Особенности изготовления редуктора для мотоблока своими руками. Как собрать самодельный редуктор для мотоблока своими руками Делаем корпус редуктора для культиватора своими руками

Детям 11.03.2020
Детям

Незаменимым помощником в обработке небольших земельных участков служит мотоблок. Столь полезное устройство можно не покупать, а сделать самостоятельно. Человеку, умеющему работать с железом, вполне по силам изготовить не только ходовую часть, органы управления, но и самодельный редуктор для мотоблока, и навесное оборудование.

Мотоблок предназначен для работ, связанных с обработкой земли, реже для перевозки небольших грузов на малые расстояния.

Мотоблок предназначен для проведения работ, связанных с обработкой земли, изредка перевозкой относительно небольших грузов на незначительные расстояния. Параметром, отражающим работоспособность и область применения, является мощность двигателя. Различают легкие мотоблоки с мощностью двигателя до 1-5 лошадиных сил (л.с.) и тяжелые, у которых может стоять двигатель мощностью до 10 л.с.

Навесное оборудование определяет характер выполняемых операций. По способу его крепления различают:

  1. Мотокультиваторы – рабочие инструменты устанавливаются на ведущую ось двигателя через редуктор, тяговое усилие осуществляется за счет активного вращения этих инструментов.
  2. Колесные мотоблоки – навесное оборудование крепится на кронштейне-держателе, тяговое усилие осуществляется за счет ведущих колес.

Назначение и виды редукторов

Схема углового редуктора мотоблока: 1 – стопорное кольцо, 2 – регулировочное кольцо, 3 – коническая шестерня, 4 – регулировочные кольца, 5 – подшипник, 6 – вал-шестерня промежуточная, 7 – корпус верхний, 8 – вал выходной, 9 – регулировочные кольца, 10 – подшипник, 11 – коническая шестерня, 12 – стопорное кольцо, 13 – чашка пыльника, 14 – пыльник, 15 – манжета, 16 – регулировочные кольца, 17 – корпус нижний, 18 – регулировочная прокладка, 19 – подшипник, 21 – крышка, 22 – шестерня, 23 – шестерня, 24 – вал.

Важным элементом конструкции мотоблока является редуктор. Он осуществляет передачу крутящего момента от вала двигателя на рабочий инструмент или колеса агрегата, в зависимости от конструкции. Благодаря особенностям устройства крутящий момент не просто передается, а усиливается с одновременным уменьшением числа оборотов ведомого вала.

По конструктивному исполнению редукторы могут быть нескольких типов:

  1. Шестеренчатые. Редуктор представляет собой валы с насаженными на них цилиндрическими и коническими шестернями. По конструкции шестеренчатые редукторы могут реализовываться по прямой схеме (момент передается через цилиндрическую зубчатую передачу) и по угловой (для передачи крутящего момента от ведомого вала непосредственно к редуктору используется коническая передача).
  2. Шестеренчато-червячные. Используются при вертикальном расположении коленвала двигателя. Редуктор состоит из червячного зубчатого колеса и червяка (металлический винт с крупношаговой прямоугольной резьбой). Особенностью такого редуктора является передача вращения под углом 90°.
  3. Цепные. Крутящий момент с двигателя на валы редуктора передается металлической цепью, которая вращает звездочки.
  4. Ременные. Является аналогом цепного способа с той лишь разницей, что вместо цепи используется клиновой или прямоугольный ремень, а вместо звездочек – шкивы с профильными канавками для удержания ремня.

В конструкции мотокультиватора часто используются угловые шестеренно-червячные или цепные редукторы. В конструкциях мощных агрегатов применяются редукторы шестеренной конструкции. Ременный способ передачи встречается достаточно редко, т.к. считается, что ремни склонны к обрыву и соскальзыванию со своих посадочных мест.

Вернуться к оглавлению

Подготовительные работы

При изготовлении самодельного мотоблока, перед тем как приступать к изготовлению редуктора, необходимо произвести хотя бы приблизительный его расчет.

На основании данных расчета можно оценить:

  • передаточное число;
  • тип редуктора;
  • величины крутящих моментов;
  • величины нагрузок на валы;
  • габаритные размеры передаточных механизмов (в зависимости от типа выбранного редуктора).

Сделать самодельный мотоблок можно с редуктором, работающим по разному принципу. Однако наиболее часто в самодельных агрегатах используются редукторы с цепной передачей. Это обусловлено компромиссным сочетанием между доступностью комплектующих материалов, надежностью их работы и относительной простотой сборки.

Для изготовления понадобятся:

  • звездочки с заранее подсчитанным количеством зубьев, обеспечивающие требуемое передаточное число;
  • ведомый вал;
  • подшипники требуемого размера для установки ведущего и ведомого валов;
  • цепи необходимой длины;
  • уголки металлические для крепления защитного корпуса;
  • защитный корпус (картер).

Вернуться к оглавлению

Процесс сборки начинается с установки на выходной вал двигателя ведущей звездочки первой ступени редуктора.

Способ крепления звездочки может быть самым разнообразным. В зависимости от конструкции вала, звездочка может фиксироваться на нем при помощи шпонки, фланца или даже иногда встречается крепление при помощи точечной сварки.

Ведомый вал редуктора можно собрать из двух полуосей. На концах полуосей должны быть выточены ответные фланцы. Ведомая звездочка второй ступени вставляется на свое посадочное место между фланцами, и осуществляется сборка полуосей в единое целое при помощи болтового соединения.

Если есть возможность, можно поступить несколько проще без использования полуосей и болтов. Для этого на токарном станке вытачивается вал целиком. Фиксация на валу будет осуществляться при помощи шпонки или при необходимости сварки. Существенным недостатком этого метода, по сравнению с предыдущим, является менее надежное и точное крепление звездочки.

Схема устройства и работы редуктора: a – газ не идет через редуктор, б – газ проходит через редуктор, 1 – штуцер, 2, 3 – манометр, 4, 8 – пружины, 5 – клапан, 7 – мембрана, 9 – винт, 10 – камера, 11 – клапан.

В целях защиты от попадания грязи и посторонних предметов в цепную передачу блок второй ступени редуктора помещается в защитный корпус. Кроме функции защиты передачи, корпус является резервуаром для смазывающей жидкости, которая обеспечивает плавность работы и снижает износ трущихся деталей.

В теле корпуса должны быть предусмотрены соосные посадочные гнезда, в которые устанавливаются подшипники, служащие опорой валов. Для установки ведомого вала используются шарикоподшипники в обычном цилиндрическом корпусе. Ведущий вал устанавливается на подшипниках, имеющих эксцентриковый корпус.

Благодаря особенностям своей конструкции эксцентрик может менять свое положение в посадочном гнезде на угол до 15°. Совместно с подшипником будет менять свое положение и ведущий вал, тем самым при необходимости регулируя величину натяжения цепи.

Во время работы зубья ведомой звездочки второй ступени редуктора находятся погруженными в налитое в корпус масло. Вращение механизма обеспечивает равномерное распределение смазочной жидкости по узлам цепной передачи.

Герметичность кожуха можно обеспечить, установив на посадочных местах подшипников и по разъемной линии корпуса стандартных герметизирующих прокладок и сальников. Прокладки герметизации подшипников подобрать достаточно легко, т.к. все размеры в данном случае стандартизированы и взаимосвязаны.

В случае герметизации корпуса дело обстоит несколько сложнее. В случае использования нестандартного изделия или корпуса от каких-либо старых моделей прокладки найти достаточно затруднительно. Выходом может послужить использование специализированных маслостойких герметиков.

При правильном расчете и аккуратной сборке всех деталей самодельного мотоблока агрегат ничем не будет уступать своим фабричным аналогам.

Редуктор для мотоблока – это сердце агрегата. Данный элемент преобразует крутящий момент, идущий от двигателя в необходимое для работы навесного оборудования усилие.

Соответственно без редуктора эксплуатация мотоблока становится невозможна в принципе. Некоторые фермеры, совершают фатальную ошибку, не уделяя этому узлу должного внимания.

Такой безответственный подход отрицательно сказывается на производительности и сроке эксплуатации агрегата. Из этой статьи, вы сможете почерпнуть всю информацию о редукторах мотоблока, которую должен знать каждый фермер.

Разновидности

Редукторы, которыми оснащаются мотоблоки, кажутся одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле, эти устройства можно разделить на три группы. Различия заключаются в конструктивных особенностях редукторов. Познакомимся с представителями этого семейства более подробно.

Угловой

Редукторы углового типа представляют собой элементарные конструкции, которые служат для стыковки трансмиссии с силовой установкой агрегата.

Благодаря отсутствию сложных узлов, некоторые фермеры устанавливают на мотоблоки самодельные варианты угловых редукторов.

Устройство данного узла выглядит так:

  1. Корпус механизма.
  2. Шкив для ременной передачи с креплением.
  3. Вал ротора.
  4. Фланец вкупе с креплением и подшипником.
  5. Шайба и фиксирующая шпонка.

Шестеренчатый

Это более сложный механизм, воссоздать который в домашних условиях, не обладая специальными навыками и знаниями невозможно.

Шестеренчатые редукторы называют понижающими. Благодаря своим конструктивным особенностям, механизм уменьшает число оборотов двигателя, попутно увеличивая выходную мощность мотоблока.

Такие редукторы обладают большим рабочим ресурсом, поэтому подходят для выполнения различных работ, и не получают механических повреждений даже при пиковых нагрузках.

В отличие от угловых моделей, понижающие редукторы нуждаются в дополнительном охлаждении.

Реверсивный

В основе данного механизма лежит муфта, которая свободно перемещается между коническими шестернями.

Такие редукторы дают возможность мотоблоку двигаться задним ходом, что положительно сказывается на манёвренности техники.

Однако за это приходится расплачиваться падением производительности и максимальной скорости. Поэтому устанавливать реверсивный редуктор или нет, каждый фермер решает самостоятельно.

Редукторы, установленные на мотоблоки различных производителей, практически не имеют конструктивных отличий. Поэтому разборка узла и замена вышедших из строя деталей не вызовет затруднения.

Исключением являются бюджетные мотоблоки китайского производства. Здесь устанавливается неразборный редуктор, который в случае поломки идёт под замену целиком.

Самодельная конструкция

Можно сделать редуктор для мотоблока своими руками. Перед началом работ необходимо учесть частоту вращения двигателя и рассчитать максимальную нагрузку на валы механизма.

Без определения этих параметров собранный редуктор не будет соответствовать заданной мощности и быстро выйдет из строя . Вот как выглядит процесс сборки.

  1. Изготавливаем корпус. Для этого можно позаимствовать уже готовое изделие с мотоцикла. Если мотоцикла под рукой нет, можно сварить корпус самостоятельно из листового металла.
  2. Шестерни можно снять с бензопилы «Дружба 4» или также изготовить самостоятельно. При самостоятельном изготовлении шестерёнок, нужно брать во внимание диаметр корпуса редуктора. Поэтому размер шестерней определяют при помощи штангенциркуля.
  3. Для работы механизма вам потребуются два шестеренчатых вала. Эти элементы можно снять уже в готовом виде с мотоцикла «Урал» и установить в редуктор мотоблока после небольшой доработки. У первого вала нужно укоротить концевик и высверлить в корпусе отверстие. Второй вал устанавливается с противоположной стороны корпуса, где предварительно нужно прорезать отверстие подходящего диаметра. Отверстие нужно дополнить фланцем, который крепится к корпусу посредством резьбовых соединений. Внутрь фланца ставим стальную шайбу и шарикоподшипник.
  4. Соединяем валы между собой передаточным механизмом.
  5. Выходной конец вала дополняем шкифом, который послужит для установки ременной передачи.

После проделанных манипуляций, у вас получится редуктор углового типа.

Техническое обслуживание

Любой редуктор нуждается в смазке, поэтому некоторые фермеры интересуются: «Какое масло заливать в редуктор мотоблока?». Обычно информация такого рода содержится в инструкции пользователя. Производители сами определяют, какой тип масла подходит для их техники.

Однако, даже своевременная замена масла не способна застраховать редуктор от поломок. Рассмотрим несколько наиболее вероятных причин. Например, в мотоблоке МБ Компакт стук в редукторе. С чем это связано?

  • Вышел из строя узел разобщения полуосей. В этом случае, необходима разборка редуктора и замена отслуживших свой срок деталей. Кроме того, стук может быть спровоцирован неправильной настройкой привода, это можно устранить, изменив натяжение троса.
  • Обрыв цепи. Такая поломка обычно сопровождается характерным стуком, с последующим заклиниванием редуктора. Устраняется неисправность заменой порванной цепи.

Это не единственные проблемы, которые могут возникнуть с редуктором мотоблока МБ-Компакт. Протечки масла свидетельствуют об износе резиновых манжет.

Сделать редуктор для мотоблока своими руками – задача сложная и в то же время интересная. Это один из важных механизмов, без которого немыслима работа садовой техники с использованием мотоблока. Его главная задача – уменьшить обороты приводного вала и одновременно увеличить или уменьшить крутящий момент на привод.

Купить передающий механизм на свой мотоблок можно в специализированном магазине, но разумнее собрать редуктор своими руками, с учетом всех технических характеристик двигателя. Это будет лучшим вариантом, поскольку при конструировании механизма под конкретную силовую установку делается индивидуальный расчет, что позволит упростить задачу сопряжения его с двигателем.

Приступая к изготовлению редуктора, необходимо уточнить, какой тип механизма предпочтительнее для вашего мотоблока. Это зависит не только от мощности двигателя, но и от схемы его расположения, а также от уровня сложности поставленных задач.

Типы редукторов

Конструкция любого преобразующего устройства для мотоблока (редуктора) состоит из набора передающих движение валов или зубчатых колес разного диаметра, заключенных в прочный корпус.

Преобразующие устройства делятся на несколько видов по типу передачи:

  • цепной;
  • ременной;
  • шестеренчатый;
  • червячный (шестеренчато-червячный);
  • комбинированные системы.

Для редукторов цепного типа передача вращения обеспечивается с использованием цепи и разновеликими звездочками, которые устанавливаются на вращательных валах. Принцип работы ременного механизма схож с цепным, но вместо звездочек и цепи используются шкивы и ремень.

Внутри корпуса шестеренчатого редуктора размещаются валы с насаженными на них шестернями, имеющими прямые или косые зубья. Шестерни передают вращение от двигателя к движущимся деталям. Конические шестерни используются в угловых механизмах для тяжелых мотоблоков.

Типы механизмов

По способу работы и действию все преобразующие механизмы для мотоблоков делятся на несколько типов:

  • угловой;
  • понижающий;
  • реверсивный с задней скоростью (реверс-редуктор заднего хода);

Для перенаправления вращательной энергии от вертикального привода в горизонтальную плоскость используется угловой редуктор с использованием конических шестерней (конический редуктор).

Снижение количества оборотов и увеличения мощности приводного механизма обеспечивают понижающие шестеренчатые редукторы, или . Они считаются наиболее надежными для работы дизельного или бензинового мотоблока, имеющего воздушное охлаждение. Это позволяет использовать их для особо тяжелых работ – например, для вспашки тяжелого грунта или сбора урожая картофеля с помощью картофелекопалки.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Как сделать самодельный редуктор для мотоблока

Для самостоятельной сборки преобразующего устройства на мотоблок необходимо запастись следующими инструментами:

  • штангенциркуль и металлическая линейка;
  • набор отверток разного размера, в том числе и косая;
  • пассатижи и кусачки;
  • пила по металлу;
  • электродрель с набором сверл по металлу;
  • тиски;
  • молотки – большой и маленький;
  • резиновые прокладки.

Если вы решили самостоятельно собрать редуктор для своего мотоблока, обязательно проведите приблизительный расчет. Это поможет определить, как минимум, передаточное число и тип преобразующего устройства, который вам нужен.

Также с помощью предварительных расчетов вы сможете оценить габариты будущего передаточного устройства.

Чтобы сделать правильный расчет, определитесь с параметрами вашего двигателя. Для расчетов необходимо уточнить несколько данных:

  1. Число оборотов коленвала двигателя. Однако эта величина не является постоянной: стоит «прибавить газ», и она значительно увеличится. Поэтому расчеты основываются на базе – количество холостых оборотов плюс 10%.
  2. Расчетное число оборотов для оси подвески. Оно высчитывается с учетом диаметра колес для определения выбега за один полный оборот. На основе этого можно посчитать, с какой скоростью должна вращаться ось, чтобы обеспечить максимально комфортную скорость движения мотоблока. Это в среднем от 3 до 5 км/час.

Рассмотрим простой пример: мощность двигателя на холостом ходу с учетом увеличения на 10% составляет 600 оборотов/мин, а для обеспечения скорости 3 км/час требуется скорость вращения 200 об/мин. Следовательно, расчетное передаточное отношение редуктора составляет 3:1. Иными словами, для уменьшения скорости вращения оси в три раза, чтобы обеспечить скорость движения 3 км в час, в три раза увеличивается крутящий момент.

Пошаговая инструкция по сборке цепного редуктора

При наличии определенных навыков можно сделать редуктор любого типа своими руками, но проще всего собрать малогабаритный механизм с цепной передачей. Материалы для него легче найти, они надежны в работе.

Чтобы изготовить самодельный цепной механизм, запаситесь следующими запчастями и материалами:

  • звездочки с необходимым количеством зубьев;
  • ведомый вал;
  • цилиндрические и эксцентриковые подшипники;
  • защитный кожух;
  • крепежные детали для соединения частей кожуха;
  • цепи с необходимым количеством звеньев.

При сборке редуктора любой конструкции нельзя заменять подшипники втулками. Перекосы между ведущей и ведомой частями недопустимы.

В качестве защитного кожуха можно использовать старый корпус коробки передач подходящего размера, просверлив в нем отверстия для крепления.

  • Изготовление самодельного редуктора для мотоблока начинается с закрепления на выходном вале двигателя ведущей звездочки. Для ее фиксации можно использовать шпонку или фланец. В зависимости от конструкции выходного вала, может быть применена даже точечная сварка.
  • Ведомый вал следует выточить на станке. Звездочку на нем фиксируют так же, как и на ведущем вале.
  • Более надежный способ – изготовить вал из двух полуосей, на концах которых вытачиваются фланцы. Ведомую звездочку закрепляют между ними, скрепляя всю конструкцию болтами. В этом варианте звездочка второй ступени будет закреплена более точно и надежно.
  • Чтобы защитить механизм редуктора от грязи и механических повреждений, его помещают в защитный корпус, который служит также резервуаром, содержащим жидкую смазку для движущихся деталей.
  • В защитном корпусе (картере) просверливаются гнезда для установки опорных подшипников. Ведомый вал устанавливается на цилиндрических подшипниках, а ведущий – на эксцентриках. Меняя, в силу своих конструктивных особенностей, положение в посадочном гнезде в радиусе 15°, эксцентриковый подшипник меняет и положение ведущего вала, регулируя таким образом натяжение цепи.

Необходимо, чтобы зубья звездочки, закрепленной на ведомом вале, были погружены в смазочное масло. При вращении вала происходит равномерная смазка всех узлов цепного редуктора.

  • Для обеспечения герметичности картера по линии разъема и в местах посадки подшипников устанавливаются сальники и герметизирующие прокладки. Если не подходят стандартные прокладки, то можно использовать специальный малостойкий герметик.

Если расчет передаточного числа сделан правильно, то редуктор, аккуратно собранный с учетом всех конструктивных особенностей вашего мотоблока, обеспечит бесперебойную работу механизмов ничуть не хуже, чем его промышленные аналоги.

Редуктор – это один из важнейших узлов мотоблока. Его задача заключается в бесперебойной передаче крутящего момента от мотора на колеса посредством клиноременной передачи. Среди других функций редуктора следует выделить изменение скорости и направления движения сельскохозяйственного агрегата.

Как и любой другой механизм мотоблока, редуктор сельскохозяйственного агрегата состоит из определенных элементов. С учетом типа редуктора, его конструкция может оснащаться теми, или иными деталями. В основном, устройство редуктора в деталях выглядит следующим образом:

  • Крышка и шкив;
  • Подшипники;
  • Втулки на входном валу;
  • Рычаг регулировки и переключения;
  • Вилка и ось переключения;
  • Шестерня в промежуточном валу;
  • Блок вала;
  • Двухрядная цепь;
  • Блок звездочки;
  • Шайбы и сальники;
  • Входной вал;
  • Правая и левая полуоси;
  • Двойная звездочка;
  • Муфта сцепления;
  • Кронштейн и пружина;
  • Вилка сцепления.

О том, как устроен редуктор мотоблока, более подробно расскажет схема механизма ниже.


Несмотря на достаточно сложную конструкцию механизма, его демонтаж и обратная сборка не вызовет вопросов даже у новичка. Для этого необходимо:

  1. Полностью снять редуктор с мотоблока;
  2. Отвернуть винты и снять защитные крышки;
  3. Аккуратно извлечь втулку на входном валу, демонтировать рычаг и вилку, переключающую механизм;
  4. Снять первичный вал и шестерню с него;
  5. Извлечь втулки вала и цепь;
  6. Демонтировать блок вал и снять звездочки с него;
  7. Извлечь промежуточный вал вместе с шестернями;
  8. Снять муфту сцепления, левую и правую полуоси.

Выполнив все перечисленные действия, вы получаете редуктор мотоблока в разборе. После ремонта механизм необходимо собрать в обратном порядке.

Какие бывают редуктора мотоблоков – виды и предназначение

Современные мотоблоки комплектуются разными по своей конструкции и предназначению редукторами. Используемые для работы сельскохозяйственных машин механизмы делятся на следующие виды:

  • Угловой редуктор для мотоблока – механизм этого типа служит соединителем мотора и трансмиссии агрегата. Отличные характеристики и невысокая стоимость такого узла делают его одним из наиболее популярных среди фермеров. Конструкция углового редуктора позволяет доработать его, увеличив, тем самым, существенно увеличив производительность механизма;

  • Понижающий редуктор для мотоблока – задача механизма этого типа заключается в увеличении мощности мотора и снижении количества его оборотов. Такие редукторы считаются одними из наиболее надежных и эффективных механизмов, так как они состоят из прочных стальных деталей, которые практически не поддаются износу, и штатной воздушной системой охлаждения. Мотоблоки, оборудованные такими редукторами, легко справляются с любой нагрузкой, и могут решить множество хозяйственных задач;

  • Реверс-редуктор – этот механизм обратного вращения устанавливается между коническими шестернями, которые, в свою очередь, располагаются на главном валу мотоблока. Данная реверсивная схема довольно проста, благодаря чему ее разборка занимает не более 10 минут. Главное преимущество реверсивного редуктора заключается в возможности заднего хода. В числе недостатков следует выделить низкую производительность механизма и невысокую скорость при передвижении мотоблока на заднем ходу;

  • Шестеренчатый редуктор для мотоблока – механизмом это типа комплектуются тяжелые мотоблоки. Он используется преимущественно для передачи крутящего момента, генерируемого мотором, на колеса сельскохозяйственной машины. Среди основных плюсов шестеренчатого редуктора следует выделить высокую надежность и простоту конструкции. Единственный минус такого механизма заключается в сложности при обслуживании. Тем не менее, большинство производителей мотоблоков оснащают свою технику именно шестеренчатым редуктором. Если вы планируете изготовить самодельный редуктор, то лучше всего сделать механизм именно шестеренчатого типа;

  • Червячный редуктор на мотоблок – к отличительным особенностям этого механизма относиться наличие специального винта и зубчатого червячного колеса. Для изготовления каждого из элементов такого редуктора используются материалы, обладающие повышенной прочностью. Передаточные числа червячных редукторов колеблется в пределах от 1 до 4. Количество передач напрямую зависит от количеств резьбовых каналов на винте механизма. Среди главных преимуществ червячного редуктора следует выделить высокую эффективность механизма. Он применяется при производстве техники, от которой требуется пониженная угловая скорость и максимально высокий крутящий момент. Червячный редуктор обеспечивает плавный ход и низкий уровень шума при работе мотоблока.

Каждый из перечисленных типов механизмов обладает своими преимуществами и недостатками. Об этом следует помнить, выбирая мотоблок, укомплектованный тем, или иным редуктором.


Многие владельцы мотоблоков нередко задаются вопросом по поводу того, как изготовить редуктор своими руками. Сделать это не так сложно, как может показаться. Для работы необходимо подготовить ряд инструментов. Вам понадобится:

  • Прямая и косая отвертка;
  • Ножовка для распиливания металла;
  • Пассатижи или плоскогубцы;
  • Тиски.

Порядок изготовления редуктора для мотоблока выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь нужно сделать корпус механизма. Для этого возьмите несколько стальных пластин и сварите их между собой в виде короба. Чтобы сэкономить время также можно взять корпус от вала мотоцикла «Урал» и немного доработать его;
  2. Для изготовления редуктора также понадобятся шестерни. Их можно взять от старой бензопилы «Дружба». Главное, чтобы каждая шестерня имела целые зубья, иначе самодельный механизм работать не будет;
  3. Отрежьте наконечник в одном из валов и просверлите отверстие;
  4. С другой стороны редуктора установите второй вал, и присоедините к нему обойму и подшипники;
  5. В конце выходной вал потребуется соединить со шкивом.

Изготовленный в домашних условиях редуктор для мотоблока имеет простую конструкцию, благодаря чему ремонт механизма можно выполнить за 20–30 минут.


Ответ на этот вопрос должны знать не только новички, но и опытные фермеры. Именно от качества и характеристик масла во многом зависит исправность и сроки эксплуатации редуктора мотоблока.

Перед покупкой смазочного материала следует ознакомиться с рекомендациями производителя сельскохозяйственной машины. Второй важный фактор – это стоимость масла. Не нужно покупать самые дешевые смазочные средства, так как они, в большинстве случаев, не способны обеспечивать нормальную работу механизма.

Масла для редуктора мотоблока делятся на несколько видов. В зависимости от маркировки на рынке встречаются такие смазочные средства:

  • SAE – эти составы применяются в условиях с частыми и сильными перепадами температур. Благодаря этому масла с такой маркировкой можно использовать практически круглый год. При покупке такого масла нужно обратить внимание на цифру, которая находится перед буквой W. Чем меньше цифра, тем ниже температура, при которой можно заливать масло;
  • ASEA – масла с этой маркировкой считаются практически универсальными. При этом, чем выше цифра в маркировке, тем сложнее условия, в которых применяется состав;
  • API – масла с этой маркировкой являются наиболее распространенными. Они успешно используются для смазки любых типов редукторов, и обеспечивают длительную работу механизмов в наиболее тяжелых условиях.

Все перечисленные типы масел для редуктора мотоблока имеют свои характеристики. Обязательно изучите их, и сравните показатели с рекомендациями, указанными в руководстве по эксплуатации мотоблока.

Замена масла в мотоблоке – подробный алгоритм для начинающих


Перед тем, как заливать в редуктор новое смазочное средство, необходимо очистить механизм от отработанного состава. Замена масла выглядит следующим образом:

  • Установите мотоблок на ровной поднятой поверхности. Лучше всего, если в гараже есть смотровая яма – установив агрегат над ней, вам будет гораздо легче заменить масло в редукторе мотоблока;
  • В конструкции механизма есть 2 пробки. Одна из них используется для слива отработанного состава, а вторая – закрывает отверстие, в которой нужно заливать новое средство;
  • Для начала отверните крышку для заливания масла. После этого установите под сливную пробку широкую емкость;
  • Аккуратно отверните сливную крышку и дождитесь, пока вытечет отработанное масло;
  • После этого закрутите сливную крышку до упора при помощи накидного ключа;
  • Вставьте в отверстие для заливания воронку и добавьте новое масло;
  • Затем закрутите крышку и снова выверните ее – на конце крышки находится 10-сантиметровый щуп, который поможет определить количество залитого масла. Если масло находиться на конце щупа, значит, доливать смазочный состав больше не нужно. Более детально о замене масла в редукторе мотоблока расскажет видео.


При нормальных условиях эксплуатации масло в редукторе мотоблока следует менять не чаще 1 раза за 100 часов работы. Если агрегат используется круглосуточно, то это нужно делать чаще – не реже 1 раза за каждые 50 часов работы. Это поможет предотвратить поломки не только редуктора, но и других механизмов сельскохозяйственной машины.


Найти ответ на этот вопрос достаточно просто. Для этого потребуется действовать в следующем порядке:

  • Поставьте мотоблок на ровную поверхность так, чтобы крылья агрегата были расположены параллельно самой поверхности;
  • Возьмите кусок проволоки, длиной не менее 70 см – он сыграет роль масляного щупа;
  • Загните проволоку в форме дуги;
  • Просуньте проволоку внутрь бачка до самого конца, и вытащите наружу.

Если масло находиться на уровне 30 см длины проволоки, то доливать масло больше не нужно. Если проволока осталась полностью сухой, значит, вам потребуется залить внутрь редуктора не менее 2 л смазочного средства.


Если вы обнаружили утечку масла с редуктора мотоблока, то это свидетельствует о необходимости замены сальника механизма. Эта процедура выполняется в следующем порядке:

  • Вначале снимите с вала фрезы, тщательно очистите их от грязи и остатков масла;
  • Отверните болты крышки, защищающей редуктор. Если крышка слишком плотно «сидит» на корпусе, по ней нужно простучать молотком;
  • Вытащите старый сальник и протрите место под ним;
  • Нанесите на края нового сальника герметик, установите деталь и закрутите крышку редуктора.


В среднем, замена сальника отнимает не более 10 минут времени. Перед эксплуатацией мотоблока обязательно убедитесь в том, что герметик полностью высох.

Все перечисленные советы по замене масла и сальников для редукторов мотоблоков подходят для сельскохозяйственных машин Фермер, СКА, Нева МБ-1 и МБ-2, а также для агрегатов марок Каскад и Ока.

Одним из самых главных элементов мотоблока является привод. Если вам необходимо приобрести редуктор для мотоблока, то знайте, от его надежности будет зависеть срок службы всего агрегата. Редуктор для мотоблока, (своими руками сделанный), предназначен для преобразования и передачи крутящего момента, который он получает от механических передач и заставляет работать сельскохозяйственную технику.

Как сделать редуктор для мотоблока своими руками

Между червячным и цепным редукторами для мотоблока есть отличия нескольких важных характеристик: передаточное отношение, КПД, количество валов и передач, угловые скорости и мощность.

Какие бывают редукторы для мотоблока

На дешевые мотоблоки обычно устанавливают не разборные редуктора. Конструкция такого агрегата не отличается особой надежностью. Также у него невелик срок службы. К тому же невозможно провести ремонт или разборку-сборку. В изготовлении таких агрегатов используют низкокачественный металл и негильзованные детали. Для того, чтобы понять, почему невозможно длительное время использовать редуктор, нужно ознакомиться с его схемой.

На дорогие мотоблоки принято устанавливать разборные редуктора. Благодаря чему можно разбирать редуктор мотоблока и проводить техническое обслуживание. Ремонтируют редуктор мотоблока для увеличения срока службы, если при этом применяются высококачественные запчасти при замене неисправных элементов.

В обязательном порядке необходимо регулярно проводить диагностику редуктора, чтобы вовремя отремонтировать необходимый узел. Также должна проводиться регулярная смазка редуктора, что позволит использовать агрегат намного дольше.
Чаще всего редуктор для мотоблока используют, чтобы высокая угловая скорость преобразовывалась в низкую. На входном вале отмечается высокая скорость, а на выходном вале отмечается низкая скорость.

Во избежание неожиданных поломок, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, что позволит успешно работать на сельскохозяйственной машине. Если изменение угловой скорости происходит ступенчато, редуктор называют коробкой передач, если же изменение происходит бес ступенчато — вариатором.

Самодельный угловой редуктор для мотоблока

Редуктор мотоблока можно сделать самому. Для этого потребуется сделать расчет номинальной мощности (Pn);Pn=Ре(л.с.)хFS, в результате чего определяется у конической шестерни правильный тип угла. Также рассчитывается крутящий момент и количество оборотов в минуту.

Также нужно определить условия эксплуатации самодельного редуктор для мотоблока, что включает в себя: радиальную и осевую нагрузку на концы валов, минимальную и максимальную температуру, определение окружающих условий, прерывистый или не прерывистый операционный цикл, тип смазочного материала.

После определения технических параметров, можно начать собирать угловой редуктор.
Для этого необходимо угловому редуктору выбрать корпус.

Например можно использовать заводской, с мотоцикла Урал или Днепр. Затем, исходя из диаметра корпуса редуктора делаем из стали корпус подшипников вала-шестерни. Здесь используем соответствующего размера сверло и штангенциркуль. Затем в соответствии с задуманными размерами выбираем подшипники вала-шестерни (2 шт).

На обратной стороне редуктора устанавливаем стальной фланец. У него внутри будет находится стальная шайба и фланцевый подшипник. Используя несколько винтов, крепим стальной фланец к корпусу генератора. Перед этим подбираем ведомый вал-шестерни, стальную шпонку и ведущую шестерню. Все узлы соединяются с передаточным механизмом и валом роторного генератора. Шкив клиноременной передачи располагается на передаточном механизме и крепится к ведомому валу-шестерни гайкой и пружинной шайбой.
Чтобы собрать самодельный угловой редуктор, потребуются такие инструменты: штангенциркуль и линейка, прямая и крестовая отвертка, сверла по металлу, напильники и надфили по металлу, кусачки и плоскогубцы, резиновые прокладки, тиски и молоток.

Угловой редуктор для мотоблока

Угловой редуктор широко применяется в мото-технике: в автомобильной индустрии, доработанных культиваторах, промышленности. При установке углового понижающего редуктора на мотоблоках, при больших нагрузках добиваются более эффективной работы.


Этот тип редуктора обычно применяют, чтобы двигатель стыковался с трансмиссией, рассчитанной под цепь. Угловой редуктор для мотоблока изготавливается из имеющихся образцов, подобные установлены на мотоциклах Днепр или Урал. Тогда нужно будет доработать редуктор.

Основные элементы углового редуктора

Составляющими углового редуктора являются: корпус от генератора, подшипник фланцевый, вал роторный, стальная шайба, стальной фланец, коническая ведущая шестерня, корпус углового редуктора, стальная шпонка, подшипники вала-шестерни (2 шт), ведомый вал-шестерня, корпус из стали подшипников вала-шестерни, крепление шкива, шкив клиноременной передачи, крепление фланца.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором и понижающий редуктор для мотоблока

Понижающий редуктор для мотоблока, в простонародье ходоуменьшитель, устанавливают на современный дизельные и бензиновые мотоблоки с воздушным охлаждением. Благодаря чему пользователь может использовать мотоблок на особо тяжелых грунтах для вспашки и выкапывания картофеля. Понижающий редуктор помогает при пробуксовке колес, когда не достаточно собственной мощности.

Мотоблоки с шестеренчатым редуктором

Чтобы разобраться, что из себя представляет шестереночный редуктор, рассмотрим строение трансмиссии. Она передает вращающий момент от двигателя к колесам, и изменяет скорость и направление движения мотоблока. Трансмиссия состоит из редуктора, дифференциала, коробки передач и сцепления. Узлы трансмиссии бывают шестеренчатыми, цепными, ременными или сочетать в себе те или другие.
Шестеренчатая трансмиссия состоит из конических и цилиндрических шестерен (шестеренчатый редуктор). Применяют ее на некоторых моделях машин и тяжелых мотоблоках. На рисунке видно шестеренчатую трансмиссию мотоблока «Угра» НМБ-1, где используется шестеренчатый редуктор.

Реверс редуктор для мотоблока

В реверс редукторе реверсирование выполняется по следующей схеме: между противоположными коническими шестернями, которые свободно сидят на ведущем валу, находится муфта.

Она находясь в крайних положениях цепляется за шлицы на этих шестернях. Поэтому, когда муфта входит в зацепление, изменяется направление вращения шестерни. Шестерни должны быть спирального типа. Механизм привода муфты представляет собой традиционную вилку либо кулачек.



Рекомендуем почитать

Наверх