Для чего нужен русский язык человеку. Для чего изучать русский язык

Напольные покрытия 09.10.2019
Напольные покрытия

Всероссийский центр изучения общественного мнения решил проверить грамотность россиян, задав им вопросы из Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, который выпускники школ сдавали в прошлом году. В результате на восемь несложных вопросов правильно ответило всего 4% респондентов.

Продолжающиеся изменения отечественной системы контроля знаний, вытеснение сочинения Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), стремительное падение уровня грамотности населения – все это не может не не обращать на себя внимания. Один из наиболее стремительно распространяющихся в обществе стереотипов – русский язык и литературу нужно учить и знать гуманитариям, будущим филологам. Знать же литературу и быть грамотным – совершенно не обязательно для математика или физика.

О последствиях такого взгляда на систему образования мы попросили рассказать доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ Марину Юрьевну Сидорову.

– Марина Юрьевна, скажите, какие цели ставит курс «Русский язык и культура речи для нефилологов»? Зачем студентам-нефилологам и даже негуманитариям изучать в вузе русский язык и литературу?

– Курс «Русский язык и культура речи» является частью принятой в 2001-2002 годах программы гуманитаризации негуманитарного образования и, соответственно, движения гуманитарных специальностей по направлению к естественным наукам. Согласно этой программе гуманитарии получили определенный набор предметов, таких как «Концепции современного естествознания», «Математика для гуманитариев» и других, а естественники получили возможность выбирать из порядка десяти гуманитарных дисциплин, одной их которых и стал предмет «Русский язык и культура речи».

Для традиционной русской культуры всегда был важен не только результат какой-либо мыслительной деятельности, но и сам ход мышления, который может быть выражен только на языке, в тексте. Поэтому любой человек, получающий высшее образование, будь то инженер, или географ, или экономист, естественник или гуманитарий, должен уметь излагать свою мысль. Более того, даже если человек в своей профессиональной деятельности, как, например, химик или математик, оперирует знаниями других, невербальных, систем, то есть химическими и математическими знаками, он должен уметь переводить эти знания на нормальный русский язык.

Любая информация, знания передаются, прежде всего, путем словесным. Опытные шахматисты могут молча обсудить партию, только переставляя фигуры, потому что они, как посвященные, понимают, что происходит на шахматной доске. Но научить ребенка играть в шахматы, не произнося при этом ни слова, невозможно. Так же и опытному теннисисту достаточно только поправить руку, чтобы он понял, почему у него неправильный удар. Но только показыванием – как играть – мало чего добьешься.

Поэтому не только для будущего ученого или преподавателя, для руководителя, родителя, для любого, кто собирается работать в коллективе, так важно уметь излагать и передавать знания нормальным русским языком.

Помимо обучения культуре речи в задачи этого курса входит и обучение культуре общения и межкультурной коммуникации, которая приобретает все большее значение в эпоху глобализации.

– А какие изменения в культуре речи современного человека наблюдаются за последние десятилетия?

– Есть стандартные болезни. Например, агнонимия. Агноним – слово, которого человек не понимает. Очень мало слов знает современная молодежь. В том числе слов традиционной русской культуры. Дело не в том, что современному человеку обязательно знать, что такое кушак или что такое кибитка. Но если человек много раз встречает слово и не понимает его, то он привыкает читать текст и многого в нем не понимать. Он много раз слово видел, но не запомнил и не узнает. Дирижабль и дилижанс для него одно и то же, а эликсир то же самое что электорат. Секьюритизация для него – это подготовка агентов службы безопасности. Вторая болезнь очень серьезная, это то, что можно назвать недержанием синтаксической конструкции, если пользоваться медицинским термином. Это современное клиповое мышление. В когнитивной науке существует мнение, что полезно дробить информацию, подавая ее маленькими частями. Объясняется тем, что оперативная память вмещает около семи элементов. Но мы, с русским мышлением, сформированным на наших просторах, в системе образования, в политике, в художественной литературе пишем и говорим длинными предложениями. У нас учебники написаны, и лекции мы читаем тоже длинными предложениями. А современный молодой человек часто не способен эти длинные предложения сформировать. Он пишет в изложении: «Удивительная розовая птица увидел Вася», и не видит, что «удивительная розовая птица» и «Вася» стоят в одном и том же именительном падеже. Почему? Потому что он не держит эту структуру в голове. Поэтому никакую инструкцию по применению сложной техники или, скажем, пользовательское соглашение Яндекса он уже прочитать не может.

– Современные политики высказываются не только за отмену сочинения как выпускного и вступительного экзамена, но и за значительное сокращение часов на литературу в средней школе. Чем опасны такие тенденции?

– Тенденция, на самом деле, очень опасная. И опасность ее в том, что не только политики, но уже многие деятели образования высказываются за отмену сочинения. Сторонники ЕГЭ говорят, что ЕГЭ помогает отбирать тех людей, которые должны учиться в вузе, а противники, напротив, утверждают, что ЕГЭ не дает им отобрать талантливых людей, которые должны учиться в вузе. Для чего мы вообще даем человеку образование? Получается, мы даем человеку образование, для того чтобы он у нас функционировал. На самом деле, человек получает образование не для дяденьки, он получает образование для себя: для того чтобы потом иметь работу, хорошую, высокооплачиваемую, приятную, для того чтобы сформироваться как личность, иметь высокий уровень душевного комфорта, как это формулировал замечательный хирург Николай Амосов. Вот изучение литературы в школе помогает сформировать эту личность. Литература несет в себе определенный нравственный заряд. Мы читаем в «Войне и Мире» про то, что Николай Ростов задолжал денег и приходит к отцу и как-то пытается решить эту проблему. Это некоторая ситуация, в которой может оказаться молодой человек. Это модель поведения, которая может обсуждаться. Приведу очень грубое сравнение. Спрашивают: почему молодежь знакомится в интернете, при том, что эти знакомства очень опасны? Потому что это такой полигон, где можно испытать какие-то ощущения, попробовать ту или иную модель отношений. А чтение литературы тоже дает определенную модель отношений, в которой ясны причина и следствие, показывает, что такое хорошо и что такое плохо.

Есть и другая сторона. Знание может передаваться только в вербальной форме. Поэтому мы должны проверить, способен ли человек прочитать более или менее сложный текст, переработать его и на его основе создать другой. Сочинение это проверяет. Кроме того, сочинение позволяет проверить орфографию и пунктуацию. Орфография и пунктуация – это определенная дисциплина мозга. Это вообще дисциплина человека. Во время вступительных экзаменов физики или химики жалуются: «У нас человек будет из пробирки в пробирку переливать, а вы ему запятые проверяете». Если человеку все равно, куда запятую или тире поставить, значит, ему все все равно. Человеку, который запятые плохо ставит, я пробирку не доверю, потому что мы все взлетим на воздух. А ЕГЭ – это очень механическая деятельность.

Когда мы пишем сочинение, мы пишем текст. И когда потом человек приходит работать после вуза, он все время пишет тексты. Менеджер пишет отчеты, планы продаж, компьютерщик или инженер пишет технические задания. И с помощью своих устных и письменных высказываний строит отношения с другими людьми. Этому нужно обучать. И способных к этому людей отбирать. Но я не вижу никакого вида будущей деятельности, где нужно было бы отмечать плюсиками-минусиками – правильно или нет. Я просто не вижу, что симулирует ЕГЭ. Какую реальную деятельность?

Нужно для того, чтобы в полной мере выразить свои мысли. Если вы не поверхностно знакомы с русским, вы сможете говорить логично и убедительно, научившись правильному построению слов в предложениях, предложений в абзацах и абзацев в цельном тексте. Четкости выражения мыслей можно добиться, если вы знаете значение терминов, их происхождение и умеете их подбирать. Ваша речь будет отличаться разнообразием, если вы будете постоянно пополнять свою лексику новыми словами. Глубины выражения вам помогут достичь знания о переносном смысле в , способах использования подтекста и интертекста. Наконец, зная язык, вы сможете говорить по-настоящему красиво, используя для этого широчайшую палитру средств выразительности.

Тщательное и тонкое восприятие перечисленных языковых ресурсов поможет вам не только высказываться, но и гораздо лучше понимать речь окружающих. Вы сможете понять и уловить все оттенки речи собеседника, а значит быстрее достичь взаимопонимания. Это полезно в личном общении, в деловых контактах и в более широком смысле – при восприятии потока информации, сопровождающего нас ежедневно.

С изучением вам откроются скрытый смысл произведений искусства, которые, казалось бы, давно прочитаны, их экранизации пересмотрены множество раз и изучены чуть ли не наизусть. Писатели, поэты, кинорежиссеры, авторы сценария, создавшие шедевры, в совершенстве владели , поэтому использовали ресурсы этого инструмента максимально.

Однако не только художественные тексты попадаются нам на . Статьи в , сообщения по радио, – все это составляет ежедневный информационный фон. Благодаря знанию тончайших нюансов русского языка вы сможете разобраться в истинном смысле текстов в СМИ, а значит, лучше понимать суть процессов, происходящих в государстве, обществе и учитывать это в построении своей собственной жизни, а также жизни общественной.

Русский не зря называют великим и могучим. Это один из сложнейших язык ов мира. Он является одним из мировых язык ов, официальных в ООН. Изучать русский язык приезжают ежегодно множество иностранцев, стремясь пообщаться с носителями язык а. Однако самим русскоговорящим тоже не помешает выучить как следует свой родной язык .

Инструкция

Первое, с чего начинается изучение любого язык а - и звуки. Есть методики, которые сразу начинают обучение с выхода в общение. Однако, согласитесь, изучение язык а всё равно не обходится без каких-то скучных вещей. Для иностранцев особенно тяжело то, что в язык е используется кириллица. Однако и для носителей язык а этот этап может представлять определённые сложности. У нас в великом и могучем далеко не всё так, не обманывайтесь. Разве мы говорим "молоко"? Отнюдь, прислушайтесь к себе, мы говорим "малако" или даже "млако". Все эти особенности сбивают русскоговорящих людей с толку, и начинаются бесчисленные проблемы с орфографией.

Ещё один важнейший этап в изучении язык а - . Сложности здесь повсюду - от суффиксов и чередований звуков и приставках до трудностей в усвоении и понимании синтаксиса. Многие иностранцы говорят, что грамматика не важна, и просят научить их язык а без изучения грамматики. Однако это вряд ли возможно: даже если иностранец выучил , общаясь с носителями язык а, без правильной грамматики его русский язык всё равно будет как бы недоученный. Он вряд ли сможет выйти на уровень носителей язык а. Но и сами носители язык а частенько грешат грамматическими ошибками, так что уделите этому разделу как можно больше внимания.

На начальном этапе изучения русского язык а иностранцев обычно не обучают орфографии. Стилистика также идёт гораздо позже усвоения основных принципов, основных правил, значительного пласта лексики. Самим же носителям язык а не помешает досконально изучить орфографию и пунктуацию, во-первых, чтобы повысить свой статус (согласитесь, грамотные люди нынче в цене), а во-вторых, чтобы другие люди лучше вас понимали (от правильного написания слов и от правильной постановки знаков часто зависит смысл высказывания), и стилистику - конечно, чтобы составлять стилистически правильные, выверенные тексты, особенно если это требуется от человека по работе.

Иностранцы изучают лексику постепенно, обычно по темам (распорядок дня, еда, ресторан и так далее). Носителям язык а, особенно тем, что уже разделались и со школой, и с вузом, пополнять свой словарный запас приходится самим. В нашем язык е очень много слов, хороших и разных, кроме тех, которые образуются от пяти матерных корней. Синдром Эллочки-людоедочки из "12 стульев" (помните такого персонажа?) - к сожалению, весьма распространённый нынче недуг. Однако от него возможно вылечиться, если в качестве лекарства взять книги классиков и лучших современных писателей. Толстой, Чехов, Бунин, Куприн - припоминаете таких?

Иностранцам поможет в изучении русского язык а аудирование: просмотр на русском язык е с субтитрами, телепередач на русском язык е. Носителям язык а можно было бы прописать повальные проверки грамотности как лекарство от многих орфографических, грамматических и пунктуационных болезней. Но и для тех, и для других важнее всего стимул, желание что-то выучить и чего-то добиться. Так что дерзайте!

Зачем людям нужен язык? Казалось бы, сама постановка такого вопроса абсурдна: ну, как можно обойтись без языка! Тем не менее, попробуйте отрешиться от эмоций и ответить на этот вопрос спокойно и рассудительно. Какие функции выполняет язык, какая от него польза?

Инструкция

Язык совершенно необходим как общения между , как способ координации их действий, усилий. В глубокой

Зачем надо изучать русский язык? (Сочинение-рассуждение)

Русский язык — один из самых распространенных языков в мире. Она принадлежит к числу восьми международных языков. Это означает, что люди разных национальностей общаются друг с другом на русском языке.
Я учусь в русскоязычной школе. У нас все предметы преподают на русском языке. Все мои родственники, друзья и просто знакомые говорят по-русски. Я думаю на русском. Значит, этот язык — мой родной.
Конечно, чем больше языков знает человек, то она культурная и развита. Однако знать язык, которым общаешься и думаешь, — просто необходимо! Поэтому я хочу изучать русский язык и дальше.
Еще, я считаю, очень важно хорошо владеть русским языком потому, что этим языком созданы великие произведения. На русском языке писали Пушкин и Гоголь, Толстой и Чехов, Блок и Есенин.
Мой дедушка был учителем русского языка. Красиво говорил и грамотно писал. Я хочу быть похожим на дедушку. И для этого мне тоже нужно очень хорошо знать русский язык, изучать ее.

Иногда мы не задумываемся о самых простых вещах: они существуют и всё, и все пользуются ими на автомате. Вот, к примеру, зачем человеку нужен язык (но не тот, что во рту находится, а тот, на котором говорим)? Ведь если разобраться, он - одна из основных характеристик, которая отличает нас от животного мира. И возможно, если бы не возникла речь, люди до сих пор находились бы на самом низком уровне развития. Итак, зачем человеку нужен язык? Попытаемся и мы с вами разобраться в этом вопросе.

Средство общения

Зачем человеку нужен язык? В любом обществе, даже самом примитивном и первобытном, каждый его участник хочет и вынужден общаться с другими людьми. Без этого общения невозможно существование. Кстати, по утверждениям ученых, если человек попадает на если нет возможностей пообщаться с другими людьми, то в большинстве случаев велика вероятность того, что он одичает или сойдет с ума. Итак, общение - основная необходимость и потребность каждого. А язык выступает как средство для данного общения.

Зачем людям нужен русский язык?

А некоторые языки являются между различными народами. Разные нации выбирают для себя один из языков (или так исторически складывается), на котором удобнее всего договариваться и решать поставленные задачи. Он выступает объединяющим началом для многих миллионов людей. Таким средством межнационального общения является наш, великий и могучий. Зачем людям нужен русский язык? А как вы еще представляете себе, к примеру, общение эскимоса и дагестанца либо любых других представителей нашей Родины, где проживает множество наций. Для них русский язык такой же родной, как национальный, и служит в государственных и общественных целях.

Многообразие

По последним научным данным, на планете Земля говорят на великом множестве языков (у некоторых исследователей эта цифра перевалила за 6000, у других - за 2500). Однако, если спросить среднестатистического гражданина любой страны, он, безусловно, назовет гораздо меньшее их количество - всего до сотни. Трудность определения, что именно считать самостоятельным языком, и не является ли он диалектом, в малой изученности. Есть языки, на которых говорит мизерное количество носителей (всего несколько сотен). Такие языки встречаются в Африке, Полинезии. А на 170 языках индейцев Америки говорят только ограниченные группы людей (в основном старики), и эти языки постепенно вымирают. В Гималаях таких языков насчитывается до 160, в бассейне реки Нигер - более 250.

Сложные и простые языки

Многие из существующих языков не знают письменности. Некоторые - весьма оригинальны в своих формах. Так, в языке индейцев Америки Чиппева около 6 тысяч форм глаголов. А в табасаранском языке в Дагестане - 44 падежа. В языке хайда - 70 приставок, а в языке эскимосов - аж 63 формы настоящих времен. Но одним из самых сложных в мире из действующих лингвистами признан китайский: значков-иероглифов в нем более двадцати миллионов! Самый легчайший - гавайский (один из диалектов Полинезии). Здесь всего 6 согласных и 5 гласных - завидный минимализм! Но на любом из этих вышеперечисленных языков можно выразить чувства, эмоции, поговорить о делах, рассказать о себе и своей стране.

Роль языка

Зачем человеку нужен язык, какова его роль в жизни общества? На эти вопросы искали ответы величайшие умы человечества. Но, если не углубляться в дебри славословия, то можно сказать коротко и емко: при помощи языка люди от одного поколения к другому передают свои знания и опыт. А в тот момент, когда речь зафиксировали в письменном виде, и возникла человеческая цивилизация. В современном мире языки многих народов находят многогранное применение в народном хозяйстве, обучении, историческом аспекте, развиваясь вместе с научно-техническим прогрессом.

Зачем человеку нужен язык? Сочинение в школе

При написании сочинения в школе на заданную тему следует обратить внимание на историю возникновения языка и его основную задачу - общение между людьми в обществе, а также - между различными представителями национальностей, рассказать о роли языка в древности и в настоящее время. Раскрыть тематику «Зачем человеку нужен язык?» при помощи ярких примеров из истории стран и народов: какую объединяющую функцию выполняет, к примеру, русский или английский язык на современном этапе.

Зачем нужно изучать русский язык? Этим вопросом озадачиваются не только иностранцы, приступающие к освоению русского языка. Некоторые россияне также недоумевают, зачем им нужно знать непростые правила грамматики, к чему учиться правильно ставить ударения, когда и без этого вполне можно обойтись.

В защиту русского языка можно привести довольно весомые аргументы. Для иностранца основательными причинами изучения именно русского языка будут пять основных факторов:

1. Именно русский язык входит, помимо французского и английского, в тройку мировых языков, на которых можно прочесть все существующие международные стандарты.

2. Русский язык - это один из самых мелодичных и красиво звучащих языков в мире.

3. Знание русского языка делает возможным чтение в оригинале научных трактатов великих русских ученых и произведений литературных классиков.

4. На русском языке говорят в России - стране, превосходящей по площади любые другие страны земного шара.

5. Именно для иностранцев серьезным аргументом будет то, что русский язык, наряду с английским, применяется для общения на международной космической станции.

Начавшего изучать русский иностранца следует заранее предупредить о сложности языка. То, что кажется обычным для любого русскоязычного, слушающего этот язык с пеленок, для иностранцев представляет серьезную трудность. В русском языке значительно больше правил, которые надлежит выучить, чем в английском или немецком.

Но самое удивительное - это то, что человека, проживающего в России и являющегося носителем языка, порой труднее, чем иностранца, убедить в том, что русский язык нужно изучать и знать. Многие россияне довольствуются вместо красивой русской речи маловразумительной смесью из вульгаризмов и междометий с вкраплениями жаргонных словечек и неприемлемых речевых оборотов.

Чтобы переубедить такого человека, следует дать ему услышать собственную речь, записав ее перед этим на диктофон. Нужно предоставить человеку возможность не только прослушать собственную несуразную болтовню, но и сравнить ее с речью профессионального чтеца или актера. Для этого достаточно проиграть запись чтения классического рассказа или стихотворения. Возможно, уловив яркую разницу, человек поймет, насколько он нуждается в глубоком изучении родного языка.

Многие объясняют ненужность грамотности присутствием в компьютерных программах функции проверки орфографии. Мол, компьютер всё сам проверит. Конечно, текстовые редакторы и браузеры такую проверку делают. Но и их базы включают далеко не все слова русского языка, что зачастую может вызвать немалые проблемы.

А на мобильных телефонах обычно вообще нет таких функций. А сегодня многие выходят в Интернет и общаются именно с помощью мобильной связи. Так, неправильно введенное слово система Т9 просто не распознает. Поэтому написать текст при помощи такой техники малограмотному человеку будет весьма затруднительно.

Напрашивается вывод, что в век компьютеризации быть грамотным также очень важно, как и раньше. Если у малограмотного человека возникает вопрос публикации своих статей где-либо, вряд ли он найдет издательство, которому понравится исправлять его бесчисленные ошибки - либо за такую услугу придется заплатить немало денег. Редактору, порой, проще отказать такому автору.

Так, может, стоит выучить правила родного языка, чтобы не осложнять жизнь ни себе, ни другим?



Рекомендуем почитать

Наверх