Астрономы сообщили о пропаже почти ста звезд. Как зарождалась солнечная система Вариант 16 звезды по мнению большинства астрономов

Свет 18.08.2020
Свет

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)С точки зрения географии у любого места на земном шаре есть свой собственный адрес, обозначаемый широтой и долготой. (2)Первая показывает в угловых величинах удаление от экватора, вторая - удаление от нулевого меридиана, на котором находится Гринвичская обсерватория в пригороде Лондона. (3)Провести в этом месте воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария, предложили в 1884 году британские астрономы, ______ с тех пор его используют в качестве базиса для географических измерений во всех странах мира.

1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Британские астрономы предложили в 1884 году провести в месте расположения Гринвичской обсерватории воображаемый нулевой меридиан, делящий земной шар на Западное и Восточное полушария.

2) Для географических измерений, которые проводятся на основе понятий широты - удаленности от экватора и долготы - удаленности от нулевого меридиана, с 1884 года базисом является воображаемый нулевой меридиан.

3) Широта показывает удаленность от экватора, долгота показывает удаленность от нулевого меридиана, где находится Гринвичская обсерватория.

4) Воображаемый нулевой меридиан, по степени удаленности от которого определяется широта, делит земной шар на Западное и Восточное полушария.

5) Воображаемый нулевой меридиан с 1884 года является базисом для географических измерений на основе понятий широты - удаленности от экватора и долготы - удаленности от нулевого меридиана.

2. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Хотя

Именно

Однако

Потому что

Но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ШАР. Определите значение, в каком значении это слово использовано в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

ШАР, -а, м.

1) Геометрическое тело, образованное вращением круга вокруг своего диаметра. Радиус шара. Поверхность шара.

2) Предмет такой формы. Шар солнца. Лунный шар.

3) Устар. Предмет такой формы для голосования или голос за или против. Белый шар (голос за). Черный шар (голос против).

4) Надувная игрушка - прозрачная цветная оболочка, заполняемая легким газом или воздухом. Красивый шар.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

СлИвовый

КУхонный

ЖалюзИ

Эксперт

КлАла

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Как ни парадоксально, БЕЗОГЛЯДНАЯ вера в чудо подготовлена и бытовавшей в прошлом небрежной популяризацией лженауки.

Водоем - это постоянное или временное скопление стоячей воды или воды со сниженным стоком в естественных или ИСКУСНЫХ впадинах: озерах, водохранилищах, прудах.

И все же я решусь в год Пушкинского юбилея опубликовать одно ВОСПОМИНАНИЕ, которое при всей своей скромности кажется мне уникальным.

Лишь допуская наличие дарвиновского отбора, можно убеждаться в ВЫГОДНОСТИ некоторых приобретенных человеком характеристиках.

В. М. Васнецов вырос в отгороженном от больших огородов ВЕКОВЫМИ лесами северном селе, в котором сохранились старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЕВЯТЬЮСТАМИ жителями

ПОПРОБОВАЕМ

Килограмм ЯБЛОК

ДЛИННЕЕ ручки

Уважаемые ПРОФЕССОРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первой группы подберите соответствующую позицию из второй группы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Н. М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Б) В картине «Березовой роще» А. И. Куинджи не использовавшимся еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

В) Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Г) Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.

Д) Благодаря труда лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Р_стение

Отп_реть

Инв_стиция

Заг_раться

Бак_лавр

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Нед_бор, р_зослать

И_жить, бе_донный

Пр_пев, пр_восходим

По_ставим, о_гибать

Пр_клеить, пр_умный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Оздоравл_вать

Устойч_вый

Угодл_вый

Помарг_вать

Алюмини_вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Закашля_шься

Непререка_мый

Понадоб_шься

Рассерж_нный

Побре_шься

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За открытиями и впечатлениями мы стремимся в дальние страны, в дикие джунгли или высокие горы, на (не) обитаемые острова.

Рост сорняков трудно остановить, пока в земле осталось корневище, причем если удалить его (не) целиком, то оставшиеся части дадут новые побеги.

Перед нами росянка - одно из отнюдь (не) многочисленных насекомоядных растений отечественной флоры.

Кто при чтении Гомера (не) поражался силе таланта слепого, по преданию, сказителя!

(Не) поднимая на зрителей глаз, актер подошел к самому краю сцены.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Весной (С) НАЧАЛА появляются строчкИ, чуть позже, когда развернутся завитки листьев папоротников и проглянут спороносные побеги у хвоща полевого, (ИЗ) ПОД листового опада показываются сморчки.

Ограничений по числу участников забега не было, однако на старт вышли только пять упряжек, (ПО) СКОЛЬКУ спортсмены-любители не пожелали участвовать в соревнованиях без гарантии получения хоть КАКОЙ (НИБУДЬ) награды.

Сарай, как свидетельствуют словари, - это крытое, обычно деревянное неотапливаемое строение для хранения хозяйственных инструментов, различного имущества, а ТАК (ЖЕ) помещение для скота, (В) ПРОЧЕМ, в восточных языках значение этого слова иное.

Тельце у южноамериканских бабочек очень маленькое (ПО) СРАВНЕНИЮ с огромными крыльями, однако при такой, КАЗАЛОСЬ (БЫ), небольшой мышечной массе эти бабочки могут долго летать с высокой скоростью.

Сергею захотелось (ПО) БЛИЖЕ рассмотреть древнюю раковину, о происхождении которой (НА) ПРОТЯЖЕНИИ всего урока рассказывал учитель истории.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Еще в Средние века одним из традицио(1)ых блюд стало мясо, жаре(2)ое над открытым огнем, чтобы мясо прожарилось, его нужно вращать, и в XVI веке какой-то смышле(3)ый пар придумал неожида(4)ый механизм вращения, в котором двигателем служила собака.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В средней полосе удивительные наросты чаще всего обнаруживают на ивах и вязах липах и дубах.

2) Тотьма дорога русскому человеку не только своей историей но и архитектурными памятниками.

3) Смекалистые люди в предуральских местах издавна вели поиски подземных соляных запасов и осваивали их.

4) Лужайки перед Царскосельским дворцом с помощью затейливо вырезанного дерна и песчаных дорожек и цветов и декоративных трав превращались в узорчатые ковры.

5) Ледниковая плотина препятствует стоку вод в бассейнах Оби и Енисея.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Российская Академия наук (1) задуманная и основанная Петром Великим (2) получила в развитии культуры нашей страны необычное значение: первоклассные ученые (3) составившие первый Призыв Академии (4) были вовлечены в практические дела и начинания.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Звезды (1) по мнению большинства астрономов (2) возникли из сжимающихся облаков газа и пыли. Сначала (3) конечно (4) образуются не настоящие звезды, а их зародыши - «протозвезды», похожие на шаровые облака газа.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

500 миллиардов электронных писем (1) девяносто пять процентов (2) из которых (3) составит спам (4) будет отправлено в мире в течение 2015-го года.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьезную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)В те времена домик - старенький, черный, скособоченный, под ржавой крышей - торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем все ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трех сторон. (3)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на веселом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка - Мария Тихоновна Лукошкина. (5)До той поры Семен Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не дает и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но в тот день Семена Митрофановича пустила не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

- (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошкина Мария Тихоновна?

- (9)Дайте помереть спокойно.

- (10)Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство дает целую квартиру!

- (12)Дайте помереть спокойно.

- (13)Выселим, гражданка Лукошкина, силой ведь придется…

(14)До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15)Вот на следующий день утром все и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

Эй, хозяева, вытряхивайтесь! (17)Полчаса на сборы - и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19)Стучали, кричали - молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

- (24)Ломать вас буду, бабуся, - сказал бульдозерист.

(25)Поглядела на него угольями своими.

- (26)Не бабуся я, - сказала. - (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь - просто старая женщина.

-(30)Как же можно так! - зашумели девчонки-маляры. - (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (33)Давайте, бабушка, мы вам поможем…

- (34)Не надо, - сказала Баба-яга. - (35)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошел, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

Встряхни домишко - она враз выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла. (40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

- (43)А вещи? - закричал бульдозерист.

- (44)Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ломайте, и все. (47)Только я погляжу.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

- (49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?

- (50)Иконы, - сказала. - (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

- (53)Сыновья? - только и спросил бригадир.

- (54)Сыновья, - ответила, - экипаж машины боевой.

(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо:

В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам - в отделение, где все, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семен Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашел, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части преподнести и модель «тридцатьчетверки», а от деревни четыре урны с землей. (64)С могилы земля, где все четверо ее сыновей, все ее внуки и все правнуки лежали.

(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это все просто было, это сами строители сделали. (По Б. Васильеву*)


* Борис Львович Васильев (1924 - 2013) - русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У героини погибло четверо сыновей, землю с этих могил и передали в урнах.

2) Семен Митрофанович не мог себе простить разговора, который состоялся у него с героиней, когда он пришел к ней как официальное лицо после поступившей от строителей жалобы.

3) Вместе с гибелью сыновей героини, погибших на войне, прервался род: они не успели создать свои семьи, не родили детей, и героине рассказал уже никогда не увидеть внуков и правнуков.

4) Героине передали землю с могил, где похоронены ее многочисленные родственники.

5) Великая Отечественная война продолжалась четыре года.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится описание.

2) В предложении 16 перечисляются последовательные действия персонажа.

3) В предложениях 18-20 представлено рассуждение.

4) В предложении 52 содержится пояснение того, о чем говорится в предложении 21.

5) В предложениях 60-61 представлено рассуждение.

22. Из предложения 3-4 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 59-64 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. В фрагменте рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23, некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

История жизни героини, рассказанная писателем Борисом Васильевым, вызывает сопереживание в душах читателей. Это достигается еще и с помощью разнообразных средств выразительности, которые подчеркивают трагизм ситуации. Так, тропы: А («одинокому человеку» в предложении 11, «святые мученики великорусские» в предложении 51), Б («поглядела на него угольями своими» в предложении 25), приемы: В (в предложении 27), Г («все четверо ее сыновей, все ее внуки и все правнуки лежали» в предложении 64) - помогают глубже узнать историю семьи главной героини, представить ее душевное состояние, понять, почему она не хочет покидать старый дом.

СПИСОК ТЕРМИНОВ:

1) эпитеты

2) сравнение

3) литота

4) фразеологизмы

5) диалог

6) противопоставление

7) метафора

8) лексический повтор

9) антонимы


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

(1)В те времена домик - старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей - торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали с трёх сторон. (З)Кто-то уже свалил забор, кто-то спа­лил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а до­мик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезясать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка - Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не даёт и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.
- (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?
- (9)Дайте помереть спокойно.
-(10) Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, нашего­ сударство даёт целую квартиру!
- (12)Дайте помереть спокойно.
- (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся...
(14)До сих пор он того разговора простить себе не мог.
(15)Вот на следующий день утром всё и случилось. (16)Получил бульдозерист наряд, по­догнал машину к дому, постучал вежливо:
- Эй, хозяева, вытряхайтесь! (17)Полчаса на сборы - и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..
(18)Не отвечали в доме. (19) Стучали, кричали - молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокой­но, за вещи не хваталась и даже не плакала.
- (24)Ломать вас буду, бабуся, - сказал бульдозерист.
(25)Поглядела на него угольями своими.
- (26)Не бабуся я, - сказала. - (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь - просто старая женщина.
- (28)Ломай! - закричал прораб. - (29)И так полдня потеряли!
- (30) Как же можно так! - зашумели девчонки-маляры. - (31)Права не имеете ломать!
(32)Перевезти сначала человека надо!.. (ЗЗ)Давайте, бабушка, мы вам поможем...
- (34)Не надо, - сказала Баба-яга. - (Зб)Ничего не надо.
(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеден­ный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:
- Встряхни домишко - она враз выскочит.
(39)Однако старуха сама вышла.(40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки. - (42)Ломайте.
- (43)А вещи? - закричал бульдозерист.
-(44) Какие вещи? (45)Глупости вы говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу. (48)Села на плиты и портреты рядом сложила.
- (49)Иконы, что ли, спасаешь, бабка?
- (50)Иконы, - сказала. - (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, свя­той Юрий, святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.
- (53)Сыновья? - только и спросил бригадир.
-(54) Сыновья, - ответила, - экипаж машины боевой.
(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо:
- В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.
(58)А сам - в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учи­лись, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (бЗ)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетверки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.
(65)А стройдетали на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.

(По Б. Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) - русский писатель, фронтовик, автор воен­ной прозы.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«История жизни героини, рассказанная писателем Борисом Васильевым, вызывает со­ переживание в душах читателей. Это достигается ещё и с помощью разнообразных средств выразительности, которые подчёркивают трагизм ситуации. Так, тропы: (А) _____ («одинокому человеку в предложении 11, «святые мученики великорусские » в предложении 51), (Б) ______ («поглядела на него угольями своими» в предложении 25), приёмы: (В) _______ (в предложении 27), (Г) ______ («все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали» в предложении 64) - помогают глубже узнать историю семьи главной героини, представить её душевное состояние, понять, почему она не хочет покидать старый дом».

Список терминов:
1) эпитеты
2) сравнение
3) литота
4) фразеологизмы
5) диалог
6) противопоставление
7) метафора
8) лексический повтор
9) антонимы

Сравнивая каталоги звезд середины XX века с современными наборами данных, астрономы подтвердили отсутствие около ста ранее отмеченных на картах светил. Их исчезновение пока не нашло окончательного объяснения, и рассматриваются версии от вспышечной активности красных карликов и прямого превращения в черные дыры до инопланетных мегаструктур. Полный список объектов с указанием координат опубликован в журнале The Astronomical Journal .

«Безусловно, самым простым объяснением исчезновения звезд являются природные явления, такие как чрезвычайно активные красные карлики или неудавшиеся сверхновые, то есть звезды, которые коллапсируют в черную дыру, минуя стадию яркой вспышки. Однако мы нашли слишком много аномалий, чтобы полагаться только на известные нам процессы. Возможно, эти «звезды» представляют собой сооружения технологически развитых цивилизаций», – пишут авторы исследования.

Одна из пропавших звезд. Credit: Beatriz Villarroel et al.

Проект под названием «The Vanishing and Appearing Sources during a Century of Observations» (VASCO) стартовал в 2017 году. Его целью, как следует из названия, являются объекты, которые внезапно исчезают или появляются на небе, при этом их поведение не вписывается в стандартные модели эволюции звезд.

В последнем исследовании астрономы сравнивали каталог Военно-морской обсерватории США USNO-B1.0, датируемый 1950-ми годами и содержащий более миллиарда объектов (звезд и галактик), с текущими наборами данных, включая релиз «Pan-STARRS1 DR1», выпущенный три года назад. В общей сложности ученые выявили 150 тысяч отсутствующих в современных каталогах звезд, из которых визуально обследовали 24 тысячи. Большинство из них, по мнению исследователей, являются различными артефактами на астрономических фотопластинках, не связанными с астрофизическими объектами. Однако около ста кандидатов, которые видны лишь на старой съемке, не удалось объяснить дефектами аппаратуры.

«Мы несколько раз перепроверили данные и исключили все возможные варианты, такие как астероиды и быстродвижущиеся звезды», – отмечают авторы исследования.

Переехавшие «звезды»

Возможно, пропавшие источники являются признаками развитых внеземных цивилизации? Если да, то это вряд ли Сферы Дайсона. Во-первых, крайне трудно объяснить, как такое гигантское сооружение, полностью затмевающее свет звезды, может быть создано за столь короткий период времени. Во-вторых, около 10 лет назад ученые показали, что Сферы Дайсона в нашем традиционном представлении являются гравитационно неустойчивыми и крайне неэффективными. Даже если бы одна из них могла быть построена вблизи солнцеподобной звезды, она обладала бы массой большей, чем доступно на всех планетах, спутниках и астероидах нашей Солнечной системы, и нуждалась бы в огромной энергии для стабилизации.

Сфера Дайсона в представлении художника. Credit: Tom J Davis

Так где-же исчезнувшие светила? Находятся ли они в том же месте, где были отмечены в каталоге середины XX века и просто больше не испускают свет, или же они «переехали»? В первом случае теоретикам придется искать объяснение этому в пока неизвестных нам процессах, не связанных с черными дырами и вспышечной активностью, которые заставляют звезду потускнеть или, наоборот, на некоторое время начать светить ярче.

Если верно второе, то могут ли «исчезнувшие» представлять собой огромные космические корабли, размером с Луну или планету, которые значительно отдалились от своего прежнего местоположения. Это, конечно, весьма спекулятивное предположение, однако оно напрямую связано с горячо обсуждаемым Парадоксом Ферми и, в принципе, проверяемо.

«Если эти «отсутствующие» источники света представляют собой гигантские космические корабли, некоторые из них должны появиться в новых обзорах в какой-то другой части неба. В идеальном случае мы могли бы даже проследить их траектории во времени. Без сомнения, крайне сложно выделить такие движения на фоне других звезд, вращающихся вокруг центра Галактики. Тем не менее, если нацелиться на источники света, которые внезапно появляются в новых обзорах, стоит проверить, можно ли их соотнести с исчезнувшими звездами», – заключают авторы исследования.

МОСКВА, 19 дек - РИА Новости, Владислав Стрекопытов. Ученые, наблюдая звезду HD 141569A из созвездия Весов, предположили , что у нее формируется планетная система, источником материала для которой служат частицы облака из газа и пыли - протопланетного диска. Подобное обнаружили у многих молодых звезд, и астрономы активно этим занимаются, ведь каждое открытие в данной области приближает нас к пониманию того, как образовалась наша планета и как возникла жизнь.

Первые открытия

Давно ушли в прошлое времена, когда ученые спорили, существуют ли планетные системы, помимо нашей Солнечной. Открыто уже свыше четырех тысяч экзопланет в более чем трех тысячах планетных систем. А по общим оценкам , в галактике Млечный Путь не менее 100 миллиардов планет.

Считается, что экзопланеты образуются из частиц протопланетных дисков, которые формируются вокруг протозвезд на ранних стадиях их развития. Предполагается , что из такого же облака возникли планеты Солнечной системы.

© Wikipedia / Mikhail Marov, 2018 Концептуальная схема происхождения Солнечной системы: 1, 2 - распад молекулярного облака и формирование протопланетного диска; 3 - расщепление протопланетного диска на отдельные кольцевые скопления твердых частиц; 4 - рождение планетезималей; 5 - столкновения и взаимодействия планетезималей приводят к образованию планет

© Wikipedia / Mikhail Marov, 2018

Концептуальная схема происхождения Солнечной системы: 1, 2 - распад молекулярного облака и формирование протопланетного диска; 3 - расщепление протопланетного диска на отдельные кольцевые скопления твердых частиц; 4 - рождение планетезималей; 5 - столкновения и взаимодействия планетезималей приводят к образованию планет

В принципе, находить в космосе протопланетные облака даже легче, чем экзопланеты. Во-первых, они намного больше. Во-вторых, их легко различить на фоне звезды: если от звезды исходит неполяризованный свет, электрические и магнитные поля которого ориентированы случайным образом, то отраженный от протопланетного диска свет поляризован.

Первый протопланетный диск открыли в 1984 году у звезды β Живописца. В 1994-м космический телескоп "Хаббл" обнаружил массивные пылевые диски более чем у половины звезд в туманности Ориона - области в 1500 световых лет от Земли. Стало ясно, что через стадию протопланетного диска проходят все планетные системы.

Результаты "Хаббла" позволили объяснить, почему весь материал газопылевого облака не падает на новорожденную звезду из-за гравитации: слишком быстрое вращение заставляет его распределяться вокруг массивного объекта широким плоским диском.

В 1998 году субмиллиметровый болометр SCUBA инфракрасного телескопа Джеймса Кларка Максвелла на горе Мауна-Кеа (Гавайи) выявил пылевые диски у Веги (α Лиры) и Фомальгаута (α Южной Рыбы).

Короткий век протопланетных дисков

В 2001 году американские ученые в обзоре протопланетных дисков в молодых звездных кластерах возрастом от 0,3 до 30 миллионов лет сделали вывод о том, что изначально массовая доля пыли там очень высокая - более 80 процентов, а затем быстро снижается и половина звезд возрастом старше трех миллионов лет - уже без дисков. Среднюю продолжительность жизни дисков они оценили в шесть миллионов лет. По космическим меркам это очень мало, поэтому те диски, которые видят астрономы, - довольно редкое и кратковременное явление.

Есть и первый кандидат на звание самой короткоживущей протопланетной системы. В июле 2012 года астрономы из США и Австралии сообщили об исчезновении диска у молодой, возрастом всего около десяти миллионов лет, звезды TYC 8241 2652 1 в созвездии Кентавра (460 световых лет от Земли). В 2008-м там увидели пылевой диск. В 2009-м его яркость уменьшилась на две трети, а к 2010-му он стал почти неразличим. То есть диск исчез всего за три года, что пока абсолютный рекорд.

Ученые выдвинули диаметрально противоположные теории, объясняющие столь быстрое исчезновение диска. Его частицы были притянуты звездой либо отброшены в космос в результате каких-то мощных гравитационных взаимодействий. Иначе следует признать, что образование планет происходит намного быстрее, чем принято считать.

ALMA позволил увидеть детали

Огромные возможности для изучения экзопланет и протопланетных облаков открылись благодаря установке SPHERE крупнейшего оптического телескопа VLT (Very Large Telescope) и комплекса радиотелескопов ALMA (Atacama Large Millimeter Array) в чилийской пустыне Атакама.

Комплекс ALMA, работающий в диапазоне волн 0,3-10 миллиметров, соответствующем температурам от одного до 50 градусов Кельвина, в отличие от оптических и инфракрасных телескопов, способен различить даже самые холодные частички пыли и молекулы газов протопланетных облаков температурой около 30 градусов Кельвина. Неудивительно, что первый же большой проект, запущенный на ALMA, - DSHARP (Disk Substructures at High Angular Resolution Project) - был посвящен изучению протопланетных дисков ближайших звезд. Результаты первого этапа, завершившегося в декабре 2018 года, были настолько впечатляющими, что журнал Astrophysical Journal Letters посвятил им отдельный выпуск .

Телескоп ALMA с беспрецедентным разрешением заснял протопланетные диски около 20 молодых звезд возрастом от одного до нескольких миллионов лет. Эти удивительные изображения опубликованы в специальном релизе Национальной радиоастрономической обсерватории США (NRAO).

© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), S. Andrews et al.; NRAO/AUI/NSF, S. Dagnello

© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), S. Andrews et al.; NRAO/AUI/NSF, S. Dagnello

Снимки демонстрируют множество сложных элементов протопланетных дисков: кольца, концентрические разрывы, спиральные структуры, двойные системы. Чувствительность радиотелескопов позволила выявить детали размером в несколько астрономических единиц (астрономическая единица - среднее расстояние от Земли до Солнца, около 150 миллионов километров) в пределах структур радиусом от нескольких до 100 астрономических единиц. Увиденное вызвало научную дискуссию о том, каким образом и как быстро формируются планеты в протопланетных дисках.

Разрывы в дисках - следы планет или снеговые линии?

В качестве альтернативного объяснения предложили так называемую гипотезу снеговых линий: концентрические пробелы в дисках - это фронты конденсации водяного пара, аммиака или гидратов аммиака, переходящих в твердое состояние на определенном расстоянии от звезды по мере падения температуры. Однако доказать, что наблюдаемые разрывы соответствуют снеговым линиям основных молекул, так и не удалось.

Как бы то ни было, экзопланеты ищут прежде всего именно в кольцах протопланетных дисков, особенно у крупных газовых гигантов.

Ученые считают, что первый этап образования планет - от отдельных пылинок до объекта размером несколько километров - происходит по астрономическим меркам очень быстро. Проект DSHARP продемонстрировал , что большие планеты, похожие на Нептун или Сатурн, формируются намного быстрее, чем это следует из теоретических построений. Такие планеты чаще рождаются на окраинах систем, на огромных расстояниях от материнской звезды.

Спиральные рукава

В 2012 году сообщили об обнаружении не менее шести протопланетных дисков со спиральными рукавами. Наблюдения производились на телескопе Subaru японской Национальной астрономической обсерватории на горе Мауна-Кеа (Гавайи).

Согласно компьютерным симуляциям , такие структуры могут быть созданы зарождающимися гигантскими планетами, такими же или большими по размеру, чем Юпитер. Каждый раз планета окажется прямо на кончике одного из двух рукавов и будет тащить за собой спираль, двигаясь по орбите.

В недавней работе, вышедшей в The Astrophysical Journal Letters, команда под руководством Бина Рена (Bin Ren) из Университета Джонса Хопкинса, обобщила данные по спиральному облаку звезды MWC 758, за которой наблюдали более десяти лет. Завитки спирали ежегодно поворачивались примерно на 0,6 градуса. По мнению авторов, это соответствует гигантской планете, находящейся на кончике рукава и совершающей полный оборот за 600 лет.

Ученые также установили , что два спиральных рукава у протопланетного диска могут быть образованы не гигантскими планетами, а карликовыми звездами-компаньонами. Во всяком случае, такая модель лучше объясняет данные наблюдений за молодой звездой HD 100453.

© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)


© ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

"Тихие гавани"

В теории образования планет из газопылевых дисков есть одно слабое звено. Как только зародыш планеты (планетезималь) достигает определенной массы, динамики диска становится недостаточно для его удержания на орбите, и он должен упасть на материнскую звезду.

Эту проблему пытаются решить с помощью данных ALMA. Согласно их интерпретации , внутри диска существуют своеобразные "тихие гавани" - орбитальные уровни, на которых планетезимали могут в относительно спокойной обстановке быстро набирать массу, причем на значительно более ранней стадии эволюции планетной системы, чем предполагали раньше. Расчеты этих уровней выполнили на примере облака звезды AS209.



Рекомендуем почитать

Наверх