Безопасность как одна из основных потребностей человека. Современные проблемы науки и образования. Безопасность как коренная потребность

Отделка и декор 21.07.2021

А.







2. Опишите виды потребностей.



1. Выберите правильный ответ.

В) не всегда так,

Правильный ответ: А.

2. Выберите правильный ответ.

А) биологические особенности,

Б) конституцию,

В) индивидуальные качества,

Г) климат,

Д) уровень безопасности.

Правильный ответ: Д.

Безопасность как коренная потребность

А. первый вопрос – теоретический вопрос, оценивающий уровень знаний;

1. Понятие безопасность связано ли с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека?

Ответ: Да, понятие безопасность связано с первоисточниками (базовыми потребностями) жизнедеятельности человека.

2. Какова роль высшей потребности в удовлетворении потребности в безопасности?

Ответ: Высшие потребности способствуют более полному удовлетворению потребности в безопасности.

3. Как описал А. Маслоу потребность в безопасности?

Ответ: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы…Потребность в безопасности
рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

4. Какое место занимает потребность в безопасности в иерархии других видов потребностей?

Ответ: все потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

5. В каких случаях потребность в безопасности рассматривается как
активный и основной мобилизующий ресурс организма фактор?

Ответ:Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурс организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества…».

6. Что понимается под потребностью в безопасности в наше время?

Ответ: В наше время, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей.

7.Какое обстоятельство создаёт сегодня опаснейшую ситуацию в сохранении стабильности безопасности жизнедеятельности?

Ответ: Сегодня опаснейшую ситуацию в сохранении стабильности безопасности жизнедеятельности создают современные глобальные проблемы, недовведенные до сознания каждого жителя Земли.

8. В каких случаях население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса?

Ответ: население планеты не осознаёт всей чрезвычайности наступившей эпохи глобального кризиса, когда в центре внимания постоянно находятся только частные задачи обеспечения безопасности.

9. Что делают люди для повышения уровня своей безопасности?

Ответ. Для повышения уровня своей безопасности люди объединяются в сообщества.

10. Какой потребностью заложено стремление людей к объединению?

Ответ. Стремление к объединению заложено потребностью человека в социальных связях.

11. Чем разрешается конфликт индивидуальных и общественных интересов?

Ответ. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека – потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

12. Какой существует механизм удовлетворения потребности в уважении?

Ответ. Таким механизмом являются мнение окружающих, обычаи и традиции,
согласно которым член сообщества, рисковавший собой и преуспевший в действиях на благо сообщества, добивается уважения и получает определённые привилегии – что служит его индивидуальным, эгоистическим интересам.

13. Чем утверждаются привилегии в современном государстве?

Ответ. Развитое общество к обычаям и традициям уважения и привилегий для «самоотверженных» граждан прибавило законы, согласно которым привилегии утверждаются государством.

14. Чем должны подкрепляться традиции уважения, мнение окружающих и формальные законы?

Ответ. Мнение окружающих и формальные законы должны подкрепляться определённой идеологией с внедрением в сознание людей Веры в некие идеалы.

15. Какой непобедимый принцип влечёт разум каждого члена общества использовать всяческие лазейки для удовлетворения своих эгоистических интересов,
в том числе вопреки интересам общества?

Ответ. «Своя рубашка ближе к телу».

16. Какова роль духовного развития человека в формировании общественных ценностей?

Ответ. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека «высших», «духовных» ценностей – а это всегда оказываются ценности общественные.

17. Что является первоисточником активности человекаи конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности?

Ответ. Первоисточником активности человекаи конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности является безопасность.

18. Почему укорачивается исходная, заложенная природой, продолжительность жизни человека?

Ответ. Заложенная природой, продолжительность жизни человека укорачивается
реализацией угроз и опасностей от окружающей среды.

19. Какая из видов продолжительности жизни является исходным показателем?

Ответ. Исходным показателем является биологическая продолжительность жизни.

20. Отчего зависит уровень безопасности личности?

Ответ.Уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности в данном сообществе.

21. Чем отличаются действия человека, благодаря его разуму?

Ответ. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются прогнозированием развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий по обеспечению своей безопасности.

22. Чем обусловлен небывалый кризис жизнедеятельности в развитии цивилизации?

Ответ. Небывалый кризис в развитии цивилизации возник от жизнедеятельности,
в целом направленной на обеспечение коренной потребности человека в безопасности.

Б. второй вопрос – практический вопрос, оценивающий уровень умений;

1. Опишите иерархию потребностей по А. Маслоу.

Ответ: «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания».

2. Опишите виды потребностей.

Ответ: к видам потребностей относятся: 1. Физиологические потребности (утоление голода, жажды, продолжение рода и т.д.). 2. Потребность в безопасности. 3. Потребность в любви и в социальных связях. 4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества. 5. Потребность в самоактуализации, в развитии личности, в т.ч. духовном.

3.Опишите зерно противоречия, заложенное в задачу одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника?

Ответ. В ряде критических случаев одновременно обеспечить безопасность сообщества и каждого его участника невозможно. Тогда возникает драматическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим.

4. Опишите, в каком случае сообщество оказывается жизнеспособным.

Ответ. Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, эгоистических интересов. В противном случае сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации.

5. Опишите самую высшую потребность человека.

Ответ: Самая высшая потребность человека – потребность в развитии

6. Опишите виды продолжительности жизни.

Ответ. К видам продолжительности жизни относятся: биологическая продолжительность жизни человека вообще; индивидуальная продолжительность жизни, относящаяся к конкретной личности; средняя продолжительность жизни в данном сообществе.

7. Опишите основные функции продолжительности жизни, предусмотренные природой.

Ответ. Для природы, создавшей человека и предусмотревшей определённую продолжительность жизни, важны исполнение неких функций и воспроизводство человеческого рода, чтобы было кому эти функции исполнять. Человек должен вырасти до взрослого состояния, произвести потомство, а затем исполнить свою функцию и вырастить потомков до взрослого состояния.

8. Опишите причины, укорачивающие индивидуальную продолжительность жизни человека.

Ответ. Индивидуальная продолжительность жизни людей укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Личность,
пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

9. Опишите безопасность как результат жизнедеятельности человека.

Ответ. Безопасность обеспечивается: а) защитой от непосредственных угроз;
б) предотвращением потенциальных опасностей с помощью преобразования окружающей среды; в) результативность предотвращения определяет уровень безопасности общества, результативность защиты позволяет реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности.

10. Опишите аксиому жизнедеятельности человека «Обеспечение его коренной потребности в безопасности».

Ответ. «Жизнедеятельность человека конечной целью имеет обеспечение его коренной потребности в безопасности, однако, устраняя или уменьшая исходную опасность (угрозу), она способствует возникновению новой опасности».

11. Опишите, что необходимо сделать для преодоления небывалого кризиса жизнедеятельности в развитии цивилизации.

Ответ. Для преодоления кризиса жизнедеятельности в развитии цивилизации необходимо, чтобы приоритетным в науке и образовании стало направление, обеспечивающее становление современной культуры безопасности. Фундаментальной опорой этого направления должна стать общая теория безопасности, формирующая мировоззрение личности и общества, необходимое для перехода цивилизации к устойчивому развитию.

В. - третий вопрос – практический вопрос, связанный с профессиональной предметной областью;

Г. четвёртый вопрос – вопрос, требующий выбора правильного ответа не менее чем из 5-ти альтернативных вариантов.

1. Выберите правильный ответ.

Правильно ли, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших?

В) не всегда так,

Г) удовлетворение высших потребностей, как правило, не зависит от удовлетворения низших,

Д) удовлетворение низших потребностей не способствует удовлетворению высших потребностей.

Правильный ответ: А.

2. Выберите правильный ответ.

Фактическая продолжительность жизни характеризует:

А) биологические особенности,

Б) конституцию,

В) индивидуальные качества,

Г) климат,

Д) уровень безопасности.

Правильный ответ: Д.

В 1.2 . Какое место в Вашей жизни занимает проблема безопасности?

О .______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Потребности человека в настоящее время хорошо изучены и классифицированы. Ученым-исследователем А.Маслоу (США) была составлена структура потребностей человека в виде «треугольника потребностей» (рис.1.1), показывающего убывание потребностей по категориям .

потребностейпотребностей

ДУХОВНЫЕ ? потребность в образовании,...

... в реализации своих возмож-

? ностей и способностей, их

активном использовании, ......

... в уважении со стороны

СОЦИАЛЬНЫЕ ? других, в признании равным,

а иногда - первым ……….

... общаться с другими,

? дружить, разделять

их и свои интересы ….

... жизни, здоровья,

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ? собственности, …....

(ЖИЗНЕННО- в еде, одежде,

НЕОБХОДИМЫЕ) ? жилье, воде, особи

другого пола,

Рисунок 1.1- Иерархия потребностей человека и их классификация

В1.3. + О. Заполните "треугольник потребностей" (рис.1.1), используя: “потребность в самовыражении”, “потребность в самоутверждении”, “потребность быть принятым”, “потребность в безопасности”, “физиологические потребности”.

Потребности человека нельзя рассматривать как простую сумму потребностей, значимость которых уменьшается по мере движения к вершине «треугольника потребностей» - ущемленность духовных потребностей может сказаться на самочувствии человека из-за дискомфортности ощущений.

Итак, жизненно-необходимые потребности - это объективно присущие и генетически обусловленные желания, для удовлетворения которых необходимо пребывание человека в определенных состояниях и необходимо осуществление конкретных действий, что связано с:

Ø использованием необходимого количества вещества и предметов;

Ø обеспечением себя энергией (в том числе за счет этих веществ и предметов), необходимой для жизнедеятельности и развития;

Ø своевременной защитой от опасностей.

БЖД - составная часть потребности в безопасности, необходимая для деятельности и развития человека. Составляющие БЖД:

Ø БЖД в условиях производственной деятельности человека;

Ø БЖД в повседневных условиях быта;

Ø БЖД в ЧС и экстремальных условиях.

1.1.8 Система “Человек-машина-среда”

Совершенно очевидно, что БЖД человека определяется его взаимодействием с окружающей средой. Согласно определению Международной комиссии по окружающей среде и развитию, созданной под эгидой ООН, окружающая (человека) среда - это то, где мы все живем .

Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельностью занимаются все – дети, взрослые, старики. Поэтому безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

Модель процесса деятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из трех элементов: «человек - машина – среда», имеющих прямые и обратные связи. Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира. Система «человек – машина – среда» («Ч-М-С») является двухцелевой. Одна цель состоит в достижении определенного положительного эффекта, вторая – в исключении нежелательных последствий.

Опыт свидетельствуют, что любая деятельность потенциально опасна. Это утверждение носит аксиоматический характер. В то же время уровнем опасности (риском) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска. Эта концепция основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.

Безопасность – это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей.

Безопасность – это цель, БЖД – принципы, методы и средства, средства достижения безопасности. Таким образом, БЖД – научная дисциплина изучающая опасности и защиту от них.

Рассматривая человека в неразрывной связи и в непрерывном обменном взаимодействии с окружающей средой, выделим объектом изучения БЖД систему «Ч-М-С», а предметом изучения - опасности и их воздействие на человека в процессе функционирования и развития системы «Ч-М-С».

С позиций БЖД главным в системе «Ч-М-С» является безопасность человека. Выполним декомпозицию системы «Ч-М-С», используя функционально-структурный подход и представляя "человека" тремя составляющими частями: Ч1 - человек, выполняющий определенные целенаправленные действия (управление технологическим оборудованием, уборка квартиры, приготовление завтрака и др.), Ч2 - человек, рассматриваемый с точки зрения непосредственного влияния на среду (тепло- и влаговыделение, потребление кислорода и др.), Ч3 - человек с точки зрения своего психо-физиологического состояния под влиянием внешних воздействий (усталость, неприятные ощущения при жаркой погоде и др.). На рис.1.2 приведена обобщенная структурная схема системы «Ч-М-С» . При анализе конкретной системы «Ч-М-С» необходимо «наполнять» реальным содержанием элементы этой системы и связи между ними.

Система «Ч-М-С» применяется для анализа условий жизнедеятельности человека и для разработки защитных мер, обеспечивающих безопасность человека. Возможны следующие условия жизнедеятельности:

Ø комфортные - условия, когда все элементы системы «Ч-М-С» обеспечивают объективное состояние и субъективное чувство удовлетворения человека при безопасной жизнедеятельности;

Ø некомфортные - условия, когда состояние хотя бы одного из элементов системы «Ч-М-С» существенно отклоняется от нормы;

Ø невыносимые - условия, созданные элементами системы «Ч-М-С», в которых человек не может существовать.

Между комфортными и некомфортными условиями жизнедеятельности существует психологическая граница и человек может приспособиться к некомфортным условиям. Между некомфортными и невыносимыми условиями жизнедеятельности существует физиологическая граница, определяемая физиологическими ограничениями для человека, поэтому в невыносимых условиях человек без отрицательных последствий для себя не может существовать вообще или же может, но весьма ограниченное время.

Внешняя среда

‘’Человек‘’


целенаправленные воздействия: 11 –“человека” на “машину”; 12 –”человека” на “предмет труда”; 13 –“машины” на “предмет труда”; 14 – “машины” на ”среду”.

Рисунок 1.2- Система «Ч-М-С»:

В1.4. Приведите пример конкретной системы "Ч-М-С”.

О. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При исследовании системы «Ч-М-С» важно правильно определить границы этой системы. Если система «Ч-М-С» слишком ограничена , то можно "потерять" существенные источники отрицательных воздействий на человека, а если слишком обширна – анализ значительно усложняется.

Систему "Ч-М-С" можно рассматривать с позиций выполнения системой своих функций, например, производительности, безотказности и других (подробнее о системе «Ч-М-С» см. ).

Безопасность– коренная потребность человека

Психологами установлено, что безопасность является одной из коренных потребностей человека Базовые потребности человека – это физиологические потребности : утоление жажды, прием пищи и утоление голода, сохранение тепла и продолжение рода. Это первый уровень потребностей человека и всего живого на земле. Второй по значимости уровень потребностей разумного человека – это обеспечение собственной безопасности, а также безопасности потомков, родителей и окружающих . Обеспечение безопасности, а значит и самосохранения, также свойственны всем живым организмам. На рис. 4 представлены базовые потребности как источники активной жизнедеятельности.

Потребность в социальных связях возникают не только после удовлетворения потребности в безопасности от непосредственных угроз, но вызвана стремлением к повышению уровня этой безопасности. В обществе человеку безопаснее.

Потребность в уважении служит основанием для того, чтобы интересы сообщества стали личными интересами. А это, в свою очередь, дает возможность обеспечивать безопасность большинства членов сообщества.

Потребность развитии предоставляет возможность человеку все более эффективные инструменты и технологии, как организации обеспечения безопасности, так и самой безопасности.

Духовное развитие личности , как одна из потребностей более высокого уровня, направлена на формирование в сознании человека высшие общественные ценности, в том числе обеспечение безопасности самого сообщества.

Как видно, потребности более высокого уровня вырастают из двух основных потребностей – физиологической (фундаментальной, базовой потребности) и безопасности, которую некоторые авторы называют «коренной».

4) Уважение (одобрение, признание сообщества) 3) Социальные связи (объединение, включенность в сообщество) 1) Физиологические потребности (голод, жажда, продолжение рода…) 2) Безопасность 5) Развитие (знания, технологии, духовное развитие)

Рис. 4. Базовые потребности человека (по А.Маслоу)

В результате развития человечества и повышения уровня цивилизации человек, преобразуя природу и окружающий его мир, создал огромную техническую рукотворную среду своего обитания и жизнедеятельности. Но, создавая для себя блага, он создал проблему обеспечения своей и общественной безопасности. Примером тому можно назвать огромные энергетические системы: атомные и другие электростанции, заводы по переработке нефтепродуктов, военно-технические комплексы, в том числе с ядерными зарядами, а также транспортные и информационные системы и многое другое. Во второй половине ХХ века возникла глобальная (мировая) проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности на Земле. Другими словами возникла проблема глобального масштабаобеспечения безопасности человека, семьи, сообщества, общества, государства и всего человечества от их собственной жизнедеятельности.

Очевидно, что общество не может оставаться в стороне от решения проблемы безопасности. Поэтому возник социальный заказ на систематизированную подготовку населения к безопасному участию в повседневной жизнедеятельности. Выполнение такого заказа общества невозможно без включения в такую подготовку системы образования.

Мотивация активности человека, как показали исследования в области медицины и психологии, имеет сложную структуру. В этой структуре влияние инстинктивной составляющей, присущей всем живым организмам, в целом незначительно. Преобладает разумная составляющая, опирающаяся на интересы личности и общества, как осознанную нужду в чём-то необходимом для жизнедеятельности.

Французский философ-просветитель К.А.Гельвеций (XVIII век) утверждал: «Всякий, в сущности, всегда повинуется интересу… Личный интерес есть единственная и всеобщая мера человеческих поступков». Интересы личности формируются под влиянием её социального положения, образа жизни, духовных ценностей и культуры общества, социальной психологии конкретной группы общества. Из этого следует, что они не только разнообразны, но и переменчивы, зависят от условий существования личности.

Отмеченное экспертами ООН наличие единых для всех людей жизненно важных интересов: жизнь, здоровье; благосостояние; доступ к информации справедливо лишь для современных условий. Например, в эпоху каменного века не существовало современного понятия о вожделенном благосостоянии.

Однако, как установил основоположник теории мотивации американский социолог А.Маслоу («Мотивация и личность», 1954 г.), в основе разнообразных и переменчивых интересов людей лежит неизменная для всех и всегда матрица базовых потребностей человека, внутренних побудителей активности. Общепринятой считается классификация А. Маслоу, представленная на схеме (Рис. 2), где потребности размещены в иерархическом порядке.

В основе теории мотивации Маслоу лежат следующие факты:

Человека мотивируют его неудовлетворенные потребности;

Перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.

Согласно теории мотивации Маслоу существуют общие потребности для человека (физиологические, безопасности, любви, уважения), которые должны быть удовлетворены до того, как человек перейдет на более высокий уровень мотивации, где материальные ценности уже не играют такой роли.

Физиологические потребности – потребности, обеспечивающие выживание человека (это вода, еда, отдых, секс).

Потребность в безопасности – защита от физических и психологических угроз окружающего мира и уверенность в том, что эти потребности будут удовлетворены и в будущем.

Социальные потребности – социальное взаимодействие с другими людьми. Тебя принимают и понимают окружающие люди.

Потребность в уважении – самоуважение, компетентность, признание.

Потребность самовыражения, самореализации – реализация своего внутреннего потенциала и развитие человека как личности.


Рис. 2. Базовые потребности человека по А. Маслоу

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные - приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

В основание пирамиды Природой заложены потребности естественные (физиологические - в терминологии Маслоу), свойственные всем живым организмам: в питании, во сне, в продолжение рода и т.п. (на схеме - в основании пирамиды).

Далее идут потребности, свойственные только homosapiens (человеку разумному – лат.), и первой из них является потребность в безопасности . Понятие безопасность применимо только к человеку, поскольку оно относится к будущему удовлетворению естественных потребностей, а представление о будущем посильно только разуму . «Ничто не важно для человека, если оно не направлено в будущее» (испанский философ и социолог XX века ХосеОртега-и-Гассет ).

Как показано учёными, каждая из следующих потребностей возникает только после удовлетворения предыдущих. Следовательно, все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности (как и последняя - после удовлетворения естественных потребностей).

Уместно, правда, отметить важное замечание А.Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угрозы». Это замечание очень актуально в сегодняшней ситуации: когда в центре внимания общества находятся вопросы «развития» и, лишь постольку-поскольку, частные задачи обеспечения безопасности. Люди не чувствуют современных глобальных угроз.

Но следующие потребности человека появляются не только после удовлетворения потребности в безопасности, а ещё и способствуют более полному удовлетворению этой потребности. Так, потребность в социальных связях ведёт к объединению людей в сообщества, в которых вследствие взаимопомощи – вместе безопаснее.

С объединением людей появляется новая категория – безопасность сообщества.

Самой высшей потребностью человека, личности является потребность в самореализации . Она служит основой духовного развития, творчества, стремления к максимальным действиям. Благодаря этой потребности людьми совершаются прорывы в незнаемое, создаются новые технологии, достигаются небывалые прежде результаты. Но стимулируется всё это опять-таки потребностью в уважении, а служит, в конце концов, всё более полному удовлетворению потребности в безопасности.

Таким образом, получается, что потребность человека в безопасности служит как бы «корнем», из которого «произрастают» и которому «служат» его остальные базовые потребности. Поэтому она заслуживает названия не только первой среди базовыхпотребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной .

Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является конечной целью сознательной активности человека во всех сферах его жизнедеятельности.

Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию такой организации как ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли. Безопасность, как необходимое условие жизнедеятельности людей выступает в нескольких ипостасях:

1. Безопасность как потребность.

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных механизмов человеческой жизнедеятельности, как у любых других живых существ. Прежде всего, люди испытывают нужду в таких условиях существования, когда их жизни, собственности, благополучию не угрожают какие-либо деструктивные факторы. Эта потребность имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы, независимо от их физических данных, степени богатства и власти, других ресурсов. Потребность в безопасности реализуется как на индивидуальном так и на коллективном (групповом), общественном уровнях. Следует подчеркнуть, что в отличие от многих других потребностей нужду в безопасности невозможно полностью удовлетворить. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, поскольку в различных ситуациях нас подстерегают самые разные опасности. Любопытно, что одно из древнегреческих значений безопасности переводится как владение ситуацией. Субъективное осознание потребности находит выражение в форме интереса, стимулирующего и направляющего деятельность людей. Интересы многоплановые, многоуровневые и отражают различные потребности. В том числе потребность в безопасности, относящуюся к базисным, первоочередным потребностям людей и социальных общностей. Помимо непосредственных интересов безопасности (личности, общества, государства), сопряженных с наличием различных угроз выживанию и существованию данных субъектов, существуют жизненно важные интересы индивидов, социальных общностей, народов, наций, ущемляемые противоположными им субъектами и нуждающиеся в защите. Их реализация и неуязвимость обеспечивает необходимые условия для полноценного существования и успешного развития индивидов и социальных субъектов, что отвечает, в том числе потребностям их безопасности.

2. Безопасность как ценность.

Людям свойственно ощущать свою безопасность или небезопасность на основе тревожных сигналов и восприятий органов чувств, инстинктивных реакций организма, интуиции, т.е. безопасность (небезопасность) в этом плане имеет значение субъективного представления индивидов об отсутствии (наличии) угроз своему существованию. Оно помогает корректировать линию своего поведения и избегать опасностей. «Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, - указывал по этому поводу римский император Марк Аврелий (121-180), - и ты будешь от них в безопасности». Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в человеческом обществе. Это означает, что безопасность приобретает форму внутренней ценности и реализует себя в индивидуальном и общественном сознании. Характерно, что эта ценность имеет универсальный характер и признается в качестве фундаментальной всеми людьми, вне зависимости от их расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Хотя, естественно, существует определенный разброс мнений, отражающих степень предпочтений различных категорий людей. Часто он обусловливается влиянием той или иной ситуации. В России, вся история которой была бесконечной чередой войн и других тяжелых испытаний для народа, ценность национальной безопасности всегда относилась к числу первостепенных. Сохраняет свое значение она и в настоящее время. В то же время на корпоративном уровне среди большинства российских предприятий безопасность не утвердилась еще в качестве важнейшей коллективной (групповой) ценности. Она недостаточно культивируется среди сотрудников фирм, которые в массе своей полагают, что безопасность - забота исключительно владельцев и руководителей.

3. Безопасность как процесс.

Мы по привычке ассоциируем безопасность с защищенностью жизненно важных интересов личности, общества и государства или с результатом безопасности. Как он ни важен, все же следует помнить, что он является лишь венцом сложного процесса обеспечения безопасности, связанного с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам. В рамках процессуального подхода к безопасности выделяют меняющиеся условия, алгоритмы и стадии (этапы) реализации мер безопасности. Самое же важное, что следует твердо усвоить, это то, что безопасность - непрерывно реализуемая задача. Всегда, в любых условиях и обстоятельствах. Отсутствие четкого распределения сил и средств по видам национальной безопасности, закрепления за ними конкретных функций и полномочий, персональной ответственности за обеспечение безопасности в порученной сфере - главная причина неэффективности так называемой «системы обеспечения национальной безопасности России».

4. Безопасность как наука.

Существование устойчивого интереса к вопросам безопасности в обществе, усложнение проблем обеспечения безопасности различных социальных объектов обусловили становление и развитие специальной отрасли научных знаний, посвященной как безопасности в целом, так и различным ее видовым проявлениям. Соответственно, существует общая теория безопасности и взаимосвязанные с нею частные теории международной, национальной, государственной, военной, экономической, информационной, экологической и т.п. безопасности. Как отдельные научные направления, можно выделить и охрану труда на производстве, защиту населения в рамках мероприятий по защите от чрезвычайных ситуациях различного характера. Предпринята попытка создания секьюритологии (от англ. security - безопасность; греч. logos - учение) как синтетической научной дисциплины, предметом которой являются "закономерности и механизмы деятельности государств, общества и частных лиц по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности" .

5. Безопасность как профессия

Выделение безопасности в самостоятельную и профессиональную деятельность по защите и охране различных объектов во многом сопряжено с необходимостью доведения ее до высочайшего мастерства и применения в ней нестандартных решений, неординарных действий, творческих подходов, воплощаемых в искусстве обеспечения безопасности. Такое искусство по плечу не каждому человеку и даже специалисту. Оно требует одаренности и таланта, высокого уровня профессиональной подготовки, психологической устойчивости.

Наиболее характерные профессии, связанные с различными аспектами безопасности человека находятся в широком диапазоне от пожарного (спасателя) до инженера по защите информации. На рынке труда наиболее востребованы специалисты по охране труда.



Рекомендуем почитать

Наверх