История появления шахмат для детей. Шахматы и шахматные фигуры: история происхождения названий

Профессионалы 12.10.2019
Профессионалы

На 60 дней.
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8300 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 7000 руб

Возникновение шахмат , как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, как водится, множество версий.
И мне, как дочери Шахматиста и международного арбитра по шахматам (одного из старейших и самых опытных арбитров России), было очень интересно покопаться в книгах папиной библиотеки и других источниках, и вот что я с большим удовольствием накопала.

Кто придумал шахматы

На этот счет существует несколько легенд. Можно выбрать любую, какая больше нравится. Хотя можно верить и во все сразу, они не исключают друг друга.

Легенда о шахматах №1 «Гав и Талханд»

Эта легенда описана тысячу лет назад персидским поэтом Фирдоуси в эпосе «Шахнаме» («Книга царей»).

Жили в древней Индии два брата-близнеца, два царевича — Гав и Талханд. И, как это часто бывало в истории, разгорелась между ними борьба за власть. В поэме говорится, что царица не могла отдать никому из них предпочтение, т.к. одинаково сильно любила обоих сыновей. Это мне, конечно, понятно. Непонятно другое — почему в таком случае она не разделила свое царство пополам. Разделила бы и отдала каждому сыну полцарства. Но она этого не сделала, и в результате каждый царевич собрал себе войско, и был объявлен бой, который должен был определить сильнейшего. И было ясно, что бой будет не на жизнь, а на смерть, т.к. фактически никто не мог оттуда сбежать — поле боя устроили на берегу моря и со всех сторон окружили глубоким рвом с водой.
В поэме опять же говорится, что пока шел бой, царица не спала, не ела. Переживала. Стало быть, знала про этот бой и наблюдала издалека.
Талханд в этом бою погиб.
Когда царице сообщили о смерти Талханда, она впала в отчаяние и стала упрекать Гава, что тот погубил своего брата. Тут как-то не прослеживается логика. Она что, не понимала, что один из ее сыновей погибнет в этом бою? Напрашивается вывод, что, видимо, условием боя было — не убивать царевичей. Как в шахматах — разгромить войско, но самого короля трогать нельзя, можно только объявить мат. Если так, то логика есть.
При разборках выяснилось, что Гав не убивал Талханда. На его теле не было ни одной раны. Талханд умер от зноя, голода и жажды, потеряв сознание, сидя на своем слоне.
При чем же здесь шахматы? А вот при чем.
Царица потребовала, чтоб ей показали все в подробностях — как развивался бой, и как так получилось, что Талханд погиб, не имея ран. Гав, чтобы реабилитироваться в глазах матери, созвал самых мудрых мобедов. Мобед - это священнослужитель в зороастризме. (Члены семейки были зороастрийцами. В Индии до сих пор небольшой процент населения исповедует эту древнюю религию.)
Итак, мобеды прибыли — и всю ночь, не смыкая глаз, вникали в суть дела: изучали, какой формы было поле битвы, где располагались рвы, как проходил бой, как перемещались шахи и их войска и прочие подробности. После чего из эбенового дерева они сделали квадратную доску, изображающую поле битвы, а из слоновой кости вырезали и расставили на доске фигуры — два войска лицом друг к другу.
На той доске было нарисовано 100 клеток (как мы знаем, на современной шахматной доске 64 клетки — 8 по горизонтали и 8 по вертикали).
Передний ряд — пехота, за ней — конница. Шах располагался в центре своего войска во втором ряду. Рядом с ним стоял наставник, самый мудрый ближайший помощник. Далее — два слона. Рядом со слонами стояли верблюды. Дальше — два коня. А по краям — две боевые птицы Рух. Из текста ясно, что был еще и третий ряд — пехота (см. ниже — выделенные красным строчки), т.е. если верить этой легенде, в первоначальных шахматах фигуры стояли не в два, а в три ряда.
Наставник, верблюды, птица Рух… очень интересно!
Но интереснее об этом прочитать первоисточник в переводе Михаила Дьяконова — известного востоковеда. Вот этот текст:

    В этом тексте столько всего интересного! Например:

    «Кто поле пройдет, будет славен умом, Подобно наставнику, рядом с царем.»

    Прослеживается аналог превращения пешки (когда пешка, дойдя до противоположного края доски, может превратиться в любую фигуру своего цвета).

  • Или взять образ наставника, который стоит рядом с царем и «всех мудрых мудрей».

    «Вот шах посредине дружины своей, С ним рядом наставник — всех мудрых мудрей.»

    В современных шахматах рядом с королем вместо наставника располагается ферзь, т.е. по-простому, королева. Разве не символично, что наставник (мужской род) плавно трансформировался в королеву, подругу короля (женский род). 🙂

  • Плавно трансформировалось и поле его (её) деятельности:

    «Наставник в сраженье близ шаха идет И только на клетку уходит вперед».

    В современных шахматах ферзь, как известно, не привязан к королю и гуляет по всей доске без ограничений — как по вертикали-горизонтали, так и по диагонали.

  • Боевые слоны тоже расширили свое поле деятельности. Вернее, удлинили его.

    «Три клетки идут боевые слоны, Им битвы поля на две мили видны».

    Только из этого текста не ясно, каким образом они перемещались на три поля: прямо — или по диагонали, как сейчас.
    А вот действительно, по логике вроде бы не должен слон одним ходом допрыгивать до дальнего конца доски, не такие уж они прыткие, слоны-то. Но в современных шахматах допрыгивает запросто. 🙂

  • Зато конь с тех давних пор не изменяет себе, так и скачет буквой Г:

    «И конь может тоже три клетки идти, Но к третьей бежит, уклоняясь с пути».

  • А еще мне лично жаль, что верблюды исчезли из оборота. С верблюдами шахматы были бы еще класснее!
  • Ну и птица Рух, конечно. Скромненько уступила место красавице ладье. А ведь она (птица Рух) была такая огромная, что во время полета своими крыльями закрывала солнце и могла легко поднять в воздух слона! Если бы она не покинула шахматную доску, то развитие шахмат, наверное, пошло бы по какому-то другому пути…
  • А про рокировку что-то ничего не пишут. Видимо, ее в первоначальном варианте не было.

В общем, ход за ходом, Гав при поддержке приглашенных мобедов на этой шахматной доске воссоздал для своей матери-царицы всю картину битвы. Так и возникли шахматы .

А дальше совсем грустно (хотя куда уж грустнее, если Талханд погиб). Мать-царица сидела над этой шахматной доской, убитая горем, без пищи и воды, проливая горькие слезы до тех пор, пока не пришел ее конец.

Легенда №2 «Про шахматы и зерно»

Это самая, пожалуй, распространенная история о том, как жил-был в Индии один брамин, и однажды он придумал шахматы. Просто взял и изобрел их. На досуге. В свободное от своих браминских дел время. И индийскому царю это изобретение так пришлось по душе, что он сказал брамину:
— О, великий изобретатель сей прекрасной игры, мудрейший из мудрейших, проси любую награду, все исполню.
Так или примерно так сказал индийский царь в восхищении.
Хотя в некоторых вариантах этой истории накручена еще идеологическая подоплека — якобы брамин вовсе не просто так изобрел те шахматы, а с великой тайной целью. Царь тот, оказывается, так плохо управлялся с государственными делами, что привел свое царство в упадок, а советы всяких мудрых браминов он не слушал. И чтобы мягко и деликатно показать царю, что один он в поле не воин, и что без помощи остальных государственных фигур (и даже пешек!) он ничего не сможет поделать, вот с этой великой целью и придумал брамин на досуге шахматы.
Намек царем был понят правильно, и решил он брамина отблагодарить за преподнесенный урок житейской мудрости.
Была там эта идеологическая подоплека или нет, в любом случае результат налицо: «Проси любую награду, все исполню».
А брамин не будь дурак… Некоторые варианты этой истории добавляют, что это был тот самый брамин, который изобрел степень числа. Тот самый это был брамин или нет — нам не ведомо, но уж точно возведение в степень ему было известно (в отличие, видимо, от царя). И он легко так говорит:
— О, великий царь! Я маленький скромный брамин, и много богатств мне не надобно. Дай мне просто немного зерна, да и хватит. Совсем чуть-чуть. Положи на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую — два зернышка, на третью — четыре… и так далее… постоянно удваивая.
Странный какой-то брамин, — подумал царь, — ну да ладно. Не хочет много зерна — не надо. Дам ему сколько просит.
Положил он на первую клетку одно зернышко, на вторую — 2, на третью — 4, на четвертую — 8, на пятую — 16… и т.д…. Сначала опустел его первый амбар… Потом второй… третий… Царь уже был не рад, что связался с этим ушлым брамином. Ему уже не нужны никакие шахматы! Он уже отдал брамину все зерно, которое было в его стране, а к 64-ой клетке еще и близко не подобрался!..
И с тех пор всем детям в школе при изучении возведения числа в степень задают по математике одну и ту же задачку — про несчастного царя, ушлого брамина и зерно на шахматной доске.
И кстати! Некоторые историки шахмат утверждают, что эта легенда относится примерно к тысячному году ДО н.э.! (Это к вопросу «Когда изобрели шахматы» )

История №3 «Чатуранга»

Шахматные историки считают, что прародительницей современных шахмат является древнеиндийская игра чатуранга .
Слово «чатуранга» означает «войско, состоящее из 4-х частей»: пехота, конница, слоны и колесницы.
Доска чатуранги, как и современных шахмат, поделена на 64 клетки. В каждом углу размещаются 4 пешки (пехота), 1 конь (конница), 1 слон, 1 ладья (колесница) и 1 король (полководец). Играют четыре человека, двое на двое, у каждого — войско своего цвета (черное, красное, желтое, зеленое).

Цель игры — уничтожение всех сил противника. Но! Движение фигур в чатуранге определялось бросанием игральных костей.
Считается, что чатуранга возникла в Индии во 2-4 веках н.э. Из Индии она распространилась в другие страны Востока.
Со временем в чатуранге изменилось количество войск, при этом количество фигур осталось прежним — вместо четырех войск по 8 фигур в каждом стало два войска по 16 фигур.
Т.е. две армии слились в одну. В каждой армии получилось по два полководца, один из которых и превратился в ферзя (советника). Изменились и правила игры. Короля (шаха) теперь стало нельзя убивать, а можно только устраивать ему ловушки. Еще одно важное изменение — из игры убрали бросание костей.
Такая обновленная версия получила название «шатранг» .
Обратите внимание на фото Чатуранги. Там эта игра названа «Чатранг». Даже из названий видно, что это одна и та же игра: Чатуранга — Чатранг — Шатранг.

Легенда №4 «Рассказ о шатранге»

Еще одна интересная легенда, имеющая отношение к истории шахмат.
В ней говорится, что индийский царь однажды отправил шаху Ирана с караваном верблюдов шатранг (как мы уже знаем, шатранг — это первоначальный вариант шахмат), чтобы тот разгадал сущность игры. К шатрангу прилагалось письмо на шелке, в котором говорилось, что если шах раскроет тайну этой прекрасной игры, то он превзойдет всех мудрецов, и индийский царь в таком случае пришлет любую подать, которую запросит иранский шах. А если в Иране не найдется такого мудреца, который бы смог разгадать тайну шахмат, то тогда, наоборот, вы будьте добры платить нам подать и присылать ее в Индию, ибо наше знание опережает ваше. Потому что царь славен знаниями, а не сокровищами!
При этом индийский посол дал шаху одну подсказку, что в этой игре все образы фигур и пути их передвижений взяты от войны, от правил ведения сражения.
Шах попросил время на разгадывание этой игры семь дней.

Денно и нощно шах со своими мудрецами пытались разгадать смысл игры — где какая фигура должна стоять и как передвигаться. Но безрезультатно. И тут вызвался один товарищ, визирь по имени Бузургмихр, который сказал, что он видит, каков должен быть исход партии, т.е. что должно получиться на выходе, но как добраться до этого исхода, пока не ясно, но он постарается это понять.
И шах с радостью и облегчением передал ему шахматную доску с фигурами и отправил думать. «Вся надежда на тебя, — сказал шах. — Не подведи державу».
Бузургмихр уставился на доску и стал думать думу. И ведь придумал!
В назначенный день созвал шах всех своих приближенных — и индийского посла, конечно же. Уселся визирь перед доской и стал расставлять фигуры. Индийский посол смотрел на это дело во все глаза, и взгляд его все больше и больше опечаливался, потому как все фигуры оказались расставлены правильно.
В первом ряду стояли пехотинцы, за ними в центре прятался шах, рядышком с которым стоял мудрейший дастур, указывающий самые правильные пути в сражении. Помните наставника из Легенды №1? Здесь в роли наставника выступает дастур — это тот же мобед (священник в зороастризме), только более высокого ранга (да-да, эти — тоже зороастрийцы). Ну и дальше по списку — слоны, кони, птицы Рух.
Все застыли в изумлении. Как ему удалось разгадать правильную расстановку фигур, ведь он их в глаза никогда не видел?..
В награду за то, что визирь не подвел-таки державу, шах щедро одарил его драгоценными каменьями и подарил коня.
А визирь Бузургмихр так увлекся интеллектуальными играми, что ушел к себе домой, закрылся там, погрузился в размышления — и изобрел нарды.
И что же сделал иранский шах? Правильно! Он отправил эти нарды в Индию. С таким же караваном верблюдов, с каким прибыли сюда из Индии шахматы, и со словами, что в Индии много мудрых браминов, и пусть они попытаются раскрыть смысл игры в нарды.
И… о, горе моей любимой Индии!.. Тайну новой игры там раскрыть не смогли. И по уговору, да и в знак преклонения перед человеческой мыслью, индийский раджа погрузил на этих верблюдов золото, одежды, жемчуга и драгоценные камни — и отправил в Иран. Тут и сказочке конец.

Родина шахмат или Где изобрели шахматы

Теперь нам ясно, где их изобрели. Родина шахмат — Индия . Однозначно!
Из древней Индии шахматы постепенно проникали на Запад — в страны Арабского халифата, и на Восток — в Бирму, Китай, Японию… Каждый народ привносил в них какие-то элементы своей культуры, изменялся внешний вид фигур, название игры, но основной принцип оставался тем же — главной фигуре противника объявлялся мат.

Вместе с тем, историки шахмат единогласно постановили, что с авторством все просто и ясно — никакого конкретного автора у этой игры нет.
«Нет никаких сомнений в том, что шахматы (в современном варианте) не были изобретены одним человеком, а являются результатом коллективного народного творчества, притом не одного, а многих народов» — в этом сходятся все историки шахмат. При этом также сходятся в том, что происхождение их, несомненно, индийское.

Некоторые китайские историки не считают, что индийские корни шахматной игры полностью доказаны. Они допускают, что и индийские, и китайские шахматы, возможно, произошли от общего, пока еще не найденного, предшественника.
Тем не менее, они не отрицают тот факт, что первые упоминания этой игры в китайской литературе относятся лишь к 8 веку н.э. Так что первенство Индии не вызывает сомнений даже у китайских историков.

Когда изобрели шахматы

Историки шахмат считают, что возникли они примерно в 6 веке н.э. К этому времени относятся самые ранние найденные документы. Это если говорить о тех шахматах, которые имеют знакомый нам вид и известные правила. При этом есть множество доказательств того, что до появления сегодняшних шахмат существовали похожие настольные игры, в основе которых также лежала тактика ведения битвы, главной фигурой был шах (полководец), и в помощниках у него было его войско.
В пример приводится некая персидская поэма, написанная в 600 году н.э., где упоминаются индийские шахматы и говорится, что в Персию они проникли из Индии.
Гарольд Мэррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем капитальном труде «История шахмат» (1913 г.) даже называет точную дату возникновения шахмат — 570 год н.э. Он утверждает, что до 570 года не было никаких сведений о шахматах, хотя единичные путешественники тех времен подробно описывали Индию, но об этой игре не упоминали.
В 700 году уже встречаются первые упоминания о шахматной игре вслепую, т.е. не глядя на доску.
В 8 веке уже появляются сведения о квалификационных турнирах!
А в 9 веке — первый трактат о шахматах Аль-Адли.

Некоторые интересные факты из истории шахмат

В арабских шахматах, например, долгое время ферзь был второстепенной фигурой и мог передвигаться только на одну клетку по диагонали. Слона ограничивали в его перемещениях до трех клеток по диагонали, при этом слон мог перескакивать через фигуру. Ладья тоже когда-то передвигалась только на две клетки.
Со временем ферзь стал главной фигурой на шахматной доске (после короля).
Правила постепенно менялись — с целью ускорения темпа и придания остроты игре.

Куда же делась легендарная птица Рух? По какой причине она уступила место ладье? Виной всему, оказывается, арабы. Я порылась в папиных шахматных книгах и нашла такое объяснение.
Изначально в Индии в шахматах (вернее, в шатранге) фигурам придавалась форма, которая соответствовала их названиям. Слон был похож на слона, всадник — на всадника и т.д. Но во время своих масштабных мусульманских завоеваний, в числе прочих культурных богатств арабы познакомились и с шахматами. Конечно же, они переняли эту замечательную игру. По законам ислама изображение живых существ было запрещено. И от птицы Рух остались небольшие обрубки крыльев в виде выступов наверху четырехугольника. Это символическое изображение сказочной птицы и послужило прообразом современной ладьи.
На всякий случай напомню, что еще раньше — до птицы Рух — эти крайние клетки на шахматной доске занимали индийские колесницы (ратхи).
Так что, вот такая любопытная поэтапная трансформация: ратха — птица Рух — ладья.

А вот еще один интересный факт из истории развития шахмат, который я вычитала в большой толстой книге Ежи Гижицкого «С шахматами через века и страны». Правда, это уже не про Индию, а про Россию, но факт показался уж очень любопытным.
В России в прошлые века при игре в шахматы иногда увеличивали силу ферзя. Придумали, что ферзь может ходить не только по прямым линиям, но и буквой Г, как конь. В этом случае ферзь назывался «ферзью всяческой». И перед началом партии следовало заранее договориться, как будет вестись игра — «ферзью обыкновенной» или «ферзью всяческой».

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет а возможно и больше. Изобретённые в Индии в -VI веке , шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ 01. История возникновения шахмат

    ✪ ЛЕГЕНДА О СОЗДАНИИ ШАХМАТ

    ✪ Урок № 9. Чатуранга. Шатрандж. Древняя история шахмат.

    ✪ Первая партия в истории современных шахмат

    ✪ Авербах о истории шахмат. Игра пришла в Европу. 2015

    Субтитры

Индийские истоки

Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду , которая приписывает создание шахмат некоему брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64 − 1 = 18 446 744 073 709 551 615 ≈1,845×10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³) . Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия .

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности - ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци . От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги . Обе игры имеют во внешнем виде и механизме уникальные черты, не присущие другим шахматным играм:

  • Способ постановки фигур на доску. Фигуры ставятся не на поля, а на «пункты» - точки пересечения линий доски.
  • Размер доски. Доска состоит из 9 вертикальных и 10 горизонтальных линий, то есть содержит 90 пунктов.
  • Некоторые фигуры имеют ограниченную область действия, то есть могут ходить только в пределах определённой части доски.
  • Конь и слон, «прыгающие» в шатрандже, здесь ходят в плоскости доски и не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами).
  • Добавлена новая фигура «пушка», которая может бить фигуры противника только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Больше похожи на чатурангу таиландские шахматы макрук : то же поле 8×8, фигуры стоят на полях, два игрока, ферзь ходит на одно поле по диагонали, несколько изменена начальная позиция (ряд пешек выдвинут на одно поле вперёд, расположение ферзя и короля чёрных и белых несимметрично), ладья ходит как в шатрандже, слон - как в чатуранге.

Появившийся позже японский вариант - сёги , - считается потомком сянци, но имеет свои особенности, наводящие на предположение о родстве с макруком. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9×9 клеток, начальная позиция и ходы некоторых фигур близки к макруку. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было, но которое было в макруке. Механизм превращения оригинален - фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги - взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой - игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

Появление шахмат на Руси

Проникновение в Европу

Шаблон:Шахматная диаграмма/Lua В VIII -IX веках , при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий - в Португалию , Италию и Францию . Игра быстро завоевала симпатии европейцев , к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии . Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил. В Италии, например, вплоть до XIX века пешка , достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски. При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

Шахматы в искусстве

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения, рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма , которую написал ибн Эзра . В вышла первая шахматная книга в Европе - трактат Альфонса X Мудрого . Эта книга представляет значительный исторический интерес, так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа. Художнику Николо ди Пьетро атрибутируется картина «Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию» (1413-1415). Святой Августин изображён за шахматной партией со своим другом Святым Алипием. «Шахматисты» - французский витраж XV века. Изображение допускает различные, в том числе весьма двусмысленные толкования.

Христианская церковь против шахмат

Характерна последняя фраза в вышеприведённой цитате: правило рассматривает шахматы и прочие игры наравне с пьянством и другими способами праздного времяпровождения, признаваемыми порочными.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. Так, на одном только Неревском раскопе Новгорода археологами было найдено в слоях XIII-XV веков множество шахматных фигур, причём в слое XV века шахматы находятся почти в каждой раскопанной усадьбе. А в 2010 году шахматного короля нашли в слое XIV-XV веков в Новгородском Кремле, рядом с резиденцией архиепископа . В Европе в 1393 году Регенсбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII -XVIII века этот запрет фактически игнорировался. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных , умение играть в них было обычным среди дипломатов . В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья . При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Развитие шахматной теории

Превращение шахмат в международный вид спорта

После смерти в 1946 году Алехина, оставшегося непобеждённым, организацию первенства мира взяла на себя ФИДЕ. Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году , победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник . ФИДЕ ввела систему турниров для завоевания титула чемпиона: победители отборочных этапов выходили в зональные турниры , победители зональных соревнований выходили в межзональный турнир , а обладатели лучших результатов в последних принимали участие в кандидатском турнире , где в серии партий «на вылет» определялся победитель, которому и предстояло играть матч против действующего чемпиона. Формула матча за титул несколько раз менялась. Сейчас победители зональных турниров участвуют в едином турнире с лучшими (по рейтингу) игроками мира; победитель становится чемпионом мира.

Огромную роль в истории шахмат, в особенности второй половины XX века, сыграла советская шахматная школа . Широкая популярность шахмат, активное, целенаправленное обучение им и выявление способных игроков с детских лет (шахматная секция, детская шахматная школа была в любом городе СССР , существовали шахматные клубы при учебных заведениях, предприятиях и организациях, постоянно проводились турниры, выпускалось большое количество специальной литературы) способствовали высокому уровню игры советских шахматистов. Внимание к шахматам проявлялось на самом высоком уровне. Результатом стало то, что с конца 1940-х годов и до распада СССР советские шахматисты практически безраздельно господствовали в мировых шахматах. Из 21 шахматных олимпиад, прошедших с 1950 по 1990 годы, команда СССР победила в 18 и ещё в одной стала серебряным призёром, из 14 шахматных олимпиад для женщин за этот же период было выиграно 11 и взято 2 «серебра». Из 18 розыгрышей звания чемпиона мира среди мужчин за 40 лет лишь однажды победителем стал не советский шахматист (это был американец Роберт Фишер), и ещё дважды претендент на звание был не из СССР (причём претендент тоже представлял советскую шахматную школу, это был Виктор Корчной , бежавший из СССР на Запад).

В 1993 году Гарри Каспаров , бывший на тот момент чемпионом мира, и Найджел Шорт , ставший победителем отборочного цикла, отказались играть очередной матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ, обвинив руководство федерации в непрофессионализме и коррупции. Каспаров и Шорт образовали новую организацию - ПША , и сыграли матч под её эгидой.

Произошёл раскол шахматного движения. ФИДЕ лишила Каспарова титула, звание чемпиона мира по версии ФИДЕ разыграли между собой Анатолий Карпов и Ян Тимман , которые на тот момент имели наивысший шахматный рейтинг после Каспарова и Шорта. Одновременно Каспаров продолжал считать себя «настоящим» чемпионом мира, поскольку он отстоял звание в матче с законным претендентом - Шортом, и часть шахматного сообщества была солидарна с ним. В 1996 году ПША прекратила существование в результате утраты спонсора, после чего чемпионов ПША стали называть «чемпион мира по классическим шахматам». По сути, Каспаров возродил старую систему передачи титула, когда чемпион сам принимал вызов претендента и играл с ним матч. Следующим «классическим» чемпионом стал Владимир Крамник, выигравший матч у Каспарова в 2000 году и отстоявший звание в матче с Петером Леко в 2004.

До 1998 года ФИДЕ продолжала разыгрывать звание чемпиона традиционным порядком (чемпионом ФИДЕ в этот период оставался Анатолий Карпов), но с 1999 по 2004 год формат чемпионата резко изменился: вместо матча претендента с чемпионом звание стали разыгрывать в нокаут-турнире, в котором действующий чемпион должен был участвовать на общих основаниях. В результате звание постоянно переходило из рук в руки и за шесть лет сменилось пять чемпионов.

Вообще, в 1990-х годах ФИДЕ предприняла целый ряд попыток сделать шахматные соревнования более динамичными и интересными, а значит, привлекательными для потенциальных спонсоров. Прежде всего это выразилось в переходе в ряде соревнований от швейцарской или круговой системы к нокаут-системе (в каждом туре - матч из трёх партий на выбывание). Поскольку нокаут-система требует однозначного исхода тура, в регламентах турниров появились дополнительные партии в быстрые шахматы и даже блиц-партии: если основная серия игр с обычным контролем времени заканчивается вничью, играется дополнительная партия с укороченным контролем времени. Начали использоваться усложнённые схемы контроля времени, защищающие от жёсткого цейтнота, в частности, «часы Фишера» - контроль времени с добавлением после каждого хода.

Последнее десятилетие XX века в шахматах ознаменовалось ещё одним важным событием - компьютерные шахматы достигли достаточно высокого уровня, чтобы превзойти человека-шахматиста. В 1996 году Гарри Каспаров впервые проиграл компьютеру партию, а в 1997 - с перевесом в одно очко проиграл и матч компьютеру Deep Blue . Лавинообразный рост производительности и объёма памяти компьютеров в сочетании с улучшением алгоритмов привели к тому, что к началу XXI века появились общедоступные программы, способные в режиме реального времени играть на уровне гроссмейстеров. Возможность подключения к ним заранее накопленных баз дебютов и таблицы малофигурных окончаний ещё больше увеличивает силу игры машины, полностью избавляет её от опасности ошибиться в известной позиции. Теперь компьютер может эффективно подсказывать человеку-шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Следствием этого стали изменения в формате соревнований высокого уровня: на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок, кроме того, полностью отказались от практики откладывания партий . Сократилось и отводимое на партию время : если в середине XX века норма составляла 2,5 часа на 40 ходов, то к концу века она уменьшилась до 2 часов (в других случаях - даже до 100 минут) на 40 ходов.

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник - Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия), выигравший этот матч.

До 2013 года чемпионом мира был Вишванатан Ананд , победивший в чемпионате мира 2007 года . В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил своё звание. В 2010 году проведён очередной матч , в котором приняли участие Ананд и Веселин Топалов ; Ананд вновь отстоял звание чемпиона. В 2012 году проведён матч , в котором приняли участие Ананд и Гельфанд; Ананд отстоял звание чемпиона в тай-брейке. В 2013 году Ананд уступил звание чемпиона мира Магнусу Карлсену , досрочно победившему в матче со счётом 6½:3½.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона, четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом. Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам, гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат. Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера , в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат - кингчесс или боевые шахматы . Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

Некоторые даты из истории шахмат

  • 1119 год - Состоялась первая партия по переписке между королём Англии Генрихом I и королём Франции Людовиком VI .
  • 1173 год - Во французском манускрипте впервые использовали алгебраическую шахматную нотацию .
  • 1471 год - Первая работа, полностью посвящённая шахматам того времени, - Гёттингенская рукопись .
  • 1475 год - впервые упоминается шахматная фигура «дама», названная в честь испанской королевы Изабеллы . До этого существовала фигура «ферзь» с ограниченными возможностями в перемещении.

Индийские шахматы известны также как шатрандж. Эта логическая игра – потомок древнеиндийской чатуранги, известной еще с VII века до н.э., а также предшественник современных шахмат.

История

Первоначально древние индийские шахматы предназначались для четырех человек и велись с помощью четырех комплектов фигур. Для игры использовалась известная и ныне шахматная доска, но ходы выполнялись после подбрасывания игральных костей. До 6 века правила игры были неточными и противоречивыми, передаваясь в устной форме между игроками.

Фигуры в игре соответствовали структуре индийской армии того времени:

  • пехота, представленная в игре пешками;
  • Король и советник (генерал или визирь) в центральной части доски;
  • Боевые слоны в центральной части армии;
  • Боевые колесницы (ладьи).

Фигуры были довольно малоподвижными, поэтому каждая партия занимала много времени – количество ходов достигало 200. Игроки играли командами – пара партнеров, сидящих друг напротив друга играли с оставшейся парой.

Основная цель игры заключалась в захвате обеих вражеских королей.

В VII-VIII веке с Индии чатуранга распространилась по всей территории арабского Востока и Средней Азии. Поскольку в арабских языках отсутствует звук «ч», название «чатуранга» было переиначено на «шатрандж».

Еще одно нововведение, которое было введено арабами, является особенностью местной культуры. Шариат накладывает запрет на использование изображений людей и животных, поэтому традиционные резные фигурки, которые использовались в индийских шахматах, были заменены абстрактными схематическими изображениями.

После того, как древние шахматы попали в Европу, появилось немало книг, которые описывали особенности этой игры. Одна из наиболее ценных – книга авторства Альфонсо Мудрого, испанского короля, которая была написана в 1283 году. Помимо словесных описаний, там также имеется около 150 цветных иллюстраций, которые были основаны на древнеперсидских рисунках.

Правила игры

Для индийских шахмат использовалась квадратная доска размером 8х8 полей. В игре принимает участие пара игроков, каждая из которых имеет комплект фигур своего цвета. Комплект состоит из короля, ферзя, пары слонов, коней, ладьи, а также 8 пешек.

Перед началом партии фигуры расставляются на противоположных сторонах доски симметрично. Расстановка фигур не отличается от классических современных шахмат ничем, кроме одного момента – короли и ферзи можно менять местами.

Король, ладья и конь в шатрандже ходят аналогичным образом, как и в современных шахматах. Другие фигуры имеют отличные правила ходов от современных шахмат:

  • Слон выполняет ход по диагонали через одно поле. Поле, через которое выполняется ход, может иметь фигуру. Слон считался слабой фигурой на доске, поскольку мог ходить только по 8 полям на доске, тогда как современный слон охватывает половину полей.
  • Ферзь выполняет ход и бьет на одно поле по диагонали. Современный аналог может делать ход на любое количество полей по всем направлениям, если ему не преграждает путь иная фигура.
  • Пешка может осуществлять ход вперед только на одно поле или осуществлять удар на одно поле вперед по диагонали. После того, как пешка достигала конца доски, она превращалась в ферзя. Первый ход новоиспеченного ферзя мог осуществляться только на второе поле по диагонали или вертикали, независимо от занятости этого поля.
  • Понятие рокировки ладьи и короля было введено намного позже.

Различные варианты шахмат

В исторических хрониках зафиксированы различные варианты индийских шахмат, каждая из которых имела свои специфические особенности:

  • Цитадель – игра ведется на доске 10х10, которая по углам имеет дополнительные поля, «цитадели», на которых располагаются боевые машины, которые ходят аналогично современному слону.
  • Четыре времени года – вариант индийских шахмат на обычной доске для четырех игроков.
  • Удлиненные шахматы – игра ведется на доске 4х16 со стандартным для шатранджа комплектом фигур. Для ограничения ходов фигур могут использоваться шестигранные кости.
  • Византийские шахматы – игра ведется с помощью обычных фигур на круглой доске.
  • Шахматы Тамерлана – шахматная игра на доске 11х10, которая имеет дополнительные поля-цитадели и фигуры, а также различные виды пешек.

Индия, которая является родиной шахмат, подтвердила свое высокое мастерство – гражданин Индии Вишванатан Ананд стал чемпионом мира по шахматам в 2000-2002 годах, затем получил чемпионский статус в 2007 году, а в 2010 подтвердил это звание и носит его до сих пор.

На территории Индии шахматы до сих пор являются популярной игрой среди людей различного возраста. Правила игры в шахматы в Индии имеют некоторые отличия. Среди примеров – в Индии первый ход пешки возможен только на одну клетку, тогда как в международных правилах – на две.

Шахматы были изобретены много веков назад, и до сих пор неизвестно, кто именно их придумал. Из-за давности событий появление этой игры обросло множеством мифов и легенд.

Какая страна родина шахмат? Если верить легендам, игра берет свое начало в Индии.

История шахмат

Индия - родина шахмат. Считается, что появились они в первые века нашей эры. Позже шахматы перенеслись в разные уголки планеты, и каждый народ добавлял что-то свое: изменял название игры, форму фигурок, однако правила оставались неизменными - поставить мат королю.

Историки шахмат уверенны, что игру придумал не один конкретный человек, а большой коллектив разных народов, дополняя и преображая ее в разное время. Мнения ученых сходятся только в одном: Индия - страна родина шахмат.

Однако есть такие китайские историки, которые не считают, что индийское происхождение шахмат полностью доказано. Они ищут доказательства, подтверждающие, что игра пришла из Китая.

Какая родина шахмат? Подтверждений, опровергающих индийское происхождение игры, нет, а первые упоминания об ней в китайской литературе относятся только к 8 веку нашей эры. Это только подтверждает, что родина шахмат - Индия.

Легенды происхождения шахмат очень интересные и необычные, рассмотрим некоторые из них.

Братья Гав и Талханд

Описание этой легенды найдено у персидского поэта Фирдоуси, написавшего эпос около тысячи лет назад.

В одном индийском царстве жила царица и два ее сына-близнеца Гав и Талханд. Пришло время им царствовать, однако мать не могла решить, кого поставить царем, поскольку любила сыновей одинокого. Тогда царевичи решили устроить бой, выигравший и станет правителем. Поле боя выбрали на берегу моря и окружили его рвом с водой. Создали такие условия, чтобы отступать было некуда.

Условием турнира было не убить друг друга, а разгромить войско противника. Начался бой, в результате которого погиб Талханд.

Узнав о гибели сына, царица впала в отчаянье. Прибывшего Гава она упрекала в убийстве брата. Однако он ответил, что не причинил телесного вреда брату, тот умер сам от истощения организма.

Царица попросила рассказать подробно о том, как происходил бой. Гав вместе с людьми со своего окружения решили воссоздать поле битвы. Для этого взяли доску, разметили клетки и поместили на нее фигурки, изображавшие воюющих. Противостоящие войска поставили на противоположные стороны и разместили рядами: пехота, конница и опять пехота. В среднем ряду по центру стоял царевич, рядом - его главный помощник, далее по две фигуры слонов, верблюдов, коней и птиц Рух. Двигая разные фигуры, царевич показал матери, как проходила битва.

Таким образом, видно, что древняя имела 100 клеточек и фигуры на ней стояли в три линии.

Самая известная легенда про шахматы и зерно

Эта легенда рассказывает о том, как изобретший шахматную игру брамин обхитрил царя.

Однажды брамин, проживающий в Индии, изобрел шахматы и наглядно продемонстрировал, как в них играть правящему царю, которому она очень понравилась. За это царь решил исполнить любое его желание. Тогда брамин попросил дать ему зерна, при этом сказал, что много не попросит. Надо только на первую клеточку положить одно зернышко, на вторую два, на третью четыре, на четвертую восемь и на каждую следующую клеточку удвоенное число зерен с предыдущей клетки.

Царь согласился, однако, когда начал выполнять обещанное, зерно его царства закончилось, а до конца доски оставалось еще много клеточек. Таким образом браним обхитрил царя.

Игра чатуранга

Поскольку родина шахмат - Индия, то прародителем современной шахматной игры считают игру чатуранга. Название обозначает присутствие четырех составляющих: пехоты, конницы, слона, колесницы. Играющих должно быть четверо. Доску, состоящую из 64 клеток, делили на 4 части и в каждую из них ставили: 4 пешки, по одной фигуре слона, коня, ладьи и король. Цель игры - разгромить и уничтожить противника. В игре использовали игральные кости, по бросанию которых и делался ход.

Чатуранга из Индии перенеслась к другим восточным странам и со временем видоизменилась. Войска слились и составили две команды, в каждой из которых получилось два короля. Тогда одного короля заменили советником. Ходить фигуры начали сами, без использования короля нельзя убивать, только блокировать его передвижение по доске.

Преобразование фигур

Существующая, по легендам, со временем была преобразована в ладью. Связано это с тем, что Ислам запрещал делать изображение живых существ. Поэтому при появлении шахмат в арабских странах птица Рух была изменена, ей обрезали крылья: получились просто небольшие выступы на вершине четырехугольника. Так произошло преобразование птицы в ладью.

Таким образом, происхождение самой игры покрыто множеством легенд и небылиц, одно только известно точно, что родина шахмат - Индия.

Появившаяся в древние времена игра завоевала популярность по всему миру. Из военной она превратилась в познавательную, стимулирующую и развивающую память, логику, внимание, при этом требующая определенной усидчивости.

Шахматы - игра очень старинная и придумана не у нас. Родилась она в далекой Индии давным-давно, в 6 веке н.э. Древний вариант шахмат назывался "чатуранга", что в переводе с санскрита (языка древних индийцев) обозначает "четыре подразделения войска". Она была уже очень похожа на наши шахматы. Игра велась на доске 8х8 клеточек (только они были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе).

В это время сложились уже все знакомые нам фигуры и лишь ферзь появился позднее. Главное отличие было в том, что в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту (пешки), конницу (конь), боевых слонов (слон) и колесницы (ладья). Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика (пешка - 1, конь -2, ладья - 3, слон - 4, король - 5 и 6). Игра велась до тех пор, пока все фигуры противников не были уничтожены.

Правила ходов чатуранги:

Пешка ходит так же как и сейчас, только нет возможности на первом ходе перепрыгивать через третью линию. Дойдя до последней линии она может превратиться только в ту фигуру, которая уже есть среди "убитых" противником.

Конь ходит так же как и сейчас.

Слон ходит по диагонали или вперед, но всего лишь на одну клеточку.

Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на одну клеточку.

Ферзь отсутствует.

Король ходит как и сейчас.

Как расставлять фигуры, приведено на рисунке (мы играли вдвоем, поэтому фигуры расставили в соседних углах).

В том же трактате Бируни приводится легенда о возникновении шахмат. Якобы их придумал некий брамин и предложил сыграть в них царю. Царь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "Проси все, что хочешь!" - сказал он. И брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. Т.е. на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. В математике это называется "геометрическая прогрессия"). Царь сначала согласился на это условие. Но вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску. Более того, если посчитать количество зерен по формуле, то окажется, что всего мирового урожая зерна, собранного за всю историю человечества для этого не хватит!

Задача о зернах на шахматной доске

Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китае эта игра стала называться сянци, в Японии - сёги, в Таиланде - макрук. А персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру шатрандж. Персы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое, используя двойной комплект фигур. Так как из-за этого получилось два раджи (в Персии его стали называть "шах", как своего правителя), то одного из них несколько "понизили в звании" и второй ражда стал ферзем. Ферзь был очень слабой фигурой. Он мог ходить только по диагоналям и только на одну клетку. Персы же ввели правило, что игра длиться до тех пор, пока не поставят мат королю. Если слово "шахматы" перевести с языка персов, то получится "шах умер".

Из Персии эта игра в 9 веке пришла в Европу, где ее правила потихоньку менялись, пока не стали такими, как мы привыкли сейчас. Но в Россию первоначальный вариант игры попал не из Европы, а через Среднюю Азию. Поэтому в названии русских шахматных фигур сохранился дословный перевод с арабского или персидского языка. А лишь потом, в 11 веке, европейские шахматные правила дошли до Руси. Именно из-за этого многие фигуры получили двойное название - одно из старых русских шахмат, второе - из европейских.

Давайте разберем значение названий шахматных фигур подробнее.

Пешка

Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".

В других европейских. языках перевод названия этой фигуры тот же самый. А вот в Германии название пешки "вauer" значит не солдат, а "крестьянин".

Конь

В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в Англии - knight (рыцарь).

А вот в других языках "человеческая составляющая" из этой фигуры пропала. У нас она называется просто "конь". А, например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как "прыгун", "скакун".

Слон

В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

Но в Европе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. До сих пор во Франции "слон" называется fou (фу), т.е. шут.

Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания: епископ (bishop) - в Англии, бегун (Läufer) - в Германии, гонец (goniec) - в Польше, стрелок (střelec) - в Чехии, охотник (lovec)- в Словении и Хорватии, офицер - в Болгарии и Греции. И у нас до революции эту фигуру тоже принято было называть "офицер ". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом), а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).

Ладья

В индийской игре ладья - это боевая колесница (ратхи). Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя.

А внешний вид и другое название этой фигуры - тура , - пришло к нам из Европы. По французски оно означает "башня" (tour). Так же французы называют и шахматную фигуру. Практически во всех европейских языках ее название имеет смысл "осадная башня", "укрепление": скала (rook) - на английском; башня (Turm) - на немецком; вежа, башня (wieża) - на польском.



Рекомендуем почитать

Наверх