Судьба ледокола михаил сомов. Фильм «Ледокол» (рецензия Евгения Киселева). Пленники Антарктики. Настоящая история спасения ледокола «Михаил Сомов»

Мебель и интерьеры 02.07.2020
Мебель и интерьеры

Судно МИХАИЛ СОМОВ (IMO: 7518202, MMSI (идентификационный номер станции): 273450550) - научно-исследовательское судно, введенное в эксплуатацию в 1975. Ходит под Российским флагом. MIKHAIL SOMOV имеет размер в длину 134м и ширину 19м. Валовый тоннаж судна составляет 7745 тон. В таблице ниже указана подробная техническая информация, фотографии судна, AIS данные, онлайн карта и реальное местоположение МИХАИЛ СОМОВ.

Местоположение МИХАИЛ СОМОВ на онлайн - карте

Позиции судов, отображенные на онлайн карте в реальном времени могут устаревать на час и более. Данные о текущем положении судна предоставлены исключительно для информационных целей и не предполагается,что они будут использованы с целью обеспечения безопасности судоходства или для ориентирования и навигации.

Нажмите для загрузки карты


Информация о MIKHAIL SOMOV и данные автоматической информационной системы (AIS)

  • Тип судна: Научно-исследовательское судно (Research Vessel)
  • Флаг: Россия
  • Позывной: UCLD
  • IMO/MMSI (идентификационный номер станции): 7518202 / 273450550
  • Год постройки: 1975
  • Размер: 133 x 19 m
  • Осадка: 8.4 m
  • Валовая вместимость (Gross Tonnage): 7745 t
  • Чистая вместимость (Net Tonnage): 2323 t
  • Дедвейт (Deadweight, DWT): 5305 t
  • Расход топлива на ходу: По чистой воде 15 т / Во льду 24 т
  • Количество бункера: Дизтопливо 1814 т / Воды 469 т / Масло 30 т
  • Пассажиро-вместимость: 144 человека из них 40 - экипаж

Последние новости о ледоколе Михаил Сомов

23 ноября 2018

На борту «Михаила Сомова» пограничники обнаружили и изъяли около 2 тонн незаконно выловленной рыбы (сибирский осетр, семга, сиг) и орудия ловли. По приблизительной оценке, ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам составил более 15 миллионов рублей. В настоящее время проводится разбирательство.

19 ноября 2018

Научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" вернулось из очередного рейса в Арктику. За двухмесячный поход экипаж ледокола успел посетить самые крайние точки высоких широт. Экспедиционное судно дошло до Чукотки, Земли Франца-Иосифа и острова Врангеля. На труднодоступные метеостанции было доставлено продовольствие, а таке проведено техническое обслуживание станционного оборудования.

Судно «Михаил Сомов» - дизель-электроход, может быть использован в ледокольном варианте при толщине сплошного льда до 70 см. Названо в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908 - 1973).

Постройка: построен Херсонским судостроительным заводом Минстроя СССР, является заключительным семнадцатым судном типа «Амгуэма» (и пятым из числа судов серии, построенных этим заводом, головное судно «Капитан Мышевский»), утвержденного Минсудпромом в проекте №550 в январе 1956 года.

Научно-экспедиционное судно заложено 10 октября 1974 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР. Спущено на воду 28 февраля 1975 года.

Подъем Государственного флага СССР на «Михаиле Сомове» состоялся 8 июля 1975 года. Этот день и считается днем рождения судна. Оно было передано в НИИ Арктики и Антарктики под командование капитана М. Е. Михайлова 30 июля 1975 года. 2 сентября того же года «Михаил Сомов» вышел в свой первый рейс.

История судна

«Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной советской и российской Антарктических экспедициях. Выполнено более десятка рейсов от ААНИИ по перевозке грузов, в том числе и в Арктику.

Антарктический дрейф 1977 года

В 1977 году «Михаил Сомов» выполнял операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции Ленинградская. 1 февраля 1977 года в точке 68°20" ю. ш., 162°32" в. д. «Михаил Сомов» вошел в полосу 8 - 10-балльных льдов. Когда до выхода в полынью вблизи от станции оставалось около 30 миль, синоптическая обстановка внезапно ухудшилась.
Из-за сильной метели судно легло в дрейф и за трое суток господствующим юго-восточным ветром вместе с ледяными полями было снесено на 56 миль на запад. Лед вoкруг судна был поджат, всторошен, и оно не могло активно двигаться.

6 февраля 1977 года в 68°33" ю. ш., 158°05" в. д. начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.

В период с 19 февраля по 2 марта 1977 года была осуществлена смена персонала станции Ленинградская, находившейся на расстоянии 200 км. Станция была обеспечена топливом, продовольствием и другими грузами.

В конце марта ледовая обстановка стала улучшаться. 28 марта «Михаил Сомов» сумел развернуться в узкой трещине и начал пробиваться на восток. 29 марта 1977 года, преодолев перемычку из тяжелых всторошенных льдов в точке 66°40" ю. ш., 152°06" в. д., судно вышло на северную периферию Балленского ледяного массива.

Дрейф «Михаила Сомова» продолжался 53 дня, за это время судно продрейфовало около 250 миль.

Антарктический дрейф 1985 года

15 марта 1985 года во время обеспечения станции Русская «Михаил Сомов» (капитан В. Ф. Родченко) был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. С дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа на теплоход «Павел Корчагин». Эта операция была завершена 17 апреля 1985 года.

Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». 26 июля 1985 года ледокол околол «Михаила Сомова» и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.

В дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня.

Антарктический дрейф 1991 года

4 мая 1991 года «Михаил Сомов» (капитан Ф.А. Песьяков) был экстренно направлен в к станции Молодежная для эвакуации более 150 полярников. Сквозь тяжелые льды «Михаил Сомов» пробился в район станции Молодежная и 9 июля 1991 года была завершена эвакуация полярников на борт судна.
Обратно «Михаил Сомов» выйти не смог и был зажат льдами. В течение 19 и 20 августа 1991 года, в условиях полярной ночи полярники и 15 членов экипажа вертолетами были вывезены обратно на станцию Молодежная.

22 августа 1991 года более 190 полярников были вывезены со станции самолетом Ил-76МД (командир Герой Советского Союза С.Г. Близнюк).

Современное состояние

1 мая 2000 года НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС. После заводского ремонта в том же году судно выполнило два рейса в рамках проекта «Арктика-2000» и по доставке грузов на полярные станции, на погранзаставы, нефтяникам, военным организациям западного сектора Арктики.

В 2001-2002 годах судно выполнило семь рейсов с научно-исследовательскими целями и по завозу грузов в высокие широты. В 2003 году состоялись научный рейс в рамках программы «Печора-Штокман 2003» и два «снабженческих» похода в Арктику.

В 2004 году НЭС «Михаил Сомов» выполнило один научный рейс и три снабженческих рейса по завозке грузов на полярные станции, погранзаставы, радионавигационные станции и военные объекты арктического сектора России.

По состоянию на август 2009 года судно «Михаил Сомов» находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

Награды судна

В 1985 году «Михаил Сомов» награжден орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф во льдах Антарктиды и успешное освобождение из ледового плена.

Капитан судна Валентин Филиппович Родченко был удостоен звания Героя Советского Союза, многие члены экипажа награждены правительственными наградами.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Название: МИХАИЛ СОМОВ
Транслитерация: MIKHAIL SOMOV
Бывшее название:
Год смены названия:
Регистровый номер: 743089
ИМО: 7518202
Позывной сигнал: UCLD
Порт приписки: Архангельск
Флаг: Россия
Очередное освидетельствование (последнее): 15.05.2008
Символ класса: KM(*) ULA special purpose ship
Символ класса(второй; размерения смотри в квадратных скобках):
Уровень реновации:
Дата реновации:


ТИП СУДНА


СВЕДЕНИЯ О ПОСТРОЙКЕ


РАЗМЕРЫ И СКОРОСТЬ

Валовая: 7745 МК-1969
Чистая: 2323 МК-1969
Валовая ТМ: 0
Чистая ТМ: 0
Дедвейт (т): 5305
Водоизмещение (т): 14135
Длина габаритная (м): 133.13
Длина расчетная (м): 123.65
Ширина габаритная (м): 18.84
Ширина расчетная (м): 18.8
Высота борта (м): 11.6
Осадка (м): 8.4
Скорость: 11.4


MACHINERY | МЕХАНИЗМЫ

Год постройки главного двигателя 1: 1987
Место постройки главного двигателя 1: Финляндия
Количество и мощность главного двигателя 1: 4*1365 кВт
Марка главного двигателя 1: 4R 32BC
Год постройки главного двигателя 2: 1987
Место постройки главного двигателя 2: Финляндия
Количество и мощность главного двигателя 2: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 2: 4R 32BC
Год постройки главного двигателя 3:
Место постройки главного двигателя 3:
Количество и мощность главного двигателя 3: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 3:
Год постройки главного двигателя 4:
Место постройки главного двигателя 4:
Количество и мощность главного двигателя 4: 0*0 кВт
Марка главного двигателя 4:
Количество и мощность гребных электродвигателей (кВт каждого): 0*0|0*0
Количество и тип движителя: 1 - Винт фиксированного шага со съемными лопастями
Количество лопастей: 4
Количество и мощность ганераторов (кВт каждого): 4*200 | 0*0 | 0*0 | 0*0
Количество котлов: 0
Тип котла:
Давление (МПа): 0.0
Поверхность нагрева (кв.м.): 0


ХОЛОДИЛЬНАЯ УСТАНОВКА И РАДИО

Холодильная установка:
Температура охлаждения трюмов: -12
Хладагенты: R12
Радио и навигационное оборудование: Магнитный компас
Гирокомпас
УКВ радиотелефонная станция
Эхолот
Лаг (тоже - ЛГЭ)
Приемоиндикатор радионавигационных систем
ПВ/КВ радиоустановка (ПВ/КВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом и УБПЧ)
Судовая земная станция системы ГМССБ
Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ
Приемник службы НАВТЕКС

Аппаратура автоматической идентификационной системы
Радиолокационная станция (тоже - РЛ)
УКВ радиоустановка (УКВ радиотелефонная станция с цифровым избирательным вызовом)
Радиолокационный ответчик, Передатчик АИС для целей поиска и спасания
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
УКВ аппаратура двусторонней радиотелефонной связи
Командно-трансляционное устройство
Морской район ГМССБ: A1+A2+A3


ЗАПАСЫ И СНАБЖЕНИЕ


ТРЮМА, ПАЛУБЫ, ПАССАЖИРЫ


ЛЮКИ, СТРЕЛЫ, КРАНЫ


Судно «Михаил Сомов» на дрейфе во льдах, 1985 г. / Чилингаров / РИА Новости

Настоящая история спасения ледокола «Михаил Сомов»

В 1985 году, на самой заре перестройки, Советский Союз пережил эпопею, схожую с легендарным спасением в 1930-х годах челюскинцев. Как и тогда, льдами было затерто экспедиционное судно, как и в случае с «Челюскиным», спасение людей стало делом всей страны. С информации о попавшем в ледяной плен судне начинались выпуски программы «Время» — главной информационной передачи страны.
В октябре 1973 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР на Херсонском судостроительном заводе был заложен дизель-электроход типа «Амгуэма» проекта 550.

Новый корабль, предназначенный для ледового плавания при толщине сплошного льда до 70 см, стал 15-м и последним в семействе данного проекта.

Судно, Государственный флаг СССР на котором был поднят 8 июля 1975 года, получило название в честь Михаила Михайловича Сомова, знаменитого полярника, руководителя полярной станции «Северный полюс-2» и главы первой Советской Антарктической экспедиции.
«Михаил Сомов» был передан в распоряжение НИИ Арктики и Антарктики. Кораблю предстояло обеспечивать доставку людей и грузов на советские научные станции в Антарктиде. Первый рейс «Сомова» начался 2 сентября 1975 года.

Навигация и в Арктике, и в Антарктиде — дело трудное и порой весьма опасное. Для судов, которые работают в этих зонах, «ледовый плен» дело неприятное, но довольно привычное. Дрейф на судах, скованных льдами, ведет свою историю от первых исследователей Арктики.

Современные корабли, разумеется, оснащены куда лучше, однако и они не застрахованы от подобных ситуаций.

В 1977 году в ледовом плену впервые оказался «Михаил Сомов». Выполняя операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции «Ленинградская», корабль лишился возможности двигаться в зоне 8-10 балльных льдов. 6 февраля 1977 года начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.

Как уже говорилось, такая ситуация неприятная, но не катастрофическая. Больше того, с корабля на «Ленинградскую» сумели перебросить и персонал, и грузы.

Ледовая обстановка стала улучшаться к концу марта 1977 года. 29 марта «Михаил Сомов» вырвался из плена. За время 53-дневного дрейфа судно преодолело 250 миль.

Ледовый капкан в море Росса

История, сделавшая «Михаил Сомов» известным на весь мир, произошла в 1985 году. Во время очередного рейса в Антарктиду кораблю предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктиды, у моря Росса.

Этот район славится крайне тяжелым ледовым массивом. Рейс «Сомова» задержался, и к «Русской» корабль приблизился очень поздно, когда уже начиналась антарктическая зима.

Все иностранные суда стараются к этому времени покинуть регион. «Сомов» спешил завершить смену зимовщиков и разгрузку топлива и продуктов.

15 марта 1985 года произошло резкое усиление ветра, и вскоре корабль был блокирован тяжелыми льдинами. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки — около 800 километров. Таким образом, «Михаил Сомов» прочно застрял в море Росса.

С помощью спутников и ледовой авиаразведки проанализировали ситуацию. Выходило, что при сложившихся условиях самостоятельно «Сомов» выйдет из ледового дрейфа не ранее, чем в конце 1985 года.

За это время дизель —электроход мог быть раздавлен льдами, как «Челюскин». На этот крайний случай прорабатывался план создания ледового лагеря, где членам экипажа предстояло ждать спасения.

В относительной близости от «Сомова» дежурил еще один советский корабль «Павел Корчагин». Но «близость» считалась по меркам Антарктики — на деле между судами пролегали сотни километров.
Позже появится утверждение — «Сомова» оставили на произвол судьбы, спасением людей занялись поздно. Это, мягко говоря, не соответствует действительности. В апреле, когда стало ясно, что ситуация в ближайшее время не разрешится, с «Михаила Сомова» на «Павла Корчагина» вертолетами эвакуировали 77 человек. На корабле остались 53 человека во главе с капитаном Валентином Родченко.

В мае появилась надежда — в массиве льдов вокруг «Сомова» появились трещины. Казалось, вот-вот удастся вырваться, но вместо этого ветра стали сносить ледяное поле и корабль к югу.

5 июня 1985 года Совет Министров СССР принимает решение об организации спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток».

На подготовку, погрузку оборудования, вертолетов, топлива потратили всего пять дней. 10 июня «Владивосток» вышел на помощь.

Экипажу во главе с капитаном Геннадием Анохиным предстояла сложнейшая задача. И дело было не только в тяжести льдов вокруг «Сомова».

«Владивосток», как и все ледоколы подобного типа, имел яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях). При этом судну предстояло пройти через «ревущие» сороковые и «неистовые» пятидесятые широты, где ледокол, в силу неустойчивости конструкции, мог и сам угодить в большую беду.

Тем не менее, «Владивосток» дошел до Новой Зеландии, принял на борт груз топлива, и двинулся к берегам Антарктиды.
Руководителем спасательной экспедиции был начальник Управления кадров и учебных заведений Госкомгидромета Артур Чилингаров. В среде полярников назначение «чиновника» вызвало, мягко говоря, противоречивые мнения.

Но вот что в одном из интервью вспоминал один из участников спасательной экспедиции, корреспондент ТАСС Виктор Гусев: «Я о Чилингарове очень высокого мнения. При некоторых чертах советского функционера для меня это персона из века географических открытий. Он и ученый, и путешественник, и просто увлеченный человек... А меня потряс в Новой Зеландии. Зашли туда на ледоколе, взяли необходимое количество топлива. Пошли к “Сомову” — и попали в шторм! Ледокол к такому не приспособлен — его бросало из стороны в сторону...Три дня тошнило! В какой-то момент думал: вот хорошо бы, если б я сейчас умер. Этот отвратительный плеск воды помню до сих пор! Три банки с яблочным соком разбились, каюта в осколках, оторвало умывальник... Поварихи лежали, все ледокольщики. А Чилингаров и передвигался, и готовил для желающих — хотя желающих было мало. Кушал один. Кремень».
Виктор Гусев ныне всем известен как спортивный комментатор «Первого канала». Но его спортивная карьера началась как раз после эпопеи со спасением «Михаила Сомова».

Битва за бочки

Героизм в этой операции пришлось проявлять всем, и ее исход не раз висел на волоске. Драматичная ситуация сложилась с бочками с топливом, загруженными в Новой Зеландии.

В большом интервью «Спорт-Экспрессу» Виктор Гусев вспоминал: «В шторм их начало смывать за борт. Чилингаров мобилизовал всех, в том числе меня. Привязывали бочки к чему только можно было привязать. Чилингаров сказал: “Я рассчитал! Если потеряем половину бочек — остатка хватит, пойдем дальше. Если 51 процент — надо возвращаться обратно”. Закрепили так, что потеряли процентов сорок. Оставшегося действительно хватило».

На «Михаиле Сомове» в этот момент старательно экономили продовольствие и топливо. Ради экономии горючего даже стирку и баню проводили только два раза в месяц. Экипаж освобождал ото льда винт и руль, перебирал двигатели — ведь в случае отказа этих систем «Сомову» не помогла бы никакая поддержка извне.

18 июля 1985 года «Владивосток» встретился с «Павлом Корчагиным», после чего сквозь льды двинулся к плененному «Сомову».

23 июля 1985 года вертолет Ми-8 под управлением пилота Бориса Лялина совершил посадку рядом с «Михаилом Сомовым». Вертолет доставил медиков и грузы первой необходимости.
Обыкновенное чудо

Но примерно за 200 километров до «Сомова» «Владивосток» и сам застрял во льдах.

Из интервью Виктора Гусева «Собеседнику»: «Это была по-настоящему критическая ситуация. Тогда я увидел и принял участие в том, во что никогда бы не поверил, если бы мне кто-то стал рассказывать. С ледокола был спущен гигантский канат с якорем. Мы все вышли на лед посреди этой Антарктики, сделали лунку и, заведя в нее якорь, всей командой начали раскачивать наш “Владивосток”... Оказалось, что раскачивание — достаточно распространенная практика. Но если когда-то кому-то удавалось таким образом вытащить ледокол изо льда, у нас это не получилось».

Но на утро случилось чудо. Ледяное поле, словно проявив уважение к мужеству людей, отступило от «Владивостока».

26 июля 1985 года произошло то, чего с замиранием сердца ждал весь Советский Союз. Москва получила сообщение: «26 июля в 9.00 ледокол “Владивосток” подошел к последней ледовой перемычке перед “Михаилом Сомовым»
Времени на ликование не было — антарктическая зима с лютыми морозами могла в любой момент снова захлопнуть ловушку. «Владивосток» приступил к выводу «Михаила Сомова» из зоны тяжелых льдов.

Орден для ледокола

13 августа суда пересекли кромку дрейфующего льда и вышли в открытый океан. Спустя шесть дней экипажи кораблей, как героев, встречали жители новозеландского Веллингтона.

После четырехдневного отдыха суда отправились каждый своим маршрутом — «Владивосток» во Владивосток, «Михаил Сомов» — в Ленинград.

Дрейф «Михаила Сомова» продлился 133 дня. В память об этой героической эпопее была отчеканена памятная медаль.

Начальник экспедиции Артур Чилингаров, капитан «Михаила Сомова» Валентин Родченко и пилот Борис Лялин стали Героями Советского Союза, орденами и медалями были отмечены и другие участники экспедиции. Корреспондент Виктор Гусев, к примеру, получил медаль «За трудовую доблесть». Кроме того, руководство ТАСС удовлетворило его давнишнюю просьбу о переводе в спортивную редакцию.

Интересно, что наградили не только людей, но и корабли. Ледокол «Владивосток» был отмечен орденом Ленина, а дизель-электроход «Михаил Сомов» — орденом Трудового Красного Знамени.
«Сомов» по-прежнему в строю

В 1991 году «Михаил Сомов» снова оказался в ледовом плену. В июле, во время операции по экстренной эвакуации экспедиции с антарктической станции «Молодежная» корабль был зажат льдами. 19 и 20 августа, когда вся страна была увлечена ГКЧП, летчики вывозили полярников и экипаж «Сомова» обратно на станцию «Молодежная».

На сей раз никто ледокола на помощь кораблю не прислал, но ему повезло — в отличие от Советского Союза, «Михаил Сомов» уцелел, и 28 декабря 1991 года благополучно вышел из ледового дрейфа.

31 год спустя после самого известного своего приключения дизель-электроход «Михаил Сомов» продолжает работать в интересах России. Он используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.

Андрей Сидорчик (АиФ.ру)

МУРМАНСК, 30 апр — РИА Новости, Анастасия Яконюк. Кинокомпания "Профит" приступила к съемкам фильма-катастрофы "Ледокол", основанного на реальных событиях 1985 года, когда ледокол "Михаил Сомов" был зажат льдами у побережья Антарктиды.

Сюжет картины основан на реальных событиях: в 1985 году ледокол "Михаил Сомов" был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. В течение 133 дней экипаж судна боролся за жизнь и пытался выбраться из ледового плена. На помощь "Сомову" из Ленинграда был направлен ледокол "Владивосток" — экспедицию возглавил опытный полярник Артур Чилингаров.

Богатства российского Севера - уникальные объекты и нетронутая природа Северные территории России готовы привлечь путешественников со всего света уникальными туристическими маршрутами и красотой нетронутой природы, культурными, историческими и спортивными объектами.

Невыдуманные герои

"Ледокол" — это, прежде всего, великая документальная история, рассказывающая о славных страницах истории нашей страны и ее людях, непридуманных героях", — говорит режиссер картины Николай Хомерики. По его мнению, это, прежде всего история, которая подкупает глубокой гуманистической составляющей, идея которой — в любых обстоятельствах, во все времена и в любой точке света только человеческая жизнь является наивысшей ценностью.

Консультант картины — бывший капитан "Сомова", который, правда, не участвовал в той судьбоносной экспедиции, Юрий Настеко вспоминает, что в его экипаже работало много свидетелей тех событий. "Мы много беседовали. С небольшой охотой люди вспоминали, потому что в их жизни это был период, о котором не хочется вспоминать — и страшно, и печально, напряжение большое", — говорит Настеко.

Капитан рассказывает, что видел много фотографий из той экспедиции, да и у него самого во время рейсов — всякое случалось. "Пытаюсь свои воспоминания включить в фильм. И фразы будут использованы — что я помню, как полярники общаются между собой, пытаемся вставить словечки, создать атмосферу", — улыбается капитан.

Снег из парафина, Антарктида в Арктике

Съемки картины проходят в Мурманске на борту одной из главных достопримечательностей города — первом в мире надводном судне с атомным двигателем "Ленин", на котором были установлены хромакейные фоны для дальнейшей работы над компьютерной графикой. Здесь будут снимать самые зрелищные сцены. Посетителей, которых обычно на ледоколе бывает много, в эти дни на борт не пускают. Зато у трапа во время зрелищных сложных сцен дежурит "скорая помощь" и пожарные.

"Здесь много сейсмоэффектов — это связано с падениями, выбросом людей за борт, еще айсберг откалывается, падает на корабль, смывает людей", — рассказал РИА Новости постановщик трюков Антон Смекалкин. По его словам, безопасность актеров и каскадеров, которые выполняют наиболее сложные трюки, — превыше всего.

"Айсберг — на компьютерной графике будет смоделирован. Сейчас технологии дошли до того, что можно все, что угодно сделать. Много эффектов нужно — обморожение судна, это тоже спецэффекты — дождь, ветер, снег, пурга", — отмечает специалист по трюкам. Погода в эти дни не радует мурманчан, зато благоволит киношникам: порывистый ветер, снег зарядами — чувствуется дыхание Арктики. Правда, снега для съемок в апреле все же недостаточно — его здесь производят в больших количествах с помощью специальной машины из целлюлозы и парафина. Однако самое сложное — трюки, одно только "купание" в заливе — экстремальная ситуация.

"Для нас очень сложно, когда люди за бортом в воде делают какие-то вещи — вода-то ноль градусов. Купались и актеры и каскадеры, и смывание за борт было — 20 тонн воды выливали, это связано с определенным риском", — говорит Смекалкин. Ему еще предстоит организовать сцену, когда горящий человек выходит из горящего вертолета. Вертолет тоже утопят, но уже в бассейне Севастополя.

Чтобы все в фильме получилось правдоподобно, на площадке работает даже хореограф, который показывает, как делать сейсмоэффекты на палубе — качка, падение льдов, воды, шторм. "Когда судно идет через льды — это как эффект трамвая. Хореограф показывает на счет: раз-два-три-четыре — пять — вправо, то же — влево", — поясняет Смекалкин.

Собирательный образ

Ледокол "Ленин" в Мурманске — лишь одна из площадок, на которой снимается фильм-катастрофа. Впереди у съемочной группы — Севастополь, там уже ждет своей очереди специально подобранное судно для интерьерных съемок. "Ленин" подарит киношному судну, прежде всего, внешний образ.

"Ледокол "Ленин" местами очень похож на "Сомова". Иногда иду по палубе и непроизвольно смотрю, кто там на вахте, потом думаю — не твое же судно!?, — говорит бывший капитан "Сомова", водивший его в полсотню рейсов. О своем судне Настеко говорит с любовью и восхищением, называет его "школой моряков". Потому и к деталям сценария относится с особой тщательностью, вылавливая ошибки и "ляпы".

"Сомов" не ледокол — у фильма это не рабочее название. Я много внес правок, потому что многое не соответствует действительности. Например, "ледокол" слово вычеркивал", — делится Настеко. Но в целом фильм ему нравится, говорит, мало сейчас снимается картин о море и моряках.

Герои против стихии

Режиссер фильма подчеркивает, что на экране история будет рассказана иначе, чем она происходила в жизни — хотя бы потому, что в реальности она длилась несколько месяцев, а в фильме должна уложиться в два часа. "К тому же, мы изменим названия судов и реальные имена персонажей. Тем не менее, мы хотим очень бережно воспроизвести детали опасного дрейфа, показать, как личные драмы героев переплетаются с природной катастрофой, и как люди проявляют свои лучшие или худшие качества в критической ситуации", — говорит Хомерики.

"Мы не будем концентрироваться на спасательной экспедиции — на эту тему снято большое количество документальных фильмов. Мы же снимаем художественную картину, поэтому прямых параллелей не будет. Наша задача — показать сильных людей, противостоящих природной стихии", — отметил генеральный продюсер "ПРОФИТ" Игорь Толстунов.

Подготовка к съемкам длилась почти два года — создатели фильма внимательно изучали историю дрейфа, разрабатывали эскизы декораций, искали нестандартную спецтехнику и локации. Финансирование будет осуществляться при поддержке Фонда кино, а также частными компаниями.

В главных ролях снимутся Пётр Фёдоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова, Ольга Смирнова, Виталий Хаев, Александр Яценко, Александр Паль. Съемки картины "Ледокол" продлятся до июля 2015 года.

Сегодня ночью посмотрел фильм Ледокол, ну думаю с утра надо пост запилить о реальной истории спасения парохода и экипажа. До того я слышал, что сюжет фильма основан на реальных событиях.


Начал искать информацию, а тут бац великолепный, готовый пост. Текст из поста, а фото и некоторые факты, показавшиеся мне интересными добавлены из сети интернет.

Прототип «Михаила Громова» — дизель-электроход «Михаил Сомов» — до сих пор находится в строю, продолжая снабжать российские научные экспедиции. Поэтому задействовать его в съёмках создатели картины не смогли. Но выход был найден. В порту Мурманска стоит ледокол-музей атомоход «Ленин», на нём и были отсняты ключевые сцены фильма и по нему создан компьютерный образ "Михаила Громова".

Когда попытка открыть станцию Русская во время 18-й САЭ оказалась неудачной, выяснилось, что ледовые условия в этом районе чрезвычайно сложны. Обширный участок антарктического побережья от моря Росса до западных берегов Антарктического полуострова протяженностью около 3000 км долго оставался "белым пятном".

Лишь во время короткого антарктического лета на пути от базы Мак-Мердо до Антарктического полуострова со стороны моря Росса в этот район изредка заходили американские ледоколы.

В 1980 г. сюда сумел пробиться советский дизель-электроход "Гижига". С помощью вертолетов здесь была организована станция "Русская". С этого времени и началось планомерное изучение данного района, его метеорологического и ледового режимов, рельефа дна, а также географических особенностей прибрежной зоны.

15 марта 1985 г. во время обеспечения станции Русская при резком усилении ветра до 50 м/с ледовая обстановка ухудшилась.

"Михаил Сомов" был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Используя данные ИСЗ и ледовой авиаразведки, по разрывам в массиве тяжелых сплоченных льдов к 26 марта судно вышло из опасной зоны, где сплоченность айсбергов достигла 9 баллов, и оказалось в центре Тихоокеанского ледового массива на удалении около 120 км от побережья и около 300 км от кромки дрейфующего льда.

Наиболее опасными были первые дни дрейфа судна, когда отмечались активный вынос льда с акваторий, которые располагались восточнее мыса Бернс, и его накапливание у гряды айсбергов, сидевших на грунте в районе банки Аристова. Пришли в движение айсберги, находившиеся в опасной близости от судна, толщина набивного и наслоенного льда у борта "Михаила Сомова" достигала 4 - 5 м, и возможности для активного движения у него не было.

К 15 марта судну удалось, пользуясь кратковременными улучшениями ледовой обстановки, выбраться из опасной зоны. Оно находилось в точке 74"22" ю. ш., 135"01" з. д. и, периодически испытывая сильные сжатия, начало дрейфовать в генеральном запад-северо-западном направлении.

При ослаблении сжатия "Михаил Сомов", работая ударами и продвигаясь при этом на одну четверть корпуса за один цикл "разбег - удар", пытался перемещаться в северо-восточном направлении. Лишь 25 марта 1985 г. условия для незначительного продвижения на север сложились исключительно благоприятно. "Михаил Сомов" продвинулся на север до 73"29" ю. ш.

Неоднократные ледовые авиаразведки, проводившиеся с помощью вертолета Ми-8, показали, что судно находится на южной периферии Тихоокеанского ледового массива, где преобладают обширные поля сморози остаточных льдов и молодые льды толщиной 60 см. В конце марта генеральным направлением дрейфа льда было запад-юго-западное. Скорость дрейфа составляла 2 - 3 узла.

Надежды на самостоятельный выход "Михаила Сомова" из ледового плена в тот момент больше не было.

По воздушному мосту "Михаил Сомов" - "Павел Корчагин" с дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа.

Эта операция была завершена 1 7 апреля 1985 г. В начале апреля температура воздуха в районе судна понизилась до - 28 "С, скорость восточного ветра усилилась до 28 м/с.

Северная кромка дрейфующего льда с каждым днем все дальше уходила на север. Поскольку генеральное направление дрейфа шло примерно параллельно побережью, расстояние между судном и берегом - около 300 км - практически не менялось.

Скорость дрейфа была незначительной - не более 4 - 5 миль в сутки. Подстраховочное судно "Павел Корчагин" находилось у кромки дрейфующего льда в точке 68" ю. ш., 140" з. д., на удалении около 900 км от "Михаила Сомова".

В случае аварии на дрейфующем судне для оказания ему помощи "Павлу Корчагину" нужно было углубиться более чем на 300 миль в ледовый массив сплоченностью 9 - 10 баллов и отыскать льдину, пригодную для приема вертолета.

Организация лагеря на льдине, как это было сделано в свое время после гибели парохода "Челюскин" в Арктике, также рассматривалась участниками дрейфа как один из вариантов спасения в случае гибели "Михаила Сомова". Как долго может дрейфовать судно, пока не освободится из ледового плена?

Наблюдения за дрейфом айсбергов в данном районе позволяли предположить, что это может случиться лишь в конце 1985 г. Ни запасы продовольствия, ни запасы топлива на судне на такой длительный срок рассчитаны не были. Расход топлива на обогрев и приготовление пищи был сведен к минимуму и составлял около 5 т в сутки.

При таком расходе его могло хватить только до конца августа. В апреле "Михаил Сомов" продрейфовал около 150 миль. В мае под действием ветров переменных направлений в массиве льдов, блокировавших судно, стали появляться разводья и трещины. 13 мая локатором было обнаружено разводье шириной около 150 м, по которому судно попыталось выйти из тяжелых многолетних льдов.

К 15 мая оно оказалось на 73"55" ю.ш., 147" з. д. Началась зима. Судно стало дрейфовать в генеральном юго-западном направлении. В конце мая в результате продолжительных ветров северо-восточных румбов, достигавших м/с, массив льда стал прижиматься к берегу.

Начались сжатия, подвижки полей, у борта судна образовывались гряды торосов. Винт и руль "Михаила Сомова" заклинило, а его корпус оказался на подушке из ледяной каши. Температура воздуха колебалась от - 25 до - 30 "С, эпизодически понижаясь до - 33 "С.

Шло интенсивное ледообразование на всей акватории моря Росса.

Для того чтобы вывести судно из льдов, Советом Министров СССР было принято решение об организации спасательной экспедиции на одном из ледоколов.

В июне - июле скорость дрейфа судна уменьшилась до 0,12 узла. В конце июля оно оказалось в застойной зоне, где "топталось" у 75" ю. ш. между 152 - 153" з. д. до 26 июля, т. е. вплоть до подхода ледокола.

В конце июня - начале июля в пределах радиолокационной видимости стали все чаще появляться разводья. Однако попавшее в поле сморози судно двигаться не могло.

26 июля 1985 г. по разводьям ледокол "Владивосток" подошел к "Михаилу Сомову", околол его, и оба судна 11 августа вышли на чистую воду. В дрейфе "Михаил Сомов" находился 133 дня, с 15 марта по 26 июля 1985 г.

За мужество и героизм, проявленные в ходе этой операции, А. Н. Чилингаров, капитан НЭС «Михаил Сомов» В. Ф. Радченко и командир Ми-8 Б. В. Лялин были удостоены звания Героя Советского Союза, а ряд наших авиаторов — государственных наград.


P.S

Прототип героя фильма "Ледокол" после трагедии Луганска попал в богадельню


Валентин Филиппович Родченко

капитан научно-исследовательского судна "Михаил Сомов" Арктического и антарктического научно-исследовательского института


После разбирательств начались награждения. Капитан Родченко, летчик вертолета Лялин, начальник спасательной экспедиции Чилингаров получили Звезду Героя... Орденом Ленина был награжден ледокол «Владивосток». Ордена и медали получили все участники спасательной экспедиции. Были награждены даже журналисты. Единственного человека не оказалось в этом победном списке — капитана Антохина "Владивостока". Будто само собой там все сделалось, будто его и не было...



А еще через 14 лет в марте 1999 года Указом президента России капитан Антохин был награжден орденом Мужества «за спасение в 1985 году советского научно-исследовательского судна «Михаил Сомов»...»

Казалось бы, справедливость восторжествовала, многие говорят, мол, лучше поздно, чем никогда... Не согласен: поздно — это и есть никогда: уже отболело сердце, уже выслушаны все искренние или фальшивые сочувствия, уже пришло другое время, другие «системы координат»...

Позднее «за выдающиеся заслуги в области изучения, освоения и использования арктических и замерзающих неарктических морей Дальнего Востока, обеспечения безопасности и развития полярных и приполярных регионов России...» Геннадий Антохин был награжден редким российским орденом «За морские заслуги», имеющим порядковый номер 7.

P.P.S.

Ну в качестве бонуса фотографии сделанные spott сыном одного из членов экипажа "Михаила Сомова"

Кадры эти, кроме памяти для меня, примечательны еще тем, что сделаны во время одной из полярных экспедиций (а может быть, и нескольких разных), возможно даже во время экспедиции 1985 года, когда ледокол застрял во льду на четыре месяца.

Спросить уже некого, но так навскидку это где-то около 1985 года, +/-. Если не ошибаюсь, сделаны фотоаппаратом ФЭД (по-крайней мере, это название всплывает из детских воспоминаний).

Когда-то давно, может быть год назад, я писал, что нашел дома коробку с отцовскими слайдами. Вот дошли наконец руки перевести их в цифровой вид, не все конечно, только пробные 17 штук, случайно выбранные из коробки. Качество конечно ужасное, да и сами слайды довольно потертые, но никаких других отцовских фотографий у меня больше нет. Последний раз я видел его году в 90-м, потом он уехал то-ли в Канаду, то-ли в Америку, прислал пару-тройку писем. Где-то в 2000м году позвонил домой, мы даже поговорили полчаса о какой-то ерунде, а потом через месяц или два после этого звонка я узнал что он умер.




Рекомендуем почитать

Наверх