Германия после второй мировой войны. Развитие германии после второй мировой войны

Ванные комнаты 23.09.2019
Ванные комнаты

Чёткой периодизации ко второй части Новейшей истории нет. Выделяют следующие периоды:

    Вторая половина 40х – конец 50х – начало 60х гг. Это период послевоенной реконструкции экономики. В большинстве западных стран начинается период экономического подъёма «чуда». Этот подъём был благодаря плану Маршалла. Создаётся смешенная экономика. Проходит первый этап НТР;

    60е – начало 70х гг. В этот период происходит отход от политики государственного регулирование, возвращение к рыночному хозяйству. Происходит сворачивание госсектора. Принимается большое кол-во законов, касающихся социальной сферы. Начинается создание государства общего благосостояния. Заканчивается общим экономическим кризисом;

    Конец 70 – конец 80х гг. Снова экономический рост в западных странах. Кризис социалистической системы и её распад. Усиливается экономическая интеграция. Переход к европейскому союзу.

    Конец 80х гг. до нынешних дней. Прекращение холодной войны. Объединение Европы. Происходит информационная революция. Усиливается влияние на экономику информационных технологий (интернет). Усиливается значение процессов глобализации. Ликвидация биполярной системы. Усиление роли США, претендующее на роль мирового жандарма. Усиливается фактор влияния терроризма, усиление противостояния исламских стран и западных цивилизаций.

Этот период наиболее политизирован. Даются разные оценки. Особенно касательно ВМВ. В 2005г. в связи с 60летием дебаты имели место быть на уровне политическом. Значение и последствие ВМВ для многих стран было пересмотрено. Для большей части восточных государств один авторитарно-тоталитарный режим сменился другим. Никаких демократических реформ, социализма, бла-бла-бла, не было. Точно также иначе оценивают ВМВ другие европейские страны. Для итальянцев ВМВ – это гражданская война. Велась партизанская война с режимом Муссолини, которую расценивали как гражданскую войну. Французы – в 90е годы наблюдается попытка переосмыслить режим Виши. Раньше этот режим рассматривался исключительно отрицательно, т.к. сотрудничал с Германией. Теперь ряд историков считают, что это была попытка хотя бы часть Франции сохранить нейтральной. У Германии до сих пор остался комплекс вины. Память о войне становится всё менее болезненной. Немцы пытаются уже легитимизировать роль государства. Вопрос о депортации немцев из восточной Европы, которые были отправлены туда в годы войны.

Оценки ВМВ достаточно разные. Память и для нас была болезненной и острой. В мае 2010г. в эстонской прессе была опубликована статья, которая была переведена на русский язык. Там была озвучена т. зрения восточных европейских стран, в первую очередь для Эстонии. Говорили, что это был для них век порабощения Советским Союзом.

Война закончилась 8 мая 45г. капитуляцией Германии и в сентябре капитуляцией Японии. Участвовали 62 государства, 80% населения мира. Военные действия велись на территории 40 государств. 110 миллионов человек участвовало в войне. Подсчёты потерь до сих пор ещё точно не утверждены. Примерно – 55млн. Потери СССР – 27 млн., немцы – 5 млн., поляки – 6 млн., Китай, Япония и Югославия были сильно пострадавшими странами. Было потрачено 4 триллиона $ на ведение военных действий. Военные расходы составляли 60-70% всего дохода стран.

Изменения произошли в территориальном плане. Были изменения, касающиеся Восточной Европы и Германии. Германский вопрос решался ещё до капитуляции Германии (Ялтинская конференция). Были 4 оккупационные зоны – советская, американская, английская, позднее – французская. Германия утратила свою целостность. Германия была разделённой до 90г. Был применён принцип 4х Д: денационализация, демилитаризация, денацификация, декартелизация, демократизация (может 5). Германия лишилась восточной Пруссии. У нас была создана Калининградская область, был создан Польский коридор. Судетская область была возвращена Чехословакии, была восстановлена независимость Австрии.

Вопрос о мирном договоре обсуждался в Париже. 10 февраля 47г. все договоры были торжественно подписаны. Эти договоры в значительной степени изменили карту Восточной Европы. Это было восстановление довоенного статус-кво. Болгария возвращала Греции Фракию, но получила Дабруджи. Румыния получила обратно Трансильванию. Но она отдала СССР Бессарабию и Буковину. Болгария ещё отдала Югославии Македонию. Италии пришлось отдать Югославию полуостров Истрию и порт Фиуме, который стал называться Риека. Потом эта территория была разделена пополам. Полностью восстановила свою территорию Чехословакия, венгры вернули ей южную Словакию, Судетскую область. Хоть Польша была жертвой войны, её сместили на запад. Территории восточной Польши входили в Белорусскую ССР. Польша получила часть территорий восточной Пруссии. Она потеряла 18% своей территории. Наша страна значительно увеличила свои западные территории. Прибалтийские республики были окончательно закреплены за СССР. Западная Украина, Бессарабия, восточная Польша, Буковина отошли к нам. Мы получили также Курильские острова и южный Сахалин. До сих пор вопрос о Курилах не решён.

ВМВ война привела к демографическим сдвигам и последствиям. Это было связано с нацистской политикой: уничтожение еврейского населения. Около 90% 3 млн. еврейского населения было уничтожено. Также встала проблема Халакоста. 250 тысяч выехали из Европы. Вопрос был, куда их переселить. Надо было решить вопрос о еврейском государстве. В итоге была разделена на 2 части Палестина. Создаётся государство Израиля. Это привело к серьёзным конфликтам на востоке. Очень острой проблемой была демографическая проблема перемещённых лиц, миграционных послевоенных движений. Поток беженцев с востока на запад создавал проблемы. Из Польши также выселяли немцев. Когда Венгрия вернула Словакию, 200 тысяч венгров были депортированы в Венгрию, а из Венгрии – 200 тысяч словаков. Было 2 млн. поляков из Чехословакии переселено в Польшу. В Европе насчитывалось 25 млн. переселённых лиц, у которых не было жилья, средств к существованию.

Послевоенные годы были неурожайными. А экономика вся европейских стран была разрушено, не было валюты, чтобы купить за рубежом зерно. В Европе воцарился голод. Усилились позиции левых партий – коммунистов и социалистов, христианских демократов. На первых послевоенных выборах 46г. победили коалиции этих 3х партий. Приход к власти левых правительств определило проблемы послевоенного урегулирования. Восстановление экономики происходило благодаря левым, поэтому были многие демократические преобразования. Эти политические тенденции стали использоваться обеими великими державами. Обе претендуют на мировое господство. Мир перестаёт быть европоцентристским. Растёт коммунистическая угроза. Уже в 46г. появляется доктрина сдерживания Советского Союза (Дж. Кенен). Это послужило толчком к началу Холодной войны. Наша страна тоже использовала победу в войне. Стала пытаться установить контроль над максимально большим кол-вом территорий. Это привело к расколу Европы на 2 части. Процесс был завершён к 49г. Произошло разделение Германии, упал «железный занавес». С этого момента изменилось географическое разделение Европы. Европа до войны делилась на 4 крупных региона: северная Европа, центральная, западная и восточная. Теперь же Европа оказалась разделённой на восточную и западную, что повлияло на формирование идентичности. Теперь те же самые поляки стали формироваться как восточноевропейская идентичность. В западной Европе начинается формироваться европейское экономическое сообщество, у нас – совет взаимопомощи.

Была также проблема ответственности за послевоенные преступления. Нюрнбергский процесс. Это был первый международный трибунал, который признал агрессию тягчайшим преступлением против человечества. Агрессоры судились как уголовные преступники. Было 17 смертных приговоров. Это процесс внёс большой вклад в развитие прав человека как отрасли международного права. Благодаря Нюрнбергскому процессу права человека признавались как неотъемлемое право всех людей, независимо от расы. Это поспособствовало процессу деколонизации. С другой стороны, процесс захватил воспитательные меры против немцев. Группы немцев стали возить в концлагеря, чтобы они увидели, что там происходило. Процесс закончился к началу 60х годов. В Германии было потом проведено 12 подобных процессов.

Была запрещена деятельность общественных организаций, связанных с национал-социалистической партией Германии. Нюрнбергский процесс не привлёк большого внимания самих немцев, которые боролись тогда за выживание. Уже с начала 60х гг. у немцев формируется комплекс вины. Правительство ФРГ приняло решение о компенсации всем тем, кто пострадал во время войны, люди, которые трудились в лагерях или вывезенных на работы в Германию. Им стали выплачивать пенсии (больше, чем те, которые выплачивает наше «любимое» государство русским ветеранам).

В Италии и во Франции проходят военные суды над теми, кто сотрудничал и помогал фашистам. Было приговорено к казне около 170 тысяч человек. Аналогичные процессы проходили и в Бельгии, Нидерландах.

Завершение ВМВ привело к краху мировой колониальной системы. Многие территории получили независимость. Началась деколонизация Азии. Получили независимость Сирия, Ливан, Палестина, Филиппины, Цейлон, Индонезия. Стала формироваться широкая группа стран, получивших независимость. К 60х гг. колониальная система прекратила своё существование. Территории остаются полем борьбы за сферы влияния. В ряде стран удаётся установить наше влияние, происходят социалистические революции (Куба, Китай). Эти процессы беспокоили западный мир. Крах колониальной системы привёл к образованию нового вида стран – развивающиеся страны. Мир раскололся уже на 3 части. В первые послевоенные годы антифашисты, антиимпериалисты имели очень много общего. Политика была их во многом похожей. Во главу угла ставились демократические ценности (демократическая республика). В 44г. была создана ООН. Все эти вновь создающиеся режимы носили светский характер, даже на Востоке. Все партии считали, что для восстановления послевоенной экономики нужно прямое вмешательство государства, нужна жёсткая централизация, плановая экономика. Для восточно-европейских стран была привлекательна, т.к. они принадлежали к типу догоняющих стран. В западных странах также проводилась подобная программа. Также шли социалистические преобразования.

Концепция регулирования рынка в этот период реализовывалась не только на национальном, но и на глобальном уровне. Создаются глобальные организации по регулированию экономики, отношений. В замен Лиги Наций была создана ООН. В США на конференции были созданы организации Международный валютный фонд, ещё одна, которые хотели защитить от банкротства мир, от экономических кризисов. Международный валютный фонд был создан для недопущения резких валютных скачков. Был создан как прототип Бретенбургской валютной системы. Потом она была заменена Ямайской системой – свободный плавающий валютный курс относительно друг друга. Банк реконструкции развития стал давать кредиты для реконструкции послевоенного хозяйства. Кредиты составили около 3млрд. $. Но стало ясно, что страны не смогут вернуть эту задолжность. Экономические проблемы оставались нерешёнными. Возникает план Маршалла.

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен.

Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию.

Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее — англо-американскими. Аналогичная разрешение линия — по 38-й параллели — была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею — американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы.

Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея — собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей.

Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции.

Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная — к Югославии).

Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав — США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства.

На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат — Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью — в правовом смысле — восстановлен мир).

Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений.

Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии.

Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения.

Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, других — к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии.

Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.

Первые послевоенные годы стали временем возрождения мирной жизни. В пострадавших от войны странах вновь отстраивались города, промышленные предприятия, памятники культуры. Известны примеры, когда жители восстанавливали свои города буквально из руин и пепла. Среди таких воскресших из небытия городов были Сталинград, Варшава и другие. В большинстве стран жизнь людей после недавно закончившейся войны проходила в напряжённом труде, тяготах и лишениях. В городах существовала карточная система распределения продуктов. Не хватало одежды, других товаров широкого потребления. Но с возобновлением работы транспорта, деятельности школ, больниц и бытовых учреждений у людей росла надежда на лучшее будущее.

От войны к миру

Утверждение мирной жизни не означало возврата к старому. После войны произошли значительные перемены в разных областях общественных отношений. Одновременно с устранением остатков фашистских, реакционных режимов расширялись демократические устои общества. Закреплялись новые права и свободы граждан, избирательные процедуры, принципы деятельности органов власти, политических и общественных организаций. Во многих европейских странах возросли общественные функции государства, усилилась его ответственность за решение социальных задач. В ряде случаев государство взяло на себя управление отдельными отраслями хозяйства, предприятиями (в том числе предприятиями, отнятыми у военных преступников и коллаборационистов). Всё это нашло отражение в новых конституциях, которые были приняты во многих странах во второй половине 1940-х годов и закрепили демократические завоевания народов.

На международном уровне идеалы послевоенного мира декларировались в документах созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций. Её учредительная конференция состоялась в Сан-Франциско с 25 апреля по 26 июня 1945 г. Официальной датой образования ООН считается 24 октября 1945 г., когда был ратифицирован её Устав.

В преамбуле (вводной части) Устава ООН сказано:

«Мы, народы Объединённых Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооружённые силы применялись не иначе как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов, решили объединить наши усилия для достижения этих целей».

С ноября 1945 г. по октябрь 1946 г. в городе Нюрнберге заседал Международный военный трибунал над немецкими военными преступниками. Перед ним предстали главные подсудимые, в их числе Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель и другие. Обвинители от СССР, США, Великобритании и Франции и сотни свидетелей раскрыли страшные факты преступлений нацистов против мира и человечества. По приговору Международного трибунала 12 обвиняемых были приговорены к смертной казни, 7 - к разным срокам заключения, 3 - оправданы. В 1946-1948 гг. в Токио состоялся суд Международного трибунала над японскими военными преступниками. Так именем народов были осуждены те, кто развязал войну и руководил уничтожением миллионов людей.

Память о гибели миллионов людей в годы войны вызвала стремление установить и защитить как особую ценность права и свободы человека. В декабре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она открывалась положением о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Далее определялись гражданские, политические, экономические и культурные права человека. Первые документы ООН имели особое значение потому, что в них учитывались уроки прошлого, предлагалось усовершенствовать будущую жизнь людей, предотвратить угрозу существованию человека и общества. Однако воплощение намеченных целей оказалось делом непростым. Реальные события последующих десятилетий далеко не всегда развивались в соответствии с предначертанными идеалами.

Изменения на политической карте. Начало «холодной войны»

Развернувшаяся в годы войны освободительная борьба народов Европы и Азии против оккупантов и их пособников не ограничивалась задачей восстановления довоенных порядков. В странах Восточной Европы и ряде стран Азии в ходе освобождения к власти пришли правительства Национального (Народного) фронта. В то время они чаще всего представляли коалиции антифашистских, антимилитаристских партий и организаций. Активную роль в них уже тогда играли коммунисты и социал-демократы.

К концу 1940-х годов в большинстве названных стран коммунисты сумели сосредоточить в своих руках всю полноту власти. В одних случаях, например в Югославии, Румынии, устанавливались однопартийные системы, в других - в Польше, Чехословакии и других странах - допускалось существование других партий. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, Чехословакия во главе с Советским Союзом составили особый блок. К ним примкнуло несколько государств Азии: Монголия, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай, а в 1960-е годы - Куба. Это сообщество называлось сначала «социалистический лагерь», затем - «социалистическая система» и, наконец, «социалистическое содружество». Послевоенный мир оказался разделённым на «западный» и «восточный» блоки, или, как их тогда называли в советской общественно-политической литературе, «капиталистическую» и «социалистическую» системы. Это был биполярный (имевший два полюса, олицетворяемые США и СССР) мир. Как же складывались отношения между государствами Запада и Востока?

Ещё до того как разделение оформилось окончательно, У. Черчилль, отличавшийся известной дальновидностью, сказал, выступая перед слушателями Вестминстерского колледжа в Фултоне (в США) в марте 1946 г.:

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы...

Я отгоняю от себя мысль, что новая война неизбежна или, более того, что новая война нависла... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Но то, что мы должны рассмотреть здесь сегодня, - это система предотвращения угрозы войны, обеспечение условий для развития свободы и демократии так быстро, как только возможно, во всех странах...»

Случилось так, что слова британского политика о предотвращении угрозы войны оказались незамеченными, зато понятие «железный занавес» прочно и надолго вошло в историю международных отношений.

В 1947 г. президент США Г. Трумэн провозгласил, что политика его страны должна предусматривать помощь «свободным народам, которые не хотят подчиняться вооружённым меньшинствам или внешнему давлению» (под вооружёнными меньшинствами подразумевались коммунисты, а под силой, оказывавшей внешнее давление, - Советский Союз). В «доктрине Трумэна» определялось отношение к странам, избравшим разные «жизненные пути». С ней был связан план Дж. Маршалла (в годы войны известного военачальника, а в тот момент государственного секретаря США), предусматривавший оказание экономической помощи европейским государствам.

По замыслу авторов плана помощь должна была стабилизировать экономическое положение и тем самым предотвратить социальные выступления в европейских странах. Её предоставление оговаривалось тем, что в правительствах получающих помощь стран не должно быть коммунистов. Трумэн впоследствии писал в своих воспоминаниях: «...без плана Маршалла Западной Европе было бы трудно остаться свободной от коммунизма». План Маршалла подписали руководители 17 западноевропейских стран (включая образованную позже ФРГ). Государства Восточной Европы отказались принять помощь (в ряде случаев не без давления со стороны СССР).

Результатом возраставших противоречий между недавними союзниками стал произошедший в 1949 г. раскол Германии на два государства - Федеративную Республику Германии и Германскую Демократическую Республику.

Шагами на пути к расколу оказались следующие действия:

  • объединение сначала американской и британской (в январе 1947 г.), а затем и французской оккупационных зон в одну зону, создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти;
  • принятие в западной зоне помощи по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута;
  • проведение в западной зоне 20 июня 1948 г. сепаратной (отдельной) денежной реформы;
  • установление с 24 июня 1948 г. советскими войсками блокады Западного Берлина, все наземные дороги в который были закрыты для западных союзников. В течение нескольких месяцев существовал «воздушный мост»: американские самолёты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий и т. д. (блокада была снята в мае 1949 г.);
  • принятие 8 мая 1949 г. западногерманской конституции, выборы в бундестаг (август), провозглашение Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 г.;
  • провозглашение 7 октября 1949 г. Германской Демократической Республики.

Многие жители Германии стремились предотвратить раскол своей страны. В 1947 - начале 1949 г. движение борьбы за единство Германии и заключение мирного договора организовало три общенемецких конгресса. Но в обострявшейся внутриполитической и международной обстановке их голос не был услышан.


К концу 1940-х годов противоречия между западными державами и СССР переросли в политическое и экономическое противостояние и соперничество. 25 сентября 1949 г. советское телеграфное агентство (ТАСС) сообщило о том, что в СССР проведено испытание атомного оружия. В начале 1950 г. Г. Трумэн заявил о развёртывании работ по созданию в США водородной бомбы. «Холодная война» набрала полную силу.

Противостояние двух блоков было закреплено созданием их военнополитических и экономических организаций. 4 апреля 1949 г. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия и Португалия создали Организацию Североатлантического договора - НАТО. 9 мая 1955 г. в работе сессии НАТО впервые приняла участие делегация Федеративной Республики Германии (решение о вступлении ФРГ в НАТО принято осенью 1954 г.).

14 мая 1955 г. было объявлено о создании Организации Варшавского договора (ОВД), куда вошли СССР, Албания (в 1961 г. она вышла из состава ОВД), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Органами экономического сотрудничества двух групп государств стали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), образованный СССР и восточноевропейскими странами в январе 1949 г., и Европейское экономическое сообществозападноевропейских государств (основано в марте 1957 г. шестью странами, затем состав его участников расширялся).

Разделение стран на государства и территории с различными политическими системами, подобное происшедшему в Германии, имело место и в Азии. Такая судьба постигла народы Вьетнама, Китая, Кореи. Внутренние противоречия при этом усиливались вмешательством внешних сил. Так, в Корейской войне (1950-1953) противоборствовавшим армиям Северной и Южной Кореи помогали, с одной стороны, Китай и СССР, а с другой - США и ещё несколько государств. Последние участвовали в событиях как силы ООН. Таким образом, в «холодной войне» возникали «горячие точки», очаги вооружённых конфликтов, а соперничество Запада и Востока, США и СССР в различных частях света становилось предметом жёстких политических споров и борьбы в рамках ООН.

Одним из наиболее значительных исторических процессов во второй половине XX столетия стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной зависимости. Система колониальных империй, складывавшаяся в течение нескольких веков, рухнула за два-три десятилетия. На политической карте мира вместо обширных территорий, окрашенных в цвета держав-метрополий, появились названия и границы десятков новых независимых государств. Если в 1945 г. при создании ООН в неё вошло 51 государство, то в 1984 г. членами этой организации были уже 159 стран. Большую их часть составляли освободившиеся государства Азии и Африки.

Процесс становления новых государств оказался сложным, полным драматических событий. Определение государственных границ, установление монархической или республиканской форм власти, выбор путей развития - всё это часто происходило в острой борьбе. Молодым государствам предстояло определиться в своих отношениях не только к бывшим метрополиям, но и к существовавшим тогда «западному» и «восточному» блокам. Выбор ориентации стал для многих стран Азии и Африки существенной проблемой. А отношения со странами третьего мира, как тогда говорили, оказались полем соперничества великих держав, в первую очередь США и СССР.

Научно-технический прогресс: достижения и проблемы

Понятие «прогресс» в сочетании с эпитетами «научный», «социальный» неслучайно стало одним из наиболее употребляемых во второй половине XX столетия. Во многих сферах науки в это время были совершены крупнейшие открытия, появились новые отрасли знания. Ещё в начале века можно было заметить, что научные идеи значительно быстрее, чем прежде, находят воплощение в технических проектах, новых машинах и т.д. Во второй половине века этот процесс значительно ускорился. Теперь настало время научно-технической, научно-технологической революции, для которой характерны тесное взаимодействие науки и техники, быстрое внедрение научных достижений в различных сферах деятельности, использование новых материалов и технологий, автоматизация производства.

Обратимся к фактам. Начало XX в. ознаменовалось значительными открытиями в области атомной физики. В последовавшие десятилетия актуальной научной и практической задачей стало получение и использование атомной энергии. В 1942 г. в США группа учёных под руководством Э. Ферми создала первый ядерный реактор. Полученный в нём обогащённый уран был использован для создания атомного оружия (две из трёх произведённых тогда атомных бомб были сброшены на Хиросиму и Нагасаки). В 1946 г. атомный реактор построили в СССР (руководил работой И. В. Курчатов), в 1949 г. произошло первое испытание советского атомного оружия. После войны встал вопрос о мирном использовании энергии атома. В 1954 г. в СССР была построена первая в мире атомная электростанция, в 1957 г. спущен на воду первый атомный ледокол.

Во второй половине XX в. началось освоение человеком космоса. Первые шаги в этом сделали советские учёные и конструкторы во главе с С. П. Королёвым. В 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. состоялся полёт первого космонавта Ю. А. Гагарина. В 1969 г. американские космонавты Н. Армстронг и Б. Олдрин высадились на Луне. С 1970-х годов в космосе стали действовать советские орбитальные станции. К началу 1980-х годов СССР и США запустили более 2 тыс. искусственных спутников, собственные спутники вывели на орбиту также Индия, Китай, Япония. Эти устройства используются для передачи радио-и телесигналов, наблюдения за земной поверхностью, погодой и т.д. Для того чтобы оценить значение названных событий, необходимо представить, что за ними стоят достижения многих современных наук - аэронавтики, астрофизики, атомной физики, квантовой электроники, биологии, медицины и т. д. Они потребовали многолетних творческих поисков, неустанного труда и мужества тысяч людей.

Важной составной частью развития современной науки и техники стала компьютерная революция. Первые электронно-вычислительные машины (компьютеры) были созданы в начале 1940-х годов. Работу над ними вели параллельно немецкие, американские, английские специалисты, но наибольшие успехи были достигнуты в США. Первые ЭВМ занимали целую комнату, для их настройки требовалось значительное время. Применение транзисторов (с 1948 г.) позволило сделать вычислительные машины более компактными и быстродействующими. В начале 1970-х годов появились микропроцессоры, а вслед за ними - персональные компьютеры. Это была уже настоящая революция. Расширились и функции компьютеров. Сегодня они используются не только для хранения и обработки информации, но и для обмена ею, проектирования, обучения и т. д.

Если первая половина XX столетия была веком кино, то вторая стала веком телевидения. Его изобрели ещё до Второй мировой войны. Первые телепередачи состоялись в 1936 г. в Лондоне. Война приостановила развитие нового вида техники. Но уже с 1950-х годов телевидение стало входить в повседневный быт людей. В настоящее время в развитых странах телеприёмники имеются в 98 % домов. Сегодня телевидение является самым мощным, массовым каналом передачи разного рода информации - от политических новостей до развлекательных, зрелищных программ.

Указанные научные и технические достижения в совокупности привели к информационной революции. Она, в свою очередь, изменила основы современного общества, которое называют постиндустриальным или информационным. Обществоведы полагают, что, если в Средние века главным источником богатства и власти являлась земля, в XIX в. - капитал, то в конце XX столетия эта функция перешла к информации. Неслучайно средства массовой информации - газеты, радио, телевидение - рассматривают сегодня как «четвёртую власть».

Технический прогресс в современном обществе имеет не только положительные стороны. Он порождает и значительные проблемы. Некоторые из них связаны с тем, что «машина заменяет человека». Хорошо, что она облегчает труд людей. Но что делать тем, кто лишился работы, поскольку их заменила машина? (Существуют, например, подсчёты, что один компьютер заменяет труд 35 человек.) Как отнестись к мнению, что машина может научить всему лучше учителя, что она с успехом восполняет человеческое общение? Зачем иметь друзей, если можно играть с компьютером? Зачем ходить в театр, если с большим удобством можно посмотреть спектакль по телевидению? Это вопросы, на которые сегодня приходится искать ответ каждому.

Ряд серьёзных, глобальных проблем связан с последствиями научно-технического прогресса для экологии, среды обитания человека. Уже в 1960-1970-е годы стало ясно, что природа, ресурсы нашей планеты не являются неисчерпаемой кладовой, а безоглядный технократизм (власть техники) приводит к необратимым экологическим потерям и катастрофам. Одним из трагических событий, показавших опасность технологических сбоев на современных предприятиях, явилась авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), в результате которой в зоне радиоактивного заражения оказались миллионы людей. Проблемы сохранения лесов и плодородных земель, чистоты воды и воздуха сегодня актуальны на всех континентах Земли. На защиту окружающей среды, жизни самого человека встали экологические движения и организации («зелёные», «Гринпис» и др.). Так к концу XX в. научно-технический прогресс сделал глобальной проблему сохранения природной, культурной, духовной сфер существования человека и общества.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Расходы на вооружение ведущих стран мира в 1940 г.: Германия — 6 млрд долл., Великобритания — 3,5 млрд долл., СССР — 5 млрд долл., США — 1,5 млрд долл. В 1941 г.: Германия — 6 млрд долл., Великобритания — 6,5 млрд долл., СССР — 8,5 млрд долл., США — 5,5 млрд долл. Соотношение военных расходов воюющих стран в 1940 г. было 6: 10, а в декабре 1941 г. 6: 19,5 в пользу противников Германии.

Жертвы

Вторая мировая война изменила политическую карту мира.

В результате поражения, Германия сохранилась как национальное госу-дарство, правда понеся территориальные потери. Самые большие территориальные приращения получил СССР: 500 тыс. км 2 с 20 млн населения. Япония потеряла всё, что захватила с конца XIX в.: Тайвань (Формоза), возвращённый Китаю, Сахалин, отошедший к СССР, и Корею, которая была разделена на две части — Север-ную и Южную.

Война велась до победного конца, что нашло своё выражение в требовании безоговорочной капитуляции. Во Второй мировой войне, особенно на Восточном фронте, сражались не только армии, но и народы. Справедливому гневу народов, оказавшихся под влас-тью фашистов, противостояла неоправданная жестокость нацистов: убийства людей по национальному признаку приобрели массовый характер и стали отвратительным принципом Второй мировой войны.

Войну окончательно завершили Нюрнбергский процесс (20 но-ября 1945 г. — 1 октября 1946 г.) над главными нацистскими пре-ступниками и Токийский трибунал (3 мая 1946 г. — 12 ноября 1948 г.) над японскими военными преступниками.

Нюрнбергский и Токийский процессы имели существенное значение для утверждения принципов и норм современного меж-дународного права, рассматривающих агрессию как тягчайшее преступление.

Во время Нюрнбергского процесса советская сторона наложила вето на обсуждение следующих вопросов: 1. Отно-шение СССР к Версальскому договору. 3. Советский пакт о ненапа-дении с Германией. 4. Общественно-политический строй в СССР. 5. Прибалтийские республики. 6. Проливы. 7. Балканы. 8. Польша. Материал с сайта

Вопросы послевоенного устройства мира обсуждались на Тегеранской , Мос-ковской , Ялтинской и Потсдамской кон-ференциях глав правительств союзных держав в 1943-1945 гг.

На конференциях союзников был сформирован совершенно новый геополитический порядок, который проявился в растянув-шейся на десятилетия «

Из второй мировой войны Англия вышла значительно ослабевшей. Причинами этого были не только материальные потери и жертвы войны, выдвижение на первый план американского империализма, но и неспособность британского правящего класса вести подлинно демократическую политику.

Двухпартийная система

В 1945 -1975 годах лейбористы и консерваторы сменяли друг друга у власти: в 1945-1951 годы - третье лейбористское правительство во главе с лидером партии К. Эттли; в 1951 -1964 годы- консервативные кабинеты , А. Идена, Г. Макмиллана и А. Дугласа-Хьюма, в 1964 -1970 годах- четвертое лейбористское правительство во главе с новым лидером партии Г. Вильсоном, в 1970 -1974 годы- снова консерваторы во главе с Э. Хитом и, с февраля 1974 года, - пятое лейбористское правительство Г. Вильсона (с апреля 1976 года- Дж. Каллагэна). Эта довольно частая смена партий у власти и сопровождавшие ее многократные выборы были показателем неустойчивости положения страны, трудности вставших перед ней проблем и усиленных поисков путей их решения.

Обе партии стремились решить эти проблемы, не затрагивая основ буржуазного строя. Обе были противниками большевизма и социалистической революции. Однако различия в социальной опоре определили несовпадение их методов. Как известно, профсоюзы образуют около 90% состава лейбористской партии (5,6 млн. человек). Лейбористские лидеры должны были считаться с рядовыми членами своей партии. В отличие от консерваторов лейбористы стояли за реформы, некоторые уступки трудящимся, частичное ограничение монополий с помощью национализации отдельных отраслей и других форм государственного вмешательства. Они провозглашали «демократический социализм», который якобы может быть построен постепенно, без революции и без устранения капиталистов от власти. На деле « » обернулся государственно-монополистическим капитализмом, некоторым ограничением отдельных монополий в интересах укрепления буржуазного строя и буржуазной демократии.

Экономическая политика и социальные реформы

Придя к власти в 1945 году, лейбористы объявили национализацию началом «построения социализма, в рамках капитализма». Однако ничего социалистического в ней не было, поскольку государственная власть оставалась в руках буржуазии. Собственникам выдавалась крупная компенсация, национализированы были в основном убыточные, устарелые отрасли, требовавшие крупных капиталовложений.

Правительства Черчилля, Идена, Макмиллана и Хыома стремились ослабить государственное вмешательство. Национализированные в 1951 году сталелитейные предприятия были возвращены частным владельцам, так же как и автогрузовой транспорт. Впрочем, необходимость откликаться на научно-техническую революцию заставила консерваторов в целом сохранить государственно-монополистический сектор.

Снова придя к власти в 1964 году, лейбористы обещали «обновление и возрождение Англии» на основе дальнейшей национализации и планирования хозяйства. Хотя в 1967 году затяжной спор о сталелитейной промышленности решился в пользу государства, и 14 крупнейших металлургических компаний были за большую сумму выкуплены у их владельцев, а также началась работа по национализации крупных портов и некоторых других объектов, в целом дело шло медленно и никакое планирование в масштабе всей страны фактически не удавалось осуществить. Консерваторы критиковали лейбористов за то, что они «губят частную инициативу». В 1970-1974 годах, возглавив правительство, консерваторы проводили «ползучую денационализацию» - возвращение в частные руки под тем или иным предлогом отдельных авиалиний, местных радиостанций и др.

Научно-техническая революция оказала влияние и на Англию, способствовав появлению новой техники, методов управления, современных отраслей промышленности. Однако нерешительность лейбористов и косность консерваторов привели к тому, что экономика страны развивалась неравномерно, медленными темпами, значительно более низкими, чем в Японии, ФРГ, Франции.

Классовый характер социально-экономической политики проявился и в ограниченности проводимых в стране социальных реформ. Правительство Эттли несколько расширило систему пособий по безработице и болезни, ввело бесплатную медицинскую помощь, приступило к жилищному строительству (впрочем, крайне медленному). При этом, однако, рост налогов опережал рост заработной платы, сохранялась значительная безработица, система высшего образования была почти недоступна рабочим. Консерваторы же под предлогом нехватки средств и необходимости экономии свертывали и эти недостаточные социальные реформы и программы.

К середине 60-х годов обострилась и вышла на первое место проблема инфляции, выразившаяся прежде всего в росте цен. Причиной инфляции была реакционная политика правящих кругов: золото и валюта уходили из Англии в результате ее непомерных военных расходов, а также потому, что монополии предпочитали вкладывать деньги не в модернизацию промышленности в своей стране, а в заграничные предприятия, где сырье и труд были дешевле. Однако и лейбористы и консерваторы развивали теорию о том, что причина всех экономических бед - рост потребления, и необходимо всячески сокращать доходы широких масс, чтобы это потребление уменьшить. Они взяли курс на сжатие импорта, «замораживание» цен и заработной платы, причем контроль над ценами был слаб, и они продолжали расти, а заработную плату действительно «замораживали». В 1973-1975 годах на страну обрушился тяжелый экономический кризис. Финансовое регулирование, методы государственно-монополистического капитализма, имевшие антидемократический характер, оказались неэффективными.

Крушение британского колониализма

Упадок влияния Англии был тесно связан с колониальным вопросом. После , за какие-нибудь 2-3 десятилетия, распалась создававшаяся веками огромная , и английский империализм стал утрачивать свой колониальный характер.

Придя к власти в 1945 году, лейбористы пытались сохранить английское влияние в освобождающихся колониях методами неоколониализма (нового колониализма), т. е. признания политической независимости государств при одновременном усилении их экономической зависимости, втягивания их в блоки и опоры на местную реакцию. Правительство Эттли признало независимость Индии и других колоний. Однако одновременно Англия начала жестокую колониальную войну в Малайе, оказала помощь голландскому империализму в Индонезии, французскому - во Вьетнаме? Эта политика не принесла лейбористам успеха. Государства, получившие хотя бы лишь юридическую независимость, постепенно крепли и при помощи социалистических стран освобождались от разных видов косвенной зависимости. Колониальные авантюры дискредитировали «лейбористский социализм», вызвали дополнительные расходы и потери, породили значительное недовольство в английских прогрессивных кругах.

Консерваторы тщетно пытались приостановить распад колониальной империи, они вынуждены были отступить, как и лейбористы. Не помог им и «коллективный колониализм» в виде создания военных блоков. Англия проиграла борьбу против египетской революции (интервенция в зону Суэцкого канала в 1956 году).

Новые удары британскому колониализму в этой его когда-то заповедной зоне нанесли революция в Йемене в 1962 году, провозглашение независимости важных баз Англии в Средиземном море - Кипра и Мальты в 1960 году и 1964 году. В 1967 году Англия эвакуировала войска из Адена - главного опорного пункта своей политики «к востоку от Суэца» и должна была примириться с созданием второй йеменской республики.

Такой же бурный процесс освобождения шел в британских колониях в Африке, где завоевали независимость фактически все английские колонии. В результате обострения противоречий с Англией провозгласили свое полное отделение от Британской империи расистские государства Родезия и Южно-Африканская Республика, незаконно присоединившая к себе Намибию. В конце 60-х и в 70-е годы независимость завоевали и многие островные государства, затерянные в просторах Тихого и Атлантического океанов.

Консерваторы пытались замаскировать эту серию поражений заявлениями о том, что по всей земле дуют «ветры перемен», и поэтому Англия якобы добровольно преобразовала свою империю в Содружество наций. Англия, действительно, сохранила некоторые экономические и другие позиции в бывших колониях, однако это не шло ни в какое сравнение с прежними возможностями эксплуатации. Век Британской империи подошел к концу.

Движения протеста. Компартия и рабочий класс - главная прогрессивная сила

Во главе сил, сопротивлявшихся реакционной политике, шел английский рабочий класс. Стачечное движение развивалось по нарастающей, причем забастовки шли как на частных предприятиях, так и в национализированных отраслях (особенно на угольной промышленности, на транспорте), опровергая тем самым утверждения лейбористов о «социалистическом секторе», в котором «стачки уйдут в прошлое». Создавались новые профсоюзы. Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) превратился в мощную силу, увеличив свои ряды до 10 млн. чел. (1972 год).

На первых порах лейбористское правительство сняло некоторые ограничения, наложенные на стачки, в частности был отменен «гнусный закон» 1927 года. Однако по мере роста рабочего движения и лейбористы и консерваторы начали изобретать средства для «обуздания» стачек. В 1969 году четвертое лейбористское правительство разработало закон «Об отношениях в промышленности», который предписывал профсоюзам прежде чем начнется стачка провести длительные и сложные переговоры с владельцами, при участии правительственного чиновника. По сути дела это означало замену стачек - основного инструмента борьбы рабочих - государственным арбитражем и было еще одной попыткой государственно-монополистического регулирования. Консерваторы и 1971 год добились принятия этого закона. Однако рабочие ответили на него новыми боями.

Острый характер носила забастовка на реке Клайд, где владельцы решили закрыть судоверфи, а рабочие не допустили этого, взяв предприятия в свои руки. Это была первая в Англии «забастовка наоборот» - не уход с работы, а обеспечение себя работой. Во главе созданного рабочими Административного совета стоял коммунист Джеймс Рид. Упорная борьба продолжалась год и закончилась победой рабочих.

В 1973 году на первое место по остроте и длительности вышла борьба шахтеров, которых поддерживали машинисты железных дорог. Правительство Хита обещало «преподать урок» непокорным шахтерам и решило во что бы то ни стало сломить рабочих. Оно ввело в стране чрезвычайное положение, а с января 1974 года такую крайнюю меру, как трехдневную рабочую неделю (и соответственное уменьшение зарплаты) для большинства заводов, учреждений и магазинов страны, а также сокращение отпуска электроэнергии. Населению, лишившемуся работы и сидевшему в темных нетопленых квартирах в разгар зимы, правительство твердило, что во всем виновато «безответственное Поведение» горняков.

Эта политика вызвала экономический развал, падение правительства консерваторов и возвращение к власти лейбористов в феврале 1974 года. Правительство Г. Вильсона вынуждено было пойти на уступки шахтерам и отменить закон «Об отношениях в промышленности». Единоборство шахтеров с правительством захватило, таким образом, всю страну, показало остроту классовых противоречий в Англии и возросшую роль рабочего класса.

В 1968 году начался затяжной конфликт в Ольстере, где католическое ирландское население, находившееся на положении «белых негров», поднялось на борьбу за равноправие. Английское правительство наводнило Ольстер своими войсками, фактически поощряло террор со стороны воинственных групп протестантов. Несмотря на религиозную оболочку, борьба католического населения Ольстера, продолжавшаяся и в 70-е годы, была в действительности движением за демократические права, против угнетения колониального типа.



Рекомендуем почитать

Наверх