Стилистические фигуры анафора. Что такое анафора

Акcессуары 23.09.2019
Акcессуары

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль. Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей. В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.

Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.

Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.

Внимание! Единоначатие применяется не только в стихотворной речи — стилистическое средство можно встретить и в прозе, когда в начале абзацев повторяются части предложений. Анафора активно используется и в риторике с целью вызвать эмоции у публики.

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У : «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии. В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М. Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный». Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя. Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец. Свеча у поэта – символ человеческой жизни. В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Полезное видео: анафора

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.

    1 αναφορα

    ἀναφορά

    ἀνα-φορά

    1) восхождение, подъем

    (ἐκ τοῦ βυθοῦ Arst. ; πνεύματος Plut. )

    2) отнесение

    (τινος πρὸς ἓν τέλος Polyb. )

    δι΄ ἀναφορᾶς Arst. - путем отнесения (к чему-л.) , т.е. относительно

    3) передача (дела, вопроса ), обращение

    (εἴς τι Aeschin. и εἴς τινα Arst. , Dem. , πρός и ἐπί τινα Polyb. )

    4) возложение (ответственности, вины )

    ὑπέλειπε ἕκαστος ἑαυτῷ ἀναφοράν Dem. - каждый оставил себе лазейку

    5) устранение, тж. облегчение или способ исправления

    (συμφορᾶς Eur. ; ἁμαρτήματος Plut. )

    ἀναφορὰν ἔχειν Plut. - иметь возможность исправить положение

    6) поступление, доход Plut.

    7) грам. относительное значение (местоимения или наречия )

    8) рит. анафора (повторение слова в начале ряда предложений или их частей, напр. : ὅταν ὡς ύβρίζων, ὅταν ὡς ἐχθρὸς ὑπάρχων, ὅταν κονδύλοις, ὅταν ἐπὴ κόρρης Dem. )

    2 ἀναφέρω

    ἀνα|φέρω ["возносить"] 1. нести вверх, в глубь (страны), на сушу с корабля; 2. поднимать кого , ободрять; 8. брать на себя; 4. возводить что к чему, выводить что из чего (ср. анафора повторно выносимое вперед слово)

    3 αναφορά

    [анафора] ουσ θ сообщение, доклад, донос.

См. также в других словарях:

    Анафора - (греч. αναφορα возвращение, единоначатие, скреп) повторение каких либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). А. может быть звуковой: «В речном тумане виснет ниже Вечерний красный парус дня».… … Литературная энциклопедия

    АНАФОРА - (греч. anaphora, от ana опять, и phero несу). Риторическая фигура, состоящая в повторении, с особым ударением, одного или даже нескольких слов в начале каждого предложения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    анафора - единоначатие Словарь русских синонимов. анафора сущ. единоначатие Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. анафора … Словарь синонимов

    Анафора - АНАФОРА единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Анафора может иметь место как в ряде следующих один за другим стихов (строф, полустиший), так и стихов, разделенных… … Словарь литературных терминов

    анафора - и устарелое анафора … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    АНАФОРА - (греч. anaphora букв. вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): Город пышный, город бедный... (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    Анафора - У этого термина существуют и другие значения, см. Анафора (значения). Анафора или единоначатие (др. греч. ἀναφορά приписывание, средство к исправлению) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы… … Википедия

    АНАФОРА - [греч. ἀναφορά возношение], евхаристическая молитва. Термином «А.» в литургике и в богослужебной практике большинства христ. Церквей (напр., в чине литургии визант. обряда: « … Православная энциклопедия

    анафора - ы; ж. [греч. anaphora]. Лит. Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз (например: Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на… … Энциклопедический словарь

    Анафора - (греч. άναφορά, от άναφέρω возносить) центральная часть Божественной литургии; во время А. совершается пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. А. именуется также евхаристической молитвой. Существенными элементами текста большинства А … Католическая энциклопедия

    анафора - (греч. anaphora вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Собрание древних литургий. Анафора. Евхаристическая молитва , Отсутствует. «Собрание древних литургий» знакомит читателя с основными типами чинопоследования Божественной литургии на христианском Востоке и Западе. В качестве приложения«Собрание» дополняет… Купить за 490 руб электронная книга
  • Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. Том II , Успенский Н.. Настоящей книгой продолжается переиздание трудов Н. Д. Успенского в серии «Литургическая библиотека». Во второй том вошли сочинения, посвящённые истории возникновения и развития чина Литургии…

В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры ( , эпитеты , аллегории, тропы и др.).

Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.

Анафора: значение

Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина :

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю … стройный вид…

Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.

Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает “вынесение вверх”. К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина “Осень” используется анафора “уж”, она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.

Анафора: википедия

Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).

Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках, синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.

Примеры:

В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.

Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения . В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник». Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек» ).

В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими; часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.

Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема. Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе ; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы »; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики » и т.п.).

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.

Любое стихотворное произведение складывается из стилистических фигур, которые позволяют автору усилить воздействие речи на ее восприятие человеком.

К числу наиболее простых функциональных стилей в литературе относится анафора. С ее помощью поэтам удается придать своим творениям эмоциональность и значительно повысить их экспрессивную выразительность. Что же такое анафора?

Что означает слово «анафора»?

Слово ἀναφορά означает «восхождение, возношение» . Термин попал в русский язык из древнегреческого и первое время подразумевал отсылку к начальному слову, без которого сложно понять значение последующих выражений.

С течением времени понятие «анафора» несколько изменило смысл и приобрело значение «вынесение» , то есть когда автор выносит один и тот же (или схожий) элемент речи в начало нескольких срок.

Что такое анафора?

В настоящее время термин «анафора» означает повторение однородных звуков, слов либо словосочетаний в стихотворных рядах. Его могут использовать как в начале каждой строчки стихотворения, так и в начале каждой последующей строфы.

Подобный подход придает произведению остроту или позволяет с каждой новой строкой усилить интонацию авторского творения. В отдельных случаях подобные стилистические фигуры используют не только в начале строк и четверостиший, но и в полустишиях: «Город пышный, город бедный…» (А. Пушкин), где анафора – слово «город» .


Некоторые анафоры с мелко повторяющимися элементами могут и не быть стилистическими фигурами, а выступают лишь явлением русской речи. Например, выражение «зайти за угол» , в котором единоначатием является повторяющий в первых двух словах предлог «за» .

Помимо стихотворений с повторяющимися словами, анафорами считаются четверостишия, где каждая новая строка начинается с одинаковой буквы.

Какие виды анафоры бывают?

Анафоры различают в зависимости от частей речи, которые повторяются в литературном ряду. Одной из наиболее распространенных считается звуковая стилистическая фигура, при которой в начале каждой строки используют одинаковый звук.

Хорошим примером такого оборота выступает отрывок из стихотворения Пушкина: «Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища» . В данном случае в качестве анафоры поэт применил звук «гро» .


В морфемных анафорах присутствуют наименьшие единицы языка, которые имеют определенный смысл. В качестве примера приведем отрывок из Лермонтова: «Чёрноглазую девицу, Чёрногривого коня!» , где анафора – это морфема «чёрно» .

В лексических фигурах авторы используют повторение одинаковых слов, стремясь подчеркнуть либо оттенить смысл определенных строчек. Так, Тютчев посредством употребления слов «эти, эта» сделал акцент на том, что конкретно «эти» селения и конкретно «эта» природа являются его милым краем:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Существуют и достаточно сложные анафоры (синтаксические), в которых повторяются не слова либо звуки, а синтаксические конструкции. Есть и довольно редкая разновидность стилистических фигур – ритмическая, где авторы делают паузы в различных долях стихотворной стопы.

Нужно заметить, что анафоры нередко встречаются и в прозаических произведениях или в контексте с другими речевыми приемами, например с градацией – постепенным увеличением характера речи для придания ей более эмоциональной окраски.

Чем анафора отличается от эпифоры?

Эпифорой называют синтаксическую конструкцию, параллельную анафоре. Они схожи между собой стремлением автора сделать акцент на определенных местах стихотворения, но если в анафоре повторение слов, звуков или словосочетаний используется в начале строки (строфы), то в эпифоре аналогичные части речи употребляются в конце строк.


К примеру, в произведении А. Блока эпифора – это повторение словосочетания «в тихом доме»:

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!



Рекомендуем почитать

Наверх