Для чего используется анафора и что это такое: конкретные примеры

Детская 09.10.2019
Детская

Средства выразительности - это приемы, которые делают литературу эмоциональнее, а устную речь богаче и красочнее. Эти художественные тропы изучают еще в школе, но программа не дает полного понимания того, для чего они нужны и как работают. В число самых известных и легко запоминающихся средств входит анафора. Это классический стилистический прием, который чаще всего встречается в лирических литературных произведениях и в поэзии.

Что такое анафора

По другому это средство художественной выразительности называют единоначатием. Заключается оно в разного рода повторениях в начале частей произведения, обычно полустиший, стихов или абзацев.

Определение, что такое анафора в литературе, данное в Словаре литературоведческих терминов Н. И. Рябковой, звучит так:

Стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей (звука, слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи.

Функции анафоры

Обычно примеры анафоры из художественной литературы можно встретить в стихотворениях, частушках, поэмах, песнях и других произведениях. Именно этому литературному роду - поэзии - свойственны экспрессия, акцент на чувствах и переживаниях лирического героя. Изображение внутреннего мира происходит через языковые средства. Анафора в литературе служит для усиления эмоциональной составляющей повествования и вносит в него элемент живости и энергичности. Например, в стихотворении А. С. Пушкина "Туча":

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В этом произведении интонационное и контекстное ударение падает на слово "одна" за счет его повторения, которое указывает на состояние внутреннего мира лирического героя. В данном стихотворении смысловой упор делается на то, что туча - единственный негативный фактор, что придает стиху экспрессивно-обвинительный окрас.

Примеры анафоры из литературы и не только

Анафора - это средство художественной выразительности, так что в научно-популярной литературе или официальных документах встречается она значительно реже, как и любое другой средство выразительности. Более того, этот прием имеет слишком сильную эмоциональную окраску, неприемлемую для некоторых стилей. Можно почерпнуть примеры анафоры из литературы,включая как поэзию, так и прозу, или из публичных речей или писем.

Например анафора использовалась в речи В. В. Путина для придания торжественности, убедительности и проникновенности его словам:

Нужно вместе с вами продолжить начатые преобразования. Чтобы в каждом городе, в каждом селе, на каждой улице, в каждом доме и в жизни каждого российского человека происходили перемены к лучшему.

Чтобы понаблюдать как меняется эмоциональная окраска, можно убрать ее из данного отрывка: "...в каждом городе, селе, на улице, в доме и в жизни российского человека происходили перемены к лучшему". Без лексического повтора это перечисление теряет свой экспрессивный "вес" и акцент.

Пример анафоры в прозе присутствует, например, в статье академика Д. С. Лихачева:

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, - он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.

Здесь тоже идет усиление перечисления, акцент на важности каждого отдельно взятого примера, рассматриваемого в отрывке. Таким образом ситуации, которые упоминает автор, становятся не частью одной смысловой конструкции, а разными отрывками со своей собственной контекстной энергией, что заставляет читателя обращать отдельное внимание на каждую из них, а не на все вместе разом.

Самое обширное количество примеров единоначатия содержит поэзия. Именно в лирике экспрессия приходится к месту чаще, чем в других литературных родах. Пример анафоры в стихотворении А.С. Пушкина:

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой...

В конкретном примере анафора выражена глаголом "клянусь". Сам по себе он несет торжественную коннотацию, повтор же усиливает ее.

Виды анафоры

Анафора бывает:

  • звуковой;
  • лексической;
  • синтаксической;
  • морфемной;
  • ритмической.

Звуковая анафора в литературе представляет собой повторение звука или группы звуков в начале абзаца, если это проза, или стиха, если это стихотворение, например в произведении Александра Блока "О, весна! без конца и без краю...":

О, весна без конца и без краю

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Повторяются парные звуки [з] - [с], ассоциирующиеся с легким весенним бризом, что соответствует идее и контексту стихотворения.

Лексическая анафора - это повторение лексической единицы, целого слова или частицы. Этот вид самый распространенные и легче всего узнается читателем. Например, в стихотворении Сергея Есенина:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза...

Синтаксическая - это частный случай лексической анафоры, когда повторяются целые синтаксические конструкции, например предложения или части предложения, как в стихотворении Афанасия Фета:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер,

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор.

Морфемная анафора в литературе подразумевает повторение какой-либо части слова - морфемы, например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня...

В данном случае повторяется корень "черно-", объединяя "девицу" и "коня" в чертах.

Ритмическая анафора - это когда в начале стиха или строфы повторяется ритмический рисунок. Яркий тому пример в произведении Николая Гумилева:

Обворожает царицу

Необозримой Руси.

Данный вид анафоры используется только в поэзии, так как в прозе отсутствует ритм.

Анафора в английском языке

Единоначатие - универсальный стилистический прием и используется не только в России. Анафора в литературе на других языках также часто встречается, особенно в песнях, и носит те же функции, что и в русском.

My heart’s in the Highlands,

My heart is not here,

My heart’s in theHighlands,

А chasing the dear.

В данном отрывке используется лексический вид.

Этим приемом не пренебрегал и сам Уинстон Черчилль, активно используя его в своих речах и выступлениях. Также его применял и Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи "У меня есть мечта".

Язык любой культуры, в том числе и русской, содержит множество приспособлений для обогащения речи. К одному из таких способов относятся так называемые фигуры речи. Поскольку объем данных о каждой из них выходит далеко за рамки планируемого объема статьи, рассмотрим для начала одну стилистическую фигуру, ярко представленную в выразительной речи, например, в стихах. Речь идет о так называемой анафоре.

Что такое анафора

Это стилистическая фигура, которая с греческого переводится буквально как «восхождение». Суть ее в том, что сродные или схожие звуки, слова или их сочетания повторяются в начале каждого параллельного ряда. А если чуть проще, то в качестве примера можно взять стихотворение, тогда параллельными рядами будут просто его строки, которые, если разговор об анафоре, будут начинаться как-либо единообразно.

В связи с тем фактом, что при образовании данной стилистической структуры могут использоваться звуки, слова и целые словосочетания, выделяют довольного много разновидностей такого явления, как анафора.

Примеры

Итак, звуковая анафора для начала. Рассмотрим такой вот простой стишок:

Гротеск не внятен... Боже мой...
Гробницы в круг, в бетон одеты...

Очевидно, что сочетание звуков «гро» образует анафору. Затем наблюдаем морфемное образование, когда идет повтор части слова, имеющей собственное лексическое предназначение. Например, вот такой небольшой отрывок:

Длинношерстая тигрица,
Длиннокрылая синица.

И все в таком духе. Как видим, «длинно», являясь лишь частью слова, тем не менее образует вполне осмысленную лексическую единицу. И так можно выделять еще множество разновидностей анафоры, смысл, думается, читателем уже усвоен. Ответив на вопрос, что такое анафора, движемся вперед в стилистическом образовании нашего любимого «великого и могучего».

Эпифора

Раз уж мы начали разбирать такое интересное явление, как ритмические элементы в языке, то в контексте можно обратиться к антиподу представленной ранее структуры. Созвучное слову «анафора» - эпифора. Ее мы и обсудим в нашем лингвистическом исследовании греческого языка.

С последнего это образование переводится как «принесение». При этом означает оно все то же самое, только относительно к концу строки в ритмическом повторении. Например, опять же, в стихотворении. Возьмем небольшой этюд в исполнении Марины Цветаевой, чтобы не вгонять читателя в скуку:

Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,
Нищих, как ночь, сыновей.

Эпифора, как ритмическая структура, гораздо более востребована в прозаическом изложении, нежели анафора. Вспомним известное ницшеанское «так проповедовало безумие». Подобных примеров можно найти множество в прозаических произведениях классиков и не только. Продолжая разговор о стилистических фигурах, можно рассмотреть в контексте еще пару интересных их видов. И начнем с одной, довольно трудноуловимой в обычном языке, с которой, тем не менее, связана и анафора.

Инверсия

Стоит подчеркнуть, что данная стилистическая фигура относится скорее к области риторики, поскольку сам прием, который, кстати, переводится с латыни как «переворачивание», относится больше к языку и его особенностям. Так называемые аналитические языки, вроде английского, где слова в предложении располагаются в соответствии с установившимися нормами, не склонны использовать инверсию. А вот русский и некоторые другие - совсем другое дело. Здесь нет такого определенного распорядка, поэтому перемешивание слов в предложении приводит к занимательным явлениям, которые и называются, по сути, инверсиями. Таким образом, определение этого термина - это нарушение порядка слов в предложении с целью создания выразительности языка. Характерно как для поэзии, так и для прозы.

Когда мы обсуждали, что такое анафора, мы склонялись к ритмике языка, и это объединяет рассматриваемые понятия. Однако место последней большей частью в поэзии. А вот инверсии позволяют делать действительно поразительные эффекты, в том числе и в рамках использования прозы. И наконец, еще одну стилистическую фигуру речи можно рассмотреть в контексте. Она вбирает в себя невероятное количество явлений любого языка, позволяя получать самые изысканные смысловые и образные конструкции при помощи живого языка.

Метафора

Анафора, являясь ярким примером фигуры, может быть противопоставлена метафоре как представителю так называемых троп. То есть на сцену выходит переносное значение слов и выражений. Это как раз тот механизм, благодаря которому любой язык начинает играть всеми своими яркими гранями, представляя собой великолепное средство для выражения абсолютно любой фантазии. Анафора, примеры которой мы вкратце рассмотрели, по сути, является средством создания ритмики в языке. Метафора же позволяет развивать язык, делать его ярче, богаче, глубже и так далее. Нет пределов для языка, активно использующего метафору как средство саморазвития.

Вообще об этом инструменте можно отдельно сказать очень много. Напомним лишь основное определение. Метафора - это использование слов или словосочетаний в переносном смысле. По сути, это постоянная игра ассоциаций, которая позволяет создать всю затейливую структуру любого языка. Без метафоры язык повествования сух и скучен, а поэзию без этого инструмента представить просто невозможно. Поэтому его важность подчеркивают все исследователи, отводя метафоре центральное место в слаженном хоре троп.

Заключение

Таким образом, нам удалось рассмотреть несколько важнейших стилистических фигур языка, разобраться на примерах, что такое анафора, как она связана с другими представителями фигур, и даже ухватить основной смысл важнейшего представителя троп.

Основным выводом по окончании этого небольшого путешествия в мир лингвистики является тот факт, что любому культурному человеку следует знать не только то, из чего состоит его родной язык, но и как этим богатством можно воспользоваться. Поэтому, расширяя собственное образование, следует думать, как его можно применить. Тогда язык, а с ним и жизнь, будут намного интереснее, богаче, глубже и значимее. Желаем читателю быть не только грамотным, но и преуспевающим благодаря получаемым знаниям.

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль. Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей. В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.

Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.

Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.

Внимание! Единоначатие применяется не только в стихотворной речи — стилистическое средство можно встретить и в прозе, когда в начале абзацев повторяются части предложений. Анафора активно используется и в риторике с целью вызвать эмоции у публики.

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У : «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии. В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М. Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный». Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя. Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец. Свеча у поэта – символ человеческой жизни. В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Полезное видео: анафора

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.



Рекомендуем почитать

Наверх