Ногайская бухта на карте. Нагайская бухта

Перепланировка 02.07.2020
Перепланировка

«Ты думаешь, что мне — не по годам, Я очень редко раскрываю душу, — Я расскажу тебе про Магадан — Слушай!

Как я видел Нагаевскую бухту да тракты,- Улетел я туда не с бухты-барахты.

Однажды я уехал в Магадан — Я от себя бежал, как от чахотки. Я сразу там напился вдрабадан. Водки!

Но я видел Нагаевскую бухту да тракты, — Улетел я туда не с бухты-барахты.

За мной летели слухи по следам, Опережая самолет и вьюгу,- Я все-таки уехал в Магадан К другу!

И я видел Нагаевскую бухту да тракты,- Улетел я туда не с бухты-барахты.

Я повода врагам своим не дал — Не взрезал вену, не порвал аорту,- Я взял да как уехал в Магадан, К чёрту!

Я увидел Нагаевскую бухту да тракты, — Улетел я туда не с бухты-барахты.

Я, правда, здесь оставил много дам, — Писали мне: „Все ваши дамы биты!“- Ну что ж — а я уехал в Магадан, — Квиты!

И я видел Нагаевскую бухту да тракты, — Улетел я туда не с бухты-барахты.

Когда подходит дело к холодам, — Пусть это далеко, да и накладно, — Могу уехать к другу в Магадан — Ладно!

Ты не видел Нагаевской бухту — дурак ты! Улетел я туда не с бухты-барахты».

Поэтическим результатом поездки Владимира Высоцкого в 1968 году в Магадан на два дня к своему другу Игорю Кохановскому стала эта песня «Ты думаешь, что мне не по годам…».

10


Бухта Нагаева

А ещё ранее в 1965 году он посвятил ему песню «Мой друг уехал в Магадан…»

«Мой друг уехал в Магадан.
Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам,
Не по этапу, не по этапу.

Не то чтоб другу не везло,
Не чтоб кому-нибудь назло,
Не для молвы, что, мол, чудак,
А просто так, а просто так."

Так что это за бухта такая, воспетая поэтом? Бухта Нагаева (или Нагаевская бухта) находится в Тауйской губе Охотского моря и считается лучшей стоянкой для судов в Охотском море. На восточном побережье бухты расположен город Магадан. Именно от бухты Нагаева Магадан начал своё развитие. Бухта названа в честь выдающегося гидрографа XVIII века адмирала Алексея Ивановича Нагаева. Кстати, сам Нагаев в бухте своего имени не бывал никогда. Эту бухту так назвал другой русский гидрограф — Михаил Ефимович Жданко, который в 1898 г. был назначен начальником Гидрографической экспедиции Восточного (Тихого) океана. Ну и исследовал в том числе побережье Охотского моря там, где сейчас располагается Магадан.

10


В период массовых сталинских репрессий бухта Нагаева использовалась как пересыльный пункт для вновь прибывших морем заключенных для отправки их далее по этапу в лагеря Магадана и Колымы. Именно от бухты Нагаева Нагаевская улица в Магадане превращается в проспект Ленина, который в свою очередь переходит в печально известную Колымскую трассу.

5


Белый лебедь

Вдоль бухты узкая полоса каменистого пляжа. Магаданцы пользуются им: летом бывают очень жаркие дни, но водица бодрит.

6


Помимо рыбного порта есть морской торговый порт. Может и есть какие-то закрытые военные объекты. Вдоль береговой линии есть погранзаставы, капониры, военные пирсы. Когда-то в бухте Нагаева можно было наблюдать всплытие подводных лодок.

7


А это сопка Каменный Венец . На вершине сопки находится скалистая корона. Это естественное нагромождение камней.

5


Сопка Каменный Венец

Моргородок — один из микрорайонов Магадана на пути в морской торговый порт.

7


Моргородок

А помните песню „Поспели вишни в саду у дяди Вани“ братьев Жемчужных ?

»Поспели вишни в саду у дяди Вани
У дяди Вани поспели вишни
А дядя Ваня с тётей Груней нынче в бане
А мы с друзьями погулять как будто вышли»

Там есть такие строчки:

»Пусть дядя Ваня купает тётю Груню
В колхозной бане на Марчекане…»

На фотографии ниже можно разглядеть эту колхозную баню.

6

Марчекан

Не знаю вызревают ли вишни в короткое Колымское лето, а то что Марчекан — это вполне реальная точка на карте и баня эта имеется я могу подтвердить точно. Марчекан — это когда-то пригород, а сейчас один из маргинальных районов Магадана рядом с магаданским рыбным портом. На Марчекане находится кладбище, на котором похоронен ещё один известный советский эстрадный певец, композитор, поэт, автор нескольких сотен песен Вадим Козин . Люди старшего поколения должны хорошо его помнить. Он был осуждён в 1944 году и сослан на Колыму. Был досрочно освобождён в 1950 году. Однако в 1959 году был повторно осуждён по той же статье. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой. Вадим Туманов (российский предприниматель, золотопромышленник и близкий друг Владимира Высоцкого) так напишет в своих воспоминаниях: » И тут происходит невероятное. Козин делает шаг вперед, почти к краю сцены, и говорит четко, с паузами между словами: — Я приехал петь для заключенных. Поэтому прошу лагерное начальство оставить нас одних. Зал цепенеет, не зная, как к этому отнестись. После короткого замешательства по знаку начальника лагеря офицеры и их семьи, а вслед за ними надзиратели покидают столовую» .

А Александр Розенбаум в своей песне «Серебристая Колыма» так упомянул Вадима Козина.

Известный актер Георгий Жженов в конце 1930-х попал под волну сталинских репрессий (обвинен в шпионаже). В 1940-х годах отбывал свой срок наказания в колымских лагерях, а после освобождения играл на сцене Магаданского театра. В своих воспоминаниях он так описывает добровольно поменявших жизнь в столичных городах на Колыму…

- «Молодых влекла романтика окраинных рубежей Родины - комсомол призывал осваивать Сибирь и Дальний Восток... Многие ехали на Колыму за «длинным рублем», подзаработать. Были и такие, кто сам предпочитал сменить на время Москву на Магадан, будучи не в ладах с Уголовным кодексом (таких примеров было полно)».

Портовая дорога в поселке Нагаево появилось практически сразу, как в 1930-х годах заработал морской порт. Сначала это был проселочный путь, связывающий морской порт с Магаданом и всей колымской трассой. Постепенно он вырос в Портовое шоссе. По нему доставляли грузы для всей Колымы, чтобы обменять их на золото и полезные ископаемые для большой земли. Шли по шоссе те, кто волей или неволей приехал в Магадан.

По всей стране вербовал себе работников главный управленец Колымы - полувоенная организация «Дальстрой». Как рассказал краевед Давид Райзман, своим договорникам «Дальстрой» выдавал подъемные - очень большие суммы денег, которые на большой земле заработать было крайне сложно. Завербованные рабочие и специалисты через три года на Севере могли уйти в полугодовой отпуск. Но чтобы попасть в колымский рай длинного рубля, для договора с «Дальстроем» нужно было иметь хотя бы начальное профессиональное образование, квалификацию, здоровье, стаж работы не меньше 3-5 лет, чистую анкету и хорошую характеристику.
Кто за романтикой, кто в погоне за заработками попадал на Север по комсомольским путевкам. Так, в 1938 году в Нагаева прибыл отряд из пяти тысяч комсомольцев: горняки, старатели, связисты, водители, медработники.

На Колыме, пожалуй, с самого ее освоения - 1930-х и вплоть до конца 1950-х было очень мало женщин. Чтобы восполнить такой дефицит, в августе 1945 года в бухту Нагаева доставили своеобразный демографический десант - две тысячи девушек (по комсомольскому призыву). Следующий огромный отряд комсомольцев прибыл в Нагаева в 1956 году - более семи тысяч москвичей.


В новую северную жизнь молодежь шла по портовой дороге. Очевидцы призыва 1956 года вспоминают, как колонны девушек, идущих по Портовому шоссе, с обеих сторон окружали мужчины. И кидали комсомолкам букеты цветов, с прикрепленными к ним личными фотографиями, сберкнижками и записочками, в которых был примерно такой текст: «Петр Иванов. Работаю механиком. Есть комната в общежитии. Адрес: улица Приморская…» К слову, немало семей в Магадане образовалось благодаря таким вот запискам-анкетам.

Но Портовому шоссе шагали все же больше трагичные судьбы. Через морские ворота Колымы в исправительно-трудовые лагеря вошло около 800 тысяч заключенных! Сначала, когда причалов в Нагаева еще не было, пароходы с заключенными вставали недалеко от берега. Затем зэка уже на плашкоутах буксирами доставляли к берегу, где они сходили по деревянным мосткам. Совсем скоро в Нагаева построили причалы. И с 1937 года, с началом сталинских репрессий и окончанием либерального отношения к осужденным, портовая дорога вдоль нагаевской сопки стала для зэка началом пути в колымский ад.

Заключенных в Нагаева доставляли пароходы из Владивостока, портов Находки и Ванино с 1932 по 1953 год. Обслуживали флотилию ГУЛАГа пароходы, которые советское правительство закупало за границей: «Дальстрой», «Джурма», «Феликс Дзержинский», «Кулу», «Индигирка»…

Текст Николая Добротворского

Русские и иностранные корабли часто укрывались здесь от штормов, пополняли запасы пресной воды.

Названа бухта в честь выдающегося гидрографа XVIII века адмирала Алексея Ивановича Нагаева.

Нагаевская бухта влечет своей красотой и необычностью, она хорошо защищена со всех трех сторон, а берега ее не изрезаны.

Для моряков бухта стала родным домом, во все времена ее использовали как стоянку, здесь была возможность отдохнуть не только судну, но и команде.

Нагаевская бухта - рай для рыбаков-любителей. Здесь всегда их можно встретить с удочками.

Охотское море богато своими биологическими ресурсами. Рыбная отрасль занимает второе место в экономике области.

Крабы, кета, горбуша, кижуч, нерка, минтай, сельдь, палтус, корюшка и другие виды рыб водятся в прибрежных районах Магадана.

В городе всегда требуются рыбодобытчики и рыбообработчики.

Мы здесь оказались утром в будний день. Поэтому место выглядит безлюдно.

Маленькое кафе на берегу носит название "Мамонт".

В воскресные дни здесь собирается много народу.

Шикарное место для пикника.

Люди хранят память о трагической истории освоения этого богатейшего края. С 1937 года в бухте Нагаева располагалась администрация СВИТЛ (Северо-восточный исправительно-трудовой лагерь).

В период массовых сталинских репрессий бухта Нагаева использовалась как пересыльный пункт для вновь прибывших морем заключенных для отправки их далее по этапу в лагеря Магадана и Колымы. Бухта Нагаева упоминается в произведениях Варлама Шаламова (Воспоминания "О Колыме").

В XX веке бухта Нагаева была самым крупным торговым портом. Сюда часто заходили суда из самых разных городов и даже стран. Правда, порт был построен только в 1932 году.

В декабре 1947 года в бухте произошла трагедия, унесшая жизни более ста человек и повергшая жителей Магадана в ужас. Местные жители услышали оглушающие взрывы, особенно страшно было оттого, что только закончилась Великая Отечественная, измученный народ не успел отдохнуть от этого.

Но взрывались не снаряды, а химические вещества и оборудование для добычи золота на крупном судне "Генерал Ватутин". Начался сильнейший пожар, в городе повыбивало стекла из домов, на корабле погибли дети самого капитана.

Техника, грузы, портовые сооружения, хозяйственные и административные здания - многолетний и самоотверженный труд портовиков - все было уничтожено взрывной волной. Погасить пожар смогли только спустя несколько дней.

Это все в прошлом. В настоящее время по бухте Нагаева вовсю снуют корабли, туристы приходят, чтобы полюбоваться Охотским морем. Сейчас в порту имеется 13 причалов, из которых 3 для нефтепродуктов, 2 для контейнеров, и 8 для других грузов. А такого красавца построили для детей - будущих моряков.

Три года назад здесь открыли сквер "Морской". Он сразу стал местом встреч, прогулок и отдыха горожан.

Морской сквер включает: площадка для отдыха, автостоянка, детская игровая площадка, аллея. Эта и ниже - фотографии из интернета.



Магаданцы по достоинству оценили этот уютный романтичный уголок.

Здесь устраиваются праздники, например, парад воздушных змеев. Из рук организаторов гости получили около 400 воздушных змеев и устроили их массовый запуск.

Недавно в сквере появился "Сад влюбленных".

Его украсили беседка - символ любви и семейного очага, стилизованные деревья, скамейка, предназначенная для примирения, и небольшой мостик.

Хочется пожелать всем магаданцам оптимизма и успехов!

(Магаданская область ). Вдаётся в меридиональном направлении на 16 км в западную часть полуострова Старицкого . Хорошо защищена с трёх сторон (кроме западной) и считается лучшей стоянкой для судов в Охотском море. На восточном побережье бухты расположен город Магадан , на северном — Магаданский морской торговый порт . Приливы до 4

Бухта Нагаева с давних времён привлекала особое внимание мореплавателей — русские и иностранные корабли часто укрывались здесь от штормов и пополняли запасы пресной воды. Участник Гидрографической экспедиции Восточного океана под руководством М. Е. Жданко , составлявшей с 1911 года лоцию Охотского моря, Б. В. Давыдов назвал впоследствии бухту «лучшей якорной стоянкой во всем Охотском море».

И в первую очередь — именно силами заключённых «Дальстрой» был превращён в крупнейшую хозяйственную организацию страны, выполнявшую и перевыполнявшую поставленные перед ней задачи по промышленному освоению Колымы. Бухта Нагаева, в этой связи, упоминается в произведениях Варлама Шаламова (Воспоминания «О Колыме»).

С 1937 года в бухте Нагаева располагалась администрация СВИТЛ (Северо-восточного исправительно-трудового лагеря).

В 1963 году ледокол «Москва» впервые осуществил зимнюю проводку судов.

Любителям творчества Владимира Высоцкого бухта Нагаева известна по песне «Я уехал в Магадан»

Бу́хта Нага́ева (разг. Нагаевская бухта)- бухта в Тауйской губе Охотского моря (Магаданская область). Вдаётся в меридиональном направлении на 16 км в западную часть полуострова Старицкого. Хорошо защищена с трёх сторон (кроме западной) и считается лучшей стоянкой для судов в Охотском море. На восточном побережье бухты расположен город Магадан, на северном - Магаданский морской торговый порт. Приливы до 4 м. Входные мысы - Серый со стороны острова Недоразумения и Чирикова. Берега бухты изрезаны мало. Наиболее заметная впадина - к востоку от мыса Замок, где впадает ручей Священный. Бухта Нагаева включает бухты Водопадная и Ковш. Бухта Нагаева с давних времён привлекала особое внимание мореплавателей - русские и иностранные корабли часто укрывались здесь от штормов и пополняли запасы пресной воды. Участник Гидрографической экспедиции Восточного океана под руководством М. Е. Жданко, составлявшей с 1911 года лоцию Охотского моря, Б. В. Давыдов назвал впоследствии бухту «лучшей якорной стоянкой во всем Охотском море». До 1912 года камчадалами бухта Нагаева называлась бухтой Волок, а эвенами - Миекан (до 1875 года полуостров Старицкого назывался Миеканским). Другие транскрипции эвенского топонима «Миекан»: «Монгодан» и «Магадан» - именно последней суждено было обрести всемирную и мрачную известность… В начале ХХ века, по предложению участников гидрографической экспедиции М. Е. Жданко, бухте Волок было дано новое название в честь выдающегося гидрографа XVIII века адмирала Алексея Ивановича Нагаева, а бухта Монгодан была переименована в бухту Гертнера в честь участника экспедиции Жданко - капитана 2-го ранга К. Н. Гертнера. В период массовых сталинских репрессий бухта Нагаева использовалась как пересыльный пункт для вновь прибывших морем заключенных для отправки их далее по этапу в лагеря Магадана и Колымы. В целях обеспечения имеющихся и планируемых работ «Дальстроя», на территориях, где постоянное население ранее практически отсутствовало, на основании приказа ОГПУ от 01.04.1932 г. № 287/с был создан Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь (Севвостлаг или УСВИТЛ). Первый этап заключённых (не менее 100 человек) прибыл в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин» вместе с другими вольнонаёмными работниками гостреста и стрелками военизированной охраны 4 февраля 1932 года. Затем, с открытием навигации 1932 г. в бухту Нагаева начался массовый завоз заключённых. Генрих Ягода приказал выделить для «Дальстроя» 16 тысяч вполне здоровых заключённых. Однако, данный план был «недовыполнен». Поздней осенью 1932 года на Колыму было доставлено 12 тысяч заключённых. Итог: никто из ЗЭКов, охранников и овчарок не пережил Колымской зимы. Из заключённых 2-й очереди, доставленных на Колыму осенью 1933-го зиму пережил каждый 50-й. «Счастливее» оказалась 3-я очередь 1934 года: большинство выжило. Именно в этот год на Колыме начинается масштабное строительство Колымской трассы и других дорог, речных портов, аэродромов и посёлков. Основанный в 1929 г. посёлок Магадан стал «столицей…



Рекомендуем почитать

Наверх