Чуфут-Кале — пещерный город в Крыму: история, условия посещения, как добраться, фото. Чуфут-Кале — монументальный пещерный город Крыма

Кухни 11.10.2019
Кухни

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале - находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

История Чуфут-Кале

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Крепость сегодня

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ... Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

Пещерный город Чуфут-Кале относится к старейшим крымским достопримечательностям. Это место поистине уникальное, ведь многие пещеры здесь созданы природой. Экскурсия в Чуфут-Кале не из простых, так как город находится на горе и с трех сторон окружен обрывами. Чтобы добраться сюда, придется постараться, но откопанный город в Крыму того стоит.

Чуфут-Кале — самый посещаемый пещерный город Крыма

Сегодня название Чуфут-Кале (перевод с татарского - Иудейская крепость) у всех на слуху. Но далеко не все знают, что крепость называлась так не всегда. Когда именно был основан Чуфут-Кале, доподлинно неизвестно, в одних источниках упоминается VI век, в других - XI. Вот что удалось выяснить историкам.

Времена Крымского ханства:

  • XI в. (вторая половина) - крепостью владели кыпчаки, давшие ей название Кырк-Ер.
  • 1299 г. - город завоевали татары, переименовав его в Кырк-Ор.
  • XII-XIV вв. - размещался гарнизон Крымского улуса, некогда состоявшего в Золотой Орде. В начале XIV века возведена мечеть из проконесского мрамора.
  • XV в. - крепость получила статус первой столицы Крымского ханства. После этого здесь был выстроен ханский дворец, медресе и расширена мечеть. По данным некоторых источников, на этот период приходится появление монетного двора, где чеканили монеты из серебра.
  • Середина XVII в. - утрачен статус столицы, крепость перешла к караимам и была названа Кале, со временем появилось название Чуфут-Кале, а после сооружения оборонительной системы - Джуфт-Кале.

Времена Российской империи

  • Период правления Анны Иоановны - Бахчисарай был захвачен русскими и Чуфут-Кале подвергся разрушению.
  • Период воссоединения Крыма с Российской империей - был снят запрет на проживание караимов и крымчаков, поэтому люди массово покидали цитадель.
  • Конец XIX в. - из крепости ушли все, за исключением семьи смотрителя.
  • 1874 год - с этого времени крепость полностью опустела.

Современность:

Руины - вот что представляет собой сегодня мертвый город Чуфут-Кале, если не считать нескольких зданий, которым удалось «выжить». Но это ничуть не влияет на востребованность места в качестве туристического объекта. Экскурсии в Чуфут-Кале пользуются популярностью, потому что по его пещерам интересно бродить. Кроме того, с горы (высота над уровнем моря - 558 м) открывается живописная панорама окрестностей, а неподалеку, в 3 км, расположен бахчисарайский Ханский дворец.

Охраняется ли Чуфут-Кале ЮНЕСКО? Пока нет официальной информации относительно включения этого пещерного города в список охраняемых объектов. Но он уже значится в списке кандидатов на занесение. Когда вопрос будет решен окончательно, не известно, ведь на утверждение списков может уйти 15 лет.

Пещерный город фото:

Древний город Чуфут-Кале находится на высоте около 600 м над уровнем моря

Где находится пещерный город и как сюда добраться на машине

Месторасположение достопримечательности - Бахчисарай, добраться до которого можно из любого крымского курорта, окрестности села Старолесье.

Чуфут-Кале на карте Крыма:

Чуфут-Кале находится на расстоянии 2,5 км от Бахчисарая

Если добираться на общественном транспорте из Бахчисарая, то нужно ехать на конечную остановку «Старолесье», а дальше идти пешком, пользуясь туристическими указателями.

Если ехать на машине до Чуфут-Кале, то все равно часть пути придется идти пешком. Сначала курс также следует брать на вышеуказанную остановку. Здесь находится автостоянка, на которой можно оставить автомобиль, так как дальше начинается полуторакилометровый пешеходный маршрут. Первое интересное место, которое встретится по пути, - ущелье Марьям-Дере. Оно растянулось примерно на два километра в длину и полкилометра в ширину. Место просторное, поэтому здесь вместилось достаточно много построек: медресе, а также кладбище, монастырь для православных, мусульманский мавзолей и 2 некрополя. Следующий пункт экскурсии, заслуживающий внимания, -Успенский монастырь. По левую сторону дороги в низине можно увидеть усыпальницу Хаджи-Гирея, основавшего Крымское ханство. За монастырем дорога ведет к ореховой роще, а затем остается преодолеть балку Марьям-Дере и приготовиться к подъему на гору, где и находится вход в город.

Прогулка по пещерному городу

Экскурсии начинаются с Малых (Южных) ворот с массивными дубовыми дверями, к которым ведет мощеная дорога, порядком разрушенная. Малые ворота расположены таким образом, что не просматриваются с дороги. Их можно увидеть, только оказавшись прямо перед ними.

Второй вход - через Верхние ворота, у которых туристов встречает охранник. Этот путь подходит тем, кто не хочет преодолевать пешеходный маршрут и подниматься по достаточно крутому склону к Южным воротам. Билеты можно купить в кассах, которые установлены у обоих ворот.

Сколько стоит вход на Чуфут-Кале? Стоимость билетов представлена в таблице (цены указаны в рублях на период с 1 апреля 2017 по 31 декабря 2017 г.):

Для взрослых Для детей 16-18 лет и учащихся Для пенсионеров Отдельное экскурсионное обслуживание
Вход 200 100 150 -
Экскурсия 100 100 100 1500 (группа до 10 чел.)
Всего: 300 200 250 -

Объект можно посещать с 9 до 16 часов. Экскурсионное обслуживание не является обязательным, за исключением детских организованных групп в возрасте до 16 лет.

На территорию объекта нельзя заходить без головного убора и удобной обуви. Также при себе нужно иметь питьевую воду из расчета 1,5 л на человека.

Достопримечательность находится в ведомстве Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея заповедника (официальный сайт handvorec.ru). Если турист путешествует в составе организованной группы и на основании договора, заключенного с заповедником, то за вход и экскурсию в сопровождении гида он платит всего 200 р.

С детьми какого возраста можно отправляться на экскурсию в Чуфут-Кале? Если учесть, что маршрут достаточно большой (сюда обычно едут на целый день) и приходится много ходить пешком, то возраст ребенка должен быть соответствующий. Если ребенок в 6-7 лет активный и любознательный, хорошо развит в физическом отношении, то почему бы не свозить его в такое интереснейшее место.

Карта пещерного города Чуфут-Кале

Что посмотреть

Пещеры

Они использовались в качестве жилых помещений, погребов, конюшен, тюрем. В них размещались смотровые комнаты и склепы. На момент своего основания это был город-крепость, расположенный в скалах и надежно скрытый от посторонних глаз естественным рельефом. Всего здесь 170 пещер. Они отличаются друг от друга качеством, отделкой, предназначением, архитектурными решениями. Во многих из них остались фрагменты лестниц, которые, возможно, служили для соединения пещерных комнат.

В Чуфут-Кале около 170 пещер, расположенных на разной высоте. Многие пещеры связаны между собой каменными лестницами.

Колодец Тик-Кую

Это осадный колодец, предназначавшийся для укрытия жителей на время осады крепости, а также служивший источником воды. Название «Тик-Кую» означает вертикальный колодец. В нем есть подземелья и шахты, в которых будет интересно побывать. Диаметр строения 2,2 м, глубина 27 м. На глубине примерно 25 м к нему примыкает галерея, от которой тянется пологий подъем на высоту 30 м. И это еще не все! Ниже галереи есть еще один колодец, перпендикулярный, диаметром 5 м.

Чтобы войти в Тик-Кую, расположенный на горном склоне, необходимо идти пешеходным маршрутом, который ведет к городским Южным воротам. Посещение колодца платное (300 р. полный билет и 150 р. льготный) и не включено в стоимость билета для посещения города.

Осадный колодец Чуфут_Кале уходит вглубь практически на 30 метров

Караимские кенассы

Кенасса - это караимский храм. Во время экскурсии можно увидеть две кенассы, которые расположены рядом и датируются XIV в. (Большая кенасса) и XVIII в. (Малая кенасса). Несмотря на внушительный возраст, они неплохо сохранились. Осмотреть их изнутри не получится, зато снаружи сколько угодно можно рассматривать барельефы, древнюю архитектуру, настенные оттиски.

Большая и Малая караимские кенассы отлично сохранились до нашего времени

Мавзолей Джанике-ханым

Джакине-ханым - дочь Тохтамыш-хана, правившего в XV веке. Восьмигранное строение с крышей из черепицы и резными колонками по бокам выполнено в стиле, характерном для османского периода, и отлично сохранилось. Внутрь нельзя заходить, но через решетку можно рассмотреть надгробие, к которому ведут ступеньки. С места, где выстроен мавзолей, открывается панорама гор и долины Ашлама-дере.

Мавзолей Джанике-ханым, выстроенный в XV веке, практически не подвергся разрушению

Наземные строения XVII-XVIII веков

Многие из построек неплохо сохранились, среди них:

  • защитные стены;
  • жилые дома;
  • главная улица, вымощенная камнем, на ней еще видны колеи от колесниц;
  • дом А.С. Фирковича (караимский археолог и историк);
  • темница, в которой 21 год сидел воевода Шереметьев в ожидании выкупа.

Несмотря на полуразрушенное состояние, большой интерес представляют мечети, дворцы, храмы.

Все наземные строения можно рассматривать только снаружи, внутрь вход запрещен.

Древнее кладбище караимов

Оно находится в лесу, за территорией города, на плато, в 500 м от верхних ворот. Место окутано таинственной и мрачной атмосферой - черные деревья, надгробья замысловатых форм, заросшие мхом и хранящие древние надписи. Но сюда обязательно стоит заглянуть.

Караимское кладбище — мрачное, но невероятно интересное место, особенно для эзотериков

Видео-экскурсия:

В Крыму насчитывается 5 пещерных городов, пользующихся популярностью у туристов: Чуфут-Кале, Мангуп-Кале (достаточно популярная достопримечательность), Эски-Кермен, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен. У каждого своя история, тайны и легенды. Если возникнет вопрос, что лучше - Мангуп-Кале или Чуфут-Кале, смело посещайте оба, смотрите, сравнивайте. В Мангуп-Кале, возникшем в V веке, тоже есть на что поглазеть: руины крепостной стены, ворот и цитадели, казематы, дозорные и технические двухъярусные пещеры.

В Крыму есть несколько пещерных городов, но лучше всего сохранился Чуфут-Кале. По популярности у туристов его можно сравнить с ялтинским «Ласточкиным гнездом» и Ханским дворцом в Бахчисарае. Прогуливаясь по руинам города-призрака, путешественники погружаются в историю Крыма, словно попадая в иное измерение. Сотни лет скала была надежной защитой и пристанищем для людей. Аланы, караимы, крымские татары — каждый народ давал название городу на свой лад. Но главный объединяющий все эти наименования смысл концентрируется в слове «Крепость».

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом. Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей.

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию.

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу.

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом».

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Ворота Кучук-Капу

Если вы решили отправиться на экскурсию в город-призрак, вам просто необходима удобная спортивная обувь, поскольку ходить придется и немало по горам - по долам. Чтобы попасть на Чуфут-Кале, нужно в первую очередь приехать в Бахчисарай, затем сесть на маршрутное такси, которое движется в Староселье. Выйдя на конечной остановке, придется преодолеть километровый подъем до прекрасного скального Успенского Монастыря, а там и до Чуфут-Кале рукой подать!

Поднявшись по крутому зигзагу древней мощеной дороги, вы, наконец, попадете в «мертвый город»… Представление открывают южные Малые ворота — Кучук-Капу. Их прозвали «потайными», так как ворота не видны издалека. Массивные дубовые створки врат обиты железом; к ним примыкает южная оборонительная стена, сложенная из необработанного камня толщиной до 1 метра и высотой до 5 метров. Верхняя часть стены снабжена бойницами для стрельбы из ружей.

Когда-то Кучук-Капу были настоящей ловушкой. Тараном выбить ворота было практически невозможно. Неудобный крутой спуск и пологая тропа у самого входа, которая резко сворачивает, делали любые маневры весьма затруднительными. Даже если штурмующие все-таки врывались на территорию крепости, они попадали в узкий коридор, специально вырубленный в скале. С деревянного настила на них сыпались камни, лился кипяток, а в оборонительных пещерах, несчастных поджидали лучники, стреляющие без промаха.

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы.

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных.

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал».

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки. Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Типография

На Главной улице сохранилось здание самой древней типографии в Крыму, основанной в 1731 году. Здесь печаталась в основном литература религиозного содержания. Первая книга датируется 1734 годом, последняя — 1805 годом. Позже типографию перевели в Евпаторию. Кстати, в библиотеке Бахчисарайского музея можно увидеть книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в чуфут-калинской типографии.

Гробница Джанике-ханым

На территории Чуфут-Кале находится почти полностью сохранившийся мавзолей XV века — уникальный образец «сельджукской» архитектуры. Оно представляет собой восьмигранное сооружение под черепичной крышей, украшенное резными колонками. К нему примыкает покрытый резьбой портал с массивной аркой. В глубине мавзолея на ступенчатом возвышении стоит надгробие, украшенное изящной арабской надписью: «Это гробница великой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года (1437)».

С этим памятником связана романтическая легенда. Согласно одной из них Джанике погибла, защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей. Вторая версия повествует о тяжелой болезни любимой дочери хана, которой для лечения потребовался здоровый воздух Кыркора. Третья история рассказывает о недозволенной любви девушки к татарскому бею или генуэзцу. Преследуемая отцом, непокорная дочь бросилась в пропасть с места, близ которого была похоронена как самоубийца, т.е. вдали от родных могил.

Но история разрушает все версии этой легенды. На самом деле, отец Джанике, легендарный хан Золотой Орды Тохтамыш, приведший в 1382 году несметное войско под стены Москвы, был впоследствии разбит Тимуром. Впоследствии он бежал в Киргизские степи, где и погиб. Таким образом, дочь пережила отца на 32 года.

На памятной доске в мавзолее написано, что Джанике-ханым была знаменитой государыней, историки же утверждают, что именно она предоставила убежище Хаджи-Гирею, который воевал с крымскими беями. Там также говорится, что эта достойная дама, жена могущественного эмира ногайской орды Едигея, совершила паломничество в Мекку, заслужив всеобщее уважение в мусульманском мире.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице... Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп.

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден...».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода...

Осадный колодец

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале.

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале - один из наиболее известных, лучше всего сохранившихся и чаще всего посещаемых пещерных городов Крыма . Располагается эта средневековая крепость всего в 2,5 км к востоку от Бахчисарая, поэтому её посещение с лёгкостью доступно всем. В отличие от многих подобных поселений, здесь можно полюбоваться не только руинами, но и хорошо сохранившимися старинными архитектурными строениями.

Богатое историческое прошлое Чуфут-Кале

Наименование этого пещерного города в переводе с крымскотатарского звучит как «еврейская/иудейская крепость», что, скорее всего, связано с общинами проживавших здесь в средние века караимов. Хотя, за многие века существования Чуфут-Кале населяли самые разные народы, поэтому и различных наименований у города немало. Одно из наиболее известных - Кырк-Ор . Именно так именовалась неприступная крепость во времена Крымского ханства. Название переводится как «40 укреплений», и археологи трактуют это как факт существования на пути к Херсонесу 40 укреплённых поселений-форпостов. Но не отрицается и версия, что именно Чуфут-Кале назывался так из-за обширной территории и особенного значения для защиты Херсонеса.

Окна жилых пещер Чуфут-Кале:
Вид из окна жилой пещеры Окно жилой пещеры

Горное плато возвышается над тремя живописными долинами Чуфут, обеспечивая с трёх сторон неприступность крутыми природными обрывами, а восточная сторона была укреплена надёжной крепостной стеной, не позволяющей врагам проникнуть в город.

Гора, на которой расположен
город Чуфут-Кале
Головокружительный вид из пещеры
в северной части Чуфут-Кале
на долину Биюк Ашлама и гору Беш-Кош

В средние века этот пещерный город приобрёл особую популярность, так как стал столицей Крымского ханства, и именно здесь располагалась резиденция первого крымского хана Хаджи-Гирея. Во времена его правления на Чуфут-Кале был создан монетный двор, а в одной из подземных пещер располагалась тюрьма для пленных. Внизу, у подножия скалы, располагался ханский дворец, а в случае возникновения опасности хан всегда мог укрыться в крепости.

Общая площадь поселения составляла около 29 га, но большая часть использовалась под пастбища, и лишь 9 га занимали дома и хозяйственные постройки местных жителей. Начиная с конца 15 века, крепость стали осваивать караимы, при которых она и обрела наименование Чуфут. Когда ограничения на проживание караимов в городах Крыма было сняты, люди покинули пещерный город, а сам Чуфут-Кале уже к концу 19 века окончательно опустел и превратился в молчаливого свидетеля былых эпох.

Чуфут-Кале - перекрёсток эпох и религий

Эта историческая достопримечательность Крыма располагается всего в километре от Свято-Успенского монастыря , от которого к Чуфут-Кале ведёт утопающая в зелени деревьев дорога, что даже в летний зной позволяет наслаждаться неспешной прогулкой в тени. По пути с другой стороны ущелья можно заприметить немало вырубленных в скалах пещер. Это остатки старинного греческого поселения Мариамполь, существовавшее в этих местах примерно в VIII веке. Искусственные пещеры здесь пронизывают почти каждый скалистый уголок.

Искусственные пещеры Чуфут-Кале
Входные двери и окно в дом Многоэтажный дом в скале

Путешествие по Чуфут-Кале словно позволяет оказаться на перекрёстке разных эпох. Здесь сохранились руины древних поселений и искусственные пещеры, которые, скорее всего, были вырублены в скалах ещё первыми жителями городища, средневековые сакральные помещения и жилые дома 18-19 веков, в которых проживали караимы. Дома последних обитателей города сохранились наилучшим образом.

Караимское наследие Чуфут-Кале

Среди главных достопримечательностей Чуфут-Кале можно отметить молитвенные дома караимов - кенасы (14 и 18 веков), расположенные вблизи южного обрыва, и несколько жилых домов известных представителей этого тюркского народа, исповедующего иудаизм. Караимские кенасы представляют собой изящные двухэтажные дома, окружённые внутренними двориками. Время почти не разрушило их, а караимская община Крымского полуострова прилагает все усилия для сохранения этих уникальных архитектурных памятников своего народа.

Чуфут-Кале. Вид с внешней стороны на кенасы
- молитвенные дома караимов

В одной из старинных усадеб, возведённых ещё в 18 веке, до самой смерти жил караимский учёный Фиркович. За свою жизнь он посетил многие страны и собрал богатейшую коллекцию, посвящённую караимам. Покрытый красной черепицей двухэтажный каменный (верхний этаж деревянный) дом Фирковича прекрасно сохранился до сих пор. Вблизи караимских кенас располагалась первая в Крыму типография, которая, к сожалению, не уцелела. О существовании в этих краях караимов напоминает и старинное кладбище в расположенной вблизи Чуфут-Кале Иосафатовой долине, названной так в память о святом месте в Иерусалиме.

Экскурсии по Чуфут-Кале

Экскурсионный маршрут по этому пещерному городу Крыма начинается от массивных Малых ворот, возведенных ещё в 14 веке из дубовых брусьев, и обитых железом спустя два века. Ворота скрываются в скале, и незаметны при подъёме по сохранившейся каменной дороге.

Вход в Чуфут-Кале
через Малые Южные ворота Кучук-Капу

Чуть правее ворот располагалась крепостная стена с бойницами, а ведущий от ворот узкий коридор приводит к вырубленным в скалах четырёхъярусным т.н. оборонительным пещерам. Исследователи полагают, что возможно, в этих пещерах располагался пещерный храм, монахи которого впоследствии перебрались в Свято-Успенский монастырь. После их посещения можно выйти на главную улицу города, где частично сохранились каменные жилища и хозяйственные помещения. В средние века на территории Чуфут-Кале насчитывалось не менее 400 домов. Старинная каменная дорога, идущая почти через весь город, хорошо сохранила следы повозок в виде глубокой колеи, оставленной деревянными колёсами. Это основная улица города, к которой примыкают многочисленные извилистые улочки с северной части былого поселения.

Каменные дороги Чуфут-Кале:
Дорога к средним воротам Дорога с тротуаром для пешеходов

Сакральное наследие Крымского ханства на Чуфут-Кале

На территории города располагаются две старинные мусульманские постройки. Одна из них - древняя мечеть, от которой остались лишь руины фундамента, и местами можно заметить остатки восточного орнамента на нём, хотя ещё на заре 20-го века здесь можно было увидеть остатки минарета с винтовой лестницей

По соседству с разваленной мечетью, вблизи северного обрыва, располагается иной, более сохранившийся культовый объект - восьмигранное сооружение средневекового мавзолея Джаныке-ханым - дочери хана Тохтамыша. Некрополь, строительство которого датируется ещё 30-ми гг. 15 века, впечатляет своей массивностью, величественной строгостью и красотой декоративных узоров на колоннах, которые даже время не смогло разрушить. Согласно одной из легенд хан застал здесь свою дочь с возлюбленным, и, испугавшись отцовского гнева, та бросилась вниз со скалы. С этой части Чуфут-Кале открывается потрясающий живописный вид на долину Ашлама-Дере.

Вблизи мавзолея располагаются 2 искусственные пещеры: верхняя и нижняя, в которой, как считают историки, во времена Крымского ханства существовала тюрьма. Местные жители знают немало легенд о казнённых на Чуфуте, которых сбрасывали в ущелье, но археологи пока так и не нашли официальных подтверждений этим сказаниям.

Чуфут-Кале - город, покинутый людьми

По соседству с руинами старинной мечети располагается каменный колодец. Помимо него, для обеспечения жителей города водой в скалах был вырублен глубокий ров, в котором накапливалась дождевая вода.

Тем не менее, жители Чуфут-Кале постоянно испытывали сложности с водоснабжением, что и стало главной причиной опустошения города после того, как караимы получили возможность жить в любом уголке Крыма.

На окраине городища сохранилась крепостная стена с воротами Орта-Капу, которые соединяют старую и новую часть города.

По соседству располагаются сохранившиеся усадьбы караимов. В западной части города наилучшим образом сохранились хозяйственные помещения, которые были вырублены в пещерах. В восточной части города располагались не сохранившиеся жилые дома и монетный двор.

Многочисленные экскурсии по Крыму с посещением Бахчисарая обычно включают и знакомство с пещерным городом Чуфут-Кале. Увлекательное путешествие позволяет погрузиться в историю Крымского полуострова через призму исторических событий, пережитых поколениями обитателей Чуфута. Лучше всего отправляться на Чуфут-Кале с утра, ведь предстоит путь в гору, который проще преодолеть в период утренней прохлады.

Смотрите фотографии пещерного города Чуфут-Кале в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13

Крутые склоны плато, на котором находится пещерный город Чуфут-Кале выглядят неприступными. И только с востока сюда ведет тоненькая тропинка. Несколько домов, которые здесь сохранились, снизу похожи на гнезда диковинных птиц, поселившихся на плоской вершине.

Пещерный город находится на плато горного хребта, который доминирует над тремя глубокими долинами. Средневековый город-крепость находится на расстоянии примерно 2.5 км от Бахчисарая.

Мимо Свято-Успенского монастыря (в святом источнике которого наберите воды — ведь на плато ее нет) от перекрестка четырех долин туристическая тропа ведет нас к древнему некрополю, который напрочь зарос кизилом и дикой лещиной.

Общая площадь городища Чуфут-Кале составляет 46 га, из них на городскую застройку приходилось 10 га. Даже сегодня, когда от застройки старинного города почти ничего не осталось, на территории Чуфут-Кале хорошо прослеживается уличное планирование, городские кварталы, крепостные сооружения.


Каменный город был оставлен последними жителями более века назад.

История Чуфут-Кале

По мнению исследователей, Чуфут-Кале был построен приблизительно в V — VI веках, как укрепленное поселение на границе византийских владений. Археологические исследования доказывают, что уже в VI в. здесь были поселения аланов, занимавшихся скотоводством. Чуть позже на горном плато возникло укрепление. Хозяйственные пещеры, вырубленные в теле горы, хорошо сохранились до наших дней, в отличие от деревянных жилых надстроек. Из 16 пещерных городов Крыма Чуфут-Кале оставался населенным дольше остальных.

Главные события в истории пещерного городища разворачивались во времена борьбы за власть между крымскими и золотоордынскими ханами.

В 1299 году он был взят штурмом и разграблен войском эмира Ногая.

Местные правители пытались завоевать независимость от правящей верхушки Золотой Орды. В те времена мощный укрепленный город, ставший татарской крепостью, назывался Кырк-Ер.

В XIII-XIV веках, Чуфут-Кале был центром небольшого княжества, и вассалом Крымского ханства Золотой Орды.

Здесь расположил свою ставку претендент на трон самостоятельного Крымского ханства Хаджи-Девлет-Гирей, родоначальник знаменитой династии Гиреев. Эта династия правила Крымом более трех веков.

В это время на политической арене появляется женская фигура. Джаныке-ханым была дочерью хана Тохтамыша (который сжег в 1382 году Москву).

История сохранила память о ней как о мудрой правительнице, наследнице Чингизидов, совершившей хадж в Мекку. Она предоставила мятежному хану убежище в своем родовом замке Кырк-Ор. Поддержка Джанике-ханым позволила Хаджи-Гирею противостоять крымским эмирам.

К сожалению, вскоре Джанике-Ханым умерла и хану пришлось искать защиту у литовских князей (известно, что юные годы будущий хан провел при дворе князя Витовта). В конце концов, с их помощью, Хаджи-Гирей стал хозяином Крымского ханства. А Кырк-Ор полвека оставался столицей этого государства.

Национальный состав населения города был в это время довольно разноплановым: татары — воины, армяне — строители, караимы — ремесленники и торговцы. Каждая этническая группа имела свои районы и свои храмы.

Мусульманская мечеть находилась на главной площади, рядом с мавзолеем Джанике-ханым. Православные армяне молились в своем квартале, караимы — диссиденты иудейской веры, которые не признавали Талмуд, читали ветхозаветную Библию в своих молитвенных домах — кенасы.

В XIV веке в городе стали селиться караимы.

Татары поселили караимов за восточной стеной крепости, где те построили еще одно укрепление. Поэтому городище иногда называют Двойной крепостью (Чуфут-Кале).

В некоторых источниках Чуфут-Кале именуют также «Крепостью драгоценностей». Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби писал в «Книге путешествий», что стены и ворота города были украшены драгоценными камнями.

После того, как татары оставили крепость и поселились в Бахчисарае, в городе остались караимы. Кырк-Ор стали называть Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

На территории Чуфут-Кале была организована первая типография в Крыму в 1731 году. Книги были напечатаны на иврите и караимских языках и были в основном религиозного содержания.

После вхождения Крыма в состав России ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию (последние жители покинули Чуфут-Кале в 1852 году). К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Город опустел...

Что посмотреть в Чуфут-Кале

В западной части городища сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов.



На восточной стороне пещерного города имеется 128-метровая оборонительная стена с башнями и воротами.

Кроме многочисленных пещер, имевших хозяйственное назначение, здесь сохранился жилой дом. Он принадлежал Аврааму Фирковичу – караимскому ученому и коллекционеру, который всю жизнь собирал материалы по истории караимов.

Лучше начать знакомство с городом с восточных ворот. Там виден большой бассейн, высеченный в скале справа от ворот перед крепостной стеной. Его люди использовали для сбора дождевой воды для питьевых и бытовых нужд животноводства.

На южной стене имеются высокие скалы с боевыми пещерами нарезанные в четыре яруса и связанные между собой. Эти пещеры в более поздние времена использовались для бытовых целей.



При очистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею в Чуфут-Кале, там был найден клад в кухонных керамических горшках на глубине 40 см от поверхности. По предварительной экспертизе, там находились:

— Венецианские золотые монеты — 29 штук (1425—1430 гг.)

— Золотой динар египетских султанов — 1 шт (1425—1430 гг.)

— Серебряные монеты — 4259 штук (XIV-XV)

— Монеты Генуэзской Крымском гравировка города Кафы

— Гравировка монеты «Хан» (хан Золотой Орды назван узбекский)

— Дирхемы

— Монеты Крымского ханства с гравировкой города Кирк-Ер.

Это самый богатый клад таких монет, найденных на Крымском полуострове, а также в Восточной Европе и в мире. Клад был передан в исторический музей Симферополя.

  1. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
  2. Северный склон плато.
  3. Кенасская улица.
  4. Средняя улица.
  5. Бурунчакская улица.
  6. Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию.
  7. Малые Южные ворота Кучук-Капу.
  8. Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
  9. Малая и Большая кенассы — молитвенные дома караимов.
  10. Южный склон плато.
  11. Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
  12. Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
  13. Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
  14. Остатки бани.
  15. Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
  16. Двойной ров. По внешнему рву, дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
  17. Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
  18. Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
  19. Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
  20. Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.



Рекомендуем почитать

Наверх