Социалисты-утописты XVIII–XIX вв

Инженерные системы 11.10.2019

Возникновение утопического социализма

В позднее Средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала. В этот период возникают социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532 гг.) - выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии, казненный за оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности, несмотря на это, он сочувствовал беде народных масс. В 1516 году им было опубликовано знаменитую книгу "Утопия", которая положила начало утопическом социализме и дала ему название. Мор подверг резкой критике в Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступил ее противником. Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не имели особой научной ценности. Это были лишь мечты. К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), который вышел из среды беднейшего крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провел в казематах. Там он написал свое знаменитое произведение "Город Солнца" (1623 г.), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени. В нем Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства - город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли Средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего представлялась ему как совокупность сельскохозяйственных общин, в которых к работам привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, общность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при условии изобилия материальных благ, исчезнут нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеской сотрудничества и взаимопонимания. Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием утопического государства с необычными порядками, в чем проявилась историческая ограниченность их экономических проектов. Суть утопических концепций ранних социалистов-утопистов заключалась в тяготении к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей. Однако в первой половине XIX в. под влиянием трудов представителей классической политэкономии доктрины социалистов-утопистов претерпели существенных качественных изменений. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров этой школы Г. Оуэна в Англии, А. Сен-Симона и ПИ. Фурье во Франции. Именно эти авторы и их последователи стали связывать свои идеи со сложившимися к началу XIX в. господствующими тогда принципами классической школы политэкономии. Они, как и классики, склоняются к дальнейшему ускорению научных открытий и технических изобретений, любого возможного роста производительности.

Классики считали капитализм вечным и естественным строем. В противовес им, социалисты-утописты подвергли критике капитализм, указывая на бедность и нищету трудящихся масс. Они считали, что на смену капитализму придет такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества. Идеальный общественный строй они именовали по-разному: так, А. Сен-Симон называл его індустріалізмом, ПИ. Фурье - гармонией, Г. Оуэн - коммунизмом. Своей задачей они считали развитие сознания, пропаганду своих идей, воплощение их в жизнь путем создания коммуны, "фаластера", или "базаров справедливого обмена". Утопический социализм являл противоположность классовых интересов, но отвергал политическую борьбу и революцию, надеясь на преобразования общественного строя мирным, эволюционным, компромиссным путем.

Клод Анри де Ребруа Сен-Симон (1760-1825 гг.) - французский социалист-утопист, который, в силу своих убеждений отказался от графского титула и дворянского звания, является одним из авторов этого направления экономической мысли. Ему принадлежат такие известные произведения, как "Письма Женевского обитателя к современникам" (1803 г.), "О промышленной систему" (1821 г.), "Катехизис промышленников" (1823-1824 гг.) и др.

В своих суждениях переход от феодализма к индустриальной социально справедливой системы неизбежен в силу грядущих перемен и таких растущих факторов, как наука, разум и передовые идеи.

По его мнению, в новом обществе исчезнут антагонистические (противоположные) классы и правительство найдет вместо политических экономические функции.

Однако следует отметить, что в отличие от всех других представителей утопического социализма, он был единственным, кто не отрицал существования в новом обществе частной собственности. Сен-Симон считал, что "именно этот институт является основой общественного устройства" и необходимым является "закон, устанавливающий собственность и регулирующий пользование ею".

Важную роль в обществе он отводит "промышленникам", благодаря которым "огромное большинство нации" станет жить "в более счастливых условиях". Промышленниками он называет три больших класса: 1) земледельцев (крестьян); 2) рабочих и инженеров, ученых; 3) торговцев. Именно они производят все богатства. К непромышленного класса относятся дворяне (землевладельцы), финансисты (банкиры).

В деле строительства нового общества Сен-Симон всеми способами защищал близость интересов королевской власти и промышленников. Королевская власть должна объединиться с промышленниками в борьбе с пережитками феодализма. Сен-Симон отвергал насильственный переход к новому обществу и считал, что образованность, сознание людей будет способствовать развитию нового общества.

Роберт Оуэн (1771-1858) - английский социалист-утопист, автор работ, содержащих проекты социалистических преобразований. Среди них такие произведения, как: "Об образовании человеческого характера" (1813-1814 гг.), "Доклад графству Нью-Ланарк" (1820 г.), "Книга о новый нравственный мир" (1836-1844 гг.) и др.

Его трактовки экономической категории "стоимость" приближается к классическому трактовка Д. Рикардо. Он безоговорочно принял трудовую теорию стоимости, но не допускал положение о том, что ценность товара охватывает еще и прибыль. Именно несправедливость ее возникновения, по его мнению, является причиной обездоленности рабочих и экономических кризисов.

Г. Оуэн, будучи длительное время крупным фабрикантом, предсказал много социальных мероприятий в условиях фабрично-заводской организации общественного производства. Так, для своих рабочих в Нью-Ланарке еще в XIX веке им были построены специальные благоустроенные жилища, столовая, торговая лавка, сберегательная касса, детский сад и ясли и т.д. А установленным порядком труда Р.оуэн на полвека опередил фабричное трудовое законодательство:

Сократив рабочий день для взрослых с 17 до 10 часов;

Отказавшись от детского труда (детей в возрасте менее 10 лет) и создав школы, которые впервые были светскими;

Уничтожил штрафы на производстве, которые ранее были обыденным явлением.

В своих произведениях Г. Оуэн пытается обосновать концепцию "разумного устройства общества". Во время перехода к новому обществу, по мнению ученого, необходимо с помощью "умных законов" исправить старую систему без какого-либо насилия. Господство частной собственности, считал ученый, является главной причиной бесчисленного количества "несправедливостей, преступлений и бед", испытываемых человеком, а машины, которые могли бы быть "самым большим благодеянием"становится "самым большим проклятием". Замена "несправедливого общественного устройства будет осуществляться "постепенно, мирно и мудро" реализации "научных начал". Оуэн предлагал скупить частную землю за "ее рыночной цене у тех, кто желает продать ее, превратив тем самым в будущем на общественную собственность. Она будет источником государственных доходов". На этих землях ученый предлагает создать поселки с населением от 500-3000 человек. Все эти мероприятия должны проводить умное правительство и обеспечивать для общества разумные условия, которыми, по словам Оуэна, будут 26 законов - так называемая умная конституция:

Широкое применение машин для замены ручного труда, включая домашнее хозяйство;

Превращение труда в единственное мерило ценности;

Обеспечение изобилия богатства человечества благодаря замене металлических денег "бонами труда";

Использование различных средств для образования населения, особенно печати;

Ликвидация "бесполезной частной собственности", а соответственно и прибылей благодаря контактам производителей без посредников и т.д.

Всемирная гармония;

Установление по всему миру одного языка, денег, мер и т.д.;

Неизменно высокие урожаи;

Освобождение негров и рабов;

Достижение высоких культурных нравов;

Возможность увеличить доход от разумного хозяйствования. Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалась для борьбы с эксплуатацией в обществе. Утопический социализм отражал будущее общество как общество изобилия, обеспечивая удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности. Для этого течения характерно использование гипотетического метода "что было бы, если...".

Однако, это направление экономической науки имеет все-таки довольно значимые элементы с точки зрения предсказаний, которые сбылись, социального и экономического характера. Это представляется особенно актуальным с учетом нынешних реалий современного общества, требуют выработки социально-ориентированных концепций развития экономики страны.

Цели урока.

Образовательные.

Опираясь на знания, полученные из курса Всеобщей истории, сформировать у учащихся представления о предпосылках возникновения учений социалистов-утопистов на рубеже XVIII-XIX вв., об учениях А.Сен-Симона и Ш.Фурье, о взглядах и деятельности Р.Оуэна, о всемирно-историческом значении деятельности социалистов-утопистов.

Подвести учащихся к пониманию вклада учений и теорий социалистов-утопистов рубежа XVIII-XIX вв. в развитие общественной мысли как общечеловеческих ценностей; к пониманию того, что идейные и философские изыскания являются одной из высших ценностей общества.

Воспитательные.

Воспитывать в учащихся чувство социальной справедливости и идеалы социального равенства.

Развивающие.

Развивать в учащихся умения:

оперировать историческими знаниями, применять их в новых ситуациях при рассмотрении развития обществознания в новое время; обосновывать достоинства и недостатки рассматриваемых теорий;

находить преемственность во взглядах ранних и поздних социалистов-утопистов, различия в понимании истории развития общества и идеалов общественного устройства;

анализировать различные источники знаний, выделять основные положения, идеи, конкретизировать их сущность, выявлять причинно-следственные связи в социальных процессах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Предпосылки возникновения социальных утопий на рубеже XVIII-XIX вв.

Процесс становления капитализма и формирования индустриального общества проходил довольно болезненно. Разорялись ремесленники и крестьяне, положение рабочих было бедственным. Безработица и экономические кризисы способствовали новому подъему социально-утопических идей. Многие образованные люди разочаровались в новых капиталистических порядках. Они мечтали о построении справедливого общества, которое покончило бы с бедствиями простых людей.

С такими планами выступили утопические социалисты: французы Анри Сен-Симон и Шарль Фурье, англичанин Роберт Оуэн.

Они критиковали капитализм, стараясь подчеркнуть его несправедливость. Каждый из них представил свой проект общества всеобщего равенства и показать его преимущества.

  1. Каковы причины возникновения социально- утопических учений на рубеже XVIII-XIX вв.?
  2. Кто из этих социалистов-утопистов относится к ранним:

а) Сен-Симон;
б) Мор;
в) Фурье;
г) Оуэн,
(Ответ: Т.Мор).

    Расположите по старшинству:

а) Сен-Симон;
б) Мор;
в) Фурье;
г) Кампанелл;
д) Оуэн.
(Ответ: б, г, а, в, д).

  1. Что такое утопия?
  2. Почему именно в Англии и Франции раньше всех получили распространение идеи социалистов-утопистов?
  1. Как отразилась биография Сен-Симона на формировании его взглядов? Какие еще факторы оказали на него влияние?
  2. Заполните пропуски в тексте:

“ С планами преобразования общественного строя, основанного на, а не на выступили утопические социалисты: , ”.

(Ответ: общей пользе, эксплуатации и частной выгоде, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье).

2. Учения А.Сен-Симона и Ш.Фурье. Первый уровень (репродуктивный).

Как Ш.Фурье в своем идеальном обществе называл его ячейки:

а) коммуна;
б) ассоциация;
в) фаланга;
г)коллектив,
(Ответ: в).

Второй уровень (частичное преобразование).

  1. Сравните взгляды А.Сен-Симона и Ш.Фурье на общественное развитие (оформите в виде таблицы).
  2. "Наиболее широко внушаемый принцип морали- это принцип евангельский: не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе... Я предлагаю заменить евангельский принцип следующим: человек обязан трудиться. Самый счастливый человек - это тот, кто трудится. Самая счастливая семья - это та, все члены которой с пользой употребляют свое время. Самый счастливый народ - это тот, в котором меньше всего неработающих людей".

Какой социальный принцип отстаивал в начале XIX в. Сен-Симон? Каково ваше отношение к этому принципу?

    "Сен-Симон обличал такие пороки капитализма, как бесплановость производства, конкуренция,
    обнищание широких масс, бедственное положение рабочих, призывал к развитию промышленности и плановому производству на научных основах в интересах угнетенных классов".

На основе текста составьте таблицу:

3. Взгляды и деятельность Р.Оуэна. Первый уровень (репродуктивный).

    Как называется произведение Р.Оуэна, в котором он изложил свои взгляды на идеальное общественное устройство:

а) "Катехизис нового нравственного мира".
б) "Новый промышленный и общественный мир";
в) "О преобразовании европейского сообщества";
г) "О теории общественного устройства",
(Ответ: а).

  1. Кто из социалистов-утопистов рубежа XVIII-XIX вв. отрицал частную собственность? (ответ: Р. Оуэн).
  2. Кто из социалистов-утопистов пытался воплотить свои идеи в жизнь? (ответ: Р. Оуэн).

Второй уровень (частичное преобразование).

1. Р. Оуэн: "Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех...

Сейчас она представляет единственную причину бедности со всеми вызываемыми ею по всему свету бесконечными преступлениями и горем; В принципе она столь же несправедлива, как и неразумна на практике.

В рационально устроенном обществе ее не будет существовать. Если в ней и была какая-нибудь потребность или если она и была полезна до того, как началось господство машин и химии, то сейчас она совершенно не нужна и является ничем на оправданным злом; ибо каждый человек от самых высокопоставленных до самых последних может быть в течение всей своей жизни, вследствие научно обоснованного общественного устройства, гораздо полнее обеспечен всем, что действительно полезно людям и что создает прочное счастье..."

Составьте комментарий к тексту. Выделите основную мысль. Ответьте на вопрос: "Как автор относится к частной собственности?"

  1. Как вы думаете, почему Оуэн отрицал частную собственность, Сен-Симон и Фурье - нет?
  2. Расскажите о попытках Р.Оуэна реализовать свои идеи на практике. Почему он потерпел неудачу?
  3. Всемирно-историческое значение деятельности социалистов-утопистов.

Материал для рассказа учителя.

Несмотря на несбыточность планов социалистов-утопистов их учения имели большое историческое значение. Они критиковали слабые места капитализма и в общем предсказали черты будущих социалистических преобразований общества. Утопический социализм предшествовал возникновению научного коммунизма.

Первый уровень (репродуктивный).

1. Утопический социализм стал одним из истоков:

а) либерализма;
б) консерватизма;
в) национализма;
г) научного коммунизма,
(Ответ: г).

2. Найдите лишнего:

а) Сен-Симон;
б) Фурье;
в) Гоббс;
г) Оуэн,
(Ответ: в).

Второй уровень (частичное реобразование).

1. Заполните пропуски в тексте:

"Социалисты-утописты дали яркую и убедительную критику,показали ужасное положение,бедствия капиталистической эксплуатации. Они предвидели и определили ряд черт будущего общества". (Ответ: капитализма, наемных рабочих, социалистического).

2. Из следующих утверждений верны:

А. "Утопический социализм - это донаучные учения о социалистическом преобразовании общества".

Б. "Идеи социалистов-утопистов не получили развития в последующих общественно-политических учениях".

а) А и Б;
б) ни А, ни Б;
в)только А;
г) только Б.
(Ответ А).

3. На основе текста охарактеризуйте особенности социализма-утопизма рубежа XVIII - XIX вв.

"Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущности наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества".

Третий уровень (творческий).

  1. Составьте диалог, который мог бы состояться между А. Смитом и Р. Оуэном. Какие вопросы они могли бы друг другу задать и как бы они на них ответили.
  2. Составьте вопросы, которые вы могли бы задать на пресс-конференции Р. Оуэну, А. Сен-Симону, Ш. Фурье.
  3. Урок-игра “Пресс-конференция”. Учащиеся готовятся за 2 недели. Трое (по собственному желанию с одобрения учителя) играют роли Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Остальные - журналисты, которые должны задавать им вопросы. Учитель оценивает по окончании урока учащихся, игравших роли Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье. Остальные должны дома к следующему уроку написать статью, на основании которой учитель оценит их работу.

Международный Независимый Эколого-Политологический Университет.

Реферат по истории экономических учений

на тему:

Утопический социализм.

Зотова Антолия.

Москва 2000 г.

Утопический социализм. 3

Утопический социализм и его основные черты. 3

Томас Мор. 5

Биография. 5

Хозяйство и разделение труда. 9

Рабство. 11

Роберт Оуэн. 13

Утопические идеи Оуэна. 13

Сен-Симон Клод Андри де Рувуа. 16

Классификация общественных слоев в теории Сен-Симона. 16

Промышленный класс будущего. 17

Шарль Фурье. 18

Теория страстей Фурье. 18

Исторические этапы человеческого общества. 19

Будущий общественный строй. 20

Заключение. 21

Список использованной литературы. 23

Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.

Хотя идеи великих социалистов – утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего строя, тем не менее были порождены условиями материальной жизни общества, отражали стремление определенных классов. В коренном переустройстве возникавшего капиталистического способа производства были заинтересованы трудящиеся массы и рабочий класс, который к тому времени уже сформировался.

Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено слово "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда была опубликована книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и один из "героев" данной темы Роберт Оуэн.

Слово социализм не имело тогда строго определенного содержания. Оно обозначало весьма пеструю совокупность убеждения и надежд на установ­ление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своеко­рыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов.

Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Слово утопия впервые было произнесено автором одноимен­ной книги Томасам Мором в 16 в. Он придумал это слово, в буквальном пе­реводе с греческого оно означает - "место, которого нет". Словом "уто­пический" характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

В чем причины появления этих идей и их популярности? Историки объ­ясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями.

Важное значение для развития экономической мысли западного средневековья имели социальные утопии. Зарождение утопических идей можно найти у всех народов в легенде о прошлом «золотом веке»,

которая идеализировала общинный строй и господствовавшее в нем социальное равенство людей. В Древней Греции мыслители вели дискуссии об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, о легендарных уравнительных реформах в Спарте и платоновской утопии кастового рабовладельческого коммунизма.

На формирование идей утопического социализма большое влияние оказывало учение раннего христианства, проповедовавшее в общественное человеческое равенство, братство и потребительский коммунизм.

В условия классического средневековья утопические идеи находят отражение в ересях, в частности тех, в которых борьба народных масс против угнетения принимает форму хилиазма . Хилиастическое учение в 12 веке развивал калабрийский монах Иоахим Флорский, который мечтал о «тысячелетнем царстве» будущего, незнающего войн, нищеты, рабства и частной собственности.

В позднем средневековье социальные утопии оказываются более многочисленными, излагаются более обстоятельно. Появляется немало специальных сочинений. Роль мистического элемента уменьшается, авторами рисуется более реалистическая картина общества будущего.

Социалистический идеал возникает в 19 веке, когда в экономике развитых государств Европы утверждался капита­лизм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянс­тва). Рождался рабочий класс положение которого в те годы было чрезвы­чайно тяжелым.Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возникал как реакция на трудности и лишения значительных масс европейского населения, из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем. Ф. Энгельс писал, что ранний социализм стал предшественником возникшего позже пролетариата.

В своей работе я хочу уделить особое внимание английскому социалисту-утописту Томасу Мору, т.к. он считается основателем утопических теорий.

История гуманизма в Англии составляет наиболее яркую страницу культуры Возрождения. Новое, гуманистическое мировоззрение было ранней формой буржуазной идеологии, или, точнее, первой формой буржуазного просвещения. Центральной фигурой в гуманистическом движении Англии первой трети XVI в. был Томас Мор, последователь Джона Колета и соратник Эразма. Томас Мор происходил из зажиточной семьи потомственных горожан Лондона. По собственным словам Мора, его семья была "хотя и не из знатного, но ччестного рода". Вся жизнь его предков была тесно связана с жизнью лондонского Сити. Первоначальное образование юный Мор получил в грамматической школ Св. Антония, где учили читать и говорить по-латыни. Потом около двух лет учебы в Оксфордском университете, откуда по воле отца Мор переходит в одну из юридических школ Лондона, успешно заканчивает курс юридических наук и становится адвокатом. Необычайная добросовестность и человечность молодого адвоката принесли Мору большую популярность среди лондонских горожан. В 1504 г., при Генрихе VII, 26-летний Томас избирается в парламент. Но парламентская карьера Мора была непродолжительной. После своего смелого выступления против введения новых налогов он под угрозой королевских репрессий вынужден был надолго оставить политику и возвратиться к судебным делам.

Жизнь Мора в Лондоне в течение первого десятилетия XVI в. - это время напряженных исканий. Еще студентом он сблизился с кружком выдающихся оксфордских гуманистов - У. Гроцианом, Т. Линакром и Дж. Колетом. С этим кружком был тесно связан и Эразм, который стал одним из ближайших и любимейших друзей Мора. Под руководством своих друзей - оксфордских гуманистов Мор с увлечением и упорством изучал сочинения отцов церкви - Иеронима и Августина. Изучение греческого языка дало возможность Томасу познакомиться с произведениями великих античных философов, историков, писателей: Платона, Аристотеля, Плутарха, Лукиана. Читая древних авторов, вместе со своими друзьями и наставниками размышлял о жизненном призвании и нравственном долге человека перед обществом, о том, как реформировать католическую церковь, погрязшую в пороках и суевериях, как сделать жизнь менее жестокой, более разумной и справедливой. Вот что волновало Мора и его друзей. Ответ на все эти вопросы гуманисты пытались найти в трудах древних философов, в Евангелии, на основе которого, по их мнению, только и возможно было создать справедливое общество. Так думали Мор, Эразм и их друзья - оксфордские гуманисты. Однако сила гуманистов была не только в их глубоком знании древних языков и античных авторов, а в ясном понимании пороков современного общества и государства, в их непримиримости к суевериям, невежеству лжеученых схоластов, сословному чванству имущих, в искреннем стремлении путем просвещения и нравственного воспитания народа и правителей добиться справедливого и разумного переустройства общества. Эти лучшие черты гуманизма XVI в. отразились в его "Утопии". История ее создания такова.

Должность помощника шерифа Лондона способствовала еще более тесному контакту Мора с влиятельными купеческими кругами Сити. В 1515 г. ему была поручена ответственная миссия оратора от Сити при встрече венецианского посла. В мае того же года, по предложению лондонских купцов, Мор был включен в состав королевского посольства во Фландрию. История этого посольства впоследствии была описана самим Мором в перво книге "Утопии".

Мор превосходно справился с миссией купеческого посредника и дипломата. Во время поездки состоялось знакомство Мора с выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Последний был главным секретарем и членом городской ратуши Антверпена. Один из близких друзей Эразма, блестящий знаток античной литературы, греческого и латинского языков и права, автор переводов на латынь басен Эзопа и трактата об источниках кодекса Юстиниана, Эгидий был связан узами личной дружбы со многими гуманистами Европы. Между Мором и Эгидием завязалась тесная дружба, отразившаяся в их переписке, а главное увековеченная в "Утопии".

Тогда же вдали от родины Мор начинает работу над "Утопией". Как свидетельствует Эразм, "сначала на досуге" Мор "написал вторую книгу, а потом... присоединил к ней первую. Работу над Работу над книгой Мор завершил лишь по возвращению в Англию. Утопия Томаса Мора явилась прямым отражением острых классовых противоречий того времени, вызванных аграрным переворотом в Англии.

Французский утопический социализм

Идеи социального переустройства как видение лучшего, справедливого общества, существуют в любом обществе у классов, положение которых не устраивает их представителей, но особенного количества приверженцев они достигают во времена экономического неблагополучия и кризисов.

Франция начала XIX века представляла собой идеальную почву для распространения социалистических теорий. Всходящая фаза развития капитализма уже завершена. Разоряются мелкие и средние предприятия, так как они не выдерживают конкуренции крупных предприятий. Все утопические теории носят название предыстории утопического социализма.

Родоначальник - Клод Анpи Сен-Симон (1760-1825 гг.). По происхождению граф. В 1789 году произошла революция, в результате которой он потерял все свои поместья и отказался от титула графа. Занялся земельными спекуляциями. Через три года стал одним из самых богатых людей Франции. В 1974 году у него конфисковали все имущество. Он опять взялся за дело, но через два года его разорил компаньон. Сен-Симон доживает свою жизнь после второго разорения у приютившего его бывшего слуги графа Сен-Симона.

В 1823-1824 годах пишет основной труд - "Катехизис промышленников (индустриалов)". Работает над вопросом "Что такое промышленник?". "Промышленник - это человек, который трудится для производства или доставки разным членам общества одного или нескольких материальных благ, удовлетворяющих их потребности или физические нужды". (Фабриканты, купцы, извозчики, матросы торгового флота).

"Промышленный класс должен занять первенствуюшее положение, так как он важнее всех, так как он может обходиться без других классов, но никто не может обойтись без него, так как он существует своими собственными силами и своим собственным трудом". (Работающий собственник). "Промышленники должны управлять государством, и они будут успешно с этим справляться, потому что они больше всего заинтересованы в экономии государственного дохода, в ограничении произвола, они лучшие администраторы, так как об этом свидетельствует успех их частных предприятий". За скобками общества крупные землевладельцы, дворяне, юристы, военные и рантье. Промышленный режим, есть режим, который может доставить людям наибольшую меру общей и индивидуальной свободы.

Переход к новому обществу промышленников и индустриалов, который сменит капитализм, должен произойти мирным путем, благодаря реформированию кредитно-денежной системы банкирами. (Очень близко к теории среднего класса). Самое главное - сохранить частную собственность и продолжать на ней работать. У Сен-Симона нет сомнений в том, что капитализм не последний строй в экономической истории, и на смену ему придет новое общественное устройство.

Вторым "великим утопистом" Франции стал Шарль Фурье (1777-1837 гг.). 1829 год - его работа, в которой были изложены положения будущего общества, называется "Новый хозяйственный и социетарный мир"(1829 г.). История человечества проходит три периода:

1. Период предшествующий производственной деятельности:

а) первобытное общество (дикость или бездеятельность);

2. Раздробленное, обманное, отталкивающее производство:

а) патриархат (мелкое производство);

б) варварство (среднее производство);

в) цивилизация (крупное производство);

3. Социетарное, правдивое, привлекательное производство:

а) гармонизм (полуассоциация);

б) социантизм (простая ассоциация);

в) гармонизм (сложная ассоциация).

На смену капитализму придет новый строй, и этот третий строй в высшей точке развития будет называться гармонией.

Основой нового строя будет фаланга (подобие общины, трудовая ассоциация с большей долей с/хозяйства). Для того чтобы общины существовали нужны средства. Где их взять? Он предлагает создать ассоциацию акционеров. Они могут купить свои акции или заработать трудом. В этой фаланге существует всеобщность труда. Капиталист может заниматься управлением, если есть талант. Если нет, то пусть трудится наравне со всеми. Каждый получает доход из фаланги: зарплату и дивиденд с акций. Чтобы не произошло расслоения, уравнять имущество членов фаланги: по рабочим акциям выплачивать больше, чем по акциям капиталистов. Фурье предлагает следующее распределение произведенного продукта: по рабочим акциям - 5\12; по акциям капитала - 4\12; по акциям таланта - 3\12. Такое распределение со временем уравняет имущественное положение тех граждан, что первоначально при создании фаланги обладали разной собственностью. Частная собственность приобретает общественный характер, для того, чтобы в будущем не было возможности для общественного неравенства, Фурье предлагает отменить право наследования детьми собственности своих родителей.



Рекомендуем почитать

Наверх