ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.Православная Церковь не является каким-то чисто земным...
![Святость человека в православной аскетической традиции](https://i1.wp.com/3.404content.com/1/97/90/1318242544634824289/fullsize.jpg)
Как устроен словарь и как им пользоваться
Краткий жестовый словарь поможет тебе, дорогой читатель, овладеть лексикой жестовой речи. Это небольшой словарь, в нем около 200 жестов. Почему были отобраны именно эти жесты? Такие вопросы возникают неизбежно, особенно когда объем словаря невелик. Наш словарь создавался таким образом. Поскольку словарь предназначен прежде всего сурдопедагогам, в определении состава словника участвовали учителя и воспитатели школ глухих. Автор в течение нескольких лет предлагал студентам МГЗПИ, работающим в школах-интернатах для глухих, список жестов - «кандидатов» в словарь. И обращался к ним с просьбой: оставить в списке только самые необходимые для учителя и воспитателя жесты, остальные вычеркнуть. Но можно и дополнить список, если это требуется. Из первоначального списка были исключены все жесты, против которых возражали более 50% учителей-экспертов. И наоборот, в словник вошли жесты, предложенные экспертами, если более половины из них считали, что это целесообразно.
Жесты, включенные в словарь, в основном используются и в русской жестовой речи, и в калькирующей жестовой речи. Они сгруппированы по темам. Конечно, отнесение многих жестов к той или иной теме в значительной мере условно. Автор тут следовал традиции составления тематических словарей, а также стремился поместить в каждую группу жесты, обозначающие и предметы, и действия, и признаки, чтобы было удобнее беседовать на заданную тему. В то же время жесты имеют сплошную нумерацию. Если тебе, читатель, нужно вспомнить, например, как исполняется жест МЕШАТЬ, а ты не знаешь, в какой он тематической группе, надо поступить так. В конце словаря все жесты (естественно, их словесные обозначения) расположены в алфавитном порядке, причем порядковый индекс жеста МЕШАТЬ позволит легко отыскать его в словаре.
Условные обозначения на рисунках помогут точнее понять и воспроизвести структуру жеста.
Желая тебе успеха в изучении лексики жестовой речи, автор ждет от тебя, дорогой читатель, предложений по усовершенствованию краткого жестового словаря.
Условные обозначения
ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО
1. Здравствуйте 2. До свидания
3. Спасибо 4. Извинить (те)
ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО
5. Имя 6. Профессия
7. Специальность 8. Кто
ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО
9. Что 10. Где
11. Когда 12. Куда
ПРИВЕТСТВИЯ ЗНАКОМСТВО
13. Откуда 14. Зачем
15. Почему 16. Чей
17. Человек 18. Мужчина
19. Женщина 20. Ребенок
21.Семья 22. Отец
23. Мать 24.Сын
25. Дочь 26. Бабушка
27. Дедушка 28. Брат
29. Сестра 30. Жить
31. Работать 32. Уважать
33. Заботиться 34. Помогать
35. Мешать 36. Дружба
37. Молодой 38. Старый
ДОМ КВАРТИРА
39. Город 40. Деревня
41. Улица 42. Дом
ДОМ КВАРТИРА
43. Квартира 44. Комната
45. Окно 46. Кухня, готовить пищу
ДОМ КВАРТИРА
47. Уборная 48. Стол
49. Стул 50. Шкаф
ДОМ КВАРТИРА
51. Кровать 52. Телевизор
53. Видеомагнитофон 54. Делать
ДОМ КВАРТИРА
55. Смотреть 56. Мыться
57. Приглашать 58. Светлый
ДОМ КВАРТИРА
59. Уютный 60. Новый
61. Чистый 62. Грязный
63. Школа 64. Класс
65. Спальня 66. Столовая
67. Директор 68. Учитель
69. Воспитатель 70. Учить
71. Учиться 72. Компьютер
73. Собрание 74. Глухой
75. Слабослышащий 76. Дактилология
77. Жестовая речь 78. Руководить
79.Поручать 80. Выполнять
81. Хвалить 82. Ругать
83. Наказывать 84. Проверять
85. Соглашаться 86. Строгий
87. Добрый 88. Честный
89. Урок 90. Наушники
91. Книга 92. Тетрадь
93. Карандаши 94. Рассказывать
95.Говорить 96. Слышать
101.Знать 102. Не знать
103. Понимать 104. Не понимать
105. Повторить 106. Помнить
107. Вспомнить 108. Забыть
109. Думать 110. Могу, можно
111. He могу 112. Ошибиться
113. Хорошо 114. Плохо
115. Внимательно 116. Верно
117. Стыдно 118. Злой, сердитый
119. Грубый 120. Вежливый
121. Ученик
122. Старательный
НА ОТДЫХЕ
123. Отдых 124. Лес
125. Река 126. Море
НА ОТДЫХЕ
127. Вода 128. Солнце
129. Луна 130. Дождь
НА ОТДЫХЕ
131.Снег 133. День
132. Утро 134. Вечер
НА ОТДЫХЕ
135. Ночь 136. Лето
137. Осень 138. Весна
НА ОТДЫХЕ
139. Зима 140. Экскурсия, музей
141. Театр 142. Кино
НА ОТДЫХЕ
143. Стадион 144.Физкультура
145. Соревнование 146. Участвовать
НА ОТДЫХЕ
147. Побеждать 148. Проигрывать
149. Играть 150. Гулять
НА ОТДЫХЕ
151. Танцевать 152. Хотеть
153. Не хотеть 154. Любить
НА ОТДЫХЕ
155. Радоваться 156. Ждать
157. Обманывать 158. Веселый
НА ОТДЫХЕ
159. Ловкий 160. Сильный
161. Слабый 162. Легко
НА ОТДЫХЕ
163. Трудно 164. Спокойно
165. Белый 166. Красный
НА ОТДЫХЕ
167. Черный 168. Зеленый
НАША СТРАНА
169. Родина
170. Государство 171. Москва
НАША СТРАНА
172. Народ 173. Революция
174. Партия 175. Президент
НАША СТРАНА
176. Борьба 177. Конституция
178. Выборы, выбирать 179. Депутат
НАША СТРАНА
180. Председатель 181. Правительство
182. Переводчик 183. Гласность
НАША СТРАНА
184. Демократия 185. Война
186. Мир 187. Армия
НАША СТРАНА
188. Разоружение
189. Договор 190. Космос
НАША СТРАНА
191. Защищать 192. Политика
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ
193, 194. Жестовое имя (имя человека на жестовом языке)
195. Мастер своего дела 196. Мастер своего дела (вариант)
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЭТИ ЖЕСТЫ
197. Меня это не касается 198. Ошибаться
199. Не застать (дома, на работе) 200. Потрясающее,
сногсшибательное
201. Одинаково, идентично 202. Успокоиться после
каких-либо волнений
203. Выбиться из сил 204. Вот оно что
ЖЕСТЫ РАЗГОВОРНОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА
205. Упустить из виду, забыть 206. На сердце «кошки скребут»
207. Не бояться сказать 208. Подожди немного
что-то в глаза
Указатель жестов в алфавитном порядке
армия | делать | ||
бабушка | демократия | ||
день | |||
белый | депутат | ||
борьба | деревня | ||
брат | директор | ||
вежливый | добрый | ||
договор | |||
верно | дождь | ||
веселый | дом | ||
весна | до свидания | ||
вечер | дочь | ||
видеомагнитофон | дружба | ||
внимательно | думать | ||
вода | |||
война | ждать | ||
воспитатель | женщина | ||
вспомнить | жестовая речь | ||
выборы, выбирать | жить | ||
выполнять | |||
где гласность глухой говорить город государство грубый грязный гулять дактилология дедушка | заботиться | ||
забыть | |||
зачем | |||
защищать | |||
здравствуйте | |||
зеленый | |||
зима | |||
злой, сердитый | |||
знать | |||
играть | |||
извинить (те) | |||
имя |
карандаш | обманывать | ||||
квартира | окно | ||||
кино | осень | ||||
класс | отдых | ||||
книга | отец | ||||
когда | откуда | ||||
комната | ошибиться | ||||
компьютер конституция космос красный кровать кто куда кухня, готовить пищу | |||||
партия | |||||
переводчик | |||||
писать | |||||
плохо | |||||
побеждать | |||||
повторить | |||||
политика | |||||
помнить | |||||
легко | помогать | ||||
лес | понимать | ||||
лето | поручать | ||||
ловкий | почему | ||||
луна | правительство | ||||
любить | председатель | ||||
приглашать президент проверять проигрывать профессия | |||||
мать | |||||
мешать | |||||
мир | |||||
могу, можно | |||||
молодой море Москва мужчина мыться | |||||
работать | |||||
радоваться | |||||
разоружение | |||||
рассказывать | |||||
ребенок революция река рисовать Родина ругать | |||||
наказывать | |||||
народ | |||||
наушники | |||||
не знать | |||||
не могу | руководить | ||||
не понимать не хотеть новый ночь | |||||
светлый | |||||
семья | |||||
сестра сильный слабослышащий слабый слышать смотреть снег собрание соглашаться солнце соревнование спальня спасибо специальность спокойно стадион старательный старый стол столовая строгий стул стыдно считать сын танцевать театр телевизор тетрадь трудно | уборная | ||||
уважать | |||||
улица | |||||
урок | |||||
утро | |||||
участвовать | |||||
учитель | |||||
учить | |||||
ученик | |||||
учиться | |||||
уютный | |||||
физкультура хвалить хорошо хотеть | |||||
чей человек черный честный чистый читать что шкаф школа экскурсия, музей | |||||
Памятка. Как сказать спасибо на языке глухонемых людей April 14th, 2016
Когда была с подругой в АШАНе «Гагаринский», то попала на кассу, где сидела глухонемая кассирша.
До этого я ни разу не встречала глухонемых на такой работе.
У меня, выросшей в семье, где были глухонемые люди, это вызвало уважение к работодателям.
В магазинах мы выкладываем на ленту товар, кассир пробивает его, итоговую цену за товар мы тоже видим. Зато человек с ограниченными возможностями работает на нормальной работе и получает деньги.
Люся сразу спросила:
- Разговаривать будешь?
- Зачем?
Тем не менее, уходя, я поблагодарила кассиршу, она смущенно мне улыбнулась.
Спасибо на языке жестов - это очень просто.
Сегодня оказалась в магазине Uniqlo. На одной из касс стояла табличка: «Вас обслуживает глухонемой кассир, просим проявить понимание»
У людей есть выбор в какую кассу вставать.
Именно к этому молодому человеку лет 30 никто не стоял.
Я подошла, выложила покупки.
Он пробил сумму и стал показывать на нее мне руками.
Вступила с ним в диалог.
Узнав, что я - слышащая, он был удивлен. Рассказала ему все про дедушку и бабушку.
Пара молодых людей, стоящих за соседней кассой, сказали недоброжелательно:
- Убогие нашли друг друга.
Пришлось повернуться к ним и сказать:
- Ребята, я вас отлично слышу. Не поняла, откуда столько злобы? Вас кто-то из нас обидел?
Далее шла не совсем нормативная лексика с моей стороны.
Хорошо, что у них хватило ума принести извинение.
Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного участия. Конечно, если вы не знаете, как работает язык рук.
Человек, владеющий языком невербального общения, имеет массу преимуществ перед своим визави, и в состоянии услышать не только то, о чем говорит собеседник, но и понять, о чем он думает, или про что он не говорит. Но давайте обо всем по порядку.
Сегодня многие символы, демонстрируемые руками, имеют международную прописку, и одинаково понятны для новозеландских маори и африканских масаев. Почему же так сложилось?
Почему военные для приветствия прикладывают руку к голове, или чтобы похвалить человека, мы поднимаем большой палец вверх, а чтобы оскорбить - средний? Ответы на эти вопросы пришли к нам из прошлого. Разберем истории возникновения некоторых из этих жестов более подробно.
Каждый жест имеет свою интересную и многогранную историю, впрочем, пора поговорить про их значение и практическое использование этих знаний в повседневной жизни.
В большинстве культур открытая рука связана с честностью. Поэтому если вы хотите заставить людей поверить что говорите правду, не рекомендуется приводить свои доводы с зажатыми в кулаки руками.
В такие моменты лучше раскрыть свои ладони, чтобы показать, что вы ничего не скрываете.
С другой стороны, будьте бдительны, когда кто-то говорит вам важные вещи, засунув руки в карманы или спрятав их за спиной. Скрытые ладони не делают фразы более правдоподобными, даже если они верны. С высокой долей вероятности можно утверждать, что ваш собеседник лжет или скрывает от вас часть важной информации.
То, как вы используете свои руки во время общения с другими, может значительно повлиять на их восприятия к вашим словам и вам непосредственно. Задайте простой вопрос с поднятыми вверх ладонями, и люди будут думать, что вы просите об одолжении.
С одной стороны их не будет беспокоить ваша просьба, но с другой они не будут чувствовать угрозу или давление с вашей стороны. Если же вы зададите этот вопрос с ладонями направленными вниз, он будет скорее напоминать требование, обязательное для выполнения.
Может не только задавать тон любой деловой или политической встрече, но и влиять на ее результаты. Когда два равных собеседника пожимают друг другу руки, их ладони остаются в вертикальном положении.
Но если ладонь одного человека при рукопожатии обращена вверх, это может восприниматься как символическая капитуляция, и обозначать превосходство другого человека.
При разговоре ваш собеседник держит руки за спиной и делает ими неосмысленные движения – вы ему неинтересны, следует прекращать бессмысленную беседу, либо переходить на другую тему.
Не меньше откровений можно почерпнуть из положения пальцев на наших руках. Приведем несколько примеров.
Между жестом руки и жестом пальца существует тонкая грань, но мы поговорим о тех случаях, в которых движения пальцев является самостоятельным сигналом.
Некоторые жесты пальцев являются непреднамеренными, и по их положению можно безошибочно прочитать то, в каком эмоциональном состоянии находится человек, или об его отношении к теме разговора.
Многие жесты, неосознанно используемые при общении, нашли свое отражение в азбуке для глухонемых.
Жестовые языки глухонемых относятся к самостоятельным языкам, которые состоят из комбинаций движений руками и пальцами в сочетании с мимикой, положением рта, губ и корпуса тела.
Ошибочно считать, что языки жестов для глухонемых придумали слышащие, чтобы передавать информацию не слышащим. На самом деле эти языки развиваются совершенно самостоятельно.
Причем в одной стране могут существовать несколько жестовых языков, которые грамматически не совпадают со словесными языками этой страны.
Как показывает практика, при отсутствии возможности использовать звуковой язык в качестве средства общения, люди инстинктивно начинают использовать для этого жесты. Основным средством общения для этого являются руки и пальцы.
При этом у глухих людей много жестов, понять значение которых сможет не подготовленный человек. Например, слово «мир» на языке глухонемых будет выглядеть как сжимающие друг друга руки, расположенные перед грудью, «любовь» представляет собой ладонь, поднесенную к губам в виде воздушного поцелуя, а «дом» - сложенные треугольником ладони в виде двускатной крыши.
Наши дети также применяют язык жестов для своего общения, причем многообразие этих невербальных знаков постоянно обогащается за счет появления новых. Приведем несколько примеров таких молодежных жестов, при помощи которых тинейджеры легко поймут друг друга, а люди старшего поколения, и даже средних лет останутся в неведении.
Время и научно-технический прогресс диктуют свои условия, и это в полной мере относится к нашей жестикуляции.
Еще совсем недавно рука, сложенная в форме английской L не означала ничего, а сегодня это лузер, знак сигнализирующий, что вы неудачник.
Показывающий в сторону вытянутый средний палец может означать, что вас посылают, одновременно его можно трактовать как приглашение к сексу.
С пальцами сложенными в виде сердца все просто: «Я тебя люблю». А вот «коза рогатая» с отведенным в сторону большим пальцем обозначает простую симпатию.
Английская V в исполнении подростка с повернутой к вам тыльной стороной ладони может означать как две «Колы», так и служить эквивалентом среднего пальца в Великобритании. А такой знакомый знак как ОК, но в перевернутом виде, и показанный на уровне пояса или ниже – откровенное приглашение к сексу.
Благодаря специфической универсальности с помощью языка рук и нескольких широко распространенных английских слов можно пообщаться с иностранцем, случайно встреченным на оживленной улице. Конечно, контракт на поставку газового оборудования вы с ним заключить не сможете, но объяснить, как пройти к ближайшей станции метро или стадиону у вас с легкостью получится.
Не спешите применять свои широкие познания языка жестов, оказавшись за границей. Некоторые распространенные символы могут иметь противоположный смысл в разных концах света. И опять обратимся к примерам.
Если, как утверждает пословица, молчание – золото, то продолжая ассоциативный ряд, в некоторых странах, отсутствие жестов – бриллиант.
Жесты и их интерпретация, с которыми вы ознакомились, не ограничиваются приведенными примерами. Цель нашей статьи популяризировать, заинтересовать и направить. Быть может наши тезисы помогут решить маленькие жизненные проблемы. А может и не маленькие.
Еще немного дополнительной информации о самых популярных жестах есть в следующем видео.
Главный герой сериала «Обмани меня» по неконтролируемым движениям человеческого лица мог вообще рассказать всю историю за своего оппонента. Впрочем, этот навык хоть и называется умением читать язык немых и их жесты, он не способствует общению и двусторонней передаче информации. Иными словами, немой язык и жесты, конечно, существуют и позволяют определенную информацию считывать, а вот диалога не создают.
Другое дело – жестовый язык. Это целая система жестового общения людей с ограниченными возможностями, где каждый жест соответствует определенному слову.
Жестовый язык – это не те варианты жестикуляции, которые мы используем, чтобы, например, объясниться с продавцом на рынке в чужой стране. Как ни странно, но жестовая речь – детище людей со слухом и голосом. Она, в той или иной степени бедная или богатая, создавалась для того, чтобы иметь возможность общаться беззвучно. По возможности глухонемые люди заимствовали немой язык, жесты, развивая и обогащая их.
Однако следует заметить, что число людей, имеющих дефекты слуха или речи, на самом деле невелико. По некоторым данным, полностью глухих людей во всем мире примерно 0,4 % от общей численности населения, а тех, кто постоянно пользуется жестовым языком, на нашей планете около 1,5 %. Таким образом, все жестовые языки довольно долгое время имели весьма узкое распространение. Их функционально развитые и лексически богатые варианты не выходили за рамки круга общения человека с нарушением слуха или речи. По сути, языки эти можно было сравнить с шифром, который был изобретен и знаком лишь узкому кругу людей.
Исключением из данного правила можно считать лишь племя урубу на северо-востоке Бразилии, в котором глухим рождается примерно каждый 75-й. Таким образом, из-за большой численности людей со слуховым дефектом все племя знакомо с жестовым языком, который в этом племени един для всех.
Возникновение общего для больших территорий жестового языка началось только в середине XVIII в., когда во Франции и Германии появились первые учебно-воспитательные центры для детей с нарушением слуха. Целью сурдопедагогов было научить письменной форме соответствующего (французского или немецкого) языка. А в качестве языка немых и жестов для обучения были использованы естественные жестовые языки, возникшие в национальных сообществах глухих. Именно на их базе стали искусственно создавать жестовую интерпретацию немецкого и французского. Таким образом, жестовые языки можно считать во многом искусственно созданными.
Учебные центры во Франции и Германии были первыми, и потому именно их выпускников приглашали в другие страны для создания аналогичных школ и развития сурдопедагогики. Таким образом и происходило распространение жестовых языков. Выпускник французского центра, глухой учитель Лоран Клерк, в конце того же XVIII века приехал по просьбе американского города Галлодет для создания первой школы для глухих в США. И именно идеи и жестовый язык французской школы в дальнейшем практиковали в Соединенных Штатах. Великобритания же ограничилась перениманием методов сурдопедагогики, а не самого языка. В результате американский язык глухих близок к «глухому французскому», а не к английскому. Прямо скажем, с последним он не имеет ничего общего.
В России все оказалось несколько сложнее. Первая школа, в которой обучали языку немых и жестам, открылась в 1806 г. в Павловске. Она была ориентирована на опыт французских педагогов и, соответственно, перенимала французскую жестовую речь.
Однако через полвека – в 1860 году – в Москве открылась сурдологическая школа, основанная на немецкой методике. Российская сурдопедагогика до сих пор пожинает плоды борьбы этих двух школ.
Создание Советского Союза привело к тому, что возникший в XIX в. русский жестовый язык распространялся централизованно на территории всех республик. В итоге именно он преобладает ныне на всем постсоветском пространстве.
Жестовые языки не являются калькой словесных. Говоря о том, что американский жестовый язык близок к жестовому французскому, мы имеем в виду лишь то, что именно французская жестовая культура дала начало жестовому языку американцев. С французским словесным оба языка не имеют ничего общего.
Довольно долго структура и история жестовых языков никем не изучались. Однако во второй половине XX в. несколько ученых из разных стран доказали, что жестовые языки - это полноценные лингвистические системы со своими морфологическими и синтаксическими признаками.
Язык жестуно (джестуно) - название международного жестового языка. Несмотря на то что жестовое общение развивалось по своим законам, проблема международного языка стояла перед глухими людьми точно так же, как и перед слышащими. В 1951 году возникла Всемирная федерация глухих. И участники I Всемирного конгресса глухих решили стандартизировать язык общения на международных мероприятиях – создать некое жестовое эсперанто.
Искали общие или схожие жесты для обозначения одних и тех же вещей у глухих разных стран. В течение почти четверти века создавался международный язык жестов. Первый словарь упрощенного жестового языка выпустили в 1973 году, а в 1975 году в Вашингтоне на VII Всемирном конгрессе по проблемам глухоты была окончательно принята и утверждена международная жестовая речь.
Однако язык жестуно имеет целый ряд существенных недостатков: ни в одном из изданных словарей не описывалась грамматическая система языка, не раскрывалось использование жестов в контексте, не пояснялись искусственные принципы образования новой лексики. Лексика словаря полностью основывалась лишь на четырех языках жестового общения: британском, американском, итальянском и русском. Жесты из африканских, азиатских и южноамериканских национальных жестовых языков туда не вошли. При этом существует еще одна международная система жестового общения - неформальная и возникшая естественным путем в результате общения глухих из разных стран мира.
Отдельно следует сказать об обозначении жестами букв алфавита. Это так называемая дактильная азбука, используемая для обозначения имен нарицательных, иностранных заимствований, научных терминов, коротких соединений, предлогов, междометий и т.д., то есть слов, у которых нет собственного жестового представления. Говорить, что дактиль – язык жестов, нельзя. Это лишь жестовый алфавит. Причем алфавит этот также отличается в разных жестовых языках.
Проблема общения людей слабослышащих известна человечеству давно. И в этом языке тоже были свои революции, взлеты и падения.
Язык для глухонемых и его виды
Важно отличать язык слабослышащих от дактилологии. Последняя – это изображение отдельных букв руками. Она используется для имен собственных, названий городов и специфических слов, еще не включенных в унифицированный язык.
Из предыдущего раздела ясно: с одной стороны, есть фантастическая потребность в сурдопереводчиках, с другой стороны, никто особенно не рвется в эту профессию. Отвечать на вопрос почему, слишком долго и не слишком приятно, поэтому сразу переходим к практической части – куда обратиться? Варианты следующие.
Когда платить денег не хочется (все-таки это не самое выгодное вложение), а потребность в знании есть, то отчаиваться не стоит. Нужно обратиться к великому и могучему интернету, а он подскажет, как быть.
В целом настоящее образование – это самообразование. Мир скоростной, высокоэффективный, поэтому зачастую нет времени получать системное образование, когда человеку нужны конкретные навыки. Рассмотрим варианты изучить язык для глухонемых самостоятельно.
Чтобы понять, хорошо или плохо человек говорит на языке, нужна практика. Поэтому, как только освоены азы, необходимо найти сообщество, где можно проверить себя. И не бойтесь. Если человек слабослышащий, то ему будут рады. Если у него нет проблем со слухом, то ему будут рады вдвойне, ибо сурдопереводчиков катастрофически не хватает.
Каждому получающему новое образование хочется знать, на каком этапе развития своих навыков он находится. Существует три уровня владения языком глухих.
Изучая язык самостоятельно, нельзя понять своего уровня. Только на специализированных курсах педагог может оценить способности человека. На освоение каждого уровня уходит 3 месяца и от 45 до 50 часов занятий – час академический. После прохождения курсов можно попробовать получить квалификацию сурдопереводчика. Для этого нужно пройти специальную комиссию. Возможность доступна людям второй ступени образования.