Требования охраны труда при шиномонтажных работах. Меры безопасности при выполнении шиномонтажных и вулканизационных работ. Требования безопасности по окончании работ

Напольные покрытия 15.07.2020

Российская ФедерацияПриказ Рослесхоза (Федеральной службы лесного хозяйства России)

ТОИ Р-07-32-2000 Типовая инструкция по охране труда при выполнении шиномонтажных и вулканизационных работ

установить закладку

установить закладку

ТОИ Р-07-32-2000

Типовая инструкция по охране труда
при выполнении шиномонтажных и вулканизационных работ

Дата введения 2000-06-01

СОГЛАСОВАНА Письмом ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации от 13 апреля 2000 г. N 3-11/108

1. Общие требования безопасности

1.1. Раздел излагается на основании Типовой инструкции "Общие требования безопасности при выполнении работ в цеховых условиях" ТОИ Р-07-26-2000 .

Особенности условий труда, опасные и вредные производственные факторы, их возможное воздействие на работников, изложенные в материалах аттестации конкретного рабочего места, дополняют основные факторы, изложенные в п.1.2. Полученный в результате дополнения оптимальный перечень опасных и вредных производственных факторов вносится в P.1 "Общие требования безопасности" конкретной инструкции по охране труда лесхоза.

1.2. Возможные опасные и вредные производственные факторы при выполнении шиноремонтных и вулканизационных работ: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; острые кромки, заусеницы, шероховатости инструмента, оборудования; отлетающие осколки, части шиномонтажного оборудования при разрыве накачанных шин; электрический ток на корпусах механизмов, оборудования; повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, химические вещества (токсичные и раздражающие), воздействующие на организм человека; повышенные уровни температуры оборудования, материалов, деталей. Возможные результаты воздействия на организм работника: травмы, ожоги, электротравмы, снижение работоспособности, заболеваемость.

1.3. При выполнении шиномонтажных и вулканизационных работ рабочим выдается спецодежда, спецобувь и предохранительные приспособления в соответствии с действующими Типовыми отраслевыми нормами. По результатам аттестации рабочих мест определяется необходимость дополнительного обеспечения работников средствами защиты, что фиксируется в Коллективном договоре.

Оптимальный набор средств индивидуальной защиты с учетом всех дополнений вносится в Р.1 "Общие требования безопасности" конкретной инструкции лесхоза.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, привести их в порядок. Надеть специальную одежду, застегнуть на все пуговицы, зашнуровать обувь, волосы убрать под головной убор.

Спецодежда и обувь должны быть соответствующих размеров и не стеснять движений при работе. При повышенном уровне шума надеть противошумовые наушники.

2.2. Проверить состояние рабочего места: если оно не убрано или загромождено, принять меры к его очистке; убедиться в свободном доступе к пусковым устройствам; в наличии свободных проходов и проездов; исправности полов, подставок под ноги, исправности транспортных тележек и других вспомогательных средств, противопожарных средств.

Периодически проверяются вулканизационные паровые котлы, компрессоры и контрольно-измерительные приборы, результаты контроля заносятся в журнал регистрации осмотров. При обнаружении неисправности, отсутствии пломбы клапана, просроченной даты поверки манометра, работа котла, компрессора не допускается.

2.3. Проверить готовность помещения вулканизационных работ. Оно должно быть изолированным и оборудованным приточно-вытяжной и местной вентиляцией; паровые котлы, мульды, компрессоры укомплектованы исправными манометрами и указателями допустимого давления; предохранительный клапан вулканизационного аппарата, компрессора отрегулирован на разрешенное рабочее давление; рабочие места для шороховки должны быть оборудованы местными отсосами пыли, надежно заземлены и иметь ограждение привода и рабочего инструмента; электропроводка выполнена в герметическом исполнении; стол для работы с клеем обивается оцинкованным железом, а его рабочее место - полосой резины толщиной 6-8 мм.

2.4. Проверить готовность помещения (рабочего места) монтажа шин (колес). Эти работы должны производиться на специальных стендах, при их отсутствии - на чистом ровном полу (помосте), а в пути - на разостланном брезенте (подстилке) с применением специальных инструментов и приспособлений, предотвращающих вылет стопорного кольца и диска. Как правило, используются предохранительные устройства при накачке шин, проходящие через диски колеса (типа "Паук" - блокировка цепным устройством, типа "Вилка" - блокировка П-образной вилкой), либо шина закатывается в специально огражденный отсек, где и производится ее накачка, при этом запорное кольцо должно располагаться с противоположной стороны от рабочего.

2.5. Поступающие в ремонт колеса предварительно очищаются от грязи. Перемещение больших колес должно быть механизировано специальными приспособлениями, перекатывание колес вручную не допускается. Проверить наличие и исправность этих приспособлений.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Перед снятием колес автомобиль вывешивается специальным подъемником или с помощью другого грузоподъемного механизма, при этом под неподнимаемые колеса подкладываются "башмаки", а под вывешенную часть автомашины подставляются "козелки" с обозначением грузоподъемности.

3.2. Перед демонтажем шины (с диска колеса) воздух из камеры полностью выпускается, а демонтаж шин выполняется на специальном стенде или с помощью штатного съемного устройства. В пути эти операции выполняются с помощью домкрата, подставок и набора специального инструмента.

3.3. Перед монтажем шин необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного кольца шин. Замочное кольцо при монтаже шин на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.4. Не допускается: выбивать диск кувалдой (молотком); при накачивании шины воздухом поправлять ее положение на диске постукиванием; монтировать шины на диски колес не соответствующего размера; во время накачки шин ударять по замочному кольцу кувалдой, молотком; накачивать шины сверх установленной нормы; применять при монтаже шин замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели.

3.5. Накачку шин вести в два этапа: в начале до давления 0,05 МПа с проверкой положения замочного кольца; затем довести до нормального давления. При обнаружении неправильного положения кольца, необходимо выпустить воздух, исправить положение кольца и повторить операции. Давление в шинах передних и задних колес не должно превышать установленных для данного типа автомашины, трактора, иного транспортного автосредства.

3.6. Подкачку шин без демонтажа производить, если давление в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена; давление определяется манометром или дозатором давления воздуха.

3.7. Во время работы на монтажном стенде редуктор должен быть закрыт кожухом, для осмотра внутренней поверхности шины применять спредер, для изъятия из шин гвоздей и других "пойманных" металлических предметов использовать клещи, а не отвертки, ножи и шилья. При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательно фиксировать их стопорным устройством.

3.8. Осмотр, вырезку местных повреждений, шероховку внутренней части покрышек следует производить на специальном стенде (спредере) или на верстаке, а образовавшуюся при обработке пыль и грязь нужно убирать пылесосом. Для осмотра и ремонта внутренней части покрышки применяются специальные распорки для бортов (борторасширители), конструкция которых должна исключать возможность выскальзывания их под давлением бортов шин.

3.9. Вырезку повреждений на покрышке следует производить специальными ножами в зависимости от конфигурации вырезки: встречным конусом - узким тонким ножом, в рамку - ножом со шпорой; для вырезки внутри покрышки - изогнутым ножом с двухсторонней заточкой; для других вырезок - ножом с длинным лезвием. При вырезке нож следует передвигать лезвием от себя. Расслаивание покрышки для изготовления манжет производится на специальном станке, нерабочая часть ножа на станке должна быть ограждена.

3.10. Резиновый клей из авиационного бензина, сырой резины или каучука необходимо готовить в специальном заготовительном цехе или специально отведенных местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения, нельзя использовать при этом этилированный бензин. Бензин и клей хранятся в металлической, плотно закрывающейся посуде. На рабочем месте можно хранить клей и бензин в объеме не более трехчасовой потребности.

3.11. Клей наносится на поврежденные участки камеры и заплаты кистью, ее ручка должна иметь отражатель, предохраняющий кисти рук от клея. Промазка клеем заплат, камер, манжет и их последующая подсушка должна производиться в специальных местах, оборудованных местными отсосами.

3.12. Нельзя оставлять вулканизационный аппарат, электровулканизатор, компрессор включенными даже при кратковременной отлучке.

3.13. Вынимать вулканизационную камеру можно только после того, как обугливающийся брикет остынет.

3.14. Снимать струбцину с мульды только при отсутствии давления в мешке.

3.15. При работе с песочным мешком в качестве заполнителя использовать чистый, хорошо просушенный песок.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При появлении ощущения электротока при соприкосновении с оборудованием, любых иных изменениях в работе оборудования отключить оборудование, о чем сообщить непосредственному руководителю работ. Не приступать к работе до устранения неисправностей.

4.2. Прекратить работу: парового котла - при неисправности насоса (невозможности подкачать воду); компрессора - при повышении давления свыше допустимого, при порыве (пробое) шлангов, перегреве электропривода, появлении дыма, гари. Удалить топливо из топки, выпустить пар. Гасить топливо водой не допускается.

4.3. При возникновении пожара принять меры к тушению имеющимися средствами, сообщить администрации либо в пожарную охрану. При угрозе для жизни - покинуть рабочее место, помещение.

4.4. Немедленно прекратить работу в аварийных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью работников, и покинуть опасную зону.

4.5. При получении травмы (электротравмы) оказать пострадавшему доврачебную помощь (самопомощь), используя индивидуальную аптечку, о случившемся сообщить непосредственному руководителю работ, при необходимости вызвать скорую помощь или принять меры к доставке пострадавшего в медицинское учреждение. По возможности сохранить обстановку происшествия.

5. Требования безопасности после окончания работы

5.1. Остатки клея, бензина, а также кисти, лопатки и т.д. должны быть убраны в специально предназначенные места, оборудованные вытяжными устройствами.

5.2. После остановки и отключения оборудования убрать рабочее место, инструмент очистить от грязи и поместить в отведенные для хранения места, для уборки пыли использовать пылесос.

5.3. Использованные тряпки, ветошь сложить в металлический ящик с крышкой и разместить его вне помещения.

5.4. Снять спецодежду и обувь, очистить их от грязи и обеспылить, разместить на хранение в отведенное место.

5.5. Умыться теплой водой с мылом, принять душ, выполнить иные рекомендованные гигиенические процедуры.

5.6. О замечаниях и недостатках в работе сообщить непосредственному руководителю работ и сменщику, занести их в журнал административно-общественного контроля.

Текст документа сверен по:

Сборник N 2 Типовых инструкций по охране
труда для профессий и видов работ в лесном
хозяйстве (часть 1). -

/Федеральная служба лесного хозяйства России.-
М.: ГОУ ВИПКЛХ; Издательство УПЦ "Талант", 2001

I. Общие положения

1.1. Работник шиномонтажа относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется ________________________________ (наименование должности непосредственного руководителя)
1.2. На должность работника шиномонтажа принимается лицо, имеющее специальную подготовку, без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Работник шиномонтажа принимается и увольняется с работы приказом _________________________. (должность руководителя организации)
1.4. Работник шиномонтажа должен знать:
- основные приемы выполняемых операций;
- назначение и правила применения используемого оборудования;
- расходные материалы, применяемые в ходе процесса;
- правила по охране труда;
- правила производственной санитарии и противопожарной безопасности;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте;
- виды брака и способы его предупреждения и устранения;
- производственную сигнализацию.

II. Должностные обязанности

Работник шиномонтажа выполняет следующие виды работ:
2.1. разбортовка колес;
2.2. забортовка колес;
2.3. балансировка колес;
2.4. финишная балансировка колес;
2.5. установка и замена камеры;
2.6. снятие и установка колес;
2.7. накачка колес азотом;
2.8. технологическая мойка колес;
2.9. проверка колес на герметичность;
2.10. герметизация борта шины;
2.11. подкачка колес;
2.12. подкачка колес азотом;
2.13. диагностика колес;
2.14. регулировка развал-схождение колес;
2.15. ремонт колес:
- установка жгута;
- установка камерной заплаты;
- установка грибка;
- установка пластыря;
2.16. замена масла;
2.17. замена тормозных колодок;
2.18. замена амортизаторов;
2.19. ремонт подвески;
2.20. ремонт сцепления;
2.21. обслуживание кондиционеров;
2.22. правка дисков;
2.23. замена тормозной жидкости;
2.24. замена охлаждающей жидкости;
2.25. замена масла в автоматической коробке передач;
2.26. очистка инжекторов (форсунок);
2.27. диагностика двигателя;
2.28. замена ремней ГРМ, ГУР, генераторов.

Работник шиномонтажа имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.2. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т.д.
3.4. На получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.7. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.
3.8. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т.п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Работник шиномонтажа несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

1. К шиномонтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:

Предварительный медицинский осмотр (при уклонении работника от про­хождения медицинских осмотров работник к выполнению тру­довых обязанностей не допускается);

Вводный инструктаж;

Обучение безопасным методам и приемам труда и про­верку знания безопасности труда;

Первичный инструктаж на рабочем месте;

2. Работники проходят повторный инструктаж по охране труда не реже, чем один раз в 6 месяцев. Инструктаж проводится руководителем работ. Результаты инструктажа фиксируются в журнале регистрации инструктажей.

3. При направлении работников на выполнение работ, не связанных с их основной деятельностью, они должны пройти целевой инструктаж.

4. При поступлении на работу и не реже одного раза в год работники должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

5. Работники должны проходить периодический медицинский осмотр не реже одного раза в 12 месяцев.

6. Работники должны соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, пожарной безопасности, личной гигиены.

7. Запрещается употреблять спиртные напитки в рабочее время, приступать к работе в состоянии алкогольного или нар­котического опьянения. Курить разрешается только в специ­ально оборудованных местах.

8. Администрация обязана обеспечить работников бесплатной одеждой, бесплатной обувью и другими средствами индивидуальной за­щиты согласно ДНАОП 0.00-3.06-98 «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта», в том числе:

Костюм хлопчатобумажный (срок носки 12 месяцев);

Ботинки кожаные (срок носки 12 месяцев);

Рукавицы комбинированные (срок носки 3 месяца);

Очки защитные закрытые (до износа).

9. Работник должен правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты. Руководитель предприятия обязан заменить или отремонтировать спец­одежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защи­ты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.

10. При выполнении шиномонтажных работ могут иметь место такие опасные и вредные производственные факторы:

Вылет замочного кольца при накачивании или подкачивании шины;

Разрыв покрышки при накачивании шины;

Падение вывешенных частей автомобиля;

Самопроизвольное движение автомобиля;

Падение работников при откручивании или закручивании гаек крепления колес;

Падение колеса или шины;

Поражение электрическим током;

Пониженная температура воздуха в холодный период года.

11. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне работы необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в лечебное заведение.

12. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоро­вью людей пострадавшие или очевидцы обязаны немедленно сообщать руководителю работ. Руководитель должен организовать доврачебную помощь пострадавшему, доставку его в лечебное учреждение, сообщить об этом собственнику. Для расследования несчастного случая необходимо сохранить обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия, если это не угрожает жизни других работников и не приведет к аварии.

13. Работники должны владеть приемами оказания доврачебной помощи, транспортировки пострадавшего, знать место расположения и содержание аптечки, уметь пользоваться находящимися в ней средствами.

При шиномонтажных работах несчастные случаи возникают главным образом из-за срыва стопорного кольца или монтажных лопаток, разрыва шин. Опасности возникают и при переноске шин грузовых автомобилей и автобусов, использовании оборудования с электрическим приводом и аппаратов, работающих под давлением.

Шиномонтажные и демонтажные работы производят на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлении и инструмента. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Шины, плотно прилегающие к ободу колеса, демонстрируют на специальных стендах или с помощью специальных приспособлений. Применять кувалды при демонтаже и монтаже шин запрещается.

Перед монтажом осматривают покрышку, удаляют из протектора мелкие камни, металлические и другие предметы, проверяют состояние бортов покрышки, замочного кольца и выемки для него на ободе колеса, состояние диска колеса Борта покрышки не должны иметь порезов, разрывов и других повреждений, обод - трещин, вмятин, заусенцев, ржавчины. Замочное кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.

В стационарных условиях снятые с автомобиля шины накачивают и подкачивают в местах оборудованных защитными ограждениями, предупреждающими вылет стопорного кольца. Подкачивать шину без демонтажа можно, если давление воздуха снизилось не менее на 40 % от нормального и при этом не нарушена правильность монтажа.

Все операции по снятию постановке и перемещению колес и шин автомобилей массой более 20 кг должны производиться с использованием средств механизации (тележек, подъемников и т.д.).

Из-за высокой опасности вулканизационных работ к ним допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших предварительный медицинский осмотр и _ специальное курсовое обучение, сдавших экзамены и получивших удостоверение на право производства этих работ.

Все рабочие места должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментом, приспособлениями, материалами. Инструмент ударного действия (зубила, бородки и т.д.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и сколов. Для предупреждения травмирования рук длина инструмента не должна быть менее 150 мм.

При работе электроинструментом следует соблюдать меры электробезопасности. Сопротивление всех токоведущих путей один раз в год проверяют мегаомметром.

Деревянные ручки инструмента (молотки, отвертки, кувалды) должны быть всегда сухими, без заусенцев и иметь удобную форму.

При накачивании шин грузовых автомобилей следует обязательно пользоваться предохранительной клетью.

Запрещается производить монтаж колес на шиномонтажном стенде, размер которых превышает максимальный размер, указанный заводом-изготовителем.

Помещение шиномонтажного цеха относится к категории Д по пожароопасности - помещение, в котором находятся или общаются негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. В соответствии с действующим законодательством, ответственность за обеспечение пожарной безопасности на АТП несут их руководители. Таблички с указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность, вывешивают на видных местах. В обязанность этих лиц входит: знание пожарной опасности применяемых в производстве веществ и материалов, технологического процесса производства; обучение работающих правилам пожарной безопасности; контроль за соблюдением правил пожарной безопасности на вверенных им участках; содержание в постоянной готовности всех имеющихся средств пожаротушения и извещения о пожарах; устранение нарушений правил пожарной безопасности и неисправности пожарного оборудования; разработка инструкций о мерах пожарной безопасности для своих подразделений. Они должны: не допускать загромождения пожарных подъездов к зданиям и сооружениям, к водоисточникам, подступам к пожарному оборудованию, проходам в зданиях, коридорам и лестничным клеткам; не допускать проведения работ с применением открытого огня, в том числе тщательно осматривать помещения перед закрытием, чтобы исключить условия возникновения пожара.

Для пожарной охраны АТП создают добровольные пожарные дружины (ДПД). На ДПД возлагают: контроль за соблюдением противопожарного режима АТП и его производственных участках, складах и других объектах; разъяснительную работу среди рабочих и служащих с целью соблюдения противопожарного режима; надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения и готовность их к действию; вызов пожарных команд в случае возникновения пожара и принятие немедленных мер к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения; участие в случае необходимости в боевых расчетах в работе на пожарных автомобилях, мотопомпах и других передвижных и стационарных средствах пожаротушения, а также в исключительных случаях дежурства.

Численный состав ДПД определяет руководитель АТП. Комплектуют ДПД из работников предприятия не моложе 18 лет таким образом, чтобы в каждом цехе и смене имелись члены дружины.

Важную роль в проведении противопожарных профилактических мероприятий на АТП играют пожарно-технические комиссии. В состав комиссий входят: главный инженер, начальник пожарной охраны, главный механик, инженер по охране труда и другие лица по усмотрению руководителя предприятия.

В задачи пожарно-технической комиссии входит: выявление пожароопасных нарушений и недочетов в технических процессах ремонта автомобилей, в работе агрегатов, установок, производственных участках, на складах, которые могут привести к возникновению пожара, взрыва или аварии, и _ разработка мероприятий, направленных на устранение этих нарушений и недочетов; содействие пожарной охране (ДПД) предприятия в организации и проведении пожарно-профилактической работы и устранении строго противопожарного режима в производственных помещениях.

Все инженерно-технические работники, служащие и рабочие АТП при приеме на работу обязаны пройти первичный противопожарный инструктаж, а затем непосредственно на рабочем месте - вторичный противопожарный инструктаж.

Первичный инструктаж проводит начальник пожарной охраны, а где их нет, специальное лицо из инженерно-технических работников, назначенное приказом по АТП. Повторный инструктаж проводят ежеквартально. Ответственный за пожарную безопасность ведет журнал учета средств пожаротушения с перечислением и указанием дат их испытания и очередных проверок.

Для извещения о пожаре на АТП используют электрическую пожарную сигнализацию, телефонную связь.

Для локализации и ликвидации небольших возгораний и пожаров в начальной стадии их развития на АТП применяют первичные средства пожаротушения, к которым относятся прежде всего переносные и передвижные огнетушители, ящики с песком, кошма, асбестовые покрывала, резервуары с водой.

Различают электрическую пожарную сигнализацию на автоматического и неавтоматического действия. Связь автоматического типа более совершенна, так как позволяет автоматически обнаружить возникший пожар и сообщить о нем в ближайшую пожарную часть. В ней используются автоматические извещатели, которые подразделяются на тепловые, пламенные (световые), ультразвуковые и комбинированные.

Прекратить горение можно физическим и химическим способом. К физическим способам относятся охлаждение горючих веществ, изоляция веществ от зоны горения, разбавление реагирующих веществ с негорючими и не поддерживающими горение веществами.

Химический способ заключается в торможении реакции горения из-за понижения в зоне реакции концентрации активных веществ.

Для локализации и ликвидации небольших пожаров и возгораний в начальной их стадии применяют первичные средства пожаротушения, к которым относятся переносные и передвижные огнетушители (ГОСТ 122047-86), ящики с песком, резервуары с водой и прочие средства пожаротушения.

Техника безопасности

1. Общие требования охраны труда

1.1. К шиномонтажным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:

  • вводный инструктаж;
  • первичный и инструктаж на рабочем месте.

1.2. Персонал при проведении шиномонтажных работ должен знать:

  • действие на человека опасных и вредных факторов, возникающих во время работы;
  • правила оказания 1-й доврачебной помощи;
  • требования техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

1.3. Персонал должен:

  • выполнять только входящую в его обязанности или порученную работу;
  • владеть безопасными приемами труда;
  • быть предельно внимательным при проведении шиномонтажных работ;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка.

1.4. Во время работы на персонал, проводящий шиномонтажные работы, могут воздействовать следующие опасные производственные факторы:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • падающие предметы;
  • опасный уровень напряжения электрической цепи;
  • повышенная температура поверхности оборудования и материалов;
  • разрушающиеся конструкции;
  • повышенное давление воздуха;
  • недостаточная освещенность рабочего места;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

1.5. Персонал в своей работе должен использовать следующие СИЗ:

  • комбинезон хлопчатобумажный;
  • ботинки кожаные;
  • респиратор;
  • очки защитные;
  • рукавицы комбинированные.

1.6. Монтаж и демонтаж автомобильных шин должен производиться на стенде или на чистом полу (помосте), а внутри - на разостланном брезенте или другой подстилке.

1.7. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть положенную по нормам спецодежду.

2.2. Проверить исправность инструмента и ограждений.

2.3. Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под снятые колеса подложены упоры.

2.4. Перед отворачиванием гаек крепления спаренных бездисковых колес для их снятия следует убедиться, что на их внутреннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух из нее.

2.5. Перед демонтажом шины воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.

2.6. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

2.7. Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

2.8. Снятие, постановка и перемещение колес и шин автомобилей большой грузоподъемности должны быть механизированы.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При демонтаже шины с диска, плотно приставшей к боку колеса, осуществляется съемником. Запрещается выбивать диски кувалдой (молотком).

3.2. Перед монтажом шины необходимо проверить состояние обода.

3.3. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли и грязи.

3.4. Станки для шероховки должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией для отсоса пыли и надежно заземляться.

3.5. Работу по шероховке проводить только в защитных очках.

3.6. Вынимать камеру из струбцины после вулканизации можно только после того, как восстановительный участок остынет.

3.7. При вырезке заплат лезвие ножа нужно передвигать от себя. Рукоятка должна быть исправна.

3.8. Емкости с бензином и клеем следует держать закрытыми, открывая по мере необходимости.

3.9. Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до 0,5кг на см кв. с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией.

3.10. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца выпустите весь воздух из накачиваемой шины, исправьте положение кольца, а затем повторите указанные операции. Подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более 40%от нормы.

3.11. На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

3.12. При использовании для накачивания шин компрессорной установки с электроприводом:

  • осмотреть состояние электрических аппаратов, манометра (должен быть проверен в лаборатории Госстандарта, на шкале манометра должна быть красная черта, соответствующая разрешенному давлению);
  • проверить наличие и исправность заземления компрессора и наличие СИЗ (диэлектрических перчаток, ковриков, инструмента с изолированными ручками);
  • слить конденсат через продувочные краники из воздухосборника.

3.13. Перед включением компрессора, прокручиванием вручную, проверить нет ли заклинивания.

3.14. Опробовать работу компрессора на холостом ходу с выпуском воздуха наружу по инструкции завода- изготовителя.

3.15. После перевода компрессора на режим "Работа"проверить смазку механизмов, охлаждение и давление воздуха в ресивере.

3.16. Для осмотра внутренней поверхности покрышки должен применяться спредер (расширитель).

3.17. Новые шины должны быть укомплектованы новыми камерами. То же рекомендуется и для шин, восстановленных методом наложения протектора.

3.18. Монтаж шин, имеющих направленный рисунок протектора, выполняйте так, чтобы направление стрелок на боковинах покрышки совпадало с направлением вращения колеса при движении самоходной техники вперед.

3.17. Для изъятия из шины посторонних предметов необходимо пользоваться клещами.

3.18. Запрещается монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины, заусенцы.

3.19. Стопорное кольцо при монтаже шины на диск должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

3.20. При накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диск постукиванием можно только после его прекращения подачи.



Рекомендуем почитать

Наверх