Русь: история, основные даты и события. Древняя Русь (V - XII век) - Россия, Russia 980 1015 год событие на руси

Бытовая техника 18.08.2020
Бытовая техника

Быть обиженным - пустяк, если Вы не помните это.

Конфуций

После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.

Первая междоусобная война на Руси

В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие. Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя. Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году.

После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное. Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено. Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.

В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично. Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом. В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.

Завершение правления

Вплоть до 980 года находился в бегстве Владимир. Однако в этом году, собрав мощное войско из варяг, он возвращается в Новгород, смещает наместников Ярополка и отправляет их к брату с посланием о том, что Владимир собирает войско и идет войной на Киев. В 980 году начинается этот военный поход. Князь Ярополк, видя численную силу брата, решил открытого сражения избежать и со своим войском занял оборону в городе. И тут Владимир пошел на хитрую уловку. Тайно он вступил в союз с Киевским воеводой, который сумел внушить Ярополку, что киевляне недовольны осадой города и требуют Владимира на княжение в Киев. Князь Ярополк поддался этим уговорам и решил бежать из столицы в маленький город Ротню. Туда же отправились за ним и войска Владимира. Осадив город, они вынудили Ярополка сдаться и направиться в Киев к брату. В Киеве его отправили в жилище брата и закрыли за ним дверь. В комнате находилось двое варяг, которые и убили Ярополка.

Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.

Владимир до принятия христианства в 980 г. пытался реформировать язычество и им был выделен из всего сонма богов, т.н. Пантеон князя Владимира. Следует сказать, что новый культ насаживался довольно агрессивно. Т.к. главным богом был назначен не очень популярный за пределами киевской дружины князя Перун, следовало ослаблять более популярных «народных» богов. По этой причине в пантеон не был включён Велес 3 . Интересен, так же тот факт, что в некоторых случаях идол Перуна устанавливался вместо других идолов. Согласно археологическим раскопкам именно такая ситуация имела место в Новгороде. Воевода Добрыня установил идол Перуну на капище существовавшем уже 200 лет, попросту убрав с него другого почитаемого бога, которым по предположению Рыбаков был весьма почитаемый в Новгороде Род или местнопочитаемый подводный бог Ящер. Убрать другого высокочтимого в этом городе идола, а именно Велеса, Добрыня по какой-то причине не решился. Вследствие этого имела место конкуренция двух культов – официальные княжеские структуры продвигали культ Перуна, а народ традиционно почитал Велеса.

Цели реформы:

1). Подчёркивалась суверенность Руси от Византии.

2). Укреплялась власть князя, т.к. во главе пантеона стоял покровитель князя и дружины. К тому же из всего скопища богов выделялся один главный даже промеж других богов – сигнал о единоначалии и среди людей.

3). Ослаблялись позиции варягов-христиан, а так же новый пантеон противопоставлялся и скандинавскому язычеству. Владимир не смог бы прийти к власти без помощи варягов, и поэтому старался ослабить свою зависимость от них.

4). Унифицировался культ на всей территории страны.

Пантеон:

3). Даждьбог

4). Стрибог

5). Семаргл

6). Макошь.

По мнению академика Рыбакова Семаргл не получил своего собственного идола, а был дополнительным к статуе Макоши, так что мы получаем, как бы пять богов и одного помощника.

Из особо почитаемых туда не вошли: Род и рожаницы, Велес, Сварог.

Принятие христианства на Руси

Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.

Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена. Перед русскими князьями оказались весьма широкие возможности выбора, как минимум из четырех мировых религий: ислам (Волжская Болгария), иудаизм (Хазарский каганат), католичество (Священная Римская империя) и православие (Византия).

Христианство на Руси до 988 г.

Согласно ПВЛ славяне впервые были крещены были апостолом Андреем. Что же касается не легендарных, а более достоверных событий, то византийские источники говорят о крещении Руси в 60-е гг. IXв. После успешного похода руссов на Константинополь в 860 г. появляется запись о крещении Руси – т.н. «Аскольдово крещение». Хотя языческая реакция и захват Киева язычником Олегом, замедлили распространение христианства на Руси, окончательно искоренить эту религию не получалось. Наоборот в 957 г. христианство принимает княгиня Ольга. Так же постепенно растёт количество и менее знатных христиан на Руси.

Предпосылки.

1). Окружение христианских стран и городов: побережье Чёрного моря (Херсонес, Керчь, Тмутаракань), с 860 г. Болгария, Византия.

2). Купеческие и военные контакты.

3). Византийские миссионеры на Руси. Неоднозначно. Русь всегда немного боялась попасть в зависимость от Византии.

4). В стране было достаточно много христиан, прежде всего среди таких влиятельных групп населения, как дружинники и купцы.

5). Поднятие статуса государства и упрощение дипломатических контактов с другими странами.

6). Идеологическое сплочение страны и поднятие статуса центральной власти.

7). Неспособность язычества противостоять христианству.

8). Удобный момент – внутренние дрязги в Византии и захват Корсуни.

Крещение Владимира.

В первую очередь крестились города, гораздо медленнее шёл переход в христианство в деревнях.

Интересный факт .Первой (991 - 1037 гг.) резиденцией митрополита был не столичный Киев, а Переяславль-Русский .

Интересна ситуация в Новгороде. В 980 г. один из самых доверенных людей Владимира – Добрыня, приезжает в Новгород, насаживает там культ Перуна и устанавливает его идол. В 988 г. тот же Добрыня прибывает крестить Новгород и уничтожает идол Перуна.

Противодействие крещению.

Активными врагами христианства, а, следовательно, и киевской власти стали волхвы. Они возглавили новгородский люд, противостоявший крещению 988 г., спустя век в том же Новгороде, волхвы восстали против князя и епископа. Борьба с волхвами в Новгороде продолжалась до XIIIв., когда в 1227 г. были прилюдно сожжены 4 волхва.

Хорошо изучены ещё два восстания: в 1024 г. в Суздале и в 1071 г. на территории от Волги и на 300 км к северу до Белоозера. В обоих случаях совершались жертвоприношения.

Значение принятия христианства на Руси большинство историков оценивает чрезвычайно высоко, прежде всего, в плане воздействия на развитие древнерусской культуры : письменность, школы, архитектура, живопись, летописание - все испытало на себе влияние христианства.

Интересный факт .Первые годы после крещения Руси большинство священников были монахами. Это объясняется тем, что монахи, не обременённые семьями, были наиболее мобильной частью церковного сообщества. А так как первые миссионеры прибывали из Болгарии и Византии, становится понятно, почему белое духовенство предпочитало оставаться дома, а чёрное отправлялось в далёкую Русь .

Ярослав Мудрый (1019-1054).

Ярослав родился в 984-986 гг., его матерью была Рогнеда. Умер 20 февраля 1054 г. в Вышгороде около Киева, 35 лет управлял государством. Точная дата рождения не известна, но последние исследования (в т.ч. исследование костей Ярослава) позволяют говорить о 984-986 гг. С детства был хромым.

Происхождение Ярослава.

Владимир женился много раз и имел 12 сыновей и 10, а возможно и больше, дочерей. При этом с некоторыми жёнами он жил одновременно, и дети, соответственно, рождались у них вперемешку, что усложняет определение старшинства между Владимировичами, и даже определение матерей некоторых из сыновей великого князя. Некоторые из сыновей, судя по всему, умерли в детстве – например Станислав и Позвизд.

Ярослав в Новгороде.

Конфликт с отцом. Конфликт с новгородцами и «Ярославовы грамоты».

Борьба за власть.

Согласно летописи Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава.

1016 г. – под Любечем первое столкновение Святополка, опиравшегося на киевлян, и Ярослава, пользовавшего поддержкой новгородцев и варягов. Победу в битве одерживает Ярослав. В 1018 г. Святополк опираясь на войска своего тестя БолеславаIразгромил Ярослава, и занял Киев. Сестра Ярослава Предслава попала в плен к Болеславу, который сделал её своей наложницей.

1019 г. – Святополк терпит поражение на р. Альте. Победу Ярославу принесли шведские наёмники. Незадолго до битвы, в феврале 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерд (на Руси Ирина).

1024 г. – Ярослав начинает войну с Мстиславом Удалым/Храбрым. В этом же году около города Листвена происходит сражение в котором побеждает Мстислав. Ярослав бежит в Новгород. После победы он предложил разделить страну – Ярославу отходили территории по правому берегу Днепра, Мстиславу по левому с Черниговом и Переяславлем. После смерти Мстислава в 1036 г. объединил Русь.

Это интересно. Мстислав в 1023 г. вызвал Ярослава на бой, что бы определить правителя Руси без войны. Калека с детства, Ярослав благоразумно отказался. Это, однако, возмутило его скандинавскую жену Ирину, которая не привыкла, что бы мужчины отказывались от вызовов и сама бросила вызов Мстиславу. Последний отказался на том основании, что с женщинами он не бьётся.

Мстислав (в крещении Константин) Удалой (983-1036 гг.) – князь Тмутараканский (990/1010 – 1036 гг.) и князь Черниговский (1024 - 1036). В 1022 г. вступил в противостояние с аланами и союзными им касогами (абхазо-адыгское племя). Касожский князь Редедя вызвал его на поединок (проход без использования оружия) в котором Мстислав победил, что принесло ему большую славу. В 1029 г. разбил ясов (русское название для алан – предков осетин). Погиб на охоте в 1036 г.

Борис и Глеб – первые русские святые.

Глеб самый младший из Ярославичей.

Нестор в 80-е гг. XIв. написал «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба». Вполне возможно, что он опирался на более ранние материалы, не дошедшие до нас. В 1115 г. неизвестный автор пишет «Сказание о Борисе и Глебе».

Раньше считали, что канонизированы Борис и Глеб были где-то в промежутке между 1020 и 1072 (год перенесения мощей в новый храм тремя Ярославичами – Изяславом, Святославом и Всеволодом, в том же году они приянли «Правду Ярославичей») гг. Однако, А.Н. Ужанков называет отрезок времени 1086-1093 гг., до этого он считает их местнопочитаемыми святыми. В летописи они впервые называются святыми в статье, посвящённой 1093 г.

После смерти Ярослава его дети следующим образом поделили земли: Изяслав сел в Киеве, среднему Святославу досталось Черниговское княжество, Всеволод стал княжить в Переяславле, ему же отошло Ростовское княжество, где ранее правил Борис – вследствие этого Борис стал считаться покровителем всеволдовичей, особенно много для становления культа Бориса сделал сын Всеволода Владимир Мономах.

Муромские земли князя Глеба вошли в состав земель доставшихся Святославу, так что Глеб стал покровителем Черниговских князей и в частности святославичей. После перенесения мощей в 1072 г. в Чернигове появляются кресты-мощевики (энколпионы) с изображением Глеба.

Мощи Бориса и Глеба переносились несколько раз – в 1072 г . тремя Владимировичами: Изясловом, Святославом и Всеволодом. В тот же год они приняли «Правду Ярославичей». После именно этого события начинает развиваться культ братьев, начинается это с Черниговского Глебоборисовского культа.1115 г . – новое перенесение мощей, Владимир Мономах несёт раку с мощами Бориса.

Ярослав в Киеве.

1017 г. и 1036 г . – блестящие победы Ярослава над печенегами.

1031 г . – в пограничном с печенегами Поросье селит военнопленных поляков.

1032 г . – строится система поросских сторожевых башен.

Оборонительные линии – для защиты от набегов степняков (печенегов, потом половцев) строились целые защитные системы, включавшие в себя военно-феодальные замки, сигнальные башни, земляные валы и рвы . При этом было бы неверно считать, что первые попытки отгородиться от степи возникают, только вXIв. Земляные валы стали строиться задолго до появления Киевской Руси, централизация государства только ускорили этот процесс. Валы, как правило, сопровождались рвом, но не имели дополнительных деревянных укреплений (частоколов).

1 Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси.

2 Ч.с.х. Свенельд оставил Святослава во время возвращения в Киев из Византии, когда князь и был убит. Свенельд отправился в Киев другим путём вместе с варягами.

3 Судя по договорам с греками на момент крещения была два официальных культа – Перуна и Велеса. То что Перуну собрали команду из супергероев, а Велеса туда даже не позвали, указывает на радикальный характер реформы.

980 - 1015 годы - временные рамки, в которые входит правление Владимира Святославовича. Данный период, являясь очень важным для истории нашего государства, включает в себя множество событий, повлиявших на дальнейшее развитие страны. Рассмотрим некоторые из них.

Важным событием этого времени является принятие Русью христианства, причиной которого послужила необходимость укрепления власти князя и положения государства на международной арене. Стоит отметить, что данному событию предшествовала другая реформа Владимира, в ходе которой был сформирован пантеон из шести богов во главе с Перуном, но данные меры не принесли должностных результатов. В западных странах на Русь все еще смотрели, как на язычников и варваров. Принятие христианства же повысило авторитет страны.

Непосредственным участником данного события был воевода Добрыня, который руководил крещением в Новгороде, сдерживая беспорядки, возникавшие среди населения, не желавшего отречься от своей веры.

Следствием крещения Руси явилось укрепление власти князя, усиление влияния страны на международной арене, развитие грамотности и укрепление института семьи, что заставило другие государства считаться с Русью.

Важными процессами данного временного периода можно считать распространение культуры и грамотности на Руси. Появление школ, развитие письменности были важными эталонами в истории государства. Причиной этому процессу послужило принятие христианства, которое принесло на русские земли церковные книги, способствовало появлению культурного наследия и духовного обогащения людей. В данном процессе нельзя оставить без внимания роль самого Владимира Святого, так как без его решения крестить Русь распространение грамотности и образования не получило бы столь широких масштабов.

Следствием развития культуры и грамотности стало появление первых церквей (Десятинная церковь), распространение школ, подъем духовного уровня населения.

На дальнейшую историю России данный период, несомненно, оказал сильное влияние, так как события данного временного отрезка заложили основу реформам Ярослава Мудрого и сыграли большое значение в становлении государственности, укрепив власть князя и объединив народ.

История России в рассказах для детей Ишимова Александра Осиповна

Крещение Руси от 980 до 988 года

Можно ли было ожидать, милые читатели, чтобы этот князь Владимир, бывший виновником гибели брата и несчастья бедной красавицы Рогнеды, станет потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренне раскаиваются и сожалеют о своих плохих делах!

С самого начала своего княжения Владимир старался победами и славой заставить свой народ забыть его прежнюю жизнь. Он завоевал у Польского короля Галицию, или города Червенские; победил Болгар, народ, живший на берегах Волги; к северу увеличил Россию до самого Балтийского моря. Кроме этих завоеваний, он старался прославиться и хорошими качествами: сердце его сделалось добрее, нрав спокойнее. Он очень любил свой народ, заботился о его счастье, мог уже не наказывать того, кто обижал его, мог даже прощать самых жестоких своих врагов, в числе которых была его супруга, Рогнеда-Горислава. Эта несчастная государыня так много печалилась, что стала почти безумной от слез. Однажды она вздумала отомстить Владимиру за все горести, которые терпела от него, и уже вошла с ножом в руке в ту комнату, где он спал крепким сном. К счастью, Владимир вдруг проснулся и в первую минуту гнева хотел наказать смертью такое злодейство. Но увидел слезы своего маленького сына Изяслава и услышал трогательные слова: «Отец! Если хочешь один жить, возьми меч свой и убей прежде меня, чтобы не увидел я смерти моей матери». Этими словами малютка просил помиловать мать. Владимир простил ее и, по совету бояр, построил для нее на ее родине, в нынешних Минских землях, новый город. Он назвал его по имени сына Изяславлем и отправил туда их обоих.

Чтобы успокоить свою совесть, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир часто приносил жертвы своим богам и даже сделал одного нового идола с серебряной головой.

Но могли ли утешить его бесчувственные боги, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и его бабушка Ольга, что такие боги не могут быть истинными богами, но не знал, какая вера лучше всех: в Киеве были и Магометане*, и Иудеи*, и Римские католики*, и Греки*. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная, кого слушать, решил отправить десять человек в разные земли, чтоб узнать, какой народ лучше всех понимает истинного Бога. Его послы объездили много государств, и больше всего им понравилось благочестие Греков и святое служение в их церквах. С восхищением рассказывали они великому князю о Греческой вере. Владимир радовался, что, наконец, может молиться истинному Богу, и предпочел принять христианскую веру от Греков.

Но знаменитому Русскому князю, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительным с покорностью просить крещения у Греков, прежних врагов его Отечества, и поэтому, отправляя послов в Константинополь к императорам Василию и Константину, он просил у них не одной веры христианской, но вместе с нею и руки их сестры, царевны Анны. Умный Владимир знал, что, став братом императоров, он мог уже, не стыдясь, называть их своими просветителями в истинной вере.

Греки еще со времен Олега начали бояться храбрых Русских князей; Владимир уже завоевал их богатый город Корсунь и угрожал идти с войском к Константинополю, если ему откажут в руке царевны. Итак, императоры должны были умолять свою сестру выйти за Русского государя. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, чем расстаться с родными и Отечеством. Но Бог призывал ее просветить идолопоклонников. Могла ли она не повиноваться Ему? Добрая царевна со слезами простилась с братьями и отправилась на корабле в Корсунь, где ее ждал жених. Кроме придворных, с ней поехало много священников для крещения Владимира и Русской земли.

В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890 г.

В 988 г. после долгой осады князь Владимир взял Греческий город Корсунь. В этом городе в церкви святого Василия князь принял святое крещение. Во время этого таинства к Владимиру вернулось зрение, и он увидел храм Божий. После крещения Владимир вступил в брак с Византийской принцессой Анной и вернулся в Киев.

Народ в Корсуни с радостью спешил на берег встретить прекрасную невесту, называл ее своей спасительницей, дивился ее красоте и приветливости. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так же счастлив, как его народ: в то время у него болели глаза, так что он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.

Анна, как Ангел-хранитель, посланный Владимиру Богом, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета своей благочестивой невесты и за это был щедро награжден Богом. Как только епископ* Корсунский и священник* Константинопольский в церкви приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, его больные глаза открылись, и он увидел Божий храм, где раздавалось святое пение, увидел свою прелестную невесту и вместе с ней упал на колени благодарить милосердного и всемогущего Бога! О! Как сильно он чувствовал тогда, что молится истинному Богу, а не своим прежним идолам! Бояре и его дружина, удивляясь такому чуду, также крестились в христианскую веру и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной.

Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она, как усердная христианка, радовалась, что избавила своего супруга и его народ от ужасного несчастья быть идолопоклонниками, потому что с тех пор все Русские начали креститься в Христианскую веру.

Князь Владимир. Титулярник 1673 г.

Князь Владимир (952 -1015) с детства жил в Новгороде под присмотром своего дяди - былинного героя Добрыни. В 980 г. он стал единодержавным правителем Руси. В первые годы своего княжения Владимир совершил удачные военные походы, в результате чего расширил пределы Русского государства и построил множество крепостей.

Семейство великого князя Владимира I Святославича: Супруги:

Олава, княжна Варяжская;

Рогнеда, княжна Полоцкая; Мальфрида, княжна Богемская («Чехиня»);

Предслава, Гречанка, вдова Ярополка; Чехиня вторая; Милолика, княжна Болгарская; Анна, Греческая царевна. Сыновья: Святополк, Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, Вячеслав, Святослав, Станислав, Позвизд, Борис, Глеб, Мстислав, Судислав. Дочери: Предислава, супруга короля Болеслава III; Прямислава, супруга Венгерского герцога Ласло Сар; Мария-Доброгнева, супруга Польского короля Казимира I.

Когда великий князь возвратился в Киев с молодой супругой и со всем своим двором, то прежде всего он велел жечь и рубить всех идолов, а главного из них, Перуна с серебряной головой, - бросить в реку. Потом приказал всем Киевлянам явиться на другой день на берег Днепра. Тогда-то открылось чудесное, несравненное зрелище. Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду; маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли великий князь, его супруга, бояре и воины, крещенные еще в Корсуни. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли! Благослови сих новых детей Твоих! Дай им познать Тебя, Бога истинного, и утверди веру их».

Так крестились наши предки, и такое усердие к Богу было не только в Киеве, но и во всем Русском государстве: везде народ оставлял идолов и с радостью принимал христианскую веру.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

26. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси по Повести Временных Лет , . То есть, как мы уже показали, - по источнику начала XVIII века. Согласно Повести Временных Лет, Русь была впервые и окончательно крещена при князе

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская

Из книги Полный курс лекций по русской истории автора Платонов Сергей Федорович

Крещение Руси Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Выше сказано, что киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное

Из книги Русь и Рим. Колонизация Америки Русью-Ордой в XV–XVI веках автора Носовский Глеб Владимирович

48. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси такой, какой она изложена в «Повести временных лет». То есть как мы показали в томе 2 настоящего издания - в источнике начала XVIII века. Согласно «Повести», Русь впервые и окончательно

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Крещение Руси Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это

Из книги Археологические свидетельства древней истории автора Пещера Сайт

Крещение Руси Причем здесь крещение Руси? - могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причем. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью «Русская

Из книги Крещение Киевской Руси автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Крещение Руси

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Крещение Руси Возникновение государственности у восточных славян проявлялось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные реформы были проведены князем Владимиром

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1) Не следует полностью связывать христианизацию восточных славян с тем единовременным актом, который был осуществлен киевским князем Владимиром около 988 г. Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, начало которого

Из книги Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809–1894 гг. автора Коняев Николай Михайлович

Крещение Руси (809–996) В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы.– В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Крещение Руси Крещение Руси никак не было связано с религиозным чувством и самого Владимира, и населения Руси. В качестве государственной религии язычество не годилось, ибо языческий бог, хотя бы и верховный, силен лишь когда побеждает. Любое поражение Владимира или

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Крещение Руси Олег, Игорь, Святослав и Ольга объединили Русь силой меча, механически, и создали из многочисленных отдельных племен обширное государство. Между этими племенами, несмотря на общность происхождения, несомненно, были и немалые диалектические и бытовые

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Крещение на Руси С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства - крещение Руси.Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие

С 753 существует Старая Ладога, куда в 862, согласно летописи, пришел по приглашению славянских и финских племен легендарный варяг Рюрик. Он перенес свою резиденцию в Новгород (впервые упомянут в летописи в 859). Рюрик умер в 879. После него правил Олег (879-912), который в 882 сделал столицей Древней Руси Киев и в 907 заключил первый договор с Византией.

После Олега правил сын Рюрика Игорь (912-945), заключивший два договора с Византией (941,944). Игоря сменила жена Ольга (945-969). Она управляла вместо Святослава, который сначала был мал и затем почти непрерывно воевал (945-972). В ходе борьбы за власть между тремя сыновьями Святослава (972-980) победил Владимир I (980-1015), крестивший Русь (988).

Подле борьбы между сыновьями Владимира I Святого (1015-1019) правил Ярослав Мудрый (1019-1054). Единоличным его правление стало после смерти брата Мстислава в 1036. Ярослав Мудрый в 1036 разгромил печенегов на реке Альте, утвердил Русскую Правду, построил Софийский собор в Киеве, поставил своего митрополита (1051). Софийские соборы были возведены также в Новгороде и Полоцке.

После борьбы внутри Дома Рюриковичей в 1097 на съезде в Любече князья договорились о том, что каждый будет владеть землей, доставшейся ему от отца. Начавшуюся феодальную раздробленность удалось временно преодолеть Владимиру II Мономаху (1113-1125) и его сыну Мстиславу (1125-1132). Юрий Долгорукий (1125-1157), Андрей Боголюбский (1157-1174) и Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212) пытались контролировать большую часть русских земель, но настоящего единства не было. Андрей Боголюбский был убит в результате заговора. Поход князя Игоря в 1185 против половцев закончился полным разгромом. В 1187 родилось «Слово о полку Игореве».

Рюриковичи недооценили опасность с востока. Русские войска в 1223 были разгромлены передовыми монголо-татарскими отрядами на реке Калке, а в 1237/38 и 1240/42 монголо-татары разорили большую часть русских земель, подчинили себе и включили в Золотую Орду (1243). Монголы разгромили русские войска на реке Сить (1238). Спасением для Руси стали победы Александра Ярославича (Невского) над шведскими (1240) и немецкими (1242) крестоносцами.

Биографический код Древней Руси

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвертая четверть

Кий, Щек, Хорив

Рюрик (862-879)

Олег (879-912), Аскольд и Дир

Игорь (912-945)

Ольга (945-969), Святослав (945-972)

Святослав (957-972), Ярополк, Олег, Владимир, Малуша, Добры ия

Владимир I (980-1015), Анна

Борис и Глеб,

Святополк

Мстислав, Иларион

Изяслав, Святополк

Владимир II Мономах (1113-1125), Нестор

Мстислав

Долгорукий (1125-1157)

Боголюбский

Всеволод Большое Гнездо (1176-1212)

Всеволодович (1218-1238)

Александр

Даниил Галицкий

«И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их - сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим -должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». И ответили воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим». И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали» (из «Повести временных лет»).



Рекомендуем почитать

Наверх