Российский сторожевой корабль сметливый. Корабль «Сметливый» открыл предупредительный огонь по турецкому судну. Предпосылки для создания

Напольные покрытия 02.07.2020
Напольные покрытия

У российского флота много кораблей, но каждый близок сердцу народа. Потому что в экипаже служат мужья, братья, сыновья, внуки. Корабли провожают и с нетерпением ждут возвращения. Они бороздят моря и океаны, ходят с дипломатическими, гуманитарными и военными миссиями в другие страны, участвуют в учениях. Многие из этих событий освещаются в прессе, и публикации зачитываются до дыр родственниками военнослужащих. Одной из таких «звезд» СМИ является «Сметливый» - корабль Черноморского флота.

История строительства

Оперативно-тактическое задание на разработку судна было получено и утверждено главнокомандующим ВМФ еще 14 марта 1956 года. Позднее проект получил номер 61. Возможно потому, что строился он на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. На создание и утверждение проекта и всех проектных решений ушло почти десять лет. Строительство началось только в 1966 году. Корабль проекта 61 «Сметливый» был задуман для противовоздушной обороны своих судов от самолетов и ракет противника, а также для противолодочной обороны. Снаряжен для этого всем необходимым вооружением и радиолокационными установками.

Строительство корабля было завершено в 1967 году, через год его проверили и внесли в списки ВМФ СССР, а 21 октября «Сметливый» - большой противолодочный корабль проекта 61 - был включен в состав Черноморского флота и начал свою службу.

Проект 61

Институт, занимавший эскизированием и проектированием корабля, рассматривал различные конструкторские решения. Например, было предложено семь вариантов размещения вооружения. В итоге оружие разместили по линейной схеме, что позволяет использовать все зенитные орудия разом с одного борта. Это очень удобно при массовой атаке с воздуха. Противолодочные ракеты убрали из боекомплекта, зато увеличили запас ЗУР до 24. Сначала энергетическую установку приняли котлотурбинную, но на утверждении проекта предложили рассмотреть вариант с газотурбинной установкой, что позволяло уменьшить Началась разработка первого в мире такого большого судна с газотурбинной энергетической установкой, которую используют на всех режимах плавания.

Если во многих странах для кораблей разрабатывают специальные ЗРК или используют технологии ВВС, то в СССР решили переработать зенитные ракетные установки сухопутных войск ПВО. На базе сухопутных ЗРК была создана новая пусковая установка «Волна» с доработанной для условий большой воды системы управления, хранения, подачи и заряжания.

«Сметливый» - корабль уникальный по своим конструкторским и объемно-планировочным решениям. Для достижения установленных технических характеристик приходилось менять корпус корабля, хотя изначально он был взят по 50, 56 и 57-бис. Расположение жилых и служебных помещений было принято стандартным за исключением командных пунктов, помещения энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой, правила ведения современной войны предъявляли особые требования. Эти изменения принимались в соответствии с противоатомной защитой и компоновкой вооружения. Каюты и коридоры были сделаны закрытыми, без естественного освещения, команда может попасть в любой отсек корабля, не выходя на палубу. Командир из своего пункта мог наблюдать подводную, надводную и воздушную обстановку и управлять всеми боевыми системами корабля.

Поющий фрегат

«Сметливый» - корабль, который получил прозвище «Поющий фрегат». Он совсем не поет, не исполняет романсы, но его звучат очень мелодично. И при встрече корабля в порту или отправке можно услышать их звонкий перелив. Вряд ли такой эффект задумывался конструкторами заранее, это воля случая. Теперь, даже спустя много лет, забыв все заслуги корабля, его будут помнить как «Поющий фрегат»

Модернизация

Скоро будет полвека, как «Сметливый» несет свою службу. Меняется оружие, в обиход входят новые материалы. Технику необходимо обновлять, чтобы она оставалась эффективной. В 1990-1995 годах судно прошло модернизацию по проекту 01090. На корабль установили морской неакустический комплекс МНК-300 с антенной в виде 300-метрового троса за кормой, который улавливает след подлодки противника. Также вместо двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для противокорабельных ракет «Уран». Смонтированы новые установки помех, системы РЛС и управления ПКР. Теперь это не большой противолодочный, а сторожевой корабль ЧФ «Сметливый», который может участвовать во всех боевых службах.

История предшественника

Вас никогда не интересовало, почему у кораблей такие имена? Возможно, что до первоисточника уже не добраться, но иногда можно найти очень любопытные истории. Вот, например, «Сметливый» - корабль, который был построен в 1967 году? Так, да не совсем. Дело в том, что «Сметливый» участвовал во Второй мировой войне. Только это был не а эсминец. Он участвовал в войне с Финляндией, а к 1941 году считался одним из лучших на флоте.

С воды постоянно проводил обстрел немецких позиций в Эстонии, стоял на ремонте в Ленинграде и снова возвращался в Таллинн. При совершении прорыва в Кронштадт «Сметливый» - единственный эсминец, полностью сохранивший боеспособность. Принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда с сентября по октябрь 1941 года. Использовал свои орудия как артиллерию, для обстрела позиций противника и участвовал в операциях на воде.

Последняя операция эсминца «Сметливый»

Началась операция по эвакуации гарнизона с военно-морской базы Ханко. Предстояло совершить прорыв из Кронштадта, к тому времени заминированного. Эсминец «Сметливый» вместе с «Суровым», четырьмя тральщиками, четырьмя охотниками и торпедными катерами был во второй группе прорыва. Без потерь добрались до Ханко.

Во время стоянки эсминец попал под обстрел артиллерии, и ему повредили кормовое орудие. 4 ноября судно, приняв 560 человек, легло на обратный курс. Погода ухудшалась, и пройти оказалось затруднительно. Корабль шел в хвосте группы, ближе к ночи взорвалась первая мина. Эсминец остался на плаву, но потерял ход. После коротких ремонтных работ он продолжил движение и подорвался на второй мине, сдетонировал боезапас. Носовую часть корабля оторвало, она затонула через пятнадцать минут вместе с капитаном. Эсминец остался без хода и управления, начал тонуть. Третья мина оторвала корму. Подоспевшие катера и тральщики спасли три с половиной сотни человек.

Инцидент с турецкими моряками

Новость про столкновение турецких рыбаков и российских моряков 13 января 2015 года облетела все СМИ. Была перекручена по-разному. Турки утверждают, что никакого корабля не видели, двигались своим курсом, никаких сигналов и выстрелов не слышали, все в штатном режиме. Хотя как можно не увидеть «Сметливый» - корабль, фото которого вы видите ниже? Как передали со сторожевого корабля, в Эгейском море турецкий сейнер появился по правому борту и пошел на таран. «Сметливый» стоял на якоре и начал подавать сигналы и выходить на связь по рации, но никто не ответил. Когда до столкновения оставалось 600 метров, были произведены на безопасном расстоянии выстрелы из стрелкового оружия. После этого турецкий сейнер изменил курс и прошел вдоль борта на расстоянии 540 метров.

Встреча корабля. Севастополь

Корабль «Сметливый» возвращается в порт этого легендарного города, и здесь его всегда ждут. На берегу к встрече начинается подготовка за несколько часов. Люди собираются с флагами ВМФ России, фотоаппаратами и даже фанатскими дуделками. Туристы специально приезжают посмотреть на это событие. Когда корабль входит в порт, команда выстраивается вдоль борта в парадной форме и приветствует родной город под звуки песни «Легендарный Севастополь».

Служба

Корабль участвует во многих российских и международных учениях, несет конвойную и дозорную службу. Имеет славный послужной список и подходящее имя. Потому что когда силой победить нельзя, надо побеждать смекалкой, как издревле поступали русские воины. Он был самым большим противолодочным кораблем, а теперь это отличный сторожевой корабль «Сметливый». Фото, хоть и является лишь плоской картинкой, передает часть его силы и напора. Один его вид и боевая мощь поднимают боевой дух как у военных, так и у мирных жителей.

Кто-то посчитает это пустым патриотизмом, но без патриотизма человек не будет каждый день выполнять свой долг, защищать границы родины, быть верным присяге и моральным устоям.

У нас самые красивые военные корабли. За это их и люблю, поэтому их и фотографирую. Их много, разных - различных классов и проектов. Но самый красивый, изящный, элегантный проект корабля для меня - это сторожевые корабли пр. 61, "поющие фрегаты". В свое время их построили ровно 20 единиц, и они были везде - на Балтике, на северах, на ТОФе, и разумеется в Севастополе. По состоянию на сейчас в строю остался один - СКР "Сметливый" Черноморского флота РФ. Последний из "поющих фрегатов". Уже история. Поэтому когда стало известно, что в рамках их похода в Средиземку корабль будет заходить в т.ч. и на Мальту (которая сама по себе колоритное и красивое место), особых раздумий на тему "ехать или не ехать" не было.

Все связанные с поездкой приключеньица описывать не буду (их с лихвой хватило бы на три раза), да и к "предмету съемки" большая их часть не относится. Самое главное, что за пятнадцать минут до захода корабля в гавань Валлетты я стоял на нужном месте.

2. Итак, 1 ноября 2013 г., где-то 07-15 утра по местному времени. Действие первое, Сметливый появляется на входе в Гранд-Харбор.

3. Проходит какой-то местный рыбацкий (?) катерок.

4. Буксиры пристраиваются по правому борту корабля. Уже хорошо - по крайней мере, не будут перекрывать собой корабль во время съемки.

5. Сметливый заходит вглубь бухты. На заднем плане - мемориальный колокол в память жертв обороны Мальты 1940-1943,

6. ... и прочие виды на Валлетту.

7.

8. Энергичный разворот,

9. и корабль швартуют к причальной стенке пассажирского порта.

10. Буквально через полчаса рядом отшвартовался здоровенный круизник, вот они вместе в одном кадре:)

11. Утром следующего дня, рассветные виды на Валлеттуу со "Сметливым"...

12. и на сам корабль покрупнее.

13. И вот такой еще ракурс.

14. А рано-рано утром 3 ноября, пополнив запасы, корабль покидал Мальту. Лайнер на фоне не на выход, а только что зашел, развернулся и ждет, когда ему освободят причал.

15. Виды на противоположный берег Гранд-Харбор - полуостров Сенги.

16. и Биргу (справа - форт Saint Angelo)

17. На мостике каждый занят своим делом:)

18. Швартовая команда.

19. Очень повезло с небом. 15 минут раньше - было бы не то, 15 минут позже - аналогично.

20. Прикрывающий вход в бухту форт Рикасоли

21. И уже сам выход из бухты.

22. Буксиры доворачивают корабль на выход.

23.

25. Крайний кадр. К своим причалам возвращаются буксиры и лоцманский катерок, а Сметливый идет дальше решать поставленные задачи.

Программа «События» начинает серию репортажей из Севастополя, где находится очередной подшефный Свердловской области – это сторожевой корабль «Сметливый». Соглашение о шефской помощи Александр Мишарин подписал с командующим Черноморским флотом контр-адмиралом Александром Федотенковым.

От самого Севастополя до бухты, где стоит сторожевой корабль «Сметливый», на катере 15 минут ходу. Вот мы и в Голландии – бухте, названной так по аналогии с бухтой в Петербурге. В XIX веке здесь были склады леса для ремонта кораблей. Работавшие на них матросы-кронштадтцы по привычке сохранили петербургское название.

Это – флагман Черноморского флота, большой противолодочный крейсер «Москва». Рядом – наш подшефный с бортовым номером 810. Корабль этот уникальный. Сторожевой корабль «Сметливый» – последний из серии так называемых «поющих фрегатов». Здесь в качестве силовой установки используются газовые турбины. Когда корабль идёт, они издают мелодичный свист.

Говорят, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Корабль был спущен на воду в 1969 году и сначала назывался «Большой противолодочный». В 90-е, когда другие суда этой серии резали на металлолом, «Сметливый» или, как его называют сами моряки, «СмЕтливый», был модернизирован и стал сторожевым.

Николай Гребнев, помощник командира по работе с личным составом: «На модернизированный корабль был установлен противокорабельный ракетный комплекс "Уран" плюс новое радиолокационное вооружение. Он стал уже по сути универсальным в плане вооружения – это означает ведение боевых действий с подводными лодками, надводными кораблями и воздушными летательными аппаратами» .

К тому же у судна – четыре двигателя по 20 тысяч лошадиных сил. При длине 137 метров корабль «бегает» со скоростью 32 узла, или 64 километра в час – средняя скорость движения автомобиля по городу. Во время недавних российско-итальянских учений в Ионическом море он даже обогнал «итальянцев». Тогда совместно с итальянцами наши моряки захватили корабль условных террористов.

Сергей Малачлы, командир электромеханической боевой части: «Было дело, гонялись с итальянцами, американцами, корабль им не уступает» .

Говорит представитель итальянских ВВС: «По традиции, когда в любой стране встречаются два моряка, они становятся друзьями. Мы имеем одинаковую форму, думаем в одинаковой манере. Наши цели и задачи – защищать рубежи родины и взаимодействовать друг с другом» .

«Сметливый» – один из лучших кораблей Черноморского флота. Только что он вернулся с боевых стрельб. Простояв в порту Севастополя всего несколько дней, корабль снова уходит в трёхнедельный поход – на охрану южных рубежей России. В составе команды четверо уральцев – двое призывников и двое контрактников. О том, как служат «наши» на Черном море – в следующем репортаже из Севастополя в программе «События».

Екатерина Хожателева

Корабли проекта 01090 создавались для обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота и дальней и ближней морских зонах, патрулирования в заданных районах морей и океанов, обеспечения конвойных и десантных операций сил флота. Корабли проекта 61 стали этапными для отечественного ВМФ благодаря применению всережимной газотурбинной установки, управляемого ракетного вооружения и насыщенности кораблей радиоэлектронным оборудованием. При проведении модернизаций их боевые возможности значительно возросли и они стали универсальными кораблями. В течении трёх десятилетий они были «лицом» океанского ракетно-ядерного ВМФ СССР. «Сметливый» является последним действующим кораблём этого проекта в составе ВМФ РФ. Он является старейшим боевым кораблём в составе ВМФ РФ.
В составе флота с 1969 г.


Корабли проекта 1135 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Этот проект стал основным типом сторожевого корабля ВМФ СССР. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Ладный» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1980 г.

Корабли проекта 1135М являются дальнейшим развитием проекта 1135. Они получили более мощное вооружение и новую ГАС. СКР предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней морской и океанской зоне, обеспечения ПЛО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах морей и океанов. Корабли проекта отличаются великолепной мореходностью. «Пытливый» является последним действующим кораблём этого проекта.
В составе флота с 1981 г.

Подводные лодки проекта 877В предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действий на коммуникациях, проведения минных постановок. Являются самыми совершенными неатомными ПЛ отечественного флота благодаря решению вопросов энерговооружённости, обеспечения скрытности на всех режимах работы ГЭУ, повышения эффективности вооружения и радиоэлектронного оборудования. «АЛРОСА» вместо гребного винта оборудована водомётным движителем, что делает её самой малошумной среди всех ПЛ проекта. В НАТО их называют «чёрная дыра» из-за малой шумности и низкого уровня акустического поля подлодок.
В составе флота с 1990 г.

Подводные лодки проекта 641Б являются дальнейшим развитием проекта 641. Они отличаются улучшенной мореходностью, более совершенными аккумуляторными батареями, новым радиоэлектронным оборудованием. Подводные лодки проекта 641Б предназначены для уничтожения сил противника в дальней и ближней морских зонах, действия на коммуникациях, проведения минных постановок и патрулирования в заданных районах. «Б-380» является последней действующей субмариной этого проекта.
В составе флота с 1983 г.
NB: В некоторых источниках указывается, что лодка получила название «Святой князь Георгий». С 2004 г. находится в ремонте в Севастополе, но в настоящее время все работы на ней приостановлены.

Десантные корабли проекта 1171 предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспортов вооружения в дальней и ближней морских зонах.
«Николай Фильченков» (1975 годl, бортовой номер 152),
БДК-65 «Саратов» (1966 год, бортовой номер 150),
БДК-69 «Орск» (1968 год, бортовой номер 148).

Десантные корабли проекта 775-II являются дальнейшим развитием проекта 775. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе Черноморского флота:
«Цезарь Куников» (1986 г., бортовой номер 158),
«Новочеркасск» (1987 г., бортовой номер 142),
«Ямал» (1988 г., бортовой номер 156).

Десантные корабли проекта 775-III является дальнейшим развитием проекта 775. Он получил новое вооружение и радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для проведения десантных операций на необорудованном побережье, перевозки войск с техникой, вооружением и различными грузами. БДК могут производить погрузку и выгрузку техники как с берега, так и с воды. Используются в качестве транспорта в дальней и ближней морских зонах. Могут использоваться для постановки минных заграждений.
В составе флота с 1990 г.

Ракетные корабли проекта 1239 уникальны по своей конструкции - они являются катамаранами из алюминиево-магниевого сплава с аэростатической воздушной разгрузкой (воздушной каверной). В качестве ГЭУ они получили дизель-газотурбинную установку в виде двух раздельных двигательно-движительных установок с шестью гребными винтами, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Ракетные корабли имеют мощное ударное и оборонительное вооружение и совершенное радиоэлектронное оборудование. Их задача - уничтожение крупных надводных кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне. Они не имеют аналогов ни в одном флоте мира.
В составе Черноморского флота:
«Бора» (1991 г., бортовой номер 615),
«Самум» (2000 г., бортовой номер 616).




Рекомендуем почитать

Наверх