5 кл урок литературы басни презентация. Презентация на тему "иван андреевич крылов и его басни". Кто в жизни с ним не встретился своей

Полы и напольные покрытия 07.04.2021
Полы и напольные покрытия

Басни дедушки Крылова


«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А. Крылов



БАСНЯ – краткий рассказ нравоучительного характера.


Аллегория (иносказание) – условное изображение отвлеченных идей посредством художественного образа.


Басня состоит из двух частей: рассказа и морали.


Мораль – это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.


«Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок» «Ворона и лисица»


«К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к уху клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит» «Мартышка и очки»



А вы, друзья, как ни садитесь,Все в музыка нты не годитесь. «Квартет»


«Ты все пела? Это дело:Так поди же, попляши!» «Стрекоза и муравей»


Прочитайте басню «Свинья под дубом»и ответьте на вопросы: Интересна ли басня? Что лучше: быть грамотным учёным или оставаться неучёным, невеждой? Кто такой невежда? 4. Объясните аллегорию басни Можно ли сказать, что автор осуждает свинью? Какая интонация звучит в реплике Дуба? Актуальна ли мораль басни в наше время? Чему вас научила эта басня?


Прочитайте басню «Ворона и лисица»и ответьте на вопросы: Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл? Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? В чём заключается глупость вороны? Можно ли сказать, что Лисица издевается над вороной? В чём смысл басни? Можно ли принять к сведению мораль этой басни сегодня? Какие слова и выражения из этой басни и сегодня живут в нашей речи?


Посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова и ответьте на вопрос:Каким он вам представляется по характеру?


Это интересно! Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.


Стихотворение К.П.Вяземского Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни «Букварь» постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова! Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были Пока по-русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.


Памятник И.А.Крылову в Санкт - Петербурге


Викторина:


Ответьте на вопросы и выполните задания: В какой басне звучат слова: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок» ?


Ответьте на вопросы и выполните задания: У кого к зиме под кустом «Был готов и стол, и дом»?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Перечислите героев басни, которые вздумали играть квартет.


Ответьте на вопросы и выполните задания: За кем по улицам «толпа зевак ходила»?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга «не боясь греха»?


Ответьте на вопросы и выполните задания: Послушайте фрагмент одной из басен и угадайте название: Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питьё моё с песком и илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву!».


Закончите фразу: «Ай, Моська! Знать, она сильна ……»


Закончите фразу: «Ворона каркнула во всё воронье горло…»


Закончите фразу: «А вы, друзья, как ни садитесь …..»


Закончите фразу: «Когда в товарищах согласья нет…»


Закончите фразу: «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…»


Закончите фразу: «Ты всё пела. Это дело…»


Решите кроссвордПо горизонтали: 1. Кто говорил так: «До того ль, голубчик было в мягких муравах у нас: песни, резвость всякий час. Так что голову вскружило». По вертикали 1. Кого по улицам водили, как будто на показ? 2.Один из героев, который везти с поклажей воз взялся. 3.Кто «без драки» хотел попасть в большие забияки?4.Кто смеется «вперед чужой беде»? 5. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. 6.Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели и задачи: Знакомство с биографией И.А.Крылова. Знакомство с жанровыми признаками басни на примерах. Развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Воспитательное значение басни.

Cлайд 3

Первые басни появились в Древней Греции. Эзоп – один из первых баснописцев. Число рассказанных им басен велико, их около пятисот. Рассказывают, что Эзоп был фригийским рабом, но для работы не был годен. Был он некрасивым, пузатым, на спине его был горб. Такое чудовище, что и смотреть на него было страшно. Его бросали в тюрьмы, издевались над ним, ругали его, но всё –таки снова звали, просили рассказать новые истории, радовались его новым басням. Эзоп соперничал славою со знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. ПеП Эзоп

Cлайд 4

Жан де Лафонтен –замечательный французский баснописец, служивший при дворе. Он в иносказательной форме создал картину жизни своей эпохи. Лев у Лафонтена лжив и лицемерен, придворные льстят ему, желая получить власть и богатство. Если Лев похож на Людовика, то все, кто ему льстит, как две капли воды похожи на королевскую челядь. Жан Лафонтен был необычайно смелым человеком, это не нравилось Людовику, поэтому Лафонтен подвергался изгнаниям. Жан де Лафонтен

Cлайд 5

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта- наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. П.А.Вяземский Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844 г.)

Cлайд 6

Биография баснописца. Родился И.А. Крылов в Москве. Отставка отца, отъезд в Тверь. Мать составляет план образования сына. Смерть отца и служба в губернском магистрате. Неудача первых пьес(трагедий). Появление комедий(«Бешеная семья» и др.). Известность. Журналы, выпускаемые И.А.Крыловым («Почта духов», «Зритель» и др.). 1806 г. Петербург. Первые басни («Дуб и Трость» и др.). 200 басен И.А.Крылова. Успех, слава великого баснописца. Празднование юбилея (70- летие жизненного пути и 50- летие творческой деятельности. Смерть И.А.Крылова в 1844 г. и памятник Клода баснописцу в Летнем саду..

Cлайд 7

Басня- эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приёме аллегории, иносказания. Аллегория- вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощённое в конкретном образе. Иносказание- художественный приём, непрямое, скрытое изображение предметов, явлений, людей и т. п., в иносказании используется замена прямого наименования предмета, явления.

Cлайд 8

«Книга мудрости самого народа» Так назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи. Крылов, широко черпая из народной речи, не менее щедро отдавал народу взятое у него. Его стихи превращались в пословицы и поговорки. Поэтому так легко входили в народ строки и образы басен, крылатые словечки, выражавшие ум и смекалку.

Cлайд 9

Мораль- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Эзопов язык- (по имени древнегреческого баснописца Эзопа)- система намёков и иносказаний в художественном проявлении. дающая возможность обойти цензуру и высказать оппозиционные или запрещённые идеи и взгляды, в основном политического характера.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» Ворона и лисица

Cлайд 13

Cлайд 14

« Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Cлайд 15

« За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»

Cлайд 16

« Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?- ей Мишка отвечал»

Cлайд 17


1. Что такое басня ?

2. Что такое мораль в басне?

3. Какие художественные приёмы (тропы) часто встречаются в баснях?

4. Назовите баснописцев , которых вы знаете.



Эзоп. Басня «Волк и Собака»

Волк увидел огромную собаку в ошейнике на цепи и спросил:«Кто это тебя приковал и так откор-мил?» Ответила собака:«Охотник». –«Нет, не для волка такая судьба! Мне и голод милей, чем тяжёлый ошейник».

В несчастье и еда не вкусна.




И ты, певец любезный, Поэзией прелестной Сердца привлекший в плен, Ты здесь, лентяй беспечный, Мудрец простосердечный, Ванюша Лафонтен!

А.С.Пушкин



По улицам Слона

водили,

Как видно, напоказ –

Известно, что Слоны

в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы

зевак ходили…


У сильного всегда

бессильный виноват -

Тому в Истории мы тьму

примеров слышим;

Но мы Истории

не пишем;

А вот о том как в баснях говорят…


Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…


Попрыгунья

Стрекоза

Лето красное

пропела;

Оглянуться

не успела,

Как Зима катит

в глаза…


Невежда так же в

ослепленье

Бранит науки и

ученье,

И все учёные

труды,

Не чувствуя, что он

вкушает их плоды.


Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться…


К несчастью, то ж

бывает у людей:

Как ни полезна вещь,-

цены не зная ей,

Невежда про неё свой толк всё к худу

А ежели невежда

познатней,

Так он её ещё и гонит.


А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.


Навозну кучу разрывая,

Петух нашёл Жемчужное Зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!..»


Проказница

Мартышка

Осёл,

Козёл,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет…


Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело

не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука…


Голодная кума Лиса

залезла в сад,

В нём винограду кисти

рделись.

У кумушки глаза и зубы

разгорелись.

А кисти сочные, как

яхонты, горят…


Сосед соседа звал откушать;

Но умысел другой тут был:

Хозяин музыку любил

И заманил к себе соседа певчих слушать.

Запели молодцы – кто в лес кто по дрова,

И у кого что силы стало.

В ушах у гостя затрещало,

И закружилась голова…


Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка,- говорит,- кум милый мой,

что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была

похожа!..»


Писатель, счастлив ты, коль дар прямой

Но если помолчать вовремя не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь,

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

И. А. Крылов. Избранные басни

5 класс


И. А. Крылов. Избранные басни

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»


Номера слайдов

«Кто не слыхал его живого слова?»

Слайд 4

Из биографии

Слайды 5 -7

У истоков жанра. Басня как жанр

Слайды 8 - 10

Крылатые выражения из басен

Слайды 11 - 14

«Волк на псарне»

Слайды 15 -18

«Свинья под Дубом»

Слайд 19

«Ворона и Лисица»

Слайд 20

Чему учит басня

Слайд 21

Слайд 23

Использованные материалы


Иван Андреевич Крылов (1769 - 1844)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М. Исаковский

К. Брюллов. Портрет И. А. Крылова


Из биографии

Иван Андреевич Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил никакого образования.

Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.

Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности Ивана Андреевича. После смерти отца заботы о воспитании и образовании сыновей Ивана и Льва взяла на себя мать. Так как отец был единственным кормильцем семьи, Иван с детства начал работать в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. Из-за нехватки денег Крылов работал у Львовых, а платой за труд стала учеба.


В Санкт-Петербурге

В Петербург Крылов переехал в 1782 с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. У Львовых и, возможно, у драматурга Я. Б. Княжнина, Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и Г. Р. Державин с женой, покровительствовавшей Крылову.

Группа писателей в Летнем саду. Слева: И. А. Крылов


  • В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным.
  • Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова.

У истоков басенного жанра

Эзоп – древнегреческий баснописец (VI век до н. э.), считавшийся создателем басни.

Лафонтен Жан де (1621 – 1695) – французский поэт, прославившийся как баснописец


Басни в русской литературе писали:

В. И. Майков

М. В. Ломоносов

А. П. Сумароков

И. А. Крылов

И. И. Хемницер


Басня как жанр

Краткий рассказ, часто стихотворный

Диалог

2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

Использование просторечной лексики

Аллегория (иносказание)

Лаконизм

Сатирическое изображение

Афористичность языка

Герои – чаще животные

Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

Олицетворения


А Васька слушает да ест

Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

Художник А. М. Савченко


А воз и ныне там

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.


трудиться,

не лучше ль на себя,

кума, оборотиться?

Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого.

Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе.

Художник Г. Куприянов

Кума (устар., разг .) – здесь: приятельница, обращение к представительнице женского пола.


Кукушка хвалит петуха за то,

что хвалит он кукушку

Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

Художник Г. Куприянов


У каждой басни своя история

  • «Волк на псарне» - отклик на события войны 1812 года, когда Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события и запечатлел в своей басне великий русский баснописец, затем переслал басню Кутузову, который, прочитав ее вслух после сражения под красным, обнажил голову, показав свои седины.

Художник А. М. Савченко


Рассмотрим басню подробнее

Как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?

Здесь под Ловчим подразумевается великий русский полководец М. И. Кутузов, под Волком – Наполеон.

Художник Е. М. Рачёв


Поработаем над языком басни

Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл: слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя сами.

«Поднялся…двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ.

Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.

Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». Волк- Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.


«Пустился в переговоры» - значит «начал переговоры». «Начал» - в данном случае синоним слова «пустился». Но «пустился» звучит выразительнее.

«Уставим общий лад» - значит «заключим мирный договор». Волк- Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России.

«Не делать мировой» означает не заключать мирного договора.

«Выпустить на Волка гончих стаю» - дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.


"Свинья под Дубом"

Какое явление жизни аллегорически описывает басня?

Какой вам представляется Свинья?

В каких строчках заключена мораль басни?

Создайте свои иллюстрации к басне.

«Свинья под Дубом». Художник Г. Куприянов


"Ворона и Лисица"

Сравните басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.

Что общего и чем различаются басни?

В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?

Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?

Чья басня кажется вам более выразительной?

«Ворона и Лисица».

Худ. Г. Куприянов


Чему учат басни Крылова?

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.


Использованные материалы

  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2004.
  • Уроки литературы Кирилла и Мефодия.

5 класс

  • Интернет-ресурсы:

http://it-n.ru , http://school-collection.edu.ru , http://window.edu.ru

http://kostyor.ru

Интерактивные тестовые задания по басням И. А. Крылова.

Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».

Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1



Рекомендуем почитать

Наверх