Сочинение на тему: Нравственные проблемы в романе Разгром, Фадеев. Нравственные проблемы в романе “Разгром” Гуманистическая направленность романа а фадеева разгром

Право, нормы, перепланировка 30.01.2021

Роман «Разгром» написан молодым Фадеевым, когда ему было 24-25 лет. Это первый роман писателя, в основу которого лёг написанный за год до этого рассказ-этюд «Метелица».

Фадеев писал о событиях, о которых знал не понаслышке. Он с 7 лет жил в Уссурийском крае, знал его природу. С 18 лет будущий писатель состоял в Особом Коммунистическом партизанском отряде, а в Гражданскую войну участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, занимая пост комиссара, был ранен.

Литературное направление и жанр

Роман относится к направлению так называемого социалистического реализма. Хотя соцреалисты считали себя наследниками реализма, называемого ими критическим, а своё направление – новым творческим методом, принципы соцреализма не вполне реалистические, а предмет их изображения далёк от реальности. В соцреализме есть элементы, близкие к классицизму, он нормативен.

Писатель-соцреалист должен был изображать правдиво и исторически конкретно действительность в её революционном развитии, попутно воспитывая читателя в духе соцреализма. На деле соцреалисты изображали только то, что не противоречило их идеям, а всё, что не вписывалось в прокрустово ложе соцреализма, не существовало для искусства. Например, Фадеева вовсе не интересуют человеческие качества японцев или казаков. Это враги, которых нужно убивать. Схваченный казак рыдает, враг не может проявлять мужество, как схваченный Метелица. Рефлексия Мечика по поводу убитого казака – признак слабости, опасных колебаний негативного героя.

Тема, основная мысль и проблематика

Основная проблема романа – главная проблема соцреализма. Она заключается в противоречии, высказанном мысленно Левинсоном: «Какой может быть разговор о новом, прекрасном человеке до тех пор, пока громадные миллионы вынуждены жить такой первобытной и жалкой, такой немыслимо скудной жизнью». Это противоречие толкает героев соцреализма на подвиги.

Поднимается проблема отношения крестьян к войне. Кубрак – взводный, думающий больше о крестьянской страде и о еде, чем о партизанском деле. Гончаренко считает, что гордиться перед мужиками партизанам нечем, потому что в каждом «мужик сидит».

Фадеев через Левинсона поднимает философскую проблему гуманизма: Левинсон и Мечик похожи по первоначальным личностным качествам и условиям жизни, но Левинсон воспитывает в себе настоящего человека, а Мечик, потакающий своим слабостям, становится подлецом. Левинсон считает, что люди потому так ленивы и безвольны, что живут в грязи и бедности, верят в злого и глупого бога.

Сюжет и композиция

Роман небольшой по размеру, состоит из 17 глав. Действие романа начинается в тылу в июле. Отряд Левинсона уже пятую неделю стоял на отдыхе и оброс хозяйством. В начале августа пришла конная эстафета о поражении от начальника штабов партизанских отрядов. Левинсон собрался перевести отряд в деревню Шибиши, а госпиталю пока приказал оставаться на месте. Все больные постепенно ушли, остались только смертельно раненый Фролов и Мечик.

Мечик попадает в партизанский отряд Левинсона. В августе японцы заняли почти всю долину. Левинсон ведёт отряд через горы в долину, где есть хлеб и лошади. Отправленный на разведку взводный Метелица убит казаками.

Атакуя казаков, отряд Левинсона теряет людей, а у Морозки погибает конь Мишка. Ответный удар казаков теснит партизан в болото, из которого они вырываются, сделав гать. Левинсон теряет треть людей.

Уставший Левинсон доверил очередную разведку Мечику, который не подал сигнал, наткнувшись на казаков, и сам сбежал. В результате этого низкого поступка погиб Морозка, успевший дать сигнал. Левинсон прорывается через территорию врага и выезжает в мирную деревню, но в его отряде остаётся только 19 человек.

Композиция романа линейная, важное значение в ней имеют внутренние монологи героев, в основном из них читатель узнаёт о их прошлом.

Герои

Иосиф Абрамыч Левинсон – командир партизанского отряда. Он строг, но справедлив. Левинсон думает о деле и пользе, а не о внешней привлекательности. Символом такого прагматизма является его избитая японская шашка. Командир терпелив и настойчив. Он сравнивается с таёжным волком-вожаком, который водит стаю благодаря мудрости.

Глаза Левинсона глубокие, как озёра, голубые, как омуты, нездешние, видящие насквозь. Сам он маленький и неказистый на вид, «весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен».

Левинсон очень осторожен, но о его колебаниях не знает никто, кроме Сташинского. Поэтому почти всем в отряде казался «человеком особой, правильной породы», который «знает только одно – дело». Левинсон был скрытен, так что никто не знал, что его отец был беден и играл на скрипке, а сам Левинсон помогал ему торговать подержанной мебелью. Семья для Левинсона на втором месте после дела. Из двух писем – из города и от жены - Левинсон читает только первое, а второе – уже ночью. Всю жизнь он подчиняет исполнению задания письма – сохранить отряд как боевую единицу. Смысл жизни Левинсона в преодолении скудости и бедности. Он мечтает о новом прекрасном человеке. Его взгляд на вещи признан правильным и автором, который считает, что Левинсон видит все «так, как оно есть, для того чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть».

Левинсон – «сила, стоящая над отрядом». Как настоящий соцреалистический герой, он был убежден, что сила его правильная, поэтому для дела он угонял коров, обирал крестьянские поля и огороды, отнял свинью – мясо на всю зиму – у рыдающего корейца.

Кубрак называет Левинсона холерой двужильной, но Левинсон всё время боится показать слабину, например, уснуть на лошади. Потеряв большинство людей, он плачет, не скрываясь, но быстро находит новый смысл жизни: жить и исполнять свои обязанности.

Бакланов – 19-летний коренастый парнишка, помощник Левинсона, во всём ему подражавший. Он не кончил ремесленного училища, в котором учился на токаря. У Бакланова бритая голова, косые и узкие, как у татарина, глаза смотрели настороженно и пытливо. Он был такой плотный и круглый, сидел на седле как пришитый. Глаза у него были коричневые и сметливые, он все схватывал на лету, тут же отделяя достойное внимание от пустяков, затем следовали практические выводы. Это драчливый и весьма добродушный парень, которого Левинсон любил поддразнивать.

Бакланов совсем ребёнок: не пьёт, не курит, а от местных принимает в угощение молоко, в которое крошит хлеб. Фадеев постоянно подчёркивает детские черты в Бакланове, например, остатки молока на верхней губе, круглое расплывшееся лицо. «Тело у него было крепкое, плотное, смуглое, точно литое, а голова круглая и добрая, как у ребенка, и мыл он ее тоже каким-то наивным ребячьим движением - поливал из ладони и растирал одной рукой».

Метелица – взводный с повреждённым оспой лицом. Он был очень живой, нравился Левинсону за «необыкновенную физическую цепкость, животную, жизненную силу, которая била в нем неиссякаемым ключом и которой самому Левинсону так не хватало. Когда он видел перед собой его быструю, всегда готовую к действию фигуру или знал, что Метелица находится где-то тут, рядом, он невольно забывал о собственной физической слабости, и ему казалось, что он может быть таким же крепким и неутомимым, как Метелица». В облике Метелицы было что-то звериное, животное.

Метелица, когда его вывели на расстрел, радовался тому, что люди будут гордиться и восхищаться им.

Морозка – ординарец Левинсона. Он шахтёр, предан делу революции. У Морозки есть жена Варя. Кажется, что Морозка любит лошадь больше, чем жену. Его жеребчик Мишка, которого Морозка называет сатаной и божьей скотинкой, удивительно похож на хозяина: «Такие же ясные, зелёно-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитёр и блудлив». Мишка был верным рабом.

Он не нуждался даже в привязи. Он появлялся, как в сказке, по разбойному свисту хозяина. Характеристики жеребца тоже сказочные: курчавый, звонкокопытый. Морозка называет его Михрюткой, то есть чёртом. Окружающие восхищаются Морозкиной посадкой на коне: «Как свечка».
Дед Морозки пахал землю, отец был шахтёром. Морозка был четвёртым ребёнком в семье, с 12 лет уже работал в шахте на сучанском роднике, пил водку и ругался. В юности Морозка во время стачки был посажен в полицейский участок, но не выдал зачинщиков. В армии Морозка попал в кавалерию, был шесть раз ранен и дважды контужен.

Морозка бесстрашно спасает раненого Мечика, рискуя жизнью ради незнакомого человека, хотя Мечик ему и не понравился.

Гончаренко на сходке, осуждая Морозку за кражу дынь, вспоминает, что они с ним весь Уссурийский фронт прошли на передовых и подчёркивает, что Морозка свой парень – не выдаст, не продаст. Шахтёр Дубов тоже подтверждает, что они с Морозкой «в одной дыре коптели… третий месяц под одной шинелькой спим».

На сходке речь Морозки сумбурна, он произносит искренние слова: «Да я кровь отдам по жилке за каждого». Для Морозки страх быть выгнанным из отряда сильнее, чем горечь расставания с женой. Он просит пустить его во взвод, а ординарцем назначить Ефимку.

Морозка знал, что его жена гуляет, но «относился к этому с полным безразличием», никогда не чувствовал себя семейным человеком. Морозку обижает, что Вера влюблена в Мечика, маменькиного сынка, чистенького. И предчувствия не оправдали Морозку – Мечик оказался предателем и стал причиной смерти не только Морозки, но и большинства членов отряда.

Павел Мечик – романтик и идеалист, носит в кармане портрет нежной кудрявой девушки. Лицо у Мечика бледное, безусое, чистенькое. Морозка называет его сопливым и желторотым, занудой.

О романтизме Мечика свидетельствует и его желание романтических приключений. Он был ранен через 3 недели после того как отправился к партизанам. Он шёл в отряд с хорошим, наивным, искренним чувством. Прежде чем стать своим в партизанском отряде, Мечик был по ошибке избит. Партизаны смеялись над интеллигентным Мечиком, над его городским пиджаком и правильной речью. А романтика Мечика развеялась, когда он увидел, каковы партизаны на самом деле, как они воруют друг у друга, дерутся и ругаются. Он научился огрызаться, не бояться людей, загорел и опустился в одежде, внешне сравнявшись со всеми.

Мечик склонен к рефлексии. Все, о чем думал Мечик, было не настоящее, а такое, каким он хотел бы все видеть.

Подлость Мечика проявляется даже по отношению к коню. Ему достаётся неказистая кобыла Зючиха, о которой он вовсе не заботится, желая её смерти. За это во взводе его считают лодырем и задавалой. Мечик сходится с таким же «интеллигентом» сплетником Чижом, который учит его отлынивать от обязанностей.

Проведя всего полчаса в карауле, Мечик понял, что хочет уйти из отряда и вести «счастливую, беззаботную и единственно возможную жизнь в городе», от которой когда-то бежал в партизаны. Когда Мечик делится с Левинсоном своими сомнениями, Левинсон про себя называет его непроходимым путаником, ленивым и безвольным человеком, никчемным пустоцветом.

Эти качества сполна проявляются, когда Мечик убегает, не дав сигнала об опасности. Но, даже совершив поступок, в результате которого погибло множество людей, Мечик отстраняется от него: «Что я наделал, как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла». Мысли его жалки, он подл и не способен убит себя, потому что больше всего на свете любит себя. Последний жест Мечика – выбрасывание оружия в кусты, его отказ от участия в войне – циничен, потому что уже привёл к гибели почти всего партизанского отряда.

Подрывник Гончаренко- противоположность Мечика. В его жизни нет места ненужным и праздным мыслям. Его большие узловатые руки жадны к работе, он был«свой в доску», он «мог понимать», он «сознавал», а кроме того, он не был пустословом, праздным человеком.

Доктор Сташинский - «сухой, высокий, негнущийся мужчина в сером больничном халате». У него костлявые, жёсткие ладони, «длинное и жёлто лицо с глубоко запавшими блестящими глазами». Кажется, что он смотрит на раненого безразлично, с тоской. Он рискует жизнью в партизанском отряде, потому что считает это своим долгом. Его блестящие чёрные глаза смотрят издалека и тоскливо, «будто вобрали всю бессловесную тоску по людям».

Варя – жена Морозки, на которой он женился как будто случайно. Она «милосердная сестра», которая общивала и обмывала весь лазарет. В ней чувствовалась «большущая любовь к людям». Её фигура спокойная и мягкая, у девушки тяжёлые золотисто-русые пушистые косы, дымчатые глаза, тёплые смуглые руки. Варя вызывает у Мечика чувство «всеобъемлющей, почти безграничной доброты и нежности»: «Она была немножко сутула и бледна, а руки ее излишне велики для женщины. Но ходила она какой-то особенной, неплавной, сильной походкой, и голос ее всегда что-то обещал».

Старичок Пика называет Варю блудливой, ласковой, такой, что не может никому отказать. Варя говорит о пристающих к ней мужчинах метко: «Вы все тут на одну колодку», «лезут, как мухи на мёд, кобели рваные». Она исполняет свои обязанности будто по долгу службы, даже не пытаясь сопротивляться.

Варя влюбляется в Мечика, потому что тот робкий, и дарит некурящему Мечику вышитый кисет. Она упрекает Морозку, что тот не сделал ей за 3 года ребёнка. Сташинский понимает, что Варя не может заменить всему отряду мать и жену.

Фролов, смертельно раненый партизан, пробуждает в партизанах совесть, его взгляд «пуст и тускл, как у мёртвого». Герои романа проверяются отношением к Фролову. Левинсон – железный человек, который берёт на себя ответственность, убивая безнадёжно больного Фролова перед тем как тронуться в путь. Мечик считает этот поступок неправильным. Фадеев показывает, что жертвы, которые приносит Левинсон, неизбежны, а Мечик только рассуждает о человечности, поступая бесчеловечно.

Художественное своеобразие

В первом издании в романе было гораздо больше ругательств, которые Фадеев ввёл для натуралистической передачи речи партизан и шахтёров. В последующих изданиях остались самые мягкие ругательства: дурак, трепло сучанское, калека, вертило немазаное.

Метафоры и сравнения в романе простые и ясные, но яркие. Например, образ рыбы, пойманной председателем Рябцом – символ внутреннего мира Рябца: «Рыба билась у ног, как сердце от невысказанных, вскипающих слов», рыба «в муках билась предсмертным биением».

Метафорически показано воздействие на отряд речи Левинсона: «Последние его слова хлестнули сразу развернутой пружиной так, что каждый вдруг почувствовал себя захваченным врасплох цыпленком, которого душат в темноте неумолимые железные пальцы».

Пейзажи в романе сжатые, но ёмкие: «По мглистым нехоженым тропам Млечного Пути в смятении бежали звезды».

Пейзажи часто контрастируют с состоянием людей, которые не чувствуют этой сияющей, светлой, чистой красоты.

Фадеев метафорически описывает внешность и внутренний мир героев: глаза Вари «чуткие, как дым», а мысли Мечека лёгкие, тают сами собой, «как розово-тихие облака над таёжной прогалиной».

События в романе относятся к периоду Гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой активно участвовал сам Фадеев. Однако на первый план автор выдвигает не исторические проблемы, а социально-психологические исследования. Война, бой, партизанская жизнь - все это лишь фон для изображения внутреннего мира героев, их психологии, взаимоотношений с обществом, внутренних конфликтов. Проблемы «Разгрома» перекликаются с современными проблемами гуманизма, отношением к человеку, взаимодействиями человека и человечества. Сюжет романа очень несложен вследствие его психологической направленности. За короткий промежуток времени от начала разгрома до последнего прорыва отряда сквозь кольцо белых вырисовываются характеры героев, а также отношение автора к таким типам людей. Центральное место в романе занимает несколько фигур: Левинсон, командир отряда, определенно положительный герой, наиболее совершенный из всех людей, действующих в романе. Метелица, которому посвящена целая глава, где полностью раскрывается его характер. Морозка, согласно симпатии автора, принадлежащий вместе с Метелицей к положительному лагерю Левинсона, и Мечик, совсем другой тип человека, не имеющий ничего общего с первыми. Все они связаны одинаковыми условиями жизни, и это помогает наиболее объективно судить о положительных и отрицательных качествах героев как с позиции автора, так и с позиций читателя. Кроме того, отсутствуют какие-либо особые взаимоотношения между героями, за исключением Мечика и Морозки, это позволяет рассматривать каждого героя отдельно от остальных.
Метелица выдвинулся в число основных героев только в середине романа. Фадеев объяснил это тем, что уже в процессе работы над книгой увидел необходимость отдельно раскрыть характер Метелицы, а так как перестраивать роман было поздно, то эпизод с Метелицей выделился, нарушив гармоничность повествования. Авторское отношение к Метелице не вызывает сомнений: разведчик явно симпатичен Фадееву. Во-первых, внешний вид: это гибкий, стройный богатырь, в котором «била... неиссякаемым ключом... необыкновенная физическая ценность, животная, жизненная сила». Такими чудесными качествами редко наделяют отрицательного героя. Во-вторых, образ жизни: «Метелица живет так, как ему хочется, не ограничивая себя ни в чем. Это смелый, горячий, истинный человек». Третье: положительную индивидуальность Метелицы доказывают его поступки: разведка, в которую мог пойти только такой бесстрашный человек, как Метелица, достойное поведение в плену, смерть ради спасения других. Каждый его шаг смел и решителен.
Например, находясь в плену, поняв, что ему не убежать, Метелица спокойно думает о смерти, его мучает только одна мысль: как достойно принять ее, продемонстрировав врагам свое презрение к ним. Уже находясь на площадке, где его должны были опознать, Метелица держится независимо и гордо, а погибает, бросившись на спасение маленького мальчика пастушонка, не захотевшего выдать разведчика белым. Автор любит этого героя и, видимо, поэтому никогда не пишет о нем насмешливо или сочувственно, как о некоторых других, например Морозке.
Морозка не имеет достоинств, присущих Метелице, зато он тоже совершенно естествен в своих поступках, худшие качества его характера на виду: расхлябанность, близкая к хулиганству, и непредусмотрительность. В целом Морозка - хороший человек. Ему присуще чудесное качество, которого так не хватает многим, - любовь к людям. Первый раз он доказал это, спасая Мечика, рискуя собственной жизнью, а впоследствии почти каждый его поступок свидетельствовал об этом. Ярким примером является его поведение на «суде». Неумело, с трудом, но искренне он говорит: «Да разве б я... сделал такое... ну, дыни эти самые... ежели б подумал... да разве же я, братцы! Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!» За этой косноязычной беспомощной речью стоит такая преданность товарищам, в которую трудно не поверить. Именно за это, за любовь к народу, за преданность делу, за доброту, ведь Морозка не мстил Мечику за потерянную жену, за гуманное начало, оно выражается даже в любви Морозки к Мишке, своему коню, - за эти лучшие человеческие качества автор любит Морозку и заставляет читателя симпатизировать ему, несмотря на многие его недостатки, с горечью он пишет о героической смерти Морозки и почти на этом заканчивает роман.
Сосредоточением лучших качеств человека является Левинсон. В его лице Фадеев изобразил лучший тип вождя масс, наделенного умом, решительностью и организаторскими способностями. Несмотря на внешний вид - Левинсон был похож на гнома своим маленьким ростом и рыжей бородкой, - командир вызывает уважение не только у своих подчиненных, но и у автора, и у читателя. Фадеев никогда не пишет о нем насмешливо или презрительно, как о Мечике, например. Мысли, чувства, поступки Левинсона таковы, какими, видимо, хотел бы увидеть их Фадеев у наиболее достойного человека, то есть лучшими, с авторской точки зрения, чертами Фадеев наделил своего лучшего героя. В Левинсоне привлекает прежде всего то, что у него отсутствует внутренний эгоизм. Все мысли и поступки его выражают интересы отряда, его личные переживания заглушены постоянной заботой о других. Практически он уже принес себя в жертву людям. Однако нет человека без недостатков. Одним из них у Левинсона является отрицательная сторона его жертвы. Для каждого человека свойствен эгоизм в той или иной степени, а полное отсутствие его неестественно. Кроме того, в каждом человеке должна быть душа, то, что движет им и привлекает к нему людей, а Левинсон подавил в себе движение души, превратив свое дело, которое должен любить, в обязанность. Правда, ему помогает исполнительность, обязательность и преданность вы-
сшим целям. Фадеев видит недостатки Левинсона и считает, что ему не хватает чудесных качеств Метелицы - жизненной силы, смелости, любви к жизни, - иначе Левинсон был бы идеальным человеком. И все же он прекрасный командир: он решительно принимает решения, так что многие не видят его колебаний, он ценит положительные черты своих подчиненных, в частности Морозкову лихость, ум и исполнительность Бакланова, смелость Метелицы, он берет на себя всю ответственность за сохранение отряда, поэтому и пользуется всеобщим уважением. Ценность его как командира подтверждается в главе «Трясина». Проблема взаимоотношений вождя и масс решается в пользу Левинсона, он сохраняет авторитет, уважение к себе и отряд как «боевую единицу». Причина этому то, что люди для него «ближе всего остального, ближе даже самого себя, потому что он чем-то обязан перед ними». Эта обязанность и составляет смысл его жизни. Позицию Левинсона разделяет автор, видимо, поэтому и читателем он воспринимается как учитель, старший, командир, а все его решения, даже в случае с гибелью Фролова, кажутся единственно правильными, хотя они приняты после длительной внутренней борьбы. Левинсону, Метелице, Морозке и некоторым другим партизанам противопоставлен Мечик. Именно он подвергается сочувственному, а чаще презрительному отношению автора. Отношение человека и общества - одна из самых важных проблем. Каждый человек живет в обществе, обязан приносить ему пользу. Левинсон, Морозка, Метелица сделали это ценой собственной жизни, что же касается Мечика, то он только мечтает о хорошем отношении к себе людей, но ведь для этого необходимо что- то сделать, а Мечик не сделал ничего. Его мечта о прекрасной любви, о романтическом подвиге не воплощаются в реальность. Устами Морозки Фадеев сразу презрительно называет его: «желторотый», а спрашивая Варю, в кого та влюблена, награждает таким эпитетом: «В энтого, маминова, что ли?» Мечик заслуживает такое отношение. Это эгоист, оценивающий сам себя высоко, но не подтверждающий этого поступками. В самые решительные моменты он поступал подло, хотя сам часто не сознавал этого. Его эгоистичная, неспособная быть преданной натура начала раскрываться уже тогда, когда он позволил наступить ногой на фотографию девушки, а потом сам порвал ее. Другой пример: рассерженный на свою лошадь за ее слабость и непривлекательный внешний вид, он не ухаживает за ней, обрекая на скорую непригодность. В конце концов, именно Мечик - вина смерти Морозки и, возможно, многих других партизан. Страшно, что мысль, которая его мучает после бегства, - не о предательстве, не о гибели друзей, а о том, что он «испачкал» свою чистую, до этого ничем не запятнанную душу: «...как мог я это сделать, - я, такой хороший и честный и никому не желавший зла...» Фадеев достаточно объективно расценивает его. Точку зрения автора выражает Левинсон: «...слаб, ленив, безволен», «никчемный пустоцвет». И все же Мечик - не воплощение зла. Причина его неудач - то, что он не близок почти никому из партизан, он из другого социального слоя, ему с детства не привиты черты, свойственные другим героям. Скорее всего, это не вина. Большинство партизан - русские мужики, выходцы из народа, грубые,
смелые, жестокие, преданные народу и любящие народ люди. Мечик же - представитель «гнилой» интеллигенции. В нем живо стремление к прекрасному, он жалостлив, ведь только на него сильное впечатление произвела смерть Фролова и уход Ники, но он неопытен и юн, боязнь не понравиться людям, среди которых ему нужно жить, заставляет его поступать неестественно для него. Он правильно понял, что чужой в отряде, его место не здесь, однако он не имел возможности уйти, и его поступки можно понять. Пусть он не нужен обществу, но оно все же должно заботиться о нем как о больном или старом человеке, если оно гуманно.
Таким образом роман ставит перед читателем ряд спорных вопросов, касающихся межличностных отношений, взаимоотношений человека и общества, человека с человеком. Основную мысль романа Фадеев определил так: «В гражданской войне происходит отбор материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
Я думаю, что «отбор человеческого материала» происходит всегда, а не только в Гражданской войне; неспособный к настоящей борьбе не проходит естественный отбор, именно поэтому и отсеивается, а тот, кто несет в себе добро и способен бороться за него, «закаляется, растет, развивается». Это необходимо для развития общества в целом, ведь стремление к добру, к совершенству естественно для человека, для каждого члена общества, которое называет себя гуманным.

Нравственные проблемы в романе «Разгром»
Роман «Разгром» называют первой и последней удачей Фадеева. Судьба писателя сложилась драматично: после удачного литературного дебюта он стал советским функционером, растратил силы и талант на службе у партии. Однако «Разгром»,опубликованный в 1927 году,- действительно талантливое произведение. Роман показал, что на материале гражданской войны тоже можно создавать психологическую прозу, что советским писателям есть чему учиться у классиков.

Действие в романе «Разгром» происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием «Миколашки»,Колчака, японцев и максима —

Листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.

Поскольку главное для автора-внутренний мир героев, событий в романе очень мало. Завязка действия возникает лишь в шестой главе, когда командир отряда Левинсон получает письмо от Седого. Отряд приходит в движение, получают объяснение слова повествователя в третьей главе:»Трудный крестный путь лежал впереди». На этих «путях-дорогах»(заглавие двенадцатой главы) партизан ждут вода, огонь, ночь, тайга, враги-как внешние преграды, так и внутренние препятствия и конфликты. Действие романа строится на сюжете преодоления и сюжете испытания.

В сюжете испытания крупным планом даны два эпизода с корейцем и раненым Фроловым. Чувствуя за собой полтораста голодных ртов, Левинсон с болью в сердце конфискует свинью корейца, понимая, что обрекает его и его семью на голодную смерть. Не первый раз в русской литературе встает вопрос о том, что тяжелее на весах человечности: жизнь одного или жизнь многих. Раскольников в романе Достоевского «Преступление и наказание» пытался свести проблемы нравственности к простой арифметике и убедился, что никто не вправе лишать другого жизни, даже если смерть ничтожнейшего и бесполезнейшего повлечет за собой благоденствие многих. Фадеев вновь обращается к этой ситуации и ставит своего героя на место Раскольникова, предоставляя ему право выбора.

По приказу Левинсона врач Сташинский дает яд смертельно раненому партизану Фролову. Тот воспринимает смерть как долгожданное избавление, как последний человеческий поступок по отношению к себе. При описании отравления Фролова Фадеев фиксирует нервную, истерическую реакцию Мечика, не приемлющего такого открытого убийства. В обоих эпизодах Фадеев воспроизводит этически неразрешимую ситуацию. В романе царят законы военного времени. Фролов обречен: он или умрет, или будет убит врагом. Выбор, который делает Левинсон, в таком случае предстоит не между добром и злом, а между двумя видами зла, причем даже неясно, какое из них-меньше. То же самое можно сказать и об эпизоде со свиньей корейца. Жалость Мечика понятна, но неконструктивна. Романтик, интеллигент, он чувствует там, где надо что-то делать, выбирать.

Возможно, именно неумение выбирать, брать ответственность за поступок на себя приводит Мечика к предательству. В критической ситуации встречи с врагом лицом к лицу именно Мечик, а не бесшабашный разгильдяй Морозка не может пожертвовать своей жизнью и спасти товарищей. Морозка геройски погибает, как раньше это делает Метелица, а Мечик спасает себя. Никакие красивые фразы не оправдают теперь его в собственных глазах.

Итак, всего полторы сотни страниц потребовалось Фадееву, чтобы воссоздать в своем романе вечные ситуации нравственного выбора, показать, какими непростыми путями стремится человек к лучшему. Граница между добром и злом пролегает в сердце каждого фадеевского героя. И нравственная жизнь изображенных им партизан оказывается такой же сложной, как жизнь дворянских интеллигентов Льва Николаевича Толстого.

Нравственные проблемы в романе «Разгром»; Разгром Фадеев А. А

Другие сочинения по теме:

  1. Идея романа раскрывается на примере судьбы одного из революционных партизанских отрядов, действовавших в 1919 году в таежном Приморье. Ядро отряда...
  2. Олесь Гончар — сложная фигура в нашей литературе. Он не боялся отзываться на самые противоречивые проблемы, которые ставило время, потому...
  3. Нельзя, однако, не заметить, что уже с первых глав первого тома и до последних глав эпилога романа тема войны развивается...
  4. Талант художника был у Булгакова от Бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом опреде — лялось и...
  5. Валентин Саввич Пикуль родился в Ленинграде. В 1928 году в семье военного моряка Саввы Михайловича Пикуля. Этот человек принадлежал к...
  6. Роман «Война и мир» — масштабное произведение как за количеством и глубиной изображений персонажей, так и за важностью исторических событий,...
  7. Однажды в мастерской своего приятеля Оскар Уайльд увидел натурщика, который поразил его совершенством своей внешности. Писатель воскликнул: «Как жаль, что...
  8. Сочинения по литературе: Нравственные уроки романа толстого Война и мир. Прекрасным источником духовного совершенствования является русская классика второй половины 19...
  9. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» развивает тему «срывания всех и всяческих масок» с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя...
  10. В литературу Фадеев пришел не случайно. Он был человеком одаренным. И заявило о себе его дарование в первой же повести...
  11. Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет...
  12. В романе «Анна Каренина» Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит...
  13. Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные и психологические проблемы всегда настолько занимали критику, что художественная сторона трагедии получала гораздо...
  14. Казалось бы, повесть Осипа Назарука «Роксолана» отображает времена, которые давно прошли, и удивительную фигуру украинской девушки, которая стала самой властной...
  15. Трагедия В. Шекспира «Гамлет, принц Датский»: многообразие психологических типов, проблемы добра и зла, чести и бесчестия Трагедия В. Шекспира «Гамлет,...
  16. Учитель. Дорогие ребята, возраст, в котором вы сейчас находитесь, очень важен и вместе с тем труден. Годы между детством и...
  17. Ф. М. Достоевский принадлежит к тем писателям, чье значение для развития мировой литературы с годами не становится меньше. Вновь и...
  18. Историзм сочетается в реализме Пушкина с глубоким пониманием роли общественных различий. Историзм — это категория, заключающая в себе определенное методологическое...
  19. Сочинение на тему — Аллегорически-Моральное содержание сюжета драмы «Гостиная старой дамы». В эссе «Проблемы театра» Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее...
  20. Кто же виноват в падении Гуськова? Иными словами, каковы соотношения объективных обстоятельств и человеческой воли, какова мера ответственности человека за...

>Сочинения по произведению Разгром

Проблема гуманизма

События в романе «Разгром» относятся к первой половине 1920-х годов. Это были первые годы после Октябрьской революции. А. А. Фадеев в своем произведении наглядно показал, как в этот период происходил «отбор человеческого материала». Революция сметала все на своем пути, что было не способно к борьбе. То, что случайно оказывалось в лагере революции, быстро отсеивалось. Наряду с этим происходило изменение сознания людей. Ради идеи они смело шли на смерть. Такая постановка проблем гуманизма тесно связана с отношением людей друг к другу.

Одним из главных героев романа был командир отряда партизан – Левинсон . Это был авторитетный человек, которого уважали все бойцы в отряде. Несмотря на свой строгий нрав, он общался с ординарцами демократично и по-дружески. Сам он готов был пожертвовать собственным здоровьем во благо народа, а интересы своих бойцов ставил превыше всего. Левинсон не переносил фальши и трусости. Он не позволял в своем отряде всяческих унижений или превосходства одного человека над другим. Он был вдохновлен идеями равенства и гуманизма. После прочтения романа, складывается ощущение, что в этом персонаже Фадеев собрал лучшие человеческие качества.

Другим главным персонажем является раненный партизан из соседнего отряда – Павел Мечик . Идеи гуманизма этого героя довольно расплывчаты. Сам он был из города, а в партизаны пошел за приключениями и подвигами. К сожалению, его мечтам не суждено было сбыться, так как по натуре он был трусоват, ленив и нелюдим. Когда его выходили в отряде Левинсона и приняли как своего, он все равно видел во всех врагов и не мог никак прижиться. В его сознании правдивой была только одна идея гуманизма: «Не убий!». Поэтому, зная, что тяжелобольного Фролова хотят усыпить, чтобы не брать с собой в отступление, он хотел этому помешать, даже если эта задержка отряда могла оказаться гибельной для всех. Но все это делается, ни ради спасения другого человека, а ради того, чтобы не замарать собственную совесть. Так он поступил и в конце романа. Предав весь отряд, он переживал не из-за людей, а из-за того, что пришлось совершить поступок, противоречащий всему тому хорошему, что он находил в себе.

Олицетворением массы рядовых пролетариев стал герой Иван Морозка . Такие люди, как он, составляли основную массу бойцов во время революции и проходили через школу жизни, приобретая неоценимый опыт. После службы в отряде, он полностью переоценил свою прежнюю жизнь и изменился к лучшему. Например, он перестал воровать, стал хорошим товарищем и соратником своим ординарцам, проявил себя как умелый организатор и преданный человек. Он больше не был тем бездумным, горячим и озорным молодым человеком, каким попал в лагерь. Он старался стать на верный путь, по которому шли его старшие товарищи: Бакланов, Левинсон, Дубов. Именно революция сделала из него человека мыслящего и гуманного.


Что такое предательство? Каковы причины того, что люди становятся предателями? Предательство – это вероломный, предательский поступок, когда человек, желая спасти себя, проявляя малодушие, изменяет принципам добра и милосердия, верности и преданности, подвергает опасности других. Причины предательства – эгоизм, индивидуализм, себялюбие, трусость, малодушие, отсутствие любви к другим людям и готовности жертвовать собой ради других. Слабость характера, оторванность от коллектива, отчуждённость часто толкают на путь предательства. Проблема предательства раскрывается в романе А.А.Фадеева «Разгром» на примере образа Мечика.

Чтобы понять истоки и причины измены Мечика делу рабочего класса, проследим путь этого героя в революцию.

Впервые Мечик показан глазами ординарца командира партизанского дальневосточного отряда Левинсона – Морозки. Морозка едет с пакетом в отряд Шалдыбы и видит, что партизаны в панике убегают, отстреливаясь.

« В задней кучке бегущих в панике людей, в повязке из платка, в кургузом городском пиджачишке, неумело волоча винтовку, бежал, прихрамывая, сухощавый парнишка». Морозка спасает раненого, перебрасывая его через седло, и доставляет в отряд Левинсона. Морозке спасённый не понравился, потому что он не любил «чистеньких» людей, по жизненному опыту зная, что это в основном непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить. Мечика доставили в госпиталь. Путь в революцию этого героя таков. Три недели назад Мечик шёл из города в партизанский отряд с путёвкой в сапоге и револьвером в кармане, ему хотелось борьбы и движения. Люди в сопках представлялись ему в одежде из порохового дыма и героических подвигов. Но первая же встреча с действительностью принесла ему разочарование. Матрос прочитал его путёвку не до конца и, не разобравшись, избил. Мечик пояснил, что путёвку выписал ему областной комитет не просто враждебных большевикам социалистов – революционеров, а максималистов, которые заодно с коммунистами. Окружающие люди нисколько не походили на тех, которых он создал в своём пылком воображении. Они были «грязнее, вшивей, жестче и непосредственней». Это были не книжные, а живые, настоящие люди. В госпитале Мечик познакомился с Варей, женой Морозки, которая ухаживала за ранеными, которых было всего двое: Мечик и раненный в живот Фролов. Первое своё предательство Мечик совершает, когда забывает о своей девушке –гимназистке, оставшейся в городе. Мечик показал Варе фотографию девушки в светлых кудряшках. В это время явился Морозка. Варя уронила карточку и, разговаривая с мужем, нечаянно наступила на карточку. А Мечику стыдно было попросить, чтобы карточку подняли. Оставшись один, он изорвал портрет в клочки. Казалось бы, пустяки, но можно ли доверять человеку, который предаёт свою любовь. Варя полюбила Мечика, как никогда никого не любила, и в этом её чувстве было что-то материнское, но робкий интеллигент избегал оставаться с нею наедине, таская за собой всюду старичка Пику, так как испытывал «смесь страха и сознания своего неоплатного долга» перед Морозкой. В госпитале Мечик чувствовал своё одиночество, сошёлся только с Пикой, бывшим пасечником. Пасеку «колчаки» разорили, а сын из Красной гвардии подался в Читу к белочехам. В отряде Мечик тоже ни с кем не сошёлся, все считали его никчёмным и ленивым.

Не прошёл он и испытание на «хорошее отношение к лошадям». Мечику дали лошадь по кличке Зючиха. «Это была слезливая скорбная кобыла, грязно – белого цвета, с продавленной спиной и мякинным брюхом – покорная крестьянская лошадка, испахавшая в её жизни не одну десятину. Вдобавок ко всему она была жеребой», страдала ящуром. Взводный Кубрак объяснил, как надо ухаживать за лошадью. После похода сразу не рассёдлывать, вытирать лошадиную спину либо ладошкой, либо сеном. Но Мечик не слушал, ему казалось, что ему нарочно дали эту «обидную кобылу с разляпанными копытами». Хотя Мечик и понял, что жизнь этой кобылы находится всецело в его руках, но он по-прежнему не знал, «как распоряжаться нехитрой лошадиной жизнью». Он не сумел даже хорошенько привязать эту безропотную кобылу. Она бродила по всем конюшням, тычась в чужое сено, раздражая лошадей и дневальных. Мечик, обидчиво поджимая губы, подумал, что не будет ухаживать за лошадью, пусть она подыхает. «Зючиха обросла паршами, ходила голодная, непоенная, изредка пользуясь чужой жалостью, а Мечик снискал всеобщую нелюбовь, как «лодырь и задавака».

Сошёлся Мечик только с Пикой и Чижом, но они ему не были близки. Чиж, бывший студент, скользкий тип, сплетник, завистник, наговаривает на Левинсона, на Бакланова, хвастается своими «военными познаниями». Чиж утверждает,

что лучше, чем Бакланов, справился бы с должностью помощника командира. Левинсон, увидев, в каком состоянии находится Зючиха, приказал Мечику ездить с вьючными лошадьми до тех пор, пока не вылечит свою лошадь, не слушая никаких оправданий Мечика.

Однажды в полночь Мечик был в карауле наедине со своими мыслями, главная из которых – как можно скорее уйти из отряда. Здесь у него произошёл «откровенный разговор» с Левинсоном. Мечик жалуется на то, что ни с кем не может сойтись, ни от кого не видит поддержки. Ему даже кажется, что если бы партизаны попали к Колчаку, то так же служили бы Колчаку. Левинсон пытался объяснить Мечику, что тот мыслит неверно, но вскоре понял, что тратит слова впустую.

В конце романа Мечик едет в дозор впереди Морозки. Наткнувшись на казаков, «непроходимый путаник» испытывает чувство ни с чем не сравнимого животного ужаса. Соскользнув с седла и сделав несколько унизительных телодвижений, он стремительно скатился под откос. Он совершил неслыханное гнусное предательство и по отношению Морозки, который его когда-то спас и который ехал спокойно, зная, что впереди него есть дозорный, и по отношению к партизанам, доверившимся ему. Совершив предательство, Мечик жалеет себя: как он, такой хороший и честный и никому не желавший зла, мог сделать такое. Он машинально вытащил револьвер, но сразу же понял, что никогда не сможет убить себя. Он решает идти в город, долго не выходит на дорогу, опасаясь белых, а потом думает: « А не всё ли равно?»



Рекомендуем почитать

Наверх