История столов и стульев. История стола: Древние столы и их современные аналоги Где узнать историю происхождения слова стол

Идеи для ремонта 09.03.2020
Идеи для ремонта

В жизни человека стол играет исключительную роль. С давних времен столы считаются основным предметом интерьера. На них разделывали дичь и совершали жертвоприношения в древние времена. Их использовали для совершения величайших научных открытий современности. Поэтому стол – первое, что мастерили наши предки в своем жилище. Да и сегодня домохозяйки, при новоселье, задумываются, где купить стол от производителя недорого.

Безусловно, сегодня процесс приобретения стола облегчился. Можно просто заказать его в одном из мебельных интернет-магазинов, например в АЛФАВИТ-МЕБЕЛЬ.

_____________________________________________________________

АЛФАВИТ-МЕБЕЛЬ – купить стол от производителя недорого в Москве

____________________________________________________________

История возникновения стола интересна и многогранна. Сегодня сложно сказать, где впервые появился прародитель современных столов. До нас дошли сведения, что разделение столов на обеденные и рабочие, существовало уже в Древнем Египте. Обеденные столы были более массивными и внушительными. Их изготавливали из камня, бронзы, мрамора или дерева, украшали замысловатой резьбой и даже инкрустацией.

К внешнему виду рабочих столов предъявлялись не такие жесткие требования. Они были попроще и полегче. Да и сегодня для рабочих нужд мы стремимся купить стол от производителя недорого. Такие столы удобны в эксплуатации, легко разбираются, переносятся и передвигаются.

Эпоха Средневековья также поучаствовала в эволюции стола. В это время столы изготавливались из натурального дерева. Они имели массивную столешницу и ножки. Такая мебель была добротной, но грубоватой. Однако служила она верой и правдой нескольким поколениям.

Эпоха Возрождения придала столам изящные формы и замысловатые изгибы. Эти столы стали настоящим украшением домов. Изготавливали их из ценных пород дерева, украшая резьбой и инкрустируя перламутром. Именно в этот период начали появляться кофейные, сервировочные столики, жардиньерки. Каждая уважающая себя дама имела элегантный туалетный столик с зеркалом, заставленный хрустальными флакончиками духов и разнообразными женскими мелочами.

Сегодня разнообразие форм и конструкций столов просто поражает. Их изготавливают из традиционного дерева, ДСП, пластика, лозы, стекла, алюминия и многих других материалов. И мы можем выбирать, изготавливать для своего дома мебель на заказ либо купить стол от производителя недорого. В любом случае, стол, словно добрый сосед, должен быть уютным, удобным и поддерживать своего хозяина во всех его начинаниях.

Читайте интересное по этой теме:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История мебели Презентацию приготовила: педагог первой кв.кат. Мархинина О.А.

Первые упоминания о мебели пришли к нам из Древнего Египта. там применялись табуреты, ларцы, сундуки, украшенные слоновой костью и натуральным камнем.

Позже появились кровати и своеобразные стулья В качестве материала применялась древесина

Простые сундуки в домах выполняли три функции: своеобразных шкафов для хранения одежды и утвари, сидений днём и кроватей ночью.

Помимо древесины применялись бронза и цветной мрамор: столешницы, оформленные мозаикой, и массивные скамьи из натурального камня говорили о достатке их хозяев

Мебель для простого люда была менее дорогой, но при этом вполне удобной.

Настоящим прорывом для изготовления мебели стало изобретение двуручной пилы, позволяющей получать тонкие доски

В результате появились легкие и прочные изделия – столы на четырёх ножках, сундуки-лари

Кровати с балдахином

в замках европейской знати появилась первая мягкая мебель. Сначала стулья и диваны просто обтягивали тканью, затем в качестве набивки стали использовать конский волос, овечью шерсть и даже лебяжий пух

Со временем появились новые стили в архитектуре,появились мягкие пуфы и диван без спинки – софа.

Простые шкафы видоизменились в зависимости от их основного назначения, так появились секретеры

Серванты (шкаф для посуды)

Стелажи (ряд полок в несколько ярусов)

Российская мебель была простой и функциональной. Обязательным атрибутом любой русской избы были сундуки, табуреты и, конечно же, лавки – широкие длинные скамьи без спинок. Днём они использовались для сидения, ночью – для сна, вместо кроватей

в царских резиденциях мебель была гораздо изящнее, но вместе с тем в ней отсутствовали излишняя роскошь и вычурность

В качестве древесины применялся дуб или карельская берёза, для обивки использовали шелк.

Высокие книжные шкафы имели дверцы со стеклянными вставками, за которыми хорошобыли видны и книги

Буфеты со стеклянными вставками где видна была изящная посуда

Спасибо за внимание.


Каринэ Кротова
Интегрированное занятие «История возникновения мебели»

Тема : «История возникновения мебели »

Приоритетная образовательная область : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель : закрепить знания о мебели , различных материалах, из которых изготавливают мебель ; учить фантазировать, придумывать новые качества для мебели ; развивать воображение, наблюдательность.

Задачи :

Образовательные : рассказать об истории создания различных предметов мебели (проследить за историей развития кресла , стула, кровати, дивана, стола); понимать и объяснить назначение различных предметов мебели ; обсудить из каких материалов сделаны те или иные предметы интерьера .

Развивающие : развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы; развивать ретроспективный взгляд на предметы; активизировать познавательную деятельность; закрепить навыки словообразования.

Воспитательные : формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии , инициативности и самостоятельности; воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, сделанными, руками людей, понимание важности труда, приносящего пользу людям.

Информационные ресурсы :

1. Интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211»

2. Информационная сеть интернет

Предварительная работа : экскурсия в краеведческий музей по теме «История возникновения мебели » ;

Материалы и оборудование : интерактивная доска SKRIN media , видеопректор “Optoma DS211», презентация «Предметы быта» ; ватман, карандаши, иллюстрации.

Персонажи : Незнайка, злой волшебник

1. Организационный момент.

Дети играют в игровой комнате. К ним приходит воспитатель с гостем Незнайкой.

Воспитатель : Ребята, вы знаете что Незнайка принес нам интересный механизм .

Как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

Незнайка : Это «машина времени» , с помощью этой машины мы можем передвигаться во времени. Сегодня я хочу пригласить вас в нашу историю . А вы знаете, что это такое история ? (ответы детей)

Я сейчас поверну ручку нашей “машины времени”, и мы все окажемся в самом начале нашей истории – в древнем мире .

Стихотворение :

Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес.

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить

Огонь они раздобыли,

На нём стали пищу варить.

А ели они руками

И воду пили с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкурой прикрыты слегка.

Незнайка : Отправляемся. Крутим колесо «машины времени» . (Дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение отправляются в прошлое)

Слайд 1 «Когда-то очень давно…»

Воспитатель : Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах, ели сырое мясо и носили шкуры зверей вместо одежды, затем научились разжигать костры, готовить пищу, грелись около костра.

Как вы думаете, на чем они сидели? (ответы детей)

На чем они спали? (ответы детей)

На чем готовили еду? (ответы детей)

А сидели они на камнях, вот таких (показывает камень)

Камни часто были холодными и людям было не уютно на них сидеть. Однажды когда охотники возвращались домой с охоты, уставшие, они присели в лесу на бревно - вот оно (показ бревна) . И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, так как дерево не остывает, а наоборот нагревается. Так люди принесли бревно к костру.

Но как-то один человек нашел пенек в лесу, с вывороченными корнями, присел на него и понял, что сидеть на нем лучше, чем на бревне. На нем можно сидеть одному. Так появились пенечки – одиночки. Вот такие (показывает пень) .

Воспитатель : Шли века, менялся человек, менялось и его жилище. Незнайка крутит колесо «машины времени» и дети попадают в новый век.

Слайд 3 «Русская изба»

Незнайка : Что нового появилось в быту человека (Ответы детей) .

Воспитатель : Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи. Сидеть на бревнах и пеньках в избе было неудобно, и человек придумал лавку. Но человеку этого было мало. Ему нужно было не только сидеть, но сидя отдыхать, спать, есть. И так люди придумали : кровать, стол, шкаф и т. д.

Как назвать предметы одним словом? (мебель )

Слайд 4, 5, 6 «Мебель »

Физкультминутка

Дети выполняют упражнения, имитируя действия мастера.

Мы – ребята-мастера. Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво. Отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

Незнайка : Ребята давайте поиграем в игру?

Игра «Большой – маленький» .

Я буду называть большой предмет, например стул, а вы будете называть и искать маленький стульчик.

У меня большая кровать, а у вас маленькая… (кроватка) .

У меня большой диван, а у вас маленький… (диванчик) .

У меня большой стол, а у вас маленький… (столик) .

У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик) .

Воспитатель : Прошло еще немало лет. Менялись люди, менялись их вкусы и мода, менялась и мебель . Сейчас у каждого в доме есть мебель . Сегодня человек уже не может обходиться без мебели . Она стала красивее, удобнее. Люди научились делать мебель из разных материалов : дерева, металла, пластмассы, стекла. А какие преимущества у железной мебели ? (Прочная, не ломается, но очень тяжелая.) Какими свойствами обладает деревянная мебель ? (Красивая, прочная, хорошо пахнет лесом, ее можно покрасить в разные цвета.) А пластмассовая мебель чем хороша ? (Легкая, яркая, хорошо моется.) Как вы думаете, что хорошо и что плохо в стеклянной мебели ? (Она красива, через нее хорошо видно, но ее легко разбить.) Совершенно верно, у каждой мебели есть свои достоинства и недостатки, поэтому каждый для своего дома выбирает ту мебель , которая ему больше нравится.

– Ребята, какая мебель есть у вас дома ? (ответы детей)

– Где дома хранится посуда? (Шкаф, сервант, буфет.)

Незнайка : Ребята, мне пора отправляться домой? (В группу вбегает злой волшебник и забирает «машину времени» .)

Волшебник : Ага без меня решили путешествовать. Я заберу вашу «машину времени» и не отдам пока вы не выполните мои задания. Убегает.

Воспитатель : Ну что дети нам надо выполнить задании. Ведь мы хотим вернуться домой.

Задание 1

Отгадывание загадок.

Незнайка : Сейчас вы будете разгадывать загадки. Тот, кто отгадает загадку, должен найти картинку с отгадкой и прикрепить ее магнитом на доску.

Не зря в квартире он стоит :

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю.

(Стол.)

На нём сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рождения,

Он разместит гостей.

О чём стихотворение,

Ответь ты поскорей.

(Диван.)

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно ставим

Деревянный… (табурет) .

Михаил Потапыч спать

Лёг в большущую… (кровать) .

Задание 2

Сравнение предметов.

– Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель . Но мы не можем выбрать, что лучше : стул или кресло? Нам необходимо сравнить эти два предмета. Сначала скажите мне, чем они похожи? (И на стуле, и в кресле можно сидеть; и у стула, и у кресла есть сиденье, ножки, спинка; и стул, и кресло – это мебель .)

– А теперь скажите, чем они различаются? (У кресла есть подлокотники, а у стула – нет; кресло мягкое, а стул – жёсткий; стул сделан из дерева, а кресло покрыто тканью.)

– А в какие комнаты можно поставить стул? (В кухню, гостиную, спальню.)

– А кресло куда можно поставить? (Только в гостиную.)

Задание 3

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре

(Удар кулачками друг о друга,

Мы посуду перемыли

(Одна ладонь скользит по другой по кругу) .

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку

(Загибать пальчики по одному,

начиная с большого пальца).

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился

(Загибать пальчики по одному, начиная

с большого пальца,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали

(Удар кулачками друг о друга) .

Задание 4

Игра «Расставь мебель » .

Незнайка : Посмотрите внимательно, что оставил нам злой волшебник. Листы бумаги н а них нарисована комната одного мальчика. Вы видите, он стоит и смотрит телевизор. Комната у него серая, и в ней очень мало мебели . Я предлагаю вам помочь мальчику и обставить его комнату красивой мебелью . Вы должны будете выбрать только ту мебель , которую можно поставить в гостиную.

(Дети выполняют групповую работу. Вбегает злой волшебник, благодарит детей, забирает работу и отдает детям «машину времени» и убегает.

Незнайка : Вот теперь мы можем оправиться назад. (Крутит колесо «машины времени» , дети закрывают глаза и под музыкальное сопровождение возвращаются назад. Незнайка прощается с детьми и уходит.)

9. Рефлексия.

Воспитатель :

Ну вот мы и вернулись.

На чем мы сегодня путешествовали?

Кто с нами путешествовал?

Что мы сегодня сравнивали?

Что мы поставили в комнату мальчика?

Как назвать это одним словом?

Анализ работы детей на занятии :

Дети научились делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о жилище человека и мебели , которая окружает его, поддерживать беседу при сравнении предметов, высказывать свою точку зрения; выражать положительные эмоции. Пытались самостоятельно высказывать предложения в решении проблемных ситуаций. У детей наблюдалась активность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности.

Многие историки предполагают, что первые столы были сделаны не из желания прямоходящего человека поесть с комфортом, а из страха. Из страха перед божеством, которое регулярно требует жертв. Жертвоприношения совершать прямо на траве, конечно, можно, но, скорее всего, это было бы неугодно божеству. А потому жертвы приносились на специальных столах - жертвенниках (рис. 1).

И лишь потом эта действительно удобная конструкция робко вошла в человеческое жилище.

Древние столы и их современные аналоги

Первые известные нам столы были найдены в Египте. Уже в III тысячелетии можно встретить рельефы с изображением столов, ломящихся яствами (рис. 2).

Правящая элита Египта была образована и привередлива в бытовом плане. Поэтому именно египтянам пришло в голову разделить столы по предназначению: рабочий и обеденный. Рабочий нередко был простой доской, которую могли просто класть себе на колени или использовать складные ножки.

Кстати, сегодня мы часто пользуемся точно такими же столиками, когда хотим совместить приятное с приятным: полежать на диване с ноутбуком. Купить рабочий столик (рис. 3) по древнеегипетскому образцу можно от 600 рублей.

Обеденный стол, как это видно выше, был высоким, каменным, на одной ножке.
Дизайн такого стола оказался наиболее жизнеспособным и следовал за человечеством тысячелетия. Сегодня его перерождение в дереве, металле, пластике и том же камне можно наблюдать в любом мебельном магазине.

Предвестники европейского дизайна

Благодаря большим любителям кулинарных изысков и пиршеств - грекам и римлянам - стол стал центром помещения и превратился в культ. Жители этих двух цивилизаций положили начало не только столу, но и европейскому дизайну в целом.

Судить о том, какая мебель была у греков мы можем, к сожалению, только по сохранившимся рельефам и вазописи (рис.4). Римляне, захватив Элладу,
переняли у греков многое, но и от многого решили избавиться.


Рис. 4. Источник: stravaganzastravaganza.blogspot.lu

Столики были мобильные и легкие, их часто переносили с места на место. Древние греки явно предпочитали 3 ножки 4-м, и это просматривается на всем пути развития их цивилизации. Трехногий стол тоже можно встретить в современном интерьере, но все же гораздо реже, чем его одноногого сородича из Египта.

Столы изготавливали чаще всего из дерева, но также использовали бронзу и мрамор.

Стол в Европе

Развитие знакомого нам большого тяжелого и прямоугольного стола (рис.5) связано с появлением европейских государств. Такая форма отлично подходила под патриархальное и монархическое мировоззрение средневековой Европы.
Глава рода (или государства) - во главе стола. Далее - по нисходящей: от приближенных персон до незначительных.

Рис. 5. Источник: http://appuesta.me

Грубоватый облик стола оказался простым и удобным. Сегодня такие образцы мы встречаем почти в каждом доме, только в более легкой и современной версии. Хотя, владельцы больших домов могут позволить себе почти что средневековую реплику - стол из массива дерева. Будет стоить такое удовольствие от 20 до нескольких сотен тысяч рублей, в зависимости от породы древесины.

В Древней Руси стол занимал не менее почетное место, был центром помещения, и не важно - княжеских палат или крестьянской избы. Если европейское слово “стол” (table, tabla и т.д.) происходит от латинского “tabula”, то наше не имеет к нему отношения. В словаре Даля говорится, что оно произошло от древнерусского глагола "стлать" (стелить). Столом называли не просто стол, за которым едят, но и княжеский престол (отсюда: стольный град, столица).
И неудивительно, что столы на Руси были известны уже с самого начала развития государства - с X века.

Вернемся в Европу.
Ренессанс во главе с итальянскими мастерами вернул человечеству круглый стол. Это был своего рода символ демократии - нет ни начала стола, ни его конца, нет ни главы, ни смиренных домочадцев. Каждый из сидящих легко мог наблюдать за всеми собеседниками. Это создавало более непринужденную, интимную обстановку.

В XVI веке уже была широко распространена лесопилка, а потому мебельщики в больших масштабах повторяли античные формы: ножки были прямые, скрещенные, изогнутые или в форме лап.

Но и прямоугольные столы продолжали жить да поживать, мало изменяясь и успешно преодолевая все этапы развития дизайна. На знаменитой фреске Леонардо да Винчи “Тайная вечеря” (рис.6) можно наблюдать именно такой стол - с традиционно скрещенными ножками, и заботливо покрытый скатертью.

Рис. 6. Источник: ru.wikipedia.org

Возрождение стало точкой отсчета появления самых разных видов столов. В XVI-XVII веках началось распространение и культивация кофе, а значит на свет появился кофейный столик. Во дворцах и особняках устраивали рабочие кабинеты, а потому нужен был особенный письменный стол, подходящий под стать владельцу: декорированный резьбой, со множеством ящиков и тайников.

XVIII-XIX века - расцвет самых разных настольных игр от карт и знакомых нам “ходилок” до бильярда. И конечно, появились новые столы - игровые. Постепенно на свет появляются новые разновидности туалетных столиков, сервировочных столов и жардиньерок - для комнатных растений. Основным материалом так и остается древесина.

Начало ХХ века: революция не только политическая


Текучие и будто ожившие формы модерна в начале ХХ века по сути ничего в столе не изменили. Он оставался опорой на 1 или 4 ножках. Материал, из которого делали мебель, играл не столько практическую роль, сколько декоративную: формы обыгрывались за счет стекла, металла, дерева, мозаики и инкрустации.

А вот эпоха авангарда, слияние искусства и индустриализации расширили само понятие стола. Городская ускоренная жизнь вынудила дизайнеров и инженеров создать множество его разновидностей. Сегодня мы насчитываем их более 20 видов: от детского и туалетного до шахматного и компьютерного, который, кстати, еле поспевает за развитием гаджетов.

Постреволюционный конструктивизм и немецкий функционализм - родоначальник скандинавского стиля - привели к упрощению и “сухости” форм. От стола осталась одна идея, функция, которую он несет. «Форма должна подчиняться функции» таков был девиз дизайнеров 1920-х годов, времени, когда послевоенный мир буквально перевернулся с ног на голову.

В ход идут металл, стекло, местные породы древесины. Со второй половины ХХ века в советской России начинают работать с ДСП, который в Европе уже использовался с 1930-х годов.


Благодаря модернизму и функционализму с его столпами - датскими дизайнерами Хансем Вагнером, Арне Якобсеном, Поулем Хеннингсеном и французом Ле Корбюзье, у нас есть легкая, практичная мебель.

Сегодняшний стол - это чаще всего предмет, который легко переставить с места на место, продать или даже… спрятать.
Ну или превратить во что-то другое.


Столы-трансформеры

Разве раньше люди ютились на нескольких десятках квадратных метров в бетонных стенах? Нет. Поэтому кажется, что идея трансформировать мебель, сделать ее меньше, тоньше или незаметнее - очень современная.
Но это не так.
Слишком громоздкие предметы мешали даже аристократам в эпоху королей и императоров. Поэтому мебельщики изобрели способ сделать из большого стола маленький.

Стол-гармошка или кончертина (concertina) - раскладной стол, который придумали в начале XVIII века в Англии. В сложенном виде он использовался в качестве чайного или карточного столика. Складывался и раскладывался он, действительно, по принципу растягивания мехов гармошки:

Рис. 11. Источник: antiques.com

Но самой интересной моделью, пожалуй, был знаменитый уилкинсоновский стол (рис.12). В конце XVIII века английский краснодеревщик Уилкинсон запатентовал новый раздвижной механизм, который работал по типу ножниц. Количество ножек оставалось прежним, а вот рабочая поверхность увеличивалась.
Благодаря такому механизму из простого журнального столика мог получится полноценный обеденный стол длиной в 3,6 метров.


Рис. 12. Источник: livejournal.com

В это же время появился телескопический механизм, который раздвигался по принципу оптического прибора.

Это три базовых типа трансформирования, которые заложили основу современного складного стола.

Сегодня в мебельных магазинах можно найти 6 типов раздвижных столов:

1. Стол-книжка - простая откидная конструкция, знакомая многим, выросшим в советских квартирах.

Рис.13. Источник: мебель96.com

2. Жалюзийный механизм - стол с двумя боковыми выдвижными плоскостями.

Рис.14. Источник: mebelminsk.by

3. Стол с автоматическим механизмом - имеет две дополнительные плоскости, которые спрятаны под основной столешницей. Пока вы выдвигаете одну - вторая выдвигается автоматически. Просто и быстро. Но и недешево. Такой вид трансформации часто используют для стеклянных столов.

Рис.15. Источник: farmvilles.com

4. Поворотный механизм. Чтобы раздвинуть такой стол, нужно развернуть столешницу и разложить ее.

Рис.16.

Сегодня расскажу о традициях и правилах поведения за столом в X – XVII веках. То есть, до активного проникновения на Русь европейских традиций.

Каждому свое место за столом

Столы для трапезы обычно ставили не посредине комнаты, а придвигали к стене к лавкам, где у каждого члена семьи было свое место.

На Руси всегда строго соблюдали за столом старшинство.

В переднем углу, у «верхнего» конца стола, под образами, сидел хозяин.

По правую руку от него – старший сын или младший брат. Чем дальше от хозяина, тем менее престижное считалось место

Места на лавках вдоль стены считались мужскими, а на приставных лавках располагались женщины.

Женщины в допетровское время за общий стол, когда собиралось много гостей, не садились: они подавали кушанья, а сами трапезничали позже.

Домострой: «Когда позовут тебя на пир, не садись на почетное место. – Вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: “Уступи место!” – и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь, войдя, на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: “Друже, сядь выше!“– тогда почтут тебя остальные гости. Так и всякий, кто возносится – смирится, а смиренный вознесется».

Приглашения

Без приглашения в гости не ходили («незваный гость хуже татарина»). Приглашения на пир передавались лично или через слуг, специально для этого посылаемых.

Принимать приглашение с первого раза считалось дурным тоном («по первому зову в гости не ездят»), так же, как и приходить первыми.

Начало трапезы

Пока семья и гости собираются, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.

Прежде чем садиться за стол, обязательно мыли руки, глава семьи произносил благодарственную молитву, и только потом можно было начинать трапезу.

Русский человек за столом должен был вести себя так же чинно, как в церкви. Накрытый стол у русских олицетворялся с ладонью Божьей. Ни в коем случае не ругали еду, какая бы она не была, это считалось богохульством. Считалось, что Бог подает еду и ее надо чтить.


Поведение за столом

Документ того времени о правилах поступления за столом.

ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО.

Как молодой отрок должен поступать, когда он с другими в застолье сидит

Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то приведи себя в порядок по следующему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, не являйся, будто бы они бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый с блюда.

Не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь, первый не пей, будь воздержен и избегай пьянства.

Пей и ешь, не больше, чем тебе требуется, в меру, с блюда бери последним, когда что-то тебе предложат, то возьми часть из этого, прочее отдай другому и возблагодари его.

Руки твои пусть не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.

Когда нужно выпить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пей, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Зубов ножом не чисти, но зубочисткой, и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба, приложив к груди, не режь, ешь, что пред тобой лежит, а остальное не хватай.

Ежели кому-то положить хочешь что-то, не хватай перстами, как некоторые народы ныне привыкли.

Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

Не проглотив куска, не говори, ибо так делают крестьяне.

Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже.

Когда ешь яйцо, отрежь сперва хлеба и смотри, чтобы при этом не вытекло, и ешь быстро, яичной скорлупы на разбивай, и пока ешь яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

Когда перестанешь есть, возблагодари Бога, умой руки и лицо и выполощи рот.


Завершение трапезы на Руси

Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с добрым словом благодарности.

«Ломать стол» - вставать вразнобой – считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие.



Рекомендуем почитать

Наверх