Верхним абсолютным порогом ощущений называется. Количественные характеристики ощущений. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Вопросы 11.07.2020

Известно что не всякий раздражитель вызывает ощущения: он может быть так слаб что не вызовет никакого ощущения. При превышении верхнего абсолютного порога раздражитель приносит болевые ощущения человек не понимает качество стимула. Выражается величиной раздражителя превышение которой дает ответную реакцию организма прежде всего в форме осознания ощущения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


  1. Абсолютные и различительные пороги ощущения

Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Различают абсолютные и различительные пороги ощущений или пороги ощущений и различий.

Известно, что не всякий раздражитель вызывает ощущения: он может быть так слаб, что не вызовет никакого ощущения. Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение. Эта нижняя минимальная интенсивность раздражителя называется нижним абсолютным порогом. Наряду с нижним, существует и верхний абсолютный порог, то есть максимальная интенсивность, при которой еще осознается качественная специфичность стимула. При превышении верхнего абсолютного порога раздражитель приносит болевые ощущения, человек не понимает качество стимула. Эти пороги различны не только для различных модальностей ощущений, но и в пределах одной и той же модальности могут различаться у разных людей, у одного и того же человека в разное время, при различных условиях.

Пороги чувствительности существенно сдвигаются в зависимости от отношения человека к той задаче, которую он решает, дифференцируя те или иные чувственные данные. Один и тот же физический раздражитель одной и той же интенсивности может оказаться и ниже, и выше порога чувствительности в зависимости от того, какое значение он принимает для человека: появляется ли он как безразличный момент окружения или становится значимым показателем его деятельности.

До нижнего абсолютного порога существует субсенсорная зона, где стимул уже воспринимается, но еще не осознается.

Различительный порог (дифференциальный) характеризуется той минимальной разницей между двумя стимулами, при которой они ощущаются как разные (влияние профессий, и т. п.)

Пороги ощущений - качественные показатели чувствительности анализатора. Выделяют абсолютный (верхний и нижний) и различительный пороги.

Абсолютный порог — вид сенсорного порога, описанный Г. Фехнером. Характеризует чувствительность сенсорной системы. Выражается величиной раздражителя, превышение которой дает ответную реакцию организма, прежде всего в форме осознания ощущения. Для определения абсолютного порога используются методы постоянных раздражителей, минимальных изменений, средней ошибки.

Дифференциальный порог — сенсорный порог, характеризующийся минимальным различием между двумя раздражителями, воспринимающимися как различные или на которые может быть сформированы две различные реакции. Принято количественно выражать дифференциальный порог в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для наблюдателя.

Нижний абсолютный порог ощущений характеризуется той минимальной величиной стимула, при котором возникает ощущение (минимальная интенсивность раздражителя).

– даёт количественное выражение чувствительности: чувствительность рецептора выражается величиной, обратно пропорциональной порогу.

Верхний абсолютный порог ощущения характеризуется том максимальной величиной стимула, при которой ещё возможно ощущение качественной характеристики стимула (максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества).

  1. Фазовая динамика формирования перцептивного образа и методы её исследования.

Одним из первых экспериментальных исследований развертывания параметров перцептивного образа была работа Ланге «Законы перцепции». Эксперименты: измерение дистанции, освещенности, времени экспозиции, изменение положения объекта в поле зрения (из периферии в область наилучшего видения)

По Ланге:

1. min sensible - нечто появилось на фоне

2. min separabile - более четкое выделение, вычленение отдельных элементов

3. min cognoscibile –минимальное узнавание – человек понимает, что это такое.

Динамика перцептогенеза исследовалась в школе Бехтерева, Ананьевым, Александровой и, наконец, Ломовым, который уточнил и дополнил схему:

  1. Различение положения предмета и грубая оценка его общих пропорций
  2. Мерцание формы
  3. Различение резких перепадов кривизны
  4. Глобально-адекватное восприятие, в котором форма представления без деталей
  5. Адекватное отражение формы во всей полноте деталей её контура

Однако данная последовательность этапов была выявлена только в ситуации улучшения внешних условий восприятия и охватывает только зрительную модальность.

Была исследована фазовая динамика становления перцептивного образа при снятии внутренних помех, с помощью улучшения условий процесса симультанионирования (одновременного воспроизведения) образа, методика поэлементного кинопредъявления частей контура при постепенном нарастании скорости проекции, а также в тактильной модальности. Был обнаружен ряд особенностей для каждого случая (отсутствие мерцания формы, стадия разомкнутости контура), но в целом существует общая закономерность стадиальности перцептогенеза.

Веккер соотнес экспериментальный материал и выделил 4 этапа:

  1. аморфная и вариативная структура замкнутого контура, при зрительном восприятии включающая эффект мерцания формы
  2. выделение резких сдвигов кривизны, выраженное, в частности, переходом одной прямой в другую
  3. грубое воспроизведение общей формы при некоторых нарушениях пропорций, углов и смещенных деталей
  4. адекватное воспроизведение формы

Фазовая динамика формирования перцептивного образа и методы её исследования.

Имеет 4 этапа:

1) обнаружение (нечто есть) «этап аморфного пятна»

2) Различение (предмет есть на фоне) «фаза мерцания формы»

3) идентификация (резкие углы) «перепады кривизны»

4)Опознание знакомых объектов (полная информация)

Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов):

– от нерасчленного ощущения ("что-то мелькнуло", "что-то коснулось кожной поверхности", "появился какой-то звук", "чем-то пахнет" и т. д.)

– к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления),

– к адекватного оригиналу.

Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса ощущения. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле. ощущения. (м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. "пустой взор"). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.В поведении и деятельности человека В. - необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность - основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности ).

Методы: уменьшение времени предъявления стимула, снижение интенсивностных характеристик.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2256. Абсолютные и относительные показатели 21.66 KB
Первичной формой выражения статистических показателей являются абсолютные величины. Абсолютные величины характеризуют численность совокупности и объем размер изучаемого социальноэкономического явления в определенных границах времени и места. Абсолютные величины подразделяются на две группы: абсолютные величины характеризующие объем явления на определенную. абсолютные величины характеризующие объем явления за определенный период времени результат процесса.
10638. Расстройства ощущения и восприятия 38.67 KB
Экстероцептивные рецепторы зрительные слуховые обонятельные тактильные вкусовые дают человеку сведения об окружающем мире Интероцептиные – о состоянии внутренних органов и систем проприоцептиные – о положении тела в пространстве и совершаемых движений. Гипестезия – ослабление ощущений при котором сильные раздражители воспринимаются как слабые яркий свет как тусклый сильный звук как слабый резкий запах как слабоощутимый и т. Гиперестезия – усиление ощущений при которой наблюдаются противоположные описанным при гипестезии явления.
3452. Зрительные ощущения и их роль в сенсорной организации человека 10.77 KB
Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко: оболочки 1фиброзная – защитная и формообразующая функции: роговица – передняя часть прозрачная; выпуклая сферичная – оптическая функция и защитная склера – белочная оболочка – соединительнотканная оболочка белесого цвета защитная функция и место прикрепления мышц. Содержимое глазного яблока: 4водянистая влага – заполняет переднюю и заднюю камеру; оптическая среда и участвует в питании роговицы и хрусталика глаукома 5хрусталик – обеспечивает...
3571. Вестибулярные ощущения и их роль в ориентировке тела в пространстве 10.58 KB
Вестибулярные ощущения отражают изменение положения тела относительно плоскости Земли а также перемену ускорения. Статикодинамические ощущения вестибулярные ощущения равновесия – это ощущения которые правильно ориентирует человека при наличии земного притяжения возникают в результате деятельности вестибулярного анализатора. Рецептор: вестибулярный аппарат волосковые клетки Функции: отражает информацию о состоянии тела в пространстве его позы его пассивных и активных движений равно как и движений отдельных частей тела...
3700. Кинестетические ощущения и их роль в построении образа тела 17.05 KB
Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих частей тела. Взаимодействие: тактильные зрительные Собираемая информация: отражение положения частей тела отражение – анализ пассивных движений особенно при статическом напряжении мышц анализ и синтез активных движений. Ощущения движения отдельных частей тела кинестетические ощущения вызываются...
19118. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия 26.63 KB
Классификация нарушений ощущений и восприятия характеристика их проявлений причины возникновения и возможные последствия. Методы коррекции нарушений процессов ощущения и восприятия. Восприятия характеризуется активностью пристрастностью и мотивацией. Особенным отличием восприятия является то что даже при наличии только частичной сенсорной информации в восприятии формируется целостный предметный образ.
3584. Дистантные ощущения: их виды и роль в познании окружающего мира 10.12 KB
К дистантным ощущениям относят зрение слух и обоняние. Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света то есть по воззрениям современной физики электромагнитных волн длиной от 390 до 780 нм. Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн которые порождаются звучащим телом и представляют собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.
3499. Слуховые и вибрационные ощущения: общность происхождения и специфика отражения реакций 8.36 KB
Так прародителем таких разных видов чувствительности как слух и тактильная чувствительность являются вибрационные ощущения. Вибрационные ощущения возникают при колебаниях окружающей среды в диапазоне низких частот. Ощущения звука возникают при больших частотах.

Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и практики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение - значит найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность.

Человек из своего жизненного опыта знает, что не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущение. Например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 ООО Гц) не порождают слуховых ощущений. При этом говорят, что эти звуковые сигналы находились за порогами слышимости человеческого слуха. Здесь речь идет о нижнем и верхнем порогах.

Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов:

  • зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м;
  • слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м;
  • ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, НВ расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах).

Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) - это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру с 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на Г), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры равен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона).

Примеры относительных порогов ощущений:

  • изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это значит, что для появления ощущения изменения веса необходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть);
  • изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003.

Величина порогов обусловлена рядом факторов :

  • характером деятельности человека (дегустатору подвластна значительно большая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям);
  • мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более слабые входные раздражители);
  • возрастом (зрелые годы ухудшают возможности вкусового анализатора);
  • уровнем гуманитарного образования и общей культуры (глаз «среднестатистического» японца различает больше оттенков цвета, чем глаз среднего человека мира).

С понятием порога тесно связано понятие «чувствительность». Если у какого-то человека при воздействии слабого раздражителя ощущение появляется раньше, чем у других, то говорят, что он обладает более высокой чувствительностью к раздражителям данной модальности. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность.

Абсолютная чувствительность АЧ вводится как величина, обратно пропорциональная абсолютному порогу АП ощущений:

Относительная (разностная) чувствительность ОЧ - это чувствительность к изменению раздражителя R, действующего в данный момент на органы чувств человека. В математической форме это выражается следующим образом: ОЧ = AR/R, где AR - величина, на которую должен измениться раздражитель R, чтобы у человека появилось ощущение такого изменения.

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности (рис. 5.6).

Рис. 5.6.

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера - Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Константы Вебера для разных органов чувств составляют: 2 % для зрительного анализатора, 10 % для слухового (по интенсивности) и 20 % для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заметить изменение освещенности порядка 2 %, в то время как для изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10 %.

Закон Вебера - Фехнера определяет, как меняется интенсивность ощущений при изменении интенсивности раздражения. Он показывает, что эта зависимость носит не линейный, а логарифмический характер.



Рекомендуем почитать

Наверх