Картины современных художников сюрреализма. Сюрреализм: картины и основные цели направления. Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Полы и напольные покрытия 01.06.2022
Полы и напольные покрытия

Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surréalisme», означающего буквально сверх или над реализм. Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Изначально данное направление появилось в литературе, позже оно охватило и живопись, и скульптуру и другие формы искусства. Целью последователей идей сюрреализма было создание абсолютно новых наборов образов путем полного освобождения глубинных сил своего подсознания.

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

(Картина Яцека Йерка, художника-иллюстратора )

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

  • Текстурирование . Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;
  • Декалькомания . Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;
  • Соскабливание . Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;
  • Фьюмаж . Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;
  • Капельный метод . Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа:
  • Метод коллажа . Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;
  • Чертеж . Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;
  • Ready-made . В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

(Сказочный сюрриализм Яцека Йерка )

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

(Сальвадор Дали "Постоянство времени" )

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины - «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

(Макс Эрнст "Луара" )

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст. Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия».

(Фрида Кало "Две Фриды" )

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

(Ив Танги "Я увидел три города" )

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

Русский сюрреализм

(Александр Тышлер "Директор погоды" )

Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Тем не менее, в некоторых произведениях художников можно найти некоторые предпосылки для их сюрреалистического восприятия. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.

Наиболее тесно с таким направлением в живописи как сюрреализм была связана группа последователей и учеников Казимира Малевича под названием УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Исследователи отмечают, что все позднее творчество Малевича (на примере картины «Три девушки») можно смело отнести к сюрреалистическому направлению.

Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное.

Художники-сюрреалисты вдохновились идеей – революцией собственного сознания.

И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого.

Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Интуиция (по утверждению философа Анри Бергсона) есть единственное средство в познании истины и на этой идее появляется искусство, где окружающая нас реальность воспринимается в форме «индивидуального виденья», а не как логическое понятие. Сам процесс творчества имеет мистический, иррациональный характер. Модное в то время учение о психоанализе Зигмунда Фрейда оказало большое влияние на эстетику сюрреалистов.

В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон.

Художники сюрреалисты

По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства».

Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность.

Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Прогрессивную, ищущую молодежь, которая стремиться к преобразованиям в обществе, объединяет сюрреализм. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли. Многим казалось, что сюрреализм преодолеет разрыв между обществом и художником, возвышая второго над действительностью.

«Чистый психологический автоматизм» — это то, что стало основополагающим методом в сюрреализме, при котором художники переносили на полотна отрывочные изображения вымышленных и реальных предметов в самых невообразимых сопоставлениях. Создавая на картинах надуманные иррационалистические представления, художники лишили картины эмоциональности, внутреннего содержания.

Этот подход стимулирует изобретение нового приема изображения: расклеивание, натирание, снятие верхнего слоя красок на картине, копчение и т.д.

Благодаря технике «ready-made » и коллажам создаются образы абсурдные и противоречивые.

К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Ряды пополняются такими именами как Магритт и Дали.

Кризис движения вызвала Вторая мировая война. Большинство художников эмигрируют в США. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. Главное первенство принадлежит Сальвадору Дали.

Сюрреализм

Направление

Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirésias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон. Выдающимися мастерами сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали , Рене Магритт , Жоан Миро , Макс Эрнст . Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Жан Кокто, Луис Бунюэль, Дэвид Линч и Ян Шванкмайер[источник не указан 117 дней]. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана .

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов - автоматическое письмо. Одна из техник сюрреализма была изобретена Вольфгангом Пааленом (фьюмаж).

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому - зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры - картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо , сценариста Жана Кокто , и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография - c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе


Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, Труй Камиль Кловис, А. Масон, Миро, Жан Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо , П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".

«Воображение – это то, что имеет
склонность становиться реальностью».

Андре Бретон.
Это высказывание французского поэта-сюрреалиста как нельзя лучше подходит к нашей теме, потому что «в сюрреализме провозглашается эстетический релятивизм: человек и мир, пространство и время относительны; всё течёт, всё искажается, смещается, расплывается; нет ничего определённого и постоянного. (http://smallbay.ru/surreal.html) Surréalisme (буквально «сверх-реализм», «над-реализм») - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 20-х годах, охватившее всю Европу и получившее отклик в Америке, отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Чтобы достичь глубин своего подсознания, «духовного возвышения и отделения духа от материального мира», художники-сюрреалисты часто творили в состоянии гипноза, алкогольного или наркотического опьянения, это было широко распространено тогда в их среде.


В портретном жанре художники – сюрреалисты не стремились к точному изображению человека, к сходству, для них важно было отразить его внутренний мир так, как они его себе представляли в своем богатом воображении, обнажить скрытые в человеке комплексы, и раскрыть «истинное», по их мнению, содержание его характера, глубинные мотивы поступков.

Конечно же, в нашем сознании при упоминании понятия «сюрреализм» в первую очередь возникает имя художника, провозгласившего свое кредо «Сюрреализм – это я!» и создавшего немало портретов (что было как раз не так характерно для художников-сюрреалистов). Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель Сальвадор Дали (Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль) (1904-1989)

родился в семье богатого нотариуса и получил свое имя в честь умершего в двухлетнем возрасте старшего брата. Биография Сальвадора Дали хорошо известна - о нем написано много научных работ и книг, в том числе и им самим, (например, «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»), снято документальных и художественных фильмов (например, «Отголоски прошлого»). Дали с детства был капризным и очень своенравным, в школе вел себя вызывающе и плохо учился, проявил себя талантливым, но заносчивым в Мадридской Академии художеств, всю жизнь отличался скандальным поведением. Даже среди бунтарей и возмутителей тогдашнего традиционного искусства он выделялся своим эпатажным поведением и выглядел полусумасшедшим пижоном, прогуливающимся с муравьедом по улицам Парижа. Но главное в Сальвадоре Дали – постоянные искания, страстность и требовательность к себе в искусстве, высокий и разносторонний интеллект, умения в разных прикладных ремеслах.

Сам он определял свой метод в творчестве как параноико-критический, то есть «спонтанный метод иррационального познания, основанный на систематической и критической объективации ассоциаций и переосмыслении феноменов сновидений». Встретив в 1929 году жену Поля Элюара, «музу сюрреализма» по прозвищу Гала (Елена Ивановна (Дмитриевна)Дьяконова), Дали, находясь в это время на грани безумства, влюбляется в нее на всю жизнь, она с первой встречи освобождает его от всех пожиравших его суеверий, сомнений и колебаний, она становится воплощением его видений, его возлюбленной, его музой.

Благодаря ей сюрреалистический период в творчестве Дали станет чрезвычайно плодотворным, он лишний раз убедится в своем мнении, что «мир сновидений реальнее реального мира, что существует полное единство реальности и сверхреальности». Гала стала религией Дали, его талисманом, его любовью и проклятием. Я впервые познакомилась с творчеством Дали, работая после окончания института в Библиотеке иностранной литературы в отделе изобразительного искусства. Через мои руки проходили альбомы репродукций разных художников, требующие описания, а альбомы Дали (и многих других) сразу после обработки уходили в «спецхран», посетители могли видеть эти альбомы только по специальному разрешению «компетентных органов». С тех пор я нахожусь под вечным впечатлением от его работ и до сих пор разгадываю их «тайные смыслы».

После смерти своей обожаемой музы (а она была на 10 лет старше Дали и больна раком кожи) жизнь художника становилась все мрачнее. Он хотел, но не мог писать - страшно дрожала правая рука из-за болезни Паркинсона, он с трудом говорил, постоянно рыдал и часами издавал нечленораздельные звуки, страдал от галлюцинаций, представляя себя улиткой. Последние годы жизни Дали провел под крышей своего Театра-музея в Фигерасе - в «Башне Галатеи».
Да, конечно, Дали был одним из «столпов» сюрреализма, но предтечей этого стиля в живописи, художником, который оказал на будущих сюрреалистов влияние своим творчеством, был известный итальянский художник Джорджо де Кирико (1888-1978).

В начале ХХ века в Италии зародился новый стиль, очень близкий к сюрреализму, придуманный и разработанный этим художником и названный им «метафизическая живопись». В его основе «контраст между реализмом и мечтой, фантазией, символизмом, сюрреалистическими вещами. Реалистичные изображения, которые являются главным объектом исследования художника, помещаются в некую ирреальную атмосферу, которая намекает на иное пространство, иное измерение.» (http://art-assorty.ru/9438-metafizicheskaya-zhivopis.html). Де Кирико родился в Греции в семье сицилийского инженера, строившего в стране железную дорогу, учился в Афинах, а затем в Академии художеств в Мюнхене, но принципы академического реализма его мало интересовали, он увлекался философией Ницше и Шопенгауэра, толкованием сновидений, галлюцинаций и пророчеств, и отражением их в своих работах.

На этом портрете поэта Аполлинера, написанном в период пребывания художника в Париже (а именно Аполлинер впервые назовет его картины «метафизической живописью»), на переднем плане античная статуя, а сам поэт изображен сзади в виде тени с кружком мишени на лице. Через несколько лет, в 1916 году, во время войны именно сюда попал осколок снаряда. Разве не мистика?

Парижский период в жизни художника, знакомство с Бретоном, Аполлинером, Пикассо был значимым и плодотворным в развитии его художественной концепции. А переезд де Кирико в Италию и знакомство с художником-футуристом Карло Карра помогло ему сформулировать концепцию и теорию собственного течения и издавать журнал «Метафизическая живопись».


В Европе проходят выставки художника, его поиски и находки вдохновляют таких гигантов сюрреализма, как Дали и Магритт, но сам де Кирико вдруг совершает резкий поворот в своем творчестве, призывая вернуться к живописной манере старых мастеров, таких как Рафаэль, Рубенс, Курбе... Он не встретил понимания ни у своих друзей, ни у поклонников, и этот период его творчества уже не относится к нашей теме, но его полотна, его идеи вдохновляли многих художников.
В их числе был француз Ив Танги (1900-1955).

Он родился в семье морского офицера, впечатления детства, связанные с морем, отразились в творчестве художника, никогда не обучавшегося живописи: он использовал в своих работах формы всяких морских обитателей, гадов и водорослей, уподобляя им человеческие фигуры в причудливых галлюцинациях.
Бельгийский художник-сюрреалист Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967)

тоже не избежал влияния Джорджо де Кирико, он начинал как художник-декоратор в стиле кубизма, а с 1926 года после знакомства с творчеством де Кирико, с сюрреалистами и Андре Бретоном переходит к созданию своих сюрреалистических картин, в каждой из которых скрыта загадка, каждая представляет собой живописный эксперимент с реальностью. Магритт всегда протестовал против того, чтобы его причисляли к сюрреалистам, он уверял, что стиль, в котором он создает свои картины, можно определить, как «магический реализм». Но как бы то ни было, его картины полны сюрреалистическими загадками и тайными смыслами.

Есть у Магритта работы, в которых часто повторяются одни и те же элементы: например, котелок на человеке, лицо которого скрыто каким-нибудь предметом, иногда этот «Некто» даже повернут к нам спиной. Считается, что все эти мужчины в разной степени являются автопортретами самого художника, который тщательно скрывал свою личную жизнь, старался быть неприметным, редко выходил из дома и почти не бывал «в свете».

Еще одна неоднократно повторяющаяся деталь, замотанные белой тканью головы людей, возможно, отсылают нас к тяжелому эпизоду из жизни художника: когда ему было 13 лет, его мать покончила жизнь самоубийством, выйдя ночью из дома в одной ночной рубашке и утопившись в реке. Её нашли через несколько дней, обнаженной, только рубашка обмоталась вокруг головы, скрывая лицо.

Главной музой и вдохновительницей художника была его жена, Жоржетта, с которой он познакомился, когда они еще были детьми, детская любовь прервалась из-за отъезда семьи Жоржетты в Брюссель, а потом, после случайной встречи там уже в юношестве, когда Магритт учился в Королевской Академии изящных искусств, их любовь вспыхнула уже в полную силу и на всю жизнь. Сам художник утверждал, что все женские образы на его картинах так или иначе имеют лицо его жены.

Будучи необыкновенным, своеобразным, узнаваемым в своих работах художником, он был абсолютно заурядным, скромным, замкнутым человеком, упорно утверждавшим, что в нем самом нет ничего необыкновенного. Умер Магритт в возрасте 68 лет на руках своей любимой жены от рака поджелудочной железы, оставив нам право и возможность разгадывания своих фантазий и аллюзий. «Всё видимое скрывает ещё что-то, и нам всегда хочется увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим» (Рене Магритт).
Испанский (каталонский) живописец, любивший море, южный колорит и пейзажи родной земли, но подписывавший свои работы по-французски, Жоан (Хуан) Миро (1893-1983)

говорил: «Когда я начинаю писать картину, я чувствую какой-то толчок, который заставляет меня забыть об окружающей действительности... Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью.» Он родился в Барселоне, художественное образование получал в Школе изящных искусств, а затем в частной школе Франсиско Гали, первая его выставка состоялась уже в 1917 году, в основном на ней присутствовали работы в духе фовизма и кубизма. Сюрреалистический этап в творчестве художника, как и формирование собственной, более абстрактной манеры, приходится на 20-е годы ХХ столетия.

Его называют основоположником поэтического сюрреализма, создателем художественного языка, наполненного экспрессией, необычными символами и образами, артистизмом и свободой. Подобные оценки его творчеству давали современники, в частности, Бретон говорил о нем: "Миро - самый большой сюрреалист среди нас". Обладая, по мнению специалистов, ярким индивидуальным стилем, художник всю свою долгую творческую жизнь искал и находил новые формы и приемы для передачи своих мыслей и впечатлений.

Как вы можете видеть, я не берусь судить о том, насколько его творчество соответствует тем характеристикам, которые ему давали современники, я не являюсь его поклонницей, предпочитая просто полагаться на мнение специалистов, считающих этого многогранного художника, графика, скульптора, керамиста выдающимся представителем сюрреализма и предтечей абстрактного экспрессионизма.
Ярким представителем сюрреализма, одним из его основателей был немецкий (и французский) художник, график, мастер коллажа и скульптор Макс Эрнст (1891-1976),

Родился Эрнст в Германии в католической семье, где было девять детей (Макс был третьим) и отец был учителем и художником-любителем, он и привил маленькому Максу интерес к рисованию и созерцанию природы. Учась в Боннском университете на факультете философии, юный Макс увлекался психологией и изучал творчество, в живописи и скульптуре, душевнобольных, а в свободное время много рисовал, посещал музеи и лекции по искусству. Начинал Макс Эрнст как дадаист (дадаизм, 1916-1923 годы – авангардистское течение, слившееся во Франции с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом, проявившее себя в основном в коллаже и провозглашавшее «последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики»).

Участие в дадаистских выставках, неизменно сопровождаемых скандалами, привело в 1920 году к разрыву с отцом, с тех пор он никогда больше не виделся с семьей. После женитьбы (а потом фактического расставания с семьей) и переезда в Париж, знакомства с Андре Бретоном, Полем Элюаром и его женой Гала (которая ему раньше в Кёльне позировала) Эрнст написал групповой портрет, на котором изображены его друзья, ведущие художники и литераторы того времени.

(Сам Маркс Эрнст «сидит» слева на коленях у Достоевского). Самыми продуктивными годами в его сюрреалистическом периоде были 20-30-е, проведенные во Франции, а с началом Второй мировой войны ему не только пришлось быть не раз арестованным, сидеть в лагере для интернированных, дважды бежать из лагеря, но и в конце концов эмигрировать в США, где он встретил многих своих друзей-художников, также бежавших от войны.

В Америке Эрнст увлекся абстрактным экспрессионизмом и совершенствованием новой техники «oscillation (колебание)», которая заинтересовала молодого Поллока, и легла в основу значительной части его творчества (техника капания или разбрызгивания краски над холстом), но это уже не имеет отношения к нашей теме. В 1950 году Эрнст вернулся во Францию, в 1975 году состоялась его последняя прижизненная большая ретроспективная выставка. «Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя.» - Макс Эрнст.
Еще один интересный и бывший малоизвестным для меня художник, начинавший с подражания Сезанну, прошедший через увлечение дадаизмом, испытавший на себе влияние творчества и теоретических работ Джорджо де Кирико, друживший и Ивом Танги и пришедший к сюрреализму – Виктор Браунер (1903-1966).

Он родился и учился в Румынии, уже с 20 лет участвует в жизни румынского авангарда, но только в 29 лет присоединяется к группе парижских сюрреалистов. После нескольких лет жизни в Румынии (по семейным обстоятельствам) в 1938 году он возвращается в Париж и остается во Франции навсегда. Выше я привела одно из самых знаменитых его произведений - написанный в 1931 году автопортрет, который является сюрреалистическим не только по содержанию и исполнению, но и по своей мистической потусторонней неизбежной предопределенности, что так присуще сюрреализму. Через семь лет после написания этого автопортрета художник теряет глаз во время драки в баре. Последующий за этой трагедией период в творчестве художника наполнен мрачными раздумьями, «сумеречными» видениями и галлюцинациями,

Браунер увлекается мистикой и эзотерикой, живет в состоянии отчаянного страха и предчувствия катастрофы из-за начавшейся войны и своего еврейского происхождения. Он постоянно переезжает, чудом избегает смерти и только в 1945 году возвращается в Париж. Постепенно он успокаивается и из его жизни и живописи уходит страх, он рисует фантастических животных, живущих, по его мнению, в глубинах человеческой души. Последние годы его жизни опять были мучительными из-за тяжелой и изнуряющей болезни - лёгочной эмболии. «Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь» - эти слова из его дневника написаны на его могиле.
Очень интересны творчество и судьба мексиканской художницы, получившей сначала признание во Франции, и только незадолго до смерти у себя на родине, в Мексике - Фриды Кало (1907-1954).

Можно назвать ее работы сюрреалистическим примитивизмом, это в основном автопортреты или портреты близких людей, наполненные изображениями растений и животных, символами болезней и несчастий. Мало того, что смерть близких преследовала ее семью, она еще и не раз стояла у ее постели, сначала в виде детского полиомиелита, из-за которого девочка осталась на всю жизнь хромой, а в 1925 году смерть напомнила о себе страшной катастрофой, когда в школьный автобус врезался трамвай. Перелом позвоночника, раздробленный таз, многочисленные повреждения костей и внутренних органов – врачи и родные сомневались в том, что девушка выживет. Но она выжила, и испытывая постоянные и сильные боли начала рисовать (в основном автопортреты и натюрморты – то, что было доступно делать лежа). Она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Еще в возрасте 14 лет она увидела Диего Риверу, он два года работал над росписью в школе, где она училась. А через 8 лет она стала его женой, это был бурный роман, со ссорами и изменами с обеих сторон, но сближало их творчество и общие коммунистические убеждения. Некоторое время у них даже жил Лев Троцкий, он был вынужден расстаться с ними из-за завязавшегося у него романа с темпераментной Фридой. Но учителем, любовью и болью всей ее жизни (несмотря на ее бисексуализм, полную раскрепощенность, пристрастие к текиле, буйный характер, развод с мужем и повторный брак с ним же) был Ривера. Она говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».

Как я уже говорила, автопортрет был преобладающим жанром в ее творчестве, в них отражена ее жизнь, ее боль, ее надежды, ее любовь. В ее работах много метафор, символов, присутствуют отголоски наивного мексиканского искусства, народных верований и фетишей, но и заметно влияние европейской живописи, особенно эпохи Возрождения.

Сегодня Фрида Кало хорошо известна в Европе, США и Мексике, ее работы высоко ценятся на аукционах: одна из ее картин («Корни») была продана на аукционе Sotheby’s за 7 миллионов долларов, а дом в Мексике, в котором она родилась, стал Домом-музеем Фриды Кало.
Об одном художнике-сюрреалисте, прожившем долгую плодотворную жизнь и скончавшемся всего год назад, я узнала только тут. Это израильский художник Владимир (Йосл) Иосиф Бергнер (1920-2017), родившийся в Варшаве в семье писателя и певицы,

начавший еще там обучаться живописи и пытаться иллюстрировать книги Кафки, который был другом семьи. В 1937 году Бергнеры эмигрировали в Австралию, и уже в 1939 году юный художник участвует в выставках в Мельбурне, а во время Второй мировой войны служит в австралийском корпусе британской армии. В 1950 году он переезжает в Израиль и поселяется в Цфате – «городе художников». Его ранние работы написаны в экспрессионистском стиле и имеют явную социальную окраску левого толка. И только в 60-х годах «Бергнер пришел к своей «самобытной версии сюрреализма, пользуясь приемами отчуждения, символами, сопоставлениями по принципу абсурда, он создает свой мир «навыворот». (http://eleven.co.il/state-of-israel/culture-and-arts/10539/)

Часто в его картинах присутствуют символы, связанные с жизнью и судьбой еврейского народа. Они не только рассказывают о трагических событиях времен войны, но и о трудностях переселенцев («халуцим») первых лет с помощью символов: птицы – вражеские силы, мешающие поселенцам, а
«бабочки» - это идеалы сионизма.

Кроме живописи Бергнер оформлял спектакли в израильских театрах, иллюстрировал книги (Например, «Процесс» Кафки), в Австралии о нем сняли фильм, так как ценили его вклад в австралийское искусство, он неоднократно иллюстрировал произведения израильского классика Шая Агнона, а в 1997 году вышла его автобиографическая книга с собственными иллюстрациями.
Еще хочется сказать о нескольких художниках-сюрреалистах, которые играли важную роль в становлении и развитии стиля, но почти не писали портретов, я их просто перечислю и покажу несколько работ. Это швейцарский скорее скульптор, чем художник - Альберто Джакометти (1901-1966)

Это французский и американский художник и теоретик искусства, один из «столпов» сюрреализма и самых влиятельных представителей современного искусства в ХХ веке - Марсель Дюшан (1887-1968), утверждавший, что «Главным врагом искусства является хороший вкус.»

Нидерландский художник-гракфик Ма́уриц Корне́лис Э́шер (1898-1972), сознательно выбравший свой путь в искусстве - не художника маслом, а гравера, так как его интересовала возможность повторения образов и эксперименты с зеркалами и сферами.

И, наконец, французский художник польского происхождения - Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола) (1908-2001), попробовавший себя на протяжении своей долгой творческой жизни почти во всех жанрах, в том числе и в портрете.

Заканчивая этот краткий обзор портретной живописи сюрреализма, хочу сказать, что тут упомянуты, конечно, далеко не все художники этого направления, в котором портретное сходство с оригиналом было вообще не главным. Определение того, что является главным в сюрреализме, дал его теоретик, неоднократно уже упоминавшийся тут – Андре Бретон : «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
В следующей части темы я постараюсь дать краткий обзор истории развития портретного жанра в русской живописи. А пока предлагаю, как всегда, посмотреть видеоролик на тему, в котором около 95 репродукций работ 13 художников, в сопровождении музыки Pink Floyd, время просмотра – 6 минут.



Рекомендуем почитать

Наверх