Резьбовое соединение труб отопления - система отопления. Монтаж системы отопления Пост газовой сварки состоит

Идеи для ремонта 19.10.2019
Идеи для ремонта

Обвязка радиатора должна включать в себя запорную арматуру

Мы уже знаем о том, а сегодня поговорим о подсоединении радиаторов отопления к трубам. В системе отопления для соединения элементов достаточно часто применяется резьба. Всё оборудование устанавливается на контур посредством резьбы. Это и экспанзомат (металлический бак с резиновой мембраной внутри), и насос, и батареи, и те же счётчики. Металлические магистрали также могут быть соединены резьбовыми муфтами. При этом есть разные виды резьбы и методы уплотнения соединений. Давайте разбираться, как правильно соединить трубы отопления между собой и с батареями.

Разновидности резьбы

Стальные трубы могут соединяться методом сваривания или трубной резьбой. Подсоединение радиаторов отопления к трубам осуществляется только метрической резьбой, которая нарезана на гайках. Чтобы собрать отдельные части металлической магистрали из нержавейки воедино, применяются резьбовые соединения труб отопления, которые бывают:

  • конические (BSPT);
  • цилиндрические (BSPP).

В системах обогрева применяются конические резьбовые соединения труб отопления, а цилиндрические используются только для сгонов. Нарезание осуществляется посредством инструмента, который называется клупп. Они бывают ручными и электрическими. Ручной инструмент состоит из ручки, трещотки и головки с режущими зубьями. Наличие трещотки позволяет работать в труднодоступных местах, например, на отрезке, где магистраль проходит вдоль стены.

Чтобы нарезать резьбу нужно снять фаски и обработать поверхность маслом. В процессе нарезки резьбы на трубе отопления масло нужно подливать, это сокращает трение и нагревание детали. Чтобы после соединения стык был герметичным, его нужно уплотнить. Также уплотняется и метрическая резьба на гайках всех элементов контура.

Виды уплотнителей

Раньше не было такого разнообразия уплотнителей, как сегодня. Некоторые сантехники используют весь спектр материалов в своей работе, а есть консерваторы, которые до сих пор признают только лён. Правы ли они? Давайте разберемся. Чем уплотнить резьбу на трубе отопления:

  • лента-фум;
  • лён с пастой;
  • анаэробный клей герметик;
  • уплотнительная нить.

Лён ранее применялся в тандеме с суриком, смазкой или масляной краской. Сегодня используется специальная уплотнительная паста, которая предотвращает высыхание и гниение льна.

Сохнет лён в системах с горячим теплоносителем, а гниет на холодной воде. В первом и во втором случае результатом процесса будет появление течи. Благодаря пасте фитинг после закрутки можно немного отпустить, сделав оборот назад не более чем на 45 градусов. Универсальный материал, подходит как для соединения металлических труб отопления, так и для полимеров.

Лён подходит для всех видов резьбы на трубах отопления независимо от диаметра. Он самый дешевый из уплотнителей. Важно правильно его намотать:

  • при помощи полотна по металлу или напильника делаются насечки на резьбе;
  • прядь льна скатывается в нечто подобное нити;
  • накрутка осуществляется по ходу закручивания фитинга (обычно по часовой стрелке);
  • равномерно наносится защитная паста.

Уплотнение льном

При накручивании льна важно не переусердствовать. Сначала нужно сделать первый виток, который закрепит уплотнитель на резьбе. При этом остается хвостик. На втором витке оставшийся хвостик подхватывается и наматывается вместе с общим волокном. Следите, чтобы не было перекрутов. Распределять материал по резьбе нужно равномерно от торца к корпусу фитинга. Работая со льном, при соединении труб отопления, нужно следить за своими руками, так как они постоянно измазаны пастой. Если такими руками взяться за , останется отпечаток.

Фум лента применяется для тонкостенных фитингов и соединителей с мелкой резьбой. Работать с материалом легко, руки всегда чистые. При этом фум лента достаточно дорогая и в основном ее используют для маленьких диаметров. Существенный недостаток этого уплотнителя – это невозможность юстировки. То есть, если стык труб отопления закручен и его нужно немного отпустить, чтобы отцентрировать, то соединение при этом теряет свою герметичность.

Уплотнительная нить так же, как и фум лента не нуждается в смазке и применении специальной пасты. Она может наматываться на грязную или мокрую резьбу, применима для пластика.

По заявленным производителями характеристикам уплотнительную нить можно отворачивать (юстировать) на 180 градусов.

Герметики наносятся на чистую и обезжиренную резьбу (обычно новую). Они бывают:

  • демонтируемые;
  • трудно демонтируемые.

А по факту они все не демонтируемые. Перед тем как соединить трубы отопления, используя герметик, вы должны быть готовы к тому, что разобрать соединение можно будет только после нагревания. И только тогда, возможно, получится его открутить. Зато при монтаже места соединений даже не нужно подтягивать ключами.

Соединение контура и батарей

Разбираться с методами соединения труб отопления с радиатором начнем с рассмотрения материалов, из которых могут быть сделаны системы обогрева. Они могут быть разными:

  • сталь;
  • медь;
  • пропилен;
  • металлопластик.

Все они выполняют одну-единственную функцию – это транспортировка теплоносителя от котельной (котла) к радиаторам, которые, в свою очередь, отдают тепло и тем самым нагревают помещение. Все батареи присоединяются к системе резьбой. Для этого на контур устанавливаются фитинги с переходом на резьбу. На полимерные контуры они ставятся методом пайки или напрессовыванием. Медь только паяется, а сталь может соединяться пресс-фитингами и резьбой.

В любом случае к батарее подводится резьбовое соединение. Как соединить батарею отопления с

Схемы подсоединения батарей к отоплению

трубой, схемы:

  • нижнее подключение;
  • боковое подключение;
  • диагональное подключение.

Самый эффективный вариант – это диагональ. В этом случае подача в батарею осуществляется сверху, а обратка выходит снизу противоположного торца. Разница температуры радиатора при различных методах подключения несущественна, поэтому в первую очередь следует отталкиваться от расположения батареи. В комплекте с новыми батареями всегда идут детали для их подключения:

  • гайки с маркировкой «S» и «O»;
  • заглушка;
  • кран Маевского.

Перед тем как соединить радиатор отопления с трубой в отверстия на торцах батареи закручиваются гайки, а потом в них в зависимости от разводки вкручиваются заглушки, кран Маевского и американки.

Для соединения труб и контура обязательно нужно пользоваться кранами и американками.

Американка – это такая гайка, которая может крутиться при неподвижном фитинге. Кстати, при подсоединении труб отопления к котлу отопления также обязательно ставить краны с американкой. При этом нужно чтобы американка накручивалась не на патрубок котла, а на контур. Тогда можно будет спокойно снять котел и из него не выльется вода.

Некоторые мастера не ставят краны при обвязке батарей, что приводит к сложностям в дальнейшей эксплуатации. Если вы захотите снять и прочистить батарею, то придется сливать всю воду из системы, а потом заполнять ее. А если зимой случится и разорвет радиатор, что тогда? Получается, нужно будет остановить всю систему обогрева, чтобы заменить его. Это притом, что вряд ли у кого-то дома стоит дежурный запасной радиатор.

Нужно будет поехать в магазин, купить его, найти мастера. Это займет полдня минимум, при минусовой температуре на улице есть риск размораживания системы. И тогда нужно будет не только батареи менять, а и чинить весь контур. Если ставить краны, то можно отсекать радиаторы без остановки всей системы.

Меню:

Все трубопроводы монтируются соответственно проектов трубопроводных систем. Осуществляя , для газо- и водоснабжения (холодная и горячая вода), необходимо соединить между собой арматуру и стояки.

От надежности сочленения элементов магистрали зависит качество функционирования газопровода, водопровода, системы отопления, которая рассчитана на использование пара под давлением или горячей воды с температурой до 95 – 100⁰С.

Оптимальный температурный диапазон по ГОСТ системы отопления – до +60⁰С, зависит от эксплуатационных, климатических, иных факторов.

Стальные трубы: виды сочленений

могут быть неразборного и разборного видов, в зависимости от:

  • материалов, из которых произведены стояки. Кроме металлических труб , стеклянные, полимерные, ;
  • свойств транспортируемых сред;
  • эксплуатационных условий.

Чаще всего пользуются:

  • муфтовыми (резьбовыми, приварными, байонетными, гильзовыми);
  • фланцевыми;
  • резьбовыми.

Разъединительными сочленениями. Остановимся на последнем варианте.

О резьбовой стыковке стояков из стали

Резьбовой способ сочленения характерен . Для нанесения резьбы пользуются токарным станком или плашкой. На тонкостенные стояки наносят цилиндрическую накатную резьбу.

Если при укладке стальных труб будут соблюдены правила монтажа, то скручивание таким способом обеспечит качественное функционирование трубопроводной магистрали на многие годы.

Свинчивание с помощью резьбы можно осуществлять как непосредственным сочленением труб между собой, так и с применением тройников, запорной арматуры, дополнительных устройств.

Способы соединений

Резьбовые и безрезьбовые соединения могут быть разборного и неразборного типа. Многие уверены, что любую конструкцию с резьбой можно разобрать.

Если одними концами стояки приварены к недвижимой поверхности, то такое трубное устройство невозможно разъединить. Данный вариант – типичный пример неразъемного резьбового присоединения.

Но такие случаи встречаются редко. Основное количество скручиваний с помощью резьбы – разъемного типа.

Стояки соединяются между собой при помощи:

  • сгонов;
  • двунаправленной резьбы.

Сгоны используются для скручивания неподвижных относительно собственных осей труб.

Обязательное условие : один стояк должен иметь нарезанную долгую резьбу, а второй – короткую.

Для соединения таким способом сначала накручивают контргайку с муфтой на длинную резьбу. После этого нужно согнать муфту на участок трубы с наличием короткой резьбы, после чего затянуть контргайкой.

Методика использования двунаправленной резьбы состоит в том, что для стыковки труб . Накручивать ее нужно одновременно на оба стояка.

Важно! При использовании двунаправленной резьбы, на соединяемых трубах она должна быть нанесена в разных направлениях. Только в таком случае муфта будет стягивать трубы, а скручивание будет качественным, надежным, прочным.

Как и чем герметизируют стыки труб

Виды уплотнителей, способы герметизации

Чтобы предотвратить утечку рабочей среды трубопровода необходимо качественно герметизировать трубные скручивания.

При резьбовом соединении стальных труб в качестве уплотнителей используют:

  • прокладку. Этот способ уплотнения резьбового соединения требует относительно толстых торцевых трубных срезов. Наличие ровных трубных торцов никогда не сможет обеспечить герметичность. При использовании резиновой или пластиковой прокладки эта проблема успешно решается. Данный вариант – идеальный в случае сочленения с помощью гайки накидного типа;
  • подмотку. Материалами могут служить льняные пряди, полимерные нити, ФУМ ленты в комплексе затвердевающими герметиками, красками, пастами.

При монтаже пластиковых стояков применяют способ герметизации, основанный на деформационных свойствах материала. Сущность этого метода состоит в том, что пластиковую трубу с наличием внешней резьбы вкручивают в стояк с внутренней резьбой. Пластик во время деформации способствует отличному заполнению промежуточного пространства, исключая появление зазоров.

Когда речь идет о трубопроводных конструкциях с высоким давлением, то цилиндрические резьбовые соединения труб здесь – не совсем уместны. В таких случаях используется соединение конического типа. Принцип присоединения заключается в том, что при вкручивании наблюдается плотное прижимание труб до такой меры, пока полностью не исчезнет зазор.

Материалы для уплотнения стыков

Чтобы стык был непроницаемым, в качестве уплотнителей используют:

  • лён (паклю);
  • асбест;
  • ФУМ ленту;
  • натуральную олифу;
  • белила;
  • сурик;
  • графитную смазку и др.

Надежным уплотнителем при скручивании стальных труб на резьбе является льняная прядь, пропитанная суриком или белилами. Такое соединение отличается простотой монтажа, надежностью в плане герметизации. Уплотнитель используется очень давно, не теряет своей популярности и сегодня, несмотря на появление искусственных аналогов.

Для тех, у кого небольшой опыт работ по монтажу фитингов и труб, подсказываем, что ни в коем случае не применяйте лён без краски. На первых порах стык не будет пропускать влаги. Но пройдет несколько месяцев, льняные волокна намокнут, начнут разлагаться. Поэтому качество всех соединений ухудшится, а еще через месяц-другой – на стыке будет просачиваться вода.

Важно! Волокна необходимо тщательно пропитать суриком или белилами, чтобы не осталось ни одной сухой пряди.

При эксплуатации трубопроводных магистралей с температурой рабочей среды выше температуры кипения воды, оптимальный вариант уплотнителя – асбестовая нить вместе с льняными прядями. Для этого их пропитывают смесью графита с натуральной олифой.

Важно! Нужно стык с прядями промазать сначала суриком, а после этого – белилами, а не наоборот.

Перед использованием пряди рассучивают чтобы можно было хорошо отделить волокна.

Важно! Наматывать пряди необходимо «за резьбой», после чего пропитать краской. Если уложить паклю против хода нарезки, то при навинчивании муфты она вся вылезет на стороны и придется начинать все сначала.


Важно! Во избежание засорения стояков, нужно следить за тем, чтобы пакля не свисала с торца или не попадала внутрь стояка.

Многие пользуются ФУМ лентой которая ничем не уступает старым традиционным материалам – пакле с краской.

Иногда в месте стыковки стояков отсутствует герметичность. Для устранения этого дефекта нужно заменить уплотняющий материал, а резьбовой участок очистить от грязи, остатков уплотнителя. После этого еще раз намотать льняную нить, ФУМ ленту или иной уплотнитель, собрать конструкцию.

В качестве дополнительных герметизаторов , герметики химического происхождения, которые помогут усилить данный участок трубопровода.

Резьбовые трубные соединения: «за» и «против»

Вариант с использованием резьбы имеет свои преимущества и недостатки.

С положительной стороны резьбовые соединения отличаются:

  • универсальностью, которая состоит в том, что их можно использовать для скручивания стояков различных диаметров;
  • простотой монтирования, поскольку для осуществления процедуры сочленения не нужно быть профессионалом или иметь багаж каких-либо специальных знаний. Достаточно обладать элементарными навыками обращения с гаечным или трубным ключом, иными простыми навыками работы в данной отрасли;
  • отсутствием наборов специальных инструментов или приспособлений;
  • удобством демонтажа целой трубной конструкции (при необходимости);
  • герметичностью, что обеспечивается наличием уплотняющих материалов, соблюдением элементарных правил прокладки трубопроводов.

Недостатки:

  • при отсутствии на деталях резьбы необходимо ее нанести, что может вызвать дополнительные трудности, поскольку не все владеют навыками ее нарезания и не у всех имеются наборы специальных инструментов;
  • когда места соединений приходится часто монтировать и демонтировать то возможен быстрый износ резьбового участка детали магистрали;
  • бывают случаи, что необходимо применить стопорение резьбовой детали, поскольку возможно постепенное самоотвинчивание фитинга.

Учитывая все «за» и «против» в одних ситуациях оптимальным вариантом является использование резьбового соединения стальных труб, а в других – иных видов сочленения элементов трубопроводной конструкции. Это значит, что не существует идеального способа соединения стальных стояков: все способы хороши если они обеспечивают надежность, герметичность трубопровода.

Важно! При выборе способа стыковки трубных конструкций учитывайте, с какого материала сделаны трубы, место возможного соединения деталей, условия эксплуатации магистрали, какими свойствами должна обладать состыковка элементов трубопроводной системы.

Важно! только резьбовое соединение, поскольку во время сварочных работ нарушится оцинковка, после чего стояк легко будет подвергаться коррозионному воздействию.

Общие требования к резьбе

Соединения используют на стыках стальных труб отопления, водопроводов, газопроводных стояков, где можно обойтись без сварки. На обычных стояках резьба нарезается, а на тонкостенных изделиях ее наносят методом накатывания.

Главные требования:

  • правильно, качественно нарезанная резьба должна быть чистой;
  • резьба считается бракованной если она сорванная или неполная;
  • длина резьбы не должна быть больше одной десятой части длины детали;
  • таких размеров чтобы при полном ввертывании концов труб между ними оставался зазор до 0,5 см (это так называемое короткое резьбовое соединение);
  • при скручивании «один цилиндр на другой цилиндр» пользуются сгонами. Сгон является отрезком трубы с резьбой на обоих концах с навернутой на них муфтой и контргайкой.

Важно! Качественный сгон должен иметь с одного конца длинную резьбу (22-27 ниток), а с другого – короткую (5-7 ниток).

Преимущество и универсальность этой детали заключается в том, что ее используют, если стояки зафиксированы и не могут поворачиваться.

Ковкий чугун и соединительные детали из него

Наиболее распространенными частями из ковкого чугуна для соединения стальных труб, других деталей трубопроводов являются:
А) прямые муфты Б) переходные муфты В) соединительные гайки Г) футорки Д) контргайки Е) пробки.

Для абсолютной герметизации системы при резьбовом соединении необходимо использовать уплотнители, например, прокладки. Кроме них, при иных видах скрепления используются дополнительные детали. Если необходимо применить сочленение элементов магистрали с помощью фланцев, то есть без муфты, то кроме прокладок еще необходимы болты.

При соединении стояков под углом пользуются соединительными частями из ковкого чугуна: прямыми и переходными угольниками, тройниками, крестами.

Важно! Соединение будет качественным и функционировать безотказно на протяжении долгого времени, если при монтаже деталей использовать детали с ровными торцами, которые будут размещены под прямым углом к соединительным частям.

Следует обратить внимание на резьбу на деталях, которая должна быть без заусенцев и чистой.

Муфта из чугуна обладает невысоким буртиком по всему периметру окружности торца, служащий для увеличения прочности детали, в отличие от стального аналога, на котором такой элемент отсутствует.

Качество соединений зависит не столько от способов уплотнения, материалов, как от мастера и качества его работы. Если он ответственный, аккуратный, обладает элементарными сантехническими знаниями, навыками работы с гаечным или трубным ключом, то лучшего специалиста – не найти. При соблюдении элементарных правил монтажа трубопроводных систем, магистраль будет функционировать на протяжении многих лет. Это может подтвердить каждый кто хотя бы один раз занимался монтажом трубопроводной системы, даже самой короткой и простой.

Пробуйте сами, экспериментируйте и увидите что вы – самый лучший специалист по монтированию трубопроводных систем с использованием резьбового способа соединения элементов магистрали.

Видео

В продаже можно встретить много различных материалов, которые предназначены для уплотнения стыков трубопроводов. Возникает вопрос, — какой из материалов в каких случаях должен применяться? А также, — как правильно использовать тот или иной уплотнитель?

Часто имеется возможность применить сразу два или несколько уплотнителей для резьбы, тогда требуется уточнение — что предпочесть. Приведенные рекомендации должны помочь разобраться в этих вопросах, и найти решение, которое обеспечит достаточную надежность соединения труб и фитингов на резьбе на весь период эксплуатации.

Льняная подмотка

Лен — дешевый материал для резьбовых стыков, создающий весьма качественное уплотнение. Единственное, — не во всех случаях его можно применять.

Он предназначен для соединений металлических деталей, так как создает значительную плотность. Он весьма прочный, усилия, прилагаемые ключами, к двум соединяемым деталям, требуются значительные.

Поэтому льном не уплотняются:

  • пластмассовые детали – момент затяжки превышает крепость материала, детали будут смяты, разрушены, по крайней мере, резьба.
  • детали, в которых металлическая муфта с резьбой заделана в пластмассовую (полипропиленовую) оболочку, ввиду опасности проворота (расстыковки).

Для всех металлических изделий лен является материалом №1 для подмотки резьбовых стыков.

Лен «на сухую» не применяется, его необходимо смазывать специальной сантехнической пастой. Она наносится либо непосредственно на резьбу, либо на намотанный лен.

Народный опыт также подсказывает, – вместо пасты можно применить подсолнечное масло, качество стыковки при этом не уменьшается, по крайней мере таких сведений нет.

Из льна выделяется прядь и накручивается по резьбе по каждому ручью. Намотка выполняется плотно и аккуратно. Торчащих волосков не должно быть. Первые два витка не заполняются, а в конце резьбы делается буртик.

Специальная сантехническая нить

Особая нитка для уплотнений, высокой прочности (нельзя порвать руками) намотанная на катушки, продается в магазинах. Ее главный недостаток – высокая цена, в остальном у нее сплошные достоинства.

  • Она может применяться на любых деталях, момент затяжки, по сравнению с льном меньше, поэтому можно подматывать и пластик.
  • Она весьма качественно уплотняет и может применяться даже на рваной резьбе.

Если бы не стоимость этого материала, то для стыков применялась бы только такая сантехническая нить.

Подмотка выполняется точно также, как и льном – два первых витка резьбы остаются пустыми, чтобы детали можно было стыковать, а затем ведется намотка по каждому ручью резьбы, в конце накрутки – двойной слой, т.е. буртик.

Фум-лента

Фум-лента мало подходит для создания надежных соединений на трубопроводах. Материал весьма не прочный, достаточной плотности в резьбовом соединении металлических изделий с ним не возникает. Но для пластиковых соединений, которые будут демонтироваться, например летний трубопровод для полива, фум-лента – самый подходящий уплотнитель.

С фум-лентой соединяемые детали можно завернуть усилием руки. При этом возникает небольшая плотность стыка по резьбе, чтобы некоторое время протечек не возникало. Незначительное усилие при закручивании не обеспечивает достаточной плотности, не дает гарантии, что данный стык не даст течь. Для стационарных соединений, особенно если они будут малодоступны в процессе эксплуатации, рекомендуется использовать другие материалы.


Если произойдет проворот соединения с фум-лентой, которое уже находится в работе, то, скорее всего, возникнет течь. Это серьезный недостаток, учитывая, что для вращение не нужны большие усилия.

На бытовом уровне фум-лента может использоваться, (и популярна ввиду дешевизны, удобства пользования, и малых усилий), для соединений которые находятся на виду – при подключении душевых, кранов, и т.п.

Сантехнический клей герметик для резьбовых соединений

Материал специальный, не совсем дешевый, уплотняет хорошо, случаи протечки, после его правильного применения не зафиксированы. Но только после неправильного….

Очевидным недостатком клея герметика является то, что качество стыка будет зависеть от «человеческого фактора» больше, чем при подмотках. Дело в том, что на жирных поверхностях клей нормально не работает.

Откуда возьмутся жирные поверхности? Это может быть просто неаккуратность, — капнули маслом на резьбу или руками в масле протерли деталь. Детали могут храниться в смазанном состоянии (касается в первую очередь стальных). Но главное – при нарезке резьбы применяется смазка. Вот после такой операции на стальных деталях клей герметик совершенно не подходит.

Нужно обратить внимание, что есть образцы клея, с которыми расстыковка труб требует нагревания более 100 градусов. Такой нагрев часто сложен, не безопасен, пластик может повреждаться, и т.д. Поэтому клей-герметик еще подбирается по обстоятельствам.

Применяется клей просто. Наносится только непосредственно перед стыковкой, выдавливается из тюбика на резьбу и размазывается пальцем по всей резьбе без пропусков.


В каких случаях стоит отдать предпочтение клею?

  • При соединении пластиковых деталей с металлическими, клей окажется предпочтительней. Но такое соединение встречается не часто.
  • Второй случай, — когда доступ к месту стыковки будет затруднен. Такое соединение лучше посадить на клей, причем смазка выполняется обильно без экономии, на обеих стыкуемых деталях.

Особенности намотки

Намотка на резьбу требует большой аккуратности исполнения. Резьба должна заполняться ровным слоем без пропусков, в каждом ручье должен находиться уплотняющий материал. Он укладывается до конца резьбы, где из него формируется буртик.


Основное уплотнение резьбовых соединений возникает на последних двух витках резьбы. На деталях, чаще, последние два витка резьбы не прорезаны на всю глубину. Поэтому, в этом месте материал расклинивается между двумя деталями весьма плотно.

Неплохо, если при выполнении работ организовать дополнительный (перекрестный) контроль качества выполнения подмотки льном. Это особенно актуально, когда выполняется сразу несколько десятков подобных соединений.

Выводы

  • Для тех, кто постоянно занимается монтажем, рекомендуется всегда иметь при себе лен, сантехническую нить и клей-герметик, чтобы оперативно и качественно выполнить любое соединение. Применять все это рекомендуется в соответствии с приведенными выше советами.
  • При выполнении работ дома своими руками, когда делается что-то простое и находящееся на виду, можно воспользоваться дешевой фум-лентой, но нужно мотать побольше. При монтаже целых систем своими руками, на металле лучше использовать лен (с постным маслом), а при небольших объемах работ еще лучше использовать нить. Следует уделять максимум внимания качеству намотки на резьбу.

Что никогда не нужно применять для уплотнения резьбовых соединений:

  • Не нужно применять простой силикон, он предназначен для фланцевых соединений.
  • Не нужно применять краски, белила, сурик, которые толка дают чуть, но зато делают соединения полуразборными – это давно устарело.

Металлические элементы трубопровода до сих пор применяются повсеместно: при монтаже отопления, водопровода, газопровода. Поэтому, многие сталкиваются с проблемой, каким образом соединить металлические трубы.

Вообще различают 2 вида соединения данной разновидности трубы:

  • неразборный;
  • разборный;

Все зависит от того, какие цели вы ставите перед соединением. Если будет необходимость разборки системы, например, для промывки, то используется 2 вид, а если трубы соединяются основательно, то 1.

К первому относится сварное соединение, ко второму резьбовое, при помощи фитингов, муфт и фланцев.

Соединение при помощи сварки


Данный тип обеспечивает должную надежность на долгое время. Но он требует набора специальных знаний и умений, непрофессионалу качественно выполнить работу сложно.

Важным также является подбор оборудования для проведения сварочных работ. Работа может выполняться как при помощи электрического, так и газового сварочного аппаратов.

Правила, которые необходимо соблюдать до работы и во время неё:

  1. Соединяемые поверхности должны быть зачищенными от грязи и ржавчины.
  2. Соединяемые элементы должны быть ровно отрезанными, без деформаций, почти идеально состыковывающимися друг с другом.
  3. При проведении сварки , работа производится непрерывно, не давая шву остыть.

Газовую сварку желательнее проводить со свариваемыми элементами малого диаметра, в остальном, предпочтительнее использование электрического сварочного аппарата. Сваривание осуществляется различными способами (их начитывается около 32), при этом, используются сгоны, переходники, уголки.

Основные из них:

  1. Стык , когда свариваются элементы одинакового диаметра.
  2. Нахлест , когда одна свариваемая деталь вставляется в другую большего диаметра.
  3. Тавр , когда одна труба вваривается в бок другой.
  4. Угол , свариваемые элементы отрезаются под необходимым углом и свариваются.

Необходимо помнить, что соединение данным методом лучше осуществлять профессионалу, который имеет постоянную практику и освоил различные виды ведения сварки: нижнее, потолочное, вертикальное.

Если же вы хотите освоить данный метод самостоятельно, то:

  1. Купите недорогой сварочный аппарат.
  2. Изучите всю теорию.
  3. Потренируйтесь в сваривании профилей, уголков, не имеющих нагрузки.
  4. Попробуйте сварить небольшое количество водопроводных труб поворотным методом и пустить по ним воду, если не будет подтеков, то можете усложнить задачу.
  5. Провести пару соединений бесповоротным способом.

Некоторые правила проведения сварочных работ:

  1. Всегда используйте специальную одежду.
  2. Работайте всегда с маской или защитным стеклом.
  3. При наложении каждого сварного шва , убирайте шлак.
  4. При сваривании труб , количество слоев шва зависит от толщины стенок: чем толще стенки, тем толще шов.
  5. Сварное соединение должно плавно переходить в свариваемый элемент.
  6. Важно не допускать попадания окалин внутрь, так как это приведет к засорению трубопровода.


Важным является выбор электродов для сварки. Электрод имеет металлическое основание, покрытое специальным составом для сварки. Они имеют разный диаметр, в зависимости от толщины свариваемых труб.

При покупке, посоветуйтесь с профессионалами, каким электродам отдать предпочтение, только качественный материал не будет залипать и даст постоянную дугу. Для труб диаметром до 100 мм, желательно использовать 3 электроды.

Резьбовое соединение

Данный тип соединения является, пожалуй, самым приемлемым для монтажа домашней отопительной системы, так как вы можете самостоятельно собрать и разобрать любую систему, собранную данным методом.

Вы можете купить готовые трубы с резьбой, резьбовые муфты, уголки, но можете самостоятельно на них нарезать резьбу, процедура не сложная, но требует прикладывания определенных усилий:

  1. Вам необходим набор лерок (плашек), клупп держатель для нарезания внешней резьбы.
  2. Вставляем плашку с необходимым вам диаметром в клупп.
  3. Трубу , на которой необходима резьба, отрезаем при помощи болгарки.
  4. Зажимаем деталь в тиски.
  5. Снимаем у неё фаску, то есть внешний край делаем немного закругленным, чтобы плашка лучше зашла.
  6. Можно смазать место нарезания резьбы машинным маслом.
  7. По часовой стрелке начинаем медленно двигать клупп. Делать это необходимо аккуратно, так как от небольшого перекоса зависит, как будут закручиваться на данную резьбу муфты и уголки.
  8. Если, сделав 2-3 оборота , лерка не хочет двигаться, прокрутите назад на пол-оборота и с небольшим усилием начните движение вновь.
  9. После того , как резьба будет накручена, удалите остатки масла и металлических опилок.
  10. Попробуйте навернуть на резьбу муфту.

Если у ваших знакомых есть клупп с электрическим приводом, то это намного упростит задачу. И весь процесс нарезания резьбы займет несколько минут.


метчики

Теперь рассмотрим процесс нарезания внутренней резьбы:

  1. Необходим набор метчиков и вороток.
  2. Выбираем метчики (черновой, средний, чистовой) необходимого диаметра.
  3. Черновой метчик зажимаем в воротке, трубу зажимаем в тисках и медленно начинаем, как сверлом, нарезать внутреннюю резьбу.
  4. Если метчик не двигается , он забился стружкой, выверните его и начните снова.
  5. То же самое проводим средним и чистовым мечтиком.

Что же касается самого процесса соединения, то понадобится уплотнитель (лен, фум лента, уплотнительная нить) и раздвижные газовые ключи. На резьбу наматывается уплотнитель, по ходу резьбы, стараемся, чтобы уплотнитель не попадал внутрь трубы.

Если используется лен, то необходимо льняную нить растянуть, накрутить и смазать, например, суриком для лучшего уплотнения. Производим накручивание на трубу муфты, уголка или другой трубы.

Если трубы нельзя крутить

В данном случае применяется муфта, сгон и контргайка:

  1. На сгон накручивается уплотнитель.
  2. На длинную резьбу навинчивается контргайка до упора и муфта.
  3. Короткий конец с уплотнителем вкручивается в другую муфту, вентиль, в фитинг.
  4. Муфта , вывинчиваясь, накручивается на другую резьбу и контргайкой затягивается

Дополнительные варианты

При помощи фитингов


Фитинг-это часть трубопровода, использующаяся для различного вида соединений: линейного, углового, монтажа труб разного диаметра.

В зависимости от использования, подразделяются:

  • на углы и отводы, причем имеющие различные углы;
  • разводные элементы: крестовины, тройники;
  • заглушки;
  • штуцера;

При помощи муфты


Этот тип в последнее время получил широкое применение, причем как труб, в которых есть напор, так и без напора. Муфта имеет высокую прочность и специальные затягивающие устройства.

Порядок действий:

  1. Делаем ровный срез соединяемых мест болгаркой, убираем заусенцы.
  2. Проводим замер места стыка , оно должно находиться строго посередине муфты.
  3. При помощи мела или маркера , помечаем глубину вставления трубы в муфту.
  4. Используем силиконовый герметик для смазки соединяемых элементов и самой муфты.
  5. Вставляем первую деталь до маркера , а затем ровно надеваем муфту на вторую трубу. И зажимаем соединение. Но помните, что муфты желательно покупать проверенных производителей, в основном из Швейцарии и Франции.

При помощи фланцев

Фланец – это специальный фитинг, который имеет большую площадь соприкосновения и соединение происходит при помощи болтов и прокладки между ними. Фланец может крепиться к основному элементу, как при помощи сварки, так и резьбовым соединением.

Данный вид очень практичен, когда необходим частый разбор системы для прочистки или для других нужд. При разборке системы, важно потом следить за целостностью прокладки. Фланец к тому же очень прочный, используется почти во всех сферах.


  1. При использовании различных фитингов , желательно сильно не экономить, так как чаще всего недорогие и имеют недолгий срок службы.
  2. Ответственно отнеситесь к нанесению уплотнителя при резьбовом соединении, потому что большая часть протечек происходит именно из-за некачественной подмотки.
  3. При первом пуске системы , обязательно проверьте все соединительные места на предмет протечек.
  4. Соединенные разными способами трубы , необходимо обязательно покрасить, дабы избежать их ржавления.
  5. При монтаже водопроводной сети , установите фильтр, который позволит избежать загрязнения всей системы.
  6. На смонтированные элементы , постарайтесь как можно меньше делать нагрузку, не класть тяжелые вещи.

Грамотное соединение труб отопления – это гарант хорошей герметичности системы, предупреждение теплопотерь. Специфика монтажных работ зависит от многих параметров: длина трубопровода, материал, из которого выполнен теплоноситель, личные предпочтения человека.

Как соединить трубы для системы отопления?

Соединение деталей посредством короткой резьбы и муфт обычно применяется для длинного трубопровода. Если вы выбрали этот вариант, помните, что демонтаж в этом случае провести нельзя ввиду того, что короткая резьба имеет свои особенности: ее последние витки отличаются небольшой глубиной. Таким образом, обеспечивается хорошая герметизация. Для выполнения соединения следует наложить, следуя часовой стрелке, уплотнитель. В качестве уплотнителя может выступать прядь, ФУМ лента и так далее.

Для удобства фиксации муфты на первые витки трубы уплотнитель накладывать не нужно. Муфта накручивается на уплотнитель посредством трубного ключа. Накручивать ее нужно вплоть до заклинивания. После фиксации муфты обе трубы соединяются методом ввинчивания. Демонтаж такой конструкции возможен только через обрезание трубопровода. Герметичность системы можно улучшить, покрыв уплотнитель, уже зафиксированный на резьбовом соединении, слоем масляной краски. Так вы обеспечите защиту трубопровода от разного рода негативных воздействий. Аналогичного алгоритма работ следует придерживаться при монтаже тройников и угловых систем.

Переходник

Монтаж труб посредством переходника также имеет свои особенности. Изделие ввинчивается в переходник, затем затягивается гайка, крепко фиксируя уплотнитель. Аналогичные действия выполняются со второй трубой. Применяя этот вариант, вы сможете без проблем провести демонтаж и повторный монтаж системы.

Сварка

При установке трубопровода для систем отопления часто применяется сварка. Подобную работу лучше доверить квалифицированному специалисту. Однако запаять трубы можно своими руками. В конечном итоге получаются качественные и надежные соединения, дешевые в монтаже. Для работы потребуется переходник с припоем. Обе детали трубопровода следует ввинтить в переходник, а затем прогреть их при помощи специальной горелки. Нагрев производится до тех пор, пока расплавленный припой не заполнит монтажный шов.

Процесс монтажа

Рассмотрим подробней монтаж излучающих деталей в систему отопления. Обычно в качестве излучающих элементов используется трубопровод из чугуна ввиду своих многочисленных преимуществ: демократичная стоимость, длительный срок эксплуатации, надежность крепления. Для выполнения соединения следует вывернуть заглушки. Радиатор должен быть зафиксирован так, чтобы внешняя резьба втулки глубоко врезалась в корпус обогревающего устройства. Если схема отопления предполагает внешнюю разводку, то обе трубы устанавливаются с одной стороны корпуса радиатора. В том случае, если длина горизонтальных деталей трубопровода, монтируемых в систему отопления, больше 15 см, между этими элементами устанавливаются стойки-распорки. После монтажа они надежно фиксируются посредством сварки. Данная мера позволяет предупредить опасность деформации изделий из-за высоких температурных воздействий.

Сварка или резьба – что лучше?

На сегодняшний день становится все более и более популярным резьбовое соединение ввиду его преимуществ: легкость в монтаже, эстетичный монтажный шов, простота проведения обсуживающих работ, надежность.

Сварочные соединения также отличает высокое качество, однако зачастую выполнить их с первого раза сложно даже специалистам, а ошибки в монтаже могут привести к созданию аварийных ситуаций. Кроме того, после проведения сварочных работ в помещении еще надолго останется едкий и неприятный запах.

Подведем итоги

Соединить трубы для систем отопления вполне можно самостоятельно, не прибегая к услугам профессионалов. Главное следовать приведенным инструкциям и следить, чтобы вся работа выполнялась очень аккуратно, ведь от ее итогов зависит герметичность системы, а значит, и отсутствие аварийных ситуаций, максимальный комфорт и тепло в доме.



Рекомендуем почитать

Наверх