.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», говорится в одной из исмаилитских хроник. Убийство случилось 10 октября 1092 г. Едва Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы проследовать в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Сперва опешив, стражи метнулись к нему и убили на месте, но поздно - везир был мёртв.

Весь арабский мир ужаснулся. Особенно негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан велел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почёта» появилось ещё 49 имён: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, учёные, писатели… В глазах Хасана все они заслуживали смерти. Они покинули путь, начертанный Пророком, и перестали следовать Божественному закону. «А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, то это - неверные», - сказано в Коране (5, 48). Они - поклонники идолов, презревшие правду; они - отступники и кознодеи. И должно их убивать, как то повелел Коран: «Избивайте многобожников, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытном месте!» (9, 5)

Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильнее, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Однако Хасан успел собрать ополчение, и оно отразило все атаки врагов.

Вот уже четыре года Хасан ибн Саббах правил в Аламуте, когда пришло известие о том, что в Каире умер халиф Фатимидов. Наследовать ему готовился старший сын, как вдруг власть захватил младший. Итак, прямое наследование прервалось. На взгляд Хасана, это был непростительный грех. Он порывает с Каиром; теперь он остался один, окружённый врагами. Хасан более не видит причин считаться с чьим-либо авторитетом. Лишь один есть ему указ: «Аллах - нет божества, кроме Него, - живой, сущий!» (3, 1). Людей же он привык побеждать.

Он подсылает к своим врагам агентов. Те запугивают жертву, угрожая или мучая её. Так, поутру человек мог проснуться и заметить кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, гласившая, что в следующий раз его остриё врежется в обречённую грудь. После такой недвусмысленной угрозы предполагаемая жертва обычно вела себя «тише воды, ниже травы». Если противилась, её ждала смерть.

Покушения были подготовлены до мелочей. Убийцы не любили спешить, готовя всё исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, что окружала будущую жертву, старались завоевать её доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они нисколько не заботились о том, как выжить после покушения. Это тоже превращало их в идеальных убийц.

Ходили слухи, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 г., рассказывал позднее, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мёд и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах». Всё, что могли пожелать будущие убийцы, мигом сбывалось. Через несколько дней им снова давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю - и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры.

Никто не знает, правдива ли эта история. Верно лишь то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» - «вкушающие гашиш». Быть может, наркотик гашиш и впрямь играл определённую роль в ритуалах этих людей, однако имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц. История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но несомненно верна. Ещё и сегодня мусульмане-фундаменталисты убивают своих жертв ради того, чтобы побыстрее оказаться в Раю, обещанном тем, кто пал смертью мученика.

Власти реагировали на убийства очень жёстко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривая подозрительных прохожих; их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей - всё было напрасно. Убийства продолжались.

В начале 1124 г. Хасан ибн Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 г., - саркастично пишет арабский историк Джувейни, - он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». На самом деле кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твёрдом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле.

Преемники Хасана продолжили его дело. Им удалось расширить своё влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали своё королевство. Век спустя курд Саладин сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе ещё раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц стали и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Б. Куглера, Конрад «вызвал против себя месть фанатической секты, ограбив один ассасинский корабль». От клинка мстителей был обречён пасть даже Саладин: лишь по счастливой случайности он пережил оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие - арабы и европейцы - покорно платили ему дань.

Впрочем, некоторые враги осмелели до того, что стали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, ибо это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари - тамплиеры (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так страшны ещё и потому, что главу их ордена мог немедленно заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц».

Напряжённая борьба кончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII в. в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 г. последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привёл монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землёй. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», - сообщает историк Джувейни.

Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребёнок. Он и стал наследником - имамом. Современный имам исмаилитов - Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад. Теперь это - мирные люди, и кинжал их - более не судья.

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такие позвоночные? Как вы полагаете: есть ли что-нибудь, что объединяет воробья, акулу, питона, лягушку, собаку и человека? Вы правы, если ответили на этот вопрос утвердительно, потому что такой общий для всех вышеперечисленных существ признак имеется. Заключается он в

Из книги Преступники и преступления. С древности до наших дней. Заговорщики. Террористы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

Кто такие неандертальцы? Чтобы понять, как происходило развитие человека, ученые тщательно изучают все, что осталосьот первобытных людей: орудия труда и охоты, посуду, скелеты и т. д. В 1856 году в известняковой пещере, расположенной в долине реки Неандер в Германии, были

автора Холл Аллан

Кто такие виги? Слово «виг» происходит от шотландского «виггамор». Так называли бедных крестьян, не желавших мириться с английским владычеством в Шотландии и отчаянно боровшихся за свою независимость. К концу правления короля Чарльза Второго в английском парламенте

Из книги Преступления века автора Бланделл Найджел

ИСМАИЛИТЫ И АССАСИНЫ Исмаилизм, - ныне одна из мусульманских сект, особенно распространенная в Персии и в Пакистане, - зародился в восьмом столетии, как особое направление в исламе, и вначале носил характер скорее политической партии, чем религиозной секты. Среди

Из книги Я познаю мир. Ботаника автора Касаткина Юлия Николаевна

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ? Ассасины - этим словом во многих странах называют коварных исполнителей заранее спланированных, тщательно подготовленных убийств. Оно происходит от арабского "хашашин" - "опьяненный гашишем". Так на Ближнем Востоке прозвали членов секты

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Такие разные, такие похожие Растения, грибы, лишайники, бактерии, вирусы, простейшие – все они так сильно отличаются друг от друга, что на первый взгляд кажется – между ними нет ничего общего. Ну, по крайней мере, в одном эти организмы сходны – все они являются живыми

Из книги автора

Кто такие навозники? Самую многочисленную группу насекомых составляют жуки. Всего их имеется более 250 тысяч видов, и один из наиболее интересных – навозные жуки, или просто навозники. Они названы так потому, что живут в основном в помете копытных млекопитающих, например

Из книги автора

Кто такие головастики? Летом в прудах и озерах плавают крошечные круглые существа с хвостиком. Это и есть головастики, которых назвали так за то, что они почти что целиком состоят из головы. Но к концу лета головастиков становится все меньше и меньше, пока они совсем не

Из книги автора

Кто такие насекомоядные? Само название уже говорит о том, что на Земле существуют животные, которые в основном питаются насекомыми. В большинстве случаев эти животные совсем не похожи между собой, но ученые объединяют их по одному общему признаку и относят к группе

Из книги автора

Кто такие изюбры? Все животные, живущие на земном шаре, принадлежат к определенному семейству, группе или отряду. Изюбры относятся к большому семейству оленей, Своими ветвистыми рогами, строением тела они напоминают других своих близких родственников – северных оленей и

Из книги автора

Кто такие термиты? Многие считают термитов разновидностью муравьев, и они внешне немного напоминают этих насекомых. Их так и называют «белые муравьи» из-за белого цвета и из-за того, что они так же, как и муравьи, живут большими колониями. Но термиты не муравьи и совершенно

Из книги автора

Кто такие броненосцы? Само название «броненосец» вызывает в представлении образ сильного мощного животного. Но этого не скажешь, если посмотреть на броненосцев вблизи и понаблюдать за тем, как они живут. Свое название броненосцы получили по трем костным пластинам, одна

Из книги автора

ТАКИЕ ЖЕ Вопреки своему названию, ТАКИЕ ЖЕ, питерская бит-группа второй половины 60-х, никогда не стремилась походить на других, играла тяжелый и жесткий ритм-энд-блюз своих британских современников-модов, как и они, старалась зрелищно выглядеть на сцене и участвовала

20.10.2015

Ассасины (хашишины, хашашины, гашишины, гашашины) - довольно популярная тема в современном мире. Этому способствует не только отождествление члена ордена со словом Assassin (убийца (англ.)), но и так же актуальность сюжета арабских убийц в сфере шоу-бизнеса.

Не так давно свет увидела компьютерная игра Assassin’s Creed, производства Ubisoft Montreal, после нее стартовала вторая часть от того же разработчика. Так же тема ассасинов затронута в фильме «Принц Персии: пески времени» (Disney 2010). Это вполне закономерно возбудило интерес многих зрителей и геймеров к неоднозначному историческому явлению – существованию ордену ассасинов. «Хорошо, пусть учат историю» скажете вы? Увы, все не так просто: поверхностные знания большинства фанатов рождают массу догм и предубеждений, которые расползаются как тараканы на кухне дешевого китайского ресторана. Самым ярким примером, вероятно, является распространенная ошибка, что слово «ассасин» происходит от слова «хашишин», в свою очередь произошедшего от названия наркотика: гашиша. Ошибка заключается в том, что арабское слово «Хашишин» означает «травоед, человек питающийся растениями». Это был всего лишь намек на бедность членов ордена, и никакого отношения к наркотическим средствам оно не имеет. К тому же, в ордене ассасинов для ритуалов использовали опиумный мак, а не гашиш. В стремлении избежать возможных ошибок псевдоисторических неологизмов, я постараюсь раскрыть тему истории ордена.

Начать с того, что Муххамед был мертв. Сомневаться в этом не приходилось.
После смерти легендарного пророка исламский мир раскололся на суннитов и шиитов. Не вдаваясь в подробности, власть захватили сунниты и фактически, шииты оказались вне закона в исламском мире. Их общины настолько увлеклись конспирацией, что совершенно забыли о поддержке связей между собой. Результатом было образования целого каскада сект – иногда забавных и нелепых, а иногда кровавых и страшных. Одну из таких религиозных сект из течения исмаилитов возглавил Хасан ибн Саббах. Без боя заняв крепость Аламут (эта крепость упоминается в фильме «Принц Персии: пески времени» как священная), новатор Хасан ибн Саббах основал теократическое государство. Отменив все прежние налоги и, фактически запретив роскошь, он понимал, что в горной крепости он не сможет содержать большое войско. Следуя зову рассудка, Хасан ибн Саббах ищет новые пути решения политических и военных вопросов. Как гласит легенда, к решению создать орден убийц его привела случайность.

В 1092 году в городе Сава, расположенном на территории Сельджукидского государства, проповедники хашашинов убили муэдзина, опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это деяние, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря сельджукидского султана, предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной мучительной смерти. После этого Хасан ибн Саббах взобрался на башню и крикнул: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!». И пока он спускался, у подножия стен уже собралась толпа, из которой выделилась группа фанатиков во главе с человеком по имени Бу Тахир Аррани, который, приклонив колени, произнес, что готов исполнить волю правителя, даже если за это придется заплатить жизнью. Опуская детали, Бу Тахир Аррани исполнил свою задачу, и визирь умер в окружении своих телохранителей. Рядом же лежало тело того самого Бу Тахир Аррани. Такова история первого ассасина, с которого берет начало концепция ордена: воля государя приравнивается к священнейшему закону, попасть в рай можно только умерев за священное дело. Да, однозначно, звучит очень громко, но давайте разберемся, почему Хасан ибн Саббаха окружала толпа фанатиков, на первый взгляд безумных, готовых на любые жертвы.
Секрет кроется не только в тщательном отборе членов ордена, но ещё и в психологии того времени и региона. Стоит заметить, что религиозные войны тогда велись именно из религиозных побуждений, другими словами, люди в самом деле верили, что идут в бой за священное дело (в отличии от европейских крестовых походов, носящих явно грабительский характер). Что же касается подготовки, это отдельная тема.

Ну что, еще по одной?.. Наркомифы о тренировках ассасинов.
Различных догм хватает и в разговорах о тренировках ассасинов. Прежде всего, они связаны с употреблениями наркотических средств: бытует мнение, что ассасины – это убийцы, которые идут на смерть под действием психотропных веществ. Это заблуждение, на самом деле, дело обстояло иначе.

Вначале, желающие вступить в орден собирались у ворот крепости, ожидая позволения войти во двор. Порой их ожидание длилось до нескольких недель, но юношей никто не держал, в любое время они могли уйти домой. На тех же условиях во дворе они ожидали позволения войти в дом. Из тех, кто не убрался восвояси, выбирали самых стойких (одна из легенд гласить, что эту систему Хасан ибн Саббах перенял у китайских монастырей – сходство очевидно). Отдавали предпочтения сиротам, ибо будущий ассасин должен был всю жизнь посвятить ордену.
Обряд посвящения был чрезвычайно прост и гениален: новобранца опаивали опиумом, после того как он терял сознание, переносили в специальный «райский сад», где его ожидала изысканная еда, роскошь и множество красивых женщин. Несколько часов спустя, ему опять давали наркотик и переносили обратно, сообщая после, что вернутся в рай он может, только отдавши свою жизнь ради священного дела. Стоит понимать, что до этого юноша жил в бедноте, ибо богатство и роскошь были запрещены законом, но самой большой роскошью были женщины, ибо невесту себе мог позволить далеко не каждый юнец. Здесь и кроется ошибка большинства «знатоков» истории ордена ассасинов, так как в последующей жизни, убийца больше не притронется ни к алкоголю, ни к наркотикам, ни к женщинам. Так, на контрасте, усиленном опиумной ломкой член ордена приступал к жестоким тренировкам. Его учили не только владению оружием и акробатике, в наименьшей степени ассасин должен был владеть актерским мастерством и искусством маскировки. Все это делало из ученика почти идеального убийцу, для которого не надо было продумывать план эвакуации.

Но на подготовке убийц изобретательный Хасан ибн Саббах не остановился. Он понимал, что для эффективного действия ассасинов нужна была развитая сеть информаторов и разведчиков. Он создал специальное «агенство», в обязанности которого, помимо разведки, входило так же новое средство добычи информации – подкуп. Так, наряду с огромным количеством проповедников, которые докладывали ему об общих события и настроениях в городах, он так же имел своих людей во дворцах и крепостях влиятельных людей востока. После серии убийств, вся политическая верхушка осознала, что ни армии, ни телохранители им не помогут в борьбе против ассасинов. Именно этим «Старец Горы», как называли правителя члены ордена, добился абсолютной неприкосновенности горного Аламута.

Сам Хасан ибн Саббах был весьма любопытной личностью. Помимо того, что он коллекционировал знания со всего света, похищал ученых врачей и алхимиков по всей Европе и Азии, он так же был заядлым мистификатором. В погоне за верностью подданных и международным престижем, он очень увлекался разного вида представлениями и фокусами. Например, популярный долгое время трюк с отрубленной головой, по преданию придумал именно он. С помощью грима, правильной расстановки фона и системы зеркал он создавал очень талантливое представление с предрекающей рай всем умершим ассасинам «отрубленной» головой. Отличие от современного фокуса было только одно – концовка. Актеру отрубали голову и вешали на несколько дней на главную площадь крепости. Реалистичности ради. Так же был популярен трюк с самосожжением. Его суть была не менее жестока – действительно жгли человека, двойника Хасан ибн Саббах. Демонстрируя перед послами верность своих подданных, аламутский правитель мановением приказывал стражам на стенах бросаться в пропасть.

В завершение, можно раскрыть ещё одним миф – мнение о том, что все убийцы погибали при выполнении задания. Часто был приказ вернуться, так как это задание – только подготовка к переходу в рай. Это было продиктовано тем, что даже в коммуне ордена необходима была иерархия. Ведь кто-то должен был носить учеников в «рай», играть отрубленную голову и сжигать себя на костре, вместо правителя.

Платные убийцы
Ещё одно ошибочное мнение, что ассасины – это наемные убийцы, работающие на заказ. Скорее всего, оно получило начало с истории союза крестоносцев и ассасинов. Такой союз имел место быть после смерти Хасан ибн Саббаха. Новые правители Аламута не были столь аскетичны в своих желаниях – ощущалась острая необходимость в финансах, а лорды щедро платили иерусалимским золотом за услуги ассасинов, направленные против Салах ад-Дина. Но, назвать орден хашишнов обществом наемных убийц нельзя, так как плату за работу брали не простые исполнители, а их хозяева. К тому же, убийства указанных фигур можно рассматривать как верность заключенному союзу.

Но, именно деньги привели к тому, что орден утратил свое влияние. Видя сильное расслоение общества внутри крепости, желающих умирать ради сомнительного священного дела становилось все меньше и меньше. Это ставило необходимость реорганизации внутри системы, которая привела фактически ко всему тому, что отрицал Хасан ибн Саббах, когда строил государство. Коммуна превратилась в монархическую систему со своими вельможами и знатью. Все это сделало из аламутского государства легкую добычу для вторгшихся в Персию монголов.

О происхождении мифов…
В заключения я постараюсь объяснить некоторые мифы об ордене ассасинов. Эти легенды родились уже после событий в Аламуте. Зачинателям «первой» волны легенд об ассасинах в 14 веке стал венецианец Марко Поло, который в своих трудах пишет о стране Мулект, где живет Старец Горы, отправляющий юношей на смерть, опаивая их наркотическими средствами. Новая, более сильная волна мифов имела место в середине 19 века во Франции. Гашиш в то время стал очень модным наркотиком, наряду с употреблением туйона из египетской полыни. Вероятно поэтому, писатели-романисты были уверенны, что ассасины употребляли именно гашиш в качестве средства для открытия врат в рай.

А некоторые люди считают, что орден ассасинов существует и по сегодняшний день, и его члены убирают неугодных людей. Такие мысли вполне понятно, ведь очень многим хочется видеть более сложным, чем он есть на самом деле. Многие видят тайны, загадки, мистику… Правы ли они? Кто знает?..

Источники:
Строева Л. В. Государство исмаилитов в Иране в XI–XIII вв… - М.: Наука, ГРВЛ, 1978.
Ислам. Краткий справочник. М., 1986
«Тайные общества всех веков и всех стран» Чарльз Ульям Гекерторн М., «РАН», 1993

Наигравшись в популярную игру Ассасин Крид , люди стали часто интересоваться, а в действительности ли существуют бесшумные и проворные убийцы ? Да, это абсолютно, правда, в далекой эпохе зародилось братство ассасинов . В данной статье вы узнаете полную историю существования ассасинов в реальной жизни.

К концу 11-го века в горной местности Персии находилась небольшая держава . Появилось она после распада ислама и по причине развития исмаилитов, как раз, с которыми и шла долгое время борьба за власть. Война в исламских государствах часто перерастала в дилемму о том, жизнь или смерть.

Полководец Хасан-ибн-Саббаха задумывался о создании новой страны, чтобы выжить во враждебных условиях между народами. Вместе с тем, что государство находилась в горах, а все населения рядом были закрыты и недоступны, он часто применял методы разведки и карательных операций против своих заклятых врагов . После этого, через какой-то срок люди стали узнавать о том, что из себя представляют ассасины и какова их роль в этом мире.

В поместье Хасан-ибн-Саббаха превозносили как короля горы, ведь именно он впервые создал закрытую ассоциацию избранных людей, которые готовы были отдать свою жизнь ради слов султана и бога Аллаха. Секта была выстроена из нескольких ступеней просвещения в ассасины . Самую маленькую ступень принимал отряд карателей-смертников. Их обязательность была выполнить задание ценой собственной жизни. Они могли лгать, прикидываться обычными людьми, долго дожидаться, но после этого, смерть приговоренного, была неизбежна. Мусульманские и Европейские предводители уже задолго до этого знали, кто такие ассасины.

Многие молодые люди из очень сильно горели желанием попасть в братское сообщество ассасинов. Ведь все потому, что они хотели овладеть тайными знаниями и получить всеобщее согласие. Лишь единицы могли войти во дворец к Хасан-ибн-Саббаха , так как для этого требовалось смелость, настойчивость и рвение к победе. Первым делом, новоприбывший проходил психологический осмотр. Ему давали наркотические средства и внушали, что он побывал в райском месте. Молодые люди под влиянием наркотиков видели, как к ним заходят очаровательные обнаженные барышни, и предлагают шалости со словами: всё райское блаженство будет открыто после того, как воля Аллаха исполниться. Таким явлением объясняют смелые смертники-каратели , которые после успешного задания, принимали это как награду и не старались избежать от наказания.

Самое первое братство ассасинов вели войну с мусульманскими государствами. Вплоть до того, что даже после появления крестоносцев в Палестину, их главными врагами все равно оставались другие направления ислама и бесчестные мусульманские цари. Какое-то время общество тамплиеров и ассасинов сохраняло союзнические узы, бывало даже так, что орден рыцарей нанимал воинов Хасан-ибн-Саббаха для решения своих проблем. Хоть это положение и продлилось не так уж долго. Ассасины никогда не любили и не отпускали предателей, если кто-то из их братства оказывался предатель, то его просто ждала смертная казнь. Последнее время, секта вела войну со всеми с кем только можно, в их числе были: христиане и единоверцы.

К концу 13 века был атакован монгольскими войсками. И тут сразу же встает вопрос: это всё, конец секты ассасинов ? Некоторые считают, что после атаки на государство, братство бесшумных убийств распалось, другие же наоборот даже утверждают, что видели ассасинов в таких странах, как Персия, Греция, и в западноевропейских государствах.

Позволено все – произносил каждый раз царь горы, отправляя бесстрашных убийц на охоту. Многие секты славили этот девиз, и стали произносить его в своих сообществах, когда дело доходило до решения проблем, связанных с ними. В остальных же случаях просто были задействованы религиозные чувства, интересы и вера смертников. На последних ступенях просвещения господствует уже религиозная пропаганда.

Секта ассасинов. История создания, интересные факты

Ассасины это таинственная секта, о существовании которой ходят легенды. У этих легенд имеются вполне конкретные исторические корни…

Секта ассасинов прославилась коварными убийствами, однако ее основателем был человеком, бравшим крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.

Звали этого юношу Хасан ибн Саббах. Именно он был основателем тайной секты ассасинов, чье название и теперь считается синонимом коварного убийства. Ассасины это - организации, которая готовила убийц. Они расправлялись с каждым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну всякому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, а то без долгой канители убивали.

Основатель секты ассасинов Хасан ибн Саббах

Хасан родился около 1050 года в небольшом персидском городке Кум. В скором времени после его рождения родители перебрались в городок Райи, располагавшийся близ современного Тегерана. Там юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», писал он в своей автобиографии, дошедшей до нас только в отрывках, «воспылал страстью ко всем сферам знаний». Более всего он хотел проповедовать слово Аллаха, во всем «храня верность заветам отцов. Я никогда в жизни не усомнился в учении ислама; я неизменно был уверен в том, что есть всемогущий и вечносущий Бог, Пророк и имам, есть дозволенные вещи и запретные, небо и ад, заповеди и запреты».

Ничего не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда 17-ти летний студент познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Тот смутил чуткий ум юноши следующей неприметной, казалось бы, оговоркой, которую раз за разом повторял: «По сему поводу исмаилиты полагают…» Вначале Хасан не уделял внимания этим словам: «Я считал учение исмаилитов философией». Более того: «Что они изрекают, противно религии!» Он давал это понять своему учителю, но никак не умел возразить его аргументам. Всячески молодой человек противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Но тот «опровергал мои верования и подтачивал их. Я не признавался ему в этом открыто, но в моем сердце его слова нашли сильный отклик».

В конце концов, произошел переворот. Хасан тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что могло произойти; известно только, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и поведал, что хочет перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.

Когда Хасан ибн Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась - она, можно сказать, была в прошлом. Но исмаилиты верили, что только они - подлинные хранители идей Пророка.

Итак, международная панорама была такой. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточенную борьбу. В Персии же - то есть в современном Иране - жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме этого, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх начали брать сунниты.

Хасан не мог не знать, что, становясь сторонником исмаилитов, он выбирает долгую, нещадную борьбу. Враги станут грозить ему отовсюду, со всех сторон. Хасану было 22 года, когда в Райи приехал глава исмаилитов Персии. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Возможно, этот новый сторонник окажется очень полезным братьям по вере.

Но прошло целых шесть лет, пока Хасан в конце концов не отбыл в Египет. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 году он все же приехал в Каир, его встречали с почтением. Но увиденное ужаснуло его. Халиф, которого он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы - не только политические, но и религиозные - решал везир.

Может быть, Хасан поссорился со всемогущим везиром. По крайней мере нам известно, что через три года Хасана арестовали и выслали в Тунис. Но корабль, на котором его везли, потерпел крушение. Хасан спасся и вернулся на родину. Злоключения расстроили его, но он твердо держался клятвы, данной халифу.

Хасан задумал сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда ее сторонники поведут сражение с мыслящими иначе - шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было только выбрать плацдарм для будущих военных успехов - место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря. Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут впервые проявилась типичная для него стратегия.

Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшего. Потому проповедь свободы, принесенная странными посланниками, нашла быстрый отклик. Даже комендант крепости радушно приветил их, но то была видимость - обман. Под неким предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а после закрыл за ними ворота.

Фанатичный вождь исмаилитов был не намерен сдаваться. «После продолжительных переговоров он вновь велел их (посланников) впустить, - вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. - Когда он снова приказал им уйти, они отказались». Тогда, 4 сентября 1090 года, сам Хасан тайком проник в крепость. Через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством.

С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провел там 34 года - до самой смерти. Он даже не покидал своего дома. Он был женат, обзавелся детьми, но и теперь по-прежнему вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этих правил. Так, он повелел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, когда заподозрил его в причастности к убийству одного проповедника.

Хасан был строгим и справедливым до полнейшего бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», которые доносили все, что происходило за стенами крепости. Он с вниманием выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце. Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».

Одаренный мудростью, он жаждал силы и власти. Власть необходима была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу. Он начал с малого - с покорения крепостей и селений. Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не спешил. Вначале он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Но если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Ассасины – таинственная секта

Его держава разрасталось. Под его властью находилось уже около 60 тыс. человек. Но этого было мало; он все рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от нынешнего Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял; скорей оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за наименьшую провинность жестоко карали.

В Саве сторонники Хасана пытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и стал грозить пожаловаться властям. Тогда его убили. В ответ был казнен вожак этих скорых на расправу исмаилитов; его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Этот случай всколыхнул сторонников Хасана и развязал террор. Убийства врагов планировали и прекрасно организовали. Первой жертвой был жестокий везир.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», сказано в одной из исмаилитских хроник. Убийство произошло 10 октября 1092 г. Только Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы пройти в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Поначалу опешив, стражи метнулись к нему и убили на месте, но поздно - везир был мертв.

Весь арабский мир ужаснулся. В особенности негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан повелел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели…

В глазах Хасана все они заслужили смерть. Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильней, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Но Хасан успел собрать ополчение, и оно смогло отразить все атаки врагов.

Он подсылал к своим врагам агентов. Те запугивали жертву, угрожали или мучили ее. Так к примеру, поутру человек мог проснуться и увидеть кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, в которой было сказано, что в следующий раз его острие врежется в обреченную грудь. После такой прямой угрозы предполагаемая жертва как правило вела себя «тише воды, ниже травы». Если противилась, ее ждала смерть.

Покушения планировали до мелочей. Убийцы не спешили, готовя все исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, окружающую будущую жертву, пытались завоевать ее доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они совершенно не заботились о том, как выжить после покушения. Это также превращало их в идеальных убийц.

Поговаривали, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 году, рассказывал поздней, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мед и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах».

Все, что желали будущие убийцы, мигом сбывалось. Спустя несколько дней им вновь давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю - и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры.

Никто не может сказать, правдива ли эта история. Верно только то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» - «вкушающие гашиш». Возможно, наркотик гашиш в действительности играл определенную роль в ритуалах этих людей, но имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц.

История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но несомненно верна.

Власти реагировали на убийства очень жестко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривали подозрительных прохожих; их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей - все было напрасно. Убийства не прекращались.

В начале 1124 года Хасан ибн Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 года, - саркастично писал арабский историк Джувейни, - он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». В действительности кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твердом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле.

Ассасины после смерти основателя секты

Преемники Хасана продолжили его дело. Они смогли расширить свое влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали свое королевство. Через столетие курд сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе еще раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц становились и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Б.Куглера, Конрад «вызвал против себя месть ассасинов, ограбив один их корабль». От клинка мстителей был обречен пасть даже Саладин: только по счастливой случайности он смог пережить оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие - арабы и европейцы - покорно платили ему дань.

Впрочем, некоторые из врагов осмелели до того, что начали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, потому как это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари - Ордена тамплиеров (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так страшны еще и потому, что главу их ордена мог немедля заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц».

Напряженная борьба закончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII веке в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 году последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привел монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землей. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», - пишет историк Джувейни.

Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребенок. Он и стал наследником - имамом. Современный имам исмаилитов - Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад…

Глава шестая. Ассасины

К сожалению, слово «ассасин» стало сейчас настолько распространенным, что мы редко задаем себе вопрос, как, почему и когда оно возникло. Профессия наемного убийцы стара как мир, но первые люди, получившие название «ассасины», жили в конце одиннадцатого века на территории современного Ирана. Сами они вовсе не называли себя ассасинами. Этим именем их нарекли сирийцы, когда в том же одиннадцатом веке они стали селиться в горной части Сирии.

Основал секту ассасинов Хасан ибн Саббах. Этот мусульманин-шиит родился в 1060 году в персидском городе Кум и еще ребенком переехал в город Рей (современный Тегеран). Семья Хасана принадлежала к шиитам-двунадесятникам, а не к доминирующей шиитской группе, но это не мешало членам семьи занимать уважаемое место в обществе. В своем жизнеописании Хасан пишет, как он встал на путь более радикальной веры: «С самого детства, с семи лет, я ощутил любовь к постижению различных наук и пожелал стать ученым-богословом; до семнадцати лет я искал тропу знаний, но оставался в лоне двунадесятников - веры моих предков». Затем Хасан встретил человека, который увлек его исмаилитской ересью, разновидностью шиитского ислама, которую исповедуют приверженцы потомков Исмаила, сына имама Джафара ас-Садика, жившего в восьмом веке. За несколько веков исмаилиты развили философию и мировоззрение, существенно отличающиеся от основного направления ислама.

После углубленных занятий и духовных поисков Хасан наконец был обращен в новое вероучение. Это произошло во время серьезной болезни. «Я подумал: не может быть сомнений в истинности этой веры, только великий страх мешал мне принять ее. Теперь мой час пробил, и я умру, если не прикоснусь к истине».

Чтобы понять место ассасинов в исламском мире в те времена и сейчас, нужно иметь представление о различных течениях внутри ислама.

Две главные ветви ислама - это шиизм и суннизм. Разделение на эти направления произошло почти сразу после смерти пророка Мухаммеда. Первое разногласие касалось вопроса, кто должен стать преемником пророка. Сторонники Абу Бакра, дяди Мухаммеда, стали суннитами. Шииты взяли сторону Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, женатого на его дочери Фатиме. Вскоре между этими направлениями обозначились фундаментальные различия, причем религиозную практику они затрагивали мало. Шииты полагали, что мусульманину надлежит иметь учителя (имама) и не следует пытаться самостоятельно толковать текст Корана. В то же время сунниты считали, что мусульманская община может сама выбрать себе главу и что, следуя главным заповедям Корана, мусульманин сохраняет определенную свободу в выборе типа поведения.

Позже шииты разделились, поскольку не смогли прийти к единому мнению, кто был самым главным и почитаемым имамом. Сначала имама выбирали из потомков Али и Фатимы. Затем шииты раскололись на последователей Хасана и Хусейна, внуков пророка. Те, кто полагал, что истинным имамом был Хусейн, видели в его потомках своих имамов вплоть до середины восьмого века.

Сложности начались, когда имам Джафар назначил своим наследником не старшего сына Исмаила (возможно, из-за пристрастия последнего к вину), а более молодого Мусу. Большая часть общины признала Мусу имамом, но нашлись и такие, кто с этим не согласился.

Исмаил умер прежде своего отца, и это должно было положить конец разногласиям. Однако исмаилиты отказались присоединиться к последователям Мусы. Вместо этого они выдвинули идею, согласно которой, хотя «видимый» имам уже покинул землю, существуют «скрытые» имамы, которые посылают своих представителей, чтобы продолжать наставление правоверных. Когда же наступает подходящий момент, скрытый имам появляется среди людей и встает во главе мира, где воцаряется справедливость.

Тем временем последователи Мусы и его потомков стали жить по законам суннитов. Когда двенадцатый имам Мухаммед аль-Махди исчез (приблизительно в 874 году), его последователи решили, что он вернется «в конце времен», а другие им не нужны. Они принялись ожидать возвращения имама, не особенно заботясь о земных делах. Так появилось движение двунадесятников, представители которого считали исмаилитов еретиками и вообще не мусульманами.

Можете себе представить, какой прыжок пришлось сделать Хасану ибн Саббаху, чтобы перейти из двунадесятников в исмаилиты. Он покинул родную семью и провел несколько лет в странствиях, посвящая себя изучению исмаилизма, а затем и проповеди этого вероучения.

В это время значительная часть исламского мира находилась под властью сельджуков. Сельджуки были ярыми суннитами ортодоксального толка, лишенными - в отличие от последователей традиционного ислама - терпимости к христианам и евреям. Более того, они были полны решимости силой вернуть всех шиитов на путь суннизма. Неудивительно, что в шиитских общинах к ним испытывали крайнюю неприязнь.

Секта исмаилитов Хасана претерпела изменение, теперь ее члены стали низаритами, по имени человека, которого они считали истинным имамом. В большинстве мусульманских документов ассасинов как раз и называют низаритами. Они обосновались в замке Аламут, на севере Ирана, примерно в 1090 году. С этого времени и пошла по свету легенда об ассасинах.

На первых порах низариты хотели сокрушить мощь сельджукских завоевателей. Они проникали в окружение сельджукских султанов и старались продвинуться по службе, пока не занимали посты, позволявшие приблизиться к султану достаточно близко, чтобы совершить убийство. Подойти вплотную к хорошо охраняемой жертве было делом чести для низарита. В сущности, убийство одновременно означало осознанное самоубийство.

Благодаря скрытности и внезапности своих ударов низариты внушали ужас и ненависть сельджукам и другим суннитам. «Убивать их так же законно, как утолять жажду, - говорили сельджуки. - Пролить кровь еретика - дело более похвальное, чем умертвить семь десятков неверных греков». Нередко убийство одной важной персоны приводило к массовому уничтожению местных исмаилитов, хотя те и не были низаритами. Сунниты, двунадесятники и исмаилиты отдалялись друг от друга все дальше и дальше.

Низариты становятся ассасинами

Крестоносцы обратили внимание на низаритов лишь в конце двенадцатого века. К этому времени они получили известность как хашшишины, или ассасины - так называли их сирийцы. Вот что писал о них в 1180-х годах Вильгельм Тирский: «Неподалеку от Тира… живет некий народ, владеющий десятью замками и землей вокруг этих замков, и числом он, как мы часто слышали, шестьдесят тысяч или более того… И мы, и сарацины называем этих людей ассасинами, но откуда взялось это название, мне неведомо».

Только в начале девятнадцатого века французский историк Сильвестр де Саси определил, что слово «ассасин» произошло от слова «гашиш». Это открытие породило несколько мифов. Согласно одному из них, молодые низариты под воздействием наркотиков проникались верой, что побывали в раю и смогут вернуться туда, лишь приняв мученичество. Другая легенда, повторяемая и современными историками, утверждает, что гашиш придавал низаритам смелости для совершения убийства.

Впервые я услышала это объяснение еще студенткой, но и тогда оно показалось мне довольно странным. Во-первых, гашиш обычно не усиливает агрессивность, скорее, он оказывает обратное действие. Я представляла себе хихикающих мужчин в черных плащах, которые крадутся по дворцовым покоям в поисках жертвы, то и дело останавливаясь, чтобы полюбоваться тут роскошным фонтаном, там - игрой красок в залитом солнечным светом саду. Однако большинство современных историков полагают, что это название выражает презрение к низаритам, представляя их такими же жалкими и ничтожными, как тех, кто пристрастился к наркотикам.

Интересно отметить, что, как и в случае тамплиеров, легенды об ассасинах затмили их реальную историю.

Ассасины и тамплиеры

Вильгельма Тирского ассасины интересовали мало, поскольку они редко нападали на христиан. Более того, сирийские ассасины время от времени заключали союз с крестоносцами, чтобы противостоять общим врагам. В 1128 году ассасинам Баниаса угрожал Дамаск. Их предводитель и еще несколько человек были распяты на стенах Дамаска, «дабы все видели, как Бог поступает с гонителями истинных мусульман и примерно наказывает неверных». Не желая покоряться Дамаску, ассасины предпочли сдать Баниас Балдвину II , королю Иерусалима.

Начиная примерно с 1152 года сирийские ассасины платили храмовникам ежегодную дань в размере двух тысяч византинов. Предположительно, это было наказанием за убийство графа Раймунда Триполийского, совершенное как раз в 1152 году, но точных данных на этот счет у нас нет. Вскоре такой же платы потребовали и госпитальеры, обосновавшиеся в крепости Крак-де-Шевалье на границе с землями ассасинов.

В связи с этим Вильгельм Тирский рассказывает нам еще одну поразительную историю о тамплиерах.

Предводитель ассасинов (Вильгельм называет его «Старец Горы») изъявил желание заключить союз с крестоносцами. Он прислал к Альмариху, королю Иерусалимскому, своего представителя по имени Боабдил и его устами попросил наставлений по обращению в христианство. Загвоздка состояла в том, что условием такого обращения ставилось освобождение ассасинов от ежегодной уплаты тамплиерам двух тысяч византинов. Альмариху идея понравилась, но Орден рыцарей Храма был против. Когда посланец ассасинов возвращался в Сирию, тамплиеры подстерегли его и убили.

Далее Вильгельм описывает, в какую ярость пришел король. Альмарих попытался арестовать предводителя отряда, напавшего на ассасина, Вальтера де Месниля, но тамплиеры возмутились и обратились к папе. Трудно сказать, куда бы зашло это дело, но король Альмарих вскоре умер. Одним из регентов при его сыне Балдвине IV стал Раймунд, сын убитого графа Триполийского, который вовсе не был заинтересован в наказании тех, кто убивал ассасинов. Так ассасины, оставшись мусульманами, продолжили платить дань тамплиерам.

Все это вызывает недоумение историков. Некоторые полагают, что Вильгельм просто-напросто выдумал этот эпизод. К тому же описанные им события не подтверждаются другими источниками того времени. Представляется странным, что ассасины вдруг пожелали принять христианство просто для того, чтобы сэкономить деньги. В той же мере странно, что тамплиеры, рыцари Господа, пренебрегли случаем обратить в истинную веру сразу так много душ. Вильгельм Тирский полагал, что алчность рыцарей взяла верх над их благочестием, и использовал описанный эпизод как доказательство того, сколь низко пал орден за время, прошедшее с его основания, когда он славился смирением своих членов.

Мы вряд ли узнаем истину, если не будут найдены какие-либо новые документы. Однако современники Вильгельма верили в рассказанную им историю, и это показывает, что отношение к храмовникам становилось все более противоречивым.

Ассасины продолжали платить дань ордену и в середине тринадцатого столетия, когда они предприняли еще одну попытку положить этому конец, направив своего посланника к французскому королю Людовику IX, который в то время прибыл в Акру во главе крестового похода.

Возникает вопрос: почему ассасины покорно платили эту дань, вместо того чтобы сражаться? Одно из объяснений заключается в том, что их обычные способы избавляться от неугодных правителей не подходили для рыцарских орденов. Жан де Жуанвиль, биограф Людовика, пишет, что «ни тамплиеры, ни госпитальеры не боялись ассасинов, поскольку их предводитель прекрасно знал: прикажи он убить магистра одного из этих орденов, на место убитого встанет другой, ничуть не хуже, а потому он ничего не выиграет от этой смерти. По этой причине он не желал приносить своих ассасинов в жертву ради деяния, которое не даст ему никаких преимуществ».

Король Людовик отказался отменить дань, а магистры тамплиеров и госпитальеров высказали угрозы в адрес посланника, который вскоре снова вернулся с дарами для короля и сделал еще одну попытку примирения. Людовик, в свою очередь, послал к ассасинам говорящего по-арабски священника Ива ле Бретона с ответными дарами, дабы склонить их к принятию христианства, но миссия ле Бретона не удалась.

Через восемьдесят лет после Вильгельма Тирского Жуанвиль, оценивая отношение ордена к ассасинам, увидел в тамплиерах героев и защитников веры.

Христиане, похоже, полагали, что ассасины не являются мусульманами. Жуанвиль пишет, что они считают себя последователями не Мухаммеда, а его дяди Али. Испанский еврей Вениамин из Туделы также относил ассасинов к отдельной группе. Путешествуя по Ближнему Востоку в 1169 году, Вениамин пишет в путевых заметках: «Отсюда четыре дня пути до земли Мулахид. Ее населяют люди, которые не исповедует веры Мухаммеда. Высоко в горах дома их, и поклоняются они Старцу из страны хашшишимов. Есть среди них и четыре общины Израиля, которые идут с ними во время войны. Они не подчиняются персидскому царю, но живут высоко в горах и спускаются с них, только чтобы захватить добычу и снова вернуться в горы, и никто не может справиться с этим народом».

Вера в то, что ассасины способны нанести удар в любом месте, была широко распространена среди христиан и мусульман. Французский летописец Гийом де Нанжи рассказывает, как Старец Горы послал ассасина во Францию, чтобы тот убил короля Людовика IX (Людовика Святого). «Но в пути Господь смягчил его сердце, побудив ассасина думать о мире и согласии, а не об убийстве».

Ассасины прекратили платить дань только после падения крепости госпитальеров Крак-де-Шевалье в 1271 году.

В четырнадцатом столетии во время монгольского нашествия все твердыни ассасинов пали, а сами они рассеялись. Однако в течение некоторого времени им удавалось держать в страхе весь исламский мир. Никто не ведал, где и когда они нанесут удар. О фанатизме ассасинов и об их пороках ходили легенды. Наиболее часто повторялась история о матери, которая узнала, что отряд ее сына преуспел в убийстве некоего султана, и возликовала - ведь теперь, подумала она, он стал мучеником. Узнав же, что сын остался жив, мать предалась скорби.

На протяжении всей истории существовали люди, которые пытались изменить мир, убирая ключевых лидеров. Хороший пример тому - убийство эрцгерцога Фердинанда и его жены, которое привело к Первой мировой войне. Нам, разумеется, неизвестно, подобную ли цель преследовали ассасины.

Следует заметить, что ассасины, хотя и были готовы принять смерть, исполняя свой долг, не убивали кого придется, наугад, но уничтожали только заранее выбранную жертву из числа важных фигур. Такая стратегия была предметом их гордости. История этой секты - это сложное переплетение веры, самоотверженности, фанатизма, мистицизма и прагматизма.

Во многих отношениях они были сродни тамплиерам.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Закрытые страницы истории автора Горбовский Александр Альфредович

1. Ассасины, люди «Старика с гор» В 1098 году граф де ла Котье, личный представитель короля Франции, после многих недель пути добрался наконец до цели своего путешествия – замка Аламут. Замок этот, расположенный в горах северного Ирана, известен был не столько своей

Из книги Осень Средневековья автора Хейзинга Йохан

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

ГЛАВА 16. АССАСИНЫ – СЕКТА УБИЙЦ Возникновение секты и первые завоевания Ассасинами, или гашишинами, стали называться в средневековых хрониках адепты ветви шиитской секты, приверженцев которой называли исмаилитами.В X веке фатимидский халиф Египта Мустансир назначил

Из книги Гитлер. Неотвратимость судьбы автора Ушаков Александр Геннадьевич

ГЛАВА ШЕСТАЯ Сталин без особого восторга наблюдал за победным маршем гитлеровских армий по Европе. К этому времени «друг Адольф» уже не стеснялся и ввел свои войска в Румынию - он очень опасался, что после Бессарабии Сталин возьмет и Румынию и лишит его столь необходимой

Из книги Как рассказывают историю детям в разных странах мира автора Ферро Марк

Ассасины (курильщики гашиша) В это же время секта исмаилитов создала под предводительством Хасана ибн Саббаха тайную организацию ассасинов, которая подготавливала убийства правителей.Это была «строго централизованная организация; ее члены – борцы, или фидаи, – убили

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Ассасины Основание орденаТолько Аравия и Сирия могли быть театром ужасных деяний Старца или, лучше сказать, Владыки Горы. Хасан ибн Саббах, один из проповедников Каирской школы, человек отважного духа, отличился и приобрел большое влияние в Каире. Это влияние, однако,

Из книги Восточные ордена [Ассасины, ваххабиты, басмачи, дервиши] автора Андреев Александр Радьевич

Ассасины: «То, что положено возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце» «Джазират-ал-араб», или «Ал-Джазира», что означает «Полуостров арабов», или просто «Полуостров» – так сами арабы называют Аравию. Поверхность Аравийского полуострова равна около четверти

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Секты исмаилитов. Ассасины В 869 г. отряд исмаилитов во главе с Карматом примкнул к восстанию занзибарских рабов-зинджей, в ходе которого бывшие рабы сами превратились в рабовладельцев, с еще большей свирепостью угнетавших всех обращенных ими в рабство. Кар-маты выступали

Из книги Русская революция. Агония старого режима. 1905-1917 автора Пайпс Ричард Эдгар

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ? Эта секта прославилась коварными убийствами, но ее основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.Звали этого юношу

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Ассасины и другие союзники Выше мы уже писали о расколе мусульманского мира на суннитов и шиитов, а также о появлении в лоне шиитов исмаилитов. Расколы шли и далее. Появились так называемые низариты, приверженцы Абу Мансура Низара, отстраненного от наследования старшего

Из книги 50 знаменитых загадок Средневековья автора Згурская Мария Павловна

«Старец горы» и ассасины Рай покоится в тени сабель. Хасан ас-Саббах, «Старец горы» Имя ассасинов, или хашишинов, секты таинственных убийц, некогда возникшей на мусульманском Востоке, во все времена внушало ужас. Они своим презрением к смерти и настойчивостью в

Из книги Неизвестный солдат автора Линна Вяйнё

Глава шестая IСражения не прекращались до самого Петрозаводска. Начался второй этап наступления Карельской армии, это было беспрерывное движение по скверным шоссейным дорогам, ведущим от границы к Онежскому озеру. Конечно, солдаты ничего не слышали ни о Карельской

Из книги Террористы автора Андреев Александр Радьевич

Ассасины Аламут держался несмотря ни на что, хотя его отчаянно штурмовали войска могущественного султана Санджара Сельджукида. Ночью после совета Султаната Санджар спал плохо, как будто знал, что его пробуждение будет недобрым. Так и получилось. Первое, что бросилось в

Из книги Иудейские древности. Иудейская война [сборник] автора Флавий Иосиф

Глава шестая Гиркан, наследник Александры, отказывается от престолав пользу Аристобула. – Стараниями Антипатра и с помощью Ареты снова возвращается к власти. – В загоревшемся затем между братьями споре Помпей выступает в качестве судьи 1. Законным наследником



Рекомендуем почитать

Наверх