ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.Православная Церковь не является каким-то чисто земным...
![Святость человека в православной аскетической традиции](https://i1.wp.com/3.404content.com/1/97/90/1318242544634824289/fullsize.jpg)
Тест был введен в качестве диагностического теста швейцарским психиатром Германом Роршахом. В основе теста лежит теория связи между фантазиями и типом личности. Во время тестирования пациент в слабоструктурированном изображении должен усмотреть какой-то образ, который впоследствии рассматривается как проекция его свойств личности. Важную диагностическую значимость имеет способ интерпретации пятен - учитывает ли их пациент целиком или фиксируется на мелких деталях.
Стимульный материал для проведения теста Роршаха
Для проведения теста используются 10 карточек, на которых изображены чернильные кляксы, расположенные симметрично относительно центральной оси. Половина изображений черно-белые, на двух карточках присутствуют элементы красного цвета, на оставшихся 3 карточках кляксы разноцветные. Пятна обладают точными очертаниями, но не напоминают какой-либо конкретный предмет. Карточки показываются человеку в определенной последовательности.
Не рекомендуется сажать испытуемого напротив психодиагноста, так как в таком положении он чувствует себя скованно. Помимо этого невербальное поведение психолога во время теста (зевок, кивание головой, улыбка ) может быть неправильно истолковано пациентом. Обследуемый может подумать, что одни варианты ответов являются более предпочтительными, а другие ответы следует утаивать. Поэтому лучше всего, если обследуемый будет сидеть по левую сторону от психолога.
Показывая картинку, специалист просит описать пациента то, что он видит на картинке. Автор теста рекомендовал формулировать вопрос следующим образом - «Что бы это могло быть?». В случае если обследуемый испытывает трудности, психолог может повторить или переформулировать свой вопрос. Вопрос должен стимулировать, но не оказывать выраженного давления, так как это может исказить результаты теста. Карточки можно переворачивать, рассматривать наискосок, наклонять и совершать любые действия, которые помогают дать пациенту наиболее полный ответ.
Различают следующие формы вопросов, которые могут использоваться при опросе:
Критериями интерпретации ответов по тесту Роршаха являются:
Как уже было сказано выше, данный тест диагностирует структуру личности тестируемого, а именно, особенности эмоциональной сферы, тип мышления, наличие внутриличностных и межличностных конфликтов, защитные механизмы. Результаты теста могут описывать только эти структурные личностные особенности пациента и не могут интерпретироваться как точный диагноз.
Результаты теста Роршаха могут быть следующими:
Примерный протокол проведения теста Роршаха
Целостность | Детали | Четкие формы | Нечеткие формы | Движение | Люди | Животные | |
Норма | 60 – 70%, образ воспринимается целостно | 40 – 30%, детали не должны преобладать над целым изображением | 80% | 20% | 50 – 60% | Не более 30% | Не более 25% |
Результатом теста, как правило, является личностная характеристика.
Можно рассмотреть следующие примерные характеристики пациентов, прошедших тест Роршаха:
Вариант 2
Если при виде моли у человека возникает чувство опустошенности, это говорит об его уязвимости, а также о его неспособности устоять перед проблемами.
Вариант 3
Если на месте пятна тестируемый видит бабочку и при этом ощущает что-то позитивное, то это говорит о его способность расти, меняться и преодолевать трудности.
Вариант 4
Если на месте кляксы возникает образ мотылька, но при этом не возникает никаких ощущений, это говорит о том, что человек одинок, и в некоторой степени он испытывает ощущение заброшенности.
Вариант 5
Образ головы животного (чаще всего кошки
) с чувством неопределенности говорит о боязни внешнего мира.
Вариант 1
Если картинка ассоциируется с двумя людьми, которые находятся в движении, это говорит о наличии тесных взаимоотношений с окружающими людьми.
Вариант 2
Ассоциация кляксы с отображением человека в зеркале, говорит о его эгоцентризме, нарциссизме, неспособности воспринимать критику.
Вариант 3
Если человек видит животного, чаще всего собаку, это указывает на то, что он верный друг.
Вариант 4
Если же он видит слона, это говорит о том, что человек склонен к раздумьям.
Вариант 5
Если картинка вызывает неприятные ощущения, нечто негативное, это говорит о том, что ему предстоит встретиться со своими страхами.
Вариант 6
Ассоциация пятна с медведем и нейтральными чувствами указывает на скрытую агрессию и неповиновение.
Вариант 7
Если тестируемый видит молящихся людей, а части красного интерпретируются им как кровь, это указывает на его амбивалентное (двойственное
) отношение к сексу.
Вариант 8
Если он видит молящихся людей, но при этом испытывает сложные эмоции, это говорит о том, что религия ассоциируется у него с болью.
Вариант 9
Если тестируемый просто видит людей, а красный цвет интерпретирует как нечто сексуальное, это говорит о повышенном либидо.
Вариант 1
Ассоциация клякс с двумя обедающими людьми, говорит о том, что в социальном плане тестируемый человек очень активен, он быстро адаптируется и не испытывает проблем с социальной интеграцией.
Вариант 2
Если на месте клякс возникает образ двух кукол (явление девитализации
) – это указывает на то, что тестируемый удаленный от общества человек. Также это может быть признаком скудной эмоциональности, шизоидных черт личности.
Вариант 3
Если тестируемый человек видит двух людей, моющих руки, это указывает на наличие у него параноидального страха или навязчивых фобий.
Вариант 4
Если картинка напоминает человека, смотрящего в зеркало и, при этом, видящего свое изображение, это говорит об эгоцентризме и невнимательности к окружающим людям.
Вариант 5
Если пятно ассоциируется с двумя играющими между собой людьми, это указывает на тесные социальные взаимодействия, а также возможно на то, что человек непостоянен в своих решениях.
Вариант 6
Если тестируемый воспринимает картинку по частям, а не целиком, это говорит об узости его мышления или о наличии фобии (страха
).
Вариант 1
На месте кляксы человек видит гигантского монстра, который вызывает в нем негативные эмоции. Это говорит о чувстве неполноценности тестируемого человека, о его преклонении перед авторитетом.
Вариант 2
Если картинка вызывает ассоциации со шкурой животного, это говорит о внутреннем противоречии, межличностных и внутриличностных конфликтах.
Вариант 3
Если же картинка напоминает мех или ковер из шкуры, это указывает на страх перед людьми, стоящих выше по карьерной или социальной лестнице, в том числе перед собственным отцом.
Вариант 1
Если карточка 5 вызывает иные ассоциации, чем карточка 1, это говорит о том, что предыдущие картинки вызвали в тестируемом человеке сильный внутренний дискомфорт.
Вариант 2
Если карточка 5 вызывает аналогичные ассоциации, как и карточка 1, но без негативных эмоций, это указывает на глубокие личные проблемы.
Вариант 1
Если человек видит в пятне шкуру животного, это говорит о его нежелании вступать в тесные отношения с другими людьми.
Вариант 2
Если картинка ассоциируется с норой, это указывает на его изолированность от общества, на душевную пустоту.
Вариант 3
Если картинка вызывает у тестируемого различные страхи или ответы сексуального содержания, это говорит о скрытой депрессии.
Вариант 4
Если картинка ассоциируется с половым актом, и при этом вызывает ощущение шока у тестируемого, это говорит о наличии различных страхов сексуального содержания.
Вариант 1
Если у тестируемого появляются трудности с интерпретацией образов на этой картинке, это говорит о его сложных отношениях с женским полом. Если тестируемый человек – женщина, то вышеперечисленная ассоциация указывает на конфликт с матерью.
Вариант 2
Ассоциация клякс с женскими головами или с детьми, указывает на обостренный материнский инстинкт, а также на необходимость в заботе, ласке.
Вариант 3
Ассоциация клякс с двумя головами готовыми к поцелую, говорит о желании быть любимым, о стремлении создать отношения.
Вариант 4
Ассоциация клякс с женскими половыми органами, говорит о сложностях в половой жизни.
Вариант 1
Если при виде этой карточки, тестируемый испытывает трудности в ее интерпретации или впадает в ступор, это говорит о том, что он находится в сложной жизненной ситуации.
Вариант 2
Если в разноцветном пятне человек разглядывает четвероногое животное, и при этом не испытывает дискомфорта, это говорит о его расслабленности и эмоциональном спокойствии.
Вариант 3
Если на месте кляксы тестируемый видит не одно целое, а несколько образов (например, медведей и бабочек
), то это говорит о его детализированном и фрагментарном мышлении, иногда о мелочности.
Вариант 1
Если картинка ассоциируется с неопределенной формой зла, а человеческие образы отсутствуют, это говорит о том, что тестируемый плохо справляется с неопределенностями в жизни. Нестабильные ситуации выводят его из себя.
Вариант 2
Если клякса ассоциируется с человеком и при этом у тестируемого не возникает сложных ощущений при ее интерпретации, это говорит о его организованности, а также о том, что он хорошо умеет распоряжаться временем.
Вариант 1
Если данная карточка вызывает неопределенные или негативные ощущения, это указывает на то, что предыдущая картинка вызвала большие трудности.
Вариант 2
Позитивные
эмоции и ассоциация с одновременно несколькими образами (гусеницами, крабами
) говорит о целостности человеческой натуры, и развитом абстрактном мышлении.
Вариант 3
Если на картинке человек видит крабов и лобстеров, это говорит о том, что он склонен сильно привязываться к вещам, и обладает терпеливостью.
Вариант 4
Ассоциация клякс с пауками говорит о страхах, а также о том, что возможно человек вовлечен в сложную ситуацию.
Вариант 5
Если человек видит на картинке пауков и при этом испытывает внутреннее напряжение, это указывает на властную женщину в его жизни.
Вариант 6
Образ змеи говорит о том, что человек ощущает себя в опасности.
Вариант 7
Образ змеи, которая расценивается как фаллический символ, говорит о запретных сексуальных желаниях.
Вариант 8
Ассоциация картинки с гусеницей указывает на то, что человек постоянно растет и развивается.
Вариант 9
Ассоциация картинки с кроликом или его головой говорит о позитивном отношении к жизни.
Важно понимать, что диагноз в психиатрии основывается на комплексном обследовании пациента и не может ограничиваться одним или двумя тестами.
В далеком 1921 году психиатр и психолог из Швейцарии Герман Роршах создал тест исследования личности, названный его именем — Тест Роршаха , известный еще под названиями: «Пятна или кляксы Роршаха», а также, «методика чернильных пятен», который до сих пор довольно востребован и популярен у психологов и психотерапевтов при диагностике психики, ее нарушений и расстройств.
Сам термин «Психодиагностика» ввел в оборот также Роршах.
Стимульный материал проективного теста Роршаха состоит из 10-ти аморфных (слабоструктурированных) черно-белых и цветных картинок, т.н. пятен Роршаха, симметричных по оси и расположенных в определенном порядке от 1-го до 10-ти.
То, что человек «увидит» в кляксе (чернильном пятне) поможет определить особенности его личности и психики — норму и отклонения, вплоть до личностных, невротических расстройств и патологии.
Сейчас, если Вы готовы, то можете пройти тест Роршаха онлайн
, бесплатно в усеченной версии…
Вам предлагается ответить на вопросы о том, на что, по Вашему мнению, похожа каждая картинка, клякса Роршаха.
Внимание!
Для чистоты исследования тестом Роршаха, сперва, по-порядку, посмотрите каждую кляксу и на основе личных ассоциаций скажите себе (желательно запишите) то, что придет Вам в голову: что Вам напоминает пятно Роршаха, на что оно похоже…
После чего, в конце контента (страницы), выберите подходящие вашим ассоциациям определения по номеру каждой кляксы. Нажмите на кнопку результата, и узнайте многое о своей личности.
Тем, кто желает пройти знаменитый тест Роршаха с участием психолога, например по скайпу, и получить самые достоверные исследования личности совместно с психоанализом, могут ЗАПИСАТЬСЯ на онлайн психодиагностику с главной страницы сайта.
Клякса №1
Клякса №2
Клякса №3
Клякса №4
Клякса №5
Клякса №6
Клякса №7
Клякса №8
Клякса №9
Клякса №10
Тест Роршаха или методика чернильных пятен Роршаха – один из самых известных психодиагностических тестов личности. Каждый из нас видел по крайней мере одну картинку с кляксами, которые напоминают… А вот здесь, собственно, и начинается тест, так как ответ определяет индивидуальные свойства и склонности конкретно взятого человека. Последнее время, в силу массового распространения в социальных сетях, тест Роршаха часто представляется в значительно упрощённых вариантах, но на самом деле – это мощный психологический инструмент.
Я вот часто мельком видел эти картинки и слышал про этот тест, но самому его проходить не приходилось, а тем более не совсем представлял методику и специфику этого теста. Давайте сейчас все вместе про это узнаем, а заодно и вспомним про его автора и историю создания теста Роршаха
ГЕРМАН РОРШАХ РОДИЛСЯ 8 НОЯБРЯ 1884 ГОДА В ЦЮРИХЕ (ШВЕЙЦАРИЯ). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна
Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.
Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.
Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия - иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.
В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).
Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.
В тесте Роршаха используется десять чернильных пятен: пять черно-белых, два черно-красных и три цветных. Психолог показывает карточки в строгой очередности, задавая пациенту один и тот же вопрос: «На что это похоже?». После того как пациент увидел все картинки и дал ответы, психолог показывает карточки снова, опять в строгой очередности. Пациента просят назвать все, что он на них видит, в каком именно месте картинки он видит тот или иной образ и что в ней заставляет его дать именно такой ответ. Карточки можно переворачивать, наклонять, манипулировать любыми другими способами. Психолог должен точно зафиксировать все, что пациент говорит и делает в ходе теста, а также время каждого ответа. Далее ответы анализируются и подсчитываются баллы. Затем путем математических расчетов выводится итог по данным теста, который интерпретируется специалистом. Если какое-нибудь чернильное пятно не вызывает у человека никаких ассоциаций или он не может описать, что на ней видит, это может означать, что изображенный на карточке объект в его сознании заблокирован, либо что изображение на ней связано в его подсознании с темой, которую в настоящий момент он не хотел бы обсуждать.
НА ПЕРВОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВИДИМ ПЯТНО ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ. Ее показывают первой, и ответ на нее позволяет психологу предположить, как этот человек выполняет новые для него задания - следовательно, связанные с определенным стрессом. Обычно люди говорят, что изображение напоминает им летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, например слона или кролика. Ответ отображает тип личности респондента в целом.
Для одних людей образ летучей мыши ассоциируется с чем-то неприятным и даже демоническим; для других это символ возрождения и умения ориентироваться в темноте. Бабочки могут символизировать переход и трансформацию, а также способность расти, меняться, преодолевать трудности. Моль символизирует ощущение заброшенности и уродства, а также слабости и тревожность. Морда животного, в частности слона, часто символизирует способы, которыми мы противостоим трудностям, и страх перед внутренними проблемами. Она также может означать «слона в посудной лавке», то есть передавать ощущение дискомфорта, и указывать на некую проблему, от которой человек в данный момент пытается избавиться.
НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО КРАСНО-ЧЕРНОГО ЦВЕТА, и люди часто видят в нем что-то сексуальное. Части красного цвета обычно интерпретируются как кровь, и реакция на нее отображает, как человек управляет своими чувствами и гневом и как справляется с физическим ущербом. Респонденты чаще всего говорят, что данное пятно напоминает им акт мольбы, двух людей, человека, глядящего в зеркало, или какое-то длинноногое животное, например собаку, медведя или слона.
Если человек видит в пятне двух людей, это может символизировать взаимозависимость, одержимость сексом, амбивалентное отношение к половому контакту или сосредоточенность на связи и тесных взаимоотношениях с окружающими. Если пятно напоминает отражающегося в зеркале человека, это может символизировать эгоцентричность либо, напротив, склонность к самокритике. В каждом из двух вариантов выражается или негативная, или позитивная характеристика личности, в зависимости от того, какие чувства изображение вызывает у человека. Если респондент видит в пятне собаку, это может означать, что он верный и любящий друг. Если он воспринимает пятно как нечто негативное - значит, ему необходимо лицом к лицу встретиться со своими страхами и признать свои внутренние чувства. Если пятно напоминает человеку слона, это может символизировать склонность к раздумьям, развитый интеллект и хорошую память; однако иногда такое видение говорит о негативном восприятии собственного тела. Медведь, запечатленный в пятне, символизирует агрессию, соперничество, независимость, неповиновение. В случае с англоязычными пациентами может сыграть роль игра слов: bear (медведь) и bare (оголенный), что означает чувство незащищенности, уязвимости, а также искренность и честность отвечающего. Пятно на этой карточке напоминает о чем-то сексуальном, и если респондент видит в нем молящегося человека, это может указывать на отношение к сексу в контексте религии. Если при этом отвечающий видит в пятне кровь - значит, он ассоциирует с религией физическую боль или, испытывая сложные эмоции вроде гнева, прибегает к молитве, или ассоциирует гнев с религией.
НА ТРЕТЬЕЙ КАРТОЧКЕ ИЗОБРАЖЕНО ПЯТНО ИЗ КРАСНЫХ И ЧЕРНЫХ ЧЕРНИЛ, и его восприятие символизирует отношение пациента к другим людям в рамках социального взаимодействия. Чаще всего респонденты видят на ней образ двух человек, смотрящегося в зеркало человека, бабочку или моль.
Если человек видит в пятне двух обедающих людей - это значит, что он ведет активную социальную жизнь. Пятно, напоминающее двоих, моющих руки, говорит о незащищенности, ощущении собственной нечистоты либо о параноидальном страхе. Если респондент разглядел в пятне двух людей, играющих в какую-то игру, это часто указывает на то, что он занимает в социальных взаимодействиях позицию соперника. Если пятно напоминает человека, глядящего на свое отражение в зеркале, это может говорить об эгоцентричности, невнимательности к окружающим и неспособности разбираться в людях.
ЧЕТВЕРТУЮ КАРТОЧКУ СПЕЦИАЛИСТЫ НАЗЫВАЮТ «ОТЦОВСКОЙ». Пятно на ней черного цвета, и некоторые его части нечеткие, размытые. Многие видят на этой картинке нечто большое и устрашающее - образ, который воспринимают обычно не как женский, а как мужской. Реакция на это пятно позволяет выявить отношение человека к авторитетам и особенности его воспитания. Чаще всего пятно напоминает респондентам огромное животное или монстра либо нору какого-то животного или его шкуру.
Если пациент видит в пятне большое животное или монстра, это может символизировать чувство неполноценности и преклонение перед авторитетами, а также преувеличенный страх перед людьми, облеченными властью, в том числе перед собственным отцом. Если пятно напоминает отвечающему шкуру животного, это нередко символизирует сильнейший внутренний дискомфорт при обсуждении тем, связанных с отцом. Однако это может указывать и на то, что проблема собственной неполноценности или преклонения перед авторитетами для данного респондента неактуальна.
НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ МЫ ВНОВЬ ВИДИМ ЧЕРНОЕ ПЯТНО. Ассоциация, вызванная им, как и образ на первой карточке, отображает наше истинное «Я». Глядя на это изображение, люди обычно не чувствуют угрозы, а поскольку предыдущие карточки вызывали у них совсем другие эмоции, на этот раз человек не испытывает особого напряжения или дискомфорта - следовательно, будет характерна глубоко личная реакция. Если увиденный образ очень отличается от ответа, данного при виде первой карточки, это означает, что карточки со второй по четвертую, скорее всего, произвели на него большое впечатление. Чаще всего это изображение напоминает людям летучую мышь, бабочку или моль.
КАРТИНКА НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ОДНОЦВЕТНАЯ, ЧЕРНАЯ; ее отличает текстура пятна. Это изображение вызывает у человека ассоциации с межличностной близостью, поэтому ее называют «сексуальной карточкой». Чаще всего люди говорят, что пятно напоминает им нору или шкуру животного, что может указывать на нежелание вступать в близкие отношения с другими людьми и, как следствие, на ощущение внутренней пустоты и изолированности от общества.
ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ТОЖЕ ЧЕРНОЕ, и его обычно ассоциируют с женским началом. Поскольку люди чаще всего видят в этом пятне образы женщин и детей, ее называют «материнской». Если у человека возникают трудности с описанием изображенного на карточке - это может указывать на то, что у него в жизни складываются сложные отношения с женщинами. Респонденты часто говорят, что пятно напоминает им головы или лица женщин или детей; оно также может навевать воспоминания о поцелуе.
Если пятно кажется похожим на головы женщин, это символизирует чувства, ассоциируемые с матерью отвечающего, которые сказываются и на его отношении к женскому полу в целом. Если пятно напоминает детские головки, это символизирует чувства, ассоциируемые с детством и потребностью в заботе о ребенке, который живет в душе респондента, или на то, что взаимоотношения пациента с матерью нуждаются в пристальном внимании и, возможно, коррекции. Если человек видит в пятне две головы, склонившиеся для поцелуя, это говорит о его желании быть любимым и воссоединиться с матерью или о том, что он стремится воспроизвести некогда близкие отношения с матерью в других связях, в том числе романтических или социальных.
НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ЕСТЬ И СЕРЫЙ, И РОЗОВЫЙ, И ОРАНЖЕВЫЙ, И ГОЛУБОЙ ЦВЕТА.Это не только первая многоцветная карточка в тесте, она еще и особенно сложная для интерпретации. Если именно при ее демонстрации или смене темпа показа картинок респондент испытывает явный дискомфорт - весьма вероятно, что в жизни у него есть сложности с обработкой сложных ситуаций или эмоциональных стимулов. Чаще всего люди говорят, что видят здесь четвероногое животное, бабочку или моль.
ПЯТНО НА ЭТОЙ КАРТОЧКЕ ВКЛЮЧАЕТ ЗЕЛЕНЫЙ, РОЗОВЫЙ И ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТА.Оно имеет неопределенные очертания, поэтому большинству людей трудно понять, что им напоминает это изображение. По этой причине данная карточка позволяет оценить, насколько хорошо человек справляется с отсутствием четкой структуры и неопределенностью. Чаще всего пациенты видят на ней либо общие очертания человека, либо некую неопределенную форму зла.
Если отвечающий видит человека, то испытываемые при этом чувства передают, насколько успешно он справляется с неорганизованностью времени и информации. Если пятно напоминает некий абстрактный образ зла, это может указывать на то, что для ощущения комфорта человеку нужно, чтобы его жизнь имела четкий распорядок, и что он плохо справляется с неопределенностью.
В ПОСЛЕДНЕЙ КАРТОЧКЕ ТЕСТА РОРШАХА БОЛЬШЕ ВСЕГО ЦВЕТОВ: тут есть и оранжевый, и желтый, и зеленый, и розовый, и серый, и голубой. По форме она несколько похожа на восьмую карточку, но по сложности больше соответствует девятой. Многие люди испытывают довольно приятные чувства при виде этой карточки, за исключением тех, кто был очень озадачен сложностью определения образа, изображенного на предыдущей карточке; при взгляде на эту картинку они чувствуют то же самое. Это может говорить о том, что им трудно справляться с похожими, синхронными или частично совпадающими стимулами. Чаще всего люди видят на этой карточке краба, омара, паука, кроличью голову, змей или гусениц.
Образ краба символизирует тенденцию респондента слишком сильно привязываться к вещам и людям либо такое качество, как терпимость. Если человек видит на картинке лобстера, это может говорить о его силе, терпимости и способности справляться с незначительными проблемами, а также страхе навредить себе или потерпеть ущерб от кого-то другого. Если пятно напоминает паука, это может быть символом страха, ощущения, что человека силой или обманом втянули в трудную ситуацию. Кроме того, образ паука символизирует излишне опекающую и заботливую мать и власть женщины. Если человек видит голову кролика, это может символизировать репродуктивную способность и позитивное отношение к жизни. Змеи отражают чувство опасности или ощущение, что человека обманули, а также страх перед неизведанным. Змей также нередко расценивают как фаллический символ и ассоциируют с неприемлемыми или запретными сексуальными желаниями. Поскольку это последняя карточка в тесте, если пациент видит на ней гусениц, это говорит о перспективах его роста и понимании, что люди постоянно меняются и развиваются.
Представленная проективная методика исследования личности под авторством Германа Роршаха (впервые была опубликована в 1921 году) на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в мире психодиагностических исследований. Человек мало, осведомлённый в особенностях человеческого мышления, поначалу может причислить данную работу к творческим изысканиям. Однако на деле мышление лишь украшает образы, которые диктуются абсолютно другими механизмами. Генри Роршарх был уверен, что образы, возникающие из чернильных пятен, для каждого человека индивидуальны и неповторимы. Обычная, на первый взгляд, фантазия на деле оказывается сложным и запутанным процессом работы головного мозга. Суть теста Роршаха, пройти онлайн бесплатно который сегодня не составляет труда, заключается в анализе увиденных изображений. Другими словами, испытуемому предлагается посмотреть на чернильное пятно и сказать, с чем оно у него ассоциируется. Помимо ведения, записей каждого сказанного слова человека, проходящего тест, фиксируется время, необходимое ему на ответ и другие особенности тестирования. В завершение специалист уточняет отдельные детали данных ответов, может провести так называемую процедуру «определения пределов». Каждый данный ответ оценивается по следующим критериям: