Сколько работает генератор без остановки. Время непрерывной работы генераторов. Возможные неисправности бензогенератора и методы их устранения

Личный опыт 15.06.2019
Личный опыт

В этой статье мы собрали весь необходимый минимум знаний о генераторах, который позволит вам не ошибиться при его выборе.

Прежде чем приступить к выбору генератора, стоит четко определиться с тем, какие параметры наиболее предпочтительны для вас. При покупке устройства нужно учитывать его вес, габариты, длительность работы, наличие автоматизации, уровень шума, потребление топлива, мощность и, конечно, цену.

Сколько фаз должно быть у генератора?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо понять, какие потребители будут подключены к электрогенератору. К однофазной электростанции можно подключать только однофазых потребителей. К трехфазной электростанции можно подключать как однофазные, так и трехфазные. Но данное свойство не означает, что трехфазные электростанции всегда лучше. Необходимо помнить, что для большинства генераторов максимально допустимая нагрузка на каждой фазе не должна превышать 30%. На практике это значит, что с однофазной розетки трехфазного генераторы вы не сможете снять больше одной трети от номинальной мощности. Т.е. если у трехфазного генератора номинальная мощность 6 кВт, то с розетки в 220 В вы сможете снять не больше 2 кВт. Кроме того, при подключении потребителей к трехфазным электростанциям необходимо добиваться равномерного распределения нагрузок по фазам.

В итоге трехфазную станцию лучше всего брать только тогда, когда у вас есть трехфазный потребитель. Если же все потребители однофазные, то в абсолютном большинстве случаев стоит остановиться на однофазном генераторе.

Мощность - это один из главных параметров, которые нужно учитывать при выборе генератора. Чтобы определить необходимую мощность электрогенератора следует проверить мощность приборов, которые будут к нему подключаться. Нужно учитывать, что мощность электрогенератора должна превышать сумму мощностей всех подсоединяемых одновременно приборов, которые будут работать более пяти минут, на 20-30%. Это обусловлено тем, что электростанция будет работать в наиболее оптимальном режиме лишь в том случае, когда подключенная к ней нагрузка не превышает 40-80% от номинальной мощности.

Если мощность генератора подобрана неверно, то, вероятно, вы столкнетесь с:

  • перегрузкой генератора и его последующей остановкой;
  • снижением срока эксплуатации из-за длительной работы на предельных режимах;
  • большим расходом топлива.

Подобрав же мощность правильно, вы получите возможность подключать к запитываемой от электростанции сети не предусмотренных ранее потребителей.

Ватты, вольт-амперы и коэффициент мощности

Обратите внимание, мощность может измеряться в ваттах (Вт) и вольт-амперах (ВА). Если в инструкции к прибору и в инструкции к генератору мощность указана в разных размерностях, то стоит привести оба значения к общей единице измерения. Для перевода кВА в кВт необходимо значение в вольт-амперах умножить на коэффициент мощности (cos ȹ).

Допустим, у нас есть электростанция мощностью 3 кВА и коэффициентом мощности 0,8; произведя несложные вычисления, умножив 3 на 0,8, мы узнаем, что мощность этой установки составляет 2,4 кВт. Теперь вычислим, пылесос какой мощности к ней можно подключить. Обычно (cos ȹ) пылесоса составляет примерно 0,5. Итого, рассчитаем мощность пылесоса: 3 × 0,8 × 05 = 1,2 кВт.

А какой должна быть мощность обогревателя, который можно подключить к описанной выше электростанции? Поскольку обогреватель не обладает реактивностью, коэффициент его мощности равен единимее. Умножим: 3 кВА × 0,8 × 1 = 2,4 кВт. То есть, мощность обогревателя такая же, как и мощность самой электростанции.

Резистивные, индуктивные, емкостные…

Для правильного подбора генератора важно знать резистивные, индуктивные или емкостные приборы вы собираетесь использовать. Резистивные приборы потребляют ток с активной мощностью, попросту те, у которых нет электродвигателя. К ним относятся нагревательные приборы, лампы накаливания, кухонные плиты. Для данного вида приборов подойдет любой генератор соответствующей мощности, так как они полностью преобразовывают потребляемую мощность в свет или тепло.

Индуктивные - это приборы, которые работают от электродвигателя. Например, компрессор, насос или пилорама. Для этого вида характерна потеря мощности за счет трения обмотки, поэтому в качестве полезной мощности используется всего 70% от исходного показателя. Также в индуктивных приборах дополнительная мощность требуется для запуска двигателя. Поэтому при работе с такими устройствами лучше иметь запас мощности генератора около 20%.

В случае покупки электростанции для подключения к ней индуктивных приборов, непременно следует узнать, какой максимальный ток она способна выдерживать.

Емкостные приборы - это наиболее чувствительные потребители тока (например, профессиональные разрядные лампы, лампы-вспышки). Для работы с такими устройствами используют исключительно асинхронные генераторы.

Пусковой ток

Пусковой ток - это ток, возникающий на короткий промежуток времени после запуска оборудования, оснащенного электродвигателем. Пусковой ток может в несколько раз превышать номинальную мощность агрегата. Значение этого тока можно найти в паспорте прибора. Для приближенных рассчетов можно использовать следующую таблицу:

Телевизор 1 Электрорубанок 2
Куханная плита 1 Углошлифовальная машина (болгарка) 2
Кофеварка 1 Шлифовальная машина 2
Обогреватель 1,2 Электропила 2
Лампы накаливания 1 Дрель 3
Пылесос 1,2 Кипятильник, котел (Бойлер) 3,4
Микроволновка 2 Бетономешалка 3,5
Стиральная машина 3,5 Перфоратор 3
Компьютер 2 Кондиционер 3,5
Холодильник 3,3 Погружной насос 7
Фризер 3,5 Электромясорубка 7

Как правильно подобрать мощность?

Таким образом, при выборе генератора вам нужно:

  • определить какие приборы вы будете подключать к генератору;
  • определить мощность этих приборов (обычно это можно прочитать в инструкции или на самих приборах);
  • знать коэфициенты пусковых токов для этих приборов;
  • исходя из типа прибора и его мощности, рассчитать необходимую мощность агрегата.

Если Вы нет возможности точно узнать, какой точно мощности приборы, которые Вы собираетесь подключить, воспользуйтесь следующей таблицей приближенных значений:

Простой пример рассчета мощности генератора

Необходим резервный генератор на дачу, чтобы когда в очередной раз отключат свет на пару дней, холодильник не превратился в дурно пахнущий ящик для овощей и мяса, а в темное время можно было ходить по комнатам не опасаясь травм. Так же было бы здорово, иногда посмотреть телевизор и пропылесосить пол.

Суммарная мощность перечисленных нами приборов составит примерно 1,5-2 кВт. Давайте рассмотрим тип нагрузки, приходящийся на источник питания (генератор). Для этого посмотрим на таблицу пусковых токов, а после этого рассчитаем необходимую мощность для перечисенных выше одновременно подключенных потребителей электроэнергии (возьмем максимальные значения): 0,3кВт×3,3+0,2кВт(две 100Вт лампы)×1+0,08кВт×1+0,8кВт×1,2=2,23кВт . А т.к. обычно максимальная мощность генератора (мощность, которую он может выдавать короткий промежуток времени) обычно превышает его номинальную мощность, для наших целей мы с легким сердцем можем взять генератор на 2 кВт .

Расход топлива

Требуется определить расход топлива для электростанции? Надо знать мощность генератора в кВт. Расход в г/кВт*час умножить на мощность генератора в кВт дает расход в г/час. Чтобы получить в литрах/час надо знать удельную плотность топлива в г/литр (для АИ-95 (А-95) примерно 750 г/литр, для солярки 840 г/литр) , т. е. расход в г/час поделить на плотность в г/литр. Например, расход бензина 350 г/кВт*час. Мощность генератора 5 кВт. Т.е. потребление топлива при полной мощности - 350х5=1750 г/час. Делим получившуюся сумму на плотность бензина (в нашем случае АИ-95) 750 г/литр и получаем 2,3 л/час.

При точном расчете расхода так же стоит учитывать изменение плотности топлива при изменении внешней температуры. Табличная плотность топлива указывается при номинальной температуре (20 градусов Цельсия). Чем ниже температура, тем меньше и плотность.

Синхронные и асинхронные генераторы

Синхронные генераторы - обладают более низким качеством тока по сравнению с асинхронными, но, тем не менее, они пригодны для аварийного электропитания офисов, холодильных установок, оборудования загородных домов, дач, строительных объектов. Такие генераторы более устойчивы к кратковременным перегрузкам, но плохо защищены от воды, пыли и грязи поскольку для охлаждения протягивают через себя воздух. Основное преимущество таких электрогенераторов - они относительно безболезненно воспринимают пиковые нагрузки. Т.е. для работы приборов с реактивной нагрузкой (имеющих электродвигатель) вам хватит генератора меньшей (по сравнению с асинхронным) мощности.

Асинхронные генераторы плохо переносят пиковые нагрузки, но обеспечивают поддержание напряжения в сети с высокой точностью, поэтому позволяют подключать к ним аппаратуру, чувствительную к перепадам напряжения (например, медицинское оборудование, компьютеры, другие электронные устройства). Источником электрического тока в них служит остаточная намагниченность ротора. Благодаря этому принципу асинхронные генераторы более долговечны: они не требуют воздушного охлаждения и их корпус полностью закрыт и защищен от влаги и пыли. Благодаря невосприимчивости к коротким замыканиям, такие генераторы - идеальный источник питания сварочных аппаратов. Но они чувствительны к перегрузкам и не подходят для питания электроинструментов и других устройств с высокими пусковыми токами.

Какой двигатель вам нужен?

Двигатель - это основная часть агрегата, от его потенциала зависит, как долго прослужит электростанция. Двигатели бывают бензиновые, дизельные и газовые. Срок службы генератора воздушного охлаждения с бензиновым мотором составляет примерно 500-800 моточасов для бензинового китайского двигателя, до 2000 тысяч моточасов для двигателей Honda, Briggs&Stratton или Kohler. Ресурс дизельных двигателей значительно превышает этот показатель и составляет от 2500 моточасов для двигателя с воздушным охлаждением и 3000 об/мин до 20000-30000 для двигателей с жидкостным охлаждением и 1500 об/мин. Ресурс газовых двигателей значительно выше чем у бензиновых и примерно такой как у дизельных. Ресурс газового двигателя воздушного охлаждения составляет 1500-2000 моточасов для китайских двигателей и около 3000-4000 тысяч для японских, европейских и американских двигателей. Что касается двигателей жидкостного охлаждения, то их ресурс начинается от 10 000 моточасов для двигателей небольшого литража, до 40 000-50 000 моточасов для двигателей большого объема.

Бензиновые двигатели, как правило, используются на генераторах средней и малой мощности. Дешевый генератор, невысокий ресурс. Это отличный вариант, если электричество пропадает редко. Дизельные используются для резервного электроснабжения средней и большой мощности. Довольно дорогой генератор с хорошим ресурсом. Чаще всего применяются в строительстве или резерве крупных объектов. Газовые идеально подходят для резервного электроснабжения домов и производств. Газовые генераторы дороже бензиновых и стоят примерно столько же, сколько и дизельные. Но в отличии от обоих у них есть серьезные преимущества: при наличие магистрального газопровода стоимость 1 кВт/ч будет дешевле чем у бензиновых и дизельных, а значит при интенсивной эксплуатации генератор окупится гораздо быстрее. Кроме того, для газовых генераторов жидкостного охлаждения стоимость 1 кВт/ч (с учетом стоимости станции и стоимости ее обслуживания) всегда ниже, чем стоимость 1 кВт/ч от городской сети. В среднем это от 1,5 до 3 рублей за 1 кВт/ч. И это не говоря о том, что газовый двигатель заметно экологичнее и бензинового и дизельного. Например, при работе на метане запах выхлопных газов практически не чувствуется и для загородного дома это важно.

Режим эксплуатации

Правильно определение режима эксплуатации генератора позволит наиболее эффективно использовать его ресурс.

ТИП ДВИГАТЕЛЯ МОТОРЕСУРС ПРЕИМУЩЕСТВА РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Бензиновые двигатели с воздушным
охлаждением, 3000 об/мин
700-2000 м/ч Самая низкая стоимость
соотношения ватт/рубль.
Низкий уровень шума
и вибрации.
Резервный или аварийный источник
энергоснабжения, при эксплуатации
до 100 моточасов в год. Или как
постоянный источник на период до 2 мес.
Дизельные двигатели с воздушным
охлаждением, 3000 об/мин
2500-3000 м/ч Вдвое бОльший ресурс, чем
у бензиновых двигателей
воздушного охлаждения.
Низкая реакция на перепад
нагрузок. Надежный запуск.
Аварийный источник электроснабжения
для эксплуатации в местах с отсутствием
бензина или для выполнения аварийных работ.

охлаждением, 3000 об/мин
7000-10000 м/ч Быстрый прогрев двигателя
перед подключением нагрузки.
Надежный запуск.
Резервный источник энергоснабжения, при
Эксплуатации до 1000 моточасов в год.
Или как постоянный источник на период до
6-9 месяцев.
Дизельные двигатели с жидкостным
охлаждением, 1500 об/мин
15000-20000 м/ч Высокий моторесурс. Экономичный.
Низкий уровень шума и вибрации.
надежный запуск.
Резервный и постоянный источник снабжения
на длительное время (около 10 и 2 лет
соответственно).

Газовые двигатели с воздушным
охлаждением, 3000 об/мин
1500-4000 м/ч Высокий моторесурс, быстрый
прогрев двигателя. Низкая
стоимость кВт/ч.
Резервный источник электроснабжения
с низкой стоимостью кВт/ч.

Газовые двигатели с жидкостным
охлаждением, 1500 об/мин
10000-40000 м/ч Высокий моторесурс. Стоимость
1 кВт/ч ниже, чем у основной сети.
Резервный или постоянный источник
электроснабжения. При постоянном режиме
эксплуатации окупается от 7 до 15 месяцев.

Все данные представленные в таблице приблизительные и не относятся к конкретной электростанции.

Сохранность топлива

Важно помнить, что длительное хранение бензина (более 6 месяцев) ухудшает его свойства, что может привести к поери мощности или даже поломке двигателя. Не забывайте его менять раз в 3-4 месяца, если не пользуетесь генератором. Дизельное топливо более устойчиво к длительному хранени.

Генератор для дачи

Какой выбрать генератор для дачи? В первую очередь нужно определиться, какую суммарную мощность потребляют приборы в вашем доме. Выше мы рассчитали минимально необходимую мощность, для "среднего" дачного домика - 2 кВт. Но ведь хочется не высчитывать каждый раз ватты, а пусть и ограничивая себя, но пользоваться всеми основными электроприборами дома. На практике, для дома в котором проживает 4 человека, оптимальная мощность генератора составляет 4-5 кВт. Ее хватит на основные бытовые приборы дома (вы даже можете забыть, что во всем дачном поселке, ни у кого кроме вас нет электричества).

Что лучше, сэкономить и взять аппарат из Китая или все же выложить необходиму сумму и купить генератор европейского/японского производства? Ответ не такой очевидный, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь он зависит от того, как часто генератор будет работать. Ресурс двигателя современного генератора китайского производства составляет 1-1,5 тысячи часов. Если электричество отключают пару раз в месяц на 6 часов, то вы сами легко можете посчитать, что при такой интенсивности эксплуатации, ресурса хватит лет на 15. Если на обозримые годы бюджетный генератор спокойно сможет обеспечить ваши потребности, то стоит ли переплачивать за более качественный (а значит и дорогой) бренд? Решать вам, но думаю смысла не много.

Когда же нельзя экономить на генераторе? В первую очередь когда вы планируете использовать его крайне интенсивно. Например, электричество подают лишь периодически и генератор будет работать каждый день по несколько часов. В этом случае качество генератора, надежность его работы, в полной мере окупают затраченные на него средства.

Генератор для сварочного аппарата

Правильный подбор генератора для сварочного аппарата должен учитывать огромное количество различных данных, таких как максимальный сварочный ток, мощность, кривая тока и пр. сварочных аппартов. Пусковые токи у сварочного аппарата настолько агрессивные и мгновенные, что плавкие предохранители генератора не успевают расплавиться и сгорает альтернатор. Для простоты и надежности мощность генератора стоит выбирать в три раза бОльшую чем мощность сварочного аппарата. Так же есть второй путь. Перед подключением сврарочного аппарата к генератору выкручивать сварочный ток до минимума и только после этого подключать к генератору. Стоит учитывать, что генератор на 5 кВт готов выдержать сварочный ток в пределах 160А. Увеличение тока выше данного значения увеличивает вероятность выхода генератора из строя.

Соотношение цена/качество

Планирование серьезной покупки всегда включает в себя поиск оптимального соотношения цены и качества. На сегодняшний день качественными агрегатами, хорошим ассортиментом, высочайшим качеством, но не очень демократичными ценами славятся электрогенераторы, производимые в таких странах как Франция, Германия, США и Япония (SDMO , Endress , Generac). Это высококачественное и надежное оборудование. Но не стоит сбрасывать со счетов генераторы, производимые в Китае. Некоторые бренды в плотную приближаются по качеству и надежности к своим европейским/японским/американским собратьям (например, Ergomax ,

Если говорить о специализации, то лучше, если это будет компания, которая занимается исключительно производством генераторных установок. Так как подобного рода бизнес узкоспециализированный, не рассчитывайте на то, что вам удастся найти название компании, которое у всех на слуху. Также стоит учитывать, что маломощные агрегаты, выпускаемые брендовыми компаниями, могут быть неразумно дорогими. Удостоверьтесь, что компания, производящая генераторы имеет сертификаты качества и ее продукция соответствует мировым стандартам.

Прежде чем купить электрогенератор, подумайте, насколько вы компетентны в данном вопросе. Если вас терзают сомнения - лучше обратитесь за помощью к специалисту. Если же вы точно знаете чего хотите, учли необходимые вам параметры устройства, изучили рынок и определились с ценой - не забудьте заранее подумать о возможном ремонте и внимательно проверяйте гарантийные документы при покупке.

Пример помещения для генераторной установки

Официальный сайт журналов «Инструменты», «GardenTools» и «Всё для стройки и ремонта» серии «Потребитель»
Жизнь современного человека немыслима без всевозможной техники, работающей от электричества. В городе энергоснабжение обычно многократно продублировано: если один участок сети выйдет из строя или будет отключён для ремонта, нагрузку берут на себя другие. Случаи «блекау тов», т. е. отключений электричества, в городе крайне редки, каждый раз воспринимаются как ЧП и максимально оперативно ликвидируются. Совсем другое дело - в сельской местности. Ток может отключаться в самое неподходящее время для планового ремонта сети, при аварии и даже порой в случае обычной грозы. А когда его включат, предугадать невозможно. Запасной линии электропередач за городом не найти, поэтому сельскому жителю придётся ждать. Выход есть - если за городом невозможно централизованное резервирование электрической сети, значит, этим вопросом можно и нужно озаботиться самостоятельно.

Если не рассматривать дорогие и экзотические технические решения вроде солнечных батарей и ветряков, для создания системы резервного электроснабжения загородного дома потребуется миниэлектростанция, или, проще говоря, генератор с двигателем внутреннего сгорания.

Виды генераторов

Сейчас на рынке представлено множество моделей электрических генераторов мощностью от одного (и менее) до нескольких десятков киловатт. Есть и модели гораздо большей мощности, но это уже явно не для частного пользования. При таком разбросе мощностей неудивительно, что эти аппараты и выглядят по-разному. Основные узлы любого электрогенератора - двигатель и альтернатор, т. е. устройство, вырабатывающее ток. Внешние и потребительские отличия разных моделей - корпуса, устройства запуска и защиты. В зависимости от предъявляемых требований можно встретить несколько различных вариантов исполнений разных узлов. Рассмотрим их с учётом главного критерия, по которому выбирается модель, - электрической мощности.

Но сначала сделаем небольшое уточнение. У всех генераторов в документации можно встретить несколько цифр, характеризующих мощность. Потребителя обычно интересует номинальная мощность - та, которую генератор может выдавать продолжительное время в сеть. Тем не менее, в кратковременном режиме (несколько секунд) генератор способен выдать и несколько большую мощность без особого ущерба для себя. Однако чаще всего первое, на что обращает внимание покупатель, приходя в магазин, - значение мощности самого двигателя, указанное в л. с.: это большая наклейка на нём или на корпусе. Цифра напечатана крупно, выглядит солидно, причём не исключено, что указана максимальная мощность мотора. Простой маркетинговый ход: «чем больше, тем лучше». К тому же всё правильно. Мотор, скорее всего, обладает именно такой мощностью. Но вот к номинальной мощности, выдаваемой «на розетку», данная цифра отношения не имеет. Чтобы в этом случае с первого взгляда примерно определить выходную мощность самого генератора по наклейке, эту цифру надо поделить пополам. Тогда будет учтён и коэффициент пересчёта (1 кВт = 1,36 л. с.), и допустимая номинальная мощность, которая ниже максимальной на 10–20 %, и КПД самого генератора, и ещё один «нюанс», который встречается у многих производителей двигателей (о нём - позже). Чтобы не путаться, в дальнейшем под термином «мощность» мы будем иметь в виду номинальную электрическую мощность самого генератора, причём именно в киловаттах, даже в том случае, если речь идёт об используемых двигателях. Почему именно так и какие нюансы надо учесть при подборе необходимой мощности станции, - тоже будет сказано позже.

Чаще всего альтернатор и в документации, и в просторечии называют генератором, тем более что догадаться по смыслу, идёт речь о всей станции или о «генераторном узле генератора», проблем не составит. Мы будем использовать оба названия.

Типы двигателей

Двухтактными моторами оснащают самые маленькие модели мощностью порядка 1 кВт. Особых «подвигов» от таких бензогенераторов ждать не стоит. Ресурс двухтактного мотора относительно невелик, в качестве топлива используется смесь бензина с маслом. Основные их преимущества - небольшие вес, размеры и цена. В настоящее время количество таких моделей на рынке постепенно уменьшается.

Четырёхтактные карбюраторные бензиновые двигатели наиболее популярны. Ими оснащают генераторы мощностью 1–6 кВт, иногда до 10 кВт. Этой мощности достаточно для обеспечения энергией в той или иной мере загородного дома, при необходимости можно работать различным электроинструментом. Стоимость их не слишком высока, ресурс довольно велик.

Некоторые производители выпускают двигатели, аналогичные бензиновым, но работающие на природном газе (сжиженном или магистральном). С одной стороны, это удобно: газ дешевле бензина, ресурс двигателя выше, выхлопные газы гораздо менее вредны. Но и недостатки очевидны: газовых заправочных станций относительно мало, баллоны тяжелее и неудобнее канистр с топливом, а при работе на магистральном газе полностью теряется автономность, и «жизнедеятельность» генератора зависит от наличия газа «в трубе». Некоторые из таких моделей могут работать и от газа, и от бензина без перенастройки, некоторые рассчитаны только на газ. Стоит помнить, что газ в баллонах и магистральный - это, вообще-то, разные виды топлива, и, чтобы перейти с одного на другое, потребуется небольшая переделка системы его подачи.

Дизельные моторы ставят на генераторы с диапазоном мощностей от 5 кВт и «до бесконечности». Основное преимущество - долговечность: «дизель» имеет ресурс в несколько раз выше, чем бензиновый мотор. Но стоимость изготовления дизельного двигателя куда выше, чем бензинового, а сами они тяжелее, что особенно заметно на небольших моторах. Если станции используются для обеспечения энергией крупных объектов или нескольких мощных потребителей одновременно, причём в продолжительном режиме, вопрос экономии при покупке отходит на второй план. Высокая начальная цена компенсируется меньшим расходом и стоимостью топлива. Практически все генераторы мощностью свыше 10 кВт - дизельные, применение бензиновых моторов для них экономически не оправданно.

Раз уж речь зашла о долговечности и тепловом режиме, стоит упомянуть и об охлаждении двигателя, ведь от условий его работы в основном зависит ресурс и всей станции в целом. Жидкостные системы с радиатором охлаждения применяют на многих станциях мощностью свыше 10 кВт. Соображения тут такие же: мощные станции покупают для длительной непрерывной работы, им требуется много топлива, значит, встаёт вопрос эффективного отвода тепла. На небольших же генераторах тепла выделяется не так много, чтобы его отвести, достаточно и потока воздуха.

Примерно такая же ситуация с моторным маслом: в двухтактных моторах самостоятельной системы смазки нет, в небольших четырёхтактных масло просто заливают в двигатель. Полноценная система смазки под давлением, с масляным фильтром, а иногда и отдельным масляным радиатором появляется на станциях мощностью выше 6–10 кВт.

Генератор в генераторе

Второй важнейший узел бензогенератора - сам генератор (альтернатор). Он может быть асинхронным или синхронным. Собственно, это электродвигатель соответствующего типа, работающий «наоборот»: вал принудительно вращается, а на выходе получается переменный ток. Конструктивно асинхронный генератор прост, но плохо приспособлен для работы с переменными нагрузками, электродвигателями и тем более сварочными аппаратами, а установка на него дополнительных систем регулировки параметров значительно усложняет конструкцию и всё равно помогает не полностью. Впрочем, это не значит, что «асинхронник» хуже. Чем выше мощность двигателя, тем спокойнее асинхронный генератор «переварит» пусковые токи электрооборудования, да и далеко не все генераторы покупаются для работы именно с инструментом. Свои достоинства и недостатки есть у любого типа, однако большая часть современных генераторов в диапазоне 1–6 кВт - с синхронным альтернатором, с обмотками на роторе (и статоре, разумеется). Они более приспособлены к переменным и кратковременным высоким нагрузкам. Для регулировки параметров тока чаще всего используется достаточно простой блок автоматической регулировки (AVR). Обычно синхронный генератор оборудован щётками, хотя в последнее время всё чаще появляются бесщёточные модели. Есть и иные способы регулировки выходного напряжения, например компаундная.

Для поддержания стабильных выходных параметров тока у таких генераторов частота вращения вала должна быть фиксирована. Номинальное её значение чаще всего - 3000 об/мин, реже, у некоторых дизельных генераторов, - 1500 об/мин. В этом случае «на выходе» получится частота переменного тока 50 Гц. Поскольку частота вращения двигателя зависит от нагрузки, допускается небольшой разброс: мало нагрузки - скорость вращения двигателя немного выше, много - скорость и частота тока уменьшаются. Важно лишь, чтобы во всём диапазоне нагрузок частота не выходила за пределы допустимого.

Ещё один вид - инверторный бензогенератор, вернее, генератор с инверторной схемой формирования выходного напряжения. Независимо от типа альтернатора получившийся переменный ток преобразуется в постоянный, стабилизируется, а потом снова преобразуется в переменный. Отклонения параметров выходящего тока у «инвертора» составляют 1–2,5 %, поэтому их допускается использовать для питания сложной электронной аппаратуры. Для традиционного генератора этот показатель находится в диапазоне 3–5 %. Частота получающегося тока у инверторов не зависит от частоты вращения вала. Возможно использование таких станций в экономичном режиме: обороты двигателя регулируются в зависимости от нагрузки. На малых станциях (в основном «чемоданчиках») часто имеется возможность выбора из двух режимов: или максимальная мощность, или «экономичный» режим. Поскольку автоматическая регулировка положения дроссельной заслонки процесс сравнительно длительный, экономичный режим нежелательно применять для работы оборудования с большими пусковыми токами. Он предназначен для случаев, когда нагрузка более или менее стабильна.

Инверторная станция значительно компактнее и легче (для небольших моделей - примерно на треть). «Минус» только один. Стоимость электронных компонентов для неё пока весьма высока. Если сравнить разные типы генераторов, выяснится, что в примерно одинаковом ценовом диапазоне находятся станции мощностью порядка 1–2 кВт, а при дальнейшем увеличении мощности цена инверторной техники резко возрастает. Наиболее часто инверторы используются или на маломощных генераторах, или на крупных станциях, где цена не так важна. В среднем, самом популярном диапазоне чаще всего применяются синхронные альтернаторы с AVR.

Помимо этого, генераторы могут быть одно или трёхфазными. Первые рассчитаны на работу с привычной «двухштырьковой» розеткой, вторые могут использоваться как для обычной техники, так и для питания соответствующего трёхфазного силового оборудования. Но и тут есть свои нюансы. Если подключать к трёхфазному генератору мощную однофазную технику, необходимо по возможности равномернее распределять потребителей между фазами (тремя обмотками статора, к которым подключены соответствующие провода), иначе возникает явление, называемое перекосом фаз. Без перегрузки с одной фазы трёхфазного синхронного генератора можно снять не более трети от полной его мощности, для асинхронных этот показатель - 70–80 %. Постоянная работа одной или двух фаз в режиме повышенной нагрузки приведёт к перегреву соответствующих обмоток и быстро выведет станцию из строя. Трёхфазные модели делят с однофазными диапазон мощности «5 кВт и выше». При меньших значениях в них нет смысла.

И ещё один часто встречающийся в станциях источник тока - выход 12 В. Его можно встретить на моделях любой мощности. Полезная опция, но служит для единственной цели - подзарядки автомобильных аккумуляторов. Другое оборудование напрямую подключать к генератору нельзя.

Системы запуска

На первый взгляд здесь всё просто. Запуск может быть ручным, с помощью тягового троса либо электрическим. Ручной стартёр - для лёгких моделей, электрозапуск - для более тяжёлых. В диапазоне 2–10 кВт часто возможен запуск с помощью обоих этих способов. Чем выше мощность, тем больше вероятность встретить на модели электростартёр, и наоборот. После 10 кВт ручной запуск становится практически невозможен - сил не хватит.

Однако, помимо запуска, требующего присутствия оператора, встречаются и автономные генераторы, способные включаться самостоятельно при отключении штатного энергоснабжения. Они немного сложнее: ведь для того, чтобы запустить холодный двигатель, необходимо закрыть воздушную заслонку, а потом открывать её по мере прогрева. Если хозяина рядом нет, потребуется устройство автоматического управления заслонкой. Разумеется, электростартёр обязателен - дергать за шнур некому. Кроме этого, нужен «умный» электронный блок автозапуска, который берёт на себя управление включением и выключением. Такие блоки могут применяться на станциях мощностью выше 5 кВт. Некоторые модели станций оснащаются устройствами дистанционного запуска: включать их придётся вручную, но подходить к генератору не надо: используется проводной или беспроводной пульт ДУ.

Разновидности исполнения корпусов

По внешнему виду все генераторы можно разделить на три основных типа.

Переносные. Выпускают их в закрытом корпусе, чаще всего с ручкой. Вес 10–35 кг. Выглядят, как «кубик» или продолговатый «чемоданчик», обычно в обиходе так и называются. Компактны, удобны, обладают привлекательным дизайном. «Кубики» мощностью около 1 кВт - самое бюджетное решение. Могут быть с двухтактным или четырёхтактным двигателем, обычным или инверторным альтернатором. «Чемоданчики» более или менее массово появились буквально пару лет назад. Это четырёхтактные инверторные модели

В пластиковом шумозащищённом корпусе, мощностью до 2–2,5 кВт, тоже вполне пригодные для переноски в одиночку. Запуск и управление почти всегда ручные, хотя именно этот класс мини-электростанций сейчас, пожалуй, развивается наиболее интенсивно. В частности, на текущий момент появились модели с электрическим запуском, а также разновидности с управлением зажиганием и топливным краном с помощью единого переключателя.

Рамные. Смонтированы внутри металлической, обычно трубчатой рамы. Мощность 1–6 кВт, вес 20–100 кг. Наиболее универсальны, недороги и довольно просты технически. Транспортировать на весу их приходится вдвоём (как минимум). Часто к раме можно прикрепить пару колёс, одну или две откидные ручки и при необходимости катить генератор, как тачку или тележку (перед собой или за собой). К рамным относятся и многие модели мощностью до 10 кВт, весом до 200 кг, стационарные или имеющие четыре (обычно) колёса для транспортировки. Колёсный комплект иногда поставляется вместе с генератором, иногда предлагается в качестве опции.

Генераторные установки в закрытом кожухе. Кожух защищает генератор от пыли, а окружающих - от шума. Предназначены для стационарной работы, колёса обычно не предусмотрены. В таком исполнении изготавливаются практически все дизельные станции (дизель сам по себе более шумный) и некоторые бензиновые. Мощность - от 5 кВт, вес - от нескольких сотен килограммов. Немалая часть веса

И стоимости приходится именно на кожух и массивное основание, снижающее передаваемую вибрацию. В этих станциях массово применяются сложные электронные системы управления, контроля и сигнализации, а также «бортовые компьютеры» с индикацией основных параметров и выводом кодов ошибок. Цена моделей с ростом мощности может возрастать едва ли не «до бесконечности». Часто их называют ДГУ - дизель-генераторными установками. Верхний предел мощности у ДГУ практически не существует, просто, чем она выше, тем уже область применения: техника становится всё более «штучной».

Прочие элементы

В первую очередь к ним относятся системы защиты: автоматические предохранители, которые в случае срабатывания могут быть снова включены вручную. Иногда встречается и полностью автоматическая защита от перегрузки или короткого замыкания. Не менее важно в процессе работы следить за уровнем масла. Датчик, выключающий двигатель при его снижении, есть почти всегда (кроме, разумеется, двухтактных моторов). Возможна комплектация индикаторами низкого уровня масла и перегрузки.

Розетки. Обычно одна-две, реже три однофазные, иногда могут быть рассчитаны на разную мощность подключаемых потребителей, т. е. «простая» и «силовая». Если генератор трёхфазный, к ним добавляется соответствующая розетка, а для выхода 12 В предусматриваются две зажимные клеммы или специальное гнездо. Тогда в комплекте к станции прилагается соответствующий провод. На выходе 12 В используется отдельный предохранитель.

Вольтметр. На мощных станциях и относительно недорогих генераторах вольтметры в настоящее время присутствуют почти всегда. Примечательно, что некоторые производители из числа именитых принципиально не устанавливают вольтметры на лёгкие модели, как бы говоря: «А что там смотреть? Всё и так будет нормально!» Упрекнуть их в желании сэкономить нельзя: деталь, по большому счёту, копеечная.

Счётчик моточасов. Полезен для контроля своевременности прохождения технического обслуживания. Может отсутствовать на лёгких и бытовых моделях.

Топливный бак с краном. Часто снабжён указателем уровня топлива. Тут есть своя тонкость. Многие двигатели, поступающие на сборку генераторов, изначально могут быть укомплектованы небольшим баком. Часто на рамных моделях производители ставят баки увеличенного объёма.

Выбор генератора

Предположим, перед нами стоит задача резервного электроснабжения загородного дома, участка или даже нескольких. Первое, о чём стоит подумать: какие потребители будут подключаться при сбоях основного электропитания. Практика показывает, что потребление энергии можно значительно сократить, отключив хотя бы лишнюю иллюминацию и не пользуясь мощным оборудованием. Но если техники много, электричество отключают часто, надолго, а отказывать себе ни в чём не хочется, придётся делать полноценную резервную систему и брать более мощный генератор. Основной параметр, который необходимо знать, - мощность одновременно подключаемых потребителей и их особенности.

Просто так просуммировать паспортную мощность недостаточно. Так можно поступать только в том случае, если всё оборудование относится к активной нагрузке (нагревательные приборы, электролампы). Если же нагрузка реактивного типа (катушка или конденсатор), т.е. подключается техника с электродвигателями или сварочный аппарат, необходимо ввести поправочный коэффициент (cos φ), который указан в документации на оборудование. Но и это ещё не всё. При включении электродвигатель потребляет в несколько раз большую мощность, чем при установившемся режиме работы. Поэтому для простой техники

С электродвигателями необходимую мощность генератора надо увеличить втрое. Ещё хуже дело обстоит с холодильниками и погружными насосами: в момент запуска их двигатели сразу находятся под нагрузкой. Так что для нормальной работы насоса мгновенное значение потребляемой мощности в течение нескольких секунд может на порядок превысить номинальное. Конечно, «запас прочности» у генератора есть, но частая перегрузка, если и не вызовет срабатывание защиты, то на долговечности явно скажется.

Кстати, с этим связана ещё одна путаница при определении мощности генераторов. Полная мощность, измеряемая в кВА, - это алгебраическая сумма активной и реактивной, а в кВт указывается

Только активная составляющая. Умножив значение «в кВА» на cos φ, получим значение «в кВт». Для трёхфазных генераторов cos φ обычно принимается равным 0,8 (для однофазных - единица), хотя в документации можно встретить и другие его значения. Тут какой-то единой схемы описания у производителей нет, каждый пишет, как хочет: одни указывают все три эти параметра, другие - два значения мощности, третьи - только полную и значение cos φ (снова простой маркетинговый ход: она всегда выше, т. е. смотрится лучше).

Допускаемое время непрерывной работы зависит от нагрузки на генератор. Чем больше нагрузка - тем меньше можно работать без перерыва. Эти данные обычно находятся где-то в глубинах инструкции. Но и брать генератор «с большим запасом, чтобы облегчить жизнь мотору», тоже не имеет особого смысла. И дело не только в возрастающей цене, весе и габаритах. Важно то, что для оптимальной работы генератор должен быть нагружен. Далее, определившись с мощностью, надо представлять, в каких условиях будет работать станция. Если перебои редки, предпочтительнее бензиновый агрегат, а если важна постоянная длительная работа при длительных отключениях основного энергоснабжения (или полном его отсутствии) - есть смысл присмотреться к дизелю.

Маленькие хитрости

Вернёмся к нашим моторам. На «рамной» станции мы, как говорилось раньше, часто можем увидеть на корпусе мотора наклейку с какими-то цифрами. И в подавляющем большинстве случаев эти цифры означают «какую-то» мощность и, скорее всего, «какую-то» максимальную. В лошадиных силах, так солиднее. Об этом уже говорилось, упоминался и простой способ с первого взгляда приближённо оценить значение выходной электрической мощности: просто разделить эту цифру пополам.

«Нюанс» заключается в том, что мощность данного мотора никакого отношения к условиям эксплуатации не имеет. Двигатель обычного генератора настроен на частоту вращения около 3000 об/мин (под номинальной нагрузкой). Мощность отдельно взятого мотора некоторые ведущие производители в последнее время указывают при частоте вращения 3600 об/мин (они так договорились). Но другие производители могут указывать эту же мощность при любой другой частоте вращения (от 4000 до 6000 об/мин). Неважно, что на таких режимах двигатели не работают - зато цифра большая и красивая.

К слову, этот «нюанс» при подсчёте мощности применяется во многих областях, и на автомобилях, в частности, тоже. Свои хитрости есть и при определении номинальной и максимальной мощности мотора. И тут у разных производителей - разные методики подсчёта. Не будем на них останавливаться. В конце концов, в генераторе нас должна больше интересовать выдаваемая электрическая мощность, а не наклейка на моторе.

Однофазная или трёхфазная.

«Три больше, чем один» - это знает каждый дошкольник. Только взрослая жизнь порой вносит свои коррективы. Если у нас есть однофазный синхронный генератор мощностью, допустим, 6 кВт, мы можем подключить к нему однофазное же оборудование мощностью до 6 кВт. А если взять точно такой же, но трёхфазный (в этом диапазоне многие производители выпускают обе модификации), мы тоже можем подключить к нему до 6 кВт. Но только

По отдельности: в каждую из однофазных розеток - не более 2 кВт. Поэтому область применения трёхфазных генераторов - или создание небольшой, но полноценной разветвлённой сети, или работа с трёхфазным оборудованием. А вот «потянуть» однофазный сварочный аппарат или особо мощный инструмент они не смогут. Кстати, поломки в результате такой перегрузки - случай не гарантийный.

Время непрерывной работы.

Ещё одна величина, которая, по большому счёту, ничего не значит. Чтобы двигатель работал исправно продолжительное время, ему надо давать перерывы на охлаждение. Подавляющее большинство производителей генераторов рекомендует вырабатывать за один раз не более бака. А за какое время этот бак выработается - зависит

От его объёма, нагрузки на генератор («забираемой» электрической мощности), настроек двигателя, температуры и даже давления воздуха. Для станций, рассчитанных на продолжительную работу (прежде всего, генераторов с моторами жидкостного охлаждения), могут быть свои рекомендации: в непрерывном режиме, при небольшой отдаваемой мощности - одно количество часов, на полной нагрузке, в режиме резервирования - меньше.

Что случится, если бензогенератор будет эксплуатироваться дольше, чем допускается инструкцией?

Скорее всего, ничего страшного: моментально он не развалится, и в тыкву тоже не превратится. Теоретически возможен перегрев (зависит от температуры воздуха и чистоты рёбер охлаждения), снижение ресурса и отказ в гарантии (если пользователь признается, что время эксплуатации злостно превышалось). Вообще, желательно соблюдать правило: «Если у тебя есть бензогенератор - выключай его, дай отдохнуть и генератору», но жизнь вносит коррективы и тут: если электричества нет, а оно нужно - вряд ли кто-то станет соблюдать рекомендации.

Чтобы техника работала в течение всего срока эксплуатации, важно вовремя проводить техобслуживание и не превышать допустимую нагрузку. Снижать её, кстати, тоже нельзя: длительная работа вхолостую приводит к тому, что мотор просто не может выйти на расчётный тепловой режим и работает «в непрогретом состоянии». Это хотя и менее опасно, чем перегрузки, но ресурса явно не добавит. Оптимально, если при долгой работе генератор отдаёт от 25 до 80 % от номинальной мощности (данные сводные, у разных производителей этот диапазон отличается).

Некоторые производители в порядке эксперимента испытывают генераторы в постоянном режиме, без перерывов. Судя по отчётам, ничего ужасного с двигателями не происходит: по крайней мере, заявленный ресурс отрабатывается, и двигатели после этого остаются работоспособными.

Работа со сваркой.

Для обычных бензогенераторов достаточно высокой мощности она возможна. На технике малой мощности толком работать не удастся: двигатель будет «захлёбываться», а электрод - «залипать». Но, с точки зрения специалистов сервиса, такие нагрузки для обычного бытового бензогенератора - хороший способ познакомить генератор с этими самыми специалистами. В общем, этот вопрос - на усмотрение пользователя: если очень хочется и нужно - то можно, но вероятность поломки сильно увеличивается. Для постоянной работы со сваркой целесообразнее приобрести сварочный бензогенератор.

«Качество» тока.

Для силовой техники в принципе предпочтительнее синхронный альтернатор (или асинхронный большой мощности). Если предполагается питание электроники, желательно использовать инверторный бензогенератор. Однако он дорог, особенно на больших мощностях, а маломощный непригоден для серьёзной работы с другим оборудованием. Простой выход есть и здесь. Электронике большая мощность не нужна. Чтобы не беспокоиться за её сохранность, можно задействовать выход постоянного тока, предназначенный для подзарядки аккумуляторов 12 В. К такой АКБ реально подключить инвертор (не альтернатор, а электронный блок), который преобразует постоянные 12 В обратно в переменный ток, но уже гораздо лучшего качества. Инверторный преобразователь небольшой мощности, достаточный для питания бытовой электроники, стоит недорого. В аварийном случае можно использовать автомобильный аккумулятор, стараясь не разряжать его глубоко.

Типовые решения при использовании электрогенераторов

Если мини-электростанция приобретается для работы в течение нескольких часов в день, да и то изредка, а подключаемое оборудование - те самые банальные «телевизор и лампочка», вполне достаточно будет «кубика» или «чемоданчика» с электрической мощностью около 1 кВт. Однако его мощности не обязательно хватит даже для подключения холодильника. Если при отсутствии штатного энергоснабжения у хозяина обнаружится «чемоданчик», особенно летом, - он наверняка попробует запустить холодильник на свой страх и риск, не слушая никаких советов. Получится или нет - точно сказать нельзя, но перегрузка в течение нескольких секунд (при запуске) обязательно превысит допускаемую мощность генератора. Всё что можно посоветовать в такой ситуации - проводить каждый запуск под личным наблюдением. Если при запуске сработает защита или холодильник будет гудеть «как-то не так» - значит, не получилось, эксперимент надо прекращать, а продукты пора переносить в подпол или опускать в ведре в колодец. Но даже если холодильник запустится нормально - не стоит успокаиваться. После его отключения лучше выключить и генератор. В конце концов, если не открывать дверцу, приемлемая температура будет сохраняться в течение 5–10 часов. Можно и потерпеть, особенно если «блекауты» в данной местности редки.

Для гарантированной работы холодильника мощность должна быть чуть выше, хотя бы 1,5–2,0 кВт. Это либо «чемоданчик» в шумозащищённом кожухе, либо небольшой рамный бензогенератор. Места они занимают мало, «чемоданчик» можно хранить прямо в помещении, закрыв топливный бак и клапан на крышке бака. Вынести на улицу такую технику способен и один человек, даже не очень сильный. Никаких серьёзных дополнительных затрат подобное решение не требует. С такой мощностью можно уже работать с лёгким электроинструментом.

Рамные бензогенераторы наиболее универсальны. Стандартной их мощности в 2,0– 6,0 кВт достаточно для практически всех видов работ, строительства и энергообеспечения дома. Проще всего, конечно, протянуть от них обычный удлинитель - на выезде и на стройке так и делают. Если же вопрос заключается именно в снабжении электричеством дома, к нему можно подойти более серьёзно.

Вариантов много. Простые связаны с переделкой электропроводки. Можно протянуть в доме «аварийную» электросеть и запитывать нужные приборы от неё. Не слишком удобно, но бюджетно, к тому же можно обойтись простым генератором небольшой мощности. Более сложные решения связаны с переделкой основной сети. Да и для генератора, возможно, уже есть резон подыскать место на улице или в нежилом помещении с хорошей вентиляцией.

Самый простой вариант тут - установить через несколько минут. Самый простой вариант тут - установить

Рубильник или блок силовых переключателей прямо в доме (после электросчётчика, конечно). Если электричество отключится, бензогенератор запускают и переключают жильё на резервное питание. Главное, не забыть две вещи: во-первых, нужно сделать так, чтобы генератор никоим образом не «смог» подключиться к стационарной сети. Его мощности на всех остальных явно не хватит, произойдёт перегрузка и отключение (или поломка, если не сработает защита), а если в этой ситуации неожиданно включится основной свет - не исключён прощальный фейерверк генератора и всей прочей техники. И во-вторых, чтобы не пропустить момент включения основного энергоснабжения, нужен сигнализатор. Проще всего поставить между счётчиком и силовым переключателем отдельную лампочку. Если к дому подходит трёхфазная сеть, возможен следующий вариант: важнейшие маломощные потребители «вешаются» на одну из фаз, она и становится резервной. Конечно, переключать всё равно придётся вручную. Впрочем, для таких случаев можно использовать и трёхфазную станцию. Если нужна работа без вмешательства человека, потребуется включение в систему автоматического блока управления и использование способного работать с этим блоком стационарного генератора. Блок устанавливают в штатную электрическую сеть.

При пропадании напряжения он отключает домашнюю сеть «от проводов» и даёт команду на запуск генератора. После успешного запуска к бензогенератору автоматически подключается штатная (или резервная) домашняя сеть. Когда электричество

Снова появится, автоматика переведёт сеть в штатный режим и выключит генератор через несколько минут. Такие блоки могут применяться на станциях мощностью выше 5 кВт. Обычно они согласованы с конкретными моделями и доступны в виде опции: средняя цена вопроса - от четверти до едва ли не половины стоимости всей станции. Но зато сбои в энергоснабжении минимальны, по крайней мере до тех пор, пока в баке есть горючее. Существуют и модификации станций, на которых блок автозапуска уже установлен. Мощные станции в шумозащищённом кожухе обычно комплектуются всем необходимым в индивидуальном порядке исходя из потребностей заказчика.

Запуск станции

Мобильные аппараты обычно хранят в доме или сарае и перед запуском выносят на улицу. Несмотря на то что генераторы могут работать в любую погоду, желательно заранее предусмотреть хотя бы навес от дождя и прямых солнечных лучей. Перед включением нужно заземлить аппарат, для этого на нем предусмотрена шпилька с гайкой. Проще всего использовать заостренный Тили Г-образный металлический штырь (лучше медный или латунный), забиваемый в землю, и медный провод для соединения штыря и шпильки. В комплект станций он не входит, но сделать его довольно просто из подручных материалов.

Перед началом работы и после её окончания генератору необходимо дать поработать несколько минут на холостом ходу. Это сохранит ресурс двигателя.

В зимнее время при эксплуатации на улице или в неотапливаемом помещении нельзя продолжительно «гонять» установку без нагрузки, так как в этом случае двигатель не сможет прогреться до штатного теплового режима. Допускается использование балластной нагрузки (например, обогревателя), причём бензиновый мотор рекомендуется нагружать больше, чем дизельный. Минимальные значения нагрузки - 10 % номинальной мощности для дизеля и 30– 40 % для бензинового. Зимой требуется периодический контроль и очистка корпуса воздушного фильтра ото льда, а также отсоединение трубки вентиляции картера от корпуса воздушного фильтра. Стационарные модели монтируются в отдельном небольшом помещении, оборудованном системами воздухозабора и выброса отработанных газов на улицу.

Техническое обслуживание

Перед каждым запуском следует проводить общий осмотр установки на предмет потёков топлива и масла и проверять уровень масла. При необходимости доливки нужно использовать ту же марку масла, что была залита ранее. Несмотря на то что практически всегда двигатели в генераторах оборудованы системой автоматической остановки в случае снижения уровня масла ниже безопасного, периодический контроль требуется во избежание неожиданного останова генератора. Иногда встречаются датчики, которые «проверяют» наличие масла только в момент запуска. Если уровень снизится в процессе работы, такие генераторы не заглохнут.

Ни один производитель не признает гарантийным случаем поломку мотора из-за отсутствия масла. «Сухая» работа оставляет на трущихся поверхностях характерные следы, и обмануть сервисный центр, подлив масло после поломки, не получится.

Периодичность остальных видов обслуживания зависит от особенностей и частоты эксплуатации генератора. Обычно после 5–10 первых часов работы надо заменить масло, а дальнейшие ТО производятся по формуле: «Через столько-то часов работы или через столько-то месяцев - что наступит ранее». У разных производителей эти рекомендации немного различаются. Перед проведением работ во избежание случайного пуска следует снять колпачок со свечи зажигания или клемму с батареи. Ресурс двигателя зависит в первую очередь от трёх основных составляющих: качества воздуха, масла и топлива. Время от времени необходимо снимать и очищать воздушный фильтр (при работе в запылённых условиях чаще, чем рекомендовано инструкцией). Если фильтр поролоновый, его достаточно продуть, бумажный фильтр при сильном загрязнении требует замены, хотя и его можно продувать несколько раз. Следующая часто требующаяся операция - замена масла. Поскольку масляные фильтры предусмотрены только в мощных моделях, от состояния масла зависит и ресурс мотора. Замену нужно производить на прогретом двигателе, так сливается больше. Для техники воздушного охлаждения рекомендуется соответствующее масло, стоит оно не так уж дорого, на одну замену для генератора мощностью от 2 до 10 кВт требуется от 0,6 до 1,5 литра, так что особенного смысла в экономии нет. Что касается топлива - тут также надо учитывать особенности работы мотора. Любое топливо при длительном хранении портится, «старые запасы» лучше не использовать. Современный бензиновый двигатель требует для питания бензин с октановым числом 92. Понятие «свежий бензин» у разных производителей своё, максимальный рекомендованный срок его хранения - не более месяца. Можно и больше при условии использования специальных присадок-стабилизаторов. Для двухтактных моторов требуется доливка в бензин небольшого количества специального «двухтактного» масла. Срок хранения такой смеси - не более нескольких недель, некоторые производители рекомендуют не пользоваться смесью даже недельной давности. Дизельное топливо бывает «летнее» и «зимнее», продаётся

На АЗС в зависимости от сезона. «Летняя» солярка зимой просто замёрзнет, не дойдя до двигателя.

К другим, реже выполняемым, но необходимым операциям относятся проверка, очистка, при необходимости регулировка зазора свечи зажигания, очистка либо замена топливного фильтра (если есть), очистка топливного бака, проверка и при необходимости замена топливных шлангов, а также регулировка зазоров в клапанном механизме. Ну и, разумеется, установку надо содержать в чистоте, периодически очищая ее от пыли и грязи.

Для мощных генераторов существуют и другие операции, зависящие от их конструкции, такие как замена масляного фильтра, проверка, доливка и замена антифриза, креплений резьбовых соединений, натяжения ремней и т.д. Полный перечень можно найти в инструкции по эксплуатации или сервисной книжке.

Нужна электростанция для резервного снабжения мощностью 5 кВт, какую лучше выбрать бензиновую или дизельную?

Если планируется интенсивное использование генератора, либо уже используются дизельные агрегаты (например котел) и существует возможность подключиться к топливной ёмкости, то лучше выбрать дизель.

  • Какие генераторы надежнее: инверторные или обычные «на раме»?

    Надежнее и дешевле – генераторы на раме, инверторные установки – компактнее, легче и тише.

  • Можно ли пользоваться бензогенератором в помещении?

    Да, возможно. При этом в помещение должна быть оборудована система отвода выхлопных газов, приточная и вытяжная вентиляция.

  • Можно ли пользоваться устройством при отрицательных температурах?

    Да возможно. Хранить генератор лучше при нулевой или положительной температуре.

  • Какие использовать бензин и масло?

    Конкретно по каждой модели нужно смотреть в инструкции к генератору. В общем случае – 92-й бензин и минеральное масло 10W30.

  • Какой ресурс работы генераторов?

    Конкретно по каждой модели нужно смотреть в инструкции к генератору. В общем случае: Бензиновый генератор (двигатели HONDA, Briggs & Stratton, Robin SUBARU) – 3500-4000мото/часов, дизельный генератор жидкостного охлаждения с частотой вращения двигателя 1500об/мин (двигатели MITSUBISHI, Perkins, John Deere, Volvo, MTU и т.д.) – 35000-40000мото/часов.

  • Можно ли подключать к генератору сварочный аппарат?

    Теоретически – нет, для сварочных работ нужно использовать генератор с функцией сварки. Практически – возможно. Для определения мощности генератора нужно смотреть потребляемую мощность на сварочном аппарате. Если нет такой возможности, приблизительно – для сварки 3мм электродом 5-6кВт, 4мм электродом – 8кВт, 5мм электродом – 10кВт.

  • Для чего генератору ИБП?

    Для работы генератора ИБП не нужен. ИБП в связке с генератором поможет обеспечить устойчивую работу газового котла, обеспечит электроэнергией на момент между отключением основной сети и подключением генератора. Подробно о назначении и применении ИБП смотрите в разделе ИБП.

  • Зачем нужен кожух? Каковы преимущества кожухного исполнения?

    Применительно к бензиновым генераторам и дизельным генераторам воздушного охлаждения– кожух выполняет шумозащитные функции. Кожух на дизельных станциях жидкостного охлаждения помимо шумозащиты, защищает генератор от осадков, а совместно с опцией подогрев и от морозов, что позволяет установить станцию на улице.

  • На каком газе работают газогенераторы?

    Метан, пропан, биогаз.

  • Как долго газовый генератор может работать без остановки?

    Не зависимо от вида топлива (газ, бензин, дизель), станции воздушного охлаждения – 6-8 часов непрерывной работы, жидкостного охлаждения – постоянная работа.

  • В чем отличие номинальной от максимальной мощности газового генератора?

    Не зависимо от вида топлива (газ, бензин, дизель), номинальная мощность показывает какую мощность генератор сможет выдавать в течении продолжительного времени работы (именно на это значение и нужно ориентироваться при выборе генератора), максимальная мощность показывает какую максимальную мощность генератор сможет выдавать в течении короткого промежутка времени (этот параметр важен для подбора генератора к потребителям с высокими пусковыми токами: насосы, холодильники, кондиционеры, электроинструмент и т.д.).

  • Сложно ли подключить генератор к газу?

    Для подключения к магистральному газу потребуется согласование с местными газовыми службами, к газгольдеру можно подключиться самостоятельно, ничего согласовывать не нужно.

  • Можно ли сделать так, чтоб генератор включался и отключался автоматически при пропадании электричества в сети?

    Возможно, если генератор имеет электростарт.

  • Какой мощности нужен бензогенератор для работы со сварочным аппаратом?

    Теоретически – никакой, для сварочных работ нужно использовать генератор с функцией сварки. Практически – нужно смотреть потребляемую мощность на сварочном аппарате. Если нет такой возможности, приблизительно – для сварки 3 мм электродом 5-6 кВт, 4 мм электродом – 8 кВт, 5 мм электродом – 10 кВт.

  • На какие параметры обращать внимание при выборе сварочного генератора?

    Сварочный ток А - характеризует возможности станции в режиме работы сварочного аппарата (постоянный ток – более качественный шов, чем выше значение тока, тем больший диаметр электрода можно использовать для сварки), мощность кВт – характеризует возможности станции в режиме работы электрогенератора.

  • В настоящее время в промышленности, в строительстве или в быту широко используются электрогенераторные установки различных типов, мощности и назначения. В случаях, когда электростанция выступает в качестве постоянного или резервного источника питания, пользователь заинтересован в увеличении продолжительности ее непрерывной эксплуатации. В случае, когда генератор применяется лишь эпизодически, это требование не так актуально.

    Для того чтобы разобраться в том, какая продолжительность работы электростанции не окажет негативного влияния на ее техническое состояние и не вызовет необходимость ремонта, следует, прежде всего, изучить особенности основных типов этого оборудования.

    Бензиновые генераторы

    Конструктивно бензиновый генератор может иметь двигатель с алюминиевым или чугунным блоком цилиндров. Первые отличаются небольшим моторесурсом (несколько сотен часов). Для двигателей с чугунным блоком ресурс установки можно сравнить с характеристиками небольшого дизельного генератора, и он уже может доходить до 3-5 тысяч часов. Стоит подчеркнуть экономичность таких генераторов и невысокий уровень шума, который они воспроизводят во время работы. Чаще всего такие установки не имеют собственной системы охлаждения, что не позволяет использовать их в непрерывном режиме. Через несколько часов работы бензиновая установка нуждается в перерыве, чтобы ее мотор остыл. Также не стоит забывать и о высокой стоимости топлива, используемого установками данного типа. Но если нужен альтернативный источник энергии - недорогой, компактный и легкий, то выбор очевиден. Тем более, если генератор не планируется использовать часто и долго.

    Бензиновые модели традиционно имеют небольшую мощность (2-15 кВт), компактны и экономичны, однако рассчитаны на непродолжительную работу (7-8 часов). Такие агрегаты имеют невысокую наработку на отказ (до 4000 часов) и чаще всего выступают в качестве аварийных источников питания. Бензогенераторы могут использоваться в быту, на стройплощадке, на киносъемочной площадке, на природе и т. д.

    Дизельные установки

    Дизельгенераторы могут оснащаться высокооборотными или низкооборотными двигателями. Чаще всего такие станции имеют собственную, предусмотренную конструкцией, жидкостную систему охлаждения. Более доступными по ценовой политике являются высокооборотные установки, но они имеют ряд недостатков, аналогичных тем, которые имеются у бензиновых генераторов. Это относительно небольшой моторесурс, и, кроме того, такие установки выделяют при работе больше шума. Да и работать без остановки такой генератор может не более двух дней. Целесообразность использования такой станции имеется, если планируется режим эксплуатации не более 600 моточасов в год. Ели же работать генератор будет в более интенсивном режиме, лучше обратить внимание на более дорогие, но надежные низкооборотные установки. Преимущество низкооборотных дизельных генераторов - в малых эксплуатационных расходах. Использование таких установок дает экономический эффект при длительной эксплуатации. Тем более что они могут работать без остановки чрезвычайно длительное время.

    Дизельные генераторы выпускаются в широком спектре мощностей (12-300 кВт), имеют надежную конструкцию, относительно высокий моторесурс, безопасны в эксплуатации и могут работать в непрерывном режиме в течение более 10 часов. Эти модификации обычно используются в качестве постоянных и резервных источников электропитания. Дизельные генераторы ориентированы на применение на ответственных объектах промышленного, строительного и бытового назначения.

    Более точные данные в отношении допустимой продолжительности работы без перерыва для конкретной модели может дать производитель генератора. Современные российские и зарубежные изготовители учитывают интересы пользователей и постоянно совершенствуют конструкции выпускаемых электростанций. Вместе с тем при выборе агрегата следует учитывать не только максимальную продолжительность его работы, но и другие характеристики, а также реальные условия эксплуатации и потребности пользователя.

    В настоящее время в промышленности, в строительстве или в быту широко используются электрогенераторные установки различных типов, мощности и назначения. В случаях, когда электростанция выступает в качестве постоянного или резервного источника питания, пользователь заинтересован в увеличении продолжительности ее непрерывной эксплуатации.

    Генератор, как и любая техника, хоть и не обладает душой и рассудком, почему-то «чутко» отзывается на отношение к нему владельца. Вероятно, вы неоднократно слышали истории про то, как «только купил генератор, проработал часа два и - все! Вообще не запускается!»(с).В подавляющем большинстве случаев - просто сработала защита от масленого голодания и генератор не запускается именно из-за низкого уровня масла. Давайте рассмотрим, а как вообще нужно обслуживать, да и просто использовать генератор.

    Бензиновые генераторы от компании КотелТорг:

    Вы купили генератор.

    Итак, вы приобрели генератор, извлекли его из упаковки и осмотрели его на наличие повреждений, которые могли произойти при транспортировке. Обратите внимание на то, что бы все трубопроводы были подсоединены к соответствующим патрубкам.

    Начнем с того, что крайне необходимо прочесть инструкцию, которая приложена к вашему генератору, и только после этого начинать эксплуатацию оборудования.

    После изучения инструкции, необходимо залить достаточное количество моторного масла в, не жалейте денег на качественное масло, не такой уж большой объем требуется, мы рекомендуем синтетические моторные масла (например CASTROL Magnatec 5W-40). В любом случае, при использовании масла учитываете температуру окружающей среды, где будет использоваться генератор.

    Следующий шаг, заправка топливного бака топливом. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ и качественный бензин. Особое внимание необходимо уделить чистоте бензина, так как в основном в качестве промежуточной тары для бензина используются канистры необходимо быть уверенным в том, что в бензин не попала вода и/или посторонние вещества и грязь. Категорически недопустимо использование топливных добавок с метанолом (различные октаноповышающие добавки на основе спиртов). Октановое число бензина должно быть не ниже 87, то есть, это 92 бензин. Мы не рекомендуем использовать 95 бензин.

    Перед началом работы генератор необходимо установить на ровную сухую поверхность. Если генератор не оборудован системой вывода выхлопных газов - генератор можно запускать только на улице. Обязательным условием безопасной работы является заземление генератора. Это - ваша безопасность, не пренебрегайте ей. Следующим этапом подготовки является внешний осмотр оборудования, проверьте все соединения и правильность выбранных кабелей питания.

    Обязательно выключите все потребители, которые вы планируете подключить к генератору, и только после этого - можно осуществлять запуск двигателя.

    Обратите внимание, осмотр оборудования необходимо производить перед каждым пуском и после 8 часов непрерывной работы оборудования.

    Запуск.

    · Откройте поворотный топливный кран.

    · Вытяните на себя рычаг дроссельной заслонки.

    · Если двигатель оборудован электрозапуском - нажмите и удерживайте клавишу Start/On/Off пока двигатель не запустится. Если двигатель запускается при помощи ручного запуска (Recoil Starting System), вам необходимо перевести кнопку в положение Start и резко потянуть на себя стартовую рукоять.

    · Обязательно дайте поработать двигателю несколько минут. Постепенно возвратите рычаг дроссельной заслонки в исходное положение.

    · Только после этого можно подключать потребителей тока.

    Остановка генератора.

    · Выключите все потребители тока подключенные к генератору

    · Отсоедините и отключите нагрузку генератора.

    · Двигателю необходимо поработать несколько минут без нагрузки.

    · Переведите и удерживайте клавишу Start/On/Off пока двигатель не остановится полностью.

    · Обязательно закройте поворотный топливный кран.

    Обкатка двигателя

    Генераторы, которые мы продаем, являются крайне надежным оборудованием. Но, от того как вы будете эксплуатировать свой генератор зависит то, сколько он вам прослужит. Правильная обкатка ДВС генератора - это основа долгой и беспроблемной эксплуатации.

    Несмотря на то, что, казалось бы, логичным не нагружать генератор во время обкатки - мы вам настоятельно рекомендуем первые полтора - два часа обкатки генератора, дать минимум пятидесятипроцентную нагрузку. Нельзя, что бы генератор долго работал с минимальной нагрузкой или вообще без нагрузки. Обратите внимание на то, что вам необходимо будет при каждой заправке топливом проверять уровень масла. А еще лучше делать это во время обкатки раз в 4 часа. Масло (на горячем двигателе) меняется после 20 часов работы. После этого можно считать обкатку завершенной.

    Регулярная эксплуатация

    Если вы не используете генератор постоянно, мы рекомендуем запускать установку при нагрузке 50% мощности каждый месяц минимум на 2 часа. Периодические запуски не дают конденсироваться влаге внутри двигателя и генератора, восстанавливают масленую пленку в ДВС и значительно снижают окисление в электрических контактах.

    ВАЖНО! Генератору лучше работать 2 часа без остановки чем 10 раз по 12 минут.

    Если вы используете генератора при высокой температуре окружающей среды, обратите особое внимание на свободный доступ свежего воздуха (двигатель то - ВОЗДУШНОГО охлаждения, не забываем это). Необходимо регулярно очищать сухой ветошью ребра рубашки охлаждения двигателя. При низкой температуре особенно важным является правильный зазор электрода свечи зажигания. И в том, и в другом случае - правильно подобранное масло по вязкости, будет важным моментом.

    Если генераторная установка эксплуатируется в условиях высокогорья, обратите внимание на то, что мощность двигателя, и как следствие мощность генератора, будут снижаться на 4% каждые 310 метров над уровнем моря. Т.е. на высоте в 1500 метров, генератор мощностью в 5.5 кВт реально выдавать не более 4.3 кВт. Это особенно важно тем, кто покупает «волшебные чемоданчики» на 1 кВт. И пытаются их использовать в горах.

    Продолжение следует.


    Количество показов: 40507

    Рекомендуем почитать

    Наверх