Полезные обитатели вашего сада: божьи коровки, муравьи, пауки, лягушки. Самостоятельная жизнь сада

Свет 01.06.2019
Свет

Прежде всего к экосистеме сада относятся специально поса-женные человеком деревья и кусты . Наиболее распространен-ными фруктовыми деревьями являются яблоня, гру-ша, черешня, вишня, слива, абрикос; кустами — смородина, ма-лина, крыжовник. Крымские яблоки, мелитопольские черешни известны далеко за пределами Украины. Рядом с плодовыми де-ревьями растут различные сорняки. Их следует уничтожать для того, чтобы они не забирали из почвы необходимые саду пита-тельные вещества.

Среди животных организмов чаще всего посещают сад пчелы и другие насекомые, принимающие участие в опылении (рис. 75).

Есть у сада и свои вредители , например тля, яблоневая плодожорка, мыши, зайцы. Тля питается соком растений. Несмотря на небольшие размеры, она очень ненасытная. Большое скопление тли на одном дереве приводит к тому, что листья скручиваются и усыхают. А растение небольших размеров (саженец) может и вовсе погибнуть, если вовремя не уничтожить вредителя.

От гусеницы бабочки яблоневой плодожорки страдает, прежде всего, урожай плодов. Весной самка бабочки откладывает яйца на завязь цветка. Плод развивается, а внутри кого растет и развивается гусеница, которая питается его мякотью. Пока она не прогрызет наружу отверстие, никому и в голову не придет, что красивое снаружи яблоко внутри «червивое». За лето одна гусеница способна испортить несколько яблок.

Зимой зайцы обгрызают кору молодых побегов, причиняя саду вред.

Однако не все насекомые вредят растениям сада. Пчелам-труженицам не уступают в трудолюбии и полезности симпатичные божьи коровки. Их серые с оранжевыми пятнышками небольшие, зато быстрые личинки уничтожают тлю. Одна такая личинка за день съедает несколько десятков тли. От многих вредителей растения избавляют муравьи, жуки жужелицы с металлическим отливом крыльев, большие неуклюжие жабы. Поэтому, увидев этих животных, не прогоняйте и не уничтожайте их. Они ваши надежные помощники по уходу за садом.

А еще в саду много птиц. Для некоторых садовые деревья явля-ются домом, другие прилетают, чтобы поживиться гусеницами и жуками. Конечно, летом, ког-да созреет сладкая черешня или вишня, некоторые из пернатых могут полакомиться их мякотью. Но в целом помощь птиц саду бес-ценна, ведь они уничтожают много насекомых и их личинок.

В экосистеме сада растения и животные объединены цепями питания, например: слива -> тля -> божья коровка; яб-лоня -> гусеница -> птица.

Чтобы сад длительное время приносил щедрые урожаи ягод и фруктов, за ним следует ухаживать. Материал с сайта

Чем полезен ёж?

Ежи живут на дачах у многих. Несмотря на длительную зимовку и ночной образ жизни они остаются наиболее заметными животными в саду. От них много пользы: обычный рацион ежей включает жуков, слизней, червей, гусениц и других насекомых. Однако при случае они не упустят лягушку, мышь, разоряют птичьи гнезда, свитые на земле. Если вы хотите привлечь их чаще бывать в саду, подкармливайте ежей. Они с удовольствием поедают оставленные для них кусочки с нашего стола. Иногда ежей подкармливают хлебом с молоком, но такая пища вредна для них: она вызывает болезни зубов и расстройство пищевания (диарею и обезвоживание). Лучше использовать сухой корм для кошек или собак на основе мяса в смеси 1:3 с овсяными хлопьями. Еще не забудьте поставить миску с чистой водой. Особенно важно подкармливать ежей осенью, когда ежи готовятся к долгой зимовке.

К осени ежи должны нагулять жирок и стать похожими по форме на грушу, иначе они не смогут перезимовать. Даже в Германии, где зимы мягче и короче Российских, защитники животных осенью ловят ежей и проверяют их вес: если он больше 800 г - все нормально, ежа выпускают, если меньше, то оставляют на откорм, иначе он погибнет при зимовке.

Для пропитания ежам мало 6-ти соток, поэтому оставьте для них проходы под забором не менее чем 15х15 см. В уединенном уголке сада можно позаботиться об устройстве гнезда для ежей. Свое гнездо ежи могут устроить в куче мусора, хвороста, штабеле дров. Для ежа вполне подойдет домик-ящик размером 30х25х25 см устланный мягким утепляющим материалом: обычно сухой листвой (сено и солома не годится, она цепляется). Вполне годится в качестве квартиры для ежика даже разрезанная покрышка от автомашины, прикрытая сверху обрезками досок или плоскими камнями и присыпанная землей. У моих знакомых семья ежиков жила в старой 50-литровой фляге, выброшенной в сад. Беременная ежиха с трудом протискивалась в узкое для нее горло лежащей фляги, но сменять жилище не желала.

Как сделать домик для ежика

Ежики просто замечательные соседи. Если вы иногда встречали ежей в вашем саду, попробуйте поставить там домик-гнездо для ежей — и может быть еж поселится там.

Свое гнездо ежи любят устраивать в куче мусора, хвороста, штабеле дров. Для ежа вполне подойдет домик-ящик размером 30х25х25 см устланный мягким утепляющим материалом: обычно сухой листвой (сено и солома не годится, она цепляется). Вполне годится в качестве квартиры для ежика даже разрезанная покрышка от автомашины, прикрытая сверху обрезками досок или плоскими камнями и присыпанная землей. У моих знакомых семья ежиков жила в старой 50-литровой фляге, выброшенной в сад. Беременная ежиха с трудом протискивалась в узкое для нее горло лежащей фляги, но сменять жилище не желала.

Чтобы сделать домик привлекательным для ежей положите в него сухие листья для устройства гнезда, но проверьте, что они не закрыли отверстия для вентиляции. Поставьте домик в уединенный угол сада и присыпьте его землей или листвой и подождите, чтобы еж нашел домик. Когда ежик поселится в домике, не тревожьте его, не открывайте крышку. Если ежа тревожить, то он не вернется и даже бросит выводок ежат.

По некоторым данным в Европе к 2025 году ежи могут вообще исчезнуть. 25% ежей не переживают зимы, и одна из основных причин этого — неудовлетворительное место для зимовки.
Обеспечьте ежей жилищем, где они могли бы найти приют для зимовки, а летом для укрытия от плохой погоды или размножения в мае, где молодые ежата могли бы оставаться в течение июня и июля.

Вход в домик необходимо сделать в виде тоннеля, для того что бы кошки и собаки не смогли причинить вреда.

У деревенских бытует твердое убеждение, что если на участке живет ёж, то рядом вы никогда не встретите ни змей, ни мышей, ни кротов.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок окружающего мира во 2-а классе УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Царенко Г.Е. Дата проведения: 22.04.2013г.

Тема: «Сад и его обитатели» Первый урок

Тип урока : урок открытия нового знания

Цель: познакомить учащихся с разновидностями фруктовых деревьев;

дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

познакомить учащихся со способами размножений садовых растений

научить обобщать жизненный опыт;

развивать речь учащихся, логическое мышление, внимание;

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование, обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, набор «садовые плоды», задания для групп, гербарии

учебник «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

рабочая тетрадь «Окружающий мир» II часть Н.Ф. Виноградова

Планируемые результаты:

Личностные:
проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе.
Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
овладеют начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
научатся использовать готовые модели для объяснения явлений;
получат первоначальные навыки планирования и проведения несложных наблюдений.

Овладение умений работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Предметные:
получат первоначальные навыки наблюдения, исследования явлений окружающего мира;
получат первоначальные навыки проведения наблюдений явлений природы
овладеют начальными формами логических действий сравнения неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
установят причинно-следственные связи в окружающем мире.

Этап урока

I .Организационный момент

Цель: организовать учащихся для работы. Создать мотивационный настрой.

Обратите внимание на оформление доски и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Тема урока: (природные сообщества)

Листы самооценивания и взаимооценивания

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: Повторить уже усвоенные знания о природных сообществах.

Опрос

Что такое природное сообщество?

Какие природные сообщества существуют?

Какие образуются связи в природных сообществах?

Мы знаем, что человек часто вмешивается в жизнь природного сообщества. К чему это может привести?

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие?

Групповая работа

Напоминаю вам, что работа в группах – это не соревнование, а прежде всего сотрудничество. Надеюсь, что каждый из вас внесёт посильный вклад в общее дело.

а). КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН
МЕЖЯГЕУТЖАУАЛИГК
ПРЛАНПЮРАТУИНУК

КОРШУН
МЯТЛИК
ЛЮТИК

} - ЭТО ЛУГ.

б). РУКЯЕКБПУИЫНЕПЫА
ВПРСАЯСНБПВЧАИНК
ФВГАКРВОАУЗФКДЬО

РЯБИНА
РЯБЧИК
ГРУЗДЬ

} - ЭТО ЛЕС.

в). КЕСТАПСМЕРЫТПРШ
ТЭШРАКТЛШОРДИЕАЯКИ
ПДУЕТБДСУКОЕАТРБОЬ

КАМЫШ
ЭЛОДЕЯ
ПЕСКАРЬ

}- ЭТО ВОДОЁМ.

г). ИПЯРТЧИАПМУЕТНРЬАУ
НТХРАОЖАТМЖРЯНК
ОКАПВТАСРПЮКТГР

ЯЧМЕНЬ.
ХОМЯК.
ОВСЮГ

} - ЭТО ПОЛЕ.

Проверка:

Тест Презентация

II. Работа над новым материалом.

Цель: дать первичное понятие о классификации плодовых растений;

Цель: побуждение к поиску дополнительной информации.

III . Физминутка под музыку.

Тема урока:

Угадайте, о каком природном сообществе мы будем говорить сегодня?

Зреют яблоки и груши,

Поспевает виноград.

И сюда со всей округи

Люди разные спешат.

Кто с корзиной, кто с бидоном

Урожай собрать хотят.

Что за место это …? (Сад).

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Какую цель мы поставим себе на уроке?

Вводная беседа:

У кого из вас есть сад?

Какие там растут растения?

То, что на них созревает, как назвать одним словом? (плоды)

Объяснение нового:

Все плодовые культуры можно разделить на несколько видов, так как они имеют схожие признаки.

1 группа - СЕМЕЧКОВЫЕ

Угадайте, что это за культура?

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко ).

Плоды яблок созревают на яблонях. Яблонь насчитывают более 6 тысяч сортов. Это самая распространённая культура наших садов, т.к. для яблонь наиболее подходят природные условия территории нашей страны.

Эта плодовая культура тоже вам известна. По форме плода она похожа на лампочку. Что это? (Груша ).

А это растение в наших садах редко встретишь. Кто знает, как оно называется? (Айва ).

Скажите, почему все эти культуры называются семечковыми?

В эту группу входят плодовые культуры у которых более10 семян.

2 группа - ЦИТРУСОВЫЕ

Угадайте что это?

Сочен, вкусен и душист

Этот рыжий мячик.

Кожей толстою покрыт

Аромат в себе таит. (Апельсин ).

Апельсиновые сады можно увидеть в южных районах нашей страны. Эти фрукты очень хорошо хранятся, поэтому мы можем покупать их круглый год.

Этот фрукт- кладезь витамина С, поэтому часто, когда мы болеем, пьём чай с добавлением дольки…(лимона ).

А эта культура- «младший брат» апельсина. Его можно вырастить в домашних условиях. Без него и Новый год не праздник. (Мандарин ).

В группу цитрусовых входят вечнозелёные растения. Этот плод состоит из долек, заполненных соком.

3 группа - КОСТОЧКОВЫЕ

Какое слово спряталось в этом ребусе?

А , ИСТ БРИ КОС , ТЬ (Абрикос ).

Кругла как шар,

Красна как кровь,

Сладка как мёд. (Вишня ).

Вишни часто сажают в садах, т.к. она достаточно неприхотлива к условиям обитания и необычайно вкусна.

Синий мундир, белая подкладка

А в середине сладко. (Слива )

Очень похож на абрикос, но крупнее, слаще (персик)

Как вы думаете, почему этот вид называется косточковыми ? (Эти сочные плоды имеют твёрдую косточку ).

4 вид - ЯГОДНЫЕ

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина ).

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина ).

Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

Ягодысорвёшь-

Всю руку обдерёшь. (Крыжовник )

Все перечисленные культуры широко распространены на территории нашей страны.

Почему этот вид называется ягодными? (Имеют сочные ягодообразные плоды, которые быстро портятся).

Подумайте к каким плодовым культурам можно отнести орех, ананас, хурму, манго?

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

IV . Закрепление.

Цель: определить, какие изменения происходят с растениями сада в течении года.

V . Итог урока.

Цель: Проанализировать полученные на уроке знания.

VI . Рефлексия

Цель: Самостоятельно оценить усвоение материала.

Работа по учебнику с.137-138.

Экскурсия по саду Презентация «Сад в разные времена года»

Вывод: Плодовый сад – участок земли, занятый плодовыми культурами.

Какие сезонные работы проводят люди?

Практическая работа с гербарием.

Из набора растений надо выбрать растения принадлежавших к сообществу «сад».

Работа по рабочей тетради

Рисуем и раскрашиваем стр. 42

Разгадываем кроссворд стр.43

Вернёмся к теме нашего урока: «Сад и его обитатели». Мы сегодня должны были узнать:

(что растёт в саду)

Так, что растёт в саду? (плодовые культуры)

Какие плодовые культуры вы узнали? (семечковые, цитрусовые, косточковые, ягодные)

А как можно сделать так, чтобы растений в саду было больше? (размножать их черенками)

Посмотрите на листы взаимооценивания и самооцениванивания. Осталась последняя строчка. Разукрасьте квадратик в цвет соответствующий вашему впечатлению об уроке:

Зелёный – урок прошёл отлично

Красный – что-то было непонятно

Чёрный – урок прошёл для вас плохо

Используемая литература: Урок «Сад и его обитатели» Коробцова Ю.Ю.

Урок «Растительный и животный мир леса, водоёма, луга и поля» Дерябо М.Н.

Загадки: Пособие для учителя/Сост.М.Т.Карпенко.-М.:Просвещение,1988.-80с.

Физминутка: Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.-М.: ВАКО.2007. -208 с.

Нет нужды спрашивать садовода-любителя, как он относится к животным, ответ обычно бывает однозначным. Тот, кто любит возиться в саду, автоматически заводит знакомство с большим числом обитателей сада. Если приплюсовать сюда множество мелких животных, обитающих в саду, то их окажется больше, чем в любом зоопарке. Нужно только уметь их замечать.

Вот вы сдвинули с места цветочный горшок — и из-под него наутек пускается многоножка. Пчела сопровождает вас к клумбе, чтобы опуститься там на пахнущий медом цветок. Тут же порхают пестрые бабочки, так как буддлея стоит в полном цвету. Живут в наших садах и многие млекопитающие. Высоко в кроне дерева выделывает свои акробатические трюки белка. И вовсе не редкость в ночном небе силуэт летучей мыши, отправившейся на охоту.

Откуда же берется в саду такое волнующее сообщество?

А дело в том, что в садах, оформленных по природному образцу, животные поселяются сами. И живут здесь не только летом. Когда весной распускается первая зелень, начало нового сезона звонкими песнями приветствуют прилетевшие с юга зяблики и повеселевшие после долгой зимы синицы. В мае, с появлением и других перелетных птиц, птичьи концерты достигают своей кульминации. Летом — сезон стрекоз, жуков и бабочек, да и в пруду можно увидеть теперь много интересного. Тихой летней ночью вдруг встретишь в саду ежа, бродящего в поисках улиток и слизней. Осенью животные начинают готовиться к зиме.

Можно застать за сбором зимних запасов белку, орешниковую или садовую соню и птиц — сойку или поползня. Зимой по следам на снегу мы можем догадаться, что сад и теперь не совсем опустел, да и продлится это недолго, до весны, когда мир растений и животных вновь пробудится к новой жизни.


Если в сумерках вы вдруг услышите громкое фырканье и сопение, значит на охоту вышел еж. Колючий зверек ведет ночной образ жизни, выискивая улиток, личинок жуков, гусениц, взрослых насекомых, червей. Может поймать мышонка или полевку, лягушку или ящерицу, а вот ягоды и другие сладкие плоды его не волнуют. За ночь еж проходит до нескольких километров, не удаляясь, однако, дальше чем на 300 м от своего убежища. Если еж хорошо чувствует себя в саду, то самка устроит гнездо и в начале лета произведет здесь свое потомство.

Белки привлекают к себе внимание, перепрыгивая с ветки на ветку на головокружительной высоте или ловко вертя в передних лапках орех или шишку. Часто эти грызуны наведываются в птичьи поилки и кормушки. Осенью белки запасают на зиму корм: орехи, желуди, каштаны, грибы, а зимой систематически обыскивают места со своими запасами. Пушистые кисточки на ушах белка носит только в зимнем наряде серого цвета, а не рыжего, как летом.

Птицы встречаются в наших садах круглый год. В конце зимы местные виды вроде синиц уже присматриваются к местам, подходящим для устройства гнезда.
В мае, когда появляются перелетные птицы, вылупляется первое потомство. Птичий концерт в саду по утрам великолепен и всегда проходит в определенной последовательности: еще с ночи его начинают соловей и садовая камышовка, на рассвете, до восхода солнца, первыми подают голоса дрозды и зарянка, чуть позже подключаются зяблик и синицы, скворец и славки. И вот уже звенит в небе жаворонок, а прохладным утром в лесу изредка и летом раздастся дробь дятла.

Разве можно представить себе сад без жужжания пчел и им подобных? Правда, в то время как труженицы-пчелы заняты сбором нектара с цветков, осы могут оккупировать террасу, учуяв сладкое, так что никогда не оставляйте варенье или мед открытыми. Похожие на ос мухи-журчалки, словно вертолеты зависающие над цветками, вообще не имеют жала. Полосатый черно-желтый рисунок тела защищает их от врагов.

Собаки и кошки чувствуют себя в саду особенно привольно. При соблюдении некоторых правил с вашей стороны их пребывание на природе и вам не доставит хлопот. Четвероногие друзья могут спокойно резвиться на газонах, засеянных устойчивыми к вытаптыванию видами газонных трав: когда в семье есть дети и собаки, лучше заводить спортивный или игровой газон. На клумбы собак и кошек не пустит невысокое ограждение из выкрашенной зеленой краской проволочной сетки, через крупные ячеи которой могут прорастать побеги растений.

Пахучие средства для отпугивания кошек и собак, бывающие в продаже, действуют лишь короткое время. Прочная сетка над садовым прудом помешает искупаться в нем животным. Сажайте на пустые места густо разрастающиеся почвопокровные растения, которые помешают прежде всего кошкам оставлять на клумбах нежеланные "подарки". Птичьи кормушки и поилки всегда должны стоять так, чтобы кошки не могли подобраться к ним незамеченными.

САД- СООБЩЕСТВО РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ

В нашем случае под животными подразумеваются не домаш­ние животные типа коровы или козы, а разнообразная мелкая живность, проживающая под почвой и на ее поверхности в тес­ной связи с растениями. Вы даже не подозреваете, как много­числен и разнообразен этот животный мир, существующий бок о бок с вами и в значительной степени скрытый от ваших глаз. Сюда входят и довольно крупные животные типа крота, и бо­лее мелкие - ящерицы, лягушки, и необъятный мир насеко­мых, и обязательная принадлежность сада - птицы. Исследо­вания немецкого ученого Ханса Штайнера показали, что в кро­не взрослой яблони обитает около 300 видов различных представителей животного мира, а в почве под ней - 70 видов. Задача садовода как можно больше приблизить свой сад к природному сообществу растений и животных, где нет проблемы вредителей, так как все виды существуют в гар­моническом равновесии. Стоит какому-то виду насекомых раз­множиться свыше установленной для него естественной нор­мы, как тут же начинается увеличение в числе другого вида, для которого первый служит пищей, и равновесие постепенно восстанавливается.

В результате деятельности человека естественное равнове­сие нарушается. Там, где сад состоит из одних голых грядок с овощами, проблема вредителей стоит особенно остро. Овощ­ные растения оставлены один на один с вредителями, которые размножаются в больших количествах, потому что у них вдо­воль пищи и они не имеют врагов. В этом случае выход один - использовать пестициды. В органическом садоводстве для борь­бы с вредителями пестициды не применяют. Основной прин­цип органического садоводства - не борьба с вредителя­ми, а создание таких условий, при которых они не могут размножаться, то есть условий, аналогичных существующим в природных сообществах растений. Сообщество - это совмест­ное обитание самых разнообразных видов растений и живот­ных, наземных и подземных. Они связаны сотней взаимосвязей и в своей совокупности образуют единое целое. Такое сообщество способно противостоять неблагоприятным условиям среды, массовому размножению вредителей и болезней. Если на садо­вом участке такое сообщество создано правильно, оно начина­ет жить своей самостоятельной жизнью почти так же, как это происходит с сообществом диких растений, - когда в действие вступают законы саморегуляции. Это относится прежде всего к регуляции численности вредных насекомых, которые не исче­зают совсем, но и не наносят ощутимого вреда, так как их рас­пространение сдерживается естественными врагами.

Чтобы превратить свой сад в такое гармоническое сообще­ство, надо прежде всего знать, каких животных и насекомых вы хотите привлечь в свой сад и как это сделать, и позаботиться о том, чтобы снабдить пищей и убежищем полезных обитателей, которые помогут вам решить проблему вредителей.


Среди крупных полезных животных надо прежде всего назвать ежа. Ежи охотно поселяются в садах, где много укромных угол­ков в зарослях живых изгородей. Выходят они в основном но­чью, и можно немного подкармливать их, выставляя блюдечко с молоком; правда, немецкие садоводы считают, что ежей надо под­кармливать не молоком, а мелко нарезанным мясом. Еж поедает насекомых и улиток в радиусе 300 м вокруг своего жилища.

Землеройка отличается от приносящих большой вред саду полевок своей длинной, заостренной мордочкой. Она питается живущими в земле насекомыми и червями и за день способна съесть такое количество этих существ, что их общий вес в 3 раза превысит вес ее тела. Кроме того, землеройка является конку­рентом полевок и может способствовать вытеснению их из сада.

Очень активные поедатели надземных насекомых -лягуш­ки и ящерицы. Ящерицы любят тепло и охотно поселяются в кучах камней, которые хорошо нагреваются солнцем и долго хранят солнечное тепло.

Среди полезных насекомых следует отметить хищных жу­ков - жужелиц. Это жуки длиной 2-3 см, черного, коричне­вого или зеленого, переливчатого цвета. Они пожирают других жуков и, главное, их личинки. За год одна жужелица способна уничтожить около 400 личинок.

Известные всем божьи коровки - враги тлей и их личи­нок. Среди поедателей тлей особой прожорливостью отличает­ся личинка златоглазки - светло-зеленого насекомого с не­жными крыльями и золотистыми выпуклыми глазами. В течение двух недель своего развития одна личинка поедает 200-300 тлей. Взрослое насекомое и личинка златоглазки убивают также гу­сениц и личинок жуков.

Еще один охотник на тлей - уховертка. Для привлечения уховерток на яблоню подвешивают цветочный горшок с отвер­стием снизу, наполненный стружками или сеном. Горшок дол­жен прикасаться к стволу или ветке. Уховертки охотно поселя­ются в таком убежище и очищают дерево от тлей.

Для привлечения в сад полезных насекомых надо иметь некоторое представление об их биологии и образе жизни.

Хищных ос и мух (журчалок, ктырей) привлекают растения из семейства астровых - золотарник, ромашка, маргаритки, а так­же различные виды мяты - котовник, мята перечная и колосовая. Можно отметить, что вкусы человека и насекомых не совпадают: нам нравятся крупные красивые цветы, а их больше привлекают мелкие, незаметные цветочки чабера, ромашки, и особенно, рас­тения из семейства сельдерейных. Мухи-журчалки, убивающие тлей и насекомых с мягким телом, предпочитают добывать нектар из плоских открытых цветов типа маргариток, бархатцев.

Растение, которое служит пищей и убежищем полезным насекомым, называют «растением-нянькой». Из всего сказан­ного следует, что чем больше в саду растений-нянек, тем мень­ше будет у вас проблем с вредителями. Эти растения можно рас­полагать по краям сада или окаймлять ими участки с овощами. Следует подбирать такие виды растений, чтобы они цвели долго, сменяя друг друга. Для этого подходят бархатцы, аллисум, пиж­ма, ромашка, маргаритки. Продолжительное время цветут чабер, лаванда, иссоп, базилик, душица. Их можно использовать как бор­дюрные растения. С середины до конца лета цветет большин­ство растений из семейства сельдерейных, а двулетние растения петрушки и моркови дают ранневесенние цветы.

Для насекомых-опылителей, главным образом пчел, особен­но привлекательны чабер, котовник, мелисса лимонная, майо­ран, иссоп, базилик, мята.

Здесь стоит вспомнить еще об одном виде полезных для сада животных -дождевых червях, присутствие которых в компос­те очень желательно. Для их привлечения в компост добавля­ются валериана, корни цикория и листья лука.

Интересный способ привлечения полезных насекомых в цитрусовом саду описал в своей книге «Революция одной со­ломинки» Масанобу Фукуока. Он посадил в своем саду ака­цию Моришима - дерево, растущее круглый год и все время образующее новые почки. На этих почках кормятся и размно­жаются в большом количестве тли. Тлями питаются божьи коровки, и они интенсивно размножаются. Уничтожив всех тлей на акации, божьи коровки перебираются на цитрусовые деревья и начинают поедать их вредителей: клещей, щитовок, червецов. У нас не растет акация Моришима, но, очевидно можно было бы применить аналогичный прием с каким-нибудь другим любимым тлями растением. Фукуока считает, что глав­ная задача садовода - не нарушать непродуманным вмеша­тельством равновесие в сообществе насекомых. Вот как опи­сывает он сбалансированное сообщество, которое он создал на своих рисовых полях: «Пройдите не спеша по этим полям. Стрекозы и мотыльки суетятся в воздухе. Пчелы перелетают с цветка на цветок. Раздвиньте листья, и вы увидите насеко­мых, пауков, лягушек, ящериц и многих других мелких жи­вотных, снующих в прохладной тени. Кроты и дождевые чер­ви роются под поверхностью почвы».

В английской литературе мы нашли аналогичные идеи. Были сделаны попытки с целью защиты капусты от вредителей под­севать под нее клевер. При подсеве под брюссельскую капусту белого клевера количество взрослых гусениц капустной белян­ки значительно уменьшилось, хотя число отложенных бабоч­кой яиц не сократилось. Причина в том, что в 2-3 раза увеличи­лось количество насекомых-хищников -жужелиц и пауков, ко­торые поедали гусениц. Уменьшилось повреждение корней корневой мухой. Урожай капусты стал выше. Подсев красного клевера под цветную капусту оказался менее удачным, хотя в несколько раз сократилось количество капустной тли и в 1,5 раза -корневой мухи. Но красный клевер рос быстрее и активнее, чем белый, и оказал угнетающее действие на капусту вследствие обычной конкуренции.

Говоря о борьбе с вредными насекомыми, нельзя забывать о птицах, которые в этом деле играют очень большую роль. Что­бы привлечь птиц, надо создать им условия для витья гнезд. Для этого вдоль границ сада можно посадить живые изгороди из деревьев и кустарников.

Но этого мало. Чтобы у птиц появилось желание свить гнез­да в вашей живой изгороди, надо обеспечить их пищей, особен­но зимой. Хорошо, если в состав живой изгороди входят кус­тарники или деревья с ягодами, например, рябина или боярыш­ник. На зиму можно сделать кормушки, подвешенные на проволоке, и подсыпать туда зерно или семечки подсолнечни­ка, а еще лучше смесь зерна с каким-нибудь жиром.

О пользе скворечников говорить, наверное, излишне, это известно всем.

Мы нарисовали идеальную картину сада, который сам себя защищает и поддерживает. Но, как известно, идеал никогда пол­ностью не воплощается в действительности. Поэтому пробле­ма вредителей и болезней в какой-то степени всегда будет су­ществовать. О способах ее решения мы расскажем в соответ­ствующей главе.



Рекомендуем почитать

Наверх