Стандартные размеры дорожек в парке. Дорожки и площадки. Различные способы обустройства. Технология строительства дорожек и площадок

Вопросы 10.03.2020
Вопросы

При планировании любого объекта благоустройства невозможно обойтись без основных элементов – дорожек, которые предназначены для прогулок и площадок – мест для отдыха. Не стоит забывать о том, что они могут нести важную функцию и отводить ливневые и талые воды.

Виды садово-парковых дорожек

Принято разделять дорожки на 5 классов :

дорожка первого класса – главная. Именно на них возложена основная функция — принимать наибольшее количество людей;

дорожка второго класса – выполняют вспомогательную роль. Все они отходят от главных, их создают для того чтобы посетители равномерно расходились по территории;

дорожка третьего класса – они наполняют всю территорию, являются элементами, которые собирают в единую картину разрозненные элементы – отдельные площадки, важные точки с открывающимися видами;

дорожка четвертого класса – скорее всего, Вы уже догадались, что это узенькие тропинки, созданные для возможности уединиться;

дорожки пятого класса – они выполняют вспомогательную роль, существуют для обеспечения хозяйственных нужд, связанных с уходом за зелеными насаждения, возведенными постройками, при наличии мест общественного питания – для подвоза продуктов питания и, конечно же, с их помощью подвозят необходимые стройматериалы и т.д.

Если рассматривать парки в городской черте и лесопарки, то без особого труда можно найти все 5 классов.
Для бульваров, садов с ограниченными территориями, скверов чаще используют 3 первых класса.
В городских микрорайонах наиболее часто встречаются 3 и 4 классы.
В процентном соотношении аллеи и дороги на объекте покрывают площадь от 5-25% всей территории.

В зависимости от функций, возложенных на территории, количеством посетителей, создают необходимое число дорог, определенного класса и их соответствующих конструкций.
Наиболее принятым размером главных дорог является ширина от 15 метров и более. Для 2 класса – от 4,5 до 15м, 3-й класс – от 2,5 до 5метров. Вне всякого сомнения, необходимо учитывать площадь каждого отдельного объекта. Важно чтобы все было в гармонии.

Для того чтобы дорожки выполняли роль водоотвода, их делают с уклоном, который зависит от используемого при укладывании дорожки материала. Для высококачественных покрытий, с легкостью справляющихся с поставленной задачей, поперечный уклон делают небольшим.
Если это бетон, плитка или асфальт, то уклон берут в 0.015-0.02. Мелкий щебень – от 0.03 до 0.06 – надо учитывать ширину дороги. Когда вопросами укладки покрытия занимаются профессионалы, они делают их выпуклыми:
1. с двухскатным;
2. односкатным профилем.

Первый вариант используют для дорог 1-2 классов.
Второй чаще применяют для дорог, устроенных на склонах.
Не стоит забывать о том, что есть ограничение для продольного уклона на дороге, которое не может превышать показатель в 0.07 – подразумевается, что на каждые 10метров длины территории перепад рельефа равен 70 сантиметрам. Если идет превышение указанной нормы, то в обязательном порядке, для облегчения передвижения, делают лестницы.

При проектировании дорог, необходимо грамотно решить их соединение с участками, где присутствуют зеленые насаждения. Для районов, на которые приходится обильные осадки, рекомендуется делать дорожки ниже или хотя бы на одном уровне с благоустраиваемой территорией.

В обязательном порядке должны быть лотки по всей длине дорог, в которые будет собираться вода. Это позволяет избегать скопления излишней воды, что может повлечь за собой замедление роста насаждений и привести к заболачиванию участка.

На территориях с меньшим количеством осадков, необходимо делать дороги немного выше остальной площади и без лотков для сбора воды. Таким образом, растения получают дополнительную влагу, столь необходимую для полноценного роста и развития.

Виды садово-парковых площадок

Площадки – неотъемлемый элемент при создании проекта озеленения. Они выполняют различные функции, используются как для спокойного времяпрепровождения, так и для шумных событий и т.п.
Когда речь заходит о площадке для отдыха, то она может отличаться по своей функциональности:
детская площадка (специалисты рекомендуют размещать их на небольших, сухих, расположенных на возвышенности, территориях);

— для отдыха взрослых людей (наиболее развитый тип площадок);

— для хозяйственных нужд (устраивают на крупных объектах озеленения);

— площадки или поляны, где проходят массовые гуляния или игры.

Основные типы конструкции дорожек и площадок

Дорожки в садах и парках, как и площадки, состоят из:

1. Земельного полотна.
2. Одежды.
3. Водоотвода.

1. Земельное полотно – это углубление, образованное после того как вынимается грунт в строгих рамках, соответствуя размерам запланированных дорожек, площадок и высоты «одежды» дорог.

2. Дорожная одежда в свою очередь имеет несколько составляющих:
— подстилающий слой;
— основание;
— покрытие.

Подстилающий слой — для него используется песок, как материал с хорошими способностями пропускать лишнюю воду, смягчает нагрузки, оказываемые людьми при их перемещении.

Основание – именно этот элемент является самым главным, в зависимости от того какое будет выбрано основание для дорожной одежды, можно рассчитать срок ее службы. Благодаря основанию регулируется — насколько равномерно будет распределена нагрузка на полотно земли. Материалом для основания чаще всего выбирают:
— щебень;
— битый кирпич;
— дробленый гранит;
— металлургические шлаки.

3. Покрытие – самая верхняя часть конструкции дорожной одежды, которая принимает на себя основной «удар». При выборе покрытия следует учитывать основные требования к нему:

— не подверженное размоканию в мокрую погоду;
— не образующее пыль в засушливую погоду;
— должно быть долговечным;
— обладать декоративным видом.

В свою очередь дорожное покрытие разделяют на:

простейшие (из щебня, гравия, смеси грунта с порошком цемента);

усовершенствованные (выполнены из бетона, камня, керамических плит, кирпича, в определенных условиях используют монолит из бетона и асфальта).

Как уже становится понятно из материала, используемого в усовершенствованных дорожных покрытиях, их укладывают в местах, где будет проходить наибольшее количество людей, поэтому они должны стойко выносить все нагрузки.
Сейчас можно увидеть, что отдается предпочтение покрытиям, собранным из отдельных элементов. Они считаются простыми и удобными при использовании, при этом улучшают микроклимат территории, потому как в швы между плитками хорошо просачивается вода и есть доступ воздуху, в отличие от плотного слоя бетона или асфальтового покрытия.

Лидирующую позицию среди самых прочных, с высокими декоративными характеристиками материалов, занимают плиты из естественного камня. Плиты из камня и разнообразный рисунок укладки придают живописность таким покрытиям.
Логично использовать его именно там, где он добывается – это позволит значительно минимизировать материальные затраты, при этом создав роскошный элемент благоустройства.

Декоративными, прочными, но сравнительно дорогостоящими являются покрытия из красного строительного кирпича или клинкера.

На многих объектах озеленения устраивают покрытия из бетонных или каменных плит неправильной формы – «брекчиево» мощение.

Покрытие из сборных элементов обычно делают на основании из хорошо утрамбованного щебня, или просто на песчаном основании толщиной не < 10 сантиметров. На главных дорожках плиты обычно укладывают на цементный раствор по щебеночному основанию, оставляя минимальные зазоры между ними. На дорожках, выполняющих роль второго плана и вспомогательных, на площадках для отдыха, плиты можно укладывать не вплотную, а с промежутками в 2 – 3 см. Швы между плитками в этом случае заполняют растительной землей и засеивают семенами газонных трав. Выросшую траву скашивают одновременно со скашиванием газона. Такое покрытие в сочетании с газоном, цветниками и насаждениями отличается высокой декоративностью. Кроме того, оно более экономично по сравнению с покрытием, где плитки уложены впритык.

Покрытия простейшего типа предусматриваются обычно на второстепенных по значению дорожках. Дорожки с такими покрытиями имеют ряд недостатков: в дождливую погоду размокают и поэтому трудно проходимы, в сухую погоду пылят и требуют постоянного увлажнения.

Одежда дорожек и площадок с простейшим покрытием должна состоять из четырех слоев. Толщина нижнего слоя принимается не менее 6 см, причем берется щебень крупных фракций (диаметр зерен 2 см). Слой верхнего покрытия из высевок должен устраиваться толщиной не менее 1 – 2см.

Дороги, дорожки, тропы, площадки - одни из важнейших планировочных элементов объекта ландшафтной архитектуры. Анализ проектных решений и натурные обследования садово-парковых территорий показывают, что дорожная сеть и площадки занимают 10-20 % от всей площади объекта, а относительная протяженность дорог составляет 300 - 400 м на 1 га.

Технология устройства дорожек и площадок .

При устройстве садово-парковых дорожек и площадок с различными типами покрытий соблюдается ряд общестроительных норм и правил.

Сначала вся дорожно-тропиночная сеть с площадками выносится в натуру в соответствии с проектом и разбивочным чертежом планировки с применением геодезических инструментов и приборов.

Выносятся трассы основных дорог по их осям с привязкой к основным базисным линиям. Затем проверяются продольные уклоны в соответствии с проектом вертикальной планировки, и закрепляются в натуре точки пересечений дорожек, поворотов и радиусов закруглений, а также переломов рельефа. В дальнейшем проводится комплекс земляных работ по вырезке "корыта" и планировке полотна дорожки в соответствии с требуемыми уклонами.

После подготовки дорожного полотна и корыта для площадок вновь необходимо проверить продольные уклоны поверхности.

Затем отбиваются границы сооружений, размечаются в натуре колышками и натягиваемым шпагатом.

Важным моментом является создание поперечного профиля дорог. Поперечный профиль небольших дорожек создается вручную с помощью специально вырезанного шаблона из толстой фанеры с заданным профилем.

Все микрорельефные изменения на поверхности полотна выравниваются, строительный мусор выбирается или может быть частично использован при устройстве основания.

Поверхность полотна уплотняется моторными катками. Грунтовая поверхность полотна дороги или площадки считается готовой и хорошо укатанной, если тонкие круглые предметы - гвозди, проволока и др. - вытаскиваются из грунта без нарушения его целостности.

Покрытиям дорожек и площадок в садах и парках, на объектах ландшафтной архитектуры городских центров, жилой и промышленной застройки придается очень большое значение в связи с общим композиционным решением объекта.

Покрытия должны быть разнообразны по своему рисунку, окраске, материалам. Поверхность дорожек и площадок воспринимается посетителем с различных точек - с видовой площадки, с плоских крыш зданий или с террас. Разнообразие типов покрытий на небольшом объекте может создать иллюзию масштабности и как бы увеличить его площадь. Величина, габариты аллей, дорог, троп, площадок, рисунок их покрытий, форма и пропорции их элементов, сам материал, из которого сделаны покрытия, должны соответствовать общему композиционному решению объекта и закономерностям построения пейзажа.

Дорожно-тропиночная сеть, площадки, аллеи обычно подразделяются на классывзависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий. Выделяются 6 классов дорог, дорожек, аллей:

1класс - главные дороги и аллеи, по которым распределяются основные потоки посетителей объекта; они обычно предусматриваются как основные маршруты движения по объекту и воспринимают большие нагрузки от посетителей. Конструкция этого типа дорог должна быть очень прочной, выполненной из мало изнашиваемых материалов.

2 класс - второстепенные дороги, дорожки, аллеи, предназначены для соединения различных узлов объекта и более равномерного распределения посетителей, подведения их к главным маршрутам движения, площадкам отдыха и спорта, видовым точкам объекта и другим элементам планировки.

Интенсивность движения по второстепенным дорожкам, их пропускная способность ниже, чем на главных. Однако покрытия таких дорожек должны быть декоративными, так как они по своим функциям выполняют важную планировочную роль.

3 класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы, служат для соединения второстепенных планировочных элементов объекта, играют роль переходов, подходов к сооружениям, к цветникам, являются «ответвлениями» от главных и второстепенных маршрутов движения. Интенсивность движения на дополнительных дорожках снижается в сравнении с дорожками первых двух классов. Конструкции и покрытия таких дорожек делаются упрощенными.

4 класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы;

5 класс - дороги для конной езды ;

6 класс - хозяйственные дороги и проезды;

Каждому классу дорог соответствуют свои габариты - протяженность и ширина. Ширина садово-парковой дороги играет существенную роль, поскольку связана с посещаемостью объекта и интенсивностью движения посетителей.

Важное значение имеет величина пропускной способности садово-парковых аллей и дорог, особенно I и II классов, в связи с интенсивностью движения посетителей. Поэтому важно рассчитать габариты дорог и площадок.

Площадки в садах и парках имеют определённое назначение, используются посетителями в различных целях и подразделяются на следующие категории:

Площадки тихого отдыха, группового, одиночного, для тихих игр посетителей разных возрастов, в том числе для созерцания пейзажей;

Площадки активного отдыха, семейного или коллективного, группового, площадки для игр, для пикников, зрелищ, проведения массовых мероприятий;

Детские площадки различного возрастного состава: первичные, для дошкольников, для младших школьников, для старшего школьного возраста и молодежи;

Спортивные площадки: футбольные поля, для игры в гольф, для волейбола и баскетбола, тенниса, городков, специальные площадки для игры в шахматы и шашки;

Хозяйственные площадки, предназначаемые для установки передвижных служебных помещений, бытовок, раздевалок, хранения оборудования и инвентаря; площадки для контейнеров с мусором; площадки для складирования компоста, удобрений; площадки для прикопа посадочного материала; площадки, занятые теплицами и т. п.

Все площадки имеют различные типы конструкций и покрытий в зависимости от нагрузок на поверхности, посещаемости, интенсивности движения, частоты проводимых мероприятий.

Типы покрытий для дорожек и площадок

Покрытия из бетонных плиток. Покрытие дорожек и площадок из бетонных плит - одно из наиболее распространенных в садово-парковом строительстве.

Бетонные плиты изготавливаются индустриальным способом в заводских условиях и поэтому являются наиболее дешевым материалом для покрытий дорожек и площадок. Бетонные плитки изготавливаются методами:

Прессования;

Вибропрессования;

Вибропроката;

Вибрирования.

Возможно изготовление плит ручным способом в специальных формах, однако это приводит к удорожанию на 60 % стоимости.

Форма бетонных плиток и их размеры чрезвычайно разнообразны. Их делают по форме квадратными, круглыми, шестигранными, трапециевидными, треугольными, неправильными многогранниками.

Помимо разнообразия форм и размеров плитки изготавливаются разных цветов и оттенков, что достигается введением в бетон красителей или добавок в виде цветных цементов или цветного песка,

Поверхность плиток может быть обработана специальными матрицами, с помощью которых наносится декоративный орнамент. Фактура плиток становится чрезвычайно разнообразной.

Большим разнообразием отличаются плитки с обнаженным заполнителем, в качестве которого применяются галька, гравий различных фракций. Такие плитки изготавливаются на заводах и широко используются в садово-парковом строительстве.

Дорожки и площадки с покрытием из специальных смесей

При устройстве дорожек и площадок с насыпными (набивными) конструкциями большое значение придается устройству опорных бровок по границам и контурам.

Бровку устраивают вдоль границ дорожки путем подсыпки валика из растительной земли, Высота валика должна составлять не менее 15 см. Валик земли плотно утрамбовывается, и по его поверхности расстилается лента дерна с наклоном в сторону дорожки или площадки.

Вместо опорной бровки из земли устраивается бордюр, или садовый поребрик, из камня, бетона. На главных дорожках и площадках производится стационарная установка бордюра бортового камня.

После установки бордюра и подготовки полотна по поверхности рассыпается слой щебня. Слой щебня выравнивается в соответствии с поперечным и продольным профилем дорожки.

Песчано-гравийные и грунтоцементные смеси укладываются по заранее подготовленному и спрофилированному грунтовому основанию.

Освещение территории.

Освещение предназначено для обеспечения безопасного движения пешеходов в вечернее время по дорожкам и аллеям, создавая тем самым комфортные условия для вечерних прогулок.

При освещении парковых территорий следует различать осветительные установки, выполняющие утилитарные и декоративные функции.

Установки утилитарного значения обеспечивают освещение путей передвижения пешеходов.

Установки декоративного значения предназначены для высвечивания сооружений, скульптур, фонтанов, водоёмов, деревьев, кустарников, цветников.

Освещению следует отводить одну из важных ролей в создании ландшафтно-архитектурного облика вечернего парка. При этом все элементы освещения должны быть эстетически привлекательными в дневное время.

При освещении парковых территорий используют разнообразные источники света. Светильники с натриевыми лампами создают освещение золотисто-оранжевого оттенка предмета и создают «тёплые» тона. Светильники с ртутными лампами освещают предметы голубовато-зелёным цветом и создают «холодные» тона.

Для освещения цветников важным является подбор спектрального состава источников света с учётом цветовой гаммы растений. Для освещения деревьев и кустарников используются лампы накаливания в 300, 400, 500 Вт, ртутные лампы в 250 Вт, расположенные на высоте в 1-1,5 м.

Ступени лестниц, участки газонов, цветники, группировки деревьев и кустарников рекомендуется освещать низко расположенными светильниками. Такие светильники могут иметь форму грибов, шаров, цилиндров различной высоты и конфигурации. В дневное время такие светильники играют роль малых архитектурных форм.

Освещение садово-паркового объекта разрабатывается по специальному проекту и создается с помощью системы подведенных к светильникам электрических кабелей, проложенных в траншее.

Выбор источника света основан на экономичности установки и правильной цветопередаче. Опоры для парковых светильников бывают металлическими или железобетонными. Их устанавливают на газонах в одном ряду с деревьями. Осветительную сеть прокладывает, подключает к источнику питания и сдает на включение заказчику специальная строительно-монтажная организация.

Проектирование и создание дорожно-тропиночной сети является важной частью в процессе создания поместья. Дорожно-тропиночная сеть даёт Вам возможность добраться до каждого объекта Вашего поместья самым удобным и кратчайшим путём. Она образует некие путеводные нити, которые объединяют в единый ансамбль все функциональные зоны поместья и другие элементы ландшафтного дизайна, находящиеся на Вашем участке. Красивые и удобные дорожки позволяют достичь завершённости всего художественного облика Вашего поместья.

Проектирование дорожно-тропиночной сети осуществляется на этапе проектирования всего поместья. Большое значение имеет протяжённость дорожной сети. Анализируя различные проектные решения и исследуя садово-парковые территории, можно сделать вывод, что дорожная сеть и площадки занимают 10 – 15%, а иногда их протяжённость достигает 20% от всей занимаемой площади участка. Относительная протяжённость дорожек на 1 га составляет примерно 300 – 400 м.

Ширина дорожек и площадок различна в разных частях участка и зависит от их назначения. По функциональному назначению все дорожки можно подразделить на две большие группы: утилитарные и декоративные.

  1. Утилитарная группа дорожек.

К этой группе дорожек относятся все дорожки, которые соединяют все хозяйственные постройки и активно эксплуатируются в течение года. К этой группе также относятся все подъездные дороги и дорожки к площадкам для автотранспорта.

  1. Декоративные дорожки.

Данный тип дорожек используют, прежде всего, для украшения поместья. Они прокладываются для совершения прогулок, позволяющих Вам наслаждаться красотами поместья.

Классификация дорожек по функциональному назначению

В садово-парковом дизайне дороги, дорожки и аллеи в зависимости от их функционального назначения можно разделить на 6 классов.

I класс - главные дороги и аллеи. К этому классу относятся такие дороги и аллеи, по которым проходит основной поток посетителей объекта. Они используются в качестве основных маршрутов движения посетителей, и поэтому должны выдерживать большие нагрузки. Из этого следует, что они должны быть достаточно широкими и их конструкция должна быть очень прочной. Покрытие таких дорог и аллей должно быть прочным и декоративным. Для этих целей используются мало изнашиваемые материалы, такие как плиты, камни и др.

II класс - второстепенные дороги, дорожки и аллеи. Они соединяют различные узлы объекта и подводят посетителей к главным маршрутам движения по объекту, площадкам для спорта и отдыха, подводят к различным видовым точкам и другим элементам планировки объекта. Интенсивность движения пот таким дорогам, дорожкам и аллеям меньше, чем на главных. Эти дорожки уже, нежели главные, поэтому пропускная способность их также меньше. Покрытие таких дорог, дорожек и аллей может быть менее прочным, чем на главных, но не менее декоративным.

III класс - дополнительные дороги, дорожки, тропы. Дополнительные дороги, дорожки и тропы этого класса используют для соединения различных второстепенных объектов. Они играют роль переходов и подходов к различным сооружениям и цветникам, а также являются «ответвлениями» от главных и второстепенных дорог и дорожек. Интенсивность движения на дорогах, дорожках и тропинках данного класса ниже, чем на двух предыдущих. В этом классе можно использовать конструкцию и покрытия дорожек более упрощёнными.

IV класс - велосипедные прогулочные дороги и тропы. IV класс дорог и троп используется обычно в парках и лесопарках. Они располагаются на отдельных полосах главных дорог и аллей. Основной целью сооружения таких дорог и аллей являются прогулки, осмотр достопримечательностей, иногда используются для спортивных соревнований. Конструкция для велодорог должны быть прочными и устойчивыми.

V класс - дороги для конной езды, в экипажах, на санях, верхом. Дороги этого класса предназначаются для прогулок и осмотра достопримечательностей, для занятий конным спортом. Обычно они используются в больших парках, лесопарках и спорткомплексах. Дороги этого класса должны иметь специальные типы покрытий.

VI класс - хозяйственные дороги и проезды. Хозяйственные дороги и проезды предназначаются для движения специализированного автотранспорта, такого как поливомоечные машины, машины для перевозки материалов и оборудования для различных хозяйственных нужд и т.д. и т.п. Конструкции и покрытие для таких дорог делаются из прочных твёрдых материалов, позволяющие выдерживать большие нагрузки.

Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок, применяемую в садово-парковом дизайне. Но все эти классы используются далеко не всегда. Все 6 классов можно встретить только на крупных по площади объектах. В небольших скверах, на дачных участках, в поместье обычно используются дороги, дорожки и тропинки, принадлежащие первым трём классам. На таких объектах по основным и второстепенным дорогам предполагается эпизодический проезд автотранспорта и средств малой механизации.

Основным связующим элементом поместья являются - главные дорожки. Их ширина должна быть не менее 1,2 метра. При определении ширины дорожки необходимо учитывать её назначение и исходя из этого, рассчитываем ширину дорожки. На главных дорожках необходимо учитывать возможность того, что при встрече двух человек они могли бы свободно разойтись, не причиняя неудобства друг другу.

Второстепенные дорожки могут быть уже главных дорожек. Опять же для определения ширины дорожки учитываем её назначение. Ширина дорожек должна быть не менее 0,5 – 0,7 метра.

Тропинки являются самыми узкими дорожками в вашем поместье. Ширина их предусматривает комфортное движение одного человека и составляет 0,5 – 0,7 метра.

Классификация дорожек по типу мощения

Классификация дорожек может быть не только по назначению, но и по типу мощения.

Дорожное покрытие является важным элементом при проектировании любой дорожки. При проектировании дорог необходимо учитывать конструкцию, прочность и долговечность их покрытия. В зависимости от назначения дорог и их дальнейшего использования выбираются материалы и технологии их укладки. По типу мощения все дорожки делятся на две группы:

1. Жёсткое покрытие – кирпич, монолитный бетон, натуральный камень, тротуарная плитка и т.д.;


2. Мягкое покрытие – гравий, галька, щебень, гранитный отсев (крошка) и т.д.


Мы рассмотрели классификацию дорог, дорожек и тропинок по их функциональному назначению, которое непосредственно влияет на выбор типа мощения. Создавайте красивые и удобные дорожки в Вашем поместье. Пусть они принесут Вам радость, удовольствие и комфорт. Удачи Вам. Если у вас возникли вопросы или вы хотите что-то обсудить, то обязательно оставьте свой комментарий.

1.Основные положения

2.Устройство дорожек

3.Виды дорожек

4.Типы покрытия

Список литературы

1. Основные положения

Дорожки являются главным элементом композиции сада; они создают перспективу, замыкают на себе зрительное восприятие участка. Для устройства покрытия применяются натуральный камень, сыпучие материалы (гравий, галька, щебень, мраморная или кирпичная крошка, песок), бетон. На поверхностный слой бетонной дорожки иногда наносят рисунок с помощью металлической щетки или деревянной терки либо, утапливая в еще не засохшую массу гальку, разноцветные камни, керамический скол и т. д. Наибольшей популярностью пользуется покрытие из бетонной тротуарной плитки различных размеров и цветов. Существует и керамическая тротуарная плитка. В пейзажном саду хорошо смотрятся дорожки из поперечных спилов дерева, заглубленных в землю, между которыми засыпают мелкий гравий или песок. Покрытие из декоративного бетона может имитировать кладку из натурального камня или дерева, варьироваться по цвету и по фактуре. Этот материал прочен, устойчив к перепадам температур, воздействию света и химически агрессивных веществ. При желании удастся сделать и газонные дорожки, засеяв в ячейки специальной пластиковой решетки газонную траву. По такому покрытию разрешается не только ходить, но и ездить на машине.

Мощение каждой дорожки должно соответствовать ее функциональному назначении. Узким, извилистым дорожкам, петляющим по саду, подойдет скромное покрытие из щебенки, гравия или булыжника. Дорожка, идущая по газону, может быть выложена плитами, идущими на шаг ноги. Парадный вход в дом может быть выложен брусчаткой. Не следует также забывать комбинированные эффекты. Современные материалы для мощения, например бетонные плитки, в сочетании с традиционным кирпичом или мраморной крошкой, создают очень приятное впечатление. В последнее время все большую популярность получает мощение природным камнем, гармонирующем с остальным ландшафтным озеленением участка.

2. Устройство дорожек

Устройство дорожек - необходимый элемент благоустройства сада. Дорожки разделяют и в то же время связывают между собой функциональные зоны участка. Именно с нанесения дорожно-тропиночной сети и начинается планирование участка. Как и любой другой элемент сада, устройство дорожки полностью подчиняется общему стилевому решению участка. В случае регулярной планировки дорожки прямые, в пересечениях образующие небольшие площадки, часто украшенные малыми архитектурными формами. Извилистые дорожки, плавно огибающие газон, цветник или пейзажную группу декоративных кустарников, соответствуют ландшафтной планировке. Замощенные участки не должны занимать более 10% дачной территории, не нужно всю ее пронизывать разбегающимися в разные стороны дорожками и покрывать каменными плитами.

Например, от входа на участок до площадки у крыльца дома обычно прокладывают достаточно широкую парадную дорожку. Обязательно устройство дорожки от крыльца до беседки или площадки с барбекю, летней кухни, бани или каких-то других хозяйственных построек. Не стоит делать дорожку, ведущую к саду или к зеленой лужайке с гамаком. А устройство дорожки к цветникам, водоему или альпинарию необходимо, так как эти объекты приятно рассмотреть и с близкого расстояния. Проектируя устройство дорожек, важно руководствоваться не только утилитарными, но и эстетическими соображениями.

Многие думают, что дорожки должны прокладываться по прямой линии, то есть кратчайшему расстоянию между объектами. Для устройства садовых дорожек в целом ряде случаев это решение не слишком подходит. Гораздо интереснее и удобнее проложить основную замкнутую дорожку, обегающую всю территорию сада. Важно, чтобы дорожка не пересекала пространство центрального газона, с нее должен открываться вид на наиболее декоративные уголки сада. Если одной дорожки будет недостаточно, то можно сделать дополнительные ответвления для подхода к конкретным объектам. Таким образом, вы избавитесь от многочисленных углов, неизбежно образующихся в перекрестье дорожек и неизбежно вытаптываемых из-за неискореняемой привычки людей сокращать путь. Конечно, совсем обойтись без углов не удастся, но уменьшить их количество вполне реально. Чтобы не затаптывать имеющиеся углы, их оформляют угловыми цветниками, декоративными группами древесных растений, низкими бордюрами, боскетами. Для большей гарантии позади цветника или декоративной группы укладывают на расстоянии шага плитку, по которой при желании можно пройти, не повредив газон.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения при устройстве дорожек дорожки используют твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия - садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение.

Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость подойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что устройство постоянной дорожки в этом случае не нужно. Лучше с расстоянием в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки - спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и слой песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки - за ненадобностью плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерный кирпич - с природными валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка - с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень кроме традиционного серого или красновато-бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той породы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком. Главное - не бояться комбинировать. При выборе материала для строительства дорожки следует подумать об интенсивности ее использования. Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка с песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику.

Покрытие пешеходных дорожек не должно быть скользким в сырую погоду, поэтому не нужно использовать для мощения гладкую плитку, осколки полированного гранита или мрамора. Все дорожки для лучшего просыхания и предотвращения появления луж делаются с уклоном 2% от середины к краям и 0,5 - 1,5% вдоль дорожки на каждый метр. Дорожки при проектировании наносят на план в соответствии с масштабом. Лучше сделать несколько вариантов и выбрать из них наиболее подходящий. В малоэтажном загородном строительстве при устройстве дорожек часто применяют новейшие материалы и более современные технологии. Например, электроподогрев дорожного полотна. В этом случае дорожки быстро просыхают после дождя, а в зимний период на них не накапливаются снег и лед. В настоящее время для дорожного покрытия используют не только широко известную дорожную плитку, но и специальную мозаичную керамическую, которая особенно хорошо смотрится во внутренних двориках и на открытых террасах. Для устройства садовых дорожек применяется технология декоративного бетона. Суть ее заключается в том, что бетонное полотно покрывают специальным полимерным материалом, на котором при помощи матрицы отпечатывается тот или иной рисунок, имитирующий различные виды природного камня. Полимер может быть окрашен в тот или иной цвет по желанию владельца участка. Технология достаточно дорогая, но себя оправдывает.

3. Виды дорожек

Выделяют два вида дорожек транспортные и прогулочные. В зависимости от предполагаемой нагрузки используют разные способы устройства подстилающих слоев при подготовке основания дорожки, а так же при выборе материалов для мощения.

Ширина дорожек так же зависит от их назначения. Дорожка, ведущая к дому, составляет от 1 метра до 1,5 метров в ширину. Два взрослых человека должны расходиться на ней, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости, например от дома до гаража, или от дома до зоны отдыха, достаточно ширины от 80 сантиметров до 1 метра, пошаговые дорожки и дорожки между грядками в огороде составляют по ширине примерно 50-60 сантиметров.

Во втором случае дорожки могут сами служить для отвода воды с участка, располагаясь ниже уровня газона. Использование этого варианта предполагает четкое соблюдение проектных высот при устройстве дорожек и других покрытий для исключения перекрывания стока по дорожкам.

4. Типы покрытия

дорожка сад пешеходный дренаж

На сегодняшний день существует огромное количество материалов покрытия способных сделать дорожку не просто прочной, но и по-настоящему красивой.

Твердые покрытия

Традиционно твердые покрытия используют в местах подлежащих чистке от снега зимой. Они выполняются из плитки, камня или бетона, клинкерного кирпича и т.п. Обладают твердой поверхностью и разделяются на монолитные и мощение.

Монолитные покрытия выполняют из горячих или холодных смесей, уложенных на подготовленное основание. При застывании монолитные покрытия образуют однородную поверхность.

Мощение выполняют из отдельных элементов, укладывая их на подготовленное основание. Грамотно выполненное мощение по прочности не уступает монолитному.

Мягкие покрытия

Мягкие покрытия в большинстве случаев страдают при зимней чистки не зависимо от ее вида. К мягким покрытиям традиционно относят:

Грунтовые покрытия

Покрытия из сыпучих материалов (гравий, галька, кора и т.п.)

Резиновые покрытия

Деревянные покрытия

Травяные (газонные) покрытия

Комбинированные покрытия

Этот тип покрытия особенно декоративен. Комбинированные покрытия предполагают использование твердых элементов, уложенных с разрывами, заполненных газоном или сыпучими инертными материалами.

Укрепление края дорожки

Укрепление края дорожного покрытия повышает его устойчивость, препятствует оползанию краев, предотвращает зарастание покрытий растительностью. Для дорожек и площадок с мягким и комбинированными покрытиями закрепление края обязательно!

Дренаж дорожек

Особое значение дренирование приобретает на тяжелых глинистых почвах, плохо пропускающих воду. Накопление и дальнейшее замерзание воды в такой почве приводит к значительному расширению объема грунта, что влечет за собой повреждение мощения.

При сооружении дорожек целесообразно использовать систему линейного водоотвода. Это позволит избежать образования луж и, как следствие быстрого разрушения дорожек. Системы линейного водоотвода состоят из различных по размеру и прочностным характеристикам стоков, решеток и других специальных элементов.

В зависимости от интенсивности нагрузки и функционального назначения при устройстве дорожек используют твердое покрытие из брусчатки, мостового камня, плиток на бетонном или песчаном основании либо мягкое покрытие из гравия, гранитных высевок или кирпичной крошки. Самые простые дорожки - грунтовые, посыпанные песком. Еще один тип покрытия - садовый паркет или настил из дерева - обычно в виде квадратных щитов, но встречаются самые разные конструкции, вплоть до деревянных кругов. Однако дерево быстро гниет даже при специальной обработке, поэтому щиты рекомендуется на зиму просушивать и убирать в не сырое помещение. Отдельный тип дорожек - тропинки с не сплошным покрытием. Иногда такие тропинки очень удобны, их прокладывают в тех местах, где дорожка нужна, но пользуются ею редко. Например, время от времени появляется необходимость пойти к цветнику, водоему или альпийской горке, чтобы посадить новое растение, выполоть сорняки или обрезать отцветший многолетник. Очевидно, что устройство постоянной дорожки в этом случае не нужно. Лучше с растением в шаг на место вынутой дернины уложить отдельные плитки, плоские камни или древесные кругляки - спилы толстых бревен. Под плитки подсыпают слой гравия и песка, с таким расчетом, чтобы дорожка была чуть ниже уровня газона, тогда она не будет мешать кошению. Еще одно преимущество подобной тропинки - за ненадобности плитки можно легко и быстро убрать, оставшиеся после них углубления засыпать растительным грунтом и засеять семенами газонной травосмеси. Через некоторое время не останется и следа от плиток.

Мягкое покрытие (гравий, песок, кирпичная крошка) предназначено только для пешеходных дорожек, даже тяжелогруженая тачка или детская коляска может оставить на такой дорожке колею. Плитка песчаной подсыпкой более надежна, а уложенная на бетон или сухую цементную смесь, выдержит и легкую садовую технику.

Комбинированные покрытия.

Некоторое разнообразие и необычность придают саду комбинированные покрытия, совмещающие разные виды материалов. Например, гравий прекрасно сочетается с цветной плиткой, плитняком и садовым паркетом; клинкерные кирпич - с природным валунами и брусчаткой, мозаичная керамическая плитка - с брекчией или плитняком. Не следует упускать из виду и цвет дорожного покрытия. Мостовой камень, кроме традиционного серого или красновато-бордового цвета может быть еще черным или зеленым. Неоднородная по составу речная галька обычно пестрая, а мелкий гравий имеет оттенки от белого до желтоватого. Цвет плитняка зависит от той природы, из которой он сделан, и также весьма разнообразен: от почти черного, бордового до светлого с розоватым или желтоватым оттенком.

Список литературы

1.www.abies-landshaft.ru/tropinki/

Изначально мощение своими руками как дорожек так и площадок на участке представляется делом трудным, и как кажется доставит много хлопот даже опытному мастеру. Но как говорится, стоит только начать а там уж “природа подскажет”. В любом случае никто не знает лучше Вас самих Ваших желаний и устремлений – и как, собственно, вы хотите чтобы выглядел Ваш двор или участок в целом. Поэтому доверять это дело строительной бригаде, на наш взгляд, не стоит – ведь и дорожки и площадки можно легко сделать и самому если твердо представлять и настроится на конечный результат.

Для начала конечно стоит поговорить о выборе материала для устройства дорожек и площадок. А для тех кто твердо настроился сэкономить на дорогостоящих материалах рекомендуем прочитать запись .

Выбор материала для дорожек и площадок

Покрытия из камня долговечны и элегантны. Для мощения используют резаные или колотые плиты, брусчатку или гальку (булыжник).

Наиболее долговечны гранит, базальт, сиенит и серпентинит. Они не впитывают влагу, прочны, устойчивы к истиранию и морозу. Сильнее впитывают влагу более мягкие песчаники и известняки. Их сложнее содержать в чистоте, но они часто применяются в ландшафтном дизайне.

Бетонные покрытия менее долговечны и менее привлекательны, зато относительно дешевы. В продаже есть бетонные элементы (плиты, тротуарная плитка, ФЭМы) разного размера, цвета, формы. ФЭМы могут имитировать каменные плиты или старую мостовую. Внимания заслуживают элементы с лицевой поверхностью, покрытой крошкой, например базальтом или гранитом. Для устройства твердого покрытия дорожек достаточно использовать элементы толщиной 4 см.

Если покрытие предназначено для не слишком интенсивного автомобильного движения, их толщина должна быть как минимум 6, а лучше – 10 см.

Керамика. Для мощения используют специальный клинкерный кирпич. Он долговечен – обладает низким водопоглощением, устойчив к истиранию, ударам, воздействию атмосферных факторов, не меняет цвет. Клинкер для мостовых, как правило, имеет толщину 4,5 см (покрытие для пешеходов) и 5,3 см (покрытие для автомобилен). Для покрытий, эксплуатируемых с небольшими нагрузками, подходит менее плотный и более пористый строительный кирпич. Он сильнее поглощает влагу и быстрее разрушается, но при этом придает ландшафту специфический «антикварный» характер.

Покрытия из щебня выглядят естественно, удачно сочетаются с растениями и элементами садовой архитектуры. Подходят не только для дорожек и площадок, но и для подъездов к дому и гаражу. Условием их износостойкости является использование камней с острыми и неправильными краями (гравий, щебень, галька), которые хорошо заклиниваются. В процессе укладки покрытия очень важно тщательно утрамбовать все его слои. Но даже выполненное наилучшим образом гравийное покрытие разрушается быстрее по сравнению с другими и требует постоянного ухода – удаления сорняков, заполнения углублений в верхнем слое (подсыпки и тщательного уплотнения гравия). Деревянные покрытия выглядят благородно, прекрасно сочетаются с растениями и разными отделочными материалами. Из деревянных элементов выполняют террасы, дорожки и площадки в саду. Элементы нельзя укладывать плотно друг к другу – под воздействием влаги они набухают и могут быть вытолкнуты вверх. Недостатком покрытия является то, что намокшая древесина становится скользкой (предотвратить скольжение может рифленая поверхность).

Элементы должны быть обработаны защитным средством (лучше всего – под давлением). Иначе они могут разрушиться за несколько сезонов. Наиболее долговечны покрытия из дуба и экзотических пород древесины,например тика. Они тверды и устойчивы к воздействию атмосферных факторов, не требуют импрегнации. Обработать их можно лишь для того, чтобы со временем они не потеряли цвет.

Грунтовое покрытие особенно подходит для садов в натуральном стиле. Его наиболее просто сделать своими руками. Качественное грунтовое покрытие должно содержать 30% глины и 70% песка. Если грунт песчаный, в него добавляют сушеную молотую глину (ее можно купить на кирпичном заводе); если глинистый – добавляют песок. Компоненты нужно смешать с грунтом на глубину до 15 см и утрамбовать. В песчано-глинистом грунте форму дорожки вырезают заступом или мини-грейдером, а поверхность утрамбовывают. Поперечное сечение дороги должно иметь форму дуги с уклоном 1-2% от центра к краям. Поверхность можно облагородить тонким уплотненным слоем песка или молотого камня. Грунтовые дорожки менее долговечны по сравнению с дорожками из других материалов и требуют частого ухода.

Как устроить покрытие дорожек и площадок?

  • Определяем границу покрытия.
  • Снимаем верхний плодородный слой почвы и переносим на место. в котором она будет использована надлежащим образом (например, на клумбы и рабатки).
  • Выкапываем котлован. Основание выравниваем и утрамбовываем.
  • Укладываем бордюры. Они необходимы, если мы своими руками устраиваем грунтовое, гравийное или состоящее из небольших элементов (брусчатки, кирпича, колотого камня) покрытие; либо если предусмотрена большая нагрузка на поверхность. Можно использовать готовые бордюры, тротуарные плиты, клинкерный кирпич, каменные, деревянные элементы или ленту (из оцинкованной стали или пластика).
  • Каждый слой основания под покрытие должен быть тщательно утрамбован. Для того чтобы его укрепить, можно поверх каждого слоя щебня разложить 2-3 см смеси цемента с песком (1:12) и полить водой. Таким образом, будут заполнены пустоты между камнями.

Гравийная пешеходная дорожка (рисунок 1 сверху) Заезд для автомобилей, выполненный из щебня ( рисунок 1 – снизу)

  1. бордюр из оцинкованной стали (ленты) либо из пластика
  2. песок, щебень и глина в соотношении 1:1:1 или сухая молотая глина
  3. бетон класса В15
  4. каменный или бетонный бордюр
  5. отсев
  6. щебень или галька фракции 5-16 мм
  7. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Пешеходная дорожка, вымощенная из небольших элементов (рисунок 2 сверху) Вымощенный заезд для автомобилей (рисунок 2 – снизу)

  1. брусчатка, кирпич, деревянные элементы мощения, колотый камень
  2. песок или цементно-песчаная подсыпка 1:12
  3. щебень или гравий фракции 30-40 мм
  4. бордюр
  5. песок или цементно-песчаная подсыпка
  6. щебень или гравий фракции 5-16 мм
  7. бетон класса В15
  8. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Размеры даны в сантиметрах на обоих рисунках

Как тип грунта влияет на устройство покрытия?

Метод устройства покрытия зависит от его предназначения, а также от вида грунта. На проницаемых грунтах, сквозь которые вода просачивается быстро, нет необходимости укладывать под дорожку дренирующий слой. На непроницаемых грунтах обязательно следует выполнить дренаж. Под покрытия, предназначенные для пешеходов, достаточно 10-20 см гравия или щебня крупной фракции. Более нагруженное покрытие, по которому будут ездить автомобили, должно иметь основание, состоящее из гравийного дренажного слоя (приблизительно 10 см) и несущего слоя из щебня или гравия (10-20 см).

Для устройства площадок и дорожек нужно знать что:

  • Ширина удобной дорожки -н е менее 0,8 м; заезда – 3,0 м.
  • Правильно выполненная дорога должна иметь гладкую поверхность с поперечным и продольным уклонами (2-5%), облегчающими сток дождевой воды.
  • Покрытие дорожек, находящихся рядом с клумбами, должно быть несколько приподнято над ними; благодаря этому на дорожку не будет ссыпаться земля.
  • Мощение, граничащее с газоном, лучше уложить вровень с его поверхностью. Это облегчит кошение.
  • Песчаник – не самый твердый камень, но он популярен из-за своего «теплого» вида, относительно невысокой цены и простоты обработки
  • Дорожку из гранитных плит не стоит ограничивать бордюром. Элементы неправильной формы в ландшафте смотрятся естественно
  • Узенькая гравийная тропинка не контрастирует с растениями, а как бы приглашает на прогулку. Среди травы она почти незаметна
  • Дорожка, выложенная тротуарной плиткой серого цвета, не бросается в глаза и служит отличным фоном для ранений

5 шт. MC-38 проводной двери, окна сенсор магнитный переключатель для…



Рекомендуем почитать

Наверх