Заявление о постановке на экологический учет. Постановка объектов нвос на государственный учёт. разъяснения росприроднадзора. Недостоверная информация в заявке на постановку на учет как объекта нвос

Детская 29.03.2021
Детская

Изменения в природоохранном законодательстве обязывают природопользователей поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, представив соответствующую заявку. Кто должен представлять такие заявки, и есть ли утвержденная форма? Что будет, если заявка на представлена в установленный срок? Отвечает на эти и другие вопросы, которые волнуют организации и предпринимателей М.С. Мухин , президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита» (г. Санкт-Петербург).

С 01.01.2016 в законодательство введена новая обязанность природопользователей - направлять органам государственного экологического надзора информацию об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях их государственного учета (ст. 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон № 7-ФЗ). При этом нельзя не отдать должное изобретательности законодателей, предложивших природопользователям сочетание «кнута и пряника».

Обязанность по постановке объекта на учет и последствия ее неисполнения

Подчеркнем: речь идет о постановке на учет не самих организаций и индивидуальных предпринимателей, а используемых ими объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлены:

а) обязанность природопользователей подавать заявки о постановке объектов на учет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 1).

Показательно, что практически все комментарии по данному вопросу указывают на необходимость подавать заявки в Росприроднадзор. Действительно, пунктом 5.5 (10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 на данное ведомство возложена функция по ведению федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Последнее, крайне важное, обстоятельство нередко упускается из виду.

Между тем, критерии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», позволяют отнести к таким объектам весьма ограниченное их количество.

Подавляющее большинство объектов негативного воздействия, принадлежащих «безвредным» природопользователям (офисы, магазины и т. п.) подлежит региональному экологическому надзору. Соответственно, заявки о постановке объектов на учет должны направляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подчеркнем: обязанность природопользователя подать заявку о постановке на государственный учет объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена самим фактом наличия такого объекта и не зависит от того, обязан ли природопользователь вносить плату за негативное воздействие окружающую среду.

б) срок подачи заявки о постановке объектов на учет (в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта) (п. 2).

Помимо установления указанного срока, законодатель определил и общий срок для постановки на учет объектов негативного воздействия, использовавшихся на момент вступления в силу рассматриваемых поправок в Закон № 7-ФЗ.

Данный срок установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он составляет два года со дня вступления в силу указанного закона (01.01.2015). Подробный комментарий экспертов 1С .

Позволим себе не согласиться с Росприроднадзором и авторами многочисленных комментариев, утверждающими, что объекты негативного воздействия должны быть поставлены на учет не позднее 31.12.2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 1 ст. 191 и ст. 193 ГК РФ). То есть, в данном случае срок для постановки объекта на учет истекает 09.01.2017. Однако необходимо учитывать, что постановке на учет предшествует подача соответствующей заявки, для рассмотрения которой также установлен срок (см. ниже).

в) порядок утверждения формы заявки о постановке на учет (п. 3).

Полномочия по утверждению формы заявки предоставлены уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), которое уже приняло соответствующий нормативный акт - приказ от 23.12.2015 № 554. Важно отметить, что данный приказ вступил в силу только 05.07.2016 (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Введение в действие нормативного акта, утвердившего форму заявки о постановке объекта на учет, создало основу для практического исполнения положений статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, дав природопользователям возможность подавать заявки в уполномоченные государственные органы. В связи с этим озвученное Росприроднадзором в письме от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 предложение о переносе срока окончания учета на 31.12.2017 с соответствующим внесением изменений в действующее законодательство, вероятнее всего, утратило свою актуальность.

г) срок исполнения заявки (постановки объекта на учет) (п. 4).

Уполномоченный орган обязан осуществить постановку объекта на учет и выдать соответствующее свидетельство в течение 10 дней с момента подачи заявки.

Соотнеся срок рассмотрения заявки со сроком исполнения обязанности по постановке на учет объектов, использовавшихся на дату вступления в силу статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, можно сделать вывод, что заявка должна быть получена уполномоченным органом не позднее 30.12.2016.

д) обязанность природопользователей представлять сведения, необходимые для актуализации имеющейся информации (п. 6) и срок для исполнения данной обязанности (п. 7).

Природопользователи обязаны подавать такие сведения в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации соответствующих изменений.

Данная обязанность, не будучи примечательной сама по себе, ставит перед участниками рассматриваемых отношений весьма трудноразрешимую задачу:

Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?

К сожалению, ни Закон № 7-ФЗ, ни подзаконные акты не дают прямого ответа на этот вопрос. Согласно пункту 1 статьи 69 данного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Абсолютно очевидно, что в контексте данной нормы речь идет о реализации правомочия пользования объектом, что позволяет рассматривать в качестве обязанного лица пользователя объекта (арендатора).

Данный вывод, казалось бы, подтверждается положениями пункта 6 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, в котором необходимость актуализации сведений связывается с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. Как видим, о смене собственника объекта речь не идет.

Однако в пункте 7 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ говорится о представлении сведений в течение тридцати дней со дня государственной регистрации изменений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 6 этой статьи. Таким образом, законодатель связывает необходимость актуализации имеющейся информации не просто с «заменой» (термин достаточно сомнительный сам по себе) природопользователя, использующего объект, а с заменой, предполагающей осуществление государственной регистрации данного факта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрации договора аренды здания или сооружения является обязательной лишь в том случае, если такой договор заключен на срок не менее года. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 № 53, данное правило применяется и к договорам аренды нежилых помещений.

Таким образом, смена арендатора нежилого помещения (в частности, офиса в бизнес-центре) не влечет за собой обязанность актуализировать сведения об объекте, ранее поставленном на учет. Соответственно, лишена смысла сама постановка на учет объекта арендатором, пользующимся этим объектом на основании договора краткосрочной аренды (до одного года).

Не претендуя на абсолютную истину, возьмемся предположить, что обязанность подавать заявку о постановке на «экологический учет» объекта, используемого на основании договора аренды, возлагается на:

  • арендодателя (если договор аренды не подлежит государственной регистрации);
  • арендатора (если договор аренды подлежит государственной регистрации)

Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также сведений для актуализации учетной информации, установлена статьей 8.46 КоАП РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 до 100 тыс. руб.

Следует подчеркнуть, что ответственность установлена не за невыполнение обязанности по постановке объекта на учет, а за неподачу в срок соответствующей заявки. То есть, наказуемым является несовершение обязанным лицом начальных действий вне зависимости от их результата.

Экономическое стимулирование «экологического учета»

Как отмечено выше, законодателю удалось совместить административное принуждение природопользователей к постановке объектов на учет с экономическим стимулированием их к выполнению данной обязанности. Это нашло нормативное оформление в пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2016. Согласно данной норме субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Пожалуй, впервые в отечественном законодательстве столь определенно заявлено об отсутствии фискального интереса в сфере природопользования к лицам, не оказывающим сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду.

Такой подход представляется абсолютно правильным - как с точки зрения формирования благоприятной бизнес-среды, так и с позиции сосредоточения усилий контролирующих органов на реальных, а не номинальных загрязнителях. Уместным следует признать и отказ законодателя от использования такого сомнительного критерия, как «субъекты малого и среднего предпринимательства», который оставляет «за бортом» природопользователей, представляющих некоммерческую сферу (школы, медицинские и социальные учреждения, органы власти и управления, общественные и религиозные организации).

Насколько удачен выбранный законодателем критерий освобождения от платы, основанный на категорировании объектов негативного воздействия? Ответ на этот вопрос даст только время. Сейчас очевидно лишь то, что к указанным категориям объектов проявляется весьма значительный интерес со стороны природопользователей.

Категории объектов негативного воздействия описаны в статье 4.2 Закона № 7-ФЗ, а критерии отнесения объекта к той или иной категории - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Большинство специалистов полагает (и эта точка зрения представляется абсолютно верной), что к таким объектам будут относиться так называемые «безвредные природопользователи».

Отрадно, что Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 также акцентировал внимание на том, что «представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т. д.) к IV категории объектов НВОС».

Постановка объекта на учет и присвоение ему той или иной категории оформляется соответствующим свидетельством. Типовая форма свидетельства доведена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № 176-03-00-36/17836.

Обобщая изложенное, сделаем следующий вывод. Законодатель не просто возложил на природопользователей новую обязанность, а сделал крайне важный шаг, избавляющий тех, чья деятельность не причиняет сколько-нибудь существенного вреда окружающей среде, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления соответствующих деклараций.

При всех недостатках процедуры «экологического учета» его результатом должно стать существенное снижение административного давления не только на бизнес, но и на некоммерческий сектор.

От редакции

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 поддерживается возможность формирования Заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по форме, утв. приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Она доступна в рабочем месте «1С-Отчетность» - вкладка «Уведомления».

Мнение экспертов 1С

Объекты негативного воздействия на окружающую среду подлежат постановке на учет (ст. 69-69.2 Закона № 7-ФЗ). Сделать это нужно в срок до 31.12 2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 69. 2 Закона № 7-ФЗ постановка на учет осуществляется на основании заявки, которая подается юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность на подобных объектах (то есть фактически эксплуатирующими такие объекты).

Из совокупности данных норм и из отсутствия в Законе № 7-ФЗ конкретных указаний на то, что представить заявку обязан именно собственник объекта, полагаем, что случае эксплуатации объекта негативного воздействия арендатором, подать заявку в уполномоченный орган должен именно арендатор.

НВОС - это один или несколько объектов с единым предназначением, технологически и физически связанные друг с другом и расположенные на одном или нескольких земельных участках. При наличии вредного действия на окружающую среду такие производства ставят на государственный учет. Для этого узнайте порядок подачи заявки и получения свидетельства, какие объекты необходимо поставить на учет, а для каких это не нужно.

Заявка о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие

Внимательно изучите образец заявки. Синим цветом выделен пример заполнения документа.

Впишите свои данные по аналогии с ним. Обратите внимание на жёлтый маркер в форме.

Чтобы открыть картинки в полном размере, нажмите на них мышкой:

Заявка о постановке объекта, стр. 1

Заявка о постановке объекта, стр. 2

Заявка о постановке объекта, стр. 3

Если вы хотите разобраться, как правильно заполнять заявку о постановке на госучет объекта, оказывающего НВОС, прочитайте эту инструкцию. Документ создается через Модуль пользователя, чтобы в будущем было возможно отослать его в Росприроднадзор.

Чтобы посмотреть картинки, нажмите на первое изображение мышкой и листайте либо с её помощью, либо указательными стрелками на клавиатуре:

Постановка на учет объектов НВОС, стр. 1 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 2 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 3 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 4
Постановка на учет объектов НВОС, стр. 5 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 6 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 7 Постановка на учет объектов НВОС, стр. 8

Подробнее о НВОС

Хозяйствующие субъекты обязаны подать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на природу, на государственный учет.

По степени губительного влияния на окружающую природу и здоровье человека объекты подразделяют на категории от I до IV.

I класс оказывает наименьшее воздействие на природу, а IV класс опасен больше всех. Классификация утверждена постановлением Правительства №1029 от 29.09.2015 г.

Если объект не подпадает ни под одну из этих категорий, то такие производства на государственный учет не ставят.

В какой именно реестр будет внесен объект - федеральный или региональный, решает руководитель предприятия, следуя постановлению Правительства №903 от 25.08.2015 года.

Если предприятие имеет несколько характеристик по НВОС, то оно оценивается по наиболее значимому фактору.

Согласно присвоенной категории, определяются следующие критерии:

  • нормы предельно допустимой силы воздействия на окружающую природу. На предприятии должен быть составлен перечень мероприятий по охране природы и повышения эффективности экологической работы;
  • размер оплаты за НВОС;
  • хозяйствующим субъектам вменены в обязанность разработка и утверждение перечня работ по производственному контролю за экологией;
  • субъекты, выполняющие свою деятельность на объектах, которые относятся к первой категории НВОС, обязаны использовать для охраны окружающей среды самые передовые технологии.

После постановки объекта НВОС на государственный учет устанавливается график государственных проверок предприятий.

Частота посещений варьируется в зависимости от определенной для объекта категории риска:

  • умеренный риск - 1 раз в 5 лет;
  • средний уровень риска - 1 раз в 4 года;
  • значительный риск - 1 раз в 3 года;
  • высокий риск- 1 раз в 2 года;
  • чрезвычайно высокий риск - ежегодно.

Что касается предприятий государственного надзора, которые отнесены к категории незначительного риска, то здесь проверки не проводятся.

Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 1

");" align="center">

Постановка на госучет объектов, оказывающих негативное воздействие

Все предприятия России, так или иначе влияющие на экологию, должны поставить их на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Сделать это необходимо во исполнение постановления «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 219-ФЗ» от 21.07.2014 г. Постановлением отводился двухлетний срок на выполнение.

Однако в течение этого периода возникло множество вопросов и проблем. Неясен был алгоритм подачи заявок и непонятно, нужно ли это вообще. Поэтому Правительство выпустило несколько разъяснений и дополнений.

Постановка на учет объектов НВОС не подразумевает это в отношении самих ИП или юридических лиц, а лишь эксплуатируемых ими объектов.

Сам факт существования производства, негативно влияющего на природу, обязывает природопользователя решить задачу постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.

Обязанности по ведению государственного федерального перечня объектов, оказывающих НВОС, возложены на Росприроднадзор.

Такие объекты подлежат экологическому государственному контролю и подают заявки в федеральные территориальные органы Росприроднадзора.

Природопользователи, не наносящие вреда природе (офисы и магазины), подлежат региональному экологическому контролю. Заявки о постановке на учет направляют в исполнительные органы власти субъектов РФ.

Заявка о постановке на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет, должна подаваться в течение полугода с момента пуска производственного объекта в эксплуатацию.

Орган, отвечающий за постановку объектов на учет, рассматривает заявки не позже 10 дней после их получения. После этого он выдает соответствующий документ-свидетельство.

Направляют заявку на постановку объекта НВОС на государственный учет объектов в электронном виде или лично. Возможна отправка документов заказным письмом по почте с описью отправляемых бумаг.

Природопользователи обязаны своевременно сообщать об изменениях в работе или названии объектов, оказывающих НВОС. Это делается для актуализации имеющихся данных.

Информация подается не позже, чем через 30 дней после государственной регистрации наступивших изменений.

Статья 8.46 КоАП устанавливает штраф в сумме 30 000-100 000 рублей за невыполнение задачи постановки на учет объектов, оказывающих НВОС на государственный учет.

По сути, наказание происходит за неподачу заявки в срок.

Смотрите видео: Модуль природопользователя, заявка. Часть 2

");" align="center">

Субъекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов негативного воздействия

Предприятие не оказывает неблагоприятного воздействия, если оно:

  1. Производит лишь бытовые отходы.
  2. У него нет стационарных источников выброса.
  3. Воздействует на среду, лишь образуя, накапливая и перевозя отходы.
  4. Не содержит признаков, позволяющих отнести его к одной из четырех категорий.

На учет ставятся объекты НВОС по месту нахождения, где и подаются заявки.

Строящиеся объекты на учет не ставят. Это делают лишь после введения в эксплуатацию. Внесение заведомо недостоверных данных карается штрафом.

Если же были допущены незначительные случайные ошибки, то возможно их исправление. Следует внимательно проверять документы перед отправкой.

Личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет

При регистрации объектов НВОС в Росприроднадзоре можно воспользоваться одним из трех вариантов:

  1. Через личный кабинет природопользователя для постановки объекта НВОС на учет.
  2. Через специальный модуль природопользователя.
  3. С помощью сторонних ресурсов.

Чтобы работать в онлайн-офисе, нужно:

  • подтвердить учетную запись в ЕСИА на сайте Госуслуг (http://esia.gosuslugi.ru );
  • получить электронную подпись в специальном Удостоверяющем центре, зарегистрированном в Минкомсвязи.

Модуль природопользователя доступен абсолютно всем в распространенном программном обеспечении, которое легко скачать с сайта Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/otchetnost .

Использовать можно стороннее программное обеспечение, если используется открытый формат XML, который находится по адресу http://rpn.gov.ru/node/27639 . Файл называется «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии».

Для того, чтобы определить необходима ли предприятию постановка на Государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в первую очередь следует разобраться, какие из предприятий относятся к данной категории объектов. В Законе №7-ФЗ от 10.01.02 года приводится довольно размытое определение данному понятию. Объекты НВОС здесь – это предприятия, связанные общностью деятельности и территориального расположения.

Более точное определение объектам НВОС приводится в письме с разъяснениями Росприроднадзора от 13.12.2016 года № АС-03-04-36/25233. Если опираться на его содержание, то объектами НВОС выступают предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, чья сфера деятельности подпадает под критерии, установленные Правительством РФ в Приказе №1029 от 28.09.2015, и относящиеся по ним к объектам 1,2,3 или 4 категории опасности. При этом, предприятия могут выступать как в форме юридического лица, так индивидуальным предпринимателем.

Быстро и профессионально поставим на учет объекты НВОС. Стоимость – от 10 т.р. Сроки – от 1 дня.

Для таких предприятий постановка на госучет является обязательной. Требования об этом установлены Приказом № 572 от 23 июня 2016 года. Если же объект не соответствует критериям вышеуказанного Приказа №1029, то, соответственно, объектом НВОС он не является и на учет не ставится. Не ставятся на государственный учет и те объекты, которые находятся на стадии строительства и на настоящий момент не введены в эксплуатацию. Заявку для внесения в реестр они оформят уже после начала функционирования, но не позднее, чем в течение шести месяцев.

Конкретные примеры постановки на учет объектов НВОС.

Также постановка на учет требуется тем организациям, деятельность которых соответствует постановлению Правительства №903 от 28.08.2015 г., согласно которому они являются объектами, подлежащими государственному экологическому надзору.

Кроме того, ведение государственного реестра необходимо и для таких данных, как сведения о выбросах, сбросах и отходах, образующихся на производственных объектах.

Постановка предприятий на государственный учет производится контролирующими организациями бесплатно.

Не требуется постановка на учет и таким предприятиям, деятельность которых сопровождается только образованием, транспортировкой и накоплением отходов, при условии отсутствия прочих возможных сфер негативного влияния на окружающую среду.

Непосредственно требования к ведению госучета изложены в статье 69 Закона №7-ФЗ. Обязанности по его ведению возложены на территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти, территориально расположенные по месту нахождения подведомственных объектов НВОС. Ведение реестра осуществляется в электронном виде, что позволяет получать информацию прочим государственным службам и структурам.

Оформление заявки для постановки предприятия.

Основанием для включения предприятия в реестр НВОС является заявка, предоставляемая предприятием в контролирующие организации. Заявку подает непосредственный собственник производственного объекта. В случае, если объект эксплуатируется на основании договора аренды, то заявителем выступает арендатор.

Оформление заявки на бумажном носителе нежелательно, так как реестр ведется в электронном виде. Предпочтительнее всего заполнять заявки в программном комплексе «Модуль природопользователя».

Приказом Минприроды РФ № 554 устанавливается требуемая форма заявки. В обязательном порядке заявка заверяется электронной подписью представителя организации. Каждой заявке присваивается индивидуальный номер.

В заявке требуется указать такие сведения, как

  • наименование организации,
  • адрес места нахождения,
  • сведения о государственной регистрации,
  • данные руководителя.

Следующим разделом заявки выступают сведения об объекте. К ним относятся:

  • дата начала функционирования предприятия,
  • сфера деятельности,
  • данные о технологии производства,
  • сведения о продукции и производственной мощности объекта НВОС,
  • данные о категории опасности объекта по отношению к окружающей среде,
  • информация об уровне государственного эконадзора.

В каких случаях нужен проект ПДВ, НДС?

При заполнении заявки потребуется информация, характеризующая предприятие, как объект воздействия на окружающую среду. К подобным сведениям относятся данные

  • о стационарных источниках выбросов,
  • о выбрасываемых загрязняющих веществах,
  • об объеме сброса,
  • а также данные по образующимся отходам и способам обращения с ними.

Следующей графой заявки выступает перечень разрешительных документов предприятия, таких как разрешения на выбросы, сбросы или размещение отходов. Также здесь освящаются данные об экологической экспертизе предприятия.

Эти сведения, как правило, находятся в соответствующих экологических проектах: ПДВ (проект по выбросам), НДС (проект по сбросам), ПНООЛР (проект по отходам).

Зачастую у организации нет проекта ПДВ. Можно ли обойтись без него?

Ответ - ДА. Однако в этом случае потребуется его часть, а именно проект инвентаризации выбросов, откуда можно будет взять информацию о характере источников, загрязняющих веществах, географических координатах и т.п.

При этом на природопользователе все равно будет лежать обязанность разработки проекта ПДВ.

То же относится и к проекту НДС.

Последним разделом заявки выступают сведения о мероприятиях и средствах, разработанных и внедренных на предприятии непосредственно с целью охраны окружающей среды и уменьшения негативного влияния производственного процесса. Это утвержденная программа производственного контроля или мониторинга предприятия, перечень природоохранных мероприятий, а также технические средства и оборудование. Все это призвано уменьшать вредное воздействие от сбросов, выбросов или размещения отходов, или направленное на их полное обезвреживание.

Заполнение заявки о постановке на учет объектов НВОС.

Требуемые сведения собираются непосредственно на предприятии силами его структур и подразделений. Ответственность за предоставленную информацию несет руководитель предприятия с объектом НВОС.

При заполнении заявки не стоит забывать, что умышленное сокрытие информации или искажение реальных данных может обернуться для предприятия значительными штрафами согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 8.5 – до 80 тысяч рублей для орлица). Также предоставление некорректных сведений со стороны предприятия может послужить причиной отказа в постановке предприятия на государственный учет. Отказ может аргументироваться и неполнотой информации, представленной производственным объектом.

После получения заявки территориальными уполномоченными органами Росприроднадзора предоставленная информация проверяется. Самопостановка объекта на учет производится в течение 10 дней. Результатом постановки выступает получение предприятием электронного свидетельства о постановке его на учет объектов НВОС.

В случае, если в предоставленных предприятием сведениях для него неверно определена категория опасности, она может быть изменена. В дальнейшем категория, соответствующая направлению деятельности предприятия, вносится в реестр и в получаемое им свидетельство о постановке на госучет.

Изменение предоставленных ранее сведений и снятие предприятия с госучета.

Правила об изменениях предоставленных сведений или снятии предприятия с госучета регламентируются Законом №219- ФЗ.

В случае изменения сведений производственного объекта, ранее поставленного на учет, информацию о них требуется предоставлять в контролирующую организацию не позднее, чем через 30 дней с момента вступления изменений в силу. К таким изменениям можно отнести:

  • смену юридического лица, адреса местонахождения, формы собственности, а также изменения в технологическом процессе или в процессах и технических средствах по обеспечению снижения влияния на окружающую природную среду.
  • для индивидуальных предпринимателей изменения также затрагивают и данные документа, удостоверяющего личность.

После изменения предоставленных ранее сведений в данных реестра, предприятию выдается соответствующее удостоверение об актуализации данных объекта НВОС.

При предоставлении собственником производственного объекта документов о консервации или ликвидации производства производится снятие объекта НВОС с государственного учета. При этом собственник получает свидетельство установленного образца. Эти функции осуществляет подведомственная государственная организация, располагающаяся по месту нахождения предприятия,

Ответственность за невыполнение требований по обязательной постановке на учет объектов НВОС.

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена статья, за невыполнение требований по постановке предприятий на государственный учет. Это статья 8.46, размер штрафных санкций по которой для юридического лица составляет до 100 тысяч рублей. Должностному лицу данное нарушение может обойтись в сумму до 20 тысяч.



Рекомендуем почитать

Наверх