Буддийские монахи в тайланде. А ты стал более собранный за эти полгода? Какой режим дня у монаха

Строительные материалы 23.09.2020
Строительные материалы

Взял интервью у Питера Робинсона , автора книги «Пра Фаранг» (дословно «Иностранец-монах»). Питер долгое время был буддийским монахом, и написал о своем опыте две книги. Одна из них у меня есть, так что многое из интервью мне хорошо известно. Поэтому я переведу самое интересное + необходимое для понимания вопроса.

Источник : .
Перевод : Agenda

Некоторые иностранцы представляют себе утренний обход монахов как выпрашивание еды. У обывателей об этом иное представление?
Несомненно. Монахи не просят, и существуют правила, которые запрещают им просить что бы то ни было. Монахи просто идут по улице с чашами для подаяния, и если люди хотят предложить еду, монахи ее принимают. Если люди не предлагают еду, монахи должны оставаться голодными.

Чувствовали ли вы когда-либо себя смущенным на утренних обходах? Чувствовали ли вы себя обманщиком, или что люди не воспринимают вас серьезно?
Вовсе нет. От чего мне смущаться? Я делал то же, что делал Будда каждый день, и монахи на протяжении 2500 лет. Тайцы никогда не показывали, что не воспринимают меня всерьез, хотя моя внешность вызывала смех у некоторых иностранцев.

Я видел некоторых монахов, совершающих обход на месте пассажира на мототакси или стоящими у магазинов «7-Eleven». Я также видел, что некоторые защищают свою «добычу» от конкурирующих храмов. Так ли много тайских монахов, которые просто ищут легкой жизни или денег?
Некоторые монахи, что стоят у «7-Eleven» или где бы то ни было и просят денег или еды, совсем не являются монахами. Они — «фальшивые монахи». Полиция вместе с расследователями ищет и арестовывает их, без излишней жестокости.
Это правда, что есть мужчины, проходящие обряд посвящения ради легкой жизни, бесплатной еды и проживания, небольших денег за благословения, но есть и ленивые люди, которых можно встретить в любой сфере жизни.

(Самое интересное! ! – прим.Agenda)
Почему тайцы предпочитают давать деньги и еду монахам, а не жертвовать в благотворительные фонды или помогать беднякам?
Просто потому, что они верят, что это дает больше хорошей кармы. Однажды я возвращался с обхода с едой, количества которой хватило бы на шестерых. Женщина ждала меня у моей кути, желая предложить еще еды. Я объяснил, что у меня уже есть больше, чем достаточно, и предложил ей отнести еду в ближайший детский дом. Она посмотрела на меня, как на сумасшедшего, и сказала: «Там же нет монахов».


Я знаю, что монахи не должны трогать деньги, но какие-то расходы существуют. Что насчет счетов за электричество?
У монахов нет настоящих расходов. Счета оплачиваются монастырем из пожертвований от обывателей, монахи не оплачивают проживание. Но даже им иногда нужны небольшие деньги. Тайцы очень щедры в отношении еды на обходах, но они могут не подумать предложить вещи вроде зубной пасты, мыла и других принадлежностей. Их мне часто приходилось покупать самому, когда я был монахом.

Я часто вижу монахов на автобусах или в такси. Проезд бесплатный?
Задние сиденья общественных автобусов предназначены для монахов, проезд бесплатный. Такси и другой личной транспорт не бесплатен.

В наши дни многие иностранцы, похоже, хотят стать монахами на короткий срок. Есть ли у вас какие-либо советы для них?
Несколько лет я вел курс для иностранцев, которые хотели пройти посвящение. Многим он нравился, но это потому, что между нами не существовало языкового или культурного барьера. Я также учил более чистому виду буддизма, чем тот, которого придерживаются тайские монахи.

Чтобы получить как можно больше из этого опыта, иностранец, желающий стать монахом, должен пройти посвящение в монастыре со старшим монахом, говорящим по-английски. Тем, кто может не только объяснить правила, но и то, почему стоит быть монахом. В ином случае, это просто потеря времени. Вероятно, наилучшее место для иностранца – в международном лесном монастыре – Ват Па Наначат – на северо-востоке страны.

Эта история описывает жизнь в тайском храме, и является отрывком из серии статей Ричарда Баров. За месяц нахождения в монастыре он описал жизнь молодых монахов.

В этот день я решил сходить в храм к моему знакомому молодому монаху Фра Натавуд. Я расспросил его о жизни в храме. Честно говоря, я был в шоке и очень удивлён его рассказом об обычном дне в храме. Но надо предупредить, что не во всех храмах в Тайланде такой распорядок. Некоторые настоятели монастырей очень строгие, другие более мягкие и снисходительные. Также, вы можете увидеть, что некоторые ученики идут в монахи по своему выбору, в то время, как за других решают в монастыре, и они становятся монахами, независимо от своей воли.

Прежде всего, я попросил Фра Натавуд описать типичный день в монастыре.

Я обычно встаю в 5 утра и принимаю душ. Затем я готовлюсь к выходу за едой и пожертвованиями.
Обычно требуется некоторое время, чтобы облачиться в одежду ламы. Выхожу я где-то в 6 утра.огда я возвращаюсь, я складываю еду на поднос и сортирую блюда. Например, кари, десерты и напитки. Также мы подносим часть еды образу Будды и совершаем небольшое пение молитвы. После этого мы завтракаем, пока не наедимся. Затем я обычно возвращаюсь к себе и сплю ещё несколько часов. Иногда я гуляю вокруг храмов и общаюсь с другими монахами. Иногда мы смотрим телевизор. В общем, мы отдыхаем до 11 дня. На обед нельзя опаздывать и приходить позже 11-30. Некоторые думают, что нам нельзя есть после полудня, но это не правда. Если мы не встанем со стола, мы в принципе можем продолжать есть и до вечера! Но никто это не делает, потому что это сумасшествие. После обеда я могу пойти ещё поспать или пообщаться с другими монахами. Иногда я смотрю телевизор вечером, и когда становится холодно, мы идём делать уборку или какую-то работу по-хозяйству. Мы подметаем в храме и поливаем цветы. В 7 вечера мы с другими монахами идём в большой зал на молитвенные пения. Не все идут, это всё по вашему выбору. Мы молимся около часа. После этого мы обычно идём к реке, общаемся и заказываем напитки. Когда я говорю напитки, - я имею в виду безалкогольные напитки. Нам не разрешают пить спиртное. Мы гуляем примерно до 9 вечера. Потом идём спать.

Как ты чувствовал себя на первом сборе пожертвований?

Было очень неудобно, когда я шёл по улице и на меня все обращали внимание и оказывали уважение, даже родители. Было очень сложно к этому привыкнуть. Также мне приходилось ходить без обуви, и очень болели ноги. Иногда я шёл по бетону, а иногда попадался песок и гравий. Однажды я чем-то порезал ногу, так, что она до сих пор болит. Каждый день мне приходилось ходить пешком несколько километров. Раньше я никогда не ходил так много! Самый худший день для меня был Ван Пра. Это священный Буддийский день, как для вас Воскресенье. Многие люди приносили пожертвования. За последние дни накопилось столько пожертвований, что у нас были наполнены 3 или 4 сумки. Я вынужден был возвращаться на мотобайке, так как они были слишком тяжёлыми. Мы не могли отказаться от них, поскольку это было бы очень грубо с нашей стороны. В этот день мы также собрали много денег. Люли давали их нам в конвертах в знак почтения и поклонения перед Богом. Некоторые монахи могут получать 1000 бат или больше. Но у таких монахов обычно уже большой опыт и они знают лучшие места для прогулок. Но мне жертвовали только 200 бат, не больше. Мы сами храним деньги у себя, потому что нам нужно платить за всё в храме - за электричество, воду и другие вещи.

Что же тогда для тебя считается самым сложным?
Самое сложное для меня - это изучение жёлтой книги. Это книга молитв, которые мы поём в течение дня. Некоторые молитвы мы используем каждый день - и их легче всего запомнить. Но иногда нас приглашают домой к людям или на погребение, и нужно знать соответствующие молитвы. Чтобы нам помочь, старший монах обычно начинает петь, а мы поём за ним. Я не могу притвориться, что читаю молитву, просто шевеля губами, нужно её читать на самом деле. Мне приходится выходить в город с такой миссией один или два раза в неделю. Аббат решает, какой монах может пойти. Но в тоже время, он показывает, что здесь есть у каждого равный выбор. Но обычно все хотят выйти, поскольку за пределами храма нам обычно жертвуют деньги. А также можно вкусно покушать.

Какие из 227 заповедей кажутся тебе наиболее сложными?

На самом деле я не знаю их все. Их слишком много. Думаю, нужно долго жить в храме, чтобы запомнить все заповеди. Но для меня самое сложное это: не находиться наедине с женщиной, не есть после обеда, не спать на подушке или на мягком матрасе. У монахов даже есть в комнате кондиционер, телевизор и компьютер. Но все монахи разные. Некоторые относятся серьёзно к жизни в монастыре и стремятся стать истинными монахами. А другие здесь живут, потому что больше ничего не умеют делать. Если вы остановитесь в храме, который находится справа, там жизнь довольно лёгкая, много вкусной еды и денег. Думаю, монахи могут получать до 10 000 бат в месяц. Конечно, есть и плохие монахи. Я даже знаю, что некоторые принимают наркотики. Они заказывают их по сотовому, и наркотики подвозят к ним поздно вечером. Кстати, о доставке. Угадайте, что мне сегодня доставили на обед? Моя тётя заказала для меня пиццу!

Что ж, хоть я хорошо с ним не знаком, но я был в шоке от расслабленного образа жизни монахов. Это всё кажется слишком простым. Я думал, что у монаха должна быть тяжёлая жизнь. Но в таком храме, как этот, думаю, даже мне будет легко стать монахом. Но тогда какая будет в этом цель? Если я соберусь стать монахом, я хочу сделать это со смыслом и как следует. В другом случае в этом нет смысла. Я с таким же успехом могу оставаться дома. Конечно, есть и более строгие монастыри. В некоторых даже не посвящают в монахи, если имеешь татуировку на теле или куришь. Теперь меня мучает вопрос, что получил из своего опыта для себя Фра Натавуд? Я оставлю этот вопрос на будущее. Совсем скоро он оставит храм и вернётся домой к нормальной жизни. Но сначала настоятель монастыря должен сверить его астрологическую карту и найти самый благоприятный день для этого.

Тайланд — это королевство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь живут тайцы, а также небольшой процент представителей других народностей. Население составляет приблизительно 70 млн человек. Тут очень много людей придерживаются той или иной веры. Рассмотрим ниже все религии Тайланда с историей их появления.

Буддизм

Этой веры придерживается примерно 94 % от всего населения. И именно буддизм является гос. религией Тайланда. Интересен также и тот факт, что правитель страны обязан быть буддистом.

Регилия появилась здесь очень давно — аж в VII веке до н. э. Цейлонские монахи занимались проповедованием. Так буддизм и начал распространяться среди тайцев. А в XIII веке официально стал основной религией Тайланда. Страна до сих пор сохранила свою основную веру, лишь слегка подвергаясь влиянию других верований.

Тайский буддизм: виды, особенности, в чём его суть?

Вообще, в Азии существует два вида буддизма: хинаянский («южный») и махаянский («северный»). Второго типа придерживаются такие страны на как Китай, КНР, Япония, Тибет. А вот хинаянское разветвление есть на Шри-Ланке, в Камбодже, Лаосе, Бирме и, конечно же, в Тайланде. «Южная» ветвь буддизма появилась намного раньше «северной» и идёт практически без изменений от самого Будды, а её приверженцы придерживаются традиционных обрядов, обычаев.

Главное отличие махаянской и хинаянской ветви — отношение к Будде. При «южном» буддизме, в том числе и тайском, к нему относятся как к обычному человеку, который смог достичь нирваны, а при «северном» ответвлении его величают до божества. Другими словами, можно считать, что буддистские тайцы видят мир как единое целое, где бога как такового нет, каким его обычно представляют махаянцы или христиане, мусульмане и другие.

В основе веры лежит добродетель, а главная задача любого буддиста — достичь нирваны. Они верят также в перерождение душ, а также в то, что прошлая жизнь и поступки (хорошие или плохие) определяют, какой эта жизнь будет в последующем воплощении. В буддизме существует очень много обрядов, традиционно выполняемых в буддистских храмах. Также есть тайские монахи, живущие в этих местах либо определённое время, либо всю жизнь.

Но, помимо вышеперечисленного, религия предполагает, что жить нужно хоть и добродетельно, но без мученичества, которое очень свойственно христианству, например. Люди, придерживающиеся буддизма, имеют более простой взгляд на жизнь. Но они в то же время считают, что все плохие поступки идут от наших человеческих низменных желаний, которые следует побороть в себе, если хочется достичь нирваны или жить в следующей жизни лучше, чем сейчас. Поэтому у многих буддистов можно заметить тягу к аскетизму.

Ислам

Второй по популярности религией страны Таиланд считается ислам. Мусульман здесь примерно 4 %, а основное их скопление приходится на южную часть страны. Объясняется это соседством Тайланда на юге с Малайзией, где царит мусульманство.

Эта религия начала распространяться во второй половине XX века, когда страна начала развивать экономические и торговые отношения с арабскими странами, в том числе и с соседней Малайзией. В основном мусульмане в Тайланде — это представители других народностей и малайцы.

Христианство

Христиан в Таиланде совсем немного — от 1 до 2 % максимум. Но появилось христианство значительно ранее ислама. Религию распространяли европейские миссионеры с XVI-XVII веков. Как и в случае с мусульманами, христианства поддерживаются в основном другие народности и европейцы, проживающие в стране.

Христиане в Тайланде делятся на несколько категорий: католики, протестанты и православные. В основном больше приверженцев католицизма.

Первое упоминание о появлении католика (а именно — представителя датируется 1550 годом. Он прибыл из Гоа в Сиам. Затем в город захотел отправиться ещё один миссионер, однако внезапная смерть помешала его планам. Некоторое время спустя католицизм стали распространять прибывшие из Португалии люди. В 1567 году года двум доминиканцам удалось обратить в веру аж 1500 тайцев. Но местные язычники противились этому и убили доминиканцев. На протяжении долгого периода католикам из других стран был запрещён въезд.

Однако ближе к XVII веку это противостояние начало утихать. Первая церковь была построена в 1674-м. В 1826 году миссионерам разрешили въезд в страну, и с тех пор с начала первой половины XIX века в Тайланде начали строительство множества католических храмов, церквей, часовен.

А вот с православием получилась другая история. Оно начало распространяться только в XX веке, а на данный момент его исповедует примерно тысяча человек.

Впервые тайцы встретили русских в Сиаме в 1863 году. Под конец XIX века представители двух народностей из России и Тайланда интересовались друг другом, как представителями совсем разных культур, в том числе и в религиозном смысле. Однако, хоть русские люди и стали приезжать в Таиланд, священников среди них практически не было. Вот почему православие так поздно появилось, потому что в XX веке только построили первую православную церковь и прибыли представители духовенства.

Анимизм

Некоторые люди в Тайланде верят в духов, также у них к ним особое отношение, нежели в других странах. Это называется анимизмом. Суть веры состоит в том, что эти существа обитают везде, и их обязательно нужно почитать и «кормить». Для них делают так называемые кханпхрабхумы (санпрапумы) — это домики, в которые каждый день кладут еду, напитки и благовония. Считается, что духи подпитываются ароматами, именно поэтому людям нельзя нюхать благовония, находящиеся в этих домиках.

С этими маленькими постройками также связано очень много правил, которые нельзя нарушать, чтобы не разозлить этих невидимых созданий. Нельзя, чтобы на домик падала тень, например. И почти каждая тайская семья перед установкой обычно спрашивает совета у астролога об удачном расположении.

Эти духи окружают тайцев везде, есть злые и добрые. Злыми считаются души умерших людей, которые были настолько «плохими», что, вместо того, чтобы переродиться, стали чем-то эфемерным.

Другие верования

Также есть приверженцы других верований, которых придерживаются в основном Таких людей менее 1 % населения. К этим религиям относят:

  • даосизм;
  • конфуцианство;
  • иудаизм;
  • индуизм;
  • сикхизм.

Отношение к религии

Как уже и писалось выше, большой процент людей в Тайланде придерживается того или иного верования, около 0,4 % являются священнослужителями. Всего 0,3 % общего населения считают себя атеистами.

Родители детям с раннего возраста прививают особое отношение к буддизму. Почти всех мальчиков хотя бы на два дня отправляют в монастырь, чтобы они побыли монахами.

Также религия в этой стране очень сильно влияет и на само государство. Например, тайцы никогда не допустят такого, чтобы священный религиозный (а именно пришёлся на ту же дату, что и государственный.

Тайцы также очень часто посещают буддистские храмы, во время нахождения в которых нужно соблюдать много правил. Но не страшно, если иностранец по своей неосведомлённости где-то что-то нарушил. Местные жители относятся обычно с пониманием. А такие правила поведения в священном месте есть у любой религии. В буддистских храмах, например, нельзя громко разговаривать, прикасаться руками к алтарям и статуям и многое другое.

Известные храмы

Эти постройки являются одними из самых интересных мест страны, и это наиболее яркое выражение буддизма — главной религии Таиланда. Фото не смогут описать всей красоты этих сооружений. Любому туристу, хоть один раз посетившему страну, стоит взглянуть хотя бы на один. Храмов тут большое множество, и все они красивы, но рассмотрим самые грандиозные из них.

  • Белый храм хоть и является религиозным местом, но создал его скульптор-сюрреалист, что и можно заметить по внешнему виду этого места. Оно выглядит необычно и выделяется среди своих «собратьев».
  • Храм Пещеры Тигра (Wat Tham Suea) в Краби очень большой и расположен на возвышении. На самом верху есть статуя Будды, к которой ведёт около полутора тыс. ступеней.
  • Храм Изумрудного Будды является собственностью королевской семьи и считается одним из самых популярных для туристов в Бангкоке.
  • А вот Храм Истины в Паттайе полностью деревянный. Над его постройкой работали мастера по дереву, что можно легко заметить: дерево имеет очень красивую резьбу и узоры. Он достигает в высоту более 100 метров и имеет три этажа, каждый из которых символизирует рай, ад и нирвану.

Вместо заключения

Так все же, какая религия в Тайланде? Государственной и самой популярной верой является буддизм, которого придерживается почти все население. Большинство тайцев очень религиозны, но в первую очередь считают, что важно оставаться добродетельным человеком. Существуют здесь и другие веры, но их намного меньше. Именно своим отношением к религии тайцы и отличаются от многих других народов.

Почему-то у многих при слове «монастырь» возникают какие-то мрачные и настороженные ощущения. На для меня это стало одним из самых легких и ярких воспоминаний в жизни.

Когда пересекаешь порог храма, кажется, что ты попал в утопию, где все залито ярким солнечным светом, трава зеленеет, вокруг летают бабочки и журчит ручей. Ват Там Вуа расположен в красивейшем месте между двух гор, на севере Таиланда.

Экспресс-инфо по стране

Таиланд (Королевство Таиланд) – государство в Юго-Восточной Азии.

Столица – Бангкок

Крупнейший город – Бангкок

Форма правления – Конституционная монархия

Территория – 514 000 км2 (50-я в мире)

Население – 65,1 млн чел. (20-я в мире)

Официальный язык – тайский

Религия – буддизм

ИЧР – 0,726 (93-я в мире)

ВВП – $404,82 млрд (29-я в мире)

Валюта – бат

Граничит с: Камбоджой, Лаосом, Мьянмой, Малайзией

Добраться туда можно на автобусе, который идет в Мэхонгсон из Чанг Мая или Пая. На дороге есть указатель, возле него нужно выйти и пройти пешком по зеленой тихой аллее, пока не упрешься в беседку с приветствием. Если приехать сюда в обед, с 13:00 до 15:00, то попадаешь на прогулку-медитацию, где все умиротворенно и чинно ходят в белом одеянии. Первые минуты смотришь на блаженные лица и думаешь, что попал в секту. А уже через день сам ходишь, улыбаясь и медленно ступая босой ногой по дорожке: «Bud» – вдох, «Dho» – выдох.

Пока мы гуляли по территории, меня посещали неоднозначные эмоции: с одной стороны, дикий интерес окунуться во что-то новое и неизведанное, с другой – страх и непонимание происходящего: что можно, что нельзя, как себя вести, почему все такие отрешенные.

На территории монастыря около 40 кути, деревянных домиков с удобствами внутри, и несколько общих дормов (мужские и женский). Есть также большой главный холл, где проходят все медитации и подношения, кухня, туалеты и душевые, зал с чаем и библиотекой, мойка, прачечная и великолепные поляны для отдыха и медитаций.

Как у каждого монастыря, тут есть свои правила. Ват Там Вуа довольно демократичный и свободный монастырь. Но, как говорится, со своим уставом.

Вот основные правила:

  • Соблюдать тишину и покой
  • Посещать коллективные медитации и соблюдать график
  • Минимизировать общение между собой
  • Не использовать на территории монастыря гаджеты
  • Убирать за собой посуду
  • Соблюдать чистоту тела, души и домика
  • Не ходить по территории после 21:00
  • Запрещено курить, пить алкоголь и есть мясо
  • Женщинам нельзя обращаться к монахам, дотрагиваться до них, находиться на их территории после 20:00
  • Женщинам и мужчинам нельзя находиться в одной комнате
  • Нужно носить белую одежду (свою или полученную в монастыре)
  • Нельзя употреблять нецензурную речь и выражать негатив
  • Нельзя делать друг другу массаж на территории
  • Уважительно относиться к монахам, еде, книгам и друг другу

За неделю пребывания в монастыре я неоднократно видела людей, нарушающих правила. Никто тут не будет вас упрекать или наказывать. Но важно помнить, что пребывание в монастыре и соблюдение правил необходимо прежде всего вам, а не монахам или работникам.

В монастыре всего 6 монахов. Самому старому из них 90 лет, самому молодому – 19. Есть также несколько работников-волонтеров, которые приезжают сюда каждый день, чтобы подстричь траву, постирать одежду и присмотреть за огородом.

Монастырю всего 10 лет, но его самоорганизация напоминает живой организм, который слажено функционирует. Ват Там Вуа очень популярен среди иностранцев и наших соотечественников. Тайцев тут немного, а вот англичан, датчан, немцев, чилийцев, аргентинцев, русских, украинцев, американцев тут предостаточно. Скорее всего, место привлекает иностранцев своей демократичностью.

График дня выглядит так:

05:00 – подъем и медитация в своем кути (домике)

06:30 – подношение еды монахам.

07:00 – завтрак

08:00 – медитация в главном холле, прогулка по большому саду.

10:30 – подношение еды монахам

11:00 – ланч

12:00 – релакс

13:00 – медитация в главном холле, прогулка по малому саду

15:00 – свободное время и релакс

16:00 – общественные работы на территории (кормление рыб, заметание листьев, помощь на кухне, уборка холла)

17:00 – свободное время

18:00 – вечерняя медитация в холле

20:00 – медитация в кути

21:00 – отбой

Еда в монастыре вегетарианская, но при этом разнообразная и питательная. За 7 дней я попробовала разные блюда вегетарианской кухни и даже не почувствовала дискомфорта из-за отсутствия мяса. Иногда еду делают острой, но чаще ориентируются на иностранцев и жалеют наш желудок. Меня поразило, сколько блюд можно приготовить из бананов. Наверно, у них на кухне есть книга «101 блюдо из банана». И наконец-то я привыкла к рису.

Прием пищи строго по графику: в 7 и в 11 часов. После этого никто не ест. Но если первые дни тяжело обходиться без еды по вечерам, то можно подхрумывать. Главное делать это не демонстративно и не в общественных зонах, а у себя в домике. Если посетителей немного, то всех селят в одиночные кути, где своя деревянная кровать, душ и туалет. Если же горячий сезон и много желающих, то приходится ютится в общих дормах. Мы были в декабре, как раз в горячий сезон. Незаметно подхрумывать, когда с тобой живет еще 10 человек, непросто. Но уже к третьему дню я научилась справляться с голодом.

В монастыре все бесплатно: проживание, питание, прохождение практики, поэтому любые пожертвования приветствуются. Ведь монастырь живет только на них. Насколько разнообразный будет ланч, порой зависит от того, какими в эти дни были пожертвования. Если будете посещать этот монастырь, захватите с собой какие-то продукты: чай, кофе, сахар, какао, овощи или рис. Также можно привезти книги. Тут есть своя небольшая библиотека.

Каждый прием пищи начинается с подношения еды монахам. Монахи не могут сами взять еду, ее должны им преподнести. Поэтому утро начинается с необычного и завораживающего ритуала: по периметру холла садятся женщины и мужчины с тарелкой риса. С одной стороны женщины, с другой – мужчины. В зависимости от четности дня монахи начинают обход либо с женщин, либо с мужчин. Каждый должен положить ложку риса каждому монаху в чан. После этого монахи благословляют еду и все садятся завтракать.

Жизнь в монастыре неспешная и размеренная. Тут не чувствуешь времени. Ты знаешь, что сейчас завтрак, ведь прозвучал колокол, но какой сегодня день, какое число и даже месяц, не вспоминаешь. Время становится тягучим и обволакивающим. Кажется, что у тебя вся жизнь впереди. Несмотря на одинаковый график изо дня в день, тут постоянно получаешь новые эмоции, новый опыт, знания и знакомства.

Вместе с нами в монастыре находилось около 60 человек. Все из разных стран и континентов, каждый со своей историей и мотивацией. Одни проходили випассану молчания, другие, наоборот, хотели пообщаться. Молчать тут не обязательно. К тому же, по учениям этого монастыря, випассана полного молчания невозможна, ведь наш внутренний голос – санкара – всегда что-то говорит. Но если хочется, чтобы тебя не беспокоили, на рецепции можно взять бейджик Silent and happy – и помолчать сколько душе угодно.

Коллективные медитации проходят три раза в день. Индивидуальные можно проходить дополнительно в свободное время. С утра и в обед это медитации дыхания сидя, лежа и прогулки. Вечером это чантинг и мантры. Когда мы сюда ехали, я не имела ни малейшего представления о медитациях. И переживала за свою неусидчивость и физическую нагрузку на ноги и колени. Но все оказалось намного проще: ты сидишь на подушечках, а если тебе неудобно сидеть на полу, можешь пересесть на стул. А если и там неудобно, можешь покинуть медитацию и вернуться, когда посчитаешь нужным.

Самым трудным для меня было не уснуть во время медитации. Ты закрываешь глаза, делаешь вдох – Bud, выдох – Dho, следишь за дыханием, следишь за телом. Bud. Dho. Bud. Dho. Мысли начинают струиться, как атласная лента по воздуху. И вот уже какие-то картинки перед глазами, и ты уносишься далеко из монастыря. И откуда-то из глубины тебя пробуждает твой мозг: Bud! Dho! И ты ловишь конец этой атласной ленты и возвращаешься в свое тело. Учитель говорит своим успокаивающим и протяжным голосом: «Почувствуй тело, чувствуй свою правую руку, правую ногу. Чувствуй свою левую руку, левую ногу. Чувствуй свое тело, сосредоточься на дыхании, лови свой внутренний голос».

И все равно я каждый раз засыпаю, улетаю на несколько минут, а может секунд (кто знает, время теряет свой счет в эти моменты). Но с каждым днем мозг все быстрее реагирует и возвращает концентрацию на дыхание.

Но я не одна такая: вокруг через одного сидят люди с опустившейся головой и, как китайские болванчики, качаются вниз-вверх. Тяжелее с медитацией лежа. Тут мозг не успевает ничего контролировать и уже через пару вдохов-выдохов погружаешься в сон. А вокруг периодически раздается храп.

Самые любимые у всех медитации – прогулки. С утра и в обед мы отправлялись в большой или малый сад для прогулки-медитации.

Каждый день учитель рассказывает какую-то историю и методы, как научиться себя контролировать, следить за эмоциями, разумом. Многое касается не только религии, но и философии, психологии. Нам рассказывают, как концентрироваться, как отделить злость, грусть, счастье, как понимать, кто ты и где. Лекции проходят на двух языках: английском и тайском.

Интересные и глубокие мысли тут повсюду: в книжках, на лекциях, на деревьях, в беседах с учителем:

  • Хорошо начатое – уже половина сделанного
  • Самый короткий путь закончить много дел – делать одно дело за раз
  • Думай каждое слово, что говоришь, но не говори каждое слово, что думаешь
  • Добродетель не для продажи, если хочешь ее, создай.

Даже если вы не хотите слишком углубляться в буддизм и техники медитаций, то проведенное в монастыре время все равно пойдет на пользу вашему организму. Свежий воздух, тишина, режим дня, низкокалорийная еда и прогулки обязательно приведут к перезапуску всех систем. Мой организм тут точно перезарядился, очистился и подготовился к достижению новых вершин и новому жизненному опыту.

– традиционном сборе пищи тайскими буддистскими монахами, теперь же я расскажу о Тхам бун – совершении добрых дел .

Вообще Тхам бун означает «накапливать заслугу» – это повышение своей кармы по средствам добрых дел для последующей реинкарнации. Бун – любой акт милосердия, любой добродетельный, богоугодный поступок, начиная от подношения монахам , пожертвования на храм, заканчивая созданием своими руками или по заказу, статуэток или изображений Будды.

Буддисты твердо верят, что счастье в настоящей жизни – это награда за добродетели в их прошлой жизни. Что добро, сделанное ими в этой жизни, при последующем появлении на земле, воздастся им сторицей. Да и в этой жизни через «тхам бун» тайцы пытаются расположить к себе духов, определяющих их настоящую судьбу. Сам «ритуал добрых дел» психологически успокаивает, даже если человек не до конца верит в реинкарнацию .

Так вот за несколько зимовок в Таиланде мы стали свидетелями подаяний монахам, подношений в храмах, а еще – продажи специальных наборов для монахов в супермаркетах, о них я и хотел бы рассказать сегодня.

Тайским монахам нужно преподносить не все подряд, а лишь специальные наборы в виде оранжевых ведерок с продуктами питания, средствами личной гигиены, свечками, оранжевой материей, полотенцами, медикаментами и прочими вещами необходимыми для скромной жизни монаха. Сюда могут входить так же фонарики, батарейки, бытовая химия и много другое. Обычно эти ведерки продаются в магазинчиках 7/11 или в больших супермаркетах Tesco Lotus и Big C, на крайний случай можно самому купить оранжевое ведерко и собрать набор для монаха. Мы даже покупали набор для бритья специально для подношения монахам с символикой горшка для подношений и оранжевыми принадлежностями: мылом, бритвой, небольшим полотенцем, пеной для бритья и гелем для умывания.

Кстати, монахи идут на контакт даже не зная английского, пытались разговаривать с Василисой.

Примеры подношений тайцев монахам и получение благословения.

Пример ведерка «на счастье» с питанием, бытовыми принадлежностями, свечками, а так же живыми цветами, благовониями и статуэтками Будды.

А тут даже фонарик есть.

Очень часто наборы для монахов бывают не только в ведерках, а например, просто новый кусок оранжевой ткани для изготовления одежды монаха Чивон (или Тивон, палийское Чивара), который обматывается вокруг тела на подобие тоги. Обычно подарки для монахов преподносят в храмах (Ватах) по случаю праздников, либо приглашая монахов домой им вручают подарки по случаю важных семейных событий.

Тхам бун поменьше можно получить жертвуя монахам или на храмы через специальные Donation Box или чаши, под которыми написано для каких конкретно целей или нужд вы вносите пожертвование.

Но, несмотря на то, что наборы сформированы, не все может пригодиться монахам, а есть и вовсе непригодные продукты, типа кока-колы или пищи с истекшим сроком годности. Недавно слышал новость, что монахи обращались в Совет по защите прав потребителей для более качественного контроля ведерок с подношениями. Возмущенные монахи находили в таких ведерках продукты с истекшим сроком годности, и что более возмутительно, в некоторых из них нахватало предметов, а для веса на дно клали обычные бутылки с водой.

Проникнитесь традициями Таиланда, друзья, всем счастья! Подписывайтесь на новые статьи по



Рекомендуем почитать

Наверх