Конструкция покрытия из тротуарной плитки. Как происходит устройство тротуаров из тротуарной плитки: детали и особенности монтажа. Подготовка базового основания для всех вариантов мощения

Свет 03.05.2020
Свет

Отправить заявку

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Что нужно для укладки тротуарной плитки, с чего начать выполнение работ?

Укладка тротуарной плитки состоит из таких этапов:

  1. , расчет количества необходимого сырья.
  2. Подготовка площадки.
  3. Разметка границ.
  4. Определение уклонов для отвода дождевых и талых вод.
  5. Устройство подстилающих слоев.
  6. Непосредственно сама укладка .

Рассмотрим каждый пункт подробно.

При выборе фигурных элементов мощения ориентируйтесь не только на свои эстетические взгляды и финансовые возможности, но и обязательно на технические требования, предъявляемые к условиям эксплуатации различных площадей.

Если вы обустраиваете веранду частного дома, достаточно плитки толщиной 3 см. При заезде легкового транспорта для мощения используется схема укладки тротуарной плитки — не тоньше 4,5-5 см, грузового – 6-10 см (зависит от интенсивности движения).

Определяя количество материала, учитывайте следующие моменты: если площадка приближена к прямоугольнику, достаточно к общему объёму ФЭМ добавить 3-4%; в случае криволинейной – 5-7%. Это обуславливается тем, что часть материала уйдёт в отходы при подрезке, что-то может разбиться при доставке и выгрузке.

Желательно, оставить в запас несколько квадратов, т. к., если через несколько лет станет вопрос о ремонте покрытия, такого вида плитки может не оказаться в продаже. Количество отходов также зависит от способа укладки: при диагональной их больше, чем при параллельной.

Объем необходимых сыпучих материалов можно вычислить только приблизительно: общую площадь умножьте на толщину подсыпки с учетом коэффициента уплотнения 1,4. В ЗИЛ входит около 3-3,5 м3 по весу 5-6 т, в КАМАЗ – 6м3 или 12 т. Для ограничения тротуарной плитки необходим поребрик (бордюр парковый) или бордюр дорожный. Эти элементы могут быть разных размеров и применяются в зависимости от назначения площадки.

Обязательно требуйте у поставщиков сертификаты качества и санитарно-эпидемиологические заключения на приобретаемые стройматериалы. Ответственный производитель и продавец всегда предоставят вам оригиналы этих документов.

Подготовка площадки к монтажу

Правильная подготовка под укладку тротуарной плитки– это залог долговечности выполненного мощения. Перед началом работ обязательно проверьте открывание дверей и ворот, заезд в гараж, высоту крыльца. Учитывайте, что выполненное покрытие добавит минимум 10 см.

Возможно, понадобится выемка или досыпка до необходимого уровня. Выемка обязательна и в том случае, если на участке свежий грунт – просадки ФЭМ не избежать. Досыпку до необходимого уровня лучше выполнить щебнем, грунт для этих целей использовать нельзя. Если на вашем участке старое уплотненное основание и позволяет высота, выемку можно не делать.

У заказчиков часто возникает вопрос: обязательно ли снимать старое асфальтовое или бетонное покрытие. Можно и не снимать, но учитывайте, что старое покрытие будет задерживать влагу и мешать быстрому высыханию плитки после дождя, это может привести к образованию плесени, разрастанию мха.

Если по каким-то причинам вы не демонтируете старое покрытие, обеспечьте дренаж, пробив с помощью перфоратора или отбойного молотка отверстия из расчёта 4-5 шт. на 1 м2.

Разметка

Планировку территории необходимо продумать заранее: померить габариты участка, размеры строений, расстояния между основными точками, учитывая крупные растения, и составить план-схему.

На местность все переносится с помощью колышков и шнура. На прямолинейных участках нужно забить колышки в углах, на криволинейных – по периметру. Отступив от поверхности земли 7-10 см, натягивается шнур для обозначения границ.

Определение уклонов для отвода дождевых и талых вод

Очень важно правильно организовать уклоны для стока воды – от зданий и сооружений на газон, в водоотводные или дренажные колодцы. Уклон может быть поперечным, продольным или комбинированным и составлять не менее 5% (5 мм на 1 м).

Ни в коем случае нельзя пускать воду в бытовую канализационную систему – это запрещено законом.

На больших площадях лучше использовать нивелир, но чаще всего укладчики применяют гидроуровень или обычный уровень в сочетании со шнуром-порядовкой.

Устройство подстилающих слоев

Для устройства подстилающего слоя используют щебень, гранитный отсев, шлак гранулированный, гарцовку (сухую смесь цемента и песка из расчета 1:8). Вид основания зависит от условий эксплуатации, толщины плит и определяется проектом выполнения работ. Все слои необходимо тщательно утрамбовывать и поливать водой.

Рассмотрим три варианта подготовки основания по уплотненному грунту:

  1. Интенсивное движение грузового транспорта: щебень фракции 20-40 мм, толщиной 10-20 см, заливка бетона 10 см с арматурной сеткой без связки, укладка плитки производится на раствор марки М150 (цемент и песок 1:3).
  2. Легковой транспорт: щебень фракции 5-20 мм толщиной 10 см, гарцовка или шлак гранулированный – 5-7 см.
  3. Без заезда транспорта – слой гарцовки или шлака гранулированного 5-7 см.

Гарцовку лучше готовить непосредственно на стройплощадке в бетоносмесителе из расчета на одну рабочую смену, со временем ее качество, особенно в сырую погоду, ухудшается.

На чистый песок производить укладку не рекомендуется, так как необходимо будет принимать дополнительные меры по предотвращению вымывания его из-под плитки: полностью промазывать все примыкания ФЭМ раствором особенно изнутри, организовывать , установленных на бетон. Эти меры приведут к дополнительному удорожанию проведения работ по укладке тротуарной плитки, хотя сам песок дешевле, чем другие сыпучие.

Узнайте из этого видео еще больше о технике подготовки основания для укладки тротуарной плитки, и как происходит поэтапный процесс:

Техника мощения ФЭМ – порядок производимых работ

Для производства работ по укладке тротуарной плитки необходимы такие :

  • резиновая или деревянная киянка (специальный молоток);
  • трамбовка (лучше, надёжнее и быстрее использовать механическую бензиновую или электрическую, но на небольших участках можно обойтись и ручной);
  • колышки;
  • шнур;
  • мастерок;
  • уровень;
  • правило;
  • швабра или грабли;
  • жесткая щетка.

Существует множество способов укладки ФЭМ, они разделяются по цвету (одноцветное и многоцветное) и по расположению меж плиточного шва (четко направленное, радиальное и хаотичное).
Существуют основные правила и .
Тротуарные плиты укладываются на тщательно выровненный подстилающий слой и втрамбовываются с помощью киянки. Правильность укладки контролируется с помощью уровня.

Для ограничения площадки необходимо или поребрик. Для его установки натягивается шнур, по нему выкапывается траншея. На её дно насыпается песок и трамбуется. После этого производится установка бортового камня на бетон.

Следует обратить внимание на симметричность, правильность укладки плитки в центральных местах вашей площадки – ворота, вход в дом, вид из окна.

До укладки ФЭМ вокруг дома или гаража (особенно если есть подвал) необходимо выполнить отмостку с проведением комплекса работ по гидроизоляции, т. к. через швы тротуарной плитки вода будет просачиваться и попадать в подвал. Поверх отмостки можно уложить плитку, и вся площадь будет выглядеть единым полотном.

По поверхности уложенной ФЭМ рассыпается сухой песок и тщательно распределяется в межплиточные швы. Желательно эту процедуру проделать несколько раз, сочетая с поливом водой из шланга или лейки, чтобы добиться заполнения щелей песком.

В этом видеоуроке узнайте пошаговую инструкцию о технологии укладки тротуарной плитки — как правильно производится ее монтаж:

Обязательно осмотрите всю поверхность на предмет попадания бетона или раствора – через несколько дней будет просто невозможно . Выполните обратную засыпку бордюрного камня, уберите весь мусор – и вот вы счастливый обладатель нового двора, беседки или стоянки.

Укладка тротуарной плитки - комплексное мероприятие, требующее соблюдение многих строительных правил. Несоблюдение одного из правил приводит к разрушению всего комплекса.

Подготовительные работы. Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки и брусчатки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям, уклоны. После того как были произведены работы по разбивке контура, приступают к подготовке основания, которое включает следующие виды работ:

Планировка. После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.

Устройство уклонов, дренаж. Нужно учесть, что несмотря на плотно прилегающие швы брусчатки, основание пропитывается водой. Поэтому в основании необходим водонепроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть поверхностной воды может быть отведена напрямую через брусчатку и несущий слой в грунт. В любом случае, покрытие из брусчатки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, чтобы под брусчаткой не образовывалось «болото».

Устройство несущего слоя. Для несущего слоя должен быть применён морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесён равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из брусчатки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и укладывается в несколько слоёв, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.

Установка бордюров. Во избежание «расползания» брусчатки по краям используют пластиковый бордюр или поребрик, которые должны достигать половины высоты брусчатки и затем могут быть прикрыты природным грунтом.

Устройство выравнивающего песчаного слоя под брусчатку. На уплотнённый несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3 - 5 см, обязательно чистого (без глины). Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка.

После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо закреплены, укладывается подстилающий слой между ними и разглаживается с помощью правила так, чтобы брусчатка, прежде чем она будет уплотнена, лежала на 1 см выше от необходимого уровня. Затем направляющие осторожно убирают, а оставшиеся желобки аккуратно заполняют песком. На уложенный настил не наступать!!!

Укладка брусчатки

Для укладки тротуарной плитки при достаточном объёме работ необходима бригада из 4-х человек, которая сможет в среднем за 1 рабочую смену освоить объём 30 -40 м2 со всеми сопутствующими работами.

Укладку начинают:

  • От нижней точки к повышающей;
  • От оптически важной границы;
  • От важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т.д.

Прежде чем начинать укладывать первый ряд брусчатки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Затем, придерживаясь натянутого шнура, приступаем к укладке. Проверять точное расположение швов рекомендуется через каждые три ряда уложенной брусчатки.

Укладывается при помощи резинового молотка лёгким постукиванием по брусчатке. Каждые 5 м2 уложенной, но не уплотнённой брусчатки её горизонтальная поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила, при этом погрешности от 5 мм до 1 см на 2 метра уложенной площади.

Нередко возникают проблемы очень точной резки брусчатки. Для этого существуют отрезные диски с алмазным напылением. На объекте до 100 м2 полностью изнашивается до двух дисков.

Заделка швов и виброуплотнение. После того, как брусчатка уложена, покрытие уплотняется виброплитой. После первого виброуплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, «связывая» всё покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие вновь уплотняется виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить, чтобы он полежал некоторое время. После чего можно ещё раз промести площадку.

Текущая эксплуатация. В зимнее время во избежание наледи покрытие нужно регулярно чистить с помощью метлы и деревянной лопаты. Для уменьшения скользкости можно посыпать песком. Если снег не был вовремя убран, и наледь образовалась, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического лома. Снегоуборочная техника, обслуживающая покрытие, также должна иметь на отвале резиновую насадку.

При воздействии различных материалов на брусчатке могут возникать загрязнения, существенно изменяющие вид покрытия. Например, автопокрышки оставляют чёрные полосы, пыль и дорожная грязь делают поверхность чёрно-серой. С помощью чистящих средств и специальных веществ можно вернуть поверхности первоначальный цвет.

Способы укладки тротуарной плитки

Существует несколько способов укладки брусчатки. Выбор способа зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации участка (пешеходная зона, площадка для проезда и парковки легковых автомобилей, отмостка). Возможна укладка брусчатки с бордюрными камнями или без них. Вне зависимости от выбранного способа укладки, результат работы значительно зависит от тщательности предварительной разметки и подготовки основания под укладку. Этап разметки площадок и дорожек и подготовки основы (ложа) является общим для всех типов мощения.

Для пешеходных дорожек и площадок с небольшой нагрузкой укладка производится на песчаное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте песок слоем 5 - 15 см.

2. Тщательно разровняйте песок, соблюдая необходимые уклоны для стока воды, используйте грабли и правило.

3. Пролейте получившийся слой водой из шланга или из лейки (необходимо не менее 10 литров воды на 1 м2).

4. Утрамбуйте основание ручной трамбовкой.

5. На жидкий раствор М100 установите бордюры, при необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

6. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

7. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

8. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающий песок, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

9. Заполните зазоры между камнями просеянным песком с помощью щетки, совершая движения в разных направлениях.

10. Смойте излишки песка слабой струей воды, следя за тем, чтобы песок не вымывался из швов.

Для умеренного движения и стоянки легкового транспорта укладка производится на щебеночное основание с сухой смесью

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 20 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

3. На жидкий раствор М100 установите бордюры. При необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

4. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

5. Насыпьте и разровняйте сухую цементно-песчаную смесь слоем 5 - 10 см. (Возможно дополнительное армирование дорожной сеткой).

6. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

7. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающую смесь, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

8. Пролейте дорожку большим количеством воды.

9. Дождитесь высыхания поверхности брусчатки. Только после этого заполните швы сухой смесью.

10. Повторно пролейте водой дорожку из лейки, следя за тем, чтобы вода не вымывала смесь из швов.

11. При необходимости до полного застывания очистите поверхность от излишков раствора. На поверхности не должно остаться следов раствора. Все швы должны быть тщательно заполнены смесью.

Для устройства отмосток, площадок с большой нагрузкой и при проблемных грунтах укладка производится на бетонное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 15 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

2. Утрамбуйте щебень трамбовкой.

3. По границе участка предназначенного для заливки бетоном установите опалубку из досок толщиной не менее 40 мм, закрепив их кольями через каждые 60 - 100 см.

4. Уложите бетон слоем 5 - 15 см. При больших площадях покрытий желательно оставлять температурные швы шириной не менее 0,5 см через каждые 3 м для предотвращения растрескивания покрытия в зимний период. В случае армирования бетонной подушки сначала уложите бетон слоем около 3 см. Затем уложите дорожную сетку и залейте её бетоном до проектного уровня (возможно использование проставок).

5. Окончательно сформируйте уклоны и уровни основания.

6. На жидкий раствор М100 установите бордюры. Опалубку можно не снимать.

7. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

8. Укладка элементов производится на цементно-песчаную стяжку толщиной 1 -3 см. Стяжку необходимо заливать на предварительно увлажненную поверхность.

9. Заполните температурные швы эластичным наполнителем.

10. Заделайте швы раствором или затиркой. Старайтесь не допускать в процессе работы попадания раствора на лицевую поверхность покрытия, если это произошло, следы раствора необходимо удалить до его застывания.

Для дорожного покрытия и покрытия садовых и парковых аллей в последнее десятилетие характерно то, что на них укладывается наиболее популярный сейчас вид покрытия – брусчатка. Особенно широкое применение она имеет в индивидуальном строительстве.

Красивый вид, несложная технология, по которой она укладывается, простор ухода делают этот вид покрытия востребованным повсеместно как в городской, так и в сельской местности.

Брусчатка – это который изготавливается из натурального камня: гранита, кварцита, песчаника или из бетона. Основное ее отличие от тротуарной плитки в геометрической форме. Она представляет собой объемный прямоугольник. По методу производства бывает колотой, пилено-колотой, пиленой, галтованной.

К преимуществам брусчатки относятся:

  • высокое качество и технологичность;
  • уменьшение финансовых затрат, так как уход за ней минимальный;
  • долговечность – до 30 лет службы;
  • устойчивость к различным негативным факторам: физическим, механическим, химическим;
  • экологичность: она не нагревается на солнце и не выделяет вредных веществ в атмосферу;
  • эстетичность: применение различных пигментов придает материалу разнообразные оттенки, цвета не выгорают от времени.

Укладка данного вида покрытия требует правильного использования материалов, оборудования, соблюдения правил и инструкций по мощению дорог и дорожек, которые прописаны в технической документации.

Мощение дорожек своими руками

В основное внимание уделяется уплотнению земляного кома и правильной организации дренажа:

  • при влажном грунте используется геосинтетическое полотно, которое равномерно распределяет нагрузку на грунт и сохраняет дренажную систему в рабочем состоянии длительный период времени;
  • если основной компонент грунта – песок, то несущий грунт дополнительно не укладывается.

Вернуться к оглавлению

Инструменты для укладки дорожного покрытия

Устройство дорожного покрытия предусматривает применение следующих инструментов:

  • резиновый молоток и метла;
  • древесные или металлические колышки;
  • строительный уровень и рулетка;
  • щетка и деревянный брусок;
  • бадья и мастерок;
  • лопата и садовые грабли;
  • тачка и трамбовка вибрационная или ручная;
  • поливочный шланг с душевым устройством, лейка и сито;
  • шлифовальная машинка и алмазные диски для резки брусков камня;
  • рукавицы, защитные очки.

Вернуться к оглавлению

Подготовка базового основания для всех вариантов мощения

Устройство основы состоит из нескольких этапов:

  • в месте будущего дорожного покрытия выставляются контрольные колышки-маячки;
  • определяется сток воды, он должен быть не меньше 5 % или 5 мм на 1 м поверхности;
  • по окончании разметки необходимо определить достаточность земли на площадке: при излишке грунт убирается, при недостатке добавляется;
  • площадка выравнивается с помощью граблей и уплотняется виброплитой;
  • проводится расчет высоты основания, она должна быть выше запланированного уровня на 1-2 см, это необходимо для учета усадки при уплотнении;
  • отмерить высоту, на которую будет насыпаться песок, и закрепить шнур порядовку на этом уровне между кольями;
  • отсыпается песочная подушка, тщательно разравнивается с помощью граблей и поливается водой до образования луж. В солнечную погоду поверхность через несколько часов выравнивается профилем, она должна быть ровной и гладкой.

Вернуться к оглавлению

Мощение дорожного покрытия на песчаном основании

Устройство мостовой из брусчатки на песчаное основание имеет следующие этапы:

  • на подготовленную поверхность укладывается геополотно и отсыпается подушка из песка слоем 10-15 см;
  • подушка тщательно разравнивается, выполняется уклон под сток воды, необходимо обязательно учитывать «правило 5 %»;
  • полить песчаное основание водой из шланга или лейки;
  • утрамбовать его виброплитой;
  • закрепить шнур под высоту бордюра;
  • устанавливаются бордюры, под них выкапывается траншея, которую заполняют щебнем, наносится цементный раствор слоем в 1,5 см и длиной под бордюр, большее количество наносить за один раз запрещается по технологии укладки брусчатки. При помощи резинового молотка бордюр выравнивается до соприкосновения со шнуром;
  • бордюр закрепляется бетонной смесью, которая приготавливается в пропорции 1:3, цемент и песок;
  • по рисунку мощения с помощью уровня и резинового молотка выкладываются бруски из камня, с зазорами между ними 2-3 мм, контролируются уклоны согласно «правила»;
  • зазоры заполняются чистым речным песком при помощи щетки;
  • мостовая утрамбовывается виброплитой, очищается слабой струей воды, чтобы швы не вымылись.

Вернуться к оглавлению

Мощение дорожек на основании из щебня

На щебеночное основание включает в себя такие работы:

  • на предварительно подготовленное ложе укладывается геосетка из синтетики;
  • насыпается слой щебня высотой 10-20 см;
  • щебень разравнивается, подготавливается уклон согласно «правила»;
  • проводится утрамбовка щебня;
  • подготавливается траншея под бордюры, которая также заполняется щебнем, выкладывается бетонная смесь, устанавливаются и выравниваются под шнур бордюры;
  • бордюры закрепляются цементным раствором;
  • насыпается сухая цементно-песочная смесь высотой 5-10 см, при необходимости укладывается дорожная сетка;
  • при помощи резиновой киянки и уровня выкладываются бруски из камня соответственно эскизу мощения, между ними оставляются зазоры размером 2-3 см;
  • дорожка поливается большим количеством воды из шланга;
  • после высыхания поверхности швы заполняются сухой смесью и поливаются осторожно водой из лейки небольшой струей, чтобы не вымывать смесь из швов.
технология
укладки
тротуарной
плитки

1.Общие сведения.
Тротуарная плитка – идеальное покрытие в условиях морозных зим,
она имеет высокую прочность и низкую истираемость.
В последние годы эта плитка стала пользоваться большим
спросом.
Плитка не выделяет вредных летучих веществ и не размягчается под
палящими солнечными лучами. Заполненные песком
межплиточные швы позволяют просачиваться излишней влаге после
дождя, предупреждая образование луж.

Основные преимущества поверхностей из тротуарной
плитки:
1.На поверхности тротуарной плитки никогда не образуются
лужи, так как излишки воды уходят через зазоры между ними.
2.Покрытие из плиток благотворно влияет на экологичность
окружающего пространства, не нарушая потребность травы
в газообмене.
3.При демонтаже или ремонтных работах (например, прокладке
подземных инженерных сетей) тротуарная плитка легко
снимается и, после необходимых ремонтных действий,
укладывается снова.
4.В летний период времени плиточное покрытие нагревается
значительно меньше, чем асфальтированная поверхность, при
этом она не размягчается и не выделяет летучих газов
и токсинов.
5.Декоративность покрытия.

ВИДЫ ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ:
1.Тротуарная плитка-брусчатка. Она может быть изготовлена
из глины специальных сортов или цемента – это прочный
и устойчивый к различным погодным условиям и механическим
воздействиям материал.
2.Резиновая тротуарная плитка- это резиновая масса
и специальный цветной наполнитель. Это плитка морозоустойчива,
не выгорает на солнце, проста в обслуживании и монтаже.

3.Плитка на основе полимеров и песка - также является
продуктом нового поколения, и она постепенно завоевывает
популярность. Такая плитка легкая и долговечная,
морозоустойчивая, повредить практически невозможно.
4.Армированная тротуарная плитка - изготавливается
с использованием железных сеток и бетона. Такое покрытие
способно выдерживать многотонные нагрузки.

5.Гранитная тротуарная плитка - решит проблему мощения
на долгие десятилетия, так как ей практически не требуется
ремонт. Это красивый, прочный, вечный материал.
Обычно толщина тротуарной плитки изменяется в пределах 2060 мм.
Схема укладки тротуарной плитки может быть как очень простой, когда
в определенном порядке сочетаются два цвета, так и сложной, с
помощью, которой можно создавать настоящие рисунки.

2.Виды применяемых инструментов и приспособлений.
Направляющие маяки
Совковые и штыковые лопаты
Правило для разравнивания песка
Болгарка-для резки плитки
Тачка, носилки

уровень
метла, веник
резиновый молоток
шнур - порядовка
рулетка
виброплита
колышки деревянные

3.Виды применяемых материалов.
Песок
Тротуарная плитка толщиной 50-60 мм
Щебень фракции 10-20мм; 20-50мм
Бордюр
Цемент М400 или М500

4.Организация труда и рабочего места.
Укладка тротуарной плитки производится на предварительно подготовленную
площадь. Высокий уровень конечного результата в большей степени зависит от того,
как поверхность была подготовлена. Почвенные условия показывают, какой вид, и
какое количество песка и щебня требуется для прочного и надежного основания при
укладке тротуарной плитки.
При настилке тротуарной плитки работает 3 звена состоящее из плиточников - трёх человек:
*1звено плиточник -4 разряда-1 человек;
плиточник -3 разряда- 1человек;
плиточник-2 разряда-1 человек.
Звено размечает основание, снимает грунт.
*2 звено плиточник-4 разряда-1 человек
плиточник-3 разряда- 1 человек;
плиточник- 2 разряда-1 человек.
Разравнивают, уплотняют песчаное основание, устраивают дренаж.
*3 звено плиточник 4 разряда-3 человека;
плиточник 2 разряда-3 человека.
Укладывают плитку на место, подрезают плитку по размеру, заполняют сухим
раствором швы между плиткой.

5 .Техника безопасности.
До начала работ необходимо осмотреть рабочее место, убрать
ненужные материалы, проверить исправность инструментов,
инвентаря и приспособлений.
Если потребовалось заточить инструмент или поправить кромку
перерубленной плитки на точильном станке, необходимо надевать
защитные очки. Сортировку плитки и другие подсобные работы
выполняют в плотных рукавицах, резку и подтеску плиток - в
защитных очках с небьющимися стеклами. Подтеску и резку плиток
на коленях выполнять запрещается.
Выполнять плиточные работы с применением электрических
инструментов разрешается только в резиновой обуви и резиновых
перчатках. При работе с песком, цементом и другими пылящими
материалами необходимо защищать глаза и дыхательные пути от
пыли, иметь спецовку.

6.Технологический процесс "шаг за шагом"
1.Планировка и разметка основания
Для определения количества плиток и
сырья под основание необходимо
продумать планировку участка с
учетом расположения и размеров его
дорожек и площадок. Одним из
основных правил укладки тротуарной
плитки является необходимость
обустройства дорожек под небольшим
уклоном из расчета на каждый метр по
5 мм с тем, чтоб вода свободно
отходила от них в колодцы или на
газоны.
Далее, когда разметка будет
окончена, следует несколько раз
пройтись по будущей дорожке, чтобы
понять, насколько удобно ею
пользоваться, и стоит ли
корректировать размер и положение.

Для разметки основания необходимы колья, шнур-порядовка
и рулетка.
Вдоль нулевой линии (линии,
к которой будет наклонена
площадка) необходимо
вбить в землю четыре
колышка и натянуть между
ними шнур по уровню.
В результате получится прямоугольник, обозначенный
шнурами и лежащий в плоскости будущей площадки
с уложенной тротуарной плиткой.

2. Выемка дерна на глубину около 15-20см.Трамбовка грунта.
Подготовка основания данный этап очень важен.
Только качественно
и правильно подготовленное
основание не даст
в дальнейшем дорожке или
площадке просесть, тем
самым будет обеспечена
долговечность укладки.
снимается старое
покрытие (грунт) и вынимается
дерн на 15-20 см, а на
-
впадинах, ямах и котловинах –
наоборот, подсыпается грунт.

Трамбовка грунта
Выровненное граблями основание
тщательно утрамбовывается. При
работе с мягким грунтом
желательно перед утрамбовкой
смочить выровненную поверхность
почвы водой. Тщательная
утрамбовка основания позволит
предупредить неравномерность и
просадку тротуарной плитки.
если у вас нет специального
приспособления, то можно трамбовать
подручными средствами.

3. Установка бордюра
Чтобы плиточное покрытие не расползалось в стороны, его
желательно закрепить бордюрами. Их устанавливаем на
бетонную подушку по краям площадки или дорожки.
Начать следует с подготовки
поверхности, где будет
располагаться бордюр. Для этого в
землю вбиваем колышки и
натягиваем веревку по линии
будущего бордюра. Затем нужно
выкопать траншею. Глубина
траншеи должна немного
превышать высоту приготовленного
бордюрного камня. Ширина
траншеи – приблизительно 20 см,
для тротуарного бордюра

С помощью лопаты смешиваем в
корыте песок, цемент, воду и
щебень мелкой фракции в
пропорциях примерно 2,5:1:2.
Раствор наносим на ранее
утрамбованный песок.
Теперь устанавливаем сам бордюр.

4. Устройство щебеночного основания
Следующий этап – устройство щебеночного основания и его
уплотнение.
Этот материал должен быть
нанесён равномерно по высоте и
прямолинейно с соответствующим
уклоном и разметкой поверхности.
Для уплотнения щебня используется
виброплита или небольшой
дорожный каток. По одному месту
нужно пройтись 5-6 раз. В процессе
уплотнения щебень нужно
обязательно смачивать.

5. Создание «подушки» из песка.
На подготовленный базовый слой щебня
можно выкладывать песок, который не
только повысит стабильность тротуара,
но и будет выступать в роли дренажной
системы. Отсыпанный песок
необходимо разровнять граблями и
поливать водой тех пор, пока на его
поверхности не образуются лужи.
Уже через 3-4 часа при солнечной
погоде «подушке» можно придавать
гладкую ровную форму при помощи
профиля, в качестве которого также
могут выступить обычная труба или
балка. Для выравнивания поверхности
песчаного слоя можно воспользоваться
дюймовыми ПВХ трубами.
Трубы размещаются по типу рельсов основание песка разравнивают
на расстоянии 2-3 метров друг от
правилом.
друга.

Необходимо тщательно
разравнять и утрамбовать
песочное основание.
Слой песка обильно
смачивается водой.
Трамбовка в солнечный
день производится
приблизительно через
2-3 часа, а в
пасмурную погоду на
следующий день.

5. Подготовка цементно-песочной прослойки
- приготавливается сухая песчаноцементная смесь (1:3 ; 1:5) и насыпается в
высоту 3-5см, высоту смеси можно
регулировать с помощью установленных по
уровню маяков / металлических труб или
деревянных реек/
- насыпанная
сухая смесь
равномерно
распределяется по
поверхности
граблями.
- правилом
делаем стяжку до
ровной
поверхности.
Получится ровная
полоса, готовая
к укладке.

7. Укладка плитки способом « плетенка »
Укладка проводиться путем укладки
плиток, расположенных попарно,
плитки укладываются по две штуки
боком. . Следующая пара
укладывается таким образом, чтобы
центральная линия, образованная
между ними была направлена вверх.
Перед укладкой необходимо
сначала выполнить
сортировку плитки, уложить
ее стопками возле
подготовленного участка.
дефекты: выпуклость,
вогнутость, искривление.

Необходимо перед укладкой
натянуть по фаске шнурпорядовку. Кладку тротуарной
плитки лучше начинать от
бордюра. Первый ряд
выкладывается строго по
шнуру.
Плитку выкладывают в направлении
«от себя», постепенно продвигаясь
вперед, идти нужно по только что
уложенной плитке.
Сначала необходимо уложить
одну плитку, тщательно поровняв
ее по осям разметки.

Простучать плитку резиновым
молотком, утопив плитку в грунт
до уровня разметки.
Если плитка ложится неровно, можно с помощью мастерка снять
и подсыпать под нее слой цементно-песчанной сухой смеси и
потом снова утрамбовать.

Выравнивать тротуарную плитку необходимо с
помощью строительного уровня и резинового
молотка.

Последовательность укладки плиток выбирается
в зависимости от типа рисунка плитки и способа её
укладки.

Окончательную подрезку и подгонку плитки лучше делать
в конце укладки.
Подрезка плитки производится
с помощью болгарки с алмазным
диском по бетону.

8.Заполнение швов
Положив плитку, проверяем площадку на предмет выпуклостей и
неровностей, для этого используем уровень.

При укладке, между плитками образуются щели, которые
нужно заполнить. Именно процесс заполнения щелей
и называется прометанием. Для прометания нам понадобится
сухой песок и цемент. Их нужно смешать в пропорции 1 к 6.
Смесь равномерно рассыпают поверх плитки, а затем
веником несколько раз прометают, заполняя швы.
По
завершению
работы
плитку
поливают
водой.
С готовой поверхности сметается мусор и остатки песка.
Ходить по вымощенной дорожке желательно не ранее чем
через 2-3 дня после её укладки.

Дефекты покрытия из тротуарной плитки и причины их
появления.
Отдельные плитки выпирают
или «гуляют»
Основание было недостаточно или
неравномерно уплотнено
Провалы плиточного покрытия
на значительных площадях
Недостаточно уплотнено основание или
не соблюдены толщины основания
Образуются сколы по краям
плитки
Недостаточная ширина швов
Под плиткой собирается вода,
стоит «болото»
Не предусмотрен уклон или
некачественно выполнен дренаж
Плитка трескается
Некачественная плитка или нагрузки,
превышающие запланированные

Укладка тротуарной плитки – достаточно ответственное мероприятие, поэтому технология выполнения работ должна быть точно соблюдена с учетом всех строительных правил.

Без соблюдения определенных правил в работе возможно разрушение всего комплекса . Устройство тротуарной плитки выполняется в несколько этапов:

  • разметка – по всему периметру расставляются отметки;
  • планировка – с размеченной части под мощение выбирается и вывозится грунт;
  • рабочее покрытие грунта уплотняется;
  • укладывается теплоизолирующий слой;
  • укладывается геотекстиль;
  • устройство дополнительного основания;
  • установка бордюров;
  • устройство несущего основания и его уплотнение;
  • устройство монтажного основания;
  • укладка и утрамбовка тротуарной плитки;
  • резка плитки;
  • заполнение швов.

Естественно, что любые работы следует начинать с расчистки участков: корчевание пней; очистка от сорняков; уборка и вывоз мусора и прочее. Затем следует . При наличии излишков грунта их необходимо снять и вывезти, после чего участок разравнивается.

Теперь можно перейти к планированию участка. Для того чтобы правильно выполнить все работы, нужно подготовить проект, чертеж участка, и на его основании выполнить при помощи рулетки и нивелира промеры по вертикали и горизонтали. После чего забиваются в узловых точках заранее приготовленные колышки. Затем следует укладка теплоизолирующих слоев. Теплоизоляция – это один или несколько слоев из листов пенопласта. Пенопласт может заменяться сходными по параметрам другими теплоизоляционными материалами. Такие материалы необходимо укладывать каждой плиткой непосредственно на земляное полотно. Если земляное полотно выровнено, сложности такая укладка не вызовет, но если же на поверхности присутствуют впадины, то их необходимо выравнивать песком. Неровностей под плитами пенопласта не должно быть. Иногда в качестве морозозащитного покрытия применяют бетон с вяжущими заполнителями, пористые каменные материалы, а также золошлаковые смеси с легкими заполнителями.

Устройство основания

В основном для устройства дополнительного покрытия основания используют намывной или карьерный песок. В отдельных случаях могут использоваться для основания такие материалы, как:

  1. Щебень, но он значительно дороже песка.
  2. Грунт, укрепленный вяжущими материалами: цементом или известью с золошлаковыми смесями. Сначала он смешивается с дисперсными добавками, после чего в него вводят известь и воду или цемент и воду. Уплотнение грунта производится не позднее чем спустя 3 ч после добавления цемента и воды. Используя известь, укрепленный грунт необходимо спланировать и уплотнить в течение 1 суток.

Укрепленные грунты необходимо укладывать в один или несколько слоев в зависимости от толщины покрытия. Верхний ряд основания следует устраивать из приготовленных в установках смесей. Для достижения необходимой плотности и ровности грунта, укрепленного вяжущими материалами, можно применять уплотнение. При формировании дополнительных слоев основным материалом остается песок.

Толщина слоя зависит от проектной толщины дополнительного слоя основания, который можно уложить сразу на всю толщину слоя или который подлежит послойной укладке с промежуточным уплотнением.

Вернуться к оглавлению

Установка бортового камня

Здесь важно учесть соотношение высоты бортового камня и толщину его дополнительного и несущего слоев основания. Высота камней может быть от 12 до 45 см. После того как произведена планировка и уплотнение слоя грунта, следует установить бортовые камни по периметру рабочей зоны. Таким образом, края дорожных одежд надежно закрепятся, и так можно предотвратить осыпание краев из щебня и песка. Особое внимание следует обратить на высотные отметки верхних краев бортовых камней. После того как установят бортовые камни, намного легче отслеживать высотные отметки при укладке дополнительных и несущих слоев основания. Если ваш проект предусматривает между дополнительным слоем и земляным полотном дренирующие или гидроизоляционные слои, их необходимо уложить сразу за установкой бортовых камней. Вся технология, используемая при , заключается в следующих действиях: уплотнение грунта; ; устройство дополнительных оснований; устройство основного основания; устройство дренажа; укладка монтажного слоя; мощение тротуарной плиткой.

Несущие слои основания преимущественно устраиваются из гравия разных фракций, щебня, шлака, пескоцемента и песчано-гравийных или песчано-щебеночных смесей. Послойно отсыпается щебень и уплотняется. Определять объем материала следует с запасом, учитывая коэффициент на уплотнение.

Вернуться к оглавлению

Монтажный слой

Непосредственно перед самой укладкой тротуарной плитки устраивается монтажный слой. Изготовление монтажного слоя с процессом укладки тротуарной плитки – единый технологический процесс, так как назначение монтажного слоя заключается в окончательном выравнивании полотна перед укладкой и удержании плитки от смещения в процессе ее эксплуатации.

Технология устройства монтажного слоя следующая. Поверх выровненного и уплотненного несущего слоя основания укладываются направляющие, представляющие собой металлический профиль прямоугольного сечения 30 мм высотой. Укладываются направляющие параллельно друг другу на длину правила. После чего устанавливают правило на направляющие и передвигают его таким образом, чтобы при скольжении сгребалась лишняя гарцовка в конец. В результате чего получится ровная поверхность из гарцовки, что, собственно, и послужит монтажным слоем. Толщина уплотненного монтажного слоя должна составлять от 3 см, но быть не более 5 см в каждой точке площади покрытия.

По готовому монтажному слою нельзя ходить, его поверхность может нарушиться, и протяжку верхнего слоя гарцовки необходимо будет повторять. При мощении тротуарной плиткой, выполнении предварительных работ либо же устройстве подготовительных слоев понадобится определенный инструмент:

  • лопата;
  • тачка;
  • виброплита;
  • ландшафтные грабли;
  • мерная лента;
  • садовый шланг;
  • строительная нить;
  • пила с алмазным лезвием;
  • ножницы;
  • долото;
  • молоток;
  • шприц для расшивки швов;
  • воздуходувка;
  • смеситель для раствора.


Рекомендуем почитать

Наверх