Нод по рисованию зимующие птицы. Конспект занятия по рисованию в средней группе «Сказочная птица

Профессионалы 23.09.2019
Профессионалы

Конспект НОД по познанию

по теме «Зимующие птицы».

Программное содержание : Уточнить и расширить представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»; формировать представление о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
Расширять знания детей о птицах родного края.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.

Воспитатель: Слышите, Сорока стрекочет, что-то сообщить нам хочет. Сорока очень болтливая.

Сорока: Сегодня была в лесу. Почему - то одни птицы улетели, а другие остались, что к чему, не пойму?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как Сорока расстроилась. Она не поймет, что случилось в лесу. Почему одни птицы улетели, а другие остались.

Что же делать, как нам помочь Сороке?

Дети: Надо всем отправится в лес, и помочь Сороке разобраться.

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу.

Основными правилами являются

    Нельзя разводить костер

    Нельзя разорять гнезда птиц встречающихся на пути

    Не оставлять мусор после себя

    Не ломать ветви деревьев и кустарников

    Не трогать и не причинять вреда встретившимся в лесу животным.

    Нельзя брать детенышей животных домой.

    Не шуми в лесу.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

2.Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка «Голоса птиц».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Внимательно прислушайтесь к звукам и скажите, что вы услышали в зимнем лесу?

Воспитатель: Это нас птицы встречают.

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

На улице стало холодно. Некоторые птицы улетели в тёплые края. Вспомните, какие птицы улетели? Как вы думаете, почему? Как называют таких птиц? Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетные. Они собираются стаями и улетают в теплые края.
3. Воспитатель : Сегодня мы поговорим о птицах, которые никуда не улетают, а остаются зимовать с нами. Какое время года сейчас? (Зима). Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?

Дети: Таких птиц называют – зимующие.

Воспитатель: С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай с полей убрали, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят.

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки :
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей.

Чтение стихотворения про воробья. Настя Р.

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.

Послушайте следующую загадку:

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка.

Чтение стихотворения про синичку. Саша К.

Маленькая птичка –

Жёлтогрудая синичка,

По двору гуляет,

Крохи собирает.

Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень, подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.

А вот ещё одна загадка:

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)

Физкультминутка «Снегири»

1. Вот на ветках посмотри

В красных майках снегири

Руками хлопают себя по бокам. Показывают грудки

2. Распустили перышки

Руки слегка в стороны

3. Греются на солнышке

Шевелят пальчиками

4. Головой вертят, вертят

Повороты головой вправо, влево

5. Улететь они хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

Бегут по кругу взмахивая руками.

Чтение стихотворения про Снегиря. Кристина И.

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют.

Воспитатель: Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.

Послушайте следующую загадку

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья - хрипловатая. (Ворона)

Чтение стихотворения про Ворону. Нелли И.

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

Что за птица сидит? (ворона)

Давайте рассмотрим её:

Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

Какие у неё крылья? (большие)

А лапки? (сильные, цепкие)

Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

Как они кричат?

Чем питаются вороны?

Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.

Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Поставить на стол кормушку и разложить на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом)

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием!

Индивидуальная работа

Д/игра « Чем угостить птиц зимой?»

(Обвести в круг корм, которые едят птицы).

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику .)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело на дерево.

Д/игра: «Каких птиц много на дереве?»

На дереве много...синиц,

На дереве много...воробьев,

На дереве много...ворон,

На дереве много...снегирей.

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель раздает маски птицы.

Дети под музыку, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексия: Ребята! Как вы думаете, Сорока, поняла, что случилось в лесу? Каких же птиц называют зимующие?
Назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Братский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности)
с использованием нетрадиционной техники рисования
-2419353270250 «Зимующие птицы»

Разработала и провела:
воспитатель средней группы
Березюк Ирина Владимировна
Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему: «Зимующие птицы».
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.
Форма организации: групповая.
Цель: Формировать обобщённые представление детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные. Учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать кисточкой голову и клюв. Формировать умение различать птиц по существенным признакам и классифицировать их на зимующих и перелётных.
Развивающие. Развивать эстетический вкус, воображение, логическое мышление, зрительную память.
Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки.
Материалы и оборудование:
Краска гуашь, фон для изображения птицы (А4 формата), кисточки, подставки для кисточек, тряпочки, влажные салфетки, стаканы с водой, картинки с изображением птиц(воробей, ласточка, синица, дятел, снегирь, сова)
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами, чтение произведений, заучивание стихов, беседы о зимующих птицах, дидактические игры, отгадывание загадок.Словарная работа:Зимующие, перелётные, снегирь, воробей, синица, ворона.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.Сюрпизный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром возле двери, я нашла письмо. Это письмо от лесного
гнома, послушайте, что он пишет:
«Здравствуйте, детишки! Решил написать вам письмо, а то мне в лесу зимой так скучно. Не слышно птичьих голосов, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Может вы знаете, в чём дело?».
2.Введение в тему занятия.
Воспитатель. Когда начинают морозы, куда исчезают многие птицы?
Дети. Улетают в тёплые края.
Воспитатель. А как называются птицы, которые улетают на юг?
Дети. Перелётные.
Воспитатель. Правильно, а те которые остаются у нас зимовать?
Дети. Зимующие.
Воспитатель. Молодцы.
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети. Да.
Воспитатель. Это хорошо, потому что лесной гномик не только написал нам письмо, но и приготовил для вас интересные загадки.
Загадки о птицах.
При ответе детей, воспитатель выставляет на доску картинку с изображением названной птицы.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка, полоска шарфика. (Синица)
Воспитатель. А чем питаются синицы?
Дети. Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое лакомство-сало.
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. {Дятел)
Воспитатель. А чем питается дятел?
Дети. Дятел питается, в основном насекомыми. Зимой- семенами сосны и ели.
Воспитатель. А как его называют?
Дети. Санитаром леса.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Воспитатель. Чем питается снегирь?
Дети. Питается снегирь семенами, почками и ягодами рябины.
Воспитатель. Правильно, кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.
Маленький мальчишка
В сером армячишке По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует -
Коноплю ворует. (Воробей)
Воспитатель. А что мы знаем о воробьях. Чем они питаются?
Дети. Воробьи питаются зёрнышками, крошками хлеба.
Воспитатель. Воробьи –всеядные птицы, они питаются не только зёрнышками и крошками хлеба,они с большим удовольствием склюют кусочек сыра или варёной колбасы, готовую кашу.
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова)
Воспитатель. А чем питаются зимой совы?
Дети.. Зимой они питаются мышами и мелкими птицами.
Воспитатель. Все совы – хищники.
Она под крышами живёт, Гнездо своё из глины вьёт, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В чёрном фраке лапочка, А зовётся?…..(Ласточка)
Воспитатель. Молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите внимательно, какая птичка лишняя и почему?
Дети. Лишняя -ласточка, потому что она перелётная птица.
Дыхательная гимнастика.
Руки-крылья поднимаем
Через носик мы вдыхаем
Руки-крылья опускаем
Через клювик выдыхаем.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Перед детьми картинки с изображением птиц: синица, дятел воробей, ласточка, сова, снегирь. Даётся сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна картинка или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, с изображением какой птицы не стало картинки.
Пальчиковая игра «Воробьи»
Воробьи – воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить? Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.
Шевелят выпрямленными пальцами рук.
Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.
Подуть на раскрытые ладони.
Погладить тыльные стороны рук поочерёдно.
Хлопки в ладоши.
Потереть ладоши друг о друга
Методика выполнения работы.
А сейчас и мы с вами будем рисовать необычным способом зимующих птичек, а именно – ладошкой.
(Сначала показывает воспитатель, а потом выполняют дети.)
Перед тем как рисовать, вы должны хорошо подумать, какую бы вы хотели нарисовать зимующую птицу (снегиря, синичку или воробья). Для того, чтобы нарисовать воробья нам понадобиться какая краска?
Дети. Коричневого цвета.
Воспитатель. Правильно. А если мы захотим нарисовать синичку?
Дети. Жёлтого и зелёного.
Воспитатель. А кто захочет нарисовать снегиря, тому понадобиться краска…
Дети. Красного и чёрного.
Воспитатель. И так, те дети, которые решили нарисовать синичку.
Берем кисточку в руки и намазываем все пальцы и половину ладошки чёрной краской, остальную половину – красной. А теперь посадите свою птичку в самый центр листа. Для этого вы должны раскрыть широко свои пальчики и приложить ладошку к листу бумаги. Прижали крепко-крепко и резко подняли вверх. Вот и получились птички (вытерли руки влажными салфетками). Дорисуем голову и клюв. Голова какой формы?
Дети. Круглая.
Воспитатель. Правильно. Мы возьмём кисточку и обмакнём её в чёрную краску. Нарисуем круг. Закрасим его, оставив небольшое белое круглое пятно для глаза. И клювик. Вот какой красивый снегирь получился. Кто захочет нарисовать синичку, то наносят на все пальцы и половину ладошки зелёную краску, остальную половину-жёлтой. Дорисовываете голову круглой формы и клювик. Ну а те ребята, которые решили нарисовать воробья,наносят на всю ладошку коричневую краску и дорисовывают голову, клювик.
Самостоятельная деятельность детей.
3.Итог занятия.
Что мы делали на занятии? (Рисовали птиц).
Каким способом вы рисовали своих птиц? (Ладошкой) .Каких птиц вы нарисовали? (Снегирей, синичек, воробьёв).
Интернет сайты:
1.rutvet. ru.
2.nspotal. ru.

Актуальность . Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края и её обитателям - одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Для решения задач я использую благоприятные условия: интересный и доступный материал для детей дошкольного возраста. Дети получили возможность другими глазами посмотреть на зимующих птиц своего края, осознать значимость их охраны, бережного отношения к ним.

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) «Зимующие птицы нашего края» (в рамках проекта «Зимующие птицы»)

Направление: Познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: Познание

Интеграция : Коммуникация

Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Программное содержание : Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь для этого элементами предметной модели. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Предварительная работа : Наблюдение за птицами на кормушке и на деревьях. Чтение произведений. Заучивание стихов. Беседы.

Оборудование : Музыкальное произведение Вивальди «Зима», записи «пение птиц». Предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, план-схема, наборы цветных кружков в соответствии с окраской оперения птиц, простые карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Звучит музыка «Времена года», «Зима».

Вышел на просторы погулять мороз,

Белые узоры в косах у берёз.

Снежные тропинки, голые кусты

Падают снежинки тихо с высоты

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стайкой снегири.

(авт. Е. Авдиенко)

О каком времени года написано это стихотворение? (зима)

Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной.

И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в зимний парк, который может подарить вам интересные встречи.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке.

Дети подходят к иллюстрациям с изображением птиц.

«Чтоб лес открыть, нужна не прыть,

Нужны глаза и уши

Мои ключи: Смотри, молчи,

И примечай, и слушай!»

Загадка:

Выпал снег, но эта птица вовсе снега не боится

Эту птицу мы зовём красногрудым… (снегирём)

Рассказ воспитателя:

Снегирь - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это мало подвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают.

Стихотворение (читает ребёнок):

Побелело за окошком,

Всё в снегу, какая ширь.

Как румяная матрёшка - на крыльце живой снегирь.

Снегирей в окно увидишь:

Здравствуй, милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйдешь

Дай им спелых зёрен горсть.

Что за птица на дереве сидит? (ворона)

Давайте рассмотрим её:

Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

Какие у неё крылья? (большие)

А лапки? (сильные, цепкие)

Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

Как они кричат?

Чем питаются вороны?

Стихотворение:

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

Примета: Зимой вороны летают стаей и кричат. (Это к непогоде, ветру и снегу).

А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.

Дети подходят к панно с изображением воробьёв и синиц.

Вот воришки - воробьи

И озорницы - синицы.

Давайте их рассмотрим.

Какие по размеру эти птицы?

Из каких частей состоит туловище птицы?

Какого цвета оперение у воробья? У синички?

Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)

А у синички? (маленький, но остренький)

Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

Чем питаются воробьи и синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

Стихотворение:

«Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей-

Киньте крошку воробью-

Я вам песенку спою

Чик - чирик!»

Народная примета:

«Воробьи дружно расчирикались - к теплу».

Стихотворение:

Ты с модницей этой

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится.

Всё хвастает, синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится синица.

Дети, как живётся птичкам зимой? (холодно, голодно)

Какую помощь мы оказываем птичкам? (делаем кормушки и подкармливаем птиц)

Показ кормушки.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть выставку кормушек, которую для вас подготовили родители.

Экскурсия по выставке кормушек.

Стихотворения (по выбору педагога): «Холодно воробушке», «Письма», «Столовая для птиц»

А сейчас я предлагаю вам взять трафарет птички и подобрать соответствующую фигуру и зарисовать её. А раскрасите птичку необычно - штриховкой. Спрячем птичек от холода.

Включить музыку. Дети выполняют штриховку.

Итог:

А сейчас давайте вспомним, каких птиц мы встретили? (ворон, снегирей, синиц, воробьёв)

Дети, посмотрите на схему и расположите кружки по цвету птиц.

Сюрпризный момент: Птички приготовили вам сюрприз, они прислали вам фотографии.

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Сарапулова Анна Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 92», г. Березники, Пермский край.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы...
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.


Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Полина, каких птиц мы называет зимующие?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Семён, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: Юля, что ты узнала интересного на занятии? (Что тебя удивило?)
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Братский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности)

с использованием нетрадиционной техники рисования

«Зимующие птицы»

Разработала и провела:

воспитатель средней группы

Березюк Ирина Владимировна

Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему: «Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей:

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Физическое развитие

Форма проведения : непосредственно образовательная деятельность.

Форма организации: групповая.

Цель: Формировать обобщённые представление детей о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные. Учить детей располагать изображение по центру бумаги и дорисовывать кисточкой голову и клюв. Формировать умениеразличать птиц по существенным признакам и классифицировать их на зимующих и перелётных.

Развивающие. Развивать эстетический вкус, воображение, логическое мышление, зрительную память.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – оттиском ладошки.

Материалы и оборудование:

Краска гуашь, фон для изображения птицы (А4 формата), кисточки, подставки для кисточек, тряпочки, влажные салфетки, стаканы с водой, картинки с изображением птиц(воробей, ласточка, синица, дятел, снегирь, сова)

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами, чтение произведений, заучивание стихов, беседы о зимующих птицах, дидактические игры, отгадывание загадок.
Словарная работа:

Зимующие, перелётные, снегирь, воробей, синица, ворона.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1.Сюрпизный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром возле двери, я нашла письмо. Это письмо от лесного

гнома, послушайте, что он пишет:

«Здравствуйте, детишки! Решил написать вам письмо, а то мне в лесу зимой так скучно. Не слышно птичьих голосов, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Может вы знаете, в чём дело?».

2.Введение в тему занятия.

Воспитатель. Когда начинают морозы, куда исчезают многие птицы?

Дети. Улетают в тёплые края.

Воспитатель. А как называются птицы, которые улетают на юг?

Дети. Перелётные.

Воспитатель. Правильно, а те которые остаются у нас зимовать?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Молодцы.

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети . Да.

Воспитатель . Это хорошо, потому что лесной гномик не только написал нам письмо, но и приготовил для вас интересные загадки.

Загадки о птицах.

При ответе детей, воспитатель выставляет на доску картинку с изображением названной птицы.

    Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, полоска шарфика . (Синица)

Воспитатель. А чем питаются синицы?

Дети. Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое лакомство-сало.

    Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. {Дятел)

Воспитатель . А чем питается дятел?

Дети. Дятел питается , в основном насекомыми . Зимой - семенами сосны и ели.

Воспитатель. А как его называют?

Дети. Санитаром леса.

    Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Воспитатель. Чем питается снегирь?

Дети. Питается снегирь семенами, почками и ягодами рябины.

Воспитатель. Правильно, кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.

    Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует -

Коноплю ворует. (Воробей)

Воспитатель. А что мы знаем о воробьях. Чем они питаются?

Дети. Воробьи питаются зёрнышками, крошками хлеба.

Воспитатель. Воробьи –всеядные птицы, они питаются не только зёрнышками и крошками хлеба,они с большим удовольствием склюют кусочек сыра или варёной колбасы, готовую кашу.

    Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (Сова)

Воспитатель. А чем питаются зимой совы?

Дети. . Зимой они питаются мышами и мелкими птицами.

Воспитатель . Все совы – хищники.

    Она под крышами живёт,
    Гнездо своё из глины вьёт,
    Целый день суетится,
    На землю не садится,
    Высоко в облаках летает,
    Мошек на лету поедает,
    В чёрном фраке лапочка,
    А зовётся?…..(Ласточка)

Воспитатель . Молодцы, все загадки отгадали. Посмотрите внимательно, какая птичка лишняя и почему?

Дети . Лишняя -ласточка, потому что она перелётная птица.

Дыхательная гимнастика.

Руки-крылья поднимаем

Через носик мы вдыхаем

Руки-крылья опускаем

Через клювик выдыхаем.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Перед детьми картинки с изображением птиц: синица, дятел воробей, ласточка, сова, снегирь. Даётся сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирается одна картинка или меняются местами. Открыв глаза, дети должны угадать, с изображением какой птицы не стало картинки.

Пальчиковая игра «Воробьи»

Воробьи – воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.

Шевелят выпрямленными пальцами рук.

Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.

Подуть на раскрытые ладони.

Погладить тыльные стороны рук поочерёдно.

Хлопки в ладоши.

Потереть ладоши друг о друга

Методика выполнения работы.

А сейчас и мы с вами будем рисовать необычным способом зимующих птичек, а именно – ладошкой.

(Сначала показывает воспитатель, а потом выполняют дети.)

Перед тем как рисовать, вы должны хорошо подумать, какую бы вы хотели нарисовать зимующую птицу (снегиря, синичку или воробья). Для того, чтобы нарисовать воробья нам понадобиться какая краска?

Дети. Коричневого цвета.

Воспитатель . Правильно. А если мы захотим нарисовать синичку?

Дети . Жёлтого и зелёного.

Воспитатель. А кто захочет нарисовать снегиря, тому понадобиться краска…

Дети. Красного и чёрного.

Воспитатель. И так, те дети, которые решили нарисовать синичку.

Берем кисточку в руки и намазываем все пальцы и половину ладошки чёрной краской, остальную половину – красной. А теперь посадите свою птичку в самый центр листа. Для этого вы должны раскрыть широко свои пальчики и приложить ладошку к листу бумаги. Прижали крепко-крепко и резко подняли вверх. Вот и получились птички (вытерли руки влажными салфетками). Дорисуем голову и клюв. Голова какой формы?

Дети. Круглая.

Воспитатель. Правильно. Мы возьмём кисточку и обмакнём её в чёрную краску. Нарисуем круг. Закрасим его, оставив небольшое белое круглое пятно для глаза. И клювик. Вот какой красивый снегирь получился. Кто захочет нарисовать синичку, то наносят на все пальцы и половину ладошки зелёную краску, остальную половину-жёлтой. Дорисовываете голову круглой формы и клювик. Ну а те ребята, которые решили нарисовать воробья,наносят на всю ладошку коричневую краску и дорисовывают голову, клювик.

Самостоятельная деятельность детей.

3.Итог занятия.

Что мы делали на занятии? (Рисовали птиц).

Каким способом вы рисовали своих птиц? (Ладошкой) .

Каких птиц вы нарисовали? (Снегирей, синичек, воробьёв).

Интернет сайты:

1.rutvet . ru .

2.nspotal . ru .



Рекомендуем почитать

Наверх