Ситуация когда каждый ход ухудшает положение. Цугцванг - что это такое и как из него выйти? Примеры использования слова

Двери и окна 16.02.2022
Двери и окна
  • Батарея – несколько шахматных фигур, имеющих одинаковое направление движения, которые объединяются, усиливая атакующий потенциал наступления. Например, чаще всего батареями называют связки фигур «ладья + ладья», «ферзь + слон», «ферзь + ладья».
  • Баранка – проигрыш, ноль в итоговой турнирной таблице.
  • Белопольник – слон, передвигающийся по белым полям.
  • Белоцветчик – шахматист, играющий белыми значительно сильнее чем чёрными.
  • Бешеная фигура – фигура, которую неоднократно приносят в жертву для достижения пата. Чаще всего таковой является ладья.
  • Блиц – синоним быстрых шахмат. В соревнованиях по блицу дается ограниченное время на размышление о том, какой ход нужно сделать. Как правило, в блице каждому шахматисту отводится всего 5 минут на всю партию, хотя есть и такие виды быстрых шахмат, где это время сокращено до 3, а то и 1 минуты. Проигравшим становится тот, кому был поставлен мат, кто сделает невозможный ход или же потратит все свое время.
  • Блицор – игрок, сильной стороной которого является игра в быстрые шахматы (блиц).
  • Блокада –тактика, которая ограничивает диапазон передвижения шахматных фигур соперника.
  • Блокер –фигура, которая блокирует передвижения пешки противника.
  • Бомба –новое решение, которое меняет оценку общеизвестного устоявшегося варианта дебюта.
  • Быстрые шахматы (рапид) – партия, в течении которой игроки имеют уменьшенный лимит времени на обдумывание ходов (обычно, от 25 до 30 минут).
  • Вертикаль – восемь полей шахматной доски, которые имеют один и тот же буквенный индекс (a, b, c, d, e, f, g, h).
  • Вечный шаг –позиция, в которой один из игроков (как правило, имеющий лучшую позицию) не может противостоять серии постоянно повторяющихся шахов от одной или различных фигур противника. При таком раскладе партия завершается с ничейным результатом после троекратного повторения ситуации.
  • Взятие на проходе – взятие пешки соперника, которая делая двойной ход вперёд (на четвёртую горизонталь для белых и на пятую для чёрных) проходит поле, которое находится под ударом вражеской пешки (третья горизонталь для белых и шестая для чёрных).
  • Шахматный вестник – петербуржский ежемесячный журнал, который выпускался с июля 1885 по январь 1887, посвященный шахматам. Основным издателем журнала был М. Чигорин, который считал, что «Шахматный вестник» должен быть преемником «Шахматного листка». Целью создания такого журнала было распространение знаний о шахматной игре по всей России, а также объединение всех поклонников игры и самих шахматистов. С января 1913 по октябрь 1916 выпускалась двухнедельная версия журнала.
  • Вилка – шахматный ход, в результате которого под боем находятся две или более фигуры соперника.
  • Висячие пешки – две связанные пешки, расположенные в центре, у которых отсутствует поддержка соседних пешек.
  • Вскрытый шаг (вскрышка)–нападение на короля, при котором одна шахматная фигура в процессе хода открывает линию другой фигуре, объявляющей шаг.
  • Выжидательный ход – ход, призванный принудить противника к совершению каких-либо стратегических действий, при этом не несущий какой-либо важности для течения игры. Выжидательный ход не меняет кардинально ситуацию на доске и делается для того, чтобы в большей мере раскрыть намерения противника.
  • Вынести в одну калитку – уверенная победа над соперником.
  • Гамбит –одна из вариаций дебюта, когда в жертву приносится фигура или пешка для получения преимущество в развитии.
  • Гарде (с французского «берегитесь») – нападение на ферзя. Это понятие устаревшее и в настоящее время не используется.
  • Гандикап – соревнование между шахматистами, которые имеют разные уровни владения игрой в шахматы. Более слабым игрокам с целью уравнивания сил дается определенная фора от более сильных: дополнительные ходы, пешки или другие фигуры.
  • Голый король – король, который находится без защиты других фигур.
  • Горизонталь – линия полей шахматной доски, которая имеет один и тот же цифровой индекс (с первой по восьмую).
  • Гроб (жбан, труба, безнадега, ящик)-очень сложная ситуация в партии. Выигрыш или ничья в такой позиции крайне маловероятны.
  • Гудини (Houdini)- один из сильнейших шахматных движков в мире, который смог обыграть действующего чемпиона среди компьютерных программ – Рыбку (Rybka).
  • Дальнобойная фигура – слон, ладья и ферзь.
  • Дармовой заезд – опасная атака без жертв фигур или же удобная позиция без элементов риска.
  • Дух слонов преимущество –позиция, в которой один из игроков имеет на поле двух слонов, а второй – двух коней (либо же коня и слона). Особенную важность данное преимущество набирает в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет добиться преимущества.
  • Движок – это программа, которая может увеличить силу любой шахматной оболочки во много раз. Движок необходимо устанавливать (встраивать) на определенную оболочку. Из известных движков можно назвать такие программы, как «Рыбка», «Шредер», «Фриц» и другие.
  • Дебют – начало шахматного поединка. Главная задача дебюта – скорейшее развитие фигур.
  • Демаркационная линия – условная линия, которая визуально разделяет шахматную доску на две равные части; проводится между четвертой и пятой горизонтальными линиями.
  • Диагональ –клетки шахматного поля, которые имеют один цвет и расположены в одну линию.
  • Детский мат –мат в начале игры, которые очень часто случаются с начинающими (детьми). Этот мат объявляется двумя фигурами – слоном и ферзем на поле f2(f7 для черных).
  • Доминация – положение в игре, когда один из шахматистов имеет весомое преимущество, которое заключается в абсолютном контроле над ключевыми полями, как и над всем игровым пространством доски.
  • Доплывать – специально нацелиться на ничейный результат на весь оставшийся турнир, при этом игрок должен обладать хорошим запасом очков, чтобы не упустить положительный результат.
  • Доска шахматная – поле, состоящее из 64 квадратов (8х8), которые располагаются попеременно: темные квадраты чередуются со светлыми. Темные клетки называют черными полями, светлые, соответственно, белыми. Во время игры доску разворачивают так, чтобы слева от игрока находилось темное поле.
  • Дракон – один из розыгрышей сицилианской защиты. Своё название дебют получил из-за того, что пешки черных напоминают дракона.
  • Дурацкий мат –самый быстрый мат, который только возможен. Получить его можно лишь специально сделав дурацкие ходы (f4 и g4).
  • Дыра – ослабленное поле шахматной доски.
  • Длинная рокировка –кроме общепризнанного значения, может иметь и скрытый смысл – три поражения кряду (возникло от номенклатурного обозначения 0-0-0).
  • Дрова (дровишки) – откровенные слабые пешки.
  • Ёж –пешечная структура, в которой игрок строит их по третьей (либо шестой для черных) горизонтали. Может возникать во многих вариантов дебютов.
  • Жертва – неравноценный размен фигур. Подразумевает, что вы можете отдать легкую фигуру и получить необходимое преимущество в партии. В некоторых случаях, так можно получить контроль над нужными позициями.
  • Жертва корректная – данный вариант жертвы обоснован и предполагает равноценный обмен фигуры на другую или хорошую позицию.
  • Жертва некорректная – ситуация, когда ставка делается на возможные ошибки соперника, недостаток времени или другие варианты.
  • Жертва позиционная – случай, когда потеря фигуры или клетки не требует немедленного восстановления позиций, то есть предполагается получение позиционных преимуществ в дальнейшем.
  • Задача шахматная – шахматная композиция, которая имеет всего один возможный путь решения. Существуют шахматные задачи в два, три и больше ходов (многоходовки). В зависимости от типа задачи предполагается то, сколько ходов нужно сделать для того, чтобы поставить мат заведомо более слабой стороне.
  • Забор – цепь из пешек.
  • Задвижка –жертва фигуры, которая создаёт угрозу для объявления спёртого мата.
  • Закрытая игра –поединок, при котором цент шахматной доски является закрытым пешечными цепями. Основные особенности такой игры – позиционные манёвры, перегруппировка фигур с фланга на фланг, попытки найти слабые места в расположение противника. После вскрытия игры поединок переходит к активной фазе (прорыв, жертва и т.д.).
  • Закрыть (похоронить) вариант – опровергнуть дебютный вариант, который ранее считался корректным.
  • Засада –положение на доске, при котором дальнобойная фигура находится за фигур (своей или чужой). Влияние такой фигуры действует только после перемещения той, которая стоит перед ней.
  • Заснуть – задуматься в течение продолжительного времени.
  • Звон –разговоры во время игры в блиц.
  • Зевок – так профессионалы называют серьезную ошибку, которая чаще всего приводит к потере шахматной фигуры и может повлечь за собой даже проигрыш партии.
  • Зрение комбинационное – способность игрока замечать возможности, которые скрывает определенная позиция, наперед предполагая то, какие жертвы следует сделать, чтобы получить тактическое преимущество.
  • Игра вслепую – разновидность шахматного показательного выступления, во время которого игроки, не глядя на доску, совершают свои ходы. Последнее время игра вслепую также стала частью некоторых международных турниров по шахматам (например, «Амбер-турнир»). Во время этого турнира игроки имеют право пользоваться изображением пустой шахматной доски на дисплее компьютера.
  • Игра на два результата –позиция, при которой стабильное преимущество одного из соперников практически исключает возможность поражения.
  • Игра на три результата – внезапная ситуация, в ходе развития которой возможно получить абсолютно непредвиденный финал.
  • Играть руками – проводить игру в автоматическом режиме, совершая ходы, которые просто напрашиваются в ходе партии.
  • Играть с листа – играть незнакомую дебютную схему, без домашней подготовки.
  • Изолятор– изолированная пешка –это пешка, которая не имеет поддержки других пешек на соседних вертикалях.
  • Инициатива – возможность активного игрока влиять на темп и стиль игры защищающейся пассивной стороны. Инициатива помогает навязать определенные игровые действия.
  • Испанка –испанский дебют. Партия разыгрывается так: e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5
  • Испортить прическу –повредить целостность пешечной цепи.
  • Итальянка –итальянский дебют. Партия разыгрывается так: e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bc4 Bc5.
  • Капкан – ловушка, которая приводит к потере более сильной фигуры.
  • Катать – пытаться достичь победы независимо от позиции.
  • Качка – качество – отличие лёгкой фигуры от ладьи.
  • Китайская ничья –закончить игру, смёв все фигуры с доски.
  • Качество –разница, которая отделяет ладью от коня или слона; выиграть или проиграть качество означает обменять ладью на лёгкую фигуру (или наоборот).
  • Квалификация шахматная – официальная градация, которая создана для возможности демонстрации силы шахматиста в игре. Зафиксировать шахматную квалификацию можно с помощью специальных званий. Разряд по шахматам может получить не только игрок, но и шахматный композитор.
  • Кингчесс – определенный вид шахмат, основным смыслом которого является пустое поле в момент начала игры. В ходе игры каждый из шахматистов последовательно ставит фигуры на поле.
  • Классика – это шахматная партия, в ходе которой осуществляется стандартный учет времени, она отличается от блица или быстрого расклада шахмат.
  • Клиент – партнер по игре в шахматы, у которого вы всегда можете выиграть.
  • Комбинация – определение этого понятия дал еще Ботвинник, подразумевая под термином усиленный вариант игры с жертвой.
  • Комбинат – удачная комбинация.
  • Комбинатор – шахматист, который умело управляется с различными комбинациями в ходе игры.
  • Комодо – так называется одна из мощнейших компьютерных программ, помогающая анализировать шахматный поединок.
  • Коновал – шахматист, успешно играющий конем. Ярким примером носителя подобного звания является Топалов в партии ч Крамником.
  • Контргамбит – одна из видов начальной стадии в шахматах, когда игрок, как и противник, жертвует фигурой, чтобы противостоять действиям соперника.
  • Контригра – партия, в которой можно осуществить действия, направленные на атаку слабостей соперника.
  • Конь Каспарова – это фигура коня черного цвета, размещенная на клетке d3.
  • Конь Тарраша – это фигура коня, которая размещается на крае игрового поля.
  • Король Стейница – когда фигура короля активизируется в середине игры.
  • Кооперативный мат – это определенный тип задачи, в результате которой нужно получить мат при помощи своего же содействия.
  • Короткая рокировка – данное понятие имеет второй смысл, менее распространенный, и подразумевает два проигрыша подряд.
  • Крепость – один из видов ничейной позиции в конце партии, когда сильнейший игрок не может победить даже в случае наличия значительного перевеса.
  • Круговик – система групповой турнирной игры, которая предусматривает то, что четное (как правило) количество игроков сыграет друг с другом один или несколько кругов.
  • Криттер (Critter) – один из самых сильных аналитических шахматных модулей.
  • Лавирование – метод игры, когда держишь соперника в напряжении, до самого окончания партии не показывая своих истинных намерений.
  • Ладейник – окончание партии, в котором главную роль играют ладьи.
  • «Ласкеровская компенсация » компенсация за ферзя, которая состоит из ладьи, лёгкой фигуры (чаще всего слона) и пешки. Понятие было обрадовано благодаря фамилии известного шахматиста Ласкера, который многократно успешно проводил подобный размер.
  • Легкаяпартия – игра, проходящая не в чемпионате или турнире.
  • Ловушка – прием борьбы, цель которого – вынудить противника поверить в мнимую опрометчивость игрока и убить пешку, ферзя или другую его фигуру, что на самом деле и есть ловушкой. Игрок рассчитывает, что, поймавшись на такую наживку, противник упустит из виду угрожающий мат или серьезные потери.
  • Лошадь – шахматная фигура – конь.
  • Маленькое качество –так в шахматной среде принято называть преимущество двух слонов. По Таррашу – отличие слона от коня; обмен слона на коня.
  • Мат –позиция, в которой шахматный король находится под шахом и не имеет возможности избежать его.
  • Мат Легаля –матовая ситуация, при которой ферзь приносится в жертву. Мат ставится тремя лёгкими фигурами. На практике осуществляется так: e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x. Впервые такой мат поставил Керимор Сир Де Легаль в Париже в 1787 году. Его имя и носит данная комбинация.
  • Мат линейный –мат на двух соседних крайних горизонталях или вертикалях, который ставится с помощью двух тяжелых фигур (ладьи и ферзь).
  • Мат спёртый –мат королю, который не имеет возможности передвигаться в одном или нескольких направлениях из-за собственных фигур и пешек.
  • Мат эполетный –мат, который ставится ферзем. При этом король соперника с обеих сторон ограничен собственными ладьями (эполетами). Пример такого мата – белый ферзь стоит на с6, чёрный король на с8, черные ладьи располагаются на b8 и d.
  • Матешник (матец, композитор Матецкий) – мат! Матильда, Матильда Петровна – красивый неожиданный мат.
  • Матовая сеть – позиция, при которой король более слабой стороны не имеет возможность сделать ход, потому как все потенциальные клетки для отступления перекрыты своими же фигурами или находятся под ударом.
  • Материал – пешки и фигуры, которыми распоряжается игрок во время шахматной партии. Владение лишним материалом предполагает преимущество. Сознательная жертва материала для обеспечения преимущества – комбинация.
  • Матовала – игрок, который любит и умеет играть на мат в любой позиции.
  • Матч – форма соревнований в шахматном спорте, когда два игрока играют между собой определенное количество партий до момента выявления победителя. Как правило, число партий составляет 6, 12, 24 или 48, но может быть и более. Такая система широко распространена на отборочных турах претендентов, а также чемпионатах за мировое первенство. Победителем считается тот шахматист, который набрал большее количество очков.
  • Мельница – чередование шахов и вскрытых шахов, которые объявляет атакующая сторона. Именно эта типовая комбинация в 1925 году прославила Карлоса Торре, мексиканского шахматиста, на соревнованиях в Москве. Торре разыгрывал партию с Эм. Ласкером.
  • Миниатюра – существует два толкования данного термина. Первое: игра, которая уже выиграна в самом начале. Второе: задание в ходе шахматной партии, которое нужно совершить, используя только определенное количество фигур.
  • – середина шахматного поединка, которая идёт сразу за фазой дебюта. Многочисленные размены фигур в дебюте могут создать ситуацию, когда игра из дебюта переходит в фазу эндшпиля.
  • Мишень –поле шахматной доски или фигура, стоящая на нём, которые являются главной целью атаки или комбинации.
  • Ничья –результат шахматного поединка, в котором победитель не был выявлен. В таком случае каждый из игроков получает по пол очка.
  • Навес – взятие.
  • Насиловать позицию – совершать ход, несмотря на сложившиеся требования позиции. К примеру, пытаться выиграть в той ситуации, где по логике нужно совершать оборонительные действия.
  • Начальное положение –расстановка фигур на шахматном поле перед началом партии.
  • Не выйти из дебюта –закончить дебют с проигрышной позицией.
  • Ничья в кармане –игра без риска проиграть – с гарантированной ничьей в случае необходимости.
  • Новинка –новая схема розыгрыша уже известного ранее дебюта (табии).
  • Нокаут-система – принцип игры, широко распространенный на шахматных соревнованиях разного уровня. Даже чемпионаты за мировое первенство могут проводиться по нокаут-системе. Суть состоит в том, чтобы в следующий тур проходил победитель из каждой пары, которого определили во время жеребьевки. Сначала шахматисты играют классические партии, потом, если не удалось определить победителя, в рапид, а если даже он не определили победителя, то тогда шахматисты играют в блиц. Если даже спустя все эти партии так и не удалось определить победителя, то играется еще одна партия – армаггедон. В этой партии путем жеребьевки одной стороне выпадет 4, а другой 5 минут на размышления. В случае завершения армаггедона ничьей, победу присуждают тому игроку, который имел меньше времени на размышления. Если же один из игроков одержал победу, то его результат заносится в турнирную таблицу.
  • Нотация шахматная –общепризнанная система символьных обозначений, которая применяется при записи ходов шахматной партии или какой-либо позиции. Дополненная нотация представляет собой обозначение клетки шахматной доски, на котором стоит передвигаемая фигура и поле, на которое фигура смещается (например, запись 23 Кh3-g1 означает, что конь белых с поля h3 был перемещён на поле g1). Сокращённая нотация предполагает указание лишь фигуры и поля, на которое эта фигура ставится (например, 48 … Фd2 означает, что черный ферзь сделал ход на d2). Существует буквенная и цифровая нотации. Последний вариант чаще всего используется при играх по переписке.
  • «Обезьянья игра» – так называется последовательность ходов в партии, когда один из игроков идентично повторяет ходы соперника.
  • Обдернуться – совершить ошибочный ход.
  • Обжорный ряд – так называется седьмая про счет горизонталь, если ее атакует ладья соперника и начинает выбивать из игры пешки.
  • Огребаниелюлей – это событие, которое полностью противоположно раздаче люлей.
  • Окучить – этот термин подразумевает постепенное, иногда медленное, окружение соперника со всех сторон и уничтожение.
  • Отжарить – выиграть с большим преимуществом.
  • Откладывание партии – случай, когда партия приостанавливается с возможностью продолжения поединка. В этом случае игрок, чей ход следующий, может записать свою комбинацию и запечатать в конверт. Следует отметить, что такая партия может быть проанализирована, но помощь сторонних специалистов полностью исключена. Такая процедура использовалась до того момента, пока компьютерные программы не стали слишком распространенными. Сегодня предполагается, что если партия началась в одни день, в этот же день она и закончится.
  • Открытая игра – тактика, которая позволяет использовать в основном тактические средства, применяя ходы на открытых линиях, использование практической дальнобойности определенных фигур.
  • Открытая линия – целая вертикаль, линия, на которой нет ни одной пешки.
  • Открытые дебюты – это момент в игре, возникающий в случае совершения ходов е4 и е5. Такая тактика может привести к открытой игре фигурами.
  • Отравленная пешка – игровая пешка, защищенная скрытым образом. Если ее взять, то можно сильно подставить свои позиции под атаку соперника.
  • Отсталая пешка – пешка, которая не в состоянии занять клетку по вертикали, соседствующую с другой пешкой.
  • Пат – ситуация в шахматах, когда одна сторона не может сделать ни одного хода, но мат ей так и не объявлен.
  • Первая линия – самый оптимальный игровой вариант, который предлагает шахматная программа для обеих шахматных сторон.
  • Пешка – боевая единица шахматной игры, с помощью которой можно измерить силу той или иной фигуры (легкая фигура – три пешки, ладья – пять пешек и так далее).
  • Пешечник – окончание, разыгрываемое пешкой.
  • План игры – определенная стратегия, которую вырабатывает игрок, анализируя динамичные изменения в начале игры, необходимости перестановки и перегруппировки фигур на поле, целесообразность тех или иных ходов. План игры, как правило, включает определенные намерения на все части игры: дебют, середину и эндшпиль.
  • Пластуны – пешки, которые стремятся стать ферзями, двигаясь на разных флангах поля.
  • Плотный ход – ход, который имеет повышенный запас прочности. Обычно такой ход улучшает защиту других фигур.
  • Поддавки (шахмат.) – игра, в которой один из игроков разрешает одержать над собой победу, отдавая под бой все фигуры и короля.
  • Подкрутить позицию – ход, который делается для того, чтобы усложнить игру. При этом он может быть неочевидным или даже показаться неудачным. Такая тактика применяется в блице или при серьезной партии в цейтноте соперника.
  • Поднять ход (идею) – найти в позиции не очевидное, нетривиальное решение.
  • Поза – позиция.
  • Позиция – положение фигур на поле во время игры или же в контексте шахматного этюда. Умение критически оценивать позиции на поле позволяют игроку одержать победу в игре.
  • Полтинник – случай, когда игрок набрал половину возможных очков на турнире.
  • «Слабое» поле – место в позиции одного из игроков, которое особенно подвержено атаке.
  • Полуход – минимальная единица измерения позиции на шахматной доске, которая состоит из одного хода белых или черных фигур. При записи на бумаге каждый ход записывается как комбинация из двух полуходов.
  • Поплыть – растеряться в ходе игры, перестать замечать логические связи партии.
  • Похоронить вариант – отказаться от использования какого-то заведомо правильного варианта в дебютной игре. Этот же термин употребляют для обозначения доведения анализа до категоричной оценки в пользу одной из сторон.
  • Превращение – термин, обозначающий, что при доходе пешки до противоположного края поля оная имеет возможность перевоплотиться в любую фигуру, кроме короля.
  • Превращение «слабое» – случай, когда по достижению конца поля пешкой, игрок выбирает в качестве замены не ферзя, как обыкновенно, а более слабую фигуру, которая может оказаться очень сильной в данной ситуации.
  • Прихватить соперника в дебюте – занять выигрышное положение в партии уже в самом начале игры.
  • Провисать – терять защиту своих фигур.
  • Промежуток – непредвиденный ход в промежутке между определяющими ход партии движениями фигур, часто кажется форсированным.
  • Программа шахматная – программное обеспечение, которое устанавливается на компьютер или портативное устройство. Данные программы могут оценивать ситуацию на поле и предлагать оптимальные варианты ходов в каждой конкретной ситуации. Такие программы могут быть использованы при подготовке к чемпионатам даже мирового масштаба, потому как лучшие из них («Рыбка», «Фриц» и другие») играют на уровне мировых гроссмейстеров.
  • Промежуток – промежуточный ход – неожиданная вставка в вариант, который изначально казался форсированным.
  • Промежуточный ход – ход, который не несет очевидной выгоды, но может подарить игроку значительное тактическое преимущество. Например, часто, вместо того, чтобы быть фигуру, делается промежуточный шах, вынуждающий короля противника менять позицию на более неудачную.
  • Пространство – фундаментальное понятие шахматной игры, которое указывает на то, сколько места на поле отвоевал для себя игрок. Пространство так же важно, как время и игровая инициатива. Наличие пространства – это возможность реализовать любую стратегию.
  • Профилактика – меры, которые игрок принимает для того, чтобы предупредить появление угроз своим фигурам.
  • Проходимец – проходная пешка.
  • Проходная пешка – пешка, перед которой или в радиусе ходов которой нет пешки другого игрока.
  • Преимущество – игровое превосходство над противником, которое может состоять в более удачных позициях или обилии фигур на поле.
  • Размен – это понятие подразумевает один ход или сразу несколько, в результате чего происходит обмен примерно равноправными фигурами. Именно Михаил Моисеевич Ботвинник дал понятие обобщенного обмена, который может происходить в игре.
  • Работа по дереву – этот термин поясняет, что игрок анализирует ход игры, не прибегая к помощи компьютера.
  • Раздача люлей – так называется победа, которая досталась благодаря цинизму.
  • Разноцвет – это позиция, которая может получиться, если вы и соперник используете по одной и той же фигуре одновременно, например, ферзи. При этом других ферзей бить здесь не должно.
  • Расписать – провести короткую игру, результатом которой будет ничья. Достаточной редкостью в такие моменты считается начало партии, так как соглашение достигается еще до игры.
  • Рассыпаться – проигрыш хорошей позиции, на который ушло два или более хода.
  • Рейтинг – настоящая позиция шахматиста, главным показателем которой является коэффициент силы. Такой способ оценки игроков был предложен еще в 1972 году американским физиком ЭлоАрпадом. Таким образом, получается, что гроссмейстер имеет не менее 2500 единиц, мастер международного класса– от 2400, а мастер шахматной федерации – от 2300 единиц.
  • Рентген – в шахматной терминологии это слово обозначает длительный эффект воздействия на фигуру противника. От него нельзя спрятаться.
  • Ретроградный анализ – это понятие определяет способность выяснить, кто ходил последним в этой партии, вычислить, чей ход будет следующим.
  • Рокада – это вертикальная прямая, на которой могут развернуться маневры ладьи.
  • Рокировка – данное понятие подразумевает особенный тип хода в шахматной партии. Его смысл заключается в том, чтобы убрать фигуру короля с центральной части доски. В этом случае король может быть переставлен на одну клетку, а тура займет место, которое перешагнул король. Маневр может быть осуществлен только в том случае, если до этого выбранные фигуры не ходили, поля не заняты какими-либо фигурами. Кроме этого, не должен быть предъявлен шах королю.
  • Ряд –понятие, аналогичное понятию «горизонталь». «Обжорный ряд» – это седьмой для белых и второй для черных ряд, в котором ферзь или ладья могут подряд брать пешки соперника.
  • Рубить флаг – играть всеми силами на то, чтобы у соперника закончилось время.
  • Рыба – игра вничью.
  • Рыбка (Rybka) – один из самых сильных программных шахматных модулей.
  • Связка – место, откуда фигура не может сделать ход, поскольку потом на это место станет король, и фигура может быть повержена. Либо же связка – это название фигуры, ход которой ведет за собой проигрыш или потерю ферзя.
  • Связанные пешки – те, которые стоят вертикально рядом либо же одна заступает другую
  • Сдвоенные (строенные) пешки – две (три) пешки которые находятся на одной стороне, еще и ко всему по одной вертикали.
  • Сеанс одновременной игры – популярный вид игры в шахматы, когда хороший шахматист может играть одновременно с несколькими игроками, которые более слабые.
  • Скахография – творческий подход к расположению шахматных фигур. Игрок расставляет фигуры так, что могут быть видны различные очертания цифр, фигур, рисунком.
  • «Слабое» превращение – перевоплощение пешки в слабую фигуру, к примеру, ладью.
  • «Слепота» шахматная – игнорирование во время игры очевидных ходов, которые могут в худшем случае произвести к проигрышу.
  • Стратегия шахматная – это продуманный план, который, по мнению играющего, должен его привести к победе.
  • Самоходки – пешки, которые продвинулись настолько далеко, что их уничтожить уже невозможно.
  • Сбор урожая – отработанный алгоритм ходов, которыми атакующий игрок может иметь большой перевес в игре.
  • Сицилианка –короткое название сицилианской защиты.
  • Скинуть – пожертвовать фигуру или пешку.
  • Славянка – короткое название славянской защиты.
  • Слона Горвица (HorwitzBishops) – два слона, которые располагаются рядом и атакуют открытые диагонали. Чаще всего данный термин используется на Западе.
  • Слон Гуфельда – слон черных (g7) в старушке.
  • Слон Фишера – белопольный слон, занимающий активную позицию в испанской или сицилианской защите.
  • Соскок – спасение в сложной позиции.
  • Сплав – специальный проигрыш шахматной партии.
  • Старушка – сокращенное название староиндийской защиты.
  • Стокфиш – одна из лучших программ для анализа шахматной партии.
  • Столбик – значительный перевес в партии, который обозначается +-. В зависимости от того, кто выигрывает, тому записывается +-, а проигрывающему наоборот -+. Такое обозначение было введено специалистом из Югославии.
  • Стоять – тактика, подразумевающая выжидание удобного момента, без каких-либо активных действий.
  • Строчка – важный перевес в парии, который был введен специалистом из Югославии и подразумевает присуждение +- побеждающему и -+проигрывающему человеку.
  • Стучать – это блиц. Игра, в которой противник должен остро нуждаться во времени на обдумывание.
  • Табия – широко известная позиция, начиная с нее игрок может применять свои решения. Руководствуясь только своими мыслями, а не стандартными ходами. В шахматах прошлых столетий фигуры обладали несколько иными свойствами, вследствие чего игра очень часто стартовала именно с табии.
  • Тактика шахматная – система ходов, которая состоит из нескольких выверенных комбинаций, приводящих игру к ничьей. Сюда можно отнести сразу несколько стандартных вариантов – завлечение врага в ловушку, уничтожить защиту или отвлечь от основных фигур.
  • Темп – существуют две вариации данного понятия. Первая: отдельный ход, в результате которого попросту теряется время. Вторая: ритм игры.
  • Теория шахматная – это область шахмат, затрагивающая анализ игры, определение действующих закономерностей, которые могут возникнуть на каждом этапе партии.
  • Топталка – ситуация, когда одна и та же позиция повторяется раз за разом.
  • Треугольник – один из возможных вариантов передать очередь хода своему оппоненту в самом конце игры.
  • Тура – второе название шахматной фигуры ладьи.
  • Туристы – также существует два толкования текущего понятия. Первое: игроки-любители, которые сумели получить ладью в качестве форы. Второе: игроки, участвующие в Чемпионате и не рассчитывающие на получение титула. Данный термин был впервые использован Гарри Каспаровым в 1999.
  • Турнир – вид шахматного противостояния в ходе, которого сразу несколько участников играют друг с другом. Наиболее ярким примером считается круговой турнир, когда каждый игрок проходит мимо доски других, совершая ход. Так можно провести соревнование между десятками или даже сотнями игроков, используя, конечно, жеребьевку на определенных этапах.
  • Турнирная таблица – сводный документ, показывающий текущее положение игроков, а также конечный результат.
  • Тычок – удар пешкой.
  • Угроза – нападение на материал соперника с возможным обострением ситуации.
  • Уконтрапутить – выиграть с разгромом.
  • Урок волшебных шахмат –широко известная задача в шахматной игре Шарарам, которая предлагалась персонажем из сказок Лосяшем.
  • Фаланга –цепь из пешек.
  • Фейерверк – несколько идущих подряд жертв во время комбинационной игры.
  • Фианкетто (фианкетирование) – шахматный термин, который означает вывод слона на самую длинную диагональ под защитой домика из пешек (например, слон b7 рядом с пешками a7, b6 и c7).
  • Фишка (фига) –одна из шахматных фигур.
  • Фланг – край шахматного поля, который расположен на вертикалях fgh или abc.
  • Королевский фланг – это фланг, который располагается ближе к фигуре короля в самом начале партии (подразумеваются вертикали f, g,h).
  • Ферзевый фланг – это сторона поля, которая соответственно находится ближе к фигуре ферзя при старте партии(a,b,c).
  • – иное расположение шахмат в начале игре, чем при стандартном подходе. Стоит отметить, что пешки также занимают именно второй ряд, а слоны занимают клетки разного цвета. В этом раскладе туры располагаются по обе стороны от фигуры короля. Дело в том, что позиции, которые применяются в такой партии менее изучены и имеют больше оригинальных решений, не описанных в книгах.
  • Форпост – фигура, которую выставили на территорию врага, чаще всего это конь. Его защищает пешка.
  • Форсаж – вынужденный в результате определенных обстоятельств ход.
  • Форсирование – это целая серия ходов, которым другой игрок может противостоять только определенным набором ходов. Именно такой вариант боя может несколько упростить расчет боя.
  • Форточка – клетка, которую может занять фигура короля, если противник сделал шах по одной из двух горизонталей. Таким образом, получается, что сделать форточку – значит совершить ход пешкой, которая закрывает рокировку. Если такая возможность отсутствует, то игроки говорят о теоретической слабости одной из горизонталей.
  • Ход – смена расположения фигуры. Ход считается совершенным, в том случае, если шахматист не просто поставил фигуру, но и уже не касается ее. В ходе соревнований данное действие отмечается в специальных заметках, если осуществляется рокировка или специальное взятие, тогда могут использоваться две фигуры.
  • Хвост – этим понятием описываются игроки, которые имеют самые плохие результаты в общей сводной таблице.
  • Цейтнот –недостаток времени на обдумывание дальнейших ходов.
  • Цементировать – уверенно и успешно защищаться.
  • Ценность фигур – вес каждой шахматной фигуры в партии. Это понятие может носить абсолютный или относительный характер. Например, если рассматривать абсолютную сторону оценки, то можно сравнить ладью и двух пешек.
  • Центр – это клетки, которые находятся на е4, е5 иd4,dСуществует также понятие расширенного центра – включает в себя соседние поля с этими клетками.
  • Цугцванг (Цуг, цуцик) – ситуация, когда один из двух игроков, или даже оба сразу не имеют полезных комбинаций, то есть в случае любого хода человек только лишь ухудшает собственное положение в игре.
  • Часы шахматные – специальные часы, которые обладают двумя циферблатами с переключателем хода, и счетчиком времени. Они устроены таким образом, что время идет для того, кто думает. В случае, если времени остается совсем мало, может возникнуть цейтнот, а если оно полностью закончилось – значит наступила просрочка по времени и можно засчитывать проигрыш.
  • Часы Фишера – это устройство, которое специальным образом добавляет несколько секунд, после совершения хода. Таким образом, выходит, что в случае успешной игры вы накапливаете себе дополнительное время для размышлений.
  • Чернопольник –слон, который ходит по чернм полям.
  • Четырёхлошадник, куадрилья, квадрига –дебют, в котором основное противостояние ведётся с помощью коней. Играется так: e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.
  • Шах – это игровая ситуация, когда король находится под атакой одной из фигур соперника.
  • Двойной шах – случай, когда королю объявляется шах сразу от двух фигур противника.
  • Шайба – так называется на шахматном сленге пешка.
  • Шарарам – этот термин подразумевает название детской игры, рассчитанной на логическое мышление. Название пошло от выдуманной школы магии, в которой дети изучают различные предметы, например, волшебные шахматы.
  • Шахматная композиция – сфера шахматного искусства, где шахматисты выступают в роли художников, образуя удивительные позиции, приемы, обладающие неповторимой красотой.
  • Шахматный щелкун – вид насекомых, а точнее жуков.
  • Шахматная фигура – это все фигуры, участвующие в игре, кроме пешки.
  • Легкая фигура – таким словосочетанием называют слона или коня.
  • Тяжёлая фигура – к тяжелым фигурам специалисты относят ферзя или ладью. Отличается от легкой фигуры тем, что, имея поддержку короля, может поставить мат противнику.
  • Шведки – любопытная разновидность игры, в которой выбывшие фигуры отдаются сопернику и он может их использовать в этой партии вместо очередного хода.
  • Швейцарка – соревнование, которое проходит по швейцарской системе и предполагает большое количество участников. В связи с этим перед каждым этапом проходит жеребьевка, вследствие чего шахматисты могут играть только с тем, у кого примерно столько же очков.
  • Швиндель – резкий удар, получившийся в результате небольшой комбинации.
  • Шлепать – это быстрая и слабая манера игры, в некоторых моментах даже бездумная.
  • Шпилер – так называют чрезмерно азартного игрока, который любит использовать небольшие ловушки, а также строит свою стратегию на грубых ошибках соперника.
  • Штаны – случай, когда две вражеские пешки пытаются пройти на позицию ферзя, а слон соперника не в состоянии оказать сопротивление.
  • Шреддер – так называется одна из мощнейших программ по анализу шахматных партий.
  • Эстетика шахмат – ситуация, когда шахматная партия доставляет игроку моральное и эстетическое удовольствие.
  • «Эксцельсиор» – одна из игровых ситуаций, когда пешка шаг за шагом продвигается к позиции ферзя.
  • – финальная часть шахматной партии.
  • Этюд шахматный – великолепно продуманная и реализованная комбинация в шахматах, когда возможен один единственный исход, в результате которого можно достичь желаемой цели.

Случается, что профессиональные термины находят место в повседневной жизни. Так слово цугцванг, обозначающее особое нахождение шахмат на доске, иногда употребляется для описания ситуации, когда ничего нельзя сделать себе на пользу, но и бездействовать не получится.

Цугцванг – что это?

Загадочный термин произошел от немецкого слова Zugzwang, что значит «принуждение к ходу». В шашках или шахматах он указывает на безвыходные условия для игрока, когда любой его ход приведет к ухудшению существующей позиции. Перемещение всякой фигуры означает заведомо плохой результат. В широком смысле это такие обстоятельства, при которых одна из играющих сторон стеснена в своих действиях. Цугцванг – это не только расположение шахмат. В настоящее время данный термин применим в быту в переносном значении, а также употребляется в таких видах спорта и занятиях, как:

  • кёрлинг;
  • бильярд;
  • настольные и карточные игры.

Что такое цугцванг в политике?

В политической жизни, как в шахматах, важно просчитывать свои действия «на несколько ходов вперед». В определенных обстоятельствах человека у власти оппоненты принуждают к невыгодному действию, или он сам ставит себя в безвыходное положение, тогда возникает политический цугцванг. Он может стать результатом взаимного противостояния или просто неверных расчетов. Человек или даже целое государство, находящееся в таком положении, с трудом могут выпутаться из него, так как любой следующий ход будет только усугублять его.

Цугцванг в жизни

В современных СМИ модно представлять обыденные вещи, как игровые модели. Употребляя понятия в переносном значении, политическую и общественную жизнь, даже отношения между людьми можно охарактеризовать, как хитрую игру. В таком случае «положение цугцванга» будет описывать кризис в различных сферах:

  • экономике;
  • государственном устройстве;
  • профессиональной сфере (наука, искусство);
  • любви и т.д.

Взаимный цугцванг

Понятие цугцванг неоднозначное и широкое. В щекотливые ситуации попадают не только игроки. Но если говорить о первом значении слова, можно выделить несколько его видов. Цугцванг в шахматах бывает:

  • взаимный – когда сразу у двух игроков нет полезных ходов;
  • односторонний (действительно лишь для одной стороны);
  • позиционный – ухудшается позиция игрока, но он не несет материальные потери;
  • мнимый – когда один противников пассивно ждет поражения.

Труднее всего выйти победителем из ситуации, когда обе стороны имеют проигрышные позиции. Каждый шаг оппонента будет встречен действием, которое несет необратимые негативные последствия. Ни у одной стороны нет возможности совершить даже нейтрального хода, только бесполезный. Но когда термин применяется к психологической ситуации, а не шахматной игре, найти пути решения несколько проще, потому что приходится руководствоваться не только логикой, но и чувствами. Нередко психологами рассматривается позиция цугцванга между близкими людьми: в любви, в семье, в дружбе.

Как выйти из цугцванга в отношениях?

В отношениях между людьми ситуация цугцванга – это такое состояние одного из партнеров, когда он вынужден совершать бесполезные или негативные для себя действия. Выйти из него победителем можно несколькими способами:

  1. Поменяться ролями с партнером.
  2. Принимать совместные решения, советоваться.
  3. Добавить энергии или повернуть ее в нужное русло. То есть отключиться от других ее потребителей: денег, работы, друзей. Сконцентрироваться на партнере. Не лениться.
  4. Уйти от рутины. Привнести в привычное драйв, креатив и страсть.
  5. Подходить к принятию решения с юмором.
  6. Запастись терпением. Возможно, взять паузу.

Сегодня термин цугцванг применяется широко: им описывают отношения между политикам, странами, содружествами и т.п. Например, можно сказать, что Россия и ЕС в последнее время ведут сложную игру, в которой иногда приходится отступать от принятых позиций и несколько снижать занятое положение. Двусторонние отношения – это всегда трудные взаимоотношения, ошибки в которых приводят к негативным последствиям.

Эта статья была написана залпом, в один присест. Я считаю полезным сохранить её пронумерованный план и соответствующующее плану деление текста. Фактически, это набор тезисов.

1. Определения
1.1. Цугцванг
1.2. Взаимный цугцванг
1.3. Мнимый цугцванг

2. Что делать:
2.1. Радикально добавить энергию.
2.2. Креативность.
2.3. Страсть!
2.4. По мотивом Трансерфинга.
2.5. Юмор.
2.6. Доброжелательность.
2.7. Обмен ролями.
2.8. Спросить совет непосредственно у партнёра.
2.9. Терпение.
2.10. Снизить уровень тревоги.
2.11. Доведение ситуации до абсурда.
2.12. Взять паузу.
2.13. Переключиться.
2.14. Сдаться.





3.4. Об активном слушании.

3.6. Концепция Лефебра.
3.7. Из работ Ганса Селье.







3.15. Об интерперсональном.
3.16. О взгляде.
3.17. Сократический диалог.
3.18. О еде, питие и т.п.


3.21. О родственниках.
3.22. О стереотипах.


1. Надо сразу оговориться, что от шахмат я чрезвычайно далёк, но совсем недавно мне представился хороший повод познакомиться с фрагментами теории шахмат. Не мной первым сказано, что эта мудрая игра весьма полезна для многих случаев.

1.1. В данном контексте, термин цугцванг использован ассоциативно в связи с высокой частотой обращений по поводу ситуаций, когда один из партнёров по общению оказывается вынужден сделать невыгодный очередной ход, что, собственно, в шахматах и называется этим термином.

Также выделяют:

1.2. «Взаимный цугцванг», - особый случай цугцванга (принуждения к ходу, т.е. к тому или иному поступку), когда у обеих сторон нет полезных или нейтральных ходов (возможностей совершить полезное или нейтральное действие). Ситуация специфическая. Возникает чаще всего неожиданно. Не знаю, как в шахматах, но в жизни, как правило, означает существенный пробел в осознании значимой неприятной информации.

1.3. «Мнимый цугцванг». В шахматах описаны две его разновидности. Первый - когда имеет место позиция, исход которой не меняется при воображаемом переходе хода к противнику, но субъективно ощущается отсутствие полезных ходов. Другим распространённым мнимым цугцвангом является любая проигранная позиция, при которой проигрывающий вынужден пассивно ожидать приближающееся поражение.

Логика темпа поступков часто ставит такого «игрока» ещё и в условия цейтнота. Каждая ситуация совсем индивидуальна, но некоторые полезные советы можно дать и в этом случае. Звоните. Может быть, решение вашего вопроса и не такое сложное?

2. Что с этим делать:

2.1. Вы, надо думать, ждёте тут хитрющих советов о том, как сделать из плохой ситуации хорошую при помощи изощренных психологических техник? Не! Я думаю, что на самом деле, всё проще:-) То, что надо делать вы без всяких посторонних советов лучше всех сами знаете. Надо просто радикально добавить сил, энергии, настойчивости, целеустремлённости, упорства и у Вас всё обязательно получиться! В шахматах это сделать сложнее. Правила игры мешают. В жизни - легче. И, вдобавок, в жизни мы можем поменять некоторые правила игры, что тоже бывает очень даже полезно:-) Т.о., совет первый, он же и главный: привнесите в то, что вы делаете качественно больше энергии! Несколько соображений в тему:

Энергии может не хватать минимум по двум причинам:

2.1.1. Её вообще мало. Так бывает редко, очень редко, но бывает. Есть легальные и почти легальные способы повысить энергетику человека. Звоните. Поговорим. Заранее хочу предупредить, что речь не пойдёт о какой-либо химии.

2.1.2. Энергия очень даже есть, но её не хватает на отдельное конкретное дело. Эта самая типичная ситуация. Тут бывает несколько вариантов и соответствующие им методы коррекции:

2.1.2.1. Энергия (силы) есть в достатке, но она распыляется на многие стороны, что создаёт её относительный дефицит в избранном направлении. Совет и тут понятен - обрубить неактуальные потребители ваших сил, времени, денег, внимания. Вы удивитесь, как много можно на этом высвободить ресурсов для того, что на самом деле главное. По сути дела, тут речь идёт об элементарной организованности + умении в нужном месте и в нужное время сказать «нет».

2.1.2.2. Энергия (силы) вообще-то есть, но поступает рывками, а не течёт мощной плавной рекой в избранном русле. Совет тут прост и очевиден - внесите фактор размеренности в то, что вы делаете. Звоните. Расскажу, как. Особый случай - когда такая манера вообще свойственна данному человеку по жизни. И это не страшно. Есть способы добиваться прекрасных результатов и в этом случае! Звоните. Расскажу, как.

2.1.2.4. Энергия (силы) есть, но ошибочно выбрано главное направление её приложения. Так определяться же надо правильно! Звоните. Есть хороший предмет для разговора. Методика «Кризисных зон» М.З. Дукаревич, как раз и созданна для таких случаев. Вы же не давали расписки, что никогда впредь не поумнеете?! :-)

2.1.2.5. Энергия (силы) есть, но в отведенный промежуток времени просто немыслимо совершить ту работу, которая необходима для того, чтобы достичь цели или хотя бы качественно улучшить ситуацию. Можно, конечно, снизить запросы, но я бы всё-таки порекомендовал начать с увеличения отведенного времени для достижения намеченного. Тогда много энергии, умноженной на достаточное время, может дать как раз то, что вам надо.

2.1.2.6. Энергия (силы) есть, но необоснованно завышена цель. Бывает, но крайне редко. Как правило, можно добиться всего на свете, если есть настоящее желание этого достигнуть. Другое дело, что промежуточные цели и средства достижения могут страдать максимализмом. Подробнее об этом надо бы написать отдельные статьи по поводу максимализма и механизма сдвига мотива на цель. Ограничусь кратким упоминанием, что, порой, сделав вполовину, чем изрядно сэкономив ресурсы, можно получить результат качественно не хуже, чем, если бы сделано было по максимуму. Тема умеренности в психологии вообще плохо разработана и это неспроста. Сложная тема. Искусство точно соразмерять цели, силы и время называется мудростью.

2.1.2.7. Энергия (силы) есть, но есть лень и безволие. Встречается у некоторых людей такое свойство, как отсутствие привычки, а тем и способности, упорно делать то, что, хоть и трудно, да надо. Энергия при этом пускается куда угодно, но только не в то место, которое сейчас на самом деле актуально, да и способность концентрировать свою энергию на произвольно выбранном объекте (ситуации) мало. Объяснения при этом даются самые изощренные, но отношения к сути дела они, как правило, не имеют. Признаков безволия много. Этих людей выдаёт буквально всё. Например, таким признаком может являться отсутствие существенных достижений в других важных сферах жизни, помимо рассматриваемой. Показательна манера говорить, двигаться, водить машину, особенности подчерка и т.п. Лечиться воспитанием, осознанностью, хорошей морковкой впереди и стимулом (*) сзади.

* Стимул,- в переводе с древнегреческого, есть короткая заострённая палочка для тыкания в заднюю часть быка для того, чтобы последний бежал шустрее:-)

Надо сказать, что здесь упомянуты лишь основные причины энергетической недостаточности», но на самом деле их больше и, что самое главное, они, как правило, сочетаются друг с другом. Целенаправленная работа в этом направлении может дать огромные результаты и ею стоит заняться в первую очередь.

Актуальность совета в том, что, во-первых, вы, действительно, резко повысите свой КПД, что само по себе зримо приближает к достижению цели, а, во-вторых, ваше качество жизни станет существенно лучше, а настроение веселее. Воистину, радивого судьба ведёт, а нерадивого - тащит! :-)

2.2. Креативность. То, что творческий подход в разруливании ситуаций есть хорошо, а рутинный и тем предсказуемый, - не всегда хорошо, вроде бы понятно. Вопрос в том, как этот творческий подход организовать? Попробую дать несколько советов:

2.2.1. Преодолейте неуверенность и страх. Любой стандартный подход, проигрывая в результативности, хорош предсказуемостью, а тем и безопасностью. Чем выше нестандартность решения, тем больше страх неудачи. Надо принять это правило, как данность и научиться действовать в условиях значительной неопределённости.

2.2.2. Для успешного использования всех реально существующих возможностей полезно ясно осознавать какими степенями свободы характеризуется задача.
Классическим примером нестандартного решения задачи является построение фигуры из четырёх равносторонних треугольников. Использовать надо только 6 спичек. Каждая сторона любого из четырёх треугольников должна состоять из одной спички. Задача не имеет решения на плоскости, но стоит увидеть в уме объёмную фигуру - пирамиду, являющуюся решением задачи, как всё хорошо складывается. Здесь нестандартным является переход от попыток решения задачи на плоскости, к решению в трёхмерном пространстве.

2.2.3. Оригинальность не должна быть ради себя самой.

2.2.4. Чертовски важен «Драйв!», которого сложно ожидать при сниженном психическом и/или физическом тонусе. Я допускаю, что, лишь как исключение, креативность может быть не синонимом «избыточности». Это как? Вялый, утомлённый, чуть ли не засыпающий остряк, способный на нестандартный ход мысли? Нууу… Может быть. Всё-таки, такой сюжет возможен, скорее, как общее свойство личности, а не как фактор сознательного манипулирования собой и ситуацией.

2.3. Страсть! Вот уж воистину бронебойное оружие! Имитировать страсть, или нельзя вообще (смешно выглядит:-), или крайне трудно, удаётся редко, выглядит фальшиво и, если и получается её сыграть, то лишь на очень малое время. Провести таким суррогатом можно разве что полнейшего дурочка. Тем и ценна страсть. Она, или есть, или её нет. Но если есть, то монета эта дорогая и люди знают об этом. Вообще, следует признать, что общая психологическая грамотность довольно плачевна, но у людей на неосознаваемом (!) уровне зашито особое к ней отношение. Тут уже без шуток. Тут - всё по-взрослому, всё правда, и всё серьёзно. Если страсть на самом деле есть, то совет довольно банален и самоочевиден. Просто отпустите себя. И будь, что будет. Любые сильнейшие душевные проявления вызывают включение, уважение и сопереживание. Если кто-то боится, что будет понят не верно, что его поднимут на смех и т.п. - пусть даже не начинает, т.к. это не страсть, а что-то иное, где труба пониже и дым пожиже….

2.4. По мотивам Трансерфинга.

2.4.1. Рассматриваются ситуации, когда цель значима, а вероятность достижения, или не высока, или критически важна.

2.4.2. Людям свойственно желать достижения цели и действовать, сообразно этому желанию. Это есть внутреннее желание (намерение). Для воплощения в реале этого может оказаться недостаточно.

2.4.3. Есть «эфир» или «мироздание», где «записаны» самые разные возможные варианты развития ситуации, в том числе, как провальные, так и желательные. Наша задача поспособствовать воплотиться именно желательному варианту.

2.4.4. Мы формируем в себе искреннюю уверенность в том, что «эфир» или «мироздание», реализует именно предпочтительный нам вариант, т.е. воплотит наше внутреннее намерение. (Механизм чистейшей экспектации, если направлен по отношению к конкретному человеку)

2.4.5. Мы «подсказываем» внешнему намерению «эфира» или «мирозданию», то, что именно мы бы хотели получить в виде результата. Для этого мы используем «визуализацию», в которой задействованы все модальности и представляем себе нашу цель в зрительных, тактильных, вкусовых, обонятельных и т.д. модальностях, добиваясь максимальной ясности и конкретности. (Кто ясно мыслит, тот результативно действует)

2.4.6. Мы лично готовы способствовать поступками этой реализации и в наших действиях сплавляется воедино внутреннее наше намерение и внешнее намерение «эфира».

2.4.7. Мы формируем в себе безразличное отношение к тому, как именно реализуется предпочитаемый вариант, чтобы наши вибрации страха провала не мешали правильному воплощению желаемого.

2.4.8. Для детализации наших собственных действий правомерно спросить после визуализации у «эфира» или «мироздания» о том, что лично нам нужно сделать для реализации желаемого. И мы не сидим, сложа руки тогда, когда надо действовать. (Абрам, купи лотерейный билет!)

2.5. Юмор. Это универсальное и совершенно бесплатное средство разрешения многих трудных ситуаций. Другое дело, что в подобных обстоятельствах бывает совсем не до шуток. Так тем и лучше! Пытаясь отшутиться, человек снижает накал ситуации, по сути дезактуализируя происходящее. И следует помнить, что самые большие глупости человечество совершало с серьёзным выражением лица:-)

2.6. Доброжелательность. Вообще-то, это просто хорошая манера построения отношений, но именно её как раз порой и недостаёт для того, чтобы эти самые отношения выстроить. Читайте сказки, любите Пушкина, ходите в цирк:-)

2.7. Обмен ролями. Хороший способ! Куда лучше, чем выяснение отношений. Жаль только, что проходит лишь по обоюдному согласию.

2.8. Спросить совет непосредственно у партнёра, отношения с которым и привели к психологическому цугцвангу. По сути дела, это не прикрытая просьба о помощи. При первом рассмотрении, это совет выглядит постыдно, нелепо, но на самом деле такой ход не раз доказывал свою результативность. Дело в том, что сильный, самодостаточный человек не боится проявить слабость, изначально зная себе высокую цену и не ставя каждый свой шаг в зависимость от того, сильным он выглядит или слабым. Кстати, хороший способ проверить свою самооценку:-) Результат может быть как хорошим, так и не очень, но ведь и положение, в котором было принято это решение, оставляло желать лучшего…

2.9. Терпение. Да, да, да. Без комментариев. И так - понятно. А вот где силы взять для этого «упражнения» - звоните, расскажу.

2.10. Снизить уровень тревоги. Есть суждение, которое в подавляющем большинстве случаев, как ни крути, оказывается верным, - именно недопустимо высокий уровень тревоги сводит на нет все правильные усилия во достижение намеченного. Уговаривать себя не тревожиться, как правило, бессмысленно. Для этих целей лучше подходят методы косвенные: пост, правильная диета, достаточный (читай, - продолжительный!) сон, для тех, кому доступно - молитва и/или медитация. Есть и медикаментозный путь, но я бы уклонился от того, чтобы в контексте этой статьи развивать тему фармакотерапии. Особенность методов снижения тревоги в том, что в большинстве случаев параллельно снижается и энергичность, что не есть гуд. Мастерство работы в данной теме как раз и состоит в том, чтобы достичь оного не только не потеряв, а даже прирастив другое.

2.12. Взять паузу. Если эти строчки сейчас читает тот, кто попал в этот самый психологический цугцванг, то, как раз, взять паузу ему сложнее всего. Однако, совет этот в ряде ситуаций правильный. По этому случаю, хочу порекомендовать дочитать эту статью до самого конца. :-)

2.13. Переключиться. Это что-то вроде паузы, но хоть становиться понятнее, что же именно в это самое время делать. Просто «пауза», как таковая, даёт чудесную питательную среду для накручивания себя, причём, сознательно остановленная внешняя активность в большинстве случаев оборачивается нарастанием в геометрической прогрессии напряжения внутреннего. Последнее обстоятельство весьма способствует процветанию частной практики не только психотерапевтов, но и кардиологов.… Переключаться же надо тоже умно, собственно, как умно следует делать и всё прочее. Советы здесь такие:

2.13.1. Вопреки популярному совету, рекомендующему «клин-клином вышибать», я категорически не советую даже пытаться начинать новые отношения, как способ переключения. Причин для такого совета много. Смею уверить, если вы действительно вовлечены в значимые для вас отношения, которые в данный конкретный момент нуждаются в паузе, то из адюльтерной авантюры с переключением у вас ничего и не получиться, да и мысли такой в голову не придёт, если, конечно, доброжелатели этой медвежьей услугой не одарят. Короче - Нет!, и это правильно.

2.13.2. Работа. Мало, кого подводила. По идее, не должна быть центром всего и вся у человека, но в отдельные моменты времени прекрасно может помочь сублимировать. Совет - Да!, и это правильно.

2.13.3. Дети, родители, друзья, чтение, спорт, путешествия, хобби, уборка (квартиры, гаража, дачи…), шопинг - аналогично работе, но помогает меньше и, порой, требует значительного времени и существенных затрат, что не всегда удобно.

2.13.4. Совет по поводу алкоголя и т.п. - аналогичен пункту 3.1. Алкоголь и иные психоактивные вещества ослабляют человека и затуманивают его разум, что по определению есть вред. Любая ситуация решается методом прорыва вверх!!! Прорыв вниз - деструкция, а этого нам совсем-совсем не надо. Короче - Нет!, и это правильно.

2.13.5. Обращение к психотерапевту/психологу. Сложный вопрос. И да, и нет.

2.13.5.1. Да, т.к. есть реальная возможность выговориться, что уже само по себе помогает и, вдобавок, позволяет услышать самому себя (техника активного слушания), но и получить квалифицированную помощь, в том числе, как взгляд на происходящее со стороны незаинтересованного профессионала. Есть и другие полезности.

2.13.5.2. Нет, т.к. настоящих профессионалов мало, а потребность выпросить готовый рецепт огромна. Человек в такой ситуации открыт, раним, внушаем.

2.14. Сдаться. Я никогда не писал такого прежде, но реальность жизни заставляет меня это сделать. Совет последний - сдаться. Да, это и мне не свойственно, и на моих консультация, уж не припомню, давал ли я прежде такие рекомендации когда-либо, но по уму, именно признать своё поражение и отойти в сторону может оказаться самым мудрым решением из всех возможных. Да, знаю, всё прекрасно знаю. Особенно, для людей юных, упрямых, горячих и амбициозных это звучит просто отвратительно. Однако, давайте не терять за деревьями леса, т.е. не забывать своей цели, которая, может быть, не совсем состоит в том, чтобы неограниченное время находиться в скверном положении? Известно, что на каждый добрый совет нужно ещё сто штук о том, как его реализовать. Сотни мудрых советов у меня нет, да и у вас вряд ли бы достало терпения их читать. По данному поводу, если уж принято решение выбросить белый флаг и отойти в сторону, можно порекомендовать следующее:

2.14.1. Делать это решительно, быстро и окончательно. Как известно, рубить хвост частями не будет проявлением гуманности. В то же время, это, как ничто другое, открывает для мазохистов обширнейшее поле для упоительной самореализации. Так вам это на самом деле надо?

2.14.2. Оставить по горячим следам достаточно вразумительные записи, по которым следует в ближайшем будущем сделать что-то наподобие «работы над ошибками», т.е. уже чуть с более холодной головы трезво проанализировать многое, относящееся к теме обсуждения и сделать выводы. Доводилось слышать доводы против такого совета под тем предлогом, что уж слишком больно ворошить старое. Ну, скажу так, это кому что нравится. Кто-то предпочитает прятать голову в песок. Кто-то - нет. Во всяком случае, вероятность повторения в том или ином виде допущенных ошибок без их должного анализа и осмысления, - выше, но окончательное решение о проведении анализа или отказа от него принимаете только вы сами. Я советую анализировать. И ещё добрый совет: постарайтесь, чтобы ваши путевые записки не попались на глаза третьим лицам.

2.14.3. Сентиментальность - милая, хорошая штука, но надо задуматься над тем, стоит ли оставлять материальные свидетельства того, что было. Силы есть - да. Силы подводят - не знаю.… Но это не праздный вопрос и его следует решить осознанно.

3. Что ещё можно использовать:
3.1. Учёт акцентуаций Карла Леонгарда.
3.2. Использование Характерологии М.З. Дукаревич.
3.3. Из диаграмм Род-В-Р транзактного анализа Эрика Бёрна.
3.4. Об активном слушании.
3.5. О невербальном анализе.
3.6. Концепция Лефебра.
3.7. Из работ Ганса Селье.
3.8. О потребности быть узнанным в работах Эрика Бёрна.
3.9. О слоях поступков и чем они обязаны отличаться от шахмат.
3.10. Об эффекте незаконченного действия Блюмы Вульфовны Зейгарник.
3.11. Об эффекте сдвига мотива на цель.
3.12. О волшебной силе искусства.
3.13. Об эффекте изменения масштаба.
3.14. О биоритмах, времени и т.п.
3.15. Об интерперсональном.
3.16. О взгляде.
3.17. Сократический диалог.
3.18. О еде, питие и т.п.
3.19. О дороге и о том, как она меняет людей.
3.20. О прислуге и её роли во взаимоотношениях.
3.21. О родственниках.
3.22. О стереотипах.
3.23. О признаках ситуаций, когда не работает причинно-следственная связь и о том, что тогда делать.
3.24. «Сбить фазу» и как это сделать.
3.25. О пружине недовольства и её полезных функциях.

Легко видеть, что в статье, более или менее подробно, разобраны 14 тезисов, а ещё 25 только намечены, как перспективны темы. Если выдаться свободное время, я постепенно буду работать и над ними, перемещая написанное из раздела 3 в раздел 2. Пока же могу только посоветовать личную консультацию.

Я прекрасно понимаю, что ценность настоящих тезисов достаточно относительная. Пожалуй, Вы бы и сами могли придумать больше. Вот на это я как раз и рассчитываю. Прочитав эти пункты, вы отбросите почти всё или вообще всё, что не приемлемо в вашей конкретной ситуации, но кое-что, может быть, наведёт вас на конструктивную идею.

Звоните. Поговорив несколько минут, психологический цугцванг может предстать перед вами совершенно в другом свете.

Немецкого происхождения. Здесь мы рассмотрим его значение и приведем несколько примеров.

Цугцванг (нем. Zugzwang — от Zug — ход и Zwang — принуждение) – это положение в шашках и шахматах, при котором любой следующий ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.

Другими словами, это специфический термин.

Однако, в силу своей звучности и смысловой емкости, данное слово стали использовать и в более широком понимании.

На сегодняшний день в политике нередко можно слышать о положении цугцванг. При этом имеется в виду ситуация, когда действие, равно как и бездействие, одинаково ведет к ухудшению сложившейся ситуации. То есть, и делать нельзя, и не делать невозможно. Цугцванг, однако!

Примеры использования слова

  • Шахматная партия сразу же перешла в цугцванг.
  • В плане внутренней политики и у нас сплошной цугцванг.
  • Их отношения дошли до ситуации цугцванга.
  • Если мы вовремя не примем меры, нас ждет цугцванг.

В принципе, данное слово достаточно простое в употреблении, поэтому, один раз поняв его значение, вы без проблем сможете сами составить массу аналогичных примеров.

Взаимный и мнимый

Следует также знать, что есть такое понятие, как взаимный цугцванг . Несложно догадаться, что это такое положение, при котором у обоих игроков нет хорошего хода, и любое действие с любой стороны приводит только к ухудшению положения на доске.

Ну и в конце можно добавить, что встречается так называемый мнимый цугцванг . То есть, на данный момент кризиса еще нет, но одно из действующих лиц уже опускает руки и перестает бороться, пассивно ожидая, пока наступит реальный цугцванг и, как следствие, проигрыш.

Мир шахмат имеет богатую терминологию. И говоря о ней, в первую очередь вспоминаются такие понятия, как , отвлечение, завлечение, вскрытое нападение. И все они касаются тактики. Но что на счет стратегии? Неужели для стратегии не найдется яркого термина? Такой термин находится. И это – «Цугцванг». Давайте же разбираться, что такое цугцванг на примерах. Если вам удобнее посмотреть видео, то запустите вышеприведенный ролик.

Цугцванг – это положение в партии, в котором оказывается шахматист, если любой его возможный ответ на ход соперника ведет только к ухудшению позиции.

Чаще всего такая ситуация возникает в эндшпиле, но в истории шахмат имеются случаи, когда цугцванг случался в миттельшпиле. Один из таких выразительных примеров – это партия Земиша против Нимцовича, сыгранная в Копенгагене в 1923 году. Нимцович играл черными, продемонстрировал блестящую позиционную игру и создал позицию, в которой Земиш сдался после 25-го хода, не имея ответа, позволяющего спасти игру. Посмотрите на диаграмму – белым просто нечем ходить. Эту партию второй чемпион мира Эммануил Ласкер назвал «Бессмертной партией цугцванга».

Нагляднее идею цугцванга демонстрируют эндшпильные позиции, в особенности пешечные окончания. Ход белых:

Если 1.Крf 5, то 1…Крd 4, белые оказываются в цугцванге и на следующим ходу теряют пешку, проигрывая партию. Поэтому играть нужно:

1.Крf 6 — Крd 4 2.Крf 5

В этом случае проигрывают черные, оказавшись в цугцванге.

Если изначально ход черных, то:

1…Крd3 2.Крf5 — Крd4

И проигрывают белые. Приведенную позицию еще можно назвать взаимным цугцвангом. Побеждает в подобных позициях тот, чья очередь хода.

В другом примере белые создают цугцванг для соперника с помощью жертвы качества и выигрывают фигуру:

1.Л:e 5 Л:e 5 2.g 3

Действительно, ладья связана и хода не имеет, пешка на e 6 заблокирована, если отойти королем, то тяжелая фигура остается без защиты, на ход 2…f 4 следует 3.g :f 4. В обоих случаях белые забирают ладью.

«Оперируя цугцвангом, игрок опутывает противника тонкой паутиной мысли… Цугцванг вносит в шахматную игру элемент хитрости, замысловатости, элемент чего-то схоластически нереального. В комбинации, основанной на цугцванге, проницательность, опирающаяся на логику, торжествует над обычной в шахматах идеей силы» Эммануил Ласкер .



Рекомендуем почитать

Наверх