Опыт боевого применения российских беспилотных летательных аппаратов в сирии. Россия в Сирии использует израильские беспилотники

Бытовая техника 21.07.2019
Бытовая техника

В сентябре прошлого года израильские и российские СМИ сообщили о сделке между российским концерном «Оборонпром» и Israel Aerospace Industries (IAI) по продаже в РФ десяти беспилотных летательных аппаратов марки IAI Searcher. Необходимость этой сделки появилась после войны 2008 года между Россией и Грузией, в ходе которой РФ потеряла недопустимое количество пилотируемых самолетов. Война дала толчок к модернизации существующего на тот момент парка российских БЛА. И в 2010 году Россия подписала с Израилем контракт на 400 млн. долларов для приобретения ряда современных беспилотных летательных аппаратов, производимых компанией IAI.

Хотя этой сделке в своё время не было уделено много внимания, но к 2015 году её результат привел к довольно щекотливой ситуации, пишет портал Middle East Eye * ,. Дело в том, что Россия поддержала противника Израиля — Иран, договорившись о поставках последнему передовой военной техники, в том числе и зенитных систем С-300.

В последнее время между Россией и Израилем часто имели место трения по поводу экспорта военной техники третьим странам. В 2014 году, когда Израиль обдумывал продажу беспилотников на Украину, Россия вмешалась, оказала на него давление и вынудила отменить эту сделку, а вместо Украины продать БЛА ей. В то же время Израиль призвал Россию дистанцироваться от Ирана и прекратить продажу средств ПВО Ирану.

По мере того, как в сирийском небе стало появляться всё больше летательных аппаратов, распространение БЛА в Сирии приняло странные формы. Хорошо известно, что иранская технология беспилотников использовалась вооружёнными силами Сирии на протяжении многих лет. Многие из моделей БЛА сирийских военно-воздушных сил и их иранских союзников были скопированы с американских. Так, 4 февраля иранские СМИ показали кадры, где один из его беспилотников марки Shahed-129 атакует позиции мятежников и уничтожает какое-то строение на земле (тезис западного журналиста о том, что Shahed-129 скопирован с американского БЛА — довольно спорный, подробнее читайте в материале «СП» Shahed 129: Тегеран бьет по Сирии ракетами — прим. ред.) . Иранские беспилотники Shahed-129 были и ранее замечены над пригородами Дамаска, и их фото появлялись в течение последних лет. Однако тогда говорилось, что они могут вести только разведку, но не являются беспилотниками ударного типа.

Беспилотники США поражают цели «Исламского государства» ** , начиная с 2014 года, после того, как Штаты решили противостоять ему на территории Сирии. Прямое вмешательство России в Сирии по просьбе Башара Асада ещё более запутало ситуацию. Российские БЛА часто действуют в одном районе с дронами США. Есть даже фотография, где они запечатлены вместе.

Руководство России и ранее заявляло, что его беспилотники летают над Сирией, хотя и без упоминания конкретной модели — возможно, на это есть свои основания. Если и в самом деле Россия использует в Сирии аппараты марки «Форпост», то это означает, что иранские и израильские беспилотники сражаются на одной и той же стороне вооруженного конфликта.

Видимо, по причинам национальной гордости и создаваемого в СМИ образа, Россия именует израильские беспилотники своего небольшого парка «Форпостом». По крайней мере, два российских аппарата были сбиты над Украиной, что вызвало гнев со стороны правительства Киева по отношению к Израилю. Согласно предположению агентства Bloomberg , за кулисами дипломатических игр вокруг ядерной программы Ирана и продажи ракет С-300 в ИРИ, сделка между Израилем и РФ занимает центральное место. В статье Калев Бен-Давид и Илья Архипов отмечают, что Израиль был «явно нейтрален» по поводу присоединения Крыма к России.

Отбросив в сторону все спекуляции, есть много косвенных доказательств того, что израильские БЛА используется против сирийской оппозиции для поддержки Асада. Так, существует фотография, которая была размещена на проправительственной странице в Фейсбуке для показа «сирийского военного потенциала». Фото вызвало много спекуляций в израильских СМИ, а также среди сирийцев в соцсетях. Она была сделана сирийским фотографом Ахмедом аль-Хаер якобы в Латакии, где Россия имеет свою авиабазу (на той же странице также были размещено несколько других изображений российских самолетов над Латакией). В группе Facebook, БЛА идентифицируется в титрах как «Форпост». И действительно — аппарат явно идентичен израильско-российским беспилотникам, которые были сбиты над Украиной.

Активисты в Латакии на страницах The Jerusalem Post также утверждают, что видели «Форпосты», которые вели съёмки позиций мятежников, и они были аналогичны фотографии на Фейсбуке.

Израильские СМИ изобилует спекуляциями на эту тему в том же The Jerusalem Post , Ynet , а также в выпусках израильских новостей News24. Там предполагают, что БЛА израильского происхождения могут поддерживать Асада. Тот факт, что израильская технология поддерживает так называемую «ось сопротивления», может стать затруднением в отношениях между Израилем, Россией и режимом Асада. Сирийское правительство в его официальных выпусках новостей хранит вполне предсказуемое молчание по поводу БЛА.

Ситуацию комментирует эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов .

— Рассуждения о том, что БЛА «Форпост» сильно схож с израильским аппаратом, действительно имеют под собой основания. «Форпост» — это российское название для комплекса БЛА тактического класса Searcher Mk II. В 2010 году действительно было подписано российско-израильское соглашение по лицензионной сборке данных систем в России (а также систем мини-БЛА BirdEye, получивших в России наименование «Застава»). В качестве площадки российским ОПК «Оборонпром» был выбран авиаремонтный завод УЗГА из Екатеринбурга. Стоит также отметить, что до организации в рамках упомянутого соглашения в нашей стране сборочного производства, российским Министерством обороны была также приобретена партия аналогичных БЛА непосредственно в Израиле.

«СП»: — Есть ли реальные факты, что израильские БЛА применяются «сторонниками Асада»?

— Достоверно можно говорить о том, что в Сирию поставлялись беспилотные системы еще советской разработки, где самое новое — это комплекс с ДПЛА (дистанционно пилотируемым летательным аппаратом) тактического класса «Пчела». Все остальные мысли на данную тему являются лишь предположениями. Здесь можно говорить, что Сирия в последние годы могла получить определенное, по видимому, весьма незначительное, количество мини-класса «Элерон-3СВ» разработки казанской компании «Эникс», и «Орлан-10» разработки петербургской компании СТЦ. Крайне сомнительно, что в Сирию через Россию могли быть поставлены БЛА израильской разработки, будь то произведенные в России, или же непосредственно в Израиле (из состава ВС РФ).

«СП»: — Какие российские аппараты были замечены в САР?

— Е сли опираться на информацию, появлявшуюся в разное время в открытых источниках, будь то средства массовой информации или блоги, то из разработанных в нашей стране беспилотников в Сирии были замечены ДПЛА «Пчела», БЛА мини-класса «Элерон-3СВ», и «Орлан-10», а также некий неизвестный БЛА, который, по-видимому, является закрытой разработкой отечественного ОПК. Что касается «Форпоста» то все свидетельства базируются только на фото сирийского блогера, который вроде как запечатлел в небе над Сирией БЛА внешне напоминающий аппарат этого комплекса.

* Автор статьи, перевод которой сделал Александр Сивов, — Патрик Хильсман , независимый журналист. Он передавал информацию непосредственно из Алеппо в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах. Имеет двойное гражданство, Франции и США. Middle East Eye (Глаз Ближнего Востока) — новостной портал, освещающий события на Ближнем Востоке и позиционирующий себя как самофинансируемый ресурс, который стремится стать главным СМИ по новостям с Ближнего Востока. Редактор — Дэвид Хёрст , бывший руководитель раздела международных новостей британской газеты The Guardian.

** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена

Вооруженные низкочастотными радарами новейшие беспилотники России и Китая поставят крест на самолетах-невидимках, пишет американское военно-политическое издание The National Interest.

БЛА "Скат"


Высотный беспилотник имеет два фюзеляжа длиной 18 метров, вынесенные вперед рули высоты, 50-метровый размах крыльев и реактивный двигатель. Под обтекателями носовой части, как полагают эксперты, скрываются аппаратура связи и мощные радары. Согласно проекту, "Божественный орел" будет оснащен несколькими РЛС сантиметрового и дециметрового диапазонов, в которых стелс-технологии бессильны. Демонстрация прибора JY-26 Skywatch на военной выставке в Чжухае в 2014 году вызвала обеспокоенность американских военных, поскольку этот радиолокатор обнаруживает самолеты-невидимки на расстоянии до 500 километров. Коконы высоких технологий, в который закутаны истребители F-22 Raptor и бомбардировщики B-2 Spirit, рассчитаны на применение радаров метрового диапазона.

Shin Diao - высотный БЛА с большой продолжительностью полета. Комбинация его радаров способна разглядеть самолеты в небе, корабли в море и наземные цели. Используя "Орлов" в качестве воздушного дозора, китайская авиация сможет легко перехватывать самолеты-невидимки, ракеты и корабли противника еще до того, как они приблизятся к материку.



Однако Россия пошла еще дальше , отмечает The National Interest. Создаваемый в КБ Сухого высотный беспилотник БАС-62 схож с китайским: та же двухфюзеляжная схема, вынесенное вперед оперение, огромный размах крыльев. По многим характеристикам российская машина должна превзойти американский Global Hawk, при этом его электронная начинка намного хитрее и "Божественного Орла", и "Глобального Ястреба". Наряду с низкочастотными радарами российский БЛА оснащен системой радиоэлектронной борьбы, позволяющей видеть самолеты противника, самому оставаясь невидимым. Глубоко интегрированное оборудование РЭБ обеспечивает не только электромагнитную сферу, защищающую летательный аппарат от зенитных ракет, но и скрывает его от радаров, - рассказал порталу Flightglobal Владимир Михеев, первый заместитель главы концерна "Радиоэлектронные технологии".

Таким образом новый российский беспилотник будет способен обнаружить американский самолет, построенный по стелс-технологий, не будучи при этом замечен сам. Это может стать убийственной комбинацией, пишет NI.
На критику по поводу неважных летных качеств и непомерной стоимости новых самолетов американские военные до сих пор отвечали: зато они невидимые. Новые разработки России и Китая могут лишить США и этого аргумента. Некоторые американские военачальники уже понимают это. "Технологию стелс, видимо, переоценили", - заметил начальник военно-морских операций адмирал Джонатан Гринерт.


БАС-62 решает предельно широкий круг задач. Он способен обнаруживать воздушные, надводные и наземные объекты различного класса (с передачей информации в реальном масштабе времени). Бортовое оборудование позволяет осуществлять аэрофотосъемку (картографирование), инспекцию соблюдения договорных режимов в рамках программы "Открытое небо", мониторинг гидро-метеообстановки, наблюдение за активно излучающими объектами, контроль линий электропередач.
При выполнении экологического мониторинга комплекс может вести радиационный и газохимический контроль, определять состояние нефте- и газопроводов, а также проводить "опрос" сейсмических датчиков. БАС-62 рассматривается как эффективное средство обеспечения сельхозработ и геологоразведки. При помощи бортовых датчиков он способен определять характеристики почвы, вести разведку полезных ископаемых, а также подповерхностное (на глубину до 30 м) зондирование земли.
Применение беспилотной авиационной системы БАС-62 позволит быстро и с минимальными затратами обеспечить дальнейшее развитие систем связи (в том числе и мобильных), теле- и радиовещания, а также навигационных систем. Последнее направление представляется особо важным. В настоящее время в мире используется лишь две космические навигационные системы глобального позицирования: американская NAVSTAR и российская ГЛОНАСС. В каждой системе должна задействоваться орбитальная группировка из нескольких десятков ИСЗ. Срок жизни каждого спутника ограничен несколькими годами, что требует регулярной "подпитки" группировок все новыми космическими аппаратами. Спутники, стоящие вместе с системами их вывода на орбиту десятки миллионов долларов, являются изделиями одноразового применения и после завершения срока своей работы превращаются в "космический мусор" или сгорают в атмосфере. Ремонту они не подлежат.
Использование вместо навигационных спутников беспилотных самолетов с большой высотой и продолжительностью полета позволит создать навигационную систему, по эффективности не уступающую GPS, при значительно меньших затратах на ее развертывание и эксплуатацию. Нужно заметить, что подобные навигационные беспилотники должны иметь и довольно высокий экспортный потенциал (особенно в странах, проводящих независимую внешнюю политику). Американцы всегда могут лишить неугодных им пользователей доступа к своей системе, что обесценит значительную часть современных систем оружия (боевые самолеты, наземные системы вооружения, корабли, высокоточные боеприпасы и многое другое), использующие приемники GPS. В то же время относительно дешевая национальная (региональная) навигационная система, построенная с использованием БПЛА и находящаяся под полным контролем пользователей, не будет зависеть от внешнеполитической конъюнктуры.
Подобная система может хорошо дополнить и российскую систему ГЛОНАСС, создав резервное навигационное информационное поле. Не секрет, что сегодня Россия сталкивается с серьезными трудностями при доведении группировки спутников ГЛОНАСС до расчетной численности (для этого у страны просто не хватает средств). Создание навигационной системы на базе БПЛА позволит значительно снизить остроту этой проблемы.
Еще одна перспективная область применения системы БАС-62 - контроль за морским судоходством и управление воздушным движением в труднодоступных районах, при стихийных бедствиях, авариях, на временных воздушных трассах.

Безусловно, системы типа БАС-62 могут найти применения и в силовых структурах. Оснащение БПЛА радиолокационной аппаратурой позволит, имея в воздухе приблизительно 25 аппаратов, создать на всей территории России сплошное (в том числе маловысотное) радиолокационное поле. При этом использование относительно миниатюрных "беспилотников", способных непрерывно находиться в воздухе сутки и более, будет значительно выгоднее в экономическом отношении, чем содержание парка огромных пилотируемых самолетов ДРЛО с многочисленными экипажами при ограниченных высотности и продолжительности полета. Стоит напомнить, что, к примеру, Саудовская Аравия приобрела пять самолетов типа Е-3 "Сентри" по цене 250 млн. долл. за штуку. Еще 1,8 млрд. долл. ушли на запчасти и обучение персонала. Таким образом, парк "АВАКСов" обошелся Эр-Рияду в более чем 3 млрд. долл. При этом технические возможности Е-3 позволяют одновременно держать в воздухе не более двух самолетов, что обеспечивает контроль лишь за ограниченной частью национального воздушного пространства.
В качестве средства контроля за государственной границей БАС-62, оснащенный аппаратурой с высоким разрешением, может постоянно держать под наблюдением рубеж протяженностью до тысячи километров, а также сопредельную территорию. При этом можно отслеживать не только караваны с контрабандой и транспортные средства, но и перемещения отдельных людей. Особенно актуальным является воздушный пограничный контроль для стран Ближнего и Среднего Востока, где граница в нашем понимании просто отсутствует (нет ни столбов с гербами, ни колючей проволоки, ни контрольно-следовой полосы).
БПЛА с большой продолжительностью и высотой полета являются отличным дополнением, а в ряде случаев - и заменой искусственных спутников Земли. В самом деле, тратятся огромные деньги, для того чтобы, достигнув первой космической скорости на ракете-носителе массой в десятки (а то и сотни) тонн, вывести на орбиту высотой в сотни километров ИСЗ, призванный "рассмотреть" оттуда объект размером с пачку сигарет. При этом спутник находится над конкретным объектом наблюдения в течении весьма ограниченного времени, а противник, за которым мы намерены приглядывать, прекрасно зная расписания движения спутников, будет соизмерять с ним свои действия, стараясь укрыться от космических средств наблюдения. Для того, чтобы обеспечить непрерывный контроль театра боевых действий в сравнительно маленькой Югославии, США были вынуждены задействовать в 1999 г. 35 разведывательных спутников.
В отличие от ИСЗ, высотный БПЛА (оставаясь малоуязвимым от средств ПВО противника за счет огромной высоты полета и малой радиолокационной заметности) может постоянно "висеть" над заданным районом, сменяясь через сутки своим "напарником", не оставляя противнику никаких шансов проскочить незамеченным. При этом наблюдение будет вестись не с космических, а со стратосферных высот, что позволит повысить его качество и применить более легкую и дешевую аппаратуру. Излишне говорить, что применение в районе конфликта ограниченной эффективности группировки из нескольких тяжелых БПЛА обойдется значительно дешевле, чем задействование космической группировки.
Перспективные БПЛА с большой высотой и продолжительностью полета могут использоваться и в системе тактической противоракетной обороны. На беспилотных самолетах могут размещаться как датчики, способные обнаруживать и отслеживать тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты противника, так и оружие, предназначенное для поражения ракет на активном участке траектории, когда они наиболее уязвимы.
Имеются и другие варианты использования беспилотной авиационной системы с большой высотой и продолжительностью. В частности, подобные аппараты могли бы с высокой эффективностью контролировать автомобильное движение на магистралях, значительно облегчая работу ГИБДД, а также информируя о наличии "пробок".
БАС-62 представляет собой систему комплексов, предназначенных для решения широкого круга самых различных задач. Структурно она включает Центр управления (стационарный или мобильный), обеспечивающий работу до 12 беспилотных авиационных комплексов БАК-62. В состав каждого БАК-62 входят мобильный пункт контроля и управления системы обмена информацией МПКУСОИ-62, мобильный пункт технического обслуживания МПТО-62, а также до трех беспилотных летательных аппаратов С-62. Подобная структура обеспечивает возможность каждому БАК-62 непрерывно держать в воздухе один-два беспилотных самолета.

АЭРОДРОМ НЕ НУЖЕН

Не менее оригинальные ноу-хау содержатся и в проекте БПЛА С-62. Эта восьмитонная машина способна находиться в районе патрулирования в течение 24 часов (а в перспективе - и более) на двадцатикилометровой высоте. Рассматривается также возможность дозаправки в воздухе.
В качестве силовой установки использован ТРДД РД-1700 (создающийся ГУП "Завод им. В.Я. Климова" для оснащения массовых самолетов типа МиГ-АТ и Як-130). Крейсерская скорость С-62 - 400 км/ч, максимальная - 500 км/ч.
В отличие от американского "Глобал Хоука" и других тяжелых БПЛА, для эксплуатации которых непременно нужны аэродромы с бетонным покрытием, С-62 можно отнести к летательным аппаратам безаэродромного базирования: для его эксплуатации достаточно площадки размером 600х60 м. Взлет осуществляется при помощи катапульты, а посадка - "по авианосному" (при создании БПЛА фирма Сухого широко использовала свой научно-технический задел по обеспечению автоматической посадки на палубу авианосца истребителей корабельного базирования).
Транспортировка всего комплекса осуществляется в стандартных 40-футовых контейнерах, предназначенных для перевозки железнодорожным, авиационным, автомобильным или морским транспортом. Система высокомобильна, способна к быстрому развертыванию.
Уникальной особенностью бортового комплекса С-62 является и возможность кругового обзора по азимуту 360 град. Многоспектральный мониторинг воздушного пространства, земной и водной поверхности обеспечивается в режиме реального времени в районе диаметром не менее 1000 км.
Бортовая система многоспектрального зондирования включает РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, оптико-электронный комплекс зондирования, а также оптический комплекс.
При создании БАС-62 самое серьезное внимание уделяется вопросам эргономики, повышению условий комфортности. На наземных пунктах управления предусмотрены помещения для отдыха личного состава, а для систем, предназначенных для поставки в страны исламского мира, - даже специальные помещения для молитвы. В то же время система создается под "убийственные" для зарубежной техники российские стандарты: диапазон рабочих температур составляет +/-50 град.
Особо нужно отметить тот факт, что кооперации по БАС-62 уже определены, а ключевые элементы системы - созданы. В результате работы по созданию БАС-62 могут быть завершены в короткие сроки - уже к 2005 г.

БЛА "Скат"

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЫНОК

По оценкам специалистов, рынок беспилотных авиационных систем с большой высотой и продолжительностью полета в течение ближайших 10 лет может "переварить" продукцию общей стоимостью 10 млрд. долл. При этом доля России и США составит, соответственно, 16% и 20%. Еще 28% придется на высокоразвитые страны западной ориентации, куда Россию с ее БПЛА вряд ли пустят. В то же время на постоянных партнеров нашей страны по авиационно-техническому сотрудничеству - Индию и Китай - придется 9% и 8%. Еще 7% - на арабские государства Среднего Востока (куда американцы по политическим соображениям вряд ли будут поставлять что-либо подобное "Глобал Хоуку"), еще 7% - на Индонезию. 13% макси-БПЛА могут приобрести страны Латинской Америки (за которые можно побороться с американцами, израильтянами и европейцами). Таким образом, наша страна, создав систему БАС-62 и выйдя с ней на мировой рынок, в течение ближайших 10 лет может рассчитывать на прибыль в размере несколько миллиардов долларов.
Беспилотные летательные аппараты, безусловно, будут приобретать все большее значение как в гражданской, так и в военной авиации. В США, Франции, Швеции, Великобритании и других странах уже начаты работы по созданию беспилотных боевых самолетов, способных решать ударные, а в перспективе - и "истребительные". Подобную технику ряд аналитиков уже называет авиацией шестого поколения. В соответствии с существующими в ВВС и ВМС США планами первые серийные боевые БПЛА типа UCAV и UCAV-N должны поступить на вооружение уже в начале следующего десятилетия. Боевые "беспилотники", способные маневрировать с огромными перегрузками (порядка 15-20 единиц), чего лишены пилотируемые боевые самолеты, "скованные" присутствием летчика на борту, более легкие за счет устранения кабины экипажа и средств жизнеобеспечения, не имеющие "эргономических" ограничений по дальности и продолжительности полета, наделенные искусственным интеллектом и способностью к групповым действиям, смогут стать в обозримом будущем мощнейшим боевым средством, способным существенно повлиять на формы и методы воздушной войны.
Если заглянуть в более отдаленную перспективу, то становится очевидным, что с обострением энергетического кризиса (по оценкам специалистов, мировая экономика "выпьет" запасы нефти уже через 30 лет), должен измениться и сам облик военной авиации. Сжигание ежегодно почти 2000 т топлива при нормальной эксплуатации в условиях мирного времени лишь одного истребителя типа F-22 станет к середине XXI в. несбыточной мечтой. В результате в строю сохранятся лишь наименее "затратные" авиационные комплексы, не требующие для поддержания уровня натренированности своих экипажей выполнения регулярных полетов. Именно этим требованиям наиболее полно отвечают беспилотные летательные аппараты. Важным направлением развития боевой (в том числе и беспилотной) авиации станет и освоение криогенного топлива. А в этой области у России имеется серьезный научно-технический задел.
Однако следует признать, что работы в области беспилотной авиационной техники ведутся в нашей стране в основном в инициативном порядке, без государственного финансирования. Сегодня ясно, что, если мы хотим сохраниться и в будущем как великая авиационная держава, способная контролировать значительную долю мирового авиационного рынка, объемы и темпы работ по беспилотной тематике (в первую очередь - в направлении создания БПЛА с большой высотностью и продолжительностью полета, а также по боевым БПЛА) должны быть резко увеличены. Вероятно, стоит поставить вопрос о разработке и принятии единой Государственной программы создания беспилотных летательных аппаратов, ориентированной как на военных, так и на гражданских потребителей, а также учитывающей интересы традиционных партнеров России по военно-техническому сотрудничеству.

Альтаф Каримов, Владимир Ильин

Российский БЛА неизвестного типа, сбитый неподалеку от границы с Турцией в октябре 2015 года.
Источник: mirror.co.uk

Наш предыдущий пост на английском языке об опыте применения российских БЛА в Сирии вызвал в блоге нешуточные страсти. С учетом многочисленных мнений и завуалированных намеков приводим данный материал за авторством Антона Лаврова на русском языке. Напомним, что оригинал статьи "Russian UAVs in Syria" вышел во втором номере журнала "Moscow Defense Brief" за текущий год.


Во время войны с Грузией в 2008 году в распоряжении армии России было лишь несколько устаревших комплексов громоздких, но примитивных беспилотников. По итогам конфликта их применение было признано неудачным из-за полного несоответствия технических характеристик современным требованиям.


В ходе последовавшей военной реформы произошёл отказ от них. Были разработаны и закуплены сотни новых разведывательных беспилотников. К исходу 2015 года, в сентябре которого началась военная операция России в Сирии, на вооружении имелось уже 1720 беспилотников. За 2016 год войска получили ещё 105 комплексов с 260 беспилотниками.


По состоянию на весну 2016 года в Сирии была развёрнута группировка из 70 российских беспилотников, что составляет около 30 комплексов. В декабре 2016 года было сообщено о дополнительной переброске ещё трёх комплексов (шести-девяти беспилотников) для мониторинга ситуации с соблюдением достигнутого к тому времени перемирия между правительственными войсками и оппозицией.


В Сирии были задействованы не только “сухопутные” комплексы БЛА из состава армейских рот беспилотников бригадного и дивизионного подчинения. Туда же были отправлены и БЛА сформированных в 2013 году флотских эскадрилий БЛА, укомплектованных БЛА “Орлан-10” и “Форпост” (выпускавшийся в России по лицензии израильский IAI Searcher Mk II) . Это не должно казаться странным. Во флотских эскадрильях БЛА к тому времени было сосредоточено шесть из имеющихся у России 10 комплексов «Форпост» (три беспилотника каждый), а это единственный состоящий на вооружении комплекс, приближающийся к классу MALE-UAV. Все остальные почти 2000 беспилотников имеют полную взлётную массу не более 30 килограмм и радикально уступают «Форпост» по полезной нагрузке.


Объединённый штаб российской группировки в Сирии сумел успешно применять беспилотники всех родов войск совместно. Так, флотские беспилотники использовались для наблюдения за ударами не только флота, но и ВКС, а также в интересах наземных группировок союзников и России.


Обращает на себя внимание, что практически нет сведений о применении Россией в Сирии самых лёгких тактических БЛА малой дальности, которые используются непосредственно из передовых порядков войск или вблизи линии фронта. Это не говорит о полном отсутствии таких беспилотников, но подтверждает ограниченность задействованных в Сирии Сухопутных сил России.


Помимо БЛА “Форпост”, наиболее используемым типом беспилотников был “Орлан-10”. Такой вывод можно сделать исходя из фото- и видеосвидетельств с замеченными беспилотниками в Сирии, распространяемых Министерством обороны России видеозаписей, сделанных с БЛА и из известных потерь. Этому не приходится удивляться, так как “Орлан-10” составляют около трети всего парка российских БЛА.


Их характеристиками во многом определялись разведывательные возможности всей российской группировки. При максимальном взлётном весе всего в 18 кг “Орлан-10” имеет достаточно высокие характеристики. Он несёт до 5 кг полезной нагрузки. Её варианты включают стабилизированные дневные и ночные камеры, и даже средства РЭБ. Небольшой беспилотник может передавать видео в режиме онлайн на расстоянии до 120 км от станции управления и находиться в воздухе до 14 часов, поднимаясь на высоту до 5000 метров. При необходимости дальность передачи может быть ещё увеличена при использовании одного “Орлана” в качестве ретранслятора для другого. В автономном офлайн-режиме беспилотник может вести съёмку целей на расстоянии до 600 км от станции управления.


Двигатель внутреннего сгорания работает на обычном автомобильном бензине. Взлёт проводится с простой складной катапульты, посадка выполняется с парашютом, что позволяет использовать его с любой площадки без необходимости взлётно-посадочной полосы. Сам беспилотник перевозится в разобранном виде и весь комплекс, и его расчёт помещается в одном автомобиле. Всё это делает «Орлан-10» доступным и недорогим в эксплуатации. Комплект из машины, наземной станции, двух беспилотников, полезной нагрузки и необходимых принадлежностей обходится Министерству обороны России в 35 млн руб. (около 600 тыс. долл.). Это позволило закупать его в больших количествах и быстро насытить ими войска.


Большое количество беспилотников с дальностью свыше 100 км позволило организовать их работу над всей территорией Сирии в районах боевых действий как против ИГИЛ, так и против других антиправительственных сил. Одновременно в воздухе зачастую находилось по несколько беспилотников.


Так, при первом боевом применении крылатых ракет “Калибр” с большой дизель-электрической подводной лодки проекта 06363 “Ростов-на-Дону” 8 декабря 2015 года, беспилотники одновременно наблюдали пуск четырёх ракет из подводного положения, их полёт на части маршрута, а также все три цели, по которым они были применены. Это требовало привлечения не менее четырех-пяти БЛА одновременно только для наблюдения за этим ударом.


Наиболее массовыми задачами для российских беспилотников в Сирии являлась разведка целей для ударов авиации, оценка урона, корректировка артиллерийского огня сирийской артиллерии. Последняя задача является сейчас одним из приоритетных направлений использования беспилотников в Российской армии. Имеются многочисленные видеокадры наблюдения с беспилотников результатов стрельбы как ствольной, так и реактивной артиллерии в Сирии.


Даже у армии позднего СССР средства воздушной корректировки артиллерийского огня в реальном времени были практически не развиты. В России до внедрения современных БЛА они отсутствовали полностью. На нынешнем этапе появилась возможность корректировать огонь всех типов артиллерии, включая дальнобойные реактивные системы залпового огня “Смерч” и оперативно-тактические ракетные комплексы. Программное обеспечение беспилотников “Орлан-10” и “Форпост” приспособлено для этой задачи, и они могут быть интегрированы в автоматизированные системы управления огнём артиллерии. Беспилотники более лёгкого класса имеют меньшие возможности и используются для корректировки миномётного огня.


Для Сухопутных войск России, по-прежнему привыкших полагаться на артиллерийский огонь, широкое применение беспилотников может значительно повысить огневую мощь. Неизвестно, использовались ли в Сирии системы целеуказания с беспилотников для корректируемых артиллерийских снарядов, но такие разработки также уже проходят испытания.


Более тяжёлые комплексы “Форпост”, оснащённые мощной оптикой, в подавляющем большинстве случаев использовались для наблюдения и контроля ударов по наиболее приоритетным целям. Это позволяло вести скрытое наблюдение со средних высот и расстояния, оставаясь незамеченными. Это не всегда возможно с более лёгкими беспилотниками, которые вынуждены следить за целями с меньших дистанций.


Выполнялись ими и другие задачи, от аэрофотосъёмки и 3D-картографирования местности до сопровождения гуманитарных конвоев и поисково-спасательных операций. Так, после того, как вблизи границы с Турцией в горной местности упали обломки сбитого самолета Су-24М2, выживший член экипажа был обнаружен беспилотником «Орлан-10». Быстрое обнаружение позволило эвакуировать травмированного штурмана с территории, контролируемой вооружёнными отрядами оппозиции. Операторский расчет беспилотника был награждён государственными наградами России.


Первоначально беспилотные комплексы размещались на авиабазе Хмеймим в Латакии. По мере расширения российского участия в наземной операции они были рассредоточены по территории Сирии. Смешанные подразделения, включающие БЛА “Форпост”, требовали взлётно-посадочной полосы, поэтому размещались обычно на авиабазах. В период проведения наступления на восточную часть Алеппо с августа 2016 года одно из таких подразделений было расположено в международном аэропорту Алеппо. Известно также о базировании российских беспилотников на авиабазе Т-4 недалеко от Пальмиры, где они использовались в боевых действиях против ИГИЛ. Размещение беспилотников ближе к линии фронта позволяло применять их с большей оперативностью и увеличить время нахождения над целью.


Использование разведывательных БЛА Россией в Сирии оценивается как успешное. В то же время, операция продемонстрировала критический недостаток - отсутствие у России ударных беспилотников. Помимо БЛА коалиции США в Сирии уже используются израильские, иранские и турецкие ударные беспилотники среднего класса, а также импровизированные сверхлёгкие беспилотные бомбардировщики из коммерческих компонентов, разработанные террористами ИГИЛ.


В России проводятся эксперименты оснащения “Орлан-10” планирующими управляемыми контейнерами, которые могут использоваться, в том, числе и для ударных задач. Но ограниченная полезная нагрузка (не более 5 кг) делают их не слишком эффективными в этой роли. Нет достоверных сведений, что даже эти экспериментальные разработки применялись в Сирии.


Стартовавшие по заказу Министерства обороны в 2011 году разработки семейства специализированных средних и тяжёлого беспилотников всё ещё далеки от завершения. Работы над комплексами взлётной массой 1-2 тонны и 5 тонн ведутся, и их прототипы выполняют полёты, хотя и не начали ещё испытания вооружений. Темпы создания самой тяжёлой платформы - 20-тонного беспилотника ещё ниже, и он пока к полётам не приступил.


Можно надеяться, что накопленный в Сирии опыт реального боевого применения разведывательных беспилотников поможет в освоении ударных беспилотников после поступления их в вооружённые силы России. Они будут интегрироваться в уже имеющуюся обширную инфраструктуру применения беспилотных аппаратов. Это позволит России сократить своё отставание в этой важнейшей сфере.


Как и другие пользователи военных БЛА, российское командование с удовольствием заметило, что их потери не становятся большими новостями и не вызывают никаких проблем с общественным мнением. Несмотря на то, что известно о потери в Сирии по крайней мере 10 российских беспилотников, реакция на это практически отсутствовала. Кроме того, летательные аппараты легко восполнимы, так как они являются лишь частью комплекса.


Первый из российских БЛА был потерян в Сирии 20 июля 2015 года, за два месяца до официального начала военной операции там. Сбитый в горах Латакии БЛА “Элерон-3СВ” состоит на вооружении Сухопутных войск. Он является лёгким аппаратом тактического звена, применяющимся из боевых порядков и имеющий дальность до 15 километров. Не ясно, был ли он передан сирийским войскам, или же применялся российскими специалистами. Вплоть до настоящего времени не сообщалось, что какие-либо модели российских беспилотников передавались сирийским правительственным силам или их союзникам.


Примерно в эти же дни там же был потерян другой российских беспилотник неизвестной модели. Судя по полезной нагрузке, он был предназначен для трёхмерного картографирования местности, что могло понадобиться для подготовки к авиационной кампании.


Ещё один похожий БЛА был сбит турецкими ВВС при пересечении им границы с Турцией в районе Латакии 16 октября 2015 года, уже после начала российской операции. Несмотря на то, что он имеет характерные для российских военных БЛА окраску и маркировку, соотнести его с каким-либо из состоящих на вооружении моделей не удалось. Возможно, это была специализированная или экспериментальная модель.


То, что в ходе операции были испытаны не только серийные, но и экспериментальные образцы известно из сообщений о применении в Сирии российских беспилотников на водородном топливе. Использовавшийся аппарат с альтернативным топливом является всего лишь прототипом и в нынешнем виде не годится к принятию на вооружение. Тем не менее, без заинтересованности в нём Министерства обороны его опробование в Сирии вряд ли было возможно. В октябре 2016 года в провинции Латакия также был обнаружен приземлившийся неповреждённым БЛА «Птеро» . Он не состоит на вооружении Министерства обороны и является коммерческим образцом, который используется для проведения аэрофотосъёмки.


Все остальные потерянные беспилотники относятся к хорошо известным разведывательным типам, состоящим на вооружении России. Обращает на себя внимание, что они в большинстве случаев не имели следов боевых повреждений - пулевых и осколочных пробоин. Разрушения были получены от столкновения с землёй, а в ряде случае они обнаружены неповреждёнными. Это скорее всего свидетельствует о значительной доле потерь по техническим причинам. Ими обычно являются неполадки с двигателем или бортовой электроникой. Большинство потерянных “Орлан-10” имели сильные следы износа и полевых ремонтов, характерные для интенсивного использования. Известно, что в некоторых случаях они многократно превышали назначенный им ресурс в 100 полётов.

Таблица 1. Известные потери российских беспилотников в Сирии

Примечания

Turkey, near Latakia

Shot down by a Turkish F-16

Ramouseh, Aleppo



Рекомендуем почитать

Наверх