Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные. Типы предложений в русском языке

Ванная комната 09.10.2019

Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные

Классификация предложений в русском языке

Предложения в русском языке имеют различное грамматическое значение, различное коммуникативное назначение, семантику и т.д. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы:

– по характеру логико-синтаксической членимости простые предложения делятся на членимые и нечленимые;

– по структурной и семантической полноте членимые делятся на полные и неполные;

– по количеству главных членов членимые делятся на двусоставные и односоставные;

– по наличию/отсутствию второстепенных членов простые предложения делятся на распространенные и нераспространенные;

– по наличию осложняющих членов делятся на осложненные и неосложненные;

– по характеру предикативных отношений – на утвердительные и отрицательные;

– по функции – на повествовательные, вопросительные, побудительные;

– по интонации – на восклицательные и невосклицательные.

Структурные типы предложений

Предложении делятся на простые и сложные. «Строительным материалом» для простых предложений являются слова (словоформы) и словосочета­ния, для сложных – два (и более) предложения. Простые предложе­ния включают только одно предикативное сочетание, сложные – не менее двух. Входя в состав сложных предложений, простые предложе­ния, хотя и в разной мере, теряют интонационную завершенность, нередко изменяют порядок слов и т. д., поэтому части сложных предложений называют также предикативными единицами (а не предло­жениями).

Простые предложения отличаются от сложных не только строением, но и значением. Сложные предложении имеют более сложную семантику, чем простые. Соединение простых предложений в сложные обогащает их речевой смысл, а иногда преобразует и их грамматические значения. Так, при соединении простых предложения На дворе гнулась и металась акация и Сердитый ветер трепал ее за волосы в сложное с помощью союза как будто реальная модальность второго предложения преобразуется в ирреальную: На дворе гнулась и меня­лась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А. Толстой).

Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные

Общее значение объективной модальности, передаваемое в предложении, дифференцируется как значение временной определенности и временной неопределенности. В первом случае сообщаемое в предложении представляется как осуществляемое в реальном времени – в настоящем, прошедшем и будущем; это предложения реальной модальности: Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать (Паст.). Во втором случае сообщаемое в предложении представляется как возможное, желаемое и требуемое, т.е. реально не существующее. Эти предложения несут в себе значение временной неопределенности, то есть предложения ирреальной модальности: Будь бы боровики, настоящие грибы, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом? (Пришв.).

По характеру выражаемого в них отношения к действительности (по модальности), различаются предложения утвердительные и отрицательные. Утвердительным называется предложение, в котором устанавливается связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, эта связь осознается как реально существующая. Отрицательным называется предложение, в котором связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, отрицается, осознается как не существующая в реальности: В продолжение двух недель наши дела продвинулись (утвердительное); К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (отрицательное).

В русском языке грамматически отрицание обычно выражается частицей не , а утверждение – ее отсутствием.

Отрицание бывает полным и частичным. Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, использованием слова нет в роли сказуемого в безличных предложениях, использованием частицы ни в предложениях типа На небе ни облачка , употреблением отрицательных местоимений и наречий в односоставных предложениях типа: Некуда пойти . Такие предложения называются общеотрицательными : Я не хочу печалить Вас ничем. Сильнее кошки зверя нет.

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными, так как в целом они заключают утверждение: Не все разлуку побеждают. В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла, во-первых, при повторении частицы не , это предложения с двойным отрицанием, например: Я не мог не засмеяться (П.); во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения, например:

– предположения: – Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.);

– обобщения: – Кто не проклинал станционных смотрителей?(П.);

– опасения: – Как бы чего не вышло ! (Ч.);

– одобрения: – Ну чем не работа !;

– необходимости: – Как мне не плакать !

Не всегда наличие отрицательной частицы является признаком отрицательного предложения. Так, частица не в составе союза не только, но и не свидетельствует об отрицательном характере связей в предложении: Жить надо с расправленными крыльями. Это относится не только к художникам и поэтам, но и к любому молодому труженику. Такие предложения называют отрицательно-утвердительными: Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость (Вересаев).

Предложения утвердительные и отрицательные.

В семантике ПП наиболее существенным является противопоставление утверждения и отрицания. Делœение это связано с характером отношения содержания предложения (сообщаемого) с действительностью. Соотнося сообщаемое (ᴛ.ᴇ. какой-либо признак) с действительностью, говорящий исходя из характера отношения сообщаемого к реальной действительности либо утверждает наличие заявленного признака у предмета или вообще в действительности, либо отрицает это. Предложение Больной посœетил врача обозначает реальную ситуацию. Говорящий утверждает, что то, что сообщается о больном (признак – действие посœетил ) реально относится к нему, принадлежит ему, поскольку это соответствует действительности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, S (П) - P (С). Предложение утвердительное. .Односоставное предложение За окно морозно также является утвердительным, так как и здесь утверждается наличие выражаемого признака.

Отрицание принадлежности признака предмету, выражаемое чаще всœего с помощью частиц не и ни, оформляет отрицательные предложения. Ср.: Больной не посœетил врача. Так, характеристика данного предложения совпадает с характеристикой первого 7 пунктам. При этом здесь не утверждается наличие признака у субъекта͵ а, напротив, отрицается наличие этой связи S (П) ≠ P (С). Это отрицательное предложение.

Значение отрицания выражается обычно с помощью отрицательных слов, которые являются структурным признаком, показателœем отрицательного предложения. Отсутствие отрицательных слов - структурная особенность утвердительного предложения. Грамматическими выразителями отрицания выступают: 1)отрицательные частицы (Я не спал всю ночь. На улице ни души.) ; 2)слово нет (Способностей к языкам у него нет.) ; 3)отрицательные местоимения и наречия, слова категории состояния, выступающие в роли главного члена односоставного предложения (Мне некуда больше спешить, мне некого больше любить… Здесь нельзя оставаться) .

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и частнотрицательные.

В общеотрицательных предложениях отрицается наличие у субъекта предикативного признака. В частноотрицательных предложениях отрицание к любому члену предложения (главному или второстепенному). Больной пришел не к врачу. Не больной пришел к врачу.

Следует заметить, что не всœегда структурно-формальные особенности простого предложения (наличие - отсутствие отрицательных слов) свидетельствует о соответствующей семантике отрицания или утверждения. Так, утвердительными предложениями являются предложения 1) в которых при сказуемом находятся два отрицания (Он не мог не засмеяться) ; 2) вопросительно-утвердительные предложения (Какой же русский не любит быстрой езды?) . Напротив, отрицательными следует признать вопросительно-отрицательные предложения, где нет отрицательных слов (Какая надежда! На что тут надеяться?).

Предложения утвердительные и отрицательные. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Предложения утвердительные и отрицательные." 2017, 2018.

Отнесение утверждения / отрицания к категории предикативности – вопрос спорный. Иногда утверждение / отрицание рассматривают внутри категории модальности. Но обычно эту оппозицию выводят за пределы категории предикативности и считают, что утверждение / отрицание связано не с предикативностью, а с предикацией, или предикативными отношениями.

Предикация – это приписывание предмету определенных признаков, действий, отношений в модальном и временном плане. Она осуществляется при помощи интонации и координации как способа грамматической связи. Поэтому наиболее ярко предикативные отношения проявляются в двусоставных предложениях. В односоставных они также устанавливаются, но проявляются менее отчетливо.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные – это и есть классификация их по характеру предикативных отношений.

Утвердительными являются предложения, в которых утверждается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации: Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой (А.Н. Толстой); – Позади все теперь ясно. Можно со свежей головой жить дальше (Паустовский). Специальных средств выражения утверждения в русском языке почти нет. К ним можно отнести слово да и некоторые модальные слова (конечно , разумеется и т.п.) и частицы (именно и т.п.).

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и частноотрицательные. К общеотрицательным относятся предложения, в которых отрицается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации. Частица не в них находится перед сказуемым или перед главным членом: Но бури севера не вредны русской розе (Пушкин); Я не приду к тебе… Не жди меня! (Полонский); Лобанова дома не оказалось (Гранин).

Частнооотрицательными являются предложения, в которых отрицается не вся ситуация в целом, а какой-то ее элемент (субъект, объект, время, место и др.). Частица не располагается перед соответствующим членом предложения: Не нами бессилье изведано слов к выраженью желаний (Фет); Но ездил он к Туркиным уже не ради ее мигрени (Чехов); Я сюда приехал не от скуки (Есенин).

К средствам выражения отрицания относятся:

1) частицы не и ни . Частица не выражает отрицание: Не привлекай меня красой! (Лермонтов); Пусть не сабельным ударом пресечется жизнь моя! (Давыдов). Частица ни (равно как и восходящий к ней союз ни…ни ) чаще усиливает его: Хорошая, искренняя женская любовь ни разу еще не улыбнулась Андрею Ильичу (Куприн); Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев (Паустовский). Самостоятельно она выражает отрицание только в некоторых односоставных предложениях: В городском саду ни души (Бунин); Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка (Чехов);

2) слово нет : Лиры нет для тебя! (Жуковский); В чертах у Ольги жизни нет (Пушкин);

3) отрицательные местоимения и местоименные наречия с префиксами не- и ни- , которые, как правило, усиливают отрицание, выраженное частицей не или словом нет : Однако наверняка никто ничего не знал (Куприн); Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь (Есенин); Боже мой, я никогда не была в Крыму! (Паустовский);

4) слова нельзя , невозможно , немыслимо и т.п.: Старой дружбы, словно песни, забывать нельзя (Матусовский); И ведь до конца невозможно друг друга на свете понять (Луговской);

5) конструктивные особенности и интонация в некоторых эмоционально окрашенных предложениях: Где тебе ездить на моем коне! (Лермонтов); О чем же тут было плакать? (Тургенев).

Наиболее четко делятся на утвердительные и отрицательные повествовательные предложения. В вопросительных и побудительных предложениях признаки отрицания выявить сложнее. Их характеристика дается по формальному признаку: при наличии средств выражения отрицания предложение квалифицируется как отрицательное, при их отсутствии – как утвердительное.

(Но: в русском языке есть эмоционально окрашенные вопросительные по форме предложения, которые, имея в составе частицу не , являются утвердительными: Как землю нам больше небес не любить? (Лермонтов); Что только не служит топливом для любви! (Гранин). Подробнее см. тему 15.)

Аспекты изучения предложения (краткий обзор)

Современную науку отличает взгляд на предложение как на комплекс относительно независимых, но взаимосвязанных систем. Каждое предложение обладает: 1) формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) коммуникативной организацией; 3) грамматической семантикой. Эти три стороны предложения легли в основу трех аспектов его изучения, которые возникли в разное время и сейчас развиваются параллельно. Специально рассмотрим их ниже, а пока ограничимся краткой их характеристикой.

1. Структурный синтаксис рассматривает предложение как единицу автономную и самодостаточную, а потому доступную для изучения вне текста. Анализ формальной структуры предполагает выяснение того, по какому существующему в языке образцу построено в речи конкретное предложение. При этом не принимаются во внимание лексическое наполнение, порядок слов, интонация и контекст, в котором функционирует предложение.

Отвлеченный образец, по которому строится предложение, называется его структурной схемой, или моделью. Так, предложение Идет снег построено по схеме «существительное в именительном падеже – спрягаемая форма глагола». Такое же формальное устройство имеют предложения Светит солнце , Автобус остановился , а также Послышался знакомый голос ; Внезапно подул сильный ветер .

Кроме компонентов структурной схемы, выделяются детерминанты – распространители структурной схемы, относящиеся к предложению в целом, и присловные распространители. Например, в предложении Через минуту бричка тронулась в путь (Чехов) выделяются 2 компонента структурной схемы (бричка – подлежащее, тронулась – сказуемое), детерминант через минуту и присловный распространитель в путь .

2. В коммуникативном аспекте предложение рассматривается не само по себе, а в контексте, в ситуации употребления. Предложение в его коммуникативной функции называется высказыванием . Высказывание изучается: 1) с точки зрения его коммуникативной задачи (цели); 2) с точки зрения его коммуникативной организации.

Цель высказывания – это его функция в конкретном акте общения. (В школьном курсе изучаются 3 типа высказываний: повествовательные, побудительные, вопросительные.)

Коммуникативная организация высказывания выражается в том, что говорящий выделяет ту часть информации, которая в конкретной ситуации наиболее важна для партнера по общению. Например, в высказывании Вчера ко мне // приходила сестра (// – знак паузы) внимание обращается на то, кáкое событие произошло у меня вчера. Ср.: Сестра приходила ко мне // вчера , Сестра вчера приходила // ко мне и т.д.

Говорящий, таким образом, делит высказывание на две части: одна содержит информацию исходную, вторая – значимую, новую, актуальную. Такое членение высказывания называется его актуальным членением. Оно накладывается на формальное строение предложения.

3. Семантический синтаксис как самостоятельный аспект выделился сравнительно недавно. Его цель – изучение семантики предложения, которая понимается очень обобщенно, в отвлечении от конкретной обозначенной ситуации. Например, предложения Мальчику холодно , Отцу нездоровится имеют общую семантику: обозначаят субъект и его физическое состояние.

Выделенные стороны предложения относительно автономны, поэтому предложения, сходные с одной точки зрения, могут различаться с другой. Например, построенные по одной структурной схеме предложения Вдали // чернеет лес и Отряд // скрылся вдали имеют разную коммуникативную и семантическую структуру и относятся к разным семантическим типам.

4. Характеризуя аспекты изучения предложения, В.В. Бабайцева пишет: «Дифференциация аспектов изучения синтаксического строя языка позволила осознать и глубоко изучить разные его стороны и наглядно показала ограниченность одноаспектного подхода к такому многоаспектному явлению, каким является язык и особенно его синтаксические единицы…» Она подчеркивает, что целостное представление о предложении может дать только объединение разноаспектных характеристик. Такой взгляд на предложение характерен для структурно-семантического синтаксиса .

Это направление в отечественной науке имеет давние традиции. В работах классиков нашего языкознания намечались и так или иначе учитывались разные стороны предложения, но не было, с одной стороны, их четкого разграничения, а с другой – их объединения в одной концепции. Представители современного структурно-семантического синтаксиса не просто бережно сохраняют все достижения предшественников, но развивают традиционные теории, обогащают их интересными и плодотворными идеями, возникшими в других направлениях синтаксической науки.

В основу характеристики и классификации синтаксических единиц положены два принципа – структурный и семантический, причем ведущим, первичным является структурный, так как доступны наблюдениям, обобщениям только те значения, которые выражены грамматическими или лексико-грамматическими средствами. Например, при разграничении двусоставных и безличных предложений, включающих слово на и инфинитив, опираются на порядок слов: если инфинитив стоит первым, предложение двусоставное (Спать на свежем воздухе полезно ), если вторым – предложение безличное (Приятно гулять по росистой траве ).

В то же время учет разносторонних характеристик языковых единиц приводит к признанию существования в языке вообще, и в синтаксисе в частности, широкой зоны переходности (синкретизма) между единицами разных типов (например, между простыми и сложными, двусоставными и односоставными предложениями).

Вопросы и задания

1. Сравните определения простого предложения в «Русской грамматике», «Лингвистическом энциклопедическом словаре», доступных вам словарях лингвистических терминов. Какие различия в них вы обнаруживаете? С чем они связаны?

2. Назовите основные признаки предложения. Каким (какими) их них предложение отличается от словосочетания?

3. Изучите материал о предложении как синтаксической единице в учебниках для общеобразовательной школы и оцените его с точки зрения научности и доступности.

5. Что понимается под модальностью предложения?

6. Определите, реальными или ирреальными являются следующие предложения (предикативные части сложных предложений), и укажите средства выражения их объективной модальности:

1. – Да, старина, молоды мы были глупы и симпатичны, как телята, – сказал Виктор. Он посмотрел на часы, спохватился. – Ого, опаздываю к ужину. Поехали ко мне, – предложил он. – Не пожалеешь! (Гранин).

2. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше.

– Эх, кабы дождь пошел! – прошептал Челкаш. – Так мы бы и проехали, как за занавеской (Горький).

7. Что такое субъективная модальность? Почему ее выражение не является обязательным?

8. Покажите на примерах, что синтаксическое время предложения и морфологическое время глагольных форм в нем совпадают не всегда.

С точки зрения цели высказывания в английском языке так же, как и в русском, можно образовывать различные типы высказываний. Английские предложения делятся на повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные (вопросы в английском языке), восклицательные предложения и фразы в повелительном наклонении. Для составления каждого из этих типов предложений есть строгий грамматический алгоритм, соблюдать который необходимо, иначе построение конструкции будет неправильным. Начать можно с самых обычных утвердительных предложений.

Порядок построения утвердительного предложения

Affirmative sentence (именно так называется такой тип) не требует в своем образовании каких-либо специальных частиц. Главное – следовать стандартному порядку, характерному для английского языка. Составить утвердительное предложение – значит расположить члены предложения по определенной схеме: подлежащее, сказуемое и все остальные второстепенные члены. Стоит помнить о том, что некоторые временные формы (например, Perfect или Future) имеют при себе вспомогательные глаголы, входящие в структуру сказуемого, которые также должны употребляться после подлежащего:

· He has eaten too much today, it’s time to stop – Он съел слишком много сегодня, пора бы и остановиться
· Alex will come in a few days, I suppose – Алекс приедет через несколько дней, я полагаю

Note: образовывая утверждения, есть негласное правило употреблять обстоятельства в определенном порядке: сначала наречия места, а затем времени. Иногда такой порядок может меняться, но это уже условия для авторской выразительности:
Sally went (1) to Scotland (2) last week – Салли ездила в Шотландию на прошлой неделе

Стоит сказать, что простые английские предложения, которые подчеркивает какое-либо утверждение и заканчивается точкой в конце, называется declarative sentence.

Отрицательные предложения

Отрицательные предложения в английском языке в большинстве своем образуются стандартно: на помощь приходит отрицательная частица not, которая ставится либо после вспомогательного глагола времени, либо после глагола to be. Не секрет, что отрицательная форма глагола to be – это конструкция, которую можно сократить, например, is not = isn’t, will not = won’t, etc.

Тем не менее, частица not – это не единственный способ того, как образовать отрицательное предложение. Вообще, в английском языке помимо частицы not существует еще несколько методов построения отрицательных предложений, а именно:

· наречия, несущие отрицательный смысл (как прямо, так и косвенно) – nowhere, never, hardly/scarcely, seldom/rarely, etc.;
· отрицательные местоимения – nobody, nothing, no one, etc.;
· отрицательные приставки (ir-, il-, un-, dis-, mis-, etc.) и суффикс –less.

Note: в английском предложении не может быть двух отрицаний! Если такая ситуация возможна в русском языке, то в английском языке этого допускать нельзя, необходимо передать негативное значение иначе, причем иногда это можно сделать несколькими способами:

Я не видел никого вчера – 1. I did not see anybody yesterday 2. I saw nobody yesterday

Отрицательная форма в английском языке возможна даже в вопросительном предложении, но об этом речь пойдет немного дальше.

Типы вопросительных предложений в английском языке

Важно помнить, что для составления вопросов в английском языке нет единого правила, поскольку всего существует шесть разновидностей таких предложений, и каждый из них образуется отлично от другого.

Правило образования общего вопроса

Общий вопрос в английском языке – это вопрос, который начинается либо со вспомогательного глагола (have/has, do/does, did, etc.), либо с нужной формы (от сомнений в образовании тех или иных временных форм позволит избавиться ). Отличительная черта General questions – ответом на них могут быть слова «да» или «нет», то есть человек, задающий вопрос, спрашивает о некой общей информации.

Общие вопросы в английском языке довольно популярны и, как правило, не несут большой сложности в образовании. Порядок слов в General question особый, как и практически во всех остальных предложениях с вопросом. Ответ на вопрос о том, как задать общий вопрос, довольно прост: за глаголом to be или другим вспомогательным глаголом должно следовать подлежащее, а уже за ним вся оставшаяся структура предложения:

· Does he appreciate his new job? – Он ценит свою новую работу?
· Have they already eaten donuts? – Они уже съели пончики?
· Is she really as beautiful as they say? – Она правда такая красивая, как говорят?

Особенности специального вопроса

Специальный вопрос в английском языке так называется потому, что в нем на первое место ставится специальное вопросительное слово – when, how, where, why, etc. Это главное отличие Special questions от General, поскольку за вопросительным словом идет тот же порядок слов, который имеют и общие вопросы: на первом месте находится один из вспомогательных глаголов, затем подлежащее, а за ним второстепенные члены предложения. В английском языке у специальных вопросов структура следующая:

· When did you return from Berlin? – Когда ты вернулся из Берлина?
· Why is he so lazy? – Почему он такой ленивый?

За исключением начала схема специального вопроса полностью повторяет общий и обычно также не доставляет трудностей людям, изучающим язык.

Английский вопрос к подлежащему

Вопрос к подлежащему в английском языке многие считают самым простым с точки зрения образования, и тому есть довольно логичное объяснение. Такие вопросы отчасти напоминают специальные, но здесь главными вопросительными словами являются who и what (от этого и появилось такое название). Образуются вопросы с who и what элементарно: простая утвердительная форма с подлежащим в начале предложения изменяется совсем незначительно и на место главного члена предложения ставится как раз who (для одушевленных существительных) или what (для неодушевленных), и на этом все преобразование закончено. Вот примеры того, как образуются подобные questions in English:

· Emily is best cook in the world – Who is the best cook in the world?
· His work has influenced him greatly – What has influenced him greatly?

Не стоит путать специальные вопросы в английском языке с вопросами к подлежащему, так как здесь не нужно использовать никаких вспомогательных глаголов.

Note: есть правило, допускающее использование what с неодушевленными существительными. Перевод фразы «What are you?» — «Кто вы по роду деятельности?» («Who are you?» — «Кто вы?», подразумевается имя).

Альтернативный вопрос

Альтернативный вопрос в английском языке по способу своего образования напоминает общий, но здесь есть один нюанс. Он потому и называется alternative, поскольку задающий такой вопрос человек не просто хочет услышать в ответ «да» или «нет», а уточняет нечто, выбирая из двух предметов, качеств, действий. Эти действия или объекты разделяют частицей or, вводящей альтернативу. Выглядят такие вопросы следующим образом:

· Does he like meat or fish? – Он любит мясо или рыбу?
· Will you come tomorrow or the day after tomorrow? – Ты приедешь завтра или послезавтра?

Условия для образования разделительного вопроса

У этих вопросов есть несколько названий: Disjunctive questions, Tag questions, а иногда в народе они именуются просто как вопросы с хвостиком. Их суть в том, чтобы переспросить, уточнить, заинтересовать собеседника. Образуются разделительные вопросы в английском языке (это их самое распространенное название в русском) не совсем обычно: главная часть является утвердительной, а весь вопрос заключен в так называемом хвосте. При этом если в основной части предложения нет отрицания, то в хвосте оно появится, и наоборот. В конце должен стоять тот вспомогательный глагол, который соответствует по времени главной части, а за ним должно идти подлежащее. На самом деле здесь нет ничего сложного:

· They are coming in a week, aren’t they? – Они приезжают через неделю, не так ли?
· She hasn’t completed her task, has she? – Она еще не закончила свое задание, правда?

Note: в imperative sentences образование такого вопроса нестандартно:

· Let’s finish this work, shall we? – Давай закончим эту работу, хорошо?
· Go and bring me my money, will you? – Иди и принеси мне мои деньги, ладно?

Косвенные вопросы

Есть и еще один тип вопросов – косвенный. Чтобы понять, как задавать такие вопросы, стоит помнить, что они актуальны, как становится понятно из их названия, в косвенной речи, когда необходимо передать слова автора. Здесь появляется союз if, а порядок слов обязательно должен быть прямым, поскольку предложение из вопросительного становится повествовательным:

· He worried if he will stay alive – Он беспокоился, останется ли он жив
· I wonder if you want to come – Мне интересно, хочешь ли ты прийти

Вопросительно-отрицательные предложения

У абсолютно любого времени можно образовать формы так называемых вопросительно-отрицательных предложений в английском языке. Это значит, что в структуру предложения включен и вопрос, и отрицание, и с точки зрения грамматики это вполне допустимо. Переводятся такие отрицательные вопросы в английском языке с использованием конструкций «Неужели?», «Разве не?»:

· Didn’t you find your book there? – Разве ты не нашел там свою книгу?
· Hadn’t Jack finished his work before I called? – Неужели Джек не закончил работу до того, как я позвонил?

Повелительные предложения в английском языке

Classification of sentences в английском языке подразумевает наличие еще одного типа предложений помимо вышеупомянутых – это imperative sentences, т. е. повелительные. Такие структуры просты в образовании: на первое место ставится инфинитив без частицы to, а если говорить еще проще, то это просто первая форма глагола. Употребляются такие предложения в том случае, когда нужно отдать приказ, попросить о чем-либо призвать к действию и т. д.:

· Send me a letter as soon as you get there – Пришли мне письмо, как только приедешь туда
· Leave the room right now! – Выйди из комнаты прямо сейчас!

Восклицательные предложения в английском языке

Восклицательные предложения призваны показать эмоции, и называются они exclamatory sentences. Часто начинаются со слова what и используются с восклицательным знаком на конце:

· What a catching story! – Какая увлекательная история!
· What a shame! – Как позор!

Все эти типы предложений активно используются в английском языке, и, зная, как они образуются, использовать их в своей речи будет гораздо проще, а сам язык станет богаче и красивее, ведь появится значительно больше способов выразить те или иные эмоции или мысли.

В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со строением предикативного ядра, с соотношением главных и второстепенных членов, с их наличием/отсутствием в предложении. Наиболее важны следующие структурные противопоставления:

  • 1. Двусоставные - односоставные предложения. Они различаются способом выражения предикативного значения - аналитическим или синтетическим. В двусоставных предложениях предикативное ядро представлено двумя главными членами: Запах цветов усилился (А. Т.); Горы важно задумчивы (М. Г.), в односоставных - одним: Позади громко стонали (А. Т.); Что мне было делать? (М. Г.)
  • 2. Пераспространенные - распространенные предложения (двусоставные или односоставные). Нераспространенные представлены только предикативным ядром - главными членами предложения: Солнце спустилось (А. Т.), распространенные - главными и второстепенными: В зелёном сумраке слышался треск сучьев (А. Т.).
  • 3. Полные - неполные предложения. В полных налицо все требуемые структурой члены предложения, в неполных опущен (словесно не выражен) один или несколько членов: "Не нужно ни о чём говорить, да вы и сами понимаете. Я уезжаю". - "В Харьков?" (А. Т.)
  • 4. Членимые - нечленимые предложения. Членимые имеют в своем составе главные члены (два или один), а также содержат (или могут содержать) второстепенные. Нечленимые не членятся и не могут быть распространены, дополнены новыми членами предложения: "Есть лодка!" - кратко сказал Михаил. "Её не смоет?" - "Нет " (М. Г.).

Утвердительные и отрицательные предложения

В семантике простого предложения наиболее существенным является противопоставление утверждения и отрицания. Эти значения имеют соответствующие показатели. Таким образом, простое предложение является утвердительным или отрицательным.

В утвердительных предложениях выражается принадлежность признака предмету: Ненастный день потух { П.); Мы были окружены (А. Т.); наличие независимого признака: Гавриле стало страшно (М. Г.); В доме затопили печи (А. Т.); бытие предмета: Поворот. Усадьба Горки. Сад, подворье, белый дом (Тв.).

Отрицание принадлежности признака предмету, наличия независимого признака или бытия предмета выражается частицами не, ни в составе главного члена отрицательных предложений: Я красивых таких не видел (Ес.); Ветра не было (Л. Т.); Действительно, о поездке в старую Германию нечего было и думать (Л. Т.): Ни звука , кроме вздохов моря (М. Г.). Употребление в предложении обеих частиц выражает усиленное отрицание: Ни одной звезды не зажигалось над морем (Л. Т.). Если отрицательная частица употребляется с подлежащим или с второстепенным членом, то в предложении выражается неполное, частное отрицание: Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст (П.).

Отрицание может быть выражено путем переосмысления вопросительных слов или описательно: "Надежды ведь ты никакой на неё не имеешь?" - "Какая надежда! На что тут надеяться!" (Остр.); И говорить-то об этом тошно! Да чтоб я ихнюю власть опять устанавливал? (Ш.)

Формы предложения

Простое предложение того или иного структурного типа может иметь определенное число форм, выражающих различные грамматические значения. Это прежде всего формы модальности, времени, лица. Формы модальности создаются глагольным наклонением, а также интонацией; ср.: Отец построил дом. - Отец построил бы дом. - Пусть отец построит дом; Отец дома. - Отец дома?

Формы времени опираются на глагольное время, в том числе на связку; ср.: День угасал. - День угасает. - День будет угасать ; Мой сын был студент. - Мой сын - студент. - Мой сын будет студентом ; В доме было тепло. - В доме тепло. - В доме будет тепло ; Огня не было. - Огня пет. - Огня не будет.

Формы л и ц а создаются личным глаголом или местоимением; ср.: Я пою. - Ты поёшь. - Он {брат) поёт ; Я студент. - Ты студент. - Он {брат) студент.

Совокупность форм одного предложения составляет его парадигму. Предложение может иметь модальную, временную и личную парадигмы. Совокупность этих парадигм представляет собой предикативную парадигму предложения. Число членов парадигмы может быть различным в разных типах, подтипах, видах простого предложения. Парадигма бывает полной или неполной. Например, предложение Я еду имеет полную модально-временную парадигму, а предложение Мне ехать не имеет форм времени, но обладает модальной парадигмой: Мне бы ехать ; Мне ехать? Наличие тех или иных форм, полнота/неполнота их парадигмы является существенной стороной грамматической характеристики конкретных типов простого предложения.



Рекомендуем почитать

Наверх