Крупнейшая рыбоперерабатывающая плавбаза. Фиаско Плавбаза проекта в 69 типа профессор баранов

Отделка и декор 02.07.2020
Отделка и декор

Ни для кого не секрет, что рыбная консервация, изготовленная в море из свежего сырья по своим потребительским качествам и характеристикам намного лучше, чем выпущенная на берегу. Именно для производства рыбопродукции из свежего сырья и созданы современные плавучие базы.

Одной из самых современных плавучих фабрик является плавбаза «Всеволод Сибирцев» - поистине уникальное сооружение, от масштаба и технологий которого захватывает дух. Это крупнейший в мире плавучий рыбозавод по габаритам соизмерим с двадцатиэтажным домом. Технологические возможности судна также впечатляют - каждые сутки плавбаза способна переработать 500 тонн сырья в мороженую продукцию и выпустить 11 тысяч ящиков консервных банок, 15 тонн рыбной муки и 5 тонн жира. На борту плавбазы прямо в море выпускается рыбная продукция: консервы, пресервы, мороженая рыба. А обеспечивают сырьем сразу 11 траулеров. Рыбопромысловое судно участвует практически во всех видах промысла - лосось, сайра, сельдь, минтай и так далее. Вся продукция на судне выпускается под брендом компании «Доброфлот».

Один из самых больших плавучих рыбозаводов в мире «Всеволод Сибирцев» относится к типу плавбаз «Содружество». Он был построен в 1989 году в Финляндии на верфи «Раума-Репола» и стал третьим в серии из трех однотипных судов. Первая плавбаза «Содружество» ушла на слом в Китае, вторая плавбаза «Петр Житников» еще ходит в моря и поныне. После спуска на воду и спустя 22 года эксплуатации плавбаза «Всеволод Сибирцев» также находился в строю. Однако в 2011 году тогдашний владелец Преображенская база тралового флота продал судно греческой компании под предлогом нерентабельности использования. Греки хотели в рамках совместного проекта с администрацией провинции Хайнянь приспособить судно под плавучую гостиницу для рыбаков в районе островов Сиша (Парасельские острова). Но проект был свернут, а плавбазу выставили на продажу. Потенциальных покупателей было много, однако всех смущал единственный недостаток добывающих мощностей - само судно рыбу не ловит, а требует очень больших объемов сырья. Так в 2012 году плавбаза «Всеволод Сибирцев» было продана российской компании «Южморрыбфлот». После покупки рыбопромысловое судно прошло капитальный ремонт и модернизацию.

крупнейшая рыбоперерабатывающая плавбаза

«Всеволод Сибирцев» фото

После возвращения в родной приморский порт Находка плавбаза «Всеволод Сибирцев» снова в строю и регулярно выходит в рейсы, а экипаж судна, без сомнения, трудится в самых комфортабельных условиях в мире. На сегодняшний день ни одно в мире не имеет подобных условий работы и отдыха. На плавбазе «Всеволод Сибирцев» для экипажа имеется все необходимое: кинотеатр и даже тренажерный зал. Здесь моряки могут поддерживать свое здоровье в тонусе в течение всего рейса. Только делать это будут далеко не все, так как смены в море длятся по 12 часов - и ни выходных, ни праздников нет.

В распоряжении рыбаков не только просторная кают-компания, но и волейбольная площадка, бассейн, несколько саун, и даже выход в Интернет через WiFi. Кроме того, на рыбозаводе полностью восстановлена система кондиционирования и вентиляции, система пожарной сигнализации, часть кают была переделана в настоящие гостиничные номера, как в отелях, имеющих четыре звезды.

Технические данные рыбоперерабатывающей плавбазы «Всеволод Сибирцев»:
Водоизмещение - 32096 тонны;
Длина - 179,2 м;
Высота судна - 45 м;
Автономность - 9 месяцев;
Экипаж - 600 человек;
Производительность - 700 тонн рыбной продукции в сутки;

По мнению экспертов, возвращение рыбоперерабатывающей плавбазы «Всеволод Сибирцев» сыграет важную роль во всей российской рыбной промышленности. Это положительно повлияет на продовольственную безопасность страны, и уже очень скоро прилавки всех российских магазинов будут завалены консервами марки «Доброфлот», и любой желающий сможет оценить качество новой продукции.

⚔️🛰️🛠️⛓️🖥️🖲️⛴️🛳️ Океанографическое судно проекта 22010 «Крюйс» ВМФ России, Вспомогательный флот ⛴️ ОИС "ЯНТАРЬ" Океанографическое исследовательское судно проекта 22010 шифр работ «Крюйс» было создано Центральным морским конструкторским бюро (ЦМКБ) «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Главный конструктор - Александр Форст, ответственный в ЦМКБ «Алмаз» за направление морских судов обеспечения и кораблей специального назначения. Постройка корабля велась в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Основные задачи корабля - исследования морского дна и поиск различных затонувших предметов. Постройка корабля осуществлялась по заказу Минобороны РФ, корабль предназначен для ГУГИ (Главного управления глубоководных исследований). Контракт на постройку судов проекта 22010 «Янтарь» и проекта 11982 «Селигер» (опытовое судно) на сумму 7 миллиардов рублей был подписан между ГУГИ ВМФ России и судостроительным заводом «Янтарь» 16 февраля 2009 года. Закладка судна состоялась 8 июля 2010 года, в день 65-летия завода «Янтарь» и в честь этой даты было названо его именем. Корпус судна был выведен из эллинга цеха №178 31 мая 2012 года, 5 декабря 2012 года судно было спущено на воду. 19 июня 2014 года начались швартовые испытания корабля, а 23 мая 2015 года корабль был передан ВМФ России. ⛴️ Океанографическое судно «Янтарь» с неограниченной зоной действия является головным судном проекта 22010. Это корабль нового поколения, который по своим характеристикам и возможностям существенно превосходит корабли советского океанического флота. Согласно оценкам разработчиков, по своему комплексу технических средств головное судное «Янтарь» не имеет аналогов в мире. Судно предназначено не только для исследования толщи Мирового океана, но и его дна. Для этого на корабле имеются специальные глубоководные обитаемые и автономные необитаемые подводные аппараты, которые в состоянии погружаться на глубину порядка 6 тысяч метров. Также океанографическое судно может использоваться в спасательных целях, установленное на нем оборудование позволит вести поиск затонувших объектов на морском и океанском дне. Корабль может принимать на свой борт вертолеты, на нем имеется площадка для взлета и посадки одного вертолета. ‍ Именно обитаемые автономные глубоководные аппараты (АГА), носителем которых является «Янтарь», являются его основным специальным снаряжением. На корабле могут использоваться АГА двух типов: проекта 16810 «Русь» и проекта 16811 «Консул». Сообщается, что корабль «Янтарь» проекта 22010 может одновременно нести и обеспечивать использование двух аппаратов данного типа. В некоторых источниках также содержится информация о том, что данный корабль может быть носителем глубоководных обитаемых аппаратов «Мир». Автономные глубоководные аппараты «Русь» и «Консул» в состоянии опускаться на глубину до 6000 метров и 6270 метров соответственно. Ресурс аппаратов - до 500 погружений на глубину более 4000 метров и 1000 погружений на глубину до 4000 метров. Назначение аппаратов «Русь» и «Консул»: видеосъемка и классификация объектов, расположенных на морском дне; проведение подводных технических работ при помощи манипуляторного устройства; обследование подводных объектов и сооружений; доставка на грунт или подъем на поверхность различных предметов массой до 200 кг. ⛴️ Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» - головной корабль проекта 22010, созданный специалистами ЦМКБ «Алмаз». Водоизмещение корабля составляет 5,2 тысячи тонн, длина - 108,1 метра, ширина 17,2 метра. Это единственные характеристики корабля, которые имеются в свободном доступе на сайтах ОСК и судостроительного завода «Янтарь». Также в сети есть информация о том, что скорость полного хода корабля составит 15 узлов, а его экипаж от 50 до 60 человек. Силовая установка корабля включает в себя две винто-рулевых колонки (ВРК) с винтами фиксированного шага (ВФШ), два подруливающих устройств и четыре ДГ по 1600 кВт каждый. Министерство обороны РФ рассматривает возможность вывода океанографического исследовательского судна проекта 22010 в серию в случае проведения успешных испытаний технических возможностей головного корабля «Янтарь», об этом в интервью журналистам РИА Новости рассказал временно исполняющий обязанности генерального директора Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Олег Шумаков. Он говорит: «Учитывая большое количество технических средств, которые в состоянии осуществлять подводные и глубоководные исследования, установленных на корабле проекта 22010, я полагаю, что данный проект будет продолжен, с заказчиком у нас уже ведутся такие переговоры».

Прошлого уже нет, а будущего может не быть!
Японская поговорка

В конце января 1994 года плавбаза "Авача", преодолевая ледяные торосы, подходила уже к Камчатке. Члены экипажа радовались близкой встрече с родными, возможности "блеснуть" импортными обновками, а кто - и иномаркой. Все мы наивно полагали, что все наладится и жизнь продолжится своим чередом. Наивные люди, однако! В стране уже 2 года свирепствовала гиперинфляция. При заходе в порты администрация судна расплачивалась с портовыми властями наличными деньгами, перевозя их на рейдовом катере прямо в мешках. Но пока все текло согласно Уставу флота, завтрак, обед и ужин по расписанию, два раза в день видеофильм, библиотека - книги выдавал старпом и хозяйственные работы по судну. Чтобы понять, что же стало с нами происходить в порту приписки, необходимо произвести экскурс в историю самого возникновения Управления тралового и рефрижераторного флота Камчатки.

Тралфлот поневоле вошел в антологию советского гражданского флота. Этот рыбный гигант был образован в 1936 году и в 2006 году мог бы отметить 70 лет существования, но…судьба распорядилась по-своему!

В 1967 году из его состава выведены морской рыбный порт и транспортный флот.

В 1968 году УТРФ был разделен на 3 флота: База океанического рыболовства, Камчатрыбхолодфлот и, собственно, УТРФ.

В 1971 году старейший и, тем не менее, самый крупный флот был награжден Орденом Ленина. На учете в нем состояло 79 судов и 6329 человек. На флоте работали такие прославленные капитаны, как Груздев, Гимильштейн, Серга, Гончаров, Пермяков и многие другие.

Начальниками УТРФ были Потапенко В.П., Ярошевский С.Д., Черниговский.

Поначалу, в 50-е,60-е годы промысловый флот был оснащен судами типа СРТ-300 (лошадиных сил), без морозильных мощностей, устаревшего образца. В море иногда случались коллизии. Например, СРТ "Ключевской" в 60-е годы шел к островам Прибылова и бесследно исчез вместе с экипажем, СРТ "Карага" погиб от обледенения у берегов Камчатки тоже в конце 60-х. Такое случалось и у приморцев - потонули СРТ "Севск", "Себеж", "Бокситогорск", а у сахалинцев СРТ "Нахичевань" не вернулся из рейса. Требовалась модернизация и обновление флота. В 80-е годы в тралфлот стали поступать средние траулеры СТ-1320, - первый из них "Садгора". Уходили в прошлое СРТ "Казбек", "Быковский", "Герман Титов"…

Орден Ленина - высокая награда, заработанная самоотверженным трудом рыбаков в море. Управление тралового флота на свои суда от властей полуострова получало стабильные и крупные квоты на вылов сырца.

Дома, стадионы, больницы, Дома культуры, - все было! Каждого рыбака в море поздравляли с Днем рождения!

В 80-е годы в траловом флоте появилась новая плеяда капитанов, со многими из которых автору приходилось работать. Это такие капитаны, как Шкирев, Коробков, Чернавский, Алешин, Цыганов и многие другие.

В 1993 году Тралфлот отделился от п/о "Камчатрыбпром". Все свое имущество (суда, причалы, холодильники) было передано компаниям-спутникам. Первыми в чужие руки ушли СТ "Ванинск" и СТ "Скала". Как это произошло?

ОАО УТРФ раздробили на 8 предприятий: это "Финансовая компания УТРФ", "УТРФ-Трейдинг", "УТРФ-сервис", "УТРФ-Камчатка" и другие.

Дочерняя компания "УТРФ-Камчатка" приобрела 9 переоборудованных судов по остаточной стоимости у Тралфлота. В результате Петропавловская судоверфь не получила 50% денег за это переоборудование. Поэтому корабелы взяли в заложники СТ "Ванинск", он остался стоять у заводского причала. Под покровом ночи новые владельцы угнали пароход, не оплатив по счетам.

Рыбный флот Камчатки убывал подобно шагреневой коже.

Если проследить динамику сокращения тралового флота, то можно заметить, что в первую очередь невыносимым грузом стали плавбазы В-69 и плавзаводы В-67.

Что же собой представляла плавбаза "В-69" типа "Авача" или "Новая Каховка"?

Водоизмещение 19350 тн

Длина - 164 м

Ширина - 21,3 м

Осадка - 8,1 м

Экипаж численностью от 254 до 295 человек, в зависимости от рейса (сельдевой, минтаевый, ивасевый, лососевый и т. д.)

На этих судах обеспечивался полный жизненный цикл, в автономном плавании плавбазы могли находиться до 8 месяцев, нуждаясь только в пополнении запасов топлива и иногда пресной воды. Врачи, повара, судовой магазин, судовая почта, библиотека, провизионные кладовые, кинобудка. Кроме того, и видеосалон, тренажерный зал, комната психологической разгрузки, 4 кают-компании, вертолетная площадка. Для санитарно-гигиенических нужд работал судовой опреснитель воды. Рыбозавод обеспечивал переработку тысяч тонн рыбы-сырца в месяц.

Однако, как и любые механизмы, и транспортные средства, плавбазы и промысловые суда требовали регулярного ремонта и обслуживания. В условиях дико растущей инфляции, денег стало катастрофически не хватать, топливные и водоналивные суда, сухогрузы стали стоить дорого, еще дороже подход рейдовых катеров в портах, плата за причалы при стоянках, постановка в плавучий док для ремонта корпуса судна. Администрацией УТРФ и лично господином Абрамовым было принято скоропалительное решение избавляться от этих судов. Это действие происходило в следующем порядке:

п/б "Новая Каховка"(постр. В 1970 году) - продана в Китай на утилизацию в 1994 году.

п/б"Авача" (постр. В 1971 году) - продана в Китай в 1995 году

п/б"Северный Полюс" (постр. В 1969 году) - продана в Китай в 1999 году

п/б"Орочон" (постр. В 1971 году) - продана в Китай в 1998 году

п/б"Советская Сибирь" (постр. В 1973 году) - продана в Китай в 1997 году

Плавзаводы "Рыбак Камчатки" и "Рыбак Чукотки" начальник УТРФ Абрамов А Я. продал Приморью, тоже как не рентабельные.

Все эти морские исполины сбывались по остаточной стоимости, которая подчас была в 10 раз ниже балансовой…

Так, например, согласно бухгалтерской справке, попавшей в мои руки, балансовая стоимость судна ПБ"Орочон" на 10 августа 1998 года составляла 39 962 237 рублей, а остаточная стоимость 4 164 955 рублей.

Делалось это все, чтобы уйти от кредиторов и долгов по зарплате. В августе 2001 года губернатор Камчатского края Михаил Машковцев заявил Абрамову А.Я., что пока тот у руля, бесплатных региональных квот УТРФ не видать. И Абрамов свое кресло "уступил" человеку со стороны - господину Мардельфельду Евгению Борисовичу. Злые языки говорили, что это - "рука Москвы"…

Новичок твердо заявил коллективу акционеров, что знает, как вывести оставшийся флот из кризиса. Однако уже через год-полтора последние плавбазы "Комсомольск-на-Амуре" и "Советская Бурятия" убыли за границу соответственно в Китай и Индию.

ОАО УТРФ-Холдинг имел возможность при реализации имущества выплатить всем своим работникам 30 млн. рублей зарплаты, но не сделал этого. Прокуратура Петропавловска-Камчатского занималась скандальным вопросом, ведь 2 плавбазы и 9 промысловых судов вместо 144,5 млн. руб. были проданы за 30 млн. рублей. Е.Б.Мардельфельда вызывали в прокуратуру для дачи показаний.

Конечно же, по ходу этих структурных преобразований многим простым труженикам моря стало ясно: узкий круг лиц со временем сказочно разбогатеет, а коллектив одного из старейших в области предприятий с легендарной историей останется ни с чем.

Но все это было потом. А какова же ситуация, сложившаяся в 1994 году в стране, экономике, на международной арене?

11 января состоялось первое заседание Государственной Думы первого созыва. Этому предшествовал расстрел парламента в Белом Доме и разгон Верховного Совета в октябре 1993 года.

На Украине Леонид Кучма победил Леонида Кравчука и стал президентом.

В Белоруссии Александр Лукашенко выиграл выборы у Станислава Шушкевича.

Летом 1994 года истекал срок приватизации "по Чубайсу", которая началась в 1992 году. Помнится, когда члены экипажа п/б "Авача" сошли на берег и направились на Главпочтамт получать приватизационные чеки, то я тоже под расписку получил этот ваучер и первое, что поразило, это на нем не было моих реквизитов! А ведь в выданном ваучере моя доля общенационального достояния за 20 лет безупречной работы на благо Родины!

С этим вопросом и обращаюсь к клерку, сидящему за стойкой:

Скажите, пожалуйста, а мою фамилию кто внесет в этот приватизационный чек?

Чиновник как-то дико посмотрел на меня, словно посетитель с луны свалился и сказал:

Там все русским языком написано, а ваша фамилия у меня в списке. Распишитесь, что получили ваучер!

У остальных моих сослуживцев и такого вопроса не возникало, они ничего не понимали в происходящих макроэкономических процессах…

Приватизация ставила задачу, чтобы каждый гражданин получил свою часть общенародной собственности от государства. Организаторы во главе с Чубайсом уверяли, что цена ваучера поднимется до цены автомобиля. До Чубайса председателем Госкомимущества был первый зам председателя Совета Министров России Малей Михаил Дмитриевич, который настаивал, чтобы вместо чеков были открыты приватизационные банковские счета. Все население России должно было получить 2200 млрд. рублей, а каждый гражданин по 14 тыс. условных балансовых рублей. Основная идея - наделить граждан именным чеком, покупательная способность которого не подвержена инфляции и только возрастает по мере выявления рыночной стоимости приватизационного государственного имущества. Тогда каждый гражданин по рыночному курсу рубля в 1993 году имел бы (по расчетам) около 3 млн. рублей при продаже своих акций по номиналу на бирже. Ведь за собственные чеки люди бы покупали акции предприятий!

Но М.Д.Малей был снят со своего поста (умер Малей в 1996 году).И с 1992 года Госкомимуществом заправлял Чубайс А.Б. Он уже опирался на опыт иностранных консультантов и советников. Вместо рынка ценных бумаг был создан рынок "бумажных ваучеров". Их ловкие дельцы скупали у сельских жителей, например, за сахар, масло, муку.

Те же обладатели ваучеров, что были более интеллектуального покроя, вкладывали их в ЧИФы - чековые инвестиционные фонды. Но так как подавляющее число предприятий в то время было не рентабельным и процветало мошенничество со стороны финансовых воротил, то выиграли лишь директора, руководители финансовых кампаний. Почти все инвестиционные фонды впоследствии приказали "долго жить".

Простой народ метко назвал эту кампанию "прихватизацией". Она нанесла огромный вред экономике страны и материальной составляющей миллионов россиян.

Но вернемся, наконец, на плавбазу "Авача", которая, с шумом ломая ледяную корку бухты, заходила в Авачинскую губу. Зычно звучали команды вахтенного помощника Платонова по верхней палубе. Матросы во главе с боцманом Кудровым готовили швартовые концы по правому борту. А вот ошвартовали наше судно кормой у причала Моховского рыбокомбината. Что характерно, в 30 метрах от парадного трапа, на пологом берегу возлежали более десятка сивучей. Остальные, примерно 3-4 особи, "сушили ласты" в воде. В родной стихии сивучи чувствовали себя намного уверенней и проворней. Старожилы говорили, что уже много лет, пока существует рыбокомбинат и в этом месте сток отходов рыбы и печени с рыбцеха, сюда приплывают поколение за поколением эти млекопитающие за дармовой пищей.

Когда мы с Галиной и Греем, спустились по трапу, то тропинка, протоптанная в снегу, вела прямо мимо этих крупных и неповоротливых, на первый взгляд, животных.

Самцы сивучей достигают веса от 500 кг до тонны, а самки в среднем весят 350 кг.

Рома, сфотай их, больно уж экзотическая компания! - просит Галя.

Да, настолько экзотическая, что Грея еле удерживаешь на поводке! Смотри, не упусти собаку, беды не избежать тогда! - предостерегаю жену.

Грей действительно поднял уши, вздыбил шерсть и рычал, показывая клыки в сторону реального, а не воображаемого противника.

Сам достаю из дипломата свой "Полароид", подхожу поближе, чтобы выбрать ракурс, и вдруг вижу, как от группы беззаботных лежебок отделяется здоровенный секач. Он, мощно отталкиваясь ластами, ползет ко мне, издавая хриплые рыки, подобно известным африканским хищникам. Недаром этих представителей отряда тюленьих назвали "морскими львами".

Рома, осторожно, он приближается! - забеспокоилась Галина, еле удерживая рвущегося пса.

Быстренько делаю пару снимков и ретируюсь, не испытывая судьбу.

Вожак стада сразу успокаивается, ползет назад. Он выделяется не только размерами, но и многочисленными шрамами на поверхности толстой кожи. Это следы схваток с конкурентами по гарему. Зато самочки спокойно греются на зимнем солнце под покровительством такого солидного защитника.

За время стоянки мы не раз видели, как сивучи попрошайничали, дефилируя у пришвартованных промысловых судов. Рыбаки приводили на пароход жен с детьми в гости. И те развлекались, угощая с рук попрошаек. Эти исполины легко выпрыгивали из воды больше, чем на полтуловища за лакомой рыбкой. Быстро проглатывали ее и опять топорщили усы над водой, в ожидании подачки. Дети просто визжали от восторга.

Что же ожидало нас в порту? Ничего радостного! В сбербанке внушительная очередь, давали только небольшую сумму денег, раз в месяц. Выяснилось, что почти у всех экипажей судов тралового флота годовая задолженность по зарплате за рейс. Денежной массы катастрофически не хватало. В кассах управления каждый день, с утра огромное стечение страждущих получить честно заработанные в море деньги.

Весь коридор у касс утром напоминал муравейник. Сотни и сотни рыбаков устремлялись именно сюда, заполняя все свободное пространство от лестницы. Надо было много часов простоять в духоте и тесноте с надеждой на удачу получить хоть что-то: отпускные или отгульные, либо рейсовые или резерв. Если кому-то из этих страдальцев, (к коим относились и мы с Галей), захотелось по нужде, то они теряли очередь, так как протиснуться обратно было невозможно! Выдерживали немногие, только самые выносливые. Когда появлялась в окошке кассир, то она обычно говорила, что денег немного и хватит человек на двадцать очередников. Вот тут и начиналась давка! Все хотели попасть в эту двадцатку правдами и неправдами, совали какие-то справки, бумажки, скандалили, плакали. Лица многих знакомых было не узнать, - настолько злость и безвыходность исказили их. Грубо и беспардонно расталкивая локтями слабых коллег, более сильные очередники прорывались к заветному окошку. Женщины вообще не имели шансов! Так, в толчее прошло 5 дней и все безрезультатно.

На плавбазе в это время творилось что-то несуразное. Появился слух, имеющий под собой основание, что "Авача" больше в рейс не пойдет, ее отправят в Китай "на гвозди", вслед за "Новой Каховкой". В этих условиях, когда валюту все истратили на шмотки в Южной Корее, зарплату не выдают, с судна списывают, пробуждается в человеке доселе не проявляющееся качество: брать все, что плохо лежит!

А что на обреченном судне лежит хорошо? Первого помощника уже 2 года нет!

Библиотека и видеокассеты оказались никому не нужными, кинофильмы на бобинах и киноаппараты "Украина" - тоже. Я видел несунов с этими киноаппаратами в руках, выносили гантели, штангу из спортзала, белье из прачечной, снабжение со склада, судовые повара заходили в каюты рядового состава и предлагали ветчину югославскую в больших банках. Даже пневматические винтовки и пульки оказались бесхозными. В кладовых механиков всех мастей хранились подшипники, сальники, манжеты, различные комплектующие. Все это постепенно изымалось и отправлялось на берег. Что-то потом появлялось на отвалах барахолки.

Но как можно столько добра пронести через проходную Моховского рыбокомбината? Народ просто протоптал тропинку через соседнюю сопку, минуя охрану.

Чего греха таить, мы с Галей, как и все другие члены экипажа, не представляли себе береговой жизни при капитализме, тем более в условиях жестокой гиперинфляции.

Знакомая повариха Дончук частенько приносила нам в рейсе сливочное масло, не израсходованное в дневном рационе питания. Галя его вытапливала на плитке и получала топленое масло, которое делили с Дончук пополам. Через несколько недель плавания накопилось 8 кг высококачественного продукта, способного храниться.

В прачечной, где работала супруга, шло массовое списание белья, покрывал, занавесок. Раньше все это резалось, уничтожалось в присутствии бухгалтера-ревизора. Теперь, в общем-то, хорошее белье упаковывалось и отправлялось родным и близким на материк. К слову сказать, почта на рубеже 90-х работала в полную силу, люди слали друг другу все, чем были богаты, в почтовых отделениях всегда были многолюдные очереди.

Отчаявшись получить деньги, решаю пойти с сумой к знакомым чиновникам в управлении. Сначала захожу к Михаилу Федотовичу Филонову, с ним работал на п/б "Авача", где Филонов был зав. производством. Захожу без стука, свой человек! Но ошибаюсь…Время-то не то! Советская власть пала, партия распущена и чиновник уже не тот при капитализме. Главенствующий принцип теперь: "каждый умирает в одиночку" и "спасение утопающих" - дело рук самих утопающих!

Филонов как-то изменился в лице и выдохнул:

Какими судьбами, Роман?

Нужда заставила, Миша! Мы с Галей не можем получить деньги за рейс и отпускные. Собрались увольняться, флот тает на глазах. Ты заместителем Абрамова работаешь, может, поможешь получить нам зарплату по старой дружбе?

Что ты, Роман! Я тут как белка в колесе, одни неприятности, а к финансам никакого отношения не имею! Так что, извини! Не по тому адресу обратился! - глаза Филонова бегали и старались смотреть в сторону.

Не солоно хлебавши, выхожу за дверь.

Никак! Отказался помочь нам. Пойду теперь к Сенотрусову, - Владимир Пантелеймонович работает сейчас в УТРФ коммерческим директором, с флота ушел! - деловито разъясняю жене.

Это тот, что ходил с тобой на "Аваче" старпомом, а потом был капитаном на п/б" Комсомольск-на-Амуре"? - интересуется жена.

Попробуй, Рома, чем черт не шутит! Попытка - не пытка!

Подождав, когда гости выйдут из кабинета коммерческого директора, захожу туда сам.

Привет, Алексеич! Лицо Сенотрусова расплывается в добродушной улыбке.

Здравствуй, Владимир! Ты, слышал, с Тайваня недавно приехал? - пытаюсь зайти издалека.

Да, два дня назад, теперь вхожу в курс дела. Летал в командировку в Тайбэй! Видеокамеру оттуда привез, - класс! Говорят гарантия до 20 лет, вот это техника! А ты с чем пожаловал-то? Партию давно распустили, где это время работал? - лицо Сенотрусова опять приняло обычное холодное выражение. Ну, до чего же он был похож на Маяковского!

Понимаешь, Владимир, я с женой работал на п/б "Авача" последние 3 года, сейчас суда идут на слом, мы решили уволиться, но денег никак не получить. У тебя есть выходы на бухгалтерию, чтобы мне с женой как-то выплатили, минуя эту огромную и бесперспективную очередь отчаявшихся людей!

Теперь Сенотрусов помрачнел, откинулся назад в кресле, закурил сигарету, пустил кольца дыма и произнес:

Видишь ли, Роман, я всю сознательную жизнь работал судоводителем, теперь времена иные и я "перековался" в коммерсанты, а вот в финансисты не успел! Поэтому прости, но помочь ничем не могу!

В этот момент заходят очередные посетители, и я выхожу в коридор.

Отчаявшись получить деньги через парадное крыльцо, решаю пойти к юристу Комлевой. Она 6 лет назад помогла оформить развод с Еленой, когда я был еще партийным функционером, и бывшая теперь супруга не давала развод, напирая на морально-нравственную сторону в этом вопросе. Комлева дважды участвовала в заседаниях суда, в то время как я был в рейсе, и радиограммой сообщила мне в море, что развод благополучно завершен.

В этот раз оставляю Галю на улице и захожу в юридическую консультацию. Там полно народа, все чего-то обсуждают, спорят.

Узнаю, узнаю старого знакомого! - Надежда Ивановна Комлева подходит ко мне и приветливо хлопает по плечу.

Какие проблемы? С чем пожаловал? Ведь сюда просто так обыватель не заходит! - она испытующе посмотрела мне в глаза.

Узнав суть проблемы, опытная адвокатесса охотно взялась защищать мои интересы в городском суде. Не безвозмездно, конечно.

Уже через неделю состоялся суд и в сбербанке получаю от предприятия свои кровные и Галины деньги по доверенности за рейс и отпускные с отгулами. Будучи один, оказываюсь в патовой ситуации: восемь миллионов рублей, завернутых в газету "Камчатская правда"! С таким увесистым бумажным свертком выхожу на автобусную остановку. По карманам столько ассигнаций не распихать, увы!

Людей скопилось немало, на Камчатке из рук вон плохо соблюдалось расписание движения общественного транспорта. Со стороны бухты дует сильный ветер, пальцы в перчатках деревенеют и перестают слушаться. Сверток выскальзывает из рук и бумага лопается! Все пачки купюр рассыпаются на асфальте! Люди, стоявшие на остановке, сразу изменились в лице. И это понятно: в то время как с деньгами в стране напряженка, заморожены вклады, хроническая невыплата зарплаты, какой-то тип разбрасывается миллионами по асфальту!

И только одна сердобольная женщина протянула мне авоську со словами:

Мужчина, возьмите, пожалуйста! Негоже такие большие деньги возить в газетенке, много ли домой донесете? Чай трудом нажили, не банк ведь брали? Вот я смотрю, на вас и форма морская.

Поблагодарив заботливую даму, собираю пачки купюр в сетку и быстро прыгаю в подошедший автобус.

Уволившись с УТРФ, мы с Галей жили у друзей Юрловых. Володя Юрлов учился со мной в институте в одной группе, а в общежитии проживал в соседней комнате. Его и жену Наташу я знал уже 25 лет. Наши вещи - а это большой телевизор, видеомагнитофон, одеяла корейские, кожаные вещи, одежда, наш боевой пес Грей и мы оба впридачу, - занимали целую комнату.

Вообще, надо сказать, что камчатские жители, собственно и все дальневосточники - это особая порода людей, специфический менталитет. Им свойственно сопереживание, щедрость души, толерантность характера. Например, как-то после рейса не было мест в рыбацкой гостинице и зав. производством плавбазы "Советская Сибирь" Юрий Пак предоставил нам бесплатно квартиру своего отца, на лето уехавшего в село Северные Коряки отдыхать. Причем в наше распоряжение были отданы съестные припасы хозяина, а это несколько 5-литровых банок со слабосоленой кетой, залитой прокаленным подсолнечным маслом.. Вот когда повезло кушать вареную картошечку с большими кусками лососины. Какой это цимус! Картошка камчатская также отличается своими пищевыми качествами от материковской, - она намного вкусней и рассыпчатей! Кроме того, мы пили чай с вареньем из жимолости владельца квартиры, - камчатской ягоды, отдаленно похожей на голубику, но пикантней, и растущей на высоких кустах! Жимолостью частенько лакомятся и камчатские медведи!

А однажды нам предоставили квартиру своего товарища, находящегося за рубежом в командировке, сделал это транспортный прокурор Александр Петров, с которым я познакомился в море, когда расследовали исчезновение рефмашиниста Колмакова (тот по какой-то причине ночью упал за борт). Двухкомнатная квартира была обставлена по последнему слову тогдашней моды конца 80-х, изящные стеллажи заполнены дефицитной печатной продукцией, цветные фотоальбомы о животных и изобразительном искусстве, собрание сочинений Всемирной литературы, Большая Советская Энциклопедия и многие другие издания. Огромный поток информации! Все это дополняла польская мебель в гостиной и кухонный гарнитур из ГДР! Воистину состоятельный господин!

Все это жилье предоставлялось запросто, бесплатно, под честное слово! Никаких рыночных отношений!

Но, как говорится, погостили, пора и совесть знать! Ведь мы ушли с тралового флота, надо было доставать авиабилеты до Ленинграда, больше никаким транспортом туда не добраться. Камчатское пароходство к тому времени "приказало долго жить", железной дороги, как на Сахалине, не существовало. С билетами на самолет было не легче, чем с деньгами, - надо заказывать за месяц!

Время смутное, организованные преступные группы делили сферы влияния по всей стране.

Рассказывали, что если кто-то хотел вывезти на грузовом самолете иномарку на Большую землю, то в аэропорту криминальные элементы требовали внушительные откаты. Несогласным автовладельцам били стекла в автомобиле, протыкали колеса.

Все процессы, происходящие в государстве, напоминали энтропию.

Иду по улице Ленинской в расстроенных чувствах и тут провидение судьбы, - вижу на стене главпочтамта маленькое неприметное объявление:

"Могу обеспечить авиаперевозку в Ленинград, имеются места, скидка 50%."

И подпись: магазин "Луч" в здании кинотеатра "Камчатка", спросить Андрея.

Провидение судьбы! Как тут не поверить в бога! Хотя до сих пор я был отъявленным материалистом, как и Фейербах, который заявил однажды:

"Если бы в бога верили коровы, то бог был бы коровой!"

Сразу беру "быка за рога" и нахожу это заведение, что не составило труда.

Комиссионный магазин средней паршивости. Здесь, на импровизированных полках-витринах покоились предметы предыдущего этапа научно-технического прогресса на Западе: два потертых видеомагнитофона типа "Sony" и "Samsung", батарейки пальчиковые к пультам, видеокассеты с записями. Рядом лежали компакт-кассеты для аппаратов "Полароид" с мгновенной печатью, подержанные двухкассетные магнитофоны и другие товары, рассчитанные на "продвинутых" покупателей, поскольку видеотехнику в те годы имело 3-5% населения страны.

Если бы мы с Галиной не попали в визированный рейс, где получили валюту на отдых в иностранном порту, то не имели бы ни телевизора, ни видеотехники, ни прочих дефицитов.

В помещении магазина покупателей не было, и стояла гробовая тишина. Откуда было знать в то время простому обывателю, что подобные заведения не давали большой выгоды, но успешно служили своеобразной "крышей" для другого, скрытого бизнеса, приносившего значительные дивиденды. Криминал, как спрут, раскинул свои щупальца по всей земле российской. Вдруг слышу из-за спины:

Вы что-то хотели? - на меня из-под сросшихся черных бровей смотрели серые, безжизненные глаза молодого еще человека с бычьей шеей. Он, оказывается, сидел за кассой и лениво листал журнал "Playboy".

Да, мне нужно увидеть Андрея, читал объявление, как раз не могу достать билеты на самолет до Ленинграда!

Не вопрос, сейчас я его позову! - ответил "качок" и исчез за дверью в подсобном помещении.

Удивительно, как кассир оставил меня одного в торговом зале? - промелькнула мысль и тут же погасла,- оглядываюсь по сторонам, чувствуя на затылке колючий взгляд! Откуда ни возьмись, в дверях с улицы стоит крепко сложенный молодой человек в джинсах, свитере и с папиросой, прилипшей к нижней губе.

Все чин-чинарем! Охрана не спит! - промелькнуло в голове.

В это время вместе с "качком" в зал вошел, опираясь на трость, бледнолицый мужчина средних лет. Худоба его бросалась в глаза. В руке незнакомца вижу калькулятор. Слегка припадая на одну ногу, он подходит поближе и представляется:

Андрей, директор этого магазина, охотно вас выслушаю!

Я - Роман! Мне, собственно, нужно добраться до Ленинграда, как можно скорей! - без обиняков перехожу к вопросу по существу.

Сколько вас человек? Много ли вещей? Будут ли там встречать знакомые? - голубые глаза Андрея вперились в меня, не давая отвести взгляд в сторону.

Двое: я и жена, не считая собаки, да закордонных товаров, всего 9 багажных мест! Встречать некому, мои родители старенькие уже, пусть будет сюрприз для них! - даю исчерпывающий ответ и тут же интересуюсь у собеседника:

Андрей, ваши билеты действительно в 2 раза дешевле государственных?

Да, конечно! Завтра в 10 часов отлет из аэропорта в Елизово. Самолет "ИЛ-76", грузовой, не опаздывайте! Номер борта вот! - он протянул бумажку.

Что касается доставки вещей в Ленинграде, вы прилетите в Пулково - 8 Марта, в 5 утра, транспорт не ходит, в такси все не влезет! Наши хлопцы вам вещи доставят, но это дополнительная услуга и стоит она 15 долларов сверху! - завмаг посмотрел на мою реакцию, как удав на кролика. Хотя, возможно, все это только казалось!

Никаких вопросов! - удивленно восклицаю я, довольный такой удачей.

Вечером, за чаепитием, сообщаем Володе и Наташе Юрловым, что мы улетаем, те в шоке! Особенно ума не приложат, как нам доставить в аэропорт завтра утром столько вещей! Даже наш Грей навострил уши, чувствуя перемены, но не понимал, какие конкретно. И тут жену осенило:

Слушай, Рома, а у Павла Тараникова ведь есть иномарка, может она на ходу? Позвони ему, все равно попрощаться нужно!

Завтра улетаешь, нужно отвезти вещи? - голос Павла в телефонной трубке звучал удивленно.

Конечно же, помогу, машина на ходу. Были поломки, но уже исправлены. Когда подъехать, Рома?

Завтра, в полдевятого, я живу на проспекте 50 лет Октября, у Юрловых, будем ждать, Павел! Большой привет супруге Галине!

День подходил к концу, заходящее солнце позолотило верхушки Корякского и Авачинского вулканов. У подножия гигантов образовалась тень от облаков, кольцами сжимавших их верхнюю часть.

Предстояло сделать самое главное, - попрощаться с сыном. Володя учился уже в 7-м классе, у него были изъяны в учебе, как результат неполной семьи. Улица делала свое дело! Взял с собой кое-что из купленной сыну одежды, консервы из лосося, красную икру, печень минтая, крабы.

Лена встретила меня холодно и сразу куда-то засобиралась. Вова сидел за детским компьютером, который я ему привез из Южной Кореи. В середине 90-х годов у детей и подростков стали входить в моду зарубежные игровые компьютеры с примитивными играми "6 в 1" или "3 в 1" и другие. На коленях у мальчишки пригрелась кошка бело-черного окраса.

Муся! У нее скоро будут котята! Мы ее взяли с улицы! - улыбается Вовка.

На экране телевизора какие-то человечки мутузят друг друга. Справа на тумбочке возвышается лодья со скифами, сделанная мной из пластилина в море сыну на день рождения. На коридоре стояли дефицитные кроссовки известной фирмы "Пума". Конечно, в начале 1994 года такие знаки внимания оказывались немногим детям, но не это было главным для мальчишки, к сожалению. Ему нужен постоянно рядом отец, а не чужие дяди. И понимание этого факта скребло душу.

Вова, ты решил, кем станешь после школы?

Пап, или бухгалтером, или стюардом! - уверенно пояснил Вовка.

Чем уж понравились ему эти профессии, - одному богу известно! Но это его, пусть и не осмысленное, но право! Условно говоря, сыну полковника никогда не стать генералом, ведь у генерала тоже есть сын! Я и сам не ведал, кем буду работать по приезду в Ленинград! Ведь как промышленная, так и производственная инфраструктура в стране рушилась на глазах!

Ну, ладно, сын, не скучай тут без меня, грызи гранит науки, ибо приедешь поступать в Ленинград после школы, а там экзаменаторы посерьезней, будут! И мама ничем не сможет помочь! - это я сказал к тому, что Лена много лет работала в этой же школе учительницей русского языка и помогала вытягивать сына по успеваемости, то есть многое Вовке сходило с рук. Попрощавшись со своим чадом, я побрел восвояси.

Наутро, а это была суббота, Павел Тараников подъехал к нашему временному пристанищу и работа по загрузке вещей закипела. Вскоре его иномарка "Опель Астра Седан" был набит до отказа, в том числе и багажник на крыше автомобиля. Спереди сели мы с Павлом, а сзади Галина с Греем, пес послушно улегся на постеленную тряпку и задышал, высунув язык. Пока ему все нравилось. Наташа и Вова Юрловы стояли у входа в свой подъезд и на прощание махали руками. Возможно, гостеприимную Камчатку мы покидали навсегда!

Роман, деньги-то за рейс и расчет получили в бухгалтерии? - не отрывая взгляда от дороги, спросил Павел.

Через суд только и удалось получить, иначе никаких перспектив! - сокрушенно пояснил я.

Это просто мой муж - тюха-матюха! Столько лет в тралфлоте работал, всех знает и не смог получить деньги через "заднее крыльцо"! - внезапно встряла в разговор супруга.

Ну и что, я тоже такого склада, ни за что не пойду унижаться! - неожиданно ощущаю моральную поддержку друга.

Понимаешь ли, Галя, кому мы сейчас нужны? Каждый за свою шкуру боится и старается не высовываться! К власти пришли люди, которым глубоко наплевать на народ и его проблемы! Главное для них - в мутной воде поиметь как можно больше!

В Елизовском аэропорту было оживленно. Счастливчики, имевшие на руках авиабилеты спешили, кто на посадку, кто на регистрацию. В киосках перед зданием аэровокзала торговали копченостями из лосося, спиртными напитками. По территории прокатывались объявления типа:

Уважаемые пассажиры! Желающие могут пройти в видеосалон на просмотр боевика "Рокки-2", начало сеанса в 11 часов!

Американская видеопродукция низкопробного пошиба захлестнула наш кинорынок.

Павел остановил машину в районе грузовой площадки. Мы быстренько вытащили из автомобиля вещи. Тараников спешил на работу.

Всего хорошего, счастливо тебе оставаться, Павел! Спасибо большое за помощь! - Галя чмокнула его в щечку. Я попрощался по-мужски, пожав ему руку.

А вам спокойного полета и удачного приземления! - опель ловко развернулся и умчался прочь.

Рома, я пойду с собакой погуляю, ведь путь не близкий предстоит! - жена взяла Грея на поводок и скоро ее "минькой звали"…

Я огляделся вокруг, - рядом стояли две яркие иномарки с разбитыми стеклами и проколотыми колесами. Понятно было, что скупой платит дважды. Видимо, авторитету, контролировавшему этот участок, или зону влияния, не по сердцу пришлась несговорчивость хозяев авто.

Из визированных рейсов члены экипажей привозили иномарки, помещая их на промысловых судах в самых неожиданных местах, в полувертикальном положении, закрепляя между шлюпками и спасательными плотиками. Иногда, в шторм машины смывало за борт, тогда ими пользовался разве что Нептун и его "челядь"…

Погрузка в самолеты и отправка на материк подобного багажа предусматривала тогда внушительные откаты организованным преступным группировкам (ОПГ).

Мимо меня, туда-сюда мотались на своих самоходных тележках грузчики. Они много могли бы рассказать о криминальной жизни аэропорта! Через решетчатый забор в рассеявшемся тумане проступил силуэт самолета "ИЛ-76",скоро стало видно и его номер, такой же значился у меня на бумажке от Андрея. От самолета отошла заправочная машина, возле него копошились люди. Этот борт стоял особняком от остальных пассажирских самолетов. Надо сказать, что уже несколько лет прошло с того времени, как сняли пограничную проверку пассажиров, прибывающих на Камчатку, это теперь была не режимная зона.

Выкуриваю уже вторую сигарету, а моих все нет!

Здорово, старина! - кто-то неожиданно хлопает меня по плечу сзади.

Слушай, Роман, ты как астральное тело, куда-то подевался и много лет ни слуху, ни духу! - Шура был навеселе, лицо раскраснелось на морозе. Маленькие глазки-щелочки озорно светились.

Я- то в море ходил и, между прочим, на встрече студентов группы "МА-52" два года назад присутствовал, а тебя не было! - пытаюсь поспорить, но собеседник пропускает мои слова мимо ушей. Он деловито стряхнул сигарету, затушил бычок о подошву ботинка.

На ногах Бондаренко красовалась популярная тогда зимняя обувь "Прощай молодость" с замками сбоку. Это осторожно указывало на то, что владелец обуви не зажиточный гражданин.

А я, брат, в Палану лечу! Бизнес такой, понимаешь? Туда - два ящика водки, оттуда - ценные меховые шкурки. Прибыль доходит до 400%! - смеется Шура.

Я же не Миклухо-Маклай, а они не папуасы! Не я, так кто-нибудь другой заполнит эту нишу и займется пушным бизнесом?

Смотри, Шура, будь осторожен, не власти, так бандиты могут на хвост сесть? Недавно Сашу Склярова, судомеханика с нашего курса убили, так тот тоже бизнесом занимался, продавал машины, привозимые с Японии! Пошел в погреб за картошкой и тело до сих пор не найдут! - предостерегаю Бондаренко на всякий случай.

А я не из пугливых и держу хвост морковкой! Пойду, Рома, - объявили регистрацию! - воскликнул Шура и, попрощавшись, растворился в толпе также быстро, как и возник.

Забегая вперед, скажу, что много лет спустя, стало известно, что с Паланы Бондаренко живым не вернулся, - его зарезали по пьяному делу…

В это время что-то влажное ткнулось мне в руку.

Грей! Ты погулял, теперь тебя за это надо гладить? - треплю за ухом верного друга.

Конечно, если пса везти в самолете законным путем, то надо делать прививки, оформлять разрешение, санитарные документы, согласие соседей по пассажирскому салону и прочая морока! А в нашем случае ничегошеньки не надо!

Галя, идите с Грэем вон к тому самолету, я пока найму грузчика.

Тот не заставил себя долго ждать. Вместе с ним ставим на тележку все вещи и едем на аэродромное поле. У самолета знакомлюсь с сопровождающим штатный груз, он представляется:

Тимур Арменакович, за багаж не беспокойтесь, сейчас все подадут в отсек! К сожалению, трап у нас подвесной, собаку ребята помогут поднять, ну а вы сами, как-нибудь, с божьими силами!

Два бугая с непроницаемыми лицами легко оторвали Грея в наморднике от земли и подали в салон, пес не сопротивлялся, он, видимо, понимал неотвратимость подобного мероприятия.

В "Ил-76" было всего 12 пассажирских мест, остальное пространство по обеим сторонам салона занимали коробки с консервами из крабов "Chatka" в собственном соку и с баночками лососевой икры.

Вот это неплохой и наваристый бизнес! - прошептала мне на ухо Галина.

Коробки стояли в 4 ряда и были закреплены по бортам, чтобы не произошло смещение груза в полете.

Сам полет проходил в нормальном режиме, Тимур был с женой и двумя хмурыми, неразговорчивыми ребятами, которые почти всю дорогу играли в нарды. Так как разница в часовых поясах между Камчаткой и Ленинградом 9 часов, то весь полет мы встречали утро и летели вдогонку времени! Поэтому прибыл наш воздушный транспорт почти в то же время в Ленинград, что и убыл с Петропавловска-Камчатского. Потеряно всего лишь два часа, ушедшие на заправку в Братске и Омске!

В Пулковском аэропорту хозяева рейса в первую очередь "избавились" от нас, погрузив вместе со скарбом в грузовое такси.

Через час я уже звонил в двери родителей на проспекте Славы.

Это вы уже приехали? - неподдельное изумление читалось в глазах матери и отца, только что поднявшихся с постели.

Между тем за нашими с Галей спинами вся лестничная площадка была уставлена видео и телеаппаратурой, коробками с вещами и чемоданами, рядом гордо восседал Грей. Невольно приходит мысль о пользе "негосударственных структур", выручивших нас!

В глазах мамы стоят слезы: столько времени пропадать в море, видеться наездами, уже и власть переменилась и общественно-политический строй не тот, бабушки Любы не стало, младший сын Юрий стал предпринимателем малого бизнеса, деньги полегчали в сотни, а то и в тысячи раз!

Ну что ж, Рома, можно поздравить с окончанием затянувшейся морской эпопеи? - отец на мгновение прижал меня к себе.

Родители успели постареть, время посеребрило их виски, истончило кожу на руках, заметно прибавило морщин на лице. Отец уже давно уволился с работы в Петропавловской крепости, как только в 1989 году положил партбилет на стол. Многие в то время это делали, но не как дань моде, а как акт отчаяния, по зову сердца. КПСС в то время стремительно теряла свою монолитность, стала разлагаться. Декадентские настроения в культурной среде. В стране с центробежной скоростью начала развиваться многопартийность. В 1988 году возник "Демократический союз" с лидером В.Новодворской, следом "Христианско-демократический союз России" с лидером А.Огородниковым во главе и …пошло-поехало! Предательство интересов и идеалов рядовых коммунистов с первичных парторганизаций и низовых звеньев, в то время процветало!

К середине 90-х годов россиянам навязывалась мысль, что коммунисты и сочувствующие им люди - это красно-коричневая чума, опасная для государственной власти в стране. Такими эпитетами нередко разбрасывались Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, и иже с ними…

Вот, познакомьтесь, наш мореман Грей, собственной персоной! Всю свою сознательную жизнь длиной в 4 года он провел вдали от берегов! - представила пса Галина. Грэй завилял хвостом, понимая, что именно о нем и идет речь.

Проходите, гости дорогие! Галочка, снимай верхнюю одежду, не стесняйся! - мама растерянно металась в прихожей, не зная, с чего начать, то ли вещи таскать, то ли собаку заводить в комнату.

Конечно, квартира родителей - это временное пристанище, после ремонта бабушкиной комнаты в Стрельне мы переехали жить туда, где я родился в 1951 году. Из этого Жил-городка в войну немцы прикладами выгоняли жильцов, в том числе бабушку Любу и маму-подростка. Потом с беженцами они попали в концлагерь и после сортировки направлены в Германию на каторжные работы. По окончанию войны мама познакомилась в Стрельне, на танцах с моим отцом - бывшим юнгой, а в тот момент матросом срочной службы, лучшим чечеточником в части и первым забиякой.

Но это уже другая история!



Рекомендуем почитать

Наверх