Короткие рассказы белгородских писателей о родном крае. Литературная гостинная "поэты белгородчины"

Свет 20.09.2019

ПОЭТЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дымова Анжелика Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ОО Дмитриевская школа»

ПОЭТ

Александр Митрофанович Гирявенко

Александр Гирявенко

Поэзия

Как пахнет старой пылью зной,

Как эта пыль дымяща и текуча!..

И стаи рыб стоят вниз головой

У меловой, прожжённой солнцем кручи.

И свежесть, и открытость перешли

В незримые, неслышные глубины,

И будто нет у камыша души,

И неприметна ранняя калина.

Тяжел и одинок полет шмеля

Над аромат таящими цветами...

Как беспробудно-жарко спит земля,

И пар дыханья виден над полями!

И чудится: Поэзии одной

Дано предвидеть вечное движенье

Глубинных вод под кручей меловой

Да за воздушной зыбкою стеной

Гремучих туч глухое приближенье.

ПОЭТ

Лира Султановна Абдуллина

Абдуллина Лира Султановна родилась в селе Кушнаренково Кушнаренковского района Башкирской АССР. Окончила Кушнаренковскую среднюю школу в 1956 году. Работала заведующей отделом сельского хозяйства районной газеты «Сталинец» Кушнаренковского района, литсотрудником районной газеты «Колхозная правда» в городе Уфе. После окончания в 1964 году Литературного института им. А. М. Горького работала редактором Норильской студии телевидения, а затем сотрудником многотиражной газеты «Цементник» Михайловского района Рязанской области.

В 1983 году переехала в город Старый Оскол Белгородской области. Автор двух поэтических книг : «Высоки снега» и «Пока горит пресветлая звезда». Публиковалось в центральных, республиканских, городских, районных газетах, в коллективных сборниках, антологиях, альманахах.

«А жизнь - это только отрезок пути

от первой строки до последней…»

(Лира Абдуллина)

в коллективных сборниках «69 параллель» (Красноярск, 1966) и «День поэзии»

(Красноярск, 1967), в альманахе «Поэзия»

(Москва, 1984), «Час России» (Москва, 1988),

«Живое слово» (Москва, 1991), в журналах

«Новый мир», «Юность», «Огонёк»,

«Дружба народов», «Енисей», «День и ночь», «Студенческий меридиан», «Подъём»,

«Литературное обозрение», в газетах Красноярского края, Башкирии, Татарии, Рязанской, Белгородской, Новосибирской областей.

ИГОРЬ ЧЕРНУХИН

Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина . Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Его поэзия Не подчинена только одной узкой теме и поэтому интересна читателю на протяжении всего творческого пути поэта.

Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщённый, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем.

Объёмный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.

О чём бы ни писал И. Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен.

Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.

Игорь Чернухин

* * * За что не жалуют поэтов При жизни так… И почему Толкают их под пистолеты, В петлю тугую и тюрьму. Зачем их в камень облекают, Зачем возносят их потом?.. Зачем у камня плачет Каин, Блестя коронкой золотой?.. 1987

ПОЭТ

Николай Дмитриевич

Гладких

Николай Гладких родился 5 октября 1952 года в селе Разумное Белгородского района Белгородской области. Здесь же окончил восьмилетку. Потом учился в Калининском суворовском училище, на отделении военных переводчиков Харьковского госуниверситета, в Лейпцигском университете. До 1984 года жил в Германии. Вернувшись на родину, жил в Белгороде, преподавал немецкий и английский языки в вузах, школах, работал переводчиком.

Многие его поэтические предсказания сбылись почти с физической точностью. … Умру от коньяка я, Когда на сердце бед почувствую запас. Я в сотый раз умру, как нищий и калека, Как Пушкин умирал, тая в себе картечь. Прилягу на снегу по праву человека. Прилягу насовсем, где захочу прилечь.

Он «прилёг» на пороге родного дома в Разумном. Сердце, переполненное бедой, столь свойственной русским поэтам, остановилось, исчерпав свой запас прочности. И был снег, и пушкинский февраль, и душа, наконец, вознеслась к Престолу Всевышнего, к Которому он так часто взывал в своих стихах, перед Которым исповедовался и каялся, моля о терпении, любви и гармонии, называя себя то шутом, то космополитом. На самом же деле был и остался странником, заблудившимся во времени: «Я на старую Русь опоздал и уже не дойду в молодую…»

Николай Гладких

Стихи не очищают душу

Стихи не очищают душу, Но, выпадая из неё, Как дождь на выжженную сушу И на колючее жнивьё, Они, как слёзы, тихо тают В исконной тьме земных корней, Её прозреньями питают И, словно птицы, улетают До наступленья вешних дней.

1

Дедяева Н.А. (, МБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»)

1. Брагин В.А. Степная музыка: Рассказы для детей/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 1963 г. – 31 с.

2. Брагин В.А. Синь-синица: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1974 г. – 20 с.

3. Брагин В.А. Эхо весны: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1979 г. – 20 с.

4. Брагин В.А. Капелька солнца: Стихи/В.Брагин. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1989 г. – 48 с.

5. Брагин В.А. Зимняя травка: Рассказы натуралиста/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 1993 г. – 32 с.

6. Брагин В.А. В гостях у зайца: Стихи/В.Брагин. – Белгород: Книжное издательство, 2000 г. – 100 с.

7. Брагин В.А. Флейта иволги: Стихи и рассказы/В.Брагин. – Белгород: «Константа», 2004 г. – 96 с.

8. Брагин В.А. Солнышко в росинке: Стихи и рассказы/В.Брагин. – Белгород: «Константа», 2008 г. – 110 с.

Одни книги заставляют нас мечтать, другие - погружают в действительность,
но все они проникнуты самым главным для автора - искренностью.

Пауло Коэльо

Белгородская литература занимает в современной отечественной литературе видное место. Доказательством этому стала научная конференция «Современная литература Белгородчины», организованная с 2008 года в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке по инициативе управления культуры Белгородской области, регионального отделения Союза писателей России. В форуме принимают участие белгородские писатели, ученые - филологи, преподаватели и студенты вузов Белгорода, ведущие специалисты библиотек области. Научная конференция стала завершающим этапом в проведении традиционных Дней литературы на Белгородчине, цель которых - популяризация чтения и привлечение внимания к творчеству белгородских писателей. Устойчивые, многоаспектные связи человека и литературы, рожденной на родной земле, позволили актуализировать роль литературы Белгородчины в развитии культуры региона и России в целом, выявить её типические и специфические черты.

Актуальность: Мы считаем, что сейчас особую значимость приобретает литература провинции, и уверены: в культурно-образовательном пространстве Белгородчины местный литературный процесс, жизнь и творчество выдающихся писателей-земляков находятся в центре внимания ученых, педагогов-практиков, музейных сотрудников, краеведов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе рассматривается творчество поэта, малоизвестного читателям даже на территории Белгородской области. В прессе за последние несколько лет обнаружены преимущественно небольшие заметки в местных газетах и журналах. Не найдено ни одного исследования, в котором рассматриваются особенности поэтического языка В.Брагина с точки зрения лексических, словообразовательных особенностей. Исследований, посвященных творческой биографии Брагина, нами не обнаружено.

Цель работы: исследовать творческую биографию Владимира Антоновича Брагина, определить значение его творчества на современном этапе.

Объект исследования: жизнь и творчество В.А.Брагина.

Предмет исследования: личностные качества и жизненные позиции В.Брагина, особенности его поэзии, актуальность его поэтического наследия.

1) отразить основные моменты жизненного и творческого пути поэта;

2) определить основные темы творчества В.А.Брагина;

3) подготовить материал о жизни и творчестве В.Брагина для использования в учебном процессе.

Методы исследования:

Теоретические - изучение биографических сведений, анализ литературных источников; изучение и анализ особенностей творческой биографии поэта, его поэтического наследия.

Эмпирические - анкетирование, наблюдение, описание, сравнение.

Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе проводилось изучение и анализ литературы по теме исследования. На втором этапе - статистическая обработка, анализ результатов исследования, обобщение и формулирование выводов.

Исследовательская работа имеет практическую значимость и будет использоваться в учебном процессе при изучении темы «Поэзия родного края» на уроках литературы, истории, географии, на краеведческих и литературных праздниках.

Гипотеза:

Так как Владимир Антонович Брагин, наш земляк, человек, творческий и талантливый, издал восемь сборников стихов и рассказов о природе родного края, то его можно по праву назвать самобытным поэтом Белгородчины, достойным звания замечательного и славного сына земли пятницкой.

Биография В.А.Брагина

Мы неоднократно задумывались о роли наших писателей-земляков в жизни каждого белгородца и в литературе России. А в преддверии 60-летия образования Белгородской области, нам особенно хочется уделить внимания писателю Владимиру Брагину, нашему земляку. Чем же интересен для нас и нашего поколения этот поэт, входивший в Белгородскую областную организацию Союза писателей России?

За короткой информацией в «Календаре знаменательных и памятных дат» за 2009 год к 80-летию со дня рождения Брагина Владимира Антоновича стоит судьба целого поколения, в том числе и белгородцев.

Свое знакомство с этим замечательным пятничаниным мы начали со строк, которые попались на глаза случайно:

Поэтом стать мечтал я с детства.

Сказал отец: - Стихи пиши,

Когда слова идут от сердца,

А мысли льются от души.

Они подкупили нас такой искренностью, которую в наше время встретишь нечасто. Нам посчастливилось узнать об этом человеке и из книг, и от него самого.

Родился Владимир Антонович 15 августа 1929 года в поселке Пятницкое. Отец пострадал во время коллективизации, был осужден. Рос Брагин полусиротой. Зимой будущий поэт учился в школе, а летом пас корову, работал по хозяйству. Любовь к поэзии привила сыну его мать, она знала много народных песен, которые напевала ему вечерами после работы.

В школе на перемене Владимир бежал в детдомовскую библиотеку, там еще с царских времен сохранилось обширное книгохранилище. Книги переплетались у него с народной жизнью. Рассказывая сюжеты книг своим сверстникам, Брагин частенько добавлял к ним свои выдумки. Так рождались его первые стихи и рассказы. Долгое время будущий поэт прятал их от брата, а потом стал посылать сои произведения в «Пионерскую правду». «Учись у классиков», - следовал ответ. И он упорно учился, подражая Пушкину, Лермонтову, Некрасову, позже полюбил стихи Есенина.

Во время Великой Отечественной войны Владимиру Антоновичу было 12 лет. Вместе со стариками и женщинами он работал в колхозе, помогал фронту, копал окопы, строил запасной аэродром накануне Курской битвы. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1950-х годах напечатаны его первые стихи. В это время Брагин строил канал Волга-Дон, сахарный завод и молочно-консервный комбинат в Пятницком, убирал целинный урожай в Казахстане. За ударный труд награжден почетной грамотой ЦК ЛКСМ Казахстана. До 1966 года работал журналистом «Звезды» (Валуйский район) и «Красного Октября» (Волоконовский район). До 1986 года писатель преподавал в вечерней школе русский язык и литературу. Перед пенсией Брагину пришлось работать на сахарном заводе, но ни тяжелая работа, ни смена обстановки не заставила Владимира Антоновича забыть о стихах. Именно в это время он написал лучшие стихи, прочитал массу художественных книг.

Так произошло рождение и становление поэта В.А.Брагина.

Творческий путь поэта и анализ сборников

Всю свою жизнь Владимир Антонович занимался творчеством: писал стихи, рассказы, юморески, зарисовки, повести. Писал везде: дома и на работе, в лесу и в поле, в палатке и на току. Свой целинный подвиг он описал в записках «Хлеб целины», в 1962 году вышла его первая книга о родной природе «Степная музыка». Именно по этому сборнику Брагина приняли в литературный институт имени М.Горького. По рекомендации известного в то время поэта В.Гордейчева в Центрально-черноземном книжном издательстве вторая книга белгородского поэта «Синь-синица» вышла 100-тысячным тиражом.

Владимир Антонович Брагин - автор восьми поэтических и прозаических сборников: «В гостях у зайца», «Зимняя травка: Рассказы натуралиста», «Капелька солнца: Стихи», «Синь-синица: Стихи», «Степная музыка: Рассказы для детей», «Флейта иволги: Стихи и рассказы», «Эхо весны: Стихи», «Солнышко в росинке: Стихи и рассказы». Все они о родной природе для своих земляков, для детей, для тех, кто любит и ценит поэзию, красоту родного края. Написаны они с такой искренностью, душевностью, что проникают в самую глубину человеческого сердца. Мы думаем, что именно этим книги Брагина затронули душу и стали любимыми у читателей нашей эпохи. В стихах о природе столько добра, души, каждый образ как живой, как будто поэт умеет поговорить с ними на их языке и рассказать нам, не умеющим слышать и слушать их тайны и желания:

Ай, морозец - морозец! -

Ветру зимнему родня!

Рисовать ты молодец

На окошке у меня.

На окошко смотрит кошка,

Видит чудо из чудес:

Было чистое окошко,

А теперь здесь вырос лес!

Возле леса моет кошка

Лапки белые свои,

Не видать ей из окошка -

Где же делись воробьи?

Произведения В.А.Брагина богаты на образность:

Росинка весело смеется:

Невероятное случилось -

Большое утреннее солнце

В ее окошко закатилось,

Глядит оно - не наглядится…

В этом стихотворении (им открывается сборник поэта «Солнышко в росинке») каждая строчка звучит музыкой, той, что привлекает и долго не отпускает.

Хлынули тучи

Чернее чернил,

Дождик гремучий

Меня промочил.

Тучи умчались,

Громами гремя.

Солнце лучами

Согрело меня.

Ярким нарядам

И солнцу я рад.

Сотнею радуг

Равнины горят.

Прочитаешь это стихотворение, и перед глазами сразу возникает картина летней грозы, освежающей и бодрящей природу и человека. Простыми словами сказано, а как выпукло и живописно. В этом-то и заключается загадка настоящего таланта.

Во многих стихах Владимира Антоновича явления природы одушевлены:

Дождинки тихо надо мной

С железной крыши капали.

И как по матери родной

Они о туче плакали.

И в результате возникает образ дождя, происходит усиление эмоционального воздействия на читателя. Особенно на детского.

Несмотря на то, что в литературный институт Брагина принимали как прозаика, в Союз писателей его приняли в 1993 году как поэта. Он и в прозе остается поэтом. Его наблюдения точны и грамотны, обоснованны и выверены. Его рассказы о природе расширяют круг знаний, учат быть наблюдательными и внимательными к природе. Подзаголовок одной из его книг так и обозначен: «Рассказы натуралиста». Эти бесхитростные рассказы насыщены звуками, красками, запахами окружающего нас мира.

Вот как объяснял Владимир Антонович появление замечательных строк: «Прежде, чем написать прозаическую литературу, я ищу сначала звуки строк, дорожу звуком столько же, как и словом. Вот первое предложение из маленького рассказа «Мать». «Я гнал коров на водопой» - что это - стихи или проза? Отвечу сам: ритмическая проза. Не думал и не гадал я стать детским писателем. Писать их не так легко. Писать для них надо коротко и сжато. При такой работе происходит большая работа над формой и сюжетом того или иного произведения. Особенно трудно писать о природе. Здесь не должно быть ошибок, иначе маленький читатель не будет верить писателю. Детский писатель - это и педагог, он учит подрастающее поколение».

Хотя Брагина и называют детским писателем, стихи его с удовольствием читают и взрослые, потому что произведения этого поэта «многоуровневые»: каждый читатель находит в них свое, независимо от возраста и образования. Каждое из произведений - маленький шедевр: емкий, краткий, легко запоминающийся и доступный пониманию. Это скорее можно назвать одаренностью, талантом. А.С.Пушкин говорил: «Если написанное мною - вычурно, сложно и витиевато, значит - бездарно, а то, что просто и понятно каждому, - талантливо!»

«Я песни звонкие слагаю, душевной силы не тая, и в этих песнях постигаю свое лирическое «я», - писал Владимир Антонович. [ 8,2]

Член союза писателей России Владимир Шаповалов в аннотации к одной из его книг написал: «По призванию Владимир Антонович - прирожденный поэт. И в прозе он тоже остается поэтом. Иные строки рифмованы и созвучны со стихами. Его глаз меток и свеж на каждую деталь. Стиль лаконичен, слог ясен и прост, близок народной речи, что очень важно не только детям, но и нам, взрослым. Это азы усвоения родного языка».

Писателю, родившемуся в самой гуще «простонародья», то есть в деревенской глубинке, язык дается от природы. Ему не надо заниматься изучением языка. Чистый русский язык он получил от своих предков, передающих речевые самоцветы из поколения в поколение. Все это в полной мере относится к богатому творческому наследию Владимира Антоновича Брагина.

Сами названия стихов и рассказов говорят за себя: «Мелодия в бронзе», «Зимняя травка», «Башмачок Дюймовочки», «Угрюмка», «Ивовые дожди», «Царевич-ландыш», «Оранжевый ветер», «Синь-синица», «Осенний ледоход», «Сорочье узорочье», «Петушиная заря», «Улыбка леса», «Эхо весны», «Конь под радугой», «В гостях у зайца», «Солнце в арбузе», «Дождик в корзинках». В своих книгах автор ведет в страну Познания главных героев, мальчиков Диму и Гену, лесника Корнея, которые повсюду встречаются с тайнами мира Флоры и Фауны, а с помощью собственной наблюдательности, мудрости и подсказок взрослых - постигают эти чудеса, делая необыкновенные открытия и приобретая опыт, знания.

Выступая со своими произведениями перед школьниками, перед гостями района и поселка Владимир Антонович говорил: «Я родился и вырос среди степных полей Белгородчины. И поэтому хотел бы, чтобы читатели смогли общаться с моим краем и также полюбить нашу Землю, как люблю ее я». [ 6,3]

Основные темы творчества Владимира Брагина - это Родина, природа, духовный мир человека, его нравственные ценности. Эти темы трудно разграничить. Красоту природы поэт передаёт через описание родного края, родного поселка. Родину он не отделяет от природы. Ведущим мотивом лирики является мотив привязанности и любви к родному краю.

Практическое исследование

Изучив творчество В.А.Брагина, мы решили предложить анкету ученикам 5 классов. Было опрошено 42 ученика. И вот, что у нас получилось:

1. Любите ли вы поэзию? (да - 64%)

2. Читаете ли вы в свободное время стихи? (да - 35%)

3. Знаете ли вы поэтов-земляков? (да - 52%)

4. Какие темы в стихах вас привлекают больше всего?

А) тема природы (47%);

Б) тема малой родины (46%);

В) другие темы (17%).

На вопрос: «Что вы черпаете из лирики поэтов-земляков» - большинство, не задумываясь, отвечают: «Нам нравится, что о нашем поселке узнают больше», «Мы другими глазами увидели красоту родной природы, обратили внимание на то, что раньше не замечали», «Поэты-земляки заставляют нас бережнее относиться к природе и любить свою малую родину».

Таким образом, проведенное исследование показало, что ценностные ориентиры В. Брагина не потеряли актуальности, его творчество могло бы помочь молодежи в развитии личностных качеств, в выработке нравственного характера.

Заключение

Обращение к данной теме для нас не просто интерес к истории своего народа, это попытка понять творчество своего земляка через призму истории, культуры, природы. Это и интерес к жизни отдельного человека, обогатившего историю своего края.

В.А.Брагин с женой Марией и внучкой Марией

Творчество местного поэта Владимира Антоновича Брагина актуально, так как в своих стихах он затрагивает темы, близкие и понятные каждому. Произведения Брагина в значительной мере позволяют читателям расширить и углубить свои знания о природе и животном мире нашего края, учат быть наблюдательными и более внимательными к живой природе, осмыслить ее удивительное разнообразие и беспредельную мудрость, а также терпеливо воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма и любви к своему Отечеству и малой родине.

1956 год. В Казахстане на уборке урожая

В.А.Брагину 65 лет

Таким образом, перед нами действительно самобытный поэт, талантливый, интересный взрослым и детям нашего времени.

В.Брагин с женой Марией и братом Иваном

К сожалению, в 2011 году Владимира Антоновича не стало, но его хорошо знают и помнят в нашем поселке. Мы разговаривали с людьми, знавшими его лично, смотрели альбомы с его фотографиями, анализировали его творчество - все это помогло нам увидеть своими глазами яркую и насыщенную жизнь поэта, представить себе не только то, что он говорил и делал, но так же и то, что он думал и чувствовал. Для себя мы поняли: этот человек, поэт в жизни и душе, нашел свое место среди людей и успел сделать очень многое, приобрел свою аудиторию, небезразличную к родине, к живой природе, к маленьким читателям. И его книги заставляют нас и мечтать, и погружают в окружающую действительность, а самое главное - проникнуты искренностью. Вот поэтому творчество белгородских поэтов и писателей, в том числе и Брагина, занимает очень важное место в литературе России. А мы, потомки этих прекрасных авторов, должны ценить, почитать и любить их, бережно относиться к своему культурному наследию.

В приложении к моей работе можно познакомиться с фотографиями из личного архива поэта. Со своей работой мы выступили на уроке литературы, а учащиеся школы могут познакомиться с данными исследованиями на школьном сайте.

Библиографическая ссылка

Коваленко К.С. ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ БРАГИН – САМОБЫТНЫЙ ПОЭТ БЕЛГОРОДЧИНЫ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 62-66;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=313 (дата обращения: 20.03.2019).

Молчанов Владимир Ефимович родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекинского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. Автор десяти книг стихотворений, поэм и переводов. Публиковался в журналах «Наш современник», «Новый мир», «Юность», «Дружба» и др.

Член Союза писателей СССР с 1990 года, член Союза журналистов России с 1983 года, член-корреспондент Академии Поэзии с 2001 года, председатель союза писателей Белгородской области, лауреат премии Белгородского комсомола (1983 г.), Всероссийских литературных премий и авторского песенного конкурса «Моя малая родина» (1998 г.), а также дипломант ряда областных литературных и журналистских конкурсов, заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин г. Шебекина и Шебекинского района.

Павел Иванович Савин родился 20 октября 1939 года в небольшом селе Хмызовка, что вольно раскинулось по берегу Чёрной Калитвы в Алексеевском районе. Здесь же, в Хмызовке, сразу после войны, в 1946 году, пошёл в первый класс. После окончания средней школы (1956 г.) по комсомольской путёвке работал на строительстве цементного завода в г. Белгороде. В 1958 году поступил в Воронежский государственный университет на филологический факультет, который окончил в 1964 году. И началась нелёгкая учительская пора: сначала учителем, потом директором Алексеевской школы. В 1972 году П.И. Савин переезжает в Яковлевский район и работает заместителем директора Дмитриевского СПТУ, директором ГПТУ-16, а затем директором фильмотеки. Писать стихи начал рано: сказалось влияние старшего брата, который тоже пробовал себя в поэзии. Павел Иванович Савин - автор десяти поэтических сборников. Печатался в журналах «Наш современник», «Роман-газета», «Подъём», «Светоч», газетах «Сельская жизнь», «Литературная Россия», областных и районных газетах В январе 1995 года П.И.

Савин принят в члены Союза писателей России.При Доме детского творчества Павел Иванович создал литера-турную студию «Начало». Стихи студийцев увидели свет в пяти изданных книгах.Он награждён юбилейной медалью «За доблестный труд», Знаком Министерства культуры «За достижения в культуре» (2004); в 2006 году ему присвоено звание «Заслуженный работник культуры», в 2009 году - звание Почетный гражданин Яковлевского района.

Игорь Чернухин родился 8 февраля 1930г. в селе Томаровка Яковлевского района. Одна из улиц там названа именем поэта ещё 10 лет назад. Сегодня решением муниципального совета Игорю Чернухину присвоено звание Почётного гражданина Яковлевского района. Главной темой поэтического творчества юбиляра была и остаётся малая родина. За вклад в развитие культуры региона поэт награждён медалью "За заслуги перед землёй Белгородской" I степени.

Игорь Чернухин - член Союза писателей СССР и России, автор 17 книг. Его стихи переведены на белорусский, литовский, болгарский и немецкий языки. Сегодня юбиляр прочёл для гостей своё первое стихотворение. Оно написано в 1941 году на Урале, куда была эвакуирована семья поэта. Сейчас Игорь Чернухин пишет и прозу. Новый способ творческого самовыражения помогает во всех подробностях делиться с читателями воспоминаниями.

Леонид Трифонович Кузубов родился в 29 ноября 1929 году в г. Шебекино Белгородской области. Двенадцатилетним мальчишкой убежал на фронт и стал сыном полка. Участвовал в Сталинградской битве, освобождал Белгород, воевал в Польше, Чехословакии, Австрии, дошел до Берлина. Девять правительственных наград украшают грудь писателя.

Его первое стихотворение появилось в 1942 году в «Красноармейской газете». Первая книга - «Капля росы» увидела свет в 1961 году.

Произведения Л. Кузубова переведены на болгарский, немецкий, польский, венгерский и другие языки. Он лауреат областных литературных конкурсов, лауреат Всесоюзной литературной премии ЦК ДОСААФ и Союза писателей (за поэму “Ровесник века”, 1967г.), дипломант Всесоюзного литературного конкурса им. Фадеева (за цикл стихотворений «Ночь перед атакой», 1971 г.), призер международного конкурса «Год века»(1987г.).

Грищенко Николай Николаевич родился 11 декабря 1949 в селе Орехово Валуйского района Белгородской области Окончил Орловское высшее военное командное училище связи и Литературный институт им. Горького член Союза писателей СССР. Принимал участие в чехословацких событиях. Служил в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии, в Чехословакии и Германии. В 1980 году уволился в запас и вернулся на Белгородчину. С 1983 года в белгороде на журналистской работе.

Печатался в литературных журналах и различных поэтических сборниках: «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Молодая гвардия», «Подъём», «Светоч», «Звонница» и др., издававшихся в Москве, Минске, Львове, Воронеже и Белгороде.

Гирявенко Александр Митрофанович родился 17 августа 1952 в селе Ближнее Чесночное Алексеевского района Белгородской области. После окончания в 1978 году отделения журналистики филологического факультета Воронежского государственного университета работал в газетах Воронежской и Белгородской областей.

Публиковал стихи, повести, рассказы, очерки в журналах, литературных альманахах «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Рать» и др., коллективных сборниках «Свидание», «В родном кругу», «Антологии современной литературы Белгородчины» и многих других изданиях.

Лауреат Международного поэтического конкурса «Звезда полей-2014» им. Н.М. Рубцова.

Дроздова Наталья Владимировна родилась 23 января 1958 в селе Нежеголь Шебекинского района Белгородской области. Училась в Шебекинской средней школе №4, на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. Работала в газетах и книжных издательствах Белгородской области.

Сегодня тот, кто был совсем не стар,

Вдруг сел на поезд, что уходит в вечность,

Земле оставив облик человечий…

И ясно всем, что это неспроста.

Быть может, там, в заоблачной дали,

Понадобились солнечные песни?

Наверное, вдруг стало слишком пресно

На небе без мелодии земли?

И тем, кто дышит, чувствует, живёт,

О том, что мимолётно всё на свете,

Что призывает вдруг нас мир, что светел,

Напомнил неожиданный уход.

А небо, выбрав лучших среди нас,

Задуматься другим даёт возможность,

Как глупо, пусто и неосторожно

Мы тратим миг, минуту или час…

И, ощутив дыхание небес,

От холода мы вздрагиваем снова

И жить иначе искреннее слово

В который раз опять даём себе!

Но эхо чувств стихает в темноте,

И снова просыпаются драконы

Лжи, лени, страха… И свои законы

Диктуют нам. До будущих потерь.

Алексейченко Алексей Дмитриевич(03.04.1956-28.09.2012) родился на хуторе Никольском на Белгородчине. Окончил Нижнепенскую среднюю школу, военно-морское отделение Львовского высшего военно-политического училища. Служил на Краснознамённом Тихоокеанском флоте. После службы вернулся на родной хутор. Занимался в литературной студии «Слово».

Автор сборников стихотворений «Мельница», « Изба», «Просёлочная дорога» и других. Стихи печатались в журналах «Наш современник», «Роман-газета XXI век», «Подъём», альманах «Светоч», «Радуга», «Встречи», «Рубежи», газетах «Российский писатель, «Высокая печать» в периодических изданиях Белгородской и Курской областей.

Буханов Виталий Степанович родился (16.06.1926-24.11.1965) в селе Беловское Белгородского района Белгородской области. Подростком бежал через линию фронта в расположение советских войск с оружием, спрятанным осенью в лесу. С июля по октябрь 1942 года учился и работал в ремесленном училище № 14 в Саратове. Весной 1944 года был призван в действующую армию. В марте 1948 года демобилизовался по болезни и уехал на родину. С сентября 1948 по август 1950 года-учащийся Белгородской средней школы №35. Одновременно- внештатный рабкор газеты «Белгородская правда». В августе 1950 года поступил в Харьковский университет на отделение русского языка и литературы филологического факультета. Осенью 1951 года перешёл в Московский литературный институт им. А.М. Горького при Союзе писателей СССР и в 1955 году окончил его.

Работал литературным сотрудником газеты «Белгородская правда», заведующим отделом художественной литературы в Курском книжном издательстве. Первые стихи были опубликованы во фронтовой газете «Красный боец» в 1944 году.

Кобзарь (Костенко) Вера Петровна родилась 23 апреля 1958г. в селе Красноталовка Еланского района Волгоградской области. Окончила Борисоглебский техникум механизации учёта Воронежской области и Всесоюзный финансово-экономический институт в Белгороде.

Лауреат IV Международного поэтического конкурса «Звезда полей 2013» и Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле».

Я выйду в ночь, под лунным светом

Пройдусь по выцветшим лугам,

Где догорает в травах лето

И прячет солнышко в стога

Пусть звездный путь далек и точен,-

Перечеркнув все междометья,

В сто крат короче летней ночи

На миг покажутся столетья,

Все так же терпко пахнут травы,

Ночная птица наугад

Летит во тьме на шум дубравы,

Как сотни лет тому назад,

И чист простор под небом вечным,

Переведавшим тыщи драм.

Как символ жихни бесконечной

Там, на холме, высокий храм!

Святая Русь! Огнем лампады

Ночь догорает не спеша

Твоим покоем и отрадой

Моя наполнилась душа

Перед святая русь

Дьяченко Михаил Николаевич родился 6 октября 1958 в Белгороде. Окончил Белгородский строительный техникум и факультет русского языка и литературы Белгородского педагогического института. Служил в рядах Советской Армии. Работал корреспондентом в различных многотиражных газетах, редактором Белгородского книжного издательства «Крестьянское дело». Автор книг стихотворений «Облака»,

«Степной сад», «Межень», «Стихотворения», «Вечерняя песня». Публиковался в журналах «Наш современник», «Роман-журнал XXI век», «Подъем» и тд.

Лауреат 4-го Международного поэтического конкурса «Звезда полей-2013» им. Н.М. Рубцова.

Черкесов Валерий Николаевич родился 3 марта 1947 в городе Благовещенске Амурской области. С 1982 живет в Белгороде. Более сорока пяти лет работал в редакциях областных и районных газет Дальнего Востока и Белгородчины.

Первая поэтическая публикация была в 1966 году в газете «Амурский комсомолец» (Благовещенск) . Автор двадцати книг поэзии, прозы, публицистике, произведений для детей. Печатался во-многих центральных и региональных журналах, альманахах, антологиях, сборников,газетах. Лауреат Всероссийской литературной премий «Прохоровское поле» и Всероссийской литературной-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова», дипломат IV Международного Славянского литературного форума «Золотой Витязь»

Филатов Александр Константинович(25.03.1943-25.10.1988) родился в селе Топлинка Белгородского района. После окончания педагогического института работал учителем русского языка и литературы в Топлинской средней школе.

При жизни вышло три поэтических сборника: «Тропа», «Огни зовущие», «Окно» . В 1997 году был издан сборник стихов и прозы поэта « Я воскресну в травах спелых».

Молчан Николай Васильевич родился 5 октября в селе Зыбино Борисовского района Белгородской области. Окончил Белгородское стройучилище №1 , Белгородский строительный техникум, Технологический институт. Служил на Северном флоте четыре года на атомных ракетных подводных лодках первого поколения. Побывал в пяти автономных плаваньях. В общей сложности за службу за службу более года пробыл под водой. С 1981 по 1984 год работал в Пакистане.Когда вернулся из загранкомандировки,работал директором завода монтажных заготовок в посёлке Строитель, а с 1990 года до ухода на заслуженный отдых- главой администрации посёлка.

Публиковался в « Роман-газете XXI век», журнале «Крила», местной периодике. Автор более двадцати книг стихов и прозы, в том числе « По курсу сердца», «Солнечный порог», «Полярные дни», «Быль о слободе Хотежской» и других.

Брагина Людмила Петровна родилась

6 февраля 1967г. в Белгороде. Окончила филологический факультет Белгородского государственного университета. Автор четырёх поэтических книг «Чистый звук», «Дождь снов», «Белый налив», «Найди меня ветер!», изданных в Москве и Белгороде.

Стихи и проза публиковались в газетах и коллективных сборниках: «Третье поле», «Слово-«Слову», литературном альманахе «Светоч», «Наш современник», «Молодая гвардия» и др.

Лауреат премия «Молодость Белгородчины» в области литературы, лауреат Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле».

Неженцева Людмила Николаевна, поэт, член Союза писателей России. Родилась в селе Богдановка Новооскольского района Белгородской области. Окончила Белгородский педагогический институт по специальности «Педагогика и психология».

Публиковалась в газетах «Знамя», «Белгородская правда», «Ленинская смена», «Белгородские известия», литературном альманахе «Светоч», сборнике «Слово-«Слову», в общественно-политическом журнале «Звонница».

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иловская средняя общеобразовательная школа имени Героя России В.Бурцева

Алексеевского района Белгородской области

Поэты Белгородчины о войне

(Поэтический вечер в литературной гостиной)

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Белых Светлана Ивановна

Учитель

Дорогой ценой досталась нам Победа! Мирная тишина, возможность жить, работать, учиться… Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая. И наш человеческий долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне. Я уверена, что мы никогда не забудем то, что сотворили наши деды. И раз солдаты и офицеры той войны не боялись отдавать свои жизни за нас с вами, так разве в нашем сердце не найдется место для всех них? Ответ очень прост. Эти люди не умрут никогда, ведь человек живет, пока о нем помнят. А пока человечество существует, о той войне будут помнить, и никто, как бы он этого ни хотел, не сможет переписать историю. Историю Великой Победы.

Совсем скоро День Победы! С особым чувством будут отмечать её мои земляки-белгородцы. Будут вечера памяти и классные часы для школьников, пройдут по ТВ любимые кинофильмы, отчеканят строгий шаг участники непременного военного парада на Красной площади, отстучит метроном традиционной минуты молчания. Но нам хотелось бы сегодня в своей работе выстроить другой парад. Парад исторической памяти, выраженный поэтическими средствами.

Историческая память-- огромная нравственная сила. Великий её смысл заключен в обращении не только к прошлому, а к настоящему и будущему.

Целью нашей встречи в литературной гостиной является изучение отображения исторической памяти современного поколения о событиях Великой Отечественной войны средствами поэзии. Итак, слово нашим читателям.

Выступление читателя №1 .

Первый толчок к пробуждению моего интереса к поэзии на военную тему был, когда я взяла в руки книгу Валерия Черкесова «Камни заговорили». А прочтя её, я поняла, что есть в современной поэзии темы, которые могут объединить людей разных поколений, наций, взглядов и убеждений. Эта тема - война, человек на войне, человечество после войны.

Выступление читателя №2 .

А моей поэтической энциклопедией стали сборники стихов и прозы наших белгородских авторов. Для меня многие стихи стали настоящим откровением. Очень много произведений наших поэтов печатаются в Белгородском общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Звонница», в «Литературной странице» нашей областной и районной газетах. Именно в поэзии «о войне» белгородских авторов звучит гордость за силу и мужество советского солдата, солдата - освободителя, неутихающая боль о погибших, вера и надежда в мирное будущее нашей страны.

Чтец 1

Горькая правда первых лет войны - отступление. Отданные с тяжелейшими кровопролитными боями города и сёла. Горькая правда! Она в « Хлебе военных лет» Юрия Тимофеевича Грязнова:

Взгляну на хлеб- и в сердце наледь

Воспоминаний о войне.

Солдаты наши отступали,

Шли на восток.

А было мне

В то лето лет совсем немного,

И я мальчишеской душой

Не понимал ещё, что плохо

И что такое хорошо.

Вдоль сельских улиц, до окраин,

Где провожал на фронт отца,.

Шагал с мальчишками, играя

То в командира, то в бойца.

Шагал, весь радостью освечен

(Спешить не надо на урок!),

Пока не взял меня за плечи

Боец, уставший от дорог.

Чтец 2

Он попросил: « Нельзя ли хлебца?...

Из окруженья…Валит с ног!..»

И, помолчав: «Прогоним немца-

Все возверну тебе, сынок…»

В его глазах- ни капли шутки.

В его глазах была вина.

И я впервые понял жуткий

Смысл горьких слов: «Идёт война…»

Не знаю, как примчался в хату,

Слезами губы солоня,

Как нес последний хлеб солдату,

Что мать хранила для меня.

Учитель

Более 20 миллионов жизней советских граждан унесла Великая Отечественная война. Сколько судеб сломано, сколько слёз пролито! Горькой вдовьей доле сочувствует Юрий Васильевич Шумов:

Чтец 3

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Да сквозь холодный туман

Бродят вороны по полю.

Где ты, мой добрый Иван,

Встретил недобрую долю?

Все из-за дальних полян

Ветры холодные дуют,

Видно, правдивых, Иван,

Пули нигде не минуют.

Ты же был сильным, Иван,

Где ж ты погиб на чужбине?...

Птиц улетел караван,

Стынет рубашка на тыне…

Чтец 4

Островский Геннадий Владимирович. Стихотворение « Тётя Фрося»- маленькая баллада о женщине, встречающей и провожающей поезда на далеком переезде. И поезда для этой несчастной матери- как вестники той, далёкой, трагической разлуки с сыновьями - кровинушками.

Глухая будка.

Стоны сосен.

Да эти струны-провода.

На переезде тётка Фрося

Флажком встречает поезда.

Смолёных шпал

Морозный запах,

Ветра сквозные холодны.

В сорок втором

На фронт- на запад-

Уехали её сыны.

И не вернулись больше… Оба…

И не прислали письмеца…

За будкой горбятся сугробы,

А тётка Фрося у крыльца.

Чтец 5

Бывая во многих домах, где ещё живут участники войны, их жёны- вдовы, обратите внимание: в таких домах на самом видном месте- фотографии в нехитрых деревянных рамочках. И на этих простых фото, иногда умело подретушированных рукой фотографа – ясные, светлые лица. Солдаты, офицеры. Они погибли, попросту пропали без вести. Это их светлой памяти посвящает короткие, но такие ёмкие строки Михаил Николаевич Дьяченко:

Знали праздники, делали будни,

Ни пред кем не таили вины, -

Жили в доме обычные люди,

И – один, не пришедший с войны

Чтец 6

Тысяча четыреста восемнадцать дней. Четыре года. Именно так и назвал свой взгляд на хронологию военного времени Игорь Чернухин. А ведь и правда, можно посмотреть на страшную дату и необычно, что и делает автор. Он пишет о… гусях, о том, что:

Четыре года гуси плакали,

Узрев однажды с вышины

Дома, пылавшие, как факелы,

Дымы багровые войны.

Четыре года гуси видели

Внизу на поле –

Не жнивьё,

А танки мертвые, как идолы,

Пришельцев трупы, воронье…

Четыре года скрежет стали,

До облаков пожар сплошной…

А гуси

Все же прилетали,

Как и положено, весной.

Чтец 7

Вот и смолкли орудий раскаты.

Не пылает Берлин от огня.

У рейхстага столпились солдаты,

И сержант подозвал меня.

- Ну – ка, братцы, - сказал он солдатам, -

Дайте сыну полка острый штык,

На стене, вот на этой, проклятой,

Ставь автограф победный и ты.

И меня подхватили солдаты,

Под ногами качнулась земля,

И «ура» кто-то выкрикнул рядом.

Выше всех расписался и я.

Чтец 8

Валерий Николаевич Черкесов напоминает всем нам, читателям его поэзии, о таком трудном периоде жизни нашей страны, как восстановление разрушенного войной хозяйства. Его повествование – о Великом танковом поле, поле Курской битвы, ставшем просто плодородной пашней:

Думали, земля не уродит:

Сколько смертоносного метала

За войну в себя она впитала.

Лемех в борозде гремит, звенит.

Думали, но делали своё:

На себе родимую вспахали,

Семена последние поклали,

Песней разогнали воронье.

Бабы, старики и ребятня –

Мужики на фронте воевали –

На поле порою ночевали, -

Не хватало для работы дня.

Политое потом и дождем,

Кровью окропленное в сраженье,

Поле ожило – на удивленье! –

Добрые хлеба взошли на нем.

И когда с Победою пришли

С запада солдаты, подавали

На столы большие караваи –

Дар спасенной матушки – земли.

Чтец 9

9 мая мы будем отмечать день Победы. «День Победы» - таким великим праздничным словосочетанием обозначил свой гимн победе Павел Антонович Лыков.

День Победы

Был день в конце Большой войны.

Гремел салют большим раскатом.

Тот День стал праздником весны

В цветущем мае, в сорок пятом.

Взошел тот день на пьедестал

Истории, как гордость века.

Он, этот День победным стал

Во имя счастья человека!

Учитель

Читаю и вновь возвращаюсь к «военной» поэзии. В них настолько все понятно, просто, они ложатся на сердце, читая их, не замечаешь времени. Ясные рифмы, ненадуманные сюжеты, простые человеческие чувства и эмоции – вот чем отличаются стихотворения белгородских поэтов о войне.

Мы никогда не сможем забыть войну, ведь это самый высокий подвиг нашего народа за всю его историю. А историю нельзя вычеркнуть из памяти или переписать. О ней можно только написать. Написать так проникновенно и обжигающе, чтобы прочитали и почувствовали «военную» поэзию все, даже совсем молодые люди, ведь это именно о них пишет Галина Ходырева:

Свет памяти, свет скорби и любви…

И через сорок лет, и сквозь столетья

Горячей каплей пролитой крови

Его в себе проносят наши дети. 9

Список использованной литературы

    Валерий Черкесов. Камни заговорили. Поэтический репортаж. Белгород, 2000 г.

    Звонница. Белгородский общественно – политический и литературно – художественный журнал. 2005 г. Том 6

    Антология современной литературы Белгородчины. Издательство В.М. Шаповалова, 1993 г.

Урок литературы «Поэтическая Белгородчина»

(учебная встреча в литературной гостиной), 7 класс

Цель:

Познакомить учащихся с творчеством поэтов Белгородчины,

Вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности,

Воспитывать патриотические качества у учащихся.

Оборудование: выставка книг поэтов Белгородской области, фотовыставка «Мой край родной», портрет Д. С. Лихачёва, выставка его книг.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Основной этап урока

Вступительное слово учителя

Дорогие друзья, в очередной раз мы собрались в нашей литературной гостиной. По уже сложившейся традиции мы познакомимся с памятным литературным событием.

28 ноября необычный день. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева. 2006 год был объявлен годом Д. С. Лихачёва.

Об этом замечательном человеке нам расскажет наш библиотекарь.

Слово библиотекаря

Слово учителя

Определение темы урока и целеполагание.

Тема нашей встречи: «Поэтическая Белгородчина». Мы познакомимся с биографией поэтов Белгородской области, почитаем их стихотворения, понаблюдаем за тем, что же объединяет их.

У нас в гостях выпускник Хотмыжской школы, поэт, автор гимна Международного фестиваля славянской культуры «Хотмыжская осень», лауреат Всероссийского конкурса патриотической песни в Санкт-Петербурге Александр Фёдорович Кофанов.

Александр Фёдорович, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы начали писать стихи, почитайте свои стихотворения.

Выступление гостя.

Слово учителя

Мой край – родная Белгородчина,

Железорудный,

Хлебный край,-

проникновенно звучат слова поэта-земляка Владимира Михалёва.

И любят самозабвенно эту землю жители городов и деревень, и возвеличивают её своим героическим трудом, а славят в богатом и ярком поэтическом творчестве.

Сейчас ребята познакомят нас с творчеством поэтов Белгородской области.

Слово ученикам 7 класса.

1 ученик

Жанна Николаевна Бондаренко родилась 7 сентября 1973 года в селе Ивановская Лисица Грайворонского района.

Училась в специализированной школе-интернате для детей-инвалидов, а старшие классы средней школы окончила, занимаясь на дому.

Училась заочно на факультете журналистики Воронежского государственного университета.

Стихи пишет с детства.

Жанна Николаевна член союза писателей с 2001 года.

В 2003 году вышел её сборник стихов «Спасибо за то, что ты есть…»

2 ученик

Стихотворение Ж. Н. Бондаренко «Мой край и я…»

Мой край и я – неразделимы,

Здесь родилась я и росла,

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

Судьбой изменчивой ведома,

Жила я в разных городах,

Но улыбались только дома

Мне звёзды в ясных небесах.

Здесь солнце ярче и добрее

И звонче музыка дождей.

Здесь сердцу любится вольнее

И в счастье верится сильней.

Мой край и я - неразделимы.

Пускай мечту не скроет мгла

И льются в душу мне незримо

Потоки света и тепла.

3 ученик

Дмитрий Акимович Маматов родился 22 апреля 1931 года в селе Призначном Прохоровского района Курской (ныне Белгородской) области в семье крестьянина. Много трудностей выпало на его долю. Голод, потом коллективизация, которая лишила Дмитрия Акимовича почти всех родных. Великая Отечественная война, опять голод. Служба в армии.

По демобилизации работал на нескольких предприятиях, в ряде газет.

Публиковался в периодической печати, альманахах и журналах.

Дмитрий Акимович выпустил в свет шесть стихотворных сборников.

4ученик

Стихотворение Д. Маматова «Седой мой край»

Там, где разлукой пахнет клевер скошенный,

Хрустальный ключ волнуется на дне.

Седой мой край- любимый и заброшенный,

Дай Бог побыть с тобой наедине!

Любуюсь вновь твоей крестьянской новиной

Перед бессмертным знаменем зари.

Отчизна-Русь, в тиши нерасколдованной

Ты мне молитвой душу озари!

Чтоб воссияла гранью светлой вечности

Весна любви без мрака и погонь,

И на закате радужной беспечности

Не гас во мне лирический огонь!

5 ученик

Стихотворение «Тепло»

Ничего мне не надо от Родины

Только б видеть лесов её цепь,

Да простор с меловыми отрогами,

Уходящий в туманную степь.

Синь ржаную с дорогами длинными,

С одинокой церквушкой вдали,

Где холмами седыми былинными

Облака отдохнуть прилегли.

Там заря загрустила над явором,

Словно юность на зыбком краю,

Что ушла за кочующим табором

Тихой болью сквозь душу мою.

Прокатилась виденьями давними,

Связь порвав золотую со мной

И от вязов, склонённых над ставнями,

Свет небесный в избушке земной.

Льётся он одиноко и ласково

Сквозь ненастья и звоны оков.

Пусть тепло его чисто славянское

Не остынет во веки веков!

Слово ученикам 6 класса

1 ученик

Анатолий Павлович Форов родился в 1956 году в деревне Раисовка Прохоровского района Белгородской области. С 1961 года проживал в селе Дорогобужино Белгородского района, где прошли детство и юность.

Закончил Разуменскую среднюю школу. Служил в Германии. После службы работал на предприятиях города Белгорода. С 1982 года проживает в поселке Разумное Белгородского района.

Печатался в армейских, районных и областных газетах, в журнале «Звонница», коллективном сборнике поэтов Черноземья «Первый взгляд».

Автор книг «Перепаханные дороги», «Боль», «Пропахну лесом и дождем», книга памяти «Горячий август у Таврово». Все книги вышли в «Издательском Доме В.Шаповалова», а также детские книги «Гололед», «Гости», «Про крутого пацана».

2 ученик

Стихотворение «Доброе утро!»

Доброе утро, мой край Черноземный!

Низкий поклон и лугам, и полям,

Речкам, оврагам, лесам многозвонным,

И городам твоим, и деревням.

Кланяюсь в пояс здесь людям живущим

Тем, кто войну, задыхаясь, глотнул.

Кто засевает зерно в день грядущий

С верою в жизнь и в родную страну.

Милые дали, живите спокойно,

Музыка жизни пусть льется без слез.

Доброе утро, мой край Черноземный,-

Песен раздольных и чистых берез!

3 ученик

Владимир Ефимович Молчанов родился 9 февраля 1947 года в станице Ильской на Кубани. Детство и школьные годы прошли на Белгородчине, в селе Новая Таволжанка Шебекинского района. Окончил Белгородское музыкальное училище и Воронежский государственный университет. Автор 7 книг, стихотворений, поэм и переводов. Стихи переводились на немецкий, польский, болгарский, украинский и азербайджанский языки.

Член Союза писателей с 1990 года, член Союза журналистов России, лауреат премии Белгородского комсомола, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Шебекино и Шебекинского района.

4 ученик

Стихотворение «Белогорье»

Белогорье…

Поле отчее.

По-над лугом светлый дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

Змейка вьющегося вереска

Розовеет под горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

Над песчаной зыбкой кручею

Пролетел стрелою стриж.

Юрких ласточек певучее

Щебетанье из-под крыш.

Звезд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье…

Поле отчее-

Что зову своей судьбой.

Слово ученикам 8 класса

1 ученик

Сообщение об Игоре Чернухине

2 ученик

Стихотворение «За Ворсклой»

Ты о чем там,

Сорока-воровка,

Как тебя в этот край занесло?

Где за дымкой годов-

Томаровка,

Вечно белое наше село.

Со времен, утверждают, петровских

По пути на Полтаву

Царем

Где-то здесь, за туманною Ворсклой,

Срублен был незатейливый дом.

С той поры по округе деревни

И пошли с легкой царской руки

Вдоль задумчивой, тихой и древней,

Затерявшейся в вербах реки.

Томаровка, Борисовка…

Кровный

Край мой детства - земля и зенит,

Где на месте подворья Петрова

Лес столетний за Ворсклой стоит.

Дух таинственный прячут дубравы,

Поднимает туманы река,

И до самой зеленой Полтавы

Заревые плывут облака.

И ничто не тревожит покоя.

Только громко поют соловьи,

Как и после полтавского боя,

Сочиняя кантаты свои.

3 ученик

Сообщение о Викторе Белове

4 ученик

Стихотворение «О, край лучезарный и синий»

О, край лучезарный и синий,

Где крепость на склоне крутом

Служила опорой России,

Надежным и грозным щитом.

Лихие ветра здесь летели

И столько осилить пришлось!

А сколько свинцовых метелей

И огненных бурь пронеслось?!

Белые горы,

Рябинки с березками,

Руда под холмами,

Под солнцем - хлеба.

Славься вовеки,

Земля белгородская.

Храни тебя Бог!

Да святится судьба!

Из пепла смогла возродиться,

Дворцы твои как кружева,

России тобою гордиться,

Пока она будет жива.

Летят колокольные звоны.

Надежда в тех звонах и грусть.

И Белгород, в даль устремленный,

Зовет к единению Русь.

Слово учителя:

Ученики нашего класса тоже пробуют писать стихи. Сейчас они их нам почитают.

Ученики читают стихи собственного сочинения.

Слово учителя:

Заканчивается наша встреча.

Что интересного вы узнали?

Что объединяет прослушанные стихотворения?

Всем известно, что Родина начинается с тех дорогих мест, где мы родились, учились, росли. На всей земле это место – самое дорогое для человека. И чем больше пройдёт человек по земле, тем дороже ему и люди, и стихи, и все приметы родного края.

Эту встречу предлагаю закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».




Рекомендуем почитать

Наверх