Внеклассное мероприятие "поэты кубани детям". Лучшие цитаты губернатора Кубани из интервью «Кубанским новостям

Ванная комната 20.09.2019

Урок развития речи

«Край ты наш кубанский!»

Кубанские поэты о Родине и родной природе

Цели и задачи :

Познакомить с современными поэтами Кубани и их пейзажной лирикой;

Развивать навыки выразительного чтения наизусть и понимание лирического бессюжетного стихотворения;

Воспитывать чувство любви к родной земле через живое и яркое изображение словесной пейзажной зарисовки.

Оборудование для учителя : мультимедийный проектор;

Экран;

Слайды к уроку;

Презентация местного поэта М. В. Рязанова.

Оборудование для детей : тексты стихотворения «Я не рос среди берёз...»

В.Б.Бакалдина.

На доске : фотографии кубанских пейзажей, рисунки детей с изображением уголков природы родного края по мотивам стихотворений кубанских поэтов.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, инверсия, тема и идея лирического произведения.

План урока

1.Орг. момент (раздать листы с текстом стихотворения В.Бакалдина

«Я не рос среди берёз...»).

Приветственное слово учителя.

2.Вступительное слово учителя (с элементом беседы).

3.Выразительное чтение учащимися наизусть стихов русских поэтов о родной природе (в рамках проверки домашнего задания).

4. Реализация темы урока:

а) слово учителя;

б) краткое знакомство с некоторыми поэтами Кубани, с основными этапами жизненного пути и творческой биографии каждого из них;

в) выразительное чтение наизусть стихов данных поэтов заранее подготовленными учениками;

г) частичный анализ одного из стихотворений;

д) презентация творчества лабинского поэта М.Рязанова, сопровождаемая комментариями учителя;

е) представление стихотворений, написанных поэтами СШ№4.

5. Итог урока - прослушивание песни на стихи кубанского поэта, просмотр фотослайдов на тему «На Кубани мы живём».

Ход урока.

I. Орг. момент. Приветственное слово учителя. СЛАЙД 1.

Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

II. Вступительное слово учителя (с элементом беседы).

Я знаю, дети, что многие из вас часто замечают, как выглядят, например, деревья утром или при заходе солнца; какова река в разное время года, в разное время суток...

С уверенностью могу сказать, что вы все любите прогулки на природе.

Часто ли вы читаете стихи о природе?

(Порой нам бывает трудно понять настроение автора, переданное в лирическом пейзаже).

А всё дело, оказывается, в том, что у нас, у читателей и слушателей, должно быть такое же живое и яркое воображение, как у автора, чтобы суметь не только представить то, о чём говорит поэт, но и понять те чувства, которые он хочет передать с помощью описания пейзажа.

Рассказывая о родине и о родной природе, поэты хотят передать нам такую мысль: чем больше человек узнаёт о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли.

Среди стихотворений русских поэтов XX века, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке, особенно отчётливо эта мысль звучит у поэтов Дмитрия Кедрина и Николая Рубцова. Хочется, чтобы их лирические произведения прозвучали ещё раз.

Кто желает? Пожалуйста!

  1. Проверка домашнего задания.

Слушаем выборочное выразительное чтение наизусть, обсуждаем, оцениваем.

Понравилось ли вам исполнение этого стихотворения? Почему?

Соответствует ли чтение ритмическому рисунку?

Дополнительный вопрос отвечающим: в каких строках заключена ИДЕЯ (главная мысль) прочитанного произведения?

А где в рубцовском стихотворении идея? В каких строках главное?

К учащимся : Как вы понимаете эти слова?

Прокомментируйте эти строки:

Я бродил бы тридцать лет по свету,

А к тебе вернулся умирать,

Потому что в детстве песню эту

Знать, и надо мной певала мать!

(Д.Б.Кедрин «Алёнушка»)

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу...

(Н.М.Рубцов «Родная деревня»)

Здоровьесберегающая физкультминутка.

  1. Реализация темы урока.

СЛАЙД 2 (с темой урока)

«Край ты наш кубанский!»

1.Слово учителя.

Сегодня на уроке, ребята, мы поведём разговор о нашей родине, о родной природе, о собственном восприятии окружающего мира и о поэтах- но теперь уже наших землях, которые в своих лирических произведениях сумели нарисовать поэтический образ нашей родной Кубани. Вот они - лирики, воспевшие нашу малую родину.

СЛАЙД 3

2. Знакомьтесь:

Кронид Александрович Обойщиков

Сергей Никанорович Хохлов

Иван Фёдорович Варавва

Виктор Стефанович Подкопаев

Виталий Борисович Бакалдин

Валим Петрович Неподоба

Давайте поближе познакомимся с этими поэтами, окунёмся в поэтический мир их произведений.

  • заранее подготовленные ученики выразительно читают наизусть стихи, сопровождаемые слайдами:
  • представление каждого поэта при помощи СЛАЙДОВ 4-10,12

НЕПОДОБА ВАДИМ ПЕТРОВИЧ

Родился в 1941 году в г. Севастополе. Детские и юношеские годы прошли в станицах Абинской и Белореченской. Окончил Краснодарский педагогический институт и высшие литературные курсы в Москве. Работал учителем в Выселковском районе. Автор пятнадцати книг поэзии и прозы для детей и взрослых: « Вербное утро», «Горсть земли», «Ранние заморозки», «Солнышко проснулось», «Череда», «День спасения», «Мое пророчество» и др.

КАЗАЧЬЯ БЫЛИНА

(отрывок)

Синь над степью восходит густая,

До заката купается в ней

Голубей сизокрылая стая,

Словно дым из белых куреней.

Вены бойных извилистых русел

Меж левад и полей золотых

Черноморьем затянутых в узел

Отношенья народов крутых…

Здесь, под берегом правым Кубани,

С поразившей землёю в глазах

Спит в терновом цветущем кургане

Нашей кровной былины казак..

. . . . . . . . .

Где бы он ни был, тянуло до хаты,

До степи, что в пшеничных возах…

Хохлов С.Н. «Кубанские синие ночи…»

Хохлов Сергей Никанорович

Родился 1927 году на Смоленщине. В 1936 году Хохловы поселились на Кубани, в столице Васюринской. За годы творческой деятельности издан 21 сборник стихов. В соавторстве с композитором Г.Плотниченко поэт написал известную песню «Кубанские синие ночи». В 1992 году С. Хохлову за книгу стихотворений «Предчувствие» присуждена премия Союза писателей России. Новой страницей в творчестве поэта стала историческая поэма «Скифы»(2005)

КУБАНСКИЕ СИНИЕ НОЧИ

Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат,
Шумит за посёлком рабочим
Зелёными ветками сад.

Он весь как хорошая сказка,
В нём полный разгул соловья.
Эх, сад мой бескрайний кубанский,
Счастливая юность моя.

Его мы с любимою вместе
Сажали весенней порой.
Но где ж ты, подружка – невеста,
Девчонка с тяжёлой косой?

Приди под заветные кроны,
Улыбку свою подари.
Пусть месяца рог золочёный
Нам светит с тобой до зари.

Поют за посёлком гармошки,
И хлопцы девчат веселят.
Ты помнишь ту стёжку-дорожку
И наш удивительный сад?

Обойщиков К.А. «Кубан. – земля такая…» СЛАЙДЫ 4-5

ОБОЙЩИКОВ КРОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ

родился в 1920 году в Ростовской

области. Детские и школьные годы

провел на берегах Дона и Кубани.

Окончил Краснодарское военное

авиационное училище. В годы

Великой Отечественной войны

участвовал в боевых действиях.

Награжден орденами и медалями. В
военные годы началась его

творческая биография. В числе 20

сборников Обойщикова есть

адресованные детям: «Как слоненок

летать учился» (1978), «Светофорик»

(1981), «Это можно, это-нет» (1990) и

др. К 60-летию Победы издан сборник

«Салют Победы» (2005).

ПОДКОПАЕВ ВИКТОР СТЕФАНОВИЧ (1922-1973)

Родился в Курской области в семье

Крестьянина. Учился в Армавирском механико-технологическом техникуме и

Харьковской военно-топографической школе. Участвовал в Великой Отечественной войне. Работал геодезистом-топографом. Первые стихи опубликовал в начале 50-х годов. В.Подкопаев - автор тринадцати поэтических сборников. Главная тема стихов поэта- Кубань, ее замечательные люди, ее удивительная природа.

КРАЙ НАШ ТОПОЛИНЫЙ

Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-

сторона родная,
край наш тополиный!

Ты весной чудесен,
летом щедр, как в сказке,
край хлебов и песен –
край наш

Краснодарский!


…Весна степь голубит
ласковой прохладой.
Значит, тем,

кто любит,
повстречаться надо.


Лунный свет

потоком
захлестнет влюбленных.

Позовёт их тополь
в тень ветвей зеленых.

Тишина,

как в храме

в звездный час венчанья…

Лишь сердца

Стихами

Говорят в молчанье.


Только шепчет ветер
древние былины…
Ой вы,

Степи-степи,
край наш тополиный.

Варавва Иван Федорович (1925-2005)

родился в Ростовской области, с 1936 года жил на Кубани. В 1942 году семнадцатилетним юношей ушел добровольцем на фронт. После войны учился в Киевском государственном университете, Литературном институте в Москве. Многолетний кропотливый труд по сбору и изучению песенного творчества кубанских казаков «Песни казаков Кубани» (1966). В столичных и краснодарских издательствах опубликовано более тридцати поэтических сборников.

«На хуторе нашем вишнёвом»…

На хуторе нашем вишнёвом

У чистой криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.

И те становые цветочки,
Как щедрой Кубани молва,
Шитьём украшают сорочки,
Подолы рубах, рукава.

На хуторе нашем вишневом,
Где катится речка вольна,
В красивых девичьих обновах
Весь год пламенеет весна.


Проезжий, нездешний, прохожий
Заметит у тихой воды:
Здесь даже одежды похожи
На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишнёвом
Весною дорога бела
От вишен в цветении новом,
От их молодого тепла.


Я тоже однажды недаром
Из хутора в стылый мороз
Бесценный домашний подарок -
Весну на рубашке - принёс.

Бакалдин Виталий Борисович

родился в 1927 году в Краснодаре. Закончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе. Первые стихи опубликовал еще в студенческие годы. В.Бакалдин возглавлял писательскую организацию Кубани, был редактором альманаха «Кубань». Главные темы книг поэта-родной край, земляки-кубанцы.

Я не рос Среди берёз,

Под елями,

Мне не пел

Седой мороз

Вьюгами-метелями,

Я черемух не ломал

Ночью под окошками,

Сок березы не пивал

И грибы не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес-

Так южный лес

Перед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли задумчивый…

Разговор волны

С волной

Я как стих заучивал.

Я запомнил

У крыльца

Тополя зеленые,

Черномазого скворца

Песни немудреные,

В завитушках виноград,

Горы седовласые

И поток,

Что вечно рад

Меж теснин

Отплясывать…

Но, наверно, потому,

Что рожден в России я,

Не пойму,

В каком краю,

Где у нас красивее.

Вид везде

Знакомый, свой,

Близким с детства кажется –

Над Окою ли рекой,

На Кавказе ль кряжистом.

Велики у нас края -

Вся земля российская,

И везде она – моя

Потому и близкая.

3. Частичный анализ стихотворения Бакалдина.

Скажите ребята, каким образом поэту Бакалдину удается так ярко и правдиво изобразить родные края, выразить свое настроение, показать свою сыновнюю нежную любовь к родной стороне?

Работа учащихся с текстом.

  • Эпитеты, метафоры, (в том числе олицетворение), сравнение инверсия- с примерами- вот те художественно-изобразительные средства, которые использует Виталий Бакалдин (см. приложение), что делает это лирическое произведение ярким, живым, понятным и позволяет создать в собственном воображении рисуемый автором пейзаж.

4. Представление лабинского поэта М. В. Рязанова.

1) Вступительное слово учителя: -В конце октября 2008 года исполнилось 89 лет замечательному человеку, талантливому местному поэту Михаилу Варламовичу Рязанову.

Родившись в далеком 1919 году, он через всю свою жизнь пронес и сохранил большую любовь к родной стране и к своему малому провинциальному Лабинску.

2) Ученическая презентация творчества М. В. Рязанова.

3) Заключительное слово учителя:

Стихи Михаила Варламовича никого не оставляют равнодушными: с ними встречаешься, как с лучом утреннего солнца; они проникают в душу, волнуют ее, радуют, тревожат, заставляя думать над смыслом жизни.

Жизнь есть речки течение,

И посев и покос,

И под небом свечение

Яркой кипени роз....

  1. Чтение стихотворений, написанных поэтами СШ № 4: СЛАЙД 24

1) Слово учителя:

Родные пейзажи вдохновляют на создание стихов, живописных картин не только профессиональных поэтов и художников, но и обыкновенных жителей Кубани. Посмотрите, пожалуйста, какие замечательные рисунки создаете вы - учащиеся нашей школы. Среди нас есть также и настоящие поэты. Это ученики и учителя.

2) Учитель представляет стихотворение Хамидулиной З.А. (учителя русского языка литературы): СЛАЙД25

"Последний снег"

Последний снег, наверно, выпал,

И стало всё белым-бело,

А Дед Мороз все лужи выпил

И разукрасил всё стекло.

И стынут окнами во мраке

Заиндевелые дома.

Тропинки, словно лист бумаги,

Снег приготовил для письма.

Поставят звери многоточья,

Тире все птицы проведут,

Я разгадаю утром почерк,

Кто там писал, а кто - вот тут.

Пригреет солнышко к обеду,

Растают точки на снегу,

Я точно знаю, что "портрету"

Поставить двойку не смогу.

3) стихотворение ученицы 9-го класса Шараповой Маши «Моя Кубань»:

Люблю смотреть, как снег струится,

На всё притихшее вокруг, каким он саваном ложится...

Когда всё так таинственно и безмятежно,

Когда ледок трещит так звонко, даже нежно.

И с неба сыплются пушистые снежинки,

Такие хрупкие, как будто невидимки.

Люблю тебя, родимый край,

Гостеприимная, свободная Кубань!

Смотрю, как ива зеленеет,

Игривыми лучами облита,

А от нее печалью веет,

Всегда она спокойна и грустна.

И пробуждается тоска…

Такая вот печальная картина

В моей душе рождается тогда.

Люблю стоять я у причала

И слушать тихий шепот волн,

Купаться в море голубом

Чудесным солнечным деньком.

Звенящий чаек разговор…

Краса скалистых снежных гор…

Люблю тебя, мой дом родной,

Всем сердцем, мыслями, душой!

4 )"Весенняя песенка" Клишиной Дарьи:

Воздух весенний прохладен, душист,

Нежно трепещет молоденький лист.

Белый подснежник, качаясь, цветёт,

Цветок расцветает и тихо поёт:

"Весна наступает, и птицы летят,

Скворцы и сороки на ветках галдят.

И капли с сосулек, срываясь, звенят.

Улыбки сияют на лицах ребят.

И ветер восточный ласкает листву,

И видно, слышно весну за версту.

И солнца лучами земля облита,

Цветами,листами покрыта она.

И я распускаюсь."А солнце встаёт,

Цветок,чуть качаясь,тихонько поёт.

И воздух,как прежде,прохладен и чист…

И нежно трепещет молоденький лист…

8"А"класс СШ № 4 СЛАЙД 26

  1. Итог урока - с лово учителя:

Вот так поэты Кубани (в том числе и лабинские) изображают родные края в своих стихах, а главное - делятся своими чувствами к нашей общей малой родине - южной части большой России – Кубани. И тем самым учат нас, читателей, любить её по-настоящему.

А теперь, мне хочется, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение. Это стихи, положенные на музыку, превратившиеся в замечательную песню.

Итак, слова и музыка нашей землячки - лабинчанки Натальи.

Песня «Лабушка»

(звучит песня, сопровожд видеоряд СЛАЙДОВ «На Кубани мы живем /

О кубани мы поём...»)


Тема: Поэты Кубани детям.

Цель: - познакомить детей с творчеством кубанских поэтов, пишущих о детях и для детей;

- развивать дар слова, умение анализировать поэтическое произведение;

Воспитывать любовь к чтению, к родному краю, к поэтическому творчеству.

Оборудование: карта Краснодарского края, звездочки с записью фамилии поэта, автора сборника,

интерактивная доска, бумажный змей.

Эпиграф: Отчий край!

Вишневые рассветы,

Двух морей и неба синева

Для тебя кубанские поэты

Сохраняли лучшие слова.

К.А.Обойщиков

I .Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Меня Зовут Людмила Владимировна. Давайте друг другу

улыбнемся и в такой благоприятной обстановке начнем урок.

1.Чтение стихотворений

Даль степей сквозная, гор размах орлиный

Сторона родная, край наш тополиный!

Ты весной чудесен, летом щедр, как сказка,

Край хлебов и песен – край наш Краснодарский!

Подкопаев Виктор Стефанович

Понравились вам эти строчки, это стихотворения кубанского поэта.

II Сообщение и цели урока

Тема нашего сегодняшнего урока «Поэты Кубани детям»

На славной Кубани жили и живут поэты, которые пишут стихи о вас, ребята, и для вас. Знаете ли вы, где именно живут эти замечательные поэты, стихи которых мы с удовольствием читаем? Вот сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие по этим замечательным и удивительным местам, где живут и пишут стихи поэты.

Чтобы отправиться в путешествие, что нам необходимо? А отправимся мы в путешествие вот на чем. Отгадайте загадку и вы узнаете.

Всегда летит под облака –

Он легкий и отважный.

Известно всем наверняка,

Что это… (змей бумажный)

(В. Нестеренко «Ладошка»)

Нам путь будет указывать бумажный змей, а автор этого стихотворения Владимир Дмитриевич Нестеренко. Вот и отправимся мы сейчас с вами на нашем воздушном змее в станицу Брюховецкую, в гости к поэту В.Д. Нестеренко.

(на карте первая звездочка - ст. Брюховецкая.)

Мы с вами отправляемся в станицу Брюховецкую .

III Знакомство с творчеством В. Д. Нестеренко

1. Слово учителя о В.Д. Нестеренко

Земля Брюховецкая! В пересечении голубых лент реки Бейсуг и ее притоков, строгих зеленых линий лесополос и серых лент автодорог - раскинулась простором степей и волнующим морем золотых колосьев, улицами хуторов и станиц. Станица Брюховецкая – районный центр, бывший курень. Свое название станица получила от имени запорожского атамана – Ивана Мартыновича Брюховецкого. Для жителей Брюховецкий район - самый дорогой уголок земли. И в этой замечательной станице живет В. Д. Нестеренко.

В. Д. Нестеренко – удивительный человек, умеющий подбирать золотой ключик к любому сердцу. Как у Великого сказочника Ганса Христиана Андерсена были « Калоши счастья», так у чудесного поэта Владимира Нестеренко есть « Волшебные сапоги». Их много и ему только кажется, что они не с той ноги. Путешествовать в них за словом, за сказкой, шарадой, шуточной историей, каламбуром очень очень весело.

Владимир Дмитриевич Нестеренко уроженец станицы Брюховецкой. По образованию - учитель. Его стихи были напечатаны в журналах « Костер», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок». Написал 12 книг для детей: « Подскажи словечко», «Ладошка», «Загадочный счет», «Веснушки», «Веселая песенка», « Сапоги не с той ноги». Они выходили в Москве и Краснодаре. Его книги отличное средство от плохого настроения:

«…Читает книги мальчик или девочка, становится добрее. Прочитали, как будто умылись.

Возьмет книжку взрослый, и он на минутку становится ребенком. Забудет про свои дела и захочется ему поиграть в догонялки или « крестики – нолики».

О чем пишет Нестеренко, мы сейчас узнаем.

2. Чтение детьми стихотворений из сборника « Веснушки» (1980г.)

Послушайте стихотворение и подумайте: о чем пишет поэт?

Родина.

Это край чудесный

Там, где синь небес

Золотое поле

И зеленый лес

Ручеек звенящий

И весенний гром.

Это- запах хлеба.

Это- отчий дом.

Родина - родная

Наша сторона.

Ты на всей планете

Лучшая страна.

О чем это стихотворение?

Чем является Родина для каждого человека?

Что такое Родина, по мнению поэта?

Родина – это чудесный край, родная сторона, запах хлеба, отчий дом и, конечно же, это лучшая страна.

3. Игра «Подскажи словечко»

Немножко поиграем. А поможет нам в этом книга « Подскажи словечко » Владимира Дмитриевича Нестеренко.

К руглый, сладкий он на вкус, Б удет щедрый урожай

Как матрос, одет а… Будет вкусный к

Д оброте учиться нам П оросенок любит слушать

У кого? У наших м … Имя ласковое – х

Л юбит небо и полет К то же знает в зайцах толк?

С детства каждый с … Ну, конечно, серый в

Б ываю одностволкой,

Бываю и двустволкой,

Но все-таки мое

Название р

4. Чтение скороговорок

В.Д.Нестеренко в сборнике « Ладошка» написал скороговорки . Давайте будем вместе повторять эти смешные строчки. Вот и посмотрим, кто из вас самый быстрый «говорун».

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шепотом страшат.

Макара укусил комар,

Прихлопнул комара Макар.

С лышен шорох в камышах От него шумит в ушах

5. Загадки.

Книги Владимира Нестеренко с первой страницы настраивают юных читателей на доброту и радость. Вот, например, начало книги« Раз- загадка, два – отгадка!»

Он живет в Брюховецкой станице.

На любую загадку ответ

Вы найдете на этих страницах.

Открываешь эту книжку и с нетерпением начинаешь отгадывать загадки. Его загадки не простые, неожиданные сравнения в них доставляют радость и приводят тебя в восторг.

Ребята давайте попробуем отгадать загадки в стихах, которые сочинил для вас В. Д. Нестеренко.

Грозный, строгий, молчаливый,

И с большой роскошной гривой. (лев)

Остроносо и черно в землю брошено

А теперь над этим местом

Солнца круг и зерен двести. (подсолнух)

В поле, где растут ромашки,

И ковер из спорыша

Ходят белые кудряшки

Травку щиплют не спеша. (овцы)

До чего ж цветок пригож-

Он на солнышко похож. (ромашка)

Мычать умеет

Молока не имеет. (бык)

6.Итог беседы о В.Д. Нестеренко

Давно выросли первые читатели стихов В.Д. Нестеренко, нет на свете полосатого арбуза с матросской тельняшкой, вырос Олежка сладкоежка, но все также дети находят старенькие дневники с плохими отметками, все также заботятся о брошенных собаках и замерзших воробьях. А волшебные сапоги Нестеренко не прохудились. Им сносу нет, как нет старости у его детских стихов.

IV Знакомство с творчеством В. П. Неподобы

1. Слово учителя о Вадиме Петровиче Неподоба .

А сейчас мы покидаем станицу Брюховецкую, говорим до свидания, до скорой встречи поэту В.Д. Нестеренко и отправляемся в город Белореченск.

Ребята, а как вы думаете почему город так назван?

Город Белореченск получил свое название, потому что располо­жен на берегу реки Белой.

В заоблачных высотах Кавказского хребта берет свое начало Белая, одна из красивейших рек Север­ного Кавказа. Вода в ней всегда чистая, почти прозрачная. Чуть го­лубоватая по утрам, в полдень при ярком солнце, на бурливых пере­катах она сверкает ослепительно белым каскадом брызг.

В городе Белореченске проживает еще один кубанский поэт – В.П. Неподоба.

Родился 26 февраля 1941 года а Севастополе. В 1942 году пережив немецкую оккупацию, семья Неподобы переехала в станицу Белореченскую, где прошли детские и юношеские годы поэта.

Стихи начал писать в ранней юности. Много лет работал редактором, выпустил в свет более сотни книг кубанских писателей.

В его книгах « Про речку Безымянку», «Солнышко проснулось», «Вербное утро», «Ранние заморозки»- стихи для вас, ребята, о красоте кубанской земли, о лесных обитателях и о вас- озорных, веселых и очень находчивых.

Ребята, что такое любимый уголок земли? Вот послушайте стихотворение о любимом уголке В.П. Неподобы.

У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа

Расскажите о своем любимом уголке земли, к которому «по-детски чисто тянется душа»?

2. Знакомство со стихотворениями: «Сильнее всех».

Какого человека можно назвать самым сильным?

СИЛЬНЕЕ ВСЕХ

Всех сильней- я-

Хвастал Толька

Другу Кольке по пути.

Кто еще сумеет столько

Двоек в ранце

Принести?!

О чем это стихотворение?

Какова главная мысль стихотворения?

3. Итог беседы о В.П. Неподобе.

Что интересного в стихах В.П. Неподобы?

Чем привлекают стихотворения?

Стихи Вадима Петровича Неподобы помогают детям почувствовать и увидеть красоту мира, живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, счастье.

Но вот и подошло время нам попрощаться и с Вадимом Петровичем, сказать 6ему большое спасибо за его стихотворения.

V .Знакомство с творчеством Т. Г. Лубяновой.

1. Слово учителя о Т.Г. Лубяновой

А мы продолжаем свое путешествие.

Теперь мы заглянем в станицу Медведовскую. Где живет замечательная поэтесса Т. Г. Лубянова.

Имя Медведовской поэтессы Татьяны Григорьевны стало известным не так давно, лет 8 назад. Но как много за эти годы провела она встреч с поклонниками своего творчества, авторских вечеров. Уже выпущены семь сборников ее стихов. Они представлены вот здесь, можно будет потом с ними познакомиться.

Татьяна Григорьевна Лубянова - писать начала недавно, но глубина чувств, искренность сквозят в каждой строчке. Стихи музыкальны, читаются легко, в них все просто. Это видимо потому, что поэт умеет в обычной жизни заметить и передать поэтическими словами что – то дивное, подвластное только ему.

Поэт – охотник. Его добыча – разноцветные слова, и его добыча получается такая веселая и понятная нам, читателям. Она ищет слова возле кубанской речки Кирпили, в станицах, на клумбе, среди роскошных цветов, и в поле, среди лютиков. Такое уж у поэтессы зрение. Она видит то, что мы не замечаем. Маленькие птички, и вроде бы немые рыбки, те же кудрявые облака рассказывают по секрету Татьяне Григорьевне свои истории. Вот такая необыкновенная чудесная охота!

2. Знакомство со стихотворениями Т.Г. Лубяновой

Послушайте стихотворение и скажите,за чем же охотится Татьяна Григорьевна?

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Я сегодня встала на рассвете,

Мне в лицо повеял свежий ветер.

На траве росинки серебрятся,

Хочется их трогать и смеяться.

На деревьях листья золотые,

Соловьи запели, как шальные,

И кукушка мне года считает,

А зачем, сама того не знает.

Буду жить я долго, долго, долго,

Красоваться, как богиня-Волга.

Буду слушать в роще соловья,

Ах, как я люблю, Кубань, тебя.

Я желаю детям всей планеты,

Чтобы были сыты и одеты.

Чтобы папа с мамой рядом были,

Чтобы люди всей Земли дружили.

Понравилось стихотворение? О чем оно?

Как вы относитесь к своей малой Родине?

Удивительный человек Татьяна Григорьевна. Она и впрямь, когда читает всем свои стихи, озаряет каким – то внутренним светом. Удивительная энергия исходит от нее. Татьяна Григорьевна благодаря своему поэтическому таланту раскрывает перед нами необычный мир в необыкновенных красках, показывает всю красоту нашей родной сторонки.

Мое сердце зовет меня вдаль

По российским красотам бескрайним

Я забуду тревоги, печаль

Умываясь росой, утром ранним.

Жаворонок, набрав высоту

Будет песни мне петь не смолкая.

Знаю точно, где б я не бывал

Не найти мне прекраснее края.

Семь книг выпустила уже Татьяна Григорьевна. Кто же научил её сочинять стихи? Этому ремеслу она училась у поэтов, а теперь она сама кого хочешь, научит рифмовать, строчка за строчкой делать из нашей неуклюжей речи музыку. Давайте и мы попробуем заняться сочинительством. Вы увидите, в чем заключается письменное творчество. Все вы будете иметь возможность писать, чтобы понять этот процесс как бы изнутри.

Давайте попробуем рифмовать строчки.

Приходи, мой друг….обед,

Славный сделаем….ватрушки.

Приноси салат с… сосед

И с малиной …петрушкой.

А соседка Светка…конфетки

Принесет…конфетки.

Солнце…глядится

Струится…синица

Птица … садится

В воду…водица

А теперь сами попробуйте сочинить четверостишие.

Солнце спряталось за тучки.

Всюду воют метели.

Даже маленькие птички

В леса улетели.

Сегодня вы увидели, в чем заключается письменное творчество, увидели, что все способны писать.

VI Итог урока.

Вот и подошло к концу наше небольшое, но удивительное путешествие.

Понравилось вам путешествовать?

Что узнали нового?

Богата наша кубанская земля талантами. Спасибо поэтам за добрые умные стихи. Кто – то сказал, «От радости маленькое сердечко раскроется на ладони». Я хочу, чтобы ваши маленькие сердца раскрылись, когда вы будете читать стихи наших кубанских поэтов. Вы подрастете и прославите свой край добрыми делами.

На память о нашем уроке, о поэтах, с которыми мы познакомились сегодня, я дарю вам эти сердечки с автографом Т. Г. Лубяновой.

VII Домашнее задание

Какое стихотворение больше запомнилось, за душу тронуло? Почему? Ваше домашнее задание прочитать понравившееся стихотворение своим близким.

Газете «Кубанские новости». Портал Юга.ру публикует лучшие цитаты главы региона.

О Кубани

— На Кубани всегда жили хорошо. И сегодня самое сложное в таком сильном регионе — не просто поддержать экономическую и социальную стабильность, а сделать шаг вперед.

Об экономике

— Мы не продаем изделия ни из мяса, ни из пшеницы, ни из всего того, что сегодня на Кубани производится. Мы то, что собрали, грубо говоря, в мешки положили и в порт отправили, или в другие регионы, или в столицу повезли. А должна быть переработка, глубокая, конкретная переработка.

— Без денег мы ничего не создадим. Постоянно просить у федерального центра невозможно, потому что все субъекты просят. Мы должны взглянуть на свою экономику по-другому, должны перестать себя обманывать и начать зарабатывать.

О приоритетах развития региона

— Есть хорошая поговорка, что все яйца в одну корзину не складывают. Однозначно, мы должны уделять внимание и агропромышленному комплексу, и промышленности, и курортам.

Я надеюсь, у Краснодара будет новое лицо, новый потенциал, новые микрорайоны. И нам никто не помешает распланировать и построить новый город с проспектами, улицами, площадями, бульварами

— Я довольно скептически отношусь ко всякого рода первым строчкам, по мне — они никому не нужны, их легко нарисовать. А жизнь не нарисуешь, жизнь людей надо создавать.

О работе

— Я не могу быть добрым, не могу быть слабым, не могу быть понимающим и входить в положение. У меня можно попросить даже не полбулки хлеба, а булку хлеба. Но дома! А на работе у меня ничего просить не нужно, на работе мы все идем в одной общей упряжке. И я первый иду, а они (команда — прим. ред.) за мной, я сам себя грызу и их грызу. Это мой подход.

О фермерстве

— Для меня фермерство — это альтернатива, чтобы селяне наши были заняты, чтобы они работали. Поэтому курс на развитие фермерства, личных подсобных хозяйств — в приоритете. Но чтобы фермерство состоялось, станичники должны объединяться, не поодиночке работать, как сейчас, а вместе. Иначе завтра их агрохолдинг обязательно поглотит.

О казачестве

— Казачество пусть создаст предприятия или кооперативы, где они смогут создавать реальную прибыль. Ожидаю, что проснется в них память их предков и они смогут бережно относиться к земле и эффективно ее использовать.

— Кубанский казак всю жизнь в одной руке держал плуг, а в другой — шашку. Это я утрирую, конечно. Но принцип должен остаться тот же. Они должны нести контроль за общественным порядком и, чтобы быть ни от кого независимыми, иметь собственную экономику, а в совокупности мы получим то казачество, которое нам необходимо.

О команде

— Темп и ритм, которые были изначально заданы, кто-то смог набрать, а кто-то, исходя из сложностей, проблематики, где-то и просел. Я допускаю, что будет некая ротация.

Я по характеру такой, какой я есть. Люди — они искренние, и им просто не на кого надеяться, кроме как на власть. Они трогают меня как человека, и, безусловно, с ними я человек. А вот на совещаниях я — губернатор

О детях

— Я убежден, что в моральном, духовно-нравственном плане все дети рождаются одинаковыми. А вот что из них получается — сорняк или злаки, это уже зависит от нас, от семьи, от родителей.

— Для меня большое счастье — когда можно прийти и уложить детей спать, чтобы все легли одномоментно.

О семье

— Гармония семейная, когда вечером вместе засыпаешь, а утром просыпаешься: для меня этого уже хватает, чтобы ощущать, что жизнь идет по полной. И на самом деле все в жизни будет хорошо.

О здоровье и спорте

— Отец всегда говорил так: я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть. Этим принципом руководствуюсь и я, и он всегда помогает мне сохранять активность. И, конечно, стараюсь регулярно ходить в спортзал. А не пойти в спортзал — значит найти себе оправдание и поблажку. А если я в этом начну находить поблажку, я и в другом ее найду.

О друзьях

— С этим нет проблем. Мы просто люди, которым свойственно обычное человеческое общение. Мы просто радуемся тому, что в этой жизни у нас есть возможность общаться, просто жить и оставаться людьми.

О религии

— Я вырос в православной семье. И привык жить так, как меня приучили родители. И это, пожалуй, самое тяжелое — нести бремя и светского человека, и руководителя, и в то же время соблюдать православные заповеди.

О еде

— Я очень люблю голубцы. Помню с самого раннего детства, как их делала мама. И наш добрый салат оливье, в новогоднюю ночь он становится еще вкуснее. Люблю то, к чему привык, к нашей обычной кубанской народной кухне. Она самая вкусная, потому что самая полезная и натуральная. Она без каких-то там усилителей вкуса, ароматизаторов, без обмана.

Стихи тебе и даром не нужны.
Жеманность в них, красивость и притворство.
Глаза бы были мужние нежны.
Душа его не стала б коркой чёрствой.

А он всё чаще в сторону глядит.
На тех, кто помоложе, понаивней.
То беспричинно весел, то сердит,
То...

https://www.сайт/poetry/133826

Стихи о любви, стихи про любовь,
Как будто две памяти встретились вновь.
И солнце сжимается в капле дождя,
Но чувства уменьшить до капли нельзя.
А льдинки на ветках не тают зимой.
Как твой нерешительный голос и мой.
И если мечты о любви улетят...

https://www.сайт/poetry/178075

Тави. Любимым чтением малышей стали еще два сборника сказок, стихов и притч Киплинга – Пэк с холмов и Награды фей. В нач. 20 в. в Швеции появился новый герой детских сказок из книги Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями (... своих делах и поступках. Уходить и возвращаться, когда захочется…». Детской классикой стали полные задористого юмора сказки и поэмы «солнечного итальянца» Джанни Родари (1920–1980). Особенно любимы малышами Поезд стихов (1960) и Чипполино (1951). Герой этой сказки – ...

https://www..html

Детское решение недетской проблемы

детской смертности в 187 странах за период с 1970 по 2009 год и составили прогноз на 2010 год. По... году составят дети из стран Центральной и Южной Африки, треть детских смертей будет зафиксирована на юге Азии. Ученые отметили, что с 1990 года показатели детской смертности вне зависимости от региона снижаются в среднем на 2,2 ...

Кубань в стихах

Кубань

На Кубани зори ясные, вольны степи широки, На Кубани девки красные, славны хлопцы казаки. Ой, Кубань - ты наша родина, благодатный, милый край Ты играй моя гармоника, про Кубань мою играй! По полям с налитым колосом, золотым ковром хлеба И звенит янтарным голосом, здесь Кубань- реки вода. Над курганом опускается ветром поднятая пыль, И поёт про волю вольную песню давнюю ковыль. Все здесь спорится и ладится, от веселья, до работ Вся станица принарядится на вечерний хоровод. От соседней от завалинки девки стайкой поднялись, Развернул меха «тальяночки» кучерявый гармонист. Ой, Кубань - ты наша родина, благодатный, милый край Ты играй моя гармоника, про Кубань моя играй!

Про Кубань

На Кубани вырос я. Родина Кубань моя И оставил там своих друзей.

А теперь скучаю я Эх Кубань! Кубань моя Ничего нет ближе и родней

А на Кубани цветет сирень А там весна уж давно пришла И море черное вдалеке Зовет и манит меня

Уеду к морю, черному Уеду в края горные. И к себе заеду на Кубань.

Какие степи горные Какое море черное. Родимый ты мой Краснодарский край.

Эх жизнь моя ты, бессонница Теперь гуляю по Бронницам По переулкам и улицам Я выхожу, да погулять

А на Кубани цветет сирень А там весна уж давно пришла И море черное вдалеке Зовет и манит меня.

Вот они последние станицы, и вся Кубань встает перед тобой. Ты видишь, как пшеница золотится, ты слышишь, как о берег бьет прибой... И если даже родом ты не здешний, однажды побывав у нас, поймешь, какой природой славен край наш вешний, какой красой особенно хорош. Богат наш край садами и хлебами. Цемент и нефть он Родине дает... Но самый ценный капитал Кубани- простой и скромный труженик-народ

*** О, Кубань – величавые реки, О, Кубань – величавый ты край! Я тебя не забуду навеки, Так прости ты меня и прощай! Может быть, не увидимся скоро, Ну, а может однажды во сне Мне приснятся Кавказские горы И присниться Мацеста в скале… Твои церкви, станицы и сёла, Залегли мне глубоко в душе, И твои голубые просторы, Что лежат на богатой земле! И вино твоё кисло-сухое, И закат, и поля, и луга Унесу навсегда я с собою, Вспоминая тебя и любя! И весной и холодной зимою Предстаёшь предо мною во мгле: И всё сняться Кавказские горы, И всё вижу Мацесту в скале…

«Кубанские синие ночи»

Кубанские синие ночи,

Черешен густой аромат,

Шумит над поселком рабочим

Зелеными ветками сад.

Он весь как хорошая сказка,

В нем полный разгул соловья.

Эх, сад мой бескрайний кубанский,

Счастливая юность моя.

Приду под заветные кроны,

Улыбку свою подарю,

Пусть месяца рог золоченый

Нам светит с тобой до зари.

"Мой милый край, Кубань моя "

Мой милый край,

Кубань моя пшеничная,

Тебя в народе житницей зовут,

Достойной будь

такого возвеличил,

Приумножая честь свою и труд.

Ты кормишь хлебом

Родину большую,

Растишь пшеницу, рис,

свеклу и чай!

Твои озёра, реки, ширь степную

Люблю тебя, красавица Кубань!

Люблю акаций

белый цвет душистый

Люблю стогов пьянящий аромат.

Вдыхать люблю прозрачно

воздух чистый,

Когда грохочет громовый раскат.

Люблю тебя, мой край

за море синее

И дорог мне здесь

каждый человек.

Пусть будет чистым

небо над Россиею

Хвала рукам

дарящим людям хлеб.



Рекомендуем почитать

Наверх