ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.Православная Церковь не является каким-то чисто земным...
![Святость человека в православной аскетической традиции](https://i1.wp.com/3.404content.com/1/97/90/1318242544634824289/fullsize.jpg)
Инструкция
Человек, который боится сцены и выступления перед аудиторией похож на человека, попавшего на сковородку. Эмоциональная температура возрастает, его бросает в жар, ладони потеют, руки и ноги дрожат от напряжения, дыхание перехватывает. Мысли путаются, а голос становится хриплым от внезапно пересохшего горла. Плюс сильное сердцебиение, тремор губ сопровождается часто тошнотой и головокружениями.
Мыслительный уровень
Именно на этом уровне оценки ситуации и зарождается страх сцены. Вы представляете себе ситуацию, когда все смеются над вами. Или вам думается, что вы обязательно собьетесь или запнетесь в самый неподходящий момент выступления и опростоволоситесь. Поменяйте оценку ситуации выступления перед аудиторией, тогда поменяется и ваша эмоциональная реакция.
Совет психолога, как преодолеть страх выступления на мыслительном уровне. Для начала найдите противоположный образ или мысль к вашей первоначальной оценке. Затем примените метод болевого шока, чтобы встроить в сознание эту новую оценку. Для этого наденьте на запястье не ведущей руки (если вы правша - на левую руку) банковскую резинку. Как только возникнет мысль о неудачном выступлении или позоре на сцене, оттяните резинку и щелкните по запястью. В ту же секунду волевым усилием сосредоточьтесь на новой мысли и образе успешного выступления. Делайте щелчки до тех пор, пока ваше сознание не станет переключаться на новые мысли автоматически.
Телесный уровень
На уровне поведения страх сцены проявляется в виде напряжения мышц и поверхностного и учащенного дыхания. Самый лучший способ убрать излишнее напряжение в теле - это абдоминальное или брюшное дыхание. Для него характерен короткий вдох и длинный выдох, так чтобы расслабились мышцы диафрагмы. Этот способ дышать лучше освоить заранее, чтобы при стрессе перед выступлением вы легко могли перейти к дыханию животом.
Как только вы "встроили" резинкой новую мысль, тут же начинайте глубоко дышать. Причем к вдоху и выдоху нужно добавить формулу самовнушения, которая настроит сознание на нужный, уверенный лад. Этот способ расслабления называется сигнальной релаксацией. Например, на вдохе думайте "я-я-я-я", на выдохе - "справл-я-я-я-юсь". Или "мне - спокойно". Придумайте такую формулу самовнушения, которая придает вам уверенности и успокаивает одновременно.
Эмоциональный уровень
Ваш общий настрой перед выходом на сцену, ваши чувства и определяют в конечном счете, в каком состоянии вы будете выступать. Изменив мысленную оценку ситуации, вы уже сместили в сторону позитива свою эмоциональную реакцию. И все же добавим в копилку еще одну технику преодоления страха сцены.
Для контроля эмоций примените технику якорения нужного состояния. Она тоже потребует времени и работает по принципу замещения негативных эмоций, в данном случае страха, на позитивные, например уверенность или спокойствие. Сперва накопите "якорь" и закрепите его на чувственном уровне.
Публичные выступления вызывают волнение у каждого, даже самого смелого оратора. Но бывает так, что выход на сцену сопровождается панической атакой, у человека складывается ощущение, будто все сидящие в зале его оценивают, разглядывают и т. д.
Страхи могут формироваться в детстве – неудачное выступление на утреннике, упреки родителей, учителей или насмешки сверстников приводят к формированию подсознательной установки. Выходя на публику, человек сталкивается с влиянием своего подсознания, когда ему везде мерещатся «монстры». Эта фобия особенно тяготит тех, чья работа связана с постоянными выступлениями - музыкантов, певцов, танцоров и т. д.
Страх перед сценой имеет научное название – глоссофобия.
Фобия отличается от волнения и имеет конкретные симптомы, которые объясняются преобладанием симпатической системы над парасимпатической:
Причины появления страха сцены:
Существуют типы личности, при которых выраженность глоссофобии варьируется.
Волнение является общей чертой для всех людей, независимо от типа профессии или личности. Разница в том, что одни преодолевают свои фобии, а другие продолжают их избегать.
Для начала нужно определить причину глоссофобии. Что именно пугает? Если в детстве был негативный опыт, его следует вспомнить, вытащить из глубин подсознания. И в будущем менять негативные установки на позитивные. Важно помнить, что люди, которые пришли на выступление, желают получить пользу, знание или эстетическое удовольствие, а не уличить оратора во всех его недостатках.
Успокоиться и не бояться выступать помогут следующие советы:
Жизнь человека в социуме, так или иначе, предполагает взаимодействие с другими людьми. Нередко этим взаимодействием является необходимость выступить на публике. И неважно, являетесь ли вы политическим деятелем, театральным артистом и учеником 5 класса, которому предстоит прочитать стихотворение на утреннике – вас может охватить страх, который сделает ваше выступление провальным.
Существует несколько разновидностей фобий, связанных с публичными выступлениями.
Все эти термины в отдельных случаях могут быть синонимами, однако, некоторые отличия все же есть. Боязнь публики может быть адекватной реакцией, ведь испытывать волнение перед ситуацией, от которой в некоторой степени зависит твоя репутация – нормально. Если же тревога набирает обороты и превращается в фобию – стоит задуматься.
Последствия патологического страха, вызывающего отказ от общения с маломальской аудиторией, могут быть грустными. Избегание общественных мест, отказ от хорошей работы (если она требует говорить с публикой), как следствие падение уровня жизни и самооценки. А дальше – сужение зоны комфорта до ближайших людей, риск возникновения зависимостей и проблем с психикой.
Все эти последствия, конечно, касаются тревожно-фобического расстройства, а не обычной боязни сцены.
Хочется отметить, что большинство известных, профессиональных и очень опытных артистов признаются, что испытывают страх перед выходом к своей аудитории. Это естественно и считается даже показателем того, что артист продолжает создавать искусство, а не стал ремесленником, спокойно выполняющим свои обязанности.
Страх публичных выступлений имеет под собой генетическую и социальную обусловленность. Боязнь может быть наследована от тревожных родителей. Характер и темперамент ребенка также формируется в результате генетических предпосылок, таким образом, подобные акцентуации ребенка и взрослого провоцируют схожие страхи.
Социальный фактор подразумевает нашу острую боязнь быть отвергнутым обществом. Это заложено на интуитивном уровне. Древнему человеку было не выжить в одиночку, поэтому быть непринятыми социумом считалось равносильным смерти. Именно эти «инстинкты» и просыпаются в неподходящий момент.
Человек может отдавать себе отчет, что ничего серьезного в его жизни не зависит от произнесения какой-то конкретной речи, его репутация не будет растоптана, однако, неконтролируемый иррациональный страх охватывает его, сжимая горло.
Среди причин боязни сцены часто фигурирует заниженная самооценка. Она может быть сформирована в результате неправильного родительского воспитания: излишней строгости, критики ребенка, подавления его личности.
Кроме прочего фобия сцены возникает из-за патологического перфекционизма. Стремление к совершенству может сыграть злую шутку даже с опытными ораторами.
Желание выглядеть идеально заставляет человека отвлекаться на мысли о том, КАК он говорит и жестикулирует, вместо того, чтобы быть сосредоточенным на том, ЧТО он говорит.
Лишние мысли сбивают, провоцируют «мэканье» и употребление лишних словесных нагромождений. Такие случаи добавляют волнения предстоящему очередному публичному выступлению.
Момент выхода на сцену, наш организм воспринимает как опасность. Происходит срабатывание гипоталамо-гипофизарной системы, происходит стимуляция надпочечников и в кровь выбрасывается адреналин. В результате этого человек ощущает скованность мышц шеи и спины, вы автоматически сутулите плечи. В противном случае, если вы будете усилием мышц исправлять осанку, и держать голову прямо – конечности начнут дрожать и холодеть.
Зрачки расширяются, что затрудняет видимость вблизи. При этом вы не можете разглядеть текст на листке, но отчетливо видите лица зрителей. Желудок сводится, может тошнить или быть ощущение «бабочек» в животе, во рту пересыхает. У детей случается непроизвольное мочеиспускание. Кровяное давление может подыматься, происходить пульсация в висках, покраснение лица, тахикардия.
Возможна и обратная реакция – пониженное давление, бледность, в крайних случаях потеря сознания. Могут подкашиваться ноги, происходить активное потоотделение.
И самое главное, характерное именно для глоссофобии – невозможность управления голосом. Связки сдавливаются, и человек не может выдавить из себя ни слова.
Большое внимание сейчас уделяется изучению проблемы страха школьников перед публичными выступлениями. Подобная тактика весьма разумна, ведь большинство проблем во взрослой жизни зарождаются в детском возрасте.
Именно школьники могут жестоко обсмеивать и так неуверенного в себе одноклассника, порождая новые и подпитывая старые комплексы. Поэтому разъясняя с самого детства многие моменты, помогая ребенку преодолевать свои внутренние зажимы – можно избавить его от серьезных проблем в дальнейшей жизни.
Итак, побороть страх публичных выступлений можно некоторыми способами, в зависимости от степени выраженности этого страха. При очень высоком уровне боязни, то есть однозначно, фобии – лучшим решением будет обратиться к психотерапевту. Если ваш страх граничит с обсессивно-компульсивным расстройством – то однозначно необходим визит к специалисту.
Происходит это так: в вашей голове задолго до предстоящего выступления прокручиваются сценарии вашего провала, вы не можете отвлечься и снова и снова думаете об этом. Это патологично. В остальных случаях большинство обычных страхов можно преодолеть своими силами.
Радислав Гандапас, специалист по ораторскому искусству, делится своими методами преодоления боязни публичных выступлений. Он делает акцент на том, что выступление перед аудиторией – это естественное преодоление для любого человека. Но хорошо подготовленный оратор, уверенный в себе и своем докладе, умеющий держать себя на людях – получает удовольствие от преодоления себя. И наоборот, плохая подготовка, отсутствие репетиций и неуверенность в себе – вместо удовольствия от выступления причинит один дискомфорт и может спровоцировать психологическую травму.
По статистике у 95% людей есть боязнь говорить на публике. Это заложено генетически: стоять перед толпой страшно – ты один, а их много. Но существуют пути преодоления этого чувства. Необходимо быть психологически готовым к дебюту. Не обесценивать себя и не переоценивать значимость окружающих очень важно. Кроме того, стоит качественно готовиться к выходу на сцену. Желательно отрепетировать все свои движения и отлично знать материал.
Профессиональная деятельность многих личностей связана с публичными выступлениями. Их цель — наладить контакт со своей аудиторией. Но бывают люди, у которых ярко выражена боязнь сцены. Для них общение с аудиторией – огромной стресс.
Глоссофобия — страх публичных выступлений и сцены
Страх публичных выступлений называется глоссофобией. Признано как одно из самых распространённых социальных фобий. Существует множество путей, чтобы избавиться от страха перед выступлениями быстро и максимально эффективно.
Наследственная предрасположенность – одна из причин проявления страха публичности. На его развитие влияет темперамент, характер, степень тревожности. Глоссофобы часто негативно настроены на выступление. Переживают, что их никто не будет слушать или подготовленная речь будет занудной и неинтересной.
Человек боится быть непонятым. Он считает, что его выступление воспримут не так, как было задумано. Кажется, что он неправильно донесет информацию.
В психологии выделяют социальные факторы появления глоссофобии:
Еще один важный фактор – негативный детский опыт: испуг на сцене во время выступления, высмеивание ребенка, чрезмерная негативная критика подростка.
Помимо этого, сложности имеют люди, у которых различные дефекты речи. Несмотря на работу над произношением, они могут испытывать стыд и волнение при выходе на сцену. Есть люди, которые стесняются собственного голоса, считают его противным и некрасивым. Они начинают серьезно комплексовать, и для них публичное выступление становится настоящей пыткой.
Другая категория людей имеет комплексы по поводу внешности. Такие люди очень тщательно готовятся к выходу на сцену: долго подбирают костюм, контролируют качество созданной прически или макияжа, примеряют на себе множество образов. Если отражение в зеркале их не удовлетворяет, может дойти даже до истерики.
Невротические заболевания не дают возможность человеку контролировать эмоции и движения. Незадолго до того как выйти на сцену, у них начинается паника и истерика.
Знайте, что в излишнем перфекционизме нет ничего хорошего. Желание быть первым, идеально владеть разными техниками выступления, заинтересовать зрителя с первых секунд – это амбиции. Они достигаются благодаря постоянной практике и тщательной работе над собой.
Узнать человека, который волнуется перед выступлением достаточно просто. Накануне он не может уснуть из-за чрезмерного волнения. Множество раз прокручивает в голове слова, боится проспать. Человек находится в стрессовом состоянии. Его привычные действия меняются, усиливается активность всех мышц. Он не в силах бороться с собой.
За несколько часов до выступления начинает нервно ходить с одного угла комнаты в другой, постоянно повторяет речь и поправляет костюм. Выражение лица перепуганное.
Распространённые симптомы страха перед публичными выступлениями:
Некоторые глоссофобы не знают, куда деть руки во время нахождения на сцене. Часто меняют их расположение, нервно ходят по сцене. Они ощущают жажду, в горле начинает першить, и речь ухудшается. Появляется дрожь в голосе.
Бывает, что случается эмоциональный ступор. Человек забывает слова доклада или песни, танцевальные движения. Он теряет дар речи, не может промолвить ни единого звука. У некоторых это проявляется как неспособность связать мысли в голове. Человек не понимает, что он говорит, теряется логика текста, он может несколько раз повторять одно и то же.
Тогда страх и напряжение нарастает, и оратор может потерять сознание. Перед этим его руки покрываются холодным потом, кожа становится бледной. Могут быть рвотные позывы или замедленный пульс. В другом случае больной может просто убежать со сцены. В этот момент он считает это единственным верным решением.
Следует помнить, что симптоматика у каждого человека разная. Она зависит от типа нервной системы, физического и эмоционального состояния. Если человек не выспался, чувствует себя усталым, то вероятность хорошего выступления невысокая.
Неестественная жестикуляция и мимика — симптомы фобии
Побороть страх выступлений под силу каждому. Кто-то способен справиться со страхом самостоятельно, а кому-то нужна помощь психолога. Существует множество отличных техник, чтобы устранить страх перед выступлениями. Большинство из них нацелено на индивидуальную работу над собой.
Избавиться от глоссофобии без чужой помощи вполне реально. Такое лечение проводится в несколько этапов:
Этот вариант лечения подойдет людям, для которых выступления на сцене – основной род деятельности. Это музыканты, певцы, хореографы, актеры и т. д. Они вполне могут справиться с проблемой самостоятельно.
Следует помнить, что каждый имеет право на ошибку. Одно неудачное выступление не повод ставить крест на подобном роде деятельности. Работа над собой даст нужные результаты.
Начните с аутотренингов. Это психотерапевтическая методика. Ее задание – привести нервную систему в состояние равновесия после стресса. Она основана на применении мышечной релаксации и самовнушении.
Человек должен вслух произнести фразы:
Это поможет выступающему позитивно настроиться. Следует помнить, что в мире нет идеальных людей. Даже в прямых эфирах не телевидении ведущие и корреспонденты совершают ошибки в произношении слов.
Выделите себе немного времени до выступления. Будет достаточно 30 минут тишины и спокойствия. Необходимо, чтобы человек был наедине с собой.
В медитации важна дыхательная техника. Глубокий вдох и медленный выдох. Средняя длительность упражнения – до 10 минут.
Страх перед выступлением часто возникает из-за несерьёзного отношения оратора к нему. Подготовка – залог успеха любого публичного выступления. Даже профессионалы много репетируют прежде чем представить свою речь публике.
Когда человек уверен в знании текста, паники не будет. Если это танцевальные движения или песня, можно заучить их до автоматизма.
Если это выступление в качестве вебинара или семинара, необходимо быть хорошо опознанным в теме. Такого человека сложно застать врасплох каким-либо вопросом. Ему легко импровизировать и наводить понятные, интересные примеры. Обычный рассказ может превратиться в дискуссию, где зрители будут принимать участие.
Внешний вид выступающего также имеет значение. Зрителям хочется смотреть на красиво одетого человека. Если это женщина, стоит уделить внимание прическе и макияжу. Весь образ должен соответствовать теме выступления.
Такой простой маневр придаст уверенности человеку. Он перестанет волноваться о своем внешнем виде и полностью сосредоточится на докладе.
Проработанный внешний вид поможет избавиться от страха выступления
Вредным привычкам не место на сцене. Необходимо постоянно работать над их устранением.
Принять алкоголь перед выходом на сцену – плохое решение. Человек не сможет контролировать собственную речь, и выступление может провалиться. Психологи и врачи не рекомендуют употреблять успокоительные препараты. Они затупляют деятельность нервной системы.
Самодисциплина не позволит плохим привычкам сорвать выступление
Устранить страх перед выходом на сцену поможет здоровый 7–9-часовой сон накануне. Если этим правилом пренебречь, человек будет раздражённым, уставшим и нервным. Ему будет тяжело контролировать свои эмоции или сосредоточиться на чем-либо.
Пострадает и внешний вид. Круги под глазами – не весьма приятное зрелище. Невнятная речь оратора – гарантия провального выступления.
Если бессонница все же не отступает, выпейте раствор на основе растений (ромашки, лаванды, мяты, мелиссы). Примите расслабляющую ванную.
Зажгите аромалампу с маслами корня дуба, лаванды или кокоса. Помните, что стресс – главный противник перед выходом на сцену.
Преодолеть страх публики помогут положительные эмоции. Вспомните смешную шутку, пересмотрите веселую переписку с другом.
Можно посмотреть забавные видео с животными или почитать анекдоты. Главное – заставить себя улыбнуться и забыть о панике.
Видео с забавными животными поможет расслабиться перед выходом на сцену
Выступать перед публикой страшно не только новичкам. Часто страх испытывают даже опытные ораторы. Но они имеют собственные секреты для быстрого преодоления боязни сцены.
Советы успешных спикеров:
Не стоит забывать о методе бумеранга. Бывает, что слушатели задают вопрос, на который докладчик не может ответить. Чтобы не показаться некомпетентным, переадресуйте его аудитории. Создастся дискуссия, и все присутствующие будут задействованы.
Победить страх выступления поможет сообщение публике о своем переживании. Большинство людей отнесутся с пониманием. Бывают зрители, которые могут подбодрить докладчика аплодисментами.
Не забывайте улыбаться. Мрачное лицо не вызовет радости у зрителей. От выступающего зависит энергетика в зале. Главное – не переборщить с эмоциями и преодолеть нервозность.
Концентрируйте внимание на дружелюбную публику. В процессе выступления смотрите на зрителей, которые вызывают позитивные эмоции. Это придаст уверенность и задора.
Обязательно поешьте перед выходом на сцену. Сытый оратор будет уверенно и громко говорить. Ведь когда человек голодный, он думает только о еде.
Подготовка – очень важный этап при выходе на сцену. Поможет убрать скованность, придаст уверенности. Необходимо предусмотреть возможные казусы. Если это доклад или защита дипломной работы, будьте заранее готовы к вопросам.
Типичный алгоритм подготовки:
Выступление перед зеркалом или родными – старая, но эффективная методика. Попросите близких людей предоставить критику. Пусть поделятся впечатлением об услышанном. Иногда они могут посоветовать отредактировать текст, сменить положение рук, сократить время доклада и т. д. Исправьте ошибки, чтобы быть уверенными и избавиться от страха выступления.
Психологи советуют снимать видео каждого своего выступления. Это самый простой способ проанализировать свои ошибки.
Боязнь публичных выступлений – частое явление. Люди не понимают или не знают, как вести себя на сцене. При нахождении на сцене у них повышается потоотделение, появляется дрожь в голосе, поднимается давление. Поэтому они начинают искать всевозможные пути преодоления глоссофобии.
Множество успешных ораторов делятся советами как побороть страх сцены. Необходимо настроиться на успех, концентрировать внимание на позитивных зрителей, задавать вопросы аудитории, наполнить выступление визуальным материалом и т. д. Но главное – это подготовка. Если придерживаться всех советов и постоянно работать над собой, устранить страх перед публичным выступлением вполне реально.
Вы думаете, что страх перед сценой могут испытывать только артисты из разряда любителей? Смеем вас заверить, что это совсем не так. Всепоглощающая нервозность присуща всем: от профессионального певца, лауреата многочисленных конкурсов, до кинозвезд, ведущих церемонию вручения премий.
К счастью, люди, которые по роду своей деятельности часто сталкиваются с подобными проблемами, выработали целую стратегию противодействия своим эмоциям. Они могут дать артистам-любителям, собирающимся на свое первое выступление, несколько ценных советов и рекомендаций.
Этот совет дает ветеран Бродвея Айлин Эткинс. Актриса признается, что она наотрез отказывается слышать о том, кто есть кто из аудитории, пришедшей в зал. И несмотря на то, что окружающие находят эту привычку Айлин чересчур претенциозной, она никогда не изменяет своим принципам и даже затыкает уши, чтобы не воспринимать пугающую ненужную информацию.
Актриса рекомендует начинающим артистам не воспринимать аудиторию как набор отдельных лиц. Вместо того чтобы украдкой из-за кулис вглядываться в лица банкиров, юристов и преуспевающих бизнесменов, сидящих в первом ряду, необходимо воспринимать зал как кусочек всего человечества. Именно это даст возможность не терять связи с публикой, но в то же самое время немного отдалить ее от себя. К тому же вы никогда раньше времени не станете представлять реакцию отдельного человека на ваше выступление.
Джанет Эспозито, автор бестселлеров и мотивационный тренер, рекомендует перед выходом на сцену призвать в помощь тело. Каждый человек сможет «обмануть» разум с помощью нехитрых приемов: расслабляющих вдохов, улыбки и уверенной осанки. Таким образом негативные мысли и страх перед публикой смогут трансформироваться в позитив. В ответственный момент концентрируйтесь не на себе, думайте о других. Вспомните также и о цели в жизни, именно той, которая и привела вас на сцену.
Знайте, что испуг, страх и нервозность запускают необратимые физиологические процессы в организме. Наши тела способны биться в конвульсиях, пытаясь хоть как-то исправить ситуацию. Единственным способом обмануть разум является попытка убедить его в том, что угроза уже отступила. Поэтому, чтобы вызвать релаксацию и состояние умиротворения, растягивайте перед выступлением руки над головой, сцепив их в замок и вывернув ладони.
Разумеется, в будущем, встречая реальную опасность в виде угрозы для жизни, не стоит практиковать этот метод. Однако выкроить несколько минут перед спектаклем можно. В одиночестве спокойно помедитируйте и выполните растяжку. Именно так вы пошлете своему мозгу сигнал о том, что вам здесь комфортно, и чувство страха перед выходом на сцену исчезнет.
Много лет назад, выступая перед публикой в Центральном парке Нью-Йорка, знаменитая актриса и певица забыла текст песни прямо посередине шоу. Отныне звезда всегда пользуется суфлером. Мысль о том, что в случае, если вы забудете свой текст, вы всегда можете положиться на подсказки, приятно согревает душу.
Все замечают, что многие актеры и политики читают свой текст по бумаге. Это не означают, что выступающие не знают текст, это означает лишь то, что они его никогда не забудут. Готовьте шпаргалки и прячьте их по карманам. Носите с собой платок, чтобы своевременно протереть ладони. Зная о том, что ваши колени могут согнуться от страха, попросите у организаторов выступления стул. Чтобы горло не пересыхало, всегда носите с собой бутылку с водой. Таким образом, имея все необходимые подручные средства, вам вполне по силам справиться со своими эмоциями.
Если вы чрезмерно волнуетесь, ваша задача психологически разрядиться. Этого можно добиться с помощью медитаций, молитв, песнопений или каких-либо иных методов, помогающих отвести думы от собственной персоны. Это также поможет сконцентрировать мысли на духовной составляющей. Ваше выступление может доставить другим людям незабываемые эмоции. Именно поэтому рассматривайте себя и свое предназначение, как дар свыше.
Каждый раз благодарите Бога за талант, за голос, который он вам подарил. Во время молитвы человек не может испытывать страх, ведь благодарность и страх несовместимы. Поэтому мы призываем вас перед выходом на сцену культивировать положительные эмоции.
Вероятно, через несколько лет, проведя несколько сотен выступлений, вы забудете о страхе, как это сделала в свое время певица Эни Леннокс. Вы пройдете через все этапы становления творческой карьеры и поймете, основываясь на собственном опыте, как нужно преодолевать страх. Но пока вы можете воспользоваться опытом сценического становления другой популярной дивы - Шер.
Будучи молодой и неопытной исполнительницей, Шер имела привычку выступать в дуэте со своим мужем Сони Боно. Она так боялась выступать сольно, что первоначальный план развития ее карьеры мог попросту рухнуть. И вот, создав дуэт, супружеская пара заручилась поддержкой и любовью публики, что в дальнейшем помогло Шер выйти на сцену с сольным проектом.
Вне зависимости от того, что конкретно вас терзает: страх перед публикой, страх быть не понятым, боязнь забыть текст или паническая боязнь потерпеть фиаско, рано или поздно вы должны выработать собственное противоядие. Помните, что если один метод хорош для кого-то, этот метод может категорически не подходить лично вам. Также попытайтесь рассматривать свою фобию как эпическое сражение. Только в роли противника воспринимайте не публику, а саму сцену. И каждый раз, ступайте на нее со страстным желанием победить. Ведь в противном случае вы вынуждены будете уйти.