История космонавтики, первые полеты в космос. Кто летал в космос до Гагарина. Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе

Мебель и интерьеры 28.09.2019
Мебель и интерьеры

Середина ХХ века знаменовалось важнейшим событием в истории человечества – произошел полет первого человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин - лётчик-космонавт СССР открыл в космонавтике новую эру.

Биографические данные Гагарина

Будущий космонавт появился на свет 9 марта 1934 г. в деревушке Клушино в крестьянской семье. В этом селе прошло его детство. Здесь же он пошел в школу, но учеба вскоре прервалась из-за вторжения в Клушино немецких войск.

Вскоре семья переезжает в Гжатск. Юрий через некоторое время поступает в ремесленное училище и с отличием его заканчивает по специальности формовщик-литейщик. В 1951 году он поступает в индустриальный техникум в Саратове, который заканчивает также с отличием. Одновременно с учебой он записывается в Саратовский аэроклуб и добивается значительных успехов. Вскоре Юрий на самолете осуществляет первый самостоятельный полёт. Так начинается его карьера летчика. В 1955 году он служит в Ворошиловском истребительном авиационном полку.

Учился Юрий на отлично, единственной проблемой была посадка самолета. У него не получалось грамотно приземляться. Было решено о его отчислении. Но скоро выяснилась причина, создающую проблему с посадкой самолета. Это был маленький рост летчика, из-за которого угол обзора менялся, а также уменьшалось чувство земли. После установления толстой подкладки под Юрия, он успешно справился с посадкой самолета. В 1957 году. Гагарин с отличием заканчивает училище. А спустя 2 года получает звание старшего лейтенанта.

Как проходил выбор кандидата

В этот период в военно-воздушных силах СССР проводили отбор и подготовку будущих космонавтов. 9 декабря 1959 г. Юрий Гагарин подал рапорт о зачислении его в группу кандидатов. Спустя неделю летчика-истребителя специально вызывают в Москву, чтобы пройти всестороннее медицинское обследование. В начале 1960 года была проведена еще одна специальная медкомиссия, после которой Юрия Гагарина признали годным для космического полёта.

Выбор кандидатов проводил Сергей Королёв, являющийся советским ученым, инженером конструктором, а также основоположником практической космонавтики. Отбор совершали из военных летчиков-истребителей. Всего было избрано 20 человек.

Выбор осуществлялся по конкретным физическим данным:

  • пол – мужской;
  • вес – 72 кг;
  • рост – 170 см;
  • возраст – до 30 лет.

Они были необходимы для космонавтов, поскольку у корабля «Восток» кабина имела такое строение, что в нее мог вместиться только человек, который обладал вышеперечисленными данными. А также претендент должен был быть:

  • психически здоровым;
  • с хорошей физической подготовкой;
  • коммунистом.

После окончательного отбора осталось шесть человек, претендующих на полет в космос. 1961 год знаменуется принятием на заседании ГК окончательного решения в выборе космонавта. Им стал Юрий Гагарин, а в качестве его дублера был выбран Герман Титов.

Особенности космического корабля «Восток-1»

Полёт первого человека в космос должен был осуществиться на корабле «Восток-1», состоявший из 2 частей:

  • кабины с наличием системы обеспечения жизнедеятельности;
  • отсека с тормозным двигателем и приборами.

Кресло, находящееся в кабине было также местом хранения:

  • рацией;
  • медикаментов;
  • продовольствия;
  • спасательной лодки (если посадка произойдет на воду).

Космический корабль был снаружи был покрыт специальной тепловой защитой, так как проходя плотность слоев атмосферы, он очень сильно нагревался. Для иллюминаторов использовалось жаропрочное стекло.

Сам процесс управления кораблем был полностью автоматизирован, т. е. космонавт был пассажиром. Но Гагарин получил также и секретный код, позволяющий активизировать ручное управление в случае необходимости. Однако это было возможно лишь в том случае, если космонавт мог решить математическую задачу. Она была записана на листке и запечатана в конверт. Справившись с ней, летчик получал код.

Все эти меры предосторожности были связаны с тем, что реакция человеческой психики в космосе еще не была известна. На случай, если космонавт окажется на грани помешательства (предполагался и такой момент), то он не сможет перейти на ручное управление и повредить оборудование.

Первый полет в космос

Сергей Королёв торопился осуществить первый запуск в космос, поскольку были получены данные свидетельствующие о том, что американцы тоже собираются отправить человека в космос. У них это событие было намечено на 20 апреля 1961 года.

Перед полетом, за два дня, Юрий Гагарин написал прощальное письмо своей супруге, так как не было гарантии его точного возвращения. Письмо передали жене спустя 7 лет после смерти космонавта, в 1968 году. Он разбился на самолете, выполняя тренировочный полет.

За один день до вылета ракеты, Гагарина, одетого в скафандр с креслом, вместе повторно взвесили. Выяснилось, что произошел перевес на целых 14 кг. В срочном порядке, за одну оставшуюся до вылета ночь, разработали и провели работы по ликвидации лишнего веса, чтобы облегчить космический корабль. В действия были включены обрезка кабелей важных датчиков температуры и давления, которые в дальнейшем во время полета привели к некоторым нештатным ситуациям.

12 апреля 1961 года в 09:07(московское время) – происходит знаменательное событие, был совершен 1 полет человека в космос. Из динамика прозвучало слово Гагарина ставшее потом знаменитым, «Поехали». До старта выяснилось, что крышка люка неплотно закрылась после того как летчик прошел через нее в кабину. Эта неисправность была ликвидирована оперативными действиями ведущего конструктора «Восток», Ивановским. Он за короткий срок отвернул тридцать гаек с замком, которые запирали люк, поправил прижим крышки и вновь запер люк. Ракета была готова к запуску.

Таким образом, произошел важнейший момент в истории космонавтики, в которой первый полет в космос совершил Юрий Гагарин.

Телевизионная и радиотелеметрическая системы позволяли вести регулярное наблюдение за состоянием здоровья Гагарина, а также за полетом в целом. Система жизнеобеспечения была рассчитана на десять дней.

Когда корабль прошел через плотные атмосферные слои, Юрий Гагарин увидел Землю. Как потом рассказал сам космонавт, его больше всего впечатлил вид горизонта, отделявший очень черное небо от планеты.

За время полета, который продлился 108 минут, «Восток» успел облететь вокруг земного шара всего один раз. Из них всего лишь 89 минут было проведено на орбите, остальное время ушло на взлет корабля и посадку. Максимальная удаленность орбиты «Востока» от поверхности Земли составляла 327 км.

В процессе полета, Гагарин на бортовой магнитофон записывал все что чувствовал и ощущал в процессе полета. А также вел простые эксперименты на орбите: ел, пил и вел записи карандашом. При этом он обнаружил, что последний уплывает. Это навело пилота на мысль, что в космосе предметы желательно привязывать.

Возвращение на Землю

Когда шла заключительная стадия полета и космический корабль проходил при спуске плотные слои атмосферы, Юрий Гагарин, увидев пламя в иллюминаторе и решив, что загорелся «Восток-1», попрощался с товарищами через радиосвязь. В то время еще не знали, что это естественный процесс, когда происходит при трении защитного жаропрочного покрытия корабля об атмосферу.

Приземление шло по заранее составленному плану. Достигнув высоты 7 км от Земли, Гагарин катапультировался. Космонавт и капсула приземлялись на отдельных парашютах. При катапультировании, в момент, когда должен был отсоединиться воздуховод корабля, случилась неполадка с клапаном скафандра, предназначенный для поступления свежего наружного воздуха. Он сразу не открылся, и космонавт стал задыхаться, но через короткий промежуток времени деталь заработала.

Другой проблемой ситуацией было посадочное место. В тормозной системе произошли некоторые отклонения во время посадки. Это послужило небольшим отклонением корабля «Восток-1» от запланированного курса и если бы Гагарин не имел хороший уровень подготовки, то мог бы оказаться при спуске в ледяных волнах Волги. Он сумел увести от реки парашют двигая стопами. Космонавт удачно осуществил приземление около деревни Смеловка (Саратовская область), в 1,5-2 км от береговой линии, недалеко от корабля. Это произошло в 10 часов 55 минут. Только через час поисковые службы смогли его обнаружить.

Юрию Гагарину - человеку, кто летал в космос было присвоено звание майора, «Герой Советского Союза», «Летчик-космонавт СССР». Он стал человеком, который смог побывать впервые в космосе и рассказать об этой еще неизведанной атмосфере.

Это позволило провести:

  1. Испытание системы корабля.
  2. Изучить влияние невесомости на человеческий организм.
  3. Исследовать воздействие полета на физиологическое и психологическое и физиологическое состояние человека.

Новая эра в космосе

Юрий Гагарин стал, человеком, кто первый открыл космос. В истории навсегда запечатлелось имя того, кто первым летал в космос. После него его продолжали осваивать новые имена.

16 июня 1963 года , ставшей первой женщиной-космонавтом, был осуществлен полет в космос. Она была единственной женщиной, которая совершила одиночный полет, в то время как другие летали только в составе экипажей.

18 марта 1965 года был совершен первый выход человеком, Алексеем Леоновым, в открытый космос. Время нахождения за пределами космического корабля составило 12 минут.

Первые космонавты в космосе положили начало дальнейшим открытиям космического пространства.

Известие о полете первого человека в космос всколыхнуло весь мир. Сегодня каждый на планете знает, что первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года и звали этого космонавта Юрий Гагарин. Это день известен, как международный день космонавтики.

Однако самый первый в мире полет в космос совершили не люди, а животное. Именно им предстояло испытать на себе все сложности космического путешествия, чтобы ученые смогли максимально обезопасить полет человека.

С начала пятидесятых по шестидесятые годы прошлого века ученые провели ряд экспериментов над животными, в которых изучали влияние перегрузок, невесомости и вибрации на живой организм. Первых испытателей не выводили на орбиту. Они летали на ракетах по параболической траектории. Наиболее подходящими кандидатами для таких испытаний стали собаки. Из всех претендентов выбор пал на дворняг, поскольку они были выносливее породистых кандидатов.

Первые собаки в космосе

Первые псы-испытатели не достигли космического пространства. 22 июля 1951 года безродные собаки по кличке Дезик и Цыган совершили первый суборбитальный полет на высоту восемьдесят семь километров семьсот метров. Ракета Р-1В была запущено с космодрома Капустин Яр. Данная миссия прошла успешно и после неё состоялось еще пять запусков с разными собаками.

Другая серия запусков проводилась в 1954-1956 годах. Целью этих миссий было проверка скафандров в условиях разгерметизации корабля. Собака отправляли на высоту в сто десять километров. Большая часть животных перенесла нагрузки хорошо, однако в последующих испытаниях пять собак из двенадцати погибли.

В 1957 году животных впервые запустили на орбиту. Это был год прорыва в космонавтике. Самые первые собаки в космосе должны были испытать условия длительной невесомости, температурных перепадов и перегрузок во время запуска. Первым космонавтом суждено было стать собаке по кличке Лайка. Она приглянулась примерным поведением и приятной внешностью. Собака совершила четыре витка вокруг земли и к сожалению умерла из-за неисправно в системе терморегуляции. Однако Лайка все равно должна была погибнуть, поскольку запуск рассчитывался лишь в один конец.

Белка и Стрелка

Следующим шагом было запуск животных на спускаемом аппарате. Собаки Белка и Стрелка вместе несколькими десятками мышей и двумя крысами стали первыми, кто совершил удачный полет в космосе с возвращением на Землю. 19 августа 1960 года это фактически дата первого полета в космос с удачным исходом для испытуемых животных. Это был большой шаг на пути освоения космоса, ведь собранная во время полета информация стала бесценным материалом для дальнейших исследований.

Другие животные

Однако, помимо собак, в космос отправлялись и другие животные. В суборбитальных и орбитальных полетах в частности участвовали обезьяны, как самые близкие по физиологии к человеку. В США первую обезьяну запустили в космос около 1948 года. Во Франции обезьяну отправили в космос в 1967 году. В СССР обезьян для запусков на орбиту использовали в 1983 и 1996 годах. В первые запуски смертность среди обезьян была довольно высокой.


Кошка Фелисетт

Кроме того, для космических путешествий использовали кошек. Первым суборбитальным космонавтом во Франции стал кот по кличке Феликс. А вот первый орбитальный полет совершила кошка по кличке Фелисетт. Это случилось 18 октября 1963 года. Интересно отметить, что первоначально главным кандидатом на этот полет был назначен кот Феликс, однако незадолго до старта он сбежал и ему пришлось искать замену. Кошку Фелисетт запустили в космос из пустыни Сахара. Ракета поднялась на высоту в двести километров, после чего капсула с кошкой отделилась и на парашюте отправилась обратно за Землю.

первый успешный полет человека в космос, Юрий Гагарин - он сказал «Поехали»

История космонавтики, первые полеты в космос. Кто летал в космос до Гагарина. Первые полеты в Космос - территории холода и невесомости, и мира больших тайн. 12 апреля, официальный праздник космонавтики, в честь первого полета Юрия Гагарина.

12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин, космонавт Советского Союза, совершил первый пилотируемый полет в космос , продолжавшийся 108 минут. Это был огромный успех. Колоссальный шаг в освоении космического пространства.

Это было время великих достижений советских ученых. Советский космонавт Юрий Гагарин совершает пилотируемый полет в космос на орбите Земли! Вся страна ликовала и праздновала!

Так это и запомнилось в истории освоения космоса ….

Полет Ю. Гагарина в космос, был крайне важен для Союза, ведь шла гонка космических завоеваний двух супердержав, СССР и США. И надо было доказать всему Миру, что только в Союзе все самое передовое, и только под управлением компартии вершатся великие дела.

Но прежде чем первый космонавт, совершил исторический полет, в космосе первыми побывали животные. Это известные на весь мир собачки, Белка и Стрелка. Совершившие первый орбитальный полет вокруг Земли, и проведя в условиях невесомости сутки. Но как рассказывает академик Олег Георгиевич Газенко, сотрудник специальной лаборатории Института авиационной медицины ВВС, и они были не первыми кто отправился в космос.

- В 1948 году, перед спецлаборотирией была поставлена задача подготовить собак к полетам в космос. Для этого животных отлавливали на улицах, подбирая по весу 4-5 килограмм. И уже в 1951 году мы вплотную приступили к работе. Это многоуровневые системы подготовки, - привыкание собачек к ношению жилета с датчиками снятия биопараметров.

Приучить их к тесноте кабины корабля, чтобы у животных не было боязни клаустрофобии. Практически всевозможные тесты, которые можно было предвидеть при запуске, и полете ракеты в космосе, конечно кроме условий невесомости. Именно невесомость немало беспокоила ученых, каким будет ее влияние на организм. На этот вопрос и отвечали подопытные животные.

Но до успешного полета Белки и Стрелки, многие вспомнят, что на орбиту в 1957 году отправлялась Лайка. Подготовка к этому полету шла в течении 10 лет. Но искусственный спутник не был оборудован системой спуска на Землю, и собака погибла.

А первыми в космосе побывали собаки Цыган и Дезик, правда на высотной ракете, но полет собак прошел успешно, и они благополучно вернулись на Землю. Вспоминает Олег Георгиевич и собачку Жульку, которая трижды побывала в космосе . Это мало кому известная, беленькая и пушистаягероиня космонавтики . Два раза она успешно стартовала в космос на высотных ракетах. В третий раз, Жулька отправилась на орбиту в декабре 1960 года, на корабле предшественнике корабля Гагарина.

Но в этот раз, на ее долю выпало много опасностей. Из-за сбоев технического оборудования, корабль не достигает орбиты. В этом случае, предписывалось уничтожение корабля. Но снова происходит осечка в работе систем, подрыва корабля не происходит. И спутник падает на Землю, на просторах Сибири, в районе Подкаменной Тунгуски. Два дня, спасательная команда добиралась до упавшего аппарата.

Все это время, Жулька, пережившая все перипетии падения космического аппарата, находилась на морозе, без еды и питья. Но выжила, и затем была «списана» из участников космической программы. Олег Георгиевич пожалел отважную космонавтку, и забрал собачку к себе домой, где Жулька и прожила еще около 14 лет.

Надо сказать, что в космосе побывали не только собаки и мыши, но даже черепахи. Кстати говоря, малоизвестный факт, но именно черепахи были первыми кто совершил облет Луны, на советском аппарате «Зонд-5″. Черепахи благополучно вернулись на Землю, приводнившись в Индийском океане.

А непосредственно перед полетом старшего лейтенанта Гагарина, в космос отправилась собака по имени Звездочка. На старт корабля в марте 1961 года, со Звездочкой на борту, были приглашены все будущие космонавты. Чтобы посмотреть и убедится, развитие космической техники, позволяет человеку совершить благополучный полет в космос. Присутствовал при этом и Юрий Гагарин, успешный полет которого состоялся в апреле.

В этом полете, старший лейтенант Гагарин, произнес известное нескольким поколениям землян слово «Поехали «. Приземлился Гагарин уже будучи майором. Некоторые и сейчас высказывают сомнения, - сам ли Юрий произнес «Поехали «, или это так было «надо». - Но разве это важно для истории космонавтики? Мне думается нет.

Некоторые исследователи, пристально разглядывая историю советской космонавтики, говорят и о других космонавтах. Которые якобы отправлялись в космос до Гагарина, но погибли, при неудачных запусках, сгорая в космических кораблях.

по мнению исследователей, архивные документы, прячут фамилии и лица людей, которые никогда не увидят свет софитов. Это люди, совершившие полеты в космос еще до Гагарина. Это они, были первопроходцами, первыми из людей преодолевавшими силу притяжения Земли.

Но имена первых космонавтов, искавших тропы космических дорог не звучат среди имен космонавтов. Они погибли в космических аппаратах в поисках пути на орбиту. А неудачные запуски космических ракет для истории не нужны, - как и люди. - считают исследователи.

Я конечно сейчас забегу немного вперед, но хочу сразу сказать официальную точку зрения по этому вопросу. Как официальных лиц, так и историков.

Вот что об этом говорил А. Первушин, - «возможно секретность окружавшая космическую программу не слишком оправдана. И породила множество слухов и домыслов. Но в истории советской космонавтики не существует и не существовало скрытых трупов». И называет это «плодом буйной фантазии, порожденной строгим режимом секретности» а так же - » как бы это цинично не прозвучало, но интерес представляло не удачное возвращение космонавта, - это не имело значения, в условиях гонки было главным заявить о собственном приоритете «

Об этом же говорят и историки. Как уже говорилось, в космической гонке с американцами, было очень важно, чтобы первым в космос полетел советский космонавт. В качестве примера, опровергающего неизвестные полеты, приводится документ ЦК КПСС, подписанный за 9 дней до старта Гагарина, - 3 апреля 1961 года. Документ предписывал подготовить два сообщения ТАСС, о запуске пилотируемого корабля.

Одно из них было хвалебное, об успешном запуске советского корабля с пилотом на борту, и великом достижении СССР. Другое сообщение, было о гибели Гагарина. То есть, никакого сокрытия информации, при любом исходе полета и речи не было. Согласно историкам, допущенных к изучению документов, фамилий нередко упоминаемых погибших космонавтов Ледовского, Шиборина, Миткова и Громову, в реальности не существовало, это вымышленные неизвестно кем имена. Во всяком случае, по словам историков, связи со стоящими за этими фамилиями людей не нашлось.

История погибших космонавтов, якобы совершивших первые полеты в космос до Гагарина.

Начать наверно надо с известной фотографии на обложке журнала «Огонек» от октября 1959 года. На изображении пять человек, Качура, Михайлов, Завадовский, Белоконев, Грачев, - испытатели из Института космической медицины. На фотографии они в гермошлемах, - и многие решили что это и есть будущие космонавты. Однако, их фамилии не встречаются среди имен космонавтов. И западная пресса выдвигает версию что они погибли при первых полетах в космос.

Якобы космонавты Грачев и Белоконев, отправились в космос в сентябре 1961 года, с целью совершить облет Луны на двухместном космическом корабле. По версии журналистов(в частности западной прессы) на корабле происходит поломка, и космонавты не могут вернуться. Корабль с космонавтами на борту, потеряв управление, превращается в космического странника, теряясь в холодной глубине космоса. - Трагическая история гибели.

Однако, на тот период, космические технологии не позволяли совершить пилотируемые полеты к Луне. Иначе СССР победила бы США в освоении Луны. Но это не смущает журналистов, главное побольше дыма на территории идеологического противника. Гибель Геннадия Михайлова и вовсе приурочили к неудачному запуску автоматического венерианского зонда. 4 февраля 1961 года, запуск станции был неудачным, из-за аварии в разгонном блоке, автоматическая станция «зависла» на околоземной орбите.

Правда иногда встречаются записи что так погиб Качура. Но станция была беспилотная, полностью автоматическая. Впрочем тут и так все ясно, из названия Института понятно чем занимались упомянутые люди. К тому же, в рамках все того же режима секретности, лица «засветившиеся» на обложках журнала, не могли участвовать в космических полетах.

Но все же есть один случай о неизвестных космонавтах, на который могут указать исследователи темных углов космонавтики. Это Владимир Илюшин, сын известного конструктора, на него указывают как на первого космонавта. Официально, Илюшин угодил в автокатастрофу за несколько месяцев до запуска на орбиту Гагарина.

После излечения на Родине, отправился в Китай, для поправки здоровья с помощью восточной медицины. Его проблемы со здоровьем, тут же засчитали за неудачный полет в космос. Якобы корабль завершая свой полет, совершил неудачную посадку, в которой пострадал космонавт. А в угоду все той же, пресловутой секретности, травмы космонавта официально «записали» как автокатастрофу.

Однако подобная версия не выдерживает критики, мало того что в ней отсутствует логика, так она еще и смешна. Что тут можно скрывать? Даже в этой версии, запуск корабля был успешным, - проще скрыть его трудную посадку - и можно смело сообщать на весь мир о достижениях советских ученых.

Петр Долгов, летчик-испытатель, сгорел в корабле при неудачном запуске в сентябре 1960 года. Да погиб, однако не при старте на орбиту. А два года спустя, в ноябре 1962 года, совершая прыжок с борта стратостата с помощью парашюта. Предположительно погиб проводя испытание новой модели скафандра.

Другие факты, приводимые исследователями альтернативной истории космонавтики, и тайно закопанных погибших космонавтов идентичны. Но потери среди 20 космонавтов «гагаринского» набора были. Это отчисленные из отряда за сопротивление армейскому патрулю в пьяном виде Григорий Н. , Иван А. , и Валентин Ф. (фамилии не указаны исходя из норм этики).

Известно, что Григорий Н. проходя службу на Дальнем Востоке в обычном авиаполку, рассказывал что именно он должен был лететь в космос вместо Гагарина. Правда сослуживцы ему не верили. В 1966 году Григорий погиб, угодив под поезд. Осталось неизвестным, -это было несчастным случаем, самоубийством, или как задаются вопросом исследователи, - его настиг режим секретности.

Еще одна, история гибельных «до гагаринских» запусков, а также и впоследствии погибших космонавтов, рассказана итальянцами, - братьями Кордилья . Начну с технических возможностей братьев. Может быть сейчас инженеры - конструктора и засмеются, но братья Кордилья, в одиночку, пользуясь только фотографиями наземных станций слежения НАСА, смогли собрать собственное устройство. С помощью которого они прослушивали переговоры космонавтов на орбите с ЦУПом.

Это братьям удалось совершить невозможное, в то время как все страны, следи за действиями советских космонавтов пытаясь прослушать эфир, сделать этосмогли только братья Кордилья. В частности, только им удалось услышать, как погибающие космонавты переговариваются с Землей в последние секунды жизни. В прессе, в том числе и по телевидению, историю братьев Кордилья достаточно подробно пересказывают.

Поэтому не будем подробно останавливаться на том, сколько сигналов о бедствии на орбите, криков и стонов погибающих космонавтов зафиксировали итальянцы Кордилья. Но даже человек не знакомый с подробностями устройств спецсвязи, знает, прослушивать канал связи на «закрытой» частоте невозможно, даже обладая трижды суперкомпьютером будущего, «сесть» на прослушку этого канала не получиться. Здесь можно добавить, что работа применяемой спецаппаратуры, разительно отличается от известных сейчас скремблеров(устройство шифрования информации от не авторизованных лиц).

Так неужели в рамках космической программы , военные использовали открытые частоты для связи? И обнаружить это смогли, только братья Кордилья , а технические сотрудники спецлужб других государств оказались абсолютно некомпетентными? При этом итальянцы прослушивали переговоры еще со времен полета Лайки. Но вот информацией они поделились только в 2007 году, опубликовав свой дневник наблюдений.

Но что любопытно, как сообщают братья итальянцы, первый полет в космос совершила собака Лайка, чью работу сердца им удалось зафиксировать. И действительно, они не могли знать что в космосе побывали собаки Цыган, Дезик, Жулька, это информация в виду отсутствия какой либо важности не имела распространения. И братья об этом не могли знать. А значит и все остальное можно считать выдумкой.

А повторение известных случаев гибели космонавтов, в плане сокрытия космических тайн «до гагаринских» полетов, интереса не представляет, они общеизвестны.

Вспоминается космическая история Америки. Ведь как встречается в прессе, в германии еще в 1945 году осуществили пилотируемый запуск ракеты.Это произошло под руководством известного изобретателя Фау, доктора фон Брауна. Якобы последний вариант ракеты Фау-2, представлял собой полноценный космический корабль. На нем то и отправился один из пилотов в космическое пространство. Причем в последствии он благополучно приземлился.

Другая презабавная история, рассказывает как в середине 80-ых, в прибрежные воды поблизости от Майями, иногда упоминаются Канарские острова, падает космический аппарат. Прибывшие к месту приводнения полицейские замирают, перед ними находятся трое человек, одетые в немецкую форму. и они подтверждают, - да они являются пилотами великой Германии. И были запущены на орбиту в 45-том году. Но из-за неисправности анабиозной камеры их сон продлился на большее время.

Таким образом они также претендуют на роль первых космонавтов. Однако в действительности надо обратить внимание на один факт, и тогда все эти историю лопаются проще мыльного пузыря. Доктор фон Браун, перешел на сторону США, и принял участие в космической гонке против Советского Союза. Тогда почему, изобретатель уже отправивший на орбиту космонавтов, еще не один десяток лет кропотливо работает над созданием пилотируемого корабля. Ответ прост, не было необходимых технологий, и все истории вымысел.
***
Конечно, неудачные запуски советских космических аппаратов были. И при неудачных запусках погибло много космонавтов. Но ни кто их имен не скрывал. Другое дело, что об этом мало говорилось, но это совсем другая история.

Интересны некоторые достижения космической техники и для использования в повседневной жизни, так сказать в гражданской. К примеру космический костюм «Пингвин», разработанный для борьбы космонавтов с невесомостью, впоследствии применялся для излечения от детского церебрального паралича.

Другой космической разработкой, является «Бифидум-бактерин», шагнувший на прилавки магазинов. Изначально он разрабатывался для космонавтов, как профилактическое средство дисбактериоза.

К каждому юбилею исторического полёта Юрия Гагарина в газетах и интернете вновь и вновь появляются «разоблачительные» статьи, что будто бы Гагарин не был первым космонавтом. Обычно они сводятся к перечислению слухов о пилотах, которые якобы летали в космос до Гагарина, но погибли там, поэтому-де их имена засекречены. Откуда же возник миф о жертвах советской космонавтики?

Венерианский фантом

Впервые Советский Союз обвинили в умалчивании гибели космонавтов ещё до полёта Гагарина. В дневнике тогдашнего руководителя отряда космонавтов Николая Каманина есть запись, датированная 12 февраля 1961 года:

После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы «слышали» стоны и прерывистую русскую речь. Всё это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полёта в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи…

Старт 4 февраля 1961 года действительно оказался неудачным, но на борту не было никакого человека. Это была первая попытка отправить исследовательский аппарат к Венере. Ракета-носитель «Молния» вывела его в космос, однако из-за неисправности аппарат остался на околоземной орбите. Советское правительство по заведённой традиции не стало официально признавать неудачу, и в сообщении ТАСС на весь мир было объявлено об успешном запуске тяжёлого спутника и выполнении поставленных при этом научно-технических задач.

Вообще, именно неоправданная во многих случаях завеса секретности, окружавшая отечественную космическую программу, порождала массу слухов и домыслов - и не только в среде западных журналистов, но и у советских граждан.

Рождение мифа

Впрочем, вернёмся к западным журналистам. Первое сообщение, посвящённое «жертвам красного космоса», опубликовано итальянцами: в декабре 1959 года агентство «Континенталь» распространило заявление некоего высокопоставленного чешского коммуниста о том, что СССР начиная с 1957 года запускает пилотируемые баллистические ракеты. Один из пилотов по имени Алексей Ледовский якобы погиб 1 ноября 1957 года в ходе такого суборбитального запуска. Развивая тему, журналисты упоминали ещё троих «погибших космонавтов»: Сергея Шиборина (якобы погиб 1 февраля 1958 года), Андрея Миткова (якобы погиб 1 января 1959 года) и Марии Громовой (якобы погибла 1 июня 1959 года). При этом женщина-пилот якобы разбилась не в ракете, а испытывая прототип орбитального самолёта с ракетным двигателем.

В тот же период пионер ракетостроения Герман Оберт рассказывал, что слышал о пилотируемом суборбитальном запуске, который якобы состоялся на полигоне Капустин Яр в начале 1958 года и закончился гибелью пилота. Однако Оберт подчёркивал, что знает о «космической катастрофе» с чужих слов и не может ручаться за правдивость сведений.

А агентство «Континенталь» выдавало сенсацию за сенсацией. Итальянские корреспонденты рассказывали то о «лунном корабле», взорвавшемся на стартовом столе мифического сибирского космодрома «Спутникград», то о готовящемся секретном полёте двух советских пилотов… Поскольку ни одна из сенсаций не была подтверждена, сообщениям «Континенталя» перестали доверять. Но у «фабрики слухов» вскоре появились последователи.

В октябре 1959 года в журнале «Огонёк» была опубликована статья об испытателях авиационной техники. Среди них упоминались Алексей Белоконев, Иван Качур, Алексей Грачёв. Газета «Вечерняя Москва» в заметке на аналогичную тему рассказала о Геннадии Михайлове и Геннадии Заводовском. Журналист Associated Press, перепечатавшей материалы, почему-то решил, что на фотографиях в этих статьях изображены будущие советские космонавты. Поскольку впоследствии их фамилии так и не появились в «космических» сообщениях ТАСС, был сделан «логичный» вывод: эти пятеро погибли во время ранних неудачных запусков.

Настоящие Белоконов, Грачёв и Качур на фотографиях из «Огонька» (Фото: Дмитрий Бальтерманц)

Больше того, буйная фантазия журналистов так разыгралась, что для каждого из пилотов придумали отдельную подробную версию гибели. Так, после запуска 15 мая 1960 года первого корабля-спутника 1КП, прототипа «Востока», западные СМИ утверждали, что на его борту находился пилот Заводовский. Он якобы погиб из-за сбоя в системе ориентации, которая вывела корабль на более высокую орбиту.

Мифический космонавт Качур нашёл свою смерть 27 сентября 1960 года во время неудачного запуска очередного корабля-спутника, орбитальный полёт которого должен был состояться во время визита Никиты Хрущёва в Нью-Йорк. По слухам, советский лидер имел при себе модель пилотируемого космического корабля, которую должен был с триумфом показать западным журналистам, если бы полёт прошёл успешно.

Надо признать, советские дипломатические службы сами создали нездоровую атмосферу ожидания какого-то громкого события, намекнув американским журналистам, что 27 сентября произойдёт «нечто потрясающее». Разведка сообщала, что корабли слежения за космическими аппаратами заняли позиции в Атлантическом и Тихом океанах. Советский моряк, сбежавший в тот же период, подтвердил, что готовится космический запуск. Но, постучав кулаком на Генеральной Ассамблее ООН, 13 октября 1960 года Никита Хрущёв покинул Америку. Официальных заявлений от ТАСС не поступало. Разумеется, журналисты тотчас раструбили на весь мир о новой катастрофе, постигшей советскую космическую программу.

Спустя много лет стало известно, что на те дни действительно планировался запуск. Но лететь в космос должен был не человек, а 1М - первый аппарат для изучения Марса. Однако попытки отправить два идентичных аппарата хотя бы на околоземную орбиту, предпринятые 10 и 14 октября, закончились бесславно: в обоих случаях запуск сорвался из-за аварии ракеты-носителя «Молния».

Следующая «жертва космической гонки», пилот Грачёв, погиб, по утверждению западных СМИ, 15 сентября 1961 года. О его ужасной смерти поведала всё та же фабрика слухов «Континенталь». В феврале 1962 года агентство рассказало, что в сентябре 1961-го на космическом корабле «Восток-3» были запущены два советских космонавта: якобы этот старт был приурочен к XXII съезду КПСС и в ходе полёта корабль должен был облететь Луну, но вместо этого «затерялся в глубинах Вселенной».

Космонавт Ильюшин?

Владимир Сергеевич Ильюшин, сын известного авиаконструктора, - ещё одна жертва охотников за сенсациями. В 1960 году он попал в аварию, и его объявили ещё одним «догагаринским космонавтом». Сторонники теории заговора считают, что Ильюшину до конца жизни запрещали рассказывать про свой полёт в космос, потому что он якобы… приземлился на территории Китая. Более нелепого повода отказаться от космического первенства и придумать нельзя. Тем более что Ильюшин не просто не погиб - он дожил до 2010 года и дослужился до генерал-майора.

Голоса в космосе

Могила испытателя Заводовского. Как видно по датам, «погибший космонавт» умер в XXI веке на пенсии

Неудавшийся запуск венерианской станции 4 февраля 1961 года породил новую волну слухов. Тогда впервые заявили о себе братья-радиолюбители Ачилле и Джованни Юдика-Кордилья, построившие под Турином собственную радиостанцию. Они утверждали, что им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения человеческого сердца и прерывистое дыхание умирающего советского космонавта. Этот «инцидент» связывают с именем мифического космонавта Михайлова, якобы погибшего на орбите.

Но и это ещё не всё! В 1965 году братья-радиолюбители поведали итальянской газете сразу о трёх странных трансляциях из космоса. Первый перехват якобы состоялся 28 ноября 1960 года: радиолюбители услышали звуки морзянки и просьбу о помощи на английском языке. 16 мая 1961 года им удалось выловить в эфире сбивчивую речь русской женщины-космонавта. При третьем радиоперехвате 15 мая 1962 года были записаны переговоры троих русских пилотов (двух мужчин и женщины), погибающих в космосе. В записи сквозь треск помех можно было различить следующие фразы: «Условия ухудшаются… почему вы не отвечаете?.. скорость падает… мир никогда не узнает о нас…»

Впечатляет, не правда ли? Чтобы окончательно уверить читателя в подлинности излагаемых «фактов», итальянская газета называет имена погибших. Первой «жертвой» в этом списке был пилот Алексей Грачёв. Женщину-космонавта звали Людмила. Среди троицы, погибшей в 1962 году, почему-то называют только одного - Алексея Белоконева, о котором писал «Огонёк».

В том же году «сенсационную» информацию итальянской газеты перепечатал американский журнал Reader’s Digest. Через четыре года вышла книга «Аутопсия космонавта», написанная патологоанатомом Сэмом Стонебрейкером. В ней автор утверждал, что летал в космос на Gemini 12, чтобы получить образцы тканей мёртвых советских пилотов, покоящихся в корабле на орбите с мая 1962 года.

Вот кто действительно летал в космос до Гагарина - манекен Иван Иваныч. Чтобы его не приняли за труп космонавта, в шлем вставлялась табличка «Макет»

Что касается статьи в «Огоньке», породившую даже не миф, а целую мифологию, то известный журналист Ярослав Голованов, который расследовал истории «догагаринских космонавтов», взял интервью у самого Алексея Тимофеевича Белоконова (именно так, а не Белоконева, как принято у мифотворцев). Вот что рассказал испытатель, которого давным-давно похоронили западные фабрики слухов.

В 50-х годах, задолго до гагаринского полёта, я и мои товарищи, тогда совсем молодые ребята, - Лёша Грачёв, Геннадий Заводовский, Геннадий Михайлов, Ваня Качур, занимались наземными испытаниями авиационной аппаратуры и противоперегрузочных лётных костюмов. Кстати, тогда же были созданы и в соседней лаборатории испытывались скафандры для собачек, которые летали на высотных ракетах. Работа была трудная, но очень интересная.

Однажды к нам приехал корреспондент из журнала «Огонёк», ходил по лабораториям, беседовал с нами, а потом опубликовал репортаж «На пороге больших высот» с фотографиями (см. «Огонёк» № 42, 1959 г. - Я. Г.). Главным героем этого репортажа был Лёша Грачёв, но обо мне тоже рассказывалось, как я испытывал действие взрывной декомпрессии. Упоминался и Иван Качур. Говорилось и о высотном рекорде Владимира Ильюшина, поднявшегося тогда на 28 852 метра. Журналист немного исказил мою фамилию, назвал меня не Белоконовым, а Белоконевым.

Ну, вот с этого все и началось. Журнал New York Journal-American напечатал фальшивку, что я и мои товарищи летали до Гагарина в космос и погибли. Главный редактор “Известий” Алексей Иванович Аджубей пригласил нас с Михайловым в редакцию. Мы приехали, беседовали с журналистами, нас фотографировали. Этот снимок был опубликован в «Известиях» (27 мая 1963 г. - Я. Г.) рядом с открытым письмом Аджубея мистеру Хёрсту-младшему, хозяину того журнала, который нас отправил в космос и похоронил.

Мы и сами опубликовали ответ американцам на их статью в газете “Красная звезда” (29 мая 1963 г. - Я. Г.), в которой честно написали: «Нам не довелось подниматься в заатмосферное пространство. Мы занимаемся испытанием различной аппаратуры для высотных полётов». Во время этих испытаний никто не погиб. Геннадий Заводовский жил в Москве, работал шофёром, в «Известия» тогда не попал - был в рейсе, Лёша Грачёв работал в Рязани на заводе счётно-аналитических машин, Иван Качур жил в городке Печенежин в Ивано-Франковской области, работал воспитателем в детском доме. Позднее я участвовал в испытаниях, связанных с системами жизнеобеспечения космонавтов, и даже после полёта Гагарина был удостоен за эту работу медали «За трудовую доблесть»…

Забытые герои

Итак, в списке мифических космонавтов всё-таки попадались люди, работавшие на космическую программу, однако их подлинная жизнь заметно отличалась от журналистских фантазий.

Помимо четвёрки друзей-испытателей, вполне реальной фигурой был, например, Пётр Долгов. Западные СМИ объявили его космонавтом, погибшим во время катастрофы орбитального корабля-спутника 10 октября 1960 года (в действительности в тот день пытались запустить аппарат 1М № 1). Полковник Пётр Долгов погиб значительно позже: 1 ноября 1962 года во время прыжка с парашютом из стратостата, поднятого на высоту 25,5 километров. Когда Долгов покидал стратостат, треснул лицевой щиток гермошлема - смерть наступила мгновенно.

Парашютист-рекордсмен Пётр Долгов действительно погиб, но космос тут ни при чём

Лётчик Анохин летал на ракетоплане, а не на космическом корабле

Я привожу здесь все эти подробности не для того, чтобы поразить читателя или заставить его усомниться в известной нам истории космонавтики. Обзор слухов и мифических эпизодов нужен, чтобы показать, сколь пагубной была для репутации отечественной космической программы политика замалчивания и дезинформации. Нежелание и неумение признавать ошибки сыграли с нами злую шутку: даже когда ТАСС выступал с совершено правдивым заявлением, ему отказывались верить, выискивая противоречия или пытаясь читать «между строк».

Иногда вклад в распространение слухов вносят и сами лётчики-испытатели. Незадолго до своей смерти в 1986 году выдающийся советский лётчик Сергей Анохин обронил в интервью: «Я летал на ракете». Журналисты сразу задались вопросом: когда и на какой ракете он мог летать? Вспомнили, что Анохин с середины 1960-х возглавлял в бюро Сергея Королёва отдел, готовивший к полётам «гражданских» космонавтов. Да и сам входил в состав отряда. Не потому ли, что уже имел опыт «полётов на ракете» в начале 1950-х?.. Но на самом деле задолго до работы на бюро Анохин участвовал в испытаниях ракетоплана и крылатой ракеты и, скорее всего, имел в виду именно это.

Джеймс Оберг, один из разоблачителей этой «теории заговора»

Все слухи о советской космонавтике, мелькавшие в западной прессе начиная с середины 1960-х годов, взялся систематизировать американский эксперт по вопросам космической техники Джеймс Оберг. На основании собранного материала он написал статью «Фантомы космоса», впервые опубликованную в 1975 году. Ныне эта работа дополнена новыми материалами и выдержала множество переизданий. Имея славу убеждённого антисоветчика, Оберг тем не менее весьма скрупулёзен в отборе сведений, касающихся секретов советской космической программы, и очень осторожен в выводах. Не отрицая, что в истории советской космонавтики много «белых пятен», он делает заключение, что байки о космонавтах, погибших во время старта или на орбите, неправдоподобны. Всё это плоды фантазии, разгорячённой режимом секретности.

Реальность против мифа

Советские космонавты действительно погибали - и до полёта Гагарина, и после него. Вспомним их и склоним головы перед Валентином Бондаренко (погиб на Земле, так и не слетав в космос, 23 марта 1961 года из-за пожара на испытаниях), Владимиром Комаровым (погиб 24 апреля 1967 года из-за катастрофы при посадке корабля «Союз-1»), Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым (погибли 30 июня 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата корабля «Союз-11»). Однако в истории советской космонавтики не было и нет тайных трупов.

Для циников, которые не верят документам, мемуарам и дневникам, а опираются на «логику» и «здравомыслие», приведу циничный, но абсолютно логичный довод. В условиях космической гонки не имело значения, вернётся первый космонавт на Землю или нет, - главным было объявить о своём приоритете. Поэтому, если бы на корабле-спутнике 1КП находился пилот Заводовский, как нас пытаются уверить безответственные авторы, именно Заводовский был бы объявлен первым космонавтом планеты. Разумеется, его оплакивал бы весь мир, но советский человек всё равно первым побывал бы в космосе, и это главное.

Готовность правительства СССР к любому исходу полёта подтверждают и рассекреченные документы. Я приведу здесь фрагмент записки, направленной в ЦК КПСС 30 марта 1961 года от имени лиц, занятых в космической программе:

Считаем целесообразным публикацию первого сообщения ТАСС сразу после выхода корабля-спутника на орбиту по следующим соображениям:

а) в случае необходимости это облегчит быструю организацию спасения;
б) это исключит объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях…

А вот другой документ на ту же тему. 3 апреля ЦК КПСС принял постановление «О запуске космического корабля-спутника»:

1. Одобрить предложение <…> о запуске космического корабля-спутника “Восток-3” с космонавтом на борту.
2. Одобрить проект сообщения ТАСС о запуске космического корабля с космонавтом на борту спутника Земли и предоставить право Комиссии по запуску в случае необходимости вносить уточнения по результатам запуска, а Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам опубликовать его.

Как решили, так и сделали. Сообщение ТАСС, посвящённое первому полёту человека в космос, прозвучало ещё до того, как Гагарин вернулся на Землю. Он мог погибнуть при спуске - и 12 апреля всё равно стало бы Днём космонавтики.

Внимание, минутная готовность!
Ключ на старт!
Есть ключ на старт!

Протяжка один!
Есть протяжка один!
Продувка!
Есть продувка!
Ключ на дренаж!
Есть ключ на дренаж!
Зажигание!
Понял вас, дается зажигание.
Предварительная!
Есть предварительная!
Промежуточная!
Главная!
Подъем!

35 секунд, полет нормальный. Высота 19 километров. Температура за бортом – 55°С. Здесь вода кипит при температуре человеческого тела, а на иссиня-черном небосводе днем видны звезды.

60 секунд, полет нормальный. Высота 32 километра. За минуту, прошедшую с момента старта, ракета «Фау-2» набрала скорость порядка 1600 м/с (около 6 тыс. км/ч).

В этот момент наблюдатели на Земле видят, как отделилась вторая ступень, названная «ВАК-Корпорал», и, резко увеличив скорость, пошла на штурм предельной высоты.

100 секунд, полет нормальный. Ракета «ВАК-Корпорал» достигла высоты 110 км. Пройдена «линия Кармана», определяющая границу между космонавтикой и аэронавтикой: на этой высоте становятся бессмысленными все законы аэродинамики, т.к. для создания подъемной силы потребуется превысить первую космическую скорость (7,9 км/с).

145 секунд, полет нормальный. Высота 160 километров. Температура за бортом + 1500°С. Но сверхнизкое давление воздуха, близкое к вакууму, делает бессмысленным само понятие температуры - здесь она лишь указывает на очень высокую скорость движения молекул воздуха. Человек, окажись в термосфере без скафандра, почувствует лишь ледяной холод космического пространства.

150 секунд с момента старта. Первая ступень – ракета «Фау-2» – достигла высоты 161 км и рухнула вниз, в пропасть земной атмосферы... В это время «ВАК-Корпорал» летит в Космос со скоростью 2,5 км/с.

200 секунд, полет нормальный. Достигнута высота 250 км. Граница наиболее низкой возможной орбиты с краткосрочной стабильностью. Искусственный спутник Земли может просуществовать здесь несколько недель.

300 секунд с момента старта. Ракета «Фау-2» разбилась в пустыне в 36 километрах севернее места запуска. В это время «ВАК-Корпорал» продолжает подниматься к звездам.


Обнаруженные обломки "Фау-2"


390 секунд, полет нормальный. Вторая ступень достигла высоты 402 километра. На этой высоте настолько глубокий вакуум, что его не удается достичь даже в самых современных лабораториях в наземных условиях. Таким образом, ракета «ВАК-Корпорал» достигла безвоздушного пространства.

12 минут, конец полета. Ракета «ВАК-Корпорал» разбилась о земную поверхность. Несмотря на то, что радиолокаторы точно определили район падения второй ступени, ее остатки были найдены только через год в 135 километрах от места старта.


Вот так, 24 февраля 1949 года американская ракетно-космическая система «Бампер» открыла Человечеству дорогу к Звездам. Читатель наверняка улыбнулся, прочитав эту фразу – ведь все же знают, что первый космический спутник запустили в Советском Союзе. 4 октября 1957 года баллистическая ракета Р-7, легендарная «Королевская семерка», унесла в ночное небо Байконура стальной шар диаметром 58 сантиметров, ставший символом начала Космической Эры. Человечество победило притяжение Земли.

В погоне за сенсацией

Легенды о космической программе Третьего Рейха и секретных фашистских базах на Луне до сих пор не сходят со страниц «желтой прессы». Действительно, кто же первым вышел в Космическое пространство? Немецкий «астронавт» Курт Келлер, утверждающий что совершил суборбитальный полет на «Фау-2» еще в 1944 году? Или, может быть первым в Космосе был фантастический ракетоплан доктора Зенгера? В конце концов, достойна ли пальмы первенства команда американских исследователей, запустившая в 1949 году ракету на высоту 400 километров?
Смотря что подразумевается под «запуском в космос». Если это обычный суборбитальный полет по параболической траектории, то тогда, несомненно, первыми были немцы – еще в годы Второй мировой войны на Лондон упали 4300 баллистических ракет «Фау-2»!

Здесь сразу же возникает вопрос: где граница земной атмосферы и где начинается Космос? Например, в США официально проводят границу воздушного пространства на высоте 50 миль (80 км). Россия называет цифру 100 километров. Конец жарким спорам подвел Теодор фон Карман, предложив, на мой взгляд, гениальное решение – Космос начинается там, где для создания минимальной аэродинамической подъемной силы требуется первая космическая скорость. Это происходит как раз на высоте около 100 километров. Вершина траектории полета баллистической ракеты «Фау-2» превышала 100 км, другими словами немецкая ракета первой вышла в Космическое пространство. Пусть всего на несколько секунд.

Примечание. Секретным разработкам Третьего Рейха зачастую придается несправедливо большое значение. На самом деле, «фантастические» немецкие проекты во многом отражали намерения, а не возможности. После войны на территории Германии не было обнаружено ни одного действующего ядерного реактора. Немецкие реактивные самолеты в реальности оказались ненадежными «вундервафлями» с пылающими двигателями и заклинившими пушками - в это же время у союзников появились свои реактивные машины, ничуть не уступающие немецким «Швальбе» и «Блицбомберам». Советская школа танкостроения превзошла немецкую, а американцы на десятилетие опередили Рейх по системам радиолокации и связи. Из тысячи «суперсовременных» немецких субмарин 783 остались лежать на дне Атлантики. Хваленые зенитные ракеты «Вассерфаль» не сбили ни одного самолета, а от пусков «Фау-2» было не больше пользы, чем от Общества изучения арийской расы.


А в чем же тогда смысл достижения американских ракетчиков, поднявших контейнер с научным оборудованием на высоту 400 километров над Землей? Ведь это обычный суборбитальный полет, который отличается от полетов «Фау-2» лишь более высокой траекторией – «ВАК-Корпорал» поднялась туда, где в настоящее время бороздит космическое пространство МКС (что, конечно, впечатляет – все-таки на дворе стоял 1949 год). Единственное важное преимущество проекта «Бампер» (дикий симбиоз трофейной «Фау-2» и американской метеорологической ракеты) – двухступенчатая конструкция, что позволило многократно увеличить максимальную высоту подъема ракеты. Тем не менее, когда звучит шутливый вопрос: «Кто был первым в космосе?» американские любители космонавтики часто приводят в пример именно полет «ВАК-Корпорал».

Наверное не стоит долго рассказывать, в какой стране создали первый искусственный спутник Земли и кто был первым космонавтом. Принципиальным отличием «Спутник-1» от «ВАК-Корпорал» была эллиптическая траектория полета советского космического аппарата.


Траектории запусков по проекту "Бампер". Кроме полетов в космическое пространство, проводились запуски на максимальную дальность полета.


Что касается уровня их технологического исполнения, то двухступенчатый «Бампер» и ракета-носитель Р-7 отличались также, как китайская петарда и управляемая ракета «Хэллфайр». К концу 40-х годов прабабушка всех современных ракет «Фау-2» была уже во многом устаревшим проектом, с кучей недостатков и неудовлетворительными характеристиками. Ввиду отсутствия на тот момент необходимых знаний и технологий, американским специалистам так и не удалось обеспечить эффективное разделение ступеней ракеты. С точки зрения логики, отделение первой ступени должно происходить в тот момент, когда в ее баках полностью израсходовано горючее, увы, на «Бампере» это было невозможно, т.к. ускорение «Фау-2» в последние секунды работы ее двигателя превышало начальное ускорение, которое могла развить «ВАК-Корпорал». Много вопросов возникло с автоматическим запуском двигателя второй ступени на высоте 30 километров – компоненты топлива отлично горели в наземных условиях, но в разреженной атмосфере они мгновенно испарялись и смешивались, что приводило к преждевременному взрыву в топливопроводах и разрушению ракеты. Много проблем возникло со стабилизацией ракеты на верхнем отрезке траектории – все аэродинамические поверхности оказались бесполезны в вакууме. «ВАК-Корпорал» можно с большой натяжкой назвать космической системой – ни по одному из критериев она не подходит под это звание.
Одним словом, истина остается не зыблема – первенство в космической гонке принадлежит СССР.

Первые изоображения Земли, полученные из ближнего космоса:



Рекомендуем почитать

Наверх