Сообщение о скифах. Влияние греческих мастеров. Саки и сарматы

Инженерные системы 23.09.2019
Инженерные системы

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.

Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Борьба

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории. В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.

Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами. В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

Попытки персов и греков покорить скифов всякий раз терпели провал. Когда в 331 году до н. э. один из наместников Александра Македонского Зопирион с 30 тысячами воинов предпринял поход в Скифию, он был уничтожен вместе со всем своим войском. И все же IV век - век расцвета Скифии - стал прелюдией заката скифского могущества. Но период заката длился 500 лет.

С востока на скифов надвигались сарматы, понемногу они стали переходить на правый берег Дона. А во II веке до нашей эры сарматы перешли в решительное наступление. Территория, подвластная скифам, значительно сократилась и оказалась разрезанной надвое. Столица скифского царства была перенесена в Крым, на место нынешнего Симферополя. Греки называли ее Неаполь - «Новый город». Быт скифской знати к этому времени подвергся сильной эллинизации, скифы к тому времени утратили былую пассионарность, элита погрязла в роскоши и разврате, простолюдины ненавидели элиту.

Скифы все больше и больше смешивались с окружающими их народами, культура скифов постепенно теряла своеобразные черты. В III веке нашей эры жизнь в Неаполе скифском прекратилась, и скифы исчезли с арены истории, где почти тысячелетие были одними из главных героев.

Египетские памятники донесли до нас внешний вид "народов моря" - воинов Киммерин, боровшихся с фараоном Рамсесом. Они изображены "с бритыми бородами и головами, с длинными торчащими врозь усами и чубом, какой носили наши запорожцы в XVI-XVII вв.; черты лица суровые, с прямым лбом, длинным прямым носом... На головах высокие конические барашковые шапки; на туловищах рубахи с каймой по подолу и нечто вроде кольчуг или кожаных курток. На ногах штаны и большие сапоги с голенищами до колен и узкими носками... Сапоги настоящие, современные, какие носят и теперь простые казаки. На руках рукавицы... Вооружение: короткое копье, лук и секира".

Следует отметить также, что египетские источники называли "народы моря" гитами (гетами), а это имя издревле было одним из самых распространенных в скифской среде; так, во времена Геродота "геты" жили на Дунае, "фисса-геты" на Волге и "масса-геты" - в Средней Азии... Судя по изображениям, эти древние скифы-геты были удивительно похожи на средневековых казаков. Не оттого ли казачьи руководители носили титул "гетман"?.

О войнах скифов в Египте сообшает русская Никаноровская летопись, она упоминает о походах на Египет предков русских, братьев "Скифа и Зардана". "Зардана" из этого сообщения можно сопоставить с названием одного из "народов моря", напавших на Египет, а именно с "шарданами"; эти "шарданы" через некоторое время после похода на Египет вторглись на о. Сардинию и дали ему свое имя - Шардания, позднее трансформировавшее в Сардинию. Упоминание о "Скифе и Зардане" позволяет отнести сообщение Никаноровской летописи не к скифским походам VI-VII веков до н.э. но к нашествию "народов моря", известному по египетским источникам, около 1200 г. до н.э. Это одно из самых ранних событий русской истории, сохранившееся в национальной историографии, событие, которое можно надежно датировать.

В центральной части России и особенно Воронежской области находят немало скифских памятников. Чем близок нам этот народ, исчезнувший почти две тысячи лет назад, «АиФ-Черноземье» узнал у краеведа Николая Сапелкина.

Аборигены России

«Скифы - это аборигены нашей страны, - говорит краевед. - Вся их история связана с территорией исторической России от Енисея до Дуная, включая Казахстан и Среднюю Азию».

На обширных пространствах Евразии скифы господствовали в середине первого тысячелетия до нашей эры. Очень много фактов об этом народе сегодняшние исследователи почерпнули благодаря древнегреческим авторам: эллины со скифами активно взаимодействовали - и торговали, и воевали. Собственно, скифы - греческое слово, сами они именовали себя саками.

Бытовые привычки, военные обычаи, религиозные взгляды этого народа подробно описал античный историк Геродот. Он выделял царских скифов, скифов-пастухов, скифов-земледельцев - сколотов, но писал, что культура у них общая и все они одинаково воинственны. Рассказал Геродот и о соседях, которые тоже проживали в Черноземье. Там, где начинались леса, обитали будины - светловолосые, голубоглазые и не менее воинственные. Иногда они сражались со скифами, иногда - выступали в роли союзников.

В Воронежской области скифские археологические памятники изучают давно. Так, с 1989 года ведёт исследования донская археологическая экспедиция Института археологии РАН - она изучает скифские древности в Острогожском и Репьёвском районах, в бассейнах рек Потудань и Девица. Активно занимаются этой эпохой воронежские археологи Александр Медведев и Юрий Разуваев.

Кому достанется «принцесса»?

«Благодаря системным археологическим исследованиям мы знаем, что наиболее плотно скифы-земледельцы населяли междуречье Быстрой Сосны и Тихой Сосны, - отмечает Николай Сапелкин. - Всё побережье этих и соседних рек, побережье Дона было насыщено скифскими городами. Чуть южнее жили кочевники - царские скифы, чуть севернее - будины. Кстати, название реки Дон пришло к нам именно от скифов».

Скифские городища представляли собой крупные поселения с линией укреплений: рвом, земляными валами и частоколом.

Так же, как и современные русские, скифы были индоевропейцами, но говорили на языке, относившемся не к славянской, а к иранской группе. Существует две теории их происхождения. Одна говорит, что они пришли из Азии - со стороны Саян и Алтая. Вторая гласит, что это коренное население наших степей и лесостепей, жившее здесь ещё с позднего бронзового века. В VII веке до нашей эры скифы прошли через Кавказ и вторглись в Азию: их конница громила Ассирию, Мидию, Вавилонию, Египет и другие древние государства. Обогатив свою культуру, освоив новые технологии и вооружение, они вернулись в родные степи.

25-летняя скифская принцесса умерла от рака груди. Фото: Commons.wikimedia.org

Самое древнее из погребений скифских царей найдено далеко на востоке - в Саянах. А в начале 1990-х годов на алтайском плато Укок было обнаружено мумифицированное тело 25-летней женщины. Вода, в древности заполнившая могилу, замёрзла - ледяная линза не таяла больше двух тысяч лет и прекрасно сохранила спящую вечным сном скифскую красавицу, которую наши современники зовут то принцессой, то шаманкой Укока.

К сожалению, вскоре вокруг останков принцессы закипели распри. Уникальная находка чуть было не стала жертвой суеверий. Главный шаман Алтая заявил, что могила скифской принцессы запирала нижние миры и не выпускала оттуда нечистую силу. Теперь же демоны будто бы вырвались наружу и плодят несчастья: землетрясения, падёж скота, дефицит бюджета и экономический кризис. Истерия дошла до того, что совет старейшин при главе республики Алтай потребовал вновь похоронить мумию.

К счастью, сейчас мумия - собственность музея Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, и учёные не уступили мракобесию. Ведь находка очень много рассказала о внешнем облике, одежде, татуировках и многих других деталях повседневной жизни скифского общества. Известна и причина смерти женщины - рак молочной железы.

Гончары и металлурги

К сожалению, в скифских захоронениях в Черноземье мумии не находят. Зато были другие важные открытия. Так, в историю археологии вошли находки, сделанные во время раскопок так называемых Частых курганов - сейчас эти места застроены многоэтажками Северного района Воронежа. В 1911 году археологи Александр Мартинович, Владимир Языков и Стефан Зверев нашли там меч с золотой рукояткой, украшенной фигурами животных, наконечники стрел, колчан, 200 золотых бляшек, золотое спиральное кольцо, железный обтянутый золотом браслет. Но самое главное - серебряную чашу с рельефными изображениями мужчин в скифской одежде с луками и топорами, сейчас она находится в Эрмитаже.

Взрослые мужчины носили длинные волосы, усы и бороду, одевались в короткие кожаные кафтаны, перетянутые поясом, длинные узкие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, на голову надевали остроконечные войлочные шапки. Женщины носили длинные платья и накидки.

Ни полноценной государственности, ни письменности у скифов не было, но считать их варварами нельзя - они владели передовыми технологиями своего времени: изготовляли ткани и изделия из кожи, использовали гончарный круг. Были отличными металлургами: извлекали из руды железо и превращали его в сталь, добывали золото, серебро, медь.

Широко известен скифский «звериный стиль»: на золотых и серебряных сосудах изображались лошади, олени, птицы и другие животные - всегда в движении, боком, но с повёрнутой к зрителю головой. Впрочем, сосуды эти были предметом импорта - по заказу скифской знати их изготовляли эллинские ювелиры из греческих колоний, расположенных в Причерноморье.

Впрочем, неправильно представлять себе скифское общество таким уж гуманным и прогрессивным.

«В одном из захоронений скифской эпохи найдены скелеты людей со сросшимися позвоночными дисками, - отмечает краевед. - Это значит, что люди с раннего детства подвергались истязанию или тяжелейшему физическому труду. Были ли это представители покорённых народов или низшего слоя общества, мы пока сказать не можем».

В представлениях соседей-греков скифы отличались особым буйством. До наших времён сохранилось выражение «пить по-скифски» - значит употреблять неразбавленное вино. Сами эллины обычно смешивали хмельной напиток с водой.

Вглубь степей

В конце VI века до н. э. над скифами нависла грозная опасность. Переправившись через Дунай, в их степи вторглось огромное войско Дария, царя персидской империи Ахеменидов - мировой державы того времени. Казалось, исход борьбы предрешён, но скифы применили невиданную прежде тактику. Понимая, что лобовое столкновение не сулит ничего хорошего, они начали отступать вглубь степей, сжигая траву, засыпая колодцы, уничтожая отделившиеся от основных сил отряды персов.

Дарий дошёл до Танаиса (так греки называли Дон), но так и не разбил скифов. Измученные непривычными холодами, голодом, болезнями и мелкими стычками персы повернули вспять. Обратный путь был ещё более тяжёлым - из страны скифов вернулись лишь жалкие остатки войска. Позже покорить скифов пытался и Александр Македонский, но тоже потерпел неудачу.

Господство скифов в степях Евразии закончилось в конце первого тысячелетия до нашей эры. Властителем Подонья стал другой иранский народ - пришедшие с востока сарматы. Скифы отступили к Днепру и Бугу и в конце концов обосновались в Крыму. Там их настигли одно за другим нашествия готов и гуннов.

Грозный прежде народ исчез, и большинство историков не признаёт скифов предками русских. Тем не менее греческие авторы продолжали называть скифами алан, а затем и славян. Древняя Русь, согласно «Повести временных лет», была известна в Византии как Великая Скифь. Да и для западных европейцев наша страна ещё долго оставалось некой «таинственной Скифией». И потому вовсе не удивительно, что русские поэты чувствовали глубинное - пусть не прямое - культурное и ментальное родство с весёлым и творческим народом, умевшим ценить красоту, любившим просторы и губившим завоевателей.

Краткий доклад про скифов поможет Вам подготовиться к занятию по истории. Также Вы сможете узнать где жили скифы чем занимались.

Сообщение про скифов

В начале VII века до нашей эры в степях Причерноморья появились кочевые племена. Это были скифы. Они относились к ираноязычной группе. Скифы на территории Украины господствовали около 300-400 лет, оставив после себя большое наследие. В период V- IV столетий эти племена постепенно перешли к оседлому образу жизни и вдоль нижнего Днепра и в Крыму создали целые городища. Каменское городище было самым большим и являло собой главный центр ремесленничества, поставляющий степным племенам изделия из железа.

Чем занимались скифы?

Культура скифов представлена лепной керамикой, амфорами, гончарной посудой, металлическими предметами обихода, орудиями труда. Все было найдено в местах оседлости племен и их погребальных памятниках. Это является свидетельством того, что они были умелыми, изобретательными людьми.

Трудовая деятельность материализовалась в быте и хозяйстве (кроме известного военного ремесла). Главное занятие скифского населения — кочевое скотоводство. Оно основывалось на круглогодичном содержании и разведении овец, лошадей и крупного рогатого скота. Долгое время такой вид хозяйства был господствующим. В середине V века до нашей эры в долине Днепра возникло полукочевое скотоводство. До гибели Великой Скифии эти 2 вида хозяйства составляли основу экономики скифов.

На стыке V-IV веков до нашей эры формируется еще одна отрасль скифской экономики – земледелие, ориентировано на выращивание кормов для подкормки скота зимой. Племена стали запасаться просом и пленчатым ячменем. После они стали выращивать зерно и для себя. Землю обрабатывали перелогом, предварительно выпалив травостой на участке. После двух лет эксплуатации этого участка его превращали в пастбище. И только через 10 лет земля обрабатывалась вновь.

Начиная со второй половины VIII в. до н.э. и до начала III в. н.э., на необъятных просторах от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами». Те же древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией. Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь». Скифы упоминаются в «Повести временных лет»:

«Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Официально существует две основные версии возникновения скифов:

    первая основана на так называемом «Третьем сказании» Геродота, где говорится, что скифы пришли с востока;

    вторая опирается на сказании, записанным тем же Геродотом, и предполагает, что в VIII в. до н.э. скифы заселили территории Северного Причерноморья, выделившись из среды преемников срубной культуры

Для справки: Срубная культура - объединение народов эпохи поздней бронзы (XVIII—XII века до н.э.), распространённое в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом. Отдельные памятники этой культуры встречаются в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Есть версия, что народы срубной культуры были основой, из которой происходила миграция на северо-запад современного Ирана. У представителей срубной культуры, живших 3900—3200 лет назад, была обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (субклады R1a1, R1a1a, R1a1a1b2, R1a1a1b2a2a-Z2123).

Кстати, если брать генеалогию за аргумент и на её основании делать выводы о происхождении народов, то по своей ДНК скифы так же были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a. А если взять ДНК современных славян, то их генотип, как и у других современных народов, довольно неоднороден в силу ассимиляции и кровосмешения, но, тем не менее, для всех групп славян характерна Y-хромосомная гаплогруппа R1a. В России, в зависимости от территории она составляет от 34 до 55 %, белорусы 50%, украинцы 54%, поляки 56% (ссылка). Конечно, нельзя утверждать, что славяне произошли от скифов. История скифов закончилась в III в. н.э. поражением от соседей и родственного народа - сарматов. Славяне появились на исторической арене IV - V веках н.э. Скорее всего, скифы и сарматы вошли в состав Славянских племен, и влились скифо-сарматы в огромную Славянскую «семью» не бедными родственниками, а на равных. В Русском народном искусстве, рукоделии прослеживаются связи со скифским искусством, элементами одежды и символикой сарматов.

Скифы не были единым народом. Известный российский скифолог А. Ю. Алексеев пишет: «Скифы, этот азиатский по происхождению, но ставший европейским народ, оказывавший на протяжении нескольких столетий значительное воздействие на культуру и историю своих близких и дальних соседей. Они оказались первыми в длинной цепочке известных нам кочевых племён, которые с периодичностью в 200 - 400 лет накатывались волнами по Великому степному коридору в Европу…». «Скифы» - общее название многих близких по культуре, по хозяйственному укладу, образу жизни и идеологическим представлениям кочевых племён Евразии. Название скифам дали греки, впервые столкнувшиеся с ними в Малой Азии, а затем и в Северном Причерноморье, где первые греческие колонии возникли во второй половине VII века до н.э. Благодаря дошедшим до нас сведениям античных историков, в том числе и жившего в V веке до н.э. Геродота Галикарнасского, наибольшую известность приобрели так называемые европейские скифы, обитавшие в степных и лесостепных областях Северного Причерноморья (между Дунаем на западе и Доном на востоке) с VII века до н.э. по III век н.э.»

Чем же они занимались? Каков был уклад их жизни? Археология, открыла удивительный мир скифских курганов, образцы великолепного неповторимого искусства, грандиозных погребальных сооружений. Научная база скифской археологии была создана в XX в. Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 году по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова - губернатора Новороссийского края. С этого момента отсчитывается время полевой скифской археологии. Тогда исследовали Литой курган, находившийся в 60 км от Елисаветграда (ныне Кировоград). Вскрытое захоронение (Червонная Могила) оказалось погребением знатного скифа, о чём свидетельствовали великолепные золотые изделия конца VII — начала VI века до н.э.

Шедевры скифского изобразительного искусства, хранящиеся в лучших музеях, давно вошли в сокровищницу мировой культуры. Любой образованный человек узнает вещь, выполненную в скифском зверином стиле. Именно звериный стиль составляет самую оригинальную черту искусства скифского мира. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.

Велика художественная ценность произведений, выполненных скифскими мастерами. Они хорошо владели техникой литья, ковки, чеканки, тиснения, гравировки и создали свой оригинальный стиль в искусстве, отличительной чертой которого были изображения на вещах животных в динамике — схватке, прыжке, беге. Ярким образцом скифского искусства является ажурная пластина - украшение конского убора - изображающая всадника, стреляющего из лука в оленя. А золотая пектораль (нагрудное украшение скифского царя) - уникальное произведение и шедевр мирового искусства. Художники скифского мира владели многими жанрами - резным рисунком, рельефом, объемной пластикой, аппликацией, вышивкой. Металлические изделия создавали, применяя литье, штамоповку, гравировку. В общем, дикари.

Смерть скифского царя была важным и трагическим событием для народа. Его долго оплакивали, совершали ряд кровавых обрядов. В могиле кроме царя хоронили животных, слуг, жен, деньги и драгоценности. Затем насыпали огромный холм. На кургане устанавливали каменное изваяние в виде стоящей человеческой фигуры. Оно не имело ничего общего с «живым прототипом», это был обобщенный образ мужчины, грубо вырубленный из монолитного камня. Мастер показывал только самые необходимые черты - голову, лицо, руки и ноги, одежду и оружие. Изображались также атрибуты власти - гривна на шее и ритон в руке. Скифы верили, что воздвигая этот образ над могильным курганом, они преодолевают нарушение мирового порядка, которое происходит со смертью царя.

Сегодня уже довольно хорошо известен внешний облик скифов-кочевников: эллинские мастера этнографически точно изображали их на золотых и серебряных сосудах и ювелирных изделиях, во множестве найденных в курганах высшей скифской знати. Ценную информацию даёт и антропологическая реконструкция, проводимая по костным останкам и черепам из скифских захоронений. «Да, скифы мы, да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами...» - этот поэтический образ, созданный Александром Блоком, не отвечает действительности. Никаких раскосых глаз и иных монголоидных черт у скифов не было. Они - типичные европеоиды среднего роста и крепкого телосложения. По языку скифы принадлежали к североиранской группе (из ныне существующих народов ближе всех к ним по языку осетины).

Скифы были искусными и свирепыми воинами. Появившись в VIII - начале VII в. до н.э. в Причерноморье, двинулись на Ближний Восток и Грецию. Пройдя через перевалы Главного Кавказского хребта, они вторглись в VII веке до н.э. в Закавказье, разгромили могучее государство Урарту и, словно грозная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины. Вскоре после этих событий скифы двинулись дальше на юг и, достигнув Сирии и Палестины, собирались вторгнуться в Египет. Но фараон Псамметих I опередил их: вышел навстречу скифам с богатыми дарами и отговорил от намерения разорить древнюю страну. По сообщению Геродота, северные кочевники оставались в Передней Азии 28 лет и всё опустошили своим буйством и насилием. Скифы вели себя на Ближнем Востоке как грабители и насильники. Тысячи бронзовых наконечников их стрел, найденные при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения древних письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области Передней Азии.
Затем пришёл черёд рассчитаться скифам за все причиненные обиды. И мидийский царь Киаксар, как сообщают античные авторы, пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе во дворец на «дружеский» пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. Лишившись высшего руководства и находясь под угрозой полного разгрома мидийскими войсками, скифы вынуждены были вернуться в свои северопричерноморские владения. И с конца VII века до н.э. основные события скифской истории уже связаны только со степными и лесостепными областями Восточной Европы.
В таблице приведены основные вехи истории скифов.

Выводы:
1. Скифы не могли быть прямыми предками славян, хотя генетически мы схожи.
2. Скифы однозначно оказали существенное влияние на становление, культуру, традиции и обычаи славянских народов.
3. Скифы не были одним народом, одним этносом. Это были родственные по культуре, языку и обычаям кочевые племена.



Рекомендуем почитать

Наверх