Как сделать стеклотекстолит своими руками. Технология работ с полимерами Самодельный фольгированный текстолит

Напольные покрытия 05.03.2020
Напольные покрытия

Здравствуйте, дорогие читатели блога. Сейчас на улице замечательная погода, а у меня прекрасное настроение. Сегодня я хочу вам рассказать о том, как можно изготовить качественные печатные платы в домашних условиях .

]Вообще метод изготовления печатных плат с помощью лазерного утюга не сложен. Его суть заключается в способе нанесения защитного рисунка на фольгированный текстолит.

В нашем случае защитный рисунок мы сначала с помощью принтера выводим на фотобумагу, глянцевую ее сторону. Затем в результате нагрева утюгом, размягченный тонер прижаривается к поверхности текстолита. Подробности сего действа читайте далее…НО в следующих статьях вас ждет еще более полезная информация из области радиолюбительских технологий так что обязательно подпишитесь.

Итак приступим.

Для изготовления платы по технологии ЛУТ нам понадобится:

  1. фольгированный текстолит (одно- или двухсторонний)
  2. лазерный принтер
  3. ножницы по металлу
  4. глянцевая фотобумага (Lomond)
  5. растворитель (ацетон, спирт, бензин и т.д.)
  6. наждачная бумага (с мелким абразивом, нулевка вполне подойдет)
  7. сверлилка (обычно моторчик с цанговым патроном)
  8. зубная щетка (очень нужная вещь, не только для здоровья зубов)
  9. хлорное железо
  10. собственно сам рисунок платы нарисованный в Sprint-Layout

Подготовка текстолита

Берем в руки ножницы по металлу и вырезаем кусок текстолита по размеру нашей будущей печатной платы. Раньше я резал текстолит ножовкой по металлу, но это, оказалось, по сравнению с ножницами не так удобно, да и пыль текстолитовая очень докучала.

Полученную заготовку печатной платы хорошенько шкурим наждачной бумагой — нулевкой до появления равномерного зеркального блеска. Затем смачиваем кусочек ткани ацетоном, спиртом или каким еще растворителем, тщательно протираем и обезжириваем нашу плату.

Наша задача очистить нашу плату от окислов и «потных рук». Само собой после этого стараемся руками нашу плату не трогать.

Подготовка рисунка печатной платы и перенос на текстолит

Нарисованный заранее рисунок печатной платы, мы распечатываем на фотобумагу. Причем в принтере отключаем режим экономии тонера, а рисунок выводим на глянцевой стороне фотобумаги.

Теперь достаем из-под стола утюг и включаем в сеть, пускай нагревается. Свежераспечатанный лист бумаги ложим на текстолит рисунком вниз и начинаем проглаживать утюгом. С фотобумагой, в отличие от кальки, подложки от самоклейки церемониться не нужно, «елозим» утюгом до начала пожелтения бумаги.

Здесь можно не бояться передержать плату, или переборщить с давлением. После берем этот бутерброд с прижаренной бумагой и несем его в ванную. Под струей теплой воды подушечками пальцев начинаем скатывать бумагу. Далее берем в руки заготовленную зубную щетку и хорошенько проходим ею по поверхности платы. Наша задача содрать белый меловой слой с поверхности рисунка.

Просушиваем плату и под яркой лампой хорошенько проверяем.

Зачастую меловой слой сдирается с первого раза зубной щеткой, но бывает, что этого оказывается недостаточно. В этом случае можно воспользоваться изолентой. Белесые волокна налипают на изоленту оставляя нашу платку чистой.

Травление платы

Для приготовления травящего раствора нам понадобится хлорное железо FeCL3.

Этот чудо порошок в нашем радиомагазине стоит около 50р. Наливаем в неметаллическую посудину воды и засыпаем туда хлорного железа. Обычно на три части воды берут одну часть FeCL3. Далее погружаем в посудину нашу плату и даем ей время.

Время травления зависит от толщины фольги, температуры воды, свежести приготовленного раствора. Чем горячее раствор, тем быстрее пройдет процесс травления, но в тоже время в горячей воде есть вероятность повредить защитный рисунок. Также процесс травления ускоряется при помешивании раствора.

Некоторые приспосабливают для этого «бульбулятор» от аквариума или же крепят вибромоторчик от телефона. Вытравленную плату вынимаем и промываем под струей воды. Травящий раствор сливаем в баночку и прячем под ванну, главное чтоб жена не увидела.

Этот раствор нам еще потом пригодится. Вытравленную платку очищаем от защитного слоя тонера. Я для этого применяю ацетон, но вроде как спиртом или бензином тоже не плохо получается.

Сверление платы

Вытравленная и очищенная плата нуждается в сверловке, так как не всегда есть возможность применения поверхностного монтажа. Для сверления платы у меня припасена небольшая сверлилка. Она представляет собой моторчик типа ДПМ с насаженным на вал цанговым патроном. Брал я его в радиомагазине за 500р. Но думаю можно применить для этого любой другой моторчик, например от магнитофона.

Сверлим плату острым сверлом, стараясь сохранять перпендикулярность. Перпендикулярность особенно важна при изготовлении двусторонних плат. Кернение отверстий под сверловку нам не требуется, так как отверстия в фольге образовались при травлении автоматически.

Проходимся по плате шкуркой нулевкой, снимая заусенцы после сверловки, и готовимся к лужению нашей платы.

Лужение платы

Я стараюсь залуживать свои платы, и делаю это по нескольким причинам:

  • Залуженная плата более стойка к коррозии, и через год вы не увидите следов ржавчины на вашем устройстве.
  • Слой припоя на печатном рисунке увеличивает толщину токопроводящего слоя, так снижается сопротивление проводника.
  • На предварительно залуженную плату легче напаивать радиодетальки, подготовленные поверхности способствуют качественной пайке.

Обезжириваем плату и очищаем от окисла. Воспользуемся ацетоном, а затем буквально на секунду обмакнем в раствор хлорного железа. Порозовевшую плату обильно красим флюсом. Далее достаем паяльник помощнее и, набрав небольшое количество припоя на жало, быстрыми движениями проходимся по дорожкам нашего печатного рисунка. Остается только пройтись немного наждачной бумагой по рисунку, и получаем в результате красивую, блестящую платку.

Где можно приобрести

Где же можно купить фольгированный текстолит? Да впрочем не только текстолит но и другие инструменты для радиолюбительского творчества.

В настоящее время у меня нет с этим каких-то проблем, так как в моем городе есть несколько точек приличных радиомагазинов. Там я и текстолит покупаю и все что требуется.

Одно время, когда в моем городе не было нормального радиомагазина я все материалы, инструменты и радиодетали заказывал в интернет-магазине. Один из таких интернет магазинов где можно найти текстолит да и не только это магазин Десси , о нем я кстати даже .

Печатные платы на заказ

Бывают ситуации когда есть рисунок печатной платы но совершенно не хочется сталкиваться с технологическими заморочками а печатная плата ой как нужна. Или бывает, что и не против попробовать, постичь все таинства сего процесса но времени как на зло нет да и не известно к чему приведет (первый результат не всегда приближен к идеалу) В этом случае можно поступить проще, можно и получить качественный результат.

Так что ВНИМАНИЕ!!! Если вы заинтересованы в изготовлении печатных плат на заказ то обязательно читайте !

Ну что же, вот мы и познакомились со способом изготовления печатных плат своими руками в домашних условиях. Обязательно подпишитесь на новые статьи , потому, что дальше будет много интересного и полезного.

Кроме того относительно недавно появился еще один прогрессивный способ подписки через форму сервиса Email рассылок, этот способ примечателен тем, что каждый подписавшийся получает ПОДАРОК!!! , и этот подарок несомненно оценит любой радиолюбитель. Так что люди подписываются и получают приятные бонусы, так что добро пожаловать.

Так что создавайте свои устройства, делайте печатные платы , а технология ЛУТ будет вам в помощь.

С уважением, Владимир Васильев.

Предлагаю посмотреть хорошую подборку видеороликов по каждому этапу ЛУТ — технологии.

Случилось так, что мне понадобились каркас с перемоткой. В зарядном устройстве сломался преобразователь напряжения - вышел из строя трансформатор. Остался без обмоток и, вдобавок, еще лопнул каркас. На рынке я не нашел даже похожих на подходящие на нужные мне. Так вот, пришлось делать совершенно новый.

Как вышел из этой непростой ситуации

Разумеется, купить стеклотекстолит в той ситуации мне не посчастливилось. Воспользоваться бумажным аналогом нереально. Тут и осенило. Надо создать стеклотекстолит самому. К тому же так приятно воспроизвести уроки в судомодельном кружке в полевых условиях. Сразу вспомнил «эпоксидки» и как делали пластиковые моделей судов. Вы не поверите, но мне все удалось в первого раза.

Итак, чтобы сформировать лист стеклотекстолита (будем обозначать его СТ), нужно пару листов оргстекла. Сразу оговорюсь, что оно не клеится эпоксидной смолой. Также пусть наготове будет строительный фен, но сгодится и обычный. Тем более, что у такого агрегата можно отрегулировать температуру струи воздуха. Впрочем, слишком теплую термострую нам и не нужно.

Каковыми будут количество и толщина слоев стеклоткани, таковым станет в итоге и наш лист СТ. Чтобы продемонстрировать вам процесс изготовления, я нарезал три кусочка стеклоткани (Фото 1). Так у нас выйдет лист СТ, толщиной один сантиметр и три десятых миллиметра.

Приготовим несколько отрезков стеклоткани необходимого размера. Приготовим клей. Количество «эпоксидки» определим сами. Лист оргстекла выкладываем на стол и наливаем на материал немного смолы. Ее нужно распределить так, чтобы она соответствовала размеру лоскутков стеклоткани. Сверху положим кусочек ткани. Включаем фен. Под струями теплого воздуха стеклоткань хорошо просмаливается. При нехватки смолы, добавим ее. Закончив основательно пропитывать этот кусочек, выкладываем следующий лоскут. По окончании поэтапного выслаивания, накрываем нашу заготовку другим кусочком оргстекла.

Все время смотрите, не образовываются ли воздушные пузырьки внутри наших слоев. (Для наглядности обратитесь к фото №2).
Вместо струбцин можно использовать самодельный груз: мелкодисперсный песок и мешок брезентовый в виде стандартной подушки, чтобы в нее поместилось порядка двадцати килограммов песка. Для точности обозначу параметры мешка: полсотни на полсотни см. Обратите внимание, что если мешок будет из другого материала, то песок необходимо вымыть, иначе образуется ненужная нам пыль.

Наш лист СТ вы увидите на третьем фото. Получилось 150×180мм. Далее из него я создал и трансформаторные, и дроссельные каркасы и даже корпуса для своих моделей.

Армированных тканями. Термореактивные синтетические смолы играют роль связующего элемента. И не столь важно, какой именно рассматривается текстолит. Что это такое,понять довольно легко даже по описанию

Некоторые параметры и свойства

В зависимости от того, какой природой обладают волокна, текстолиты делятся на несколько групп.

  1. Базальтотекстолиты на основе
  2. Углеродотекстолиты из углеродных.
  3. Асботекстолиты с асбестовыми волокнами.
  4. Стеклотекстолиты из стеклянных волокон самого разного типа.
  5. Органотекстолиты из искусственных и
  6. Собственно текстолиты, волокна здесь хлопковые

Существуют и другие разновидности. Саржевое, сатиновое, полотняное - виды переплетения, которыми отличаются сами нити. Различными могут быть поверхностная плотность, толщина, число нитей на единицу длины в направлении основы и утка ткани, структура и толщина нити или жгута. Существует специальная технология, благодаря которой получают текстолит. Что это такое, мы уже выяснили.

Если межслоевая прочность должна быть особенно высокой, применяют ткани многослойного типа. Иногда встречаются изделия, где волокна изготовлены из нескольких разновидностей материалов.

На что ещё обратить внимание?

Имеет значение также технология изготовления, количество и свойства связующего вещества, характеристики самой ткани, природа волокон - параметры, определяющие, какими качествами будет обладать сам текстолит. Что касается самого производственного процесса, то его основой выступает послойная намотка или выкладка тканей, когда на оправку по форме изделия наносится связующее вещество. Фольгированный текстолит производится таким же образом. Далее происходит формование. Кроме того, текстолитовые пластины, плиты или листы обязательно проходят механическую обработку.

Разнообразными в составе могут быть не только ткани, но и связующие элементы, играющие роль пропитки для наполнителя. Термореактивные чаще всего выполняют эту роль, фольгированный текстолит - не исключение.

О достоинствах и других параметрах

Существует целый ряд качеств, присущих такому материалу, как текстолит. Что это такое, легко понять из описания его характеристик.

  1. Рабочий диапазон температур - от -40 до +105 градусов, если частота тока около 50 Гц, сохраняется
  2. Текстолит - хороший диэлектрик, благодаря чему становится незаменимым помощником в электротехнической и энергетической промышленности.
  3. Лёгкость механической обработки.
  4. Высокая прочность.
  5. Небольшая плотность.
  6. Низкий коэффициент трения.

Дополнительная информация

Текстолит листовой применяется во многих сферах жизнедеятельности. Он может быть конструкционным, антифрикционным, фрикционным, электроизоляционным, теплоизоляционным и радиотехническим материалом.

Во многом этому способствует возможность легко переносить механические нагрузки, даже довольно серьёзные. Так что особенно широкое применение находится ему в электротехнической отрасли машиностроения. На основе текстолита изготавливаются различные детали с конструкционным назначением.

Области применения и новые возможности

Для производства колец, втулок используется поделочный текстолит. Что это такое, можно понять даже без специальных словарей. В амортизационных панелях и прокладках тоже можно увидеть этот материал.

В коробках скоростей, в распределительных механизмах различных двигателей, в редукторах часто заметно наличие конических и цилиндрических шестерней на основе такого материала, как текстолит. Цена бывает разной. Элементами центробежных насосов, турбин выступают текстолитовые подшипники. Текстолит может успешно заменять гетинакс в качестве материала для производства электроизоляционных деталей. Основания для печатных плат из текстолита делают в радиоэлектронике. Кроме того, в современных турнирах именно текстолит становится основой для изготовления оружия - такое его применение довольно неожиданно.

Немного о марках

Есть ещё разновидность текстолита, которую называют асбопластиком и выделяют отдельно. Это огнестойкий и прочный материал, способный выдержать нагрев до +250 градусов. Отличается химической стойкостью, антикоррозийными и электроизоляционными свойствами. Вид связующего вещества и наполнителя во многом определяет, какими именно характеристиками будет обладать то или иное изделие. Например, высокую кислотостойкость придают материалы из антофиллитового асбеста. Способ изготовления и степень наполнения тоже могут оказывать своё влияние на существующие параметры. В каждом случае всё определяется индивидуально, за этим стоит проследить отдельно.

Как подготовить к производству плату, сделанную в Eagle

Подготовка к производству состоит из 2 этапов: проверка технологических ограничений (DRC) и генерация файлов в формате Gerber

DRC

У каждого производителя печатных плат существуют технологические ограничения на минимальную ширину дорожек, зазоры между дорожками, диаметры отверстий, и т.п. Если плата не соответствует этим ограничениям, производитель отказывается принимать плату к производству.

При создании файла печатной платы устанавливаются технологические ограничения по умолчанию из файла default.dru из каталога dru. Как правило, эти ограничения не соответствуют ограничениям реальных производителей, поэтому их нужно изменить. Можно настроить ограничения непосредственно перед генерацией файлов Gerber, но лучше сделать это сразу после создания файла платы. Для настройки ограничений нажимаем кнопку DRC

Зазоры

Переходим на вкладку Clearance, где задаются зазоры между проводниками. Видим 2 секции: Different signals и Same signals . Different signals - определяет зазоры между элементами, принадлежащим разным сигналам. Same signals - определяет зазоры между элементами, принадлежащим одному и тому же сигналу. При перемещении между полями ввода картинка меняется, показывая смысл вводимого значения. Размеры можно задавать в миллиметрах (mm) или в тысячных долях дюйма (mil, 0.0254 мм).

Расстояния

На вкладке Distance определяются минимальные расстояния между медью и краем платы (Copper/Dimension ) и между краями отверстий (Drill/Hole )

Минимальные размеры

На вкладке Sizes для двухсторонних плат имеют смысл 2 параметра: Minimum Width - минимальная ширина проводника и Minimum Drill - минимальный диаметр отверстия.

Пояски

На вкладке Restring задаются размеры поясков вокруг переходных отверстий и контактных полщадок выводных компонентов. Ширина пояска задается в процентах от диаметра отверстия, при этом можно задать ограничение на минимальную и максимальную ширину. Для двухсторонних плат имеют смысл параметры Pads/Top , Pads/Bottom (контактные площадки на верхнем и нижнем слое) и Vias/Outer (переходные отверстия).

Маски

На вкладке Masks задаются зазоры от края контактной площадки до паяльной маски (Stop ) и паяльной пасты (Cream ). Зазоры задаются в процентах меньшего размера площадки, при этом можно задать ограничение на минимальный и максимальный зазор. Если производитель плат не указывает специальных требований, можно оставить на этой вкладке значения по умолчанию.

Параметр Limit определяет минимальный диаметр переходного отверстия, которое не будет закрыто маской. Например если узазать 0.6mm то переходные отверстия диаметром 0.6мм и менее будут закрыты маской.

Запуск проверки

После установки ограничений, переходим на вкладку File . Можно сохранить установки в файл, нажав кнопку Save As... . В дальнейшем для других плат можно быстро загрузить установки (Load... ).

Нажатием кнопки Apply установленные технологические ограничения применяются к файлу печатной платы. Это влияет на слои tStop, bStop, tCream, bCream . Также для переходных отверстий и контактных площадок выводных компонентов будет изменен размер, чтобы удовлетворить ограничениям, заданным на вкладке Restring .

Нажатие кнопки Check запускает процесс контроля ограничений. Если плата удовлетворяет всем ограничениям, в строке статуса программы появится сообщение No errors . Если плата не проходит контроль, появляется окно DRC Errors

В окне содержится список ошибок DRC, с указанием типа ошибки и слоя. При двойном щелчке на строке область платы с ошибкой будет показана в центре главного окна. Типы ошибок:

слишком маленький зазор

слишком маленький диаметр отверстия

пересечение дорожек с разными сигналами

фольга слишком близко к краю платы

После исправления ошибок нужно снова запустить контроль, и повторять эту процедуру до тех пор, пока не будут устранены все ошибки. Теперь плата готова к выводу в файлы Gerber.

Генерация файлов в формате Gerber

Из меню File выбрать CAM Processor . Появится окно CAM Processor .

Совокупность параметров генерации файлов называется заданием. Задание состоит из нескольких секций. Секция определяет параметры вывода одного файла. По умолчанию в поставке Eagle имеется задание gerb274x.cam, но оно иммет 2 недостатка. Во-первых, нижние слои выводятся в зеркальном отображении, во-вторых не выводится файл сверловки (для генерации сверловки нужно будет выполнить еще одно задание). Поэтому рассмотрим создание задания "с нуля".

Нам нужно создать 7 файлов: границы платы, медь сверху и снизу, шелкография сверху, паяльная маска сверху и снизу и сверловка.

Начнем с границ платы. В поле Section вводим имя секции. Проверяем, что в группе Style установлены только pos. Coord , Optimize и Fill pads . Из списка Device выбираем GERBER_RS274X . В поле ввода File вводится имя выходного файла. Удобно поместить файлы в отдельный каталог, поэтому в этом поле введем %P/gerber/%N.Edge.grb . Это означает каталог, в котором расположен исходный файл платы, подкаталог gerber , исходное имя файла платы (без расширения .brd ) с добавленным в конце .Edge.grb . Обратите внимание, что подкаталоги не создаются автоматически, поэтому перед генерацией файлов нужно будет создать подкалог gerber в каталоге проекта. В полях Offset вводим 0. В списке слоев выбираем только слой Dimension . На этом создание секции закончено.

Для создания новой секции нажимаем Add . В окне появляется новая вкладка. Устанавливаем параметры секции как описано выше, повторяем процесс для всех секций. Разумеется, для каждой секции должен быть выбран свой набор слоев:

    медь сверху - Top, Pads, Vias

    медь снизу - Bottom, Pads, Vias

    шелкография сверху - tPlace, tDocu, tNames

    маска сверху - tStop

    маска снизу - bStop

    сверловка - Drill, Holes

и имя файла, например:

    медь сверху - %P/gerber/%N.TopCopper.grb

    медь снизу - %P/gerber/%N.BottomCopper.grb

    шелкография сверху - %P/gerber/%N.TopSilk.grb

    маска сверху - %P/gerber/%N.TopMask.grb

    маска снизу - %P/gerber/%N.BottomMask.grb

    сверловка - %P/gerber/%N.Drill.xln

Для файла сверловки устройство вывода (Device ) должно быть EXCELLON , а не GERBER_RS274X

Следует иметь в виду, что некоторые производители плат принимают только файлы с именами в формате 8.3, то есть не более 8 символов в имени файла, не более 3 символов в расширении. Это следует учитывать при задании имен файлов.

Получаем следующее:

Затем открываем файл платы (File => Open => Board ). Убедитесь, что файл платы был сохранен! Нажимаем Process Job - и получаем набор файлов, которые можно отправить производителю плат. Обратите внимание - кроме собственно Gerber файлов будут также сгенерированы информационные файлы (с раширениями .gpi или .dri ) - их отправлять не нужно.

Можно также вывести файлы только из отдельных секций, выбирая нужную вкладку и нажимая Process Section .

Перед отправкой файлов производителю плат полезно просмотреть то, что получилось, с помощью программы просмотра Gerber. Например, ViewMate для Windows или для Linux. Еще бывает полезно сохранить плату в PDF (в редакторе платы File->Print->кнопка PDF) и закинуть этот файл производителю вместе с герберами. А то они ведь тоже люди, это поможет им не ошибиться.

Технологические операции, которые необходимо выполнять при работе с фоторезистом СПФ-ВЩ

1. Подготовка поверхности.
а) зачистка шлифованным порошком («Маршалит»), размер М-40, промывка водой
б) декапирование 10% раствором серной кислоты (10-20 сек), промывка водой
в) сушка при T=80-90 гр.Ц.
г) проверка – если в течение 30 сек. на поверхности остается сплошная пленка – подложка готова к работе,
если нет – повторить все сначала.

2. Нанесение фоторезиста.
Нанесение фоторезиста производится на ламинаторе с Tвалов =80 гр.Ц. (см. инструкцию работы на ламинаторе).
С этой целью горячая подложка (после сушильного шкафа) одновременно с плёнкой из рулона СПФ направляется в зазор между валов, причем полиэтиленовая (матовая) плёнка должна быть направлена к медной стороне поверхности. После прижима пленки к подложке начинается движение валов, при этом полиэтиленовая пленка снимается, а слой фоторезиста накатывается на подложку. Лавсановая защитная пленка остается сверху. После этого пленка СПФ обрезается со всех сторон по размеру подложки и выдерживается при комнатной температуре в течение 30 минут. Допускается выдержка в течение от 30 минут до 2 суток в темноте при комнатной температуре.

3. Экспонирование.

Экспонирование через фотошаблон производят на установках СКЦИ или И-1 с УФ-лампами типа ДРКТ-3000 или ЛУФ-30 с вакуумным разрежением 0,7-0,9 кг/см2. Время экспонирования (для получения рисунка) регламентируется самой установкой и подбирается экспериментально. Шаблон должен быть хорошо прижат к подложке! После экспонирования заготовка выдерживается в течение 30 минут (допускается до 2 часов).

4. Проявление.
После экспонирования проводится процесс проявления рисунка. С этой целью с поверхности подложки снимается верхний защитный слой – лавсановая пленка. После этого заготовка опускается в раствор кальцинированной соды (2%) при T=35 гр.Ц. Через 10 секунд начинают процесс снятия незасвеченной части фоторезиста с помощью поролонового тампона. Время проявления подбирают опытным путем.
Затем подложку вынимают из проявителя, промывают водой, декапируют (10 сек.) 10%-ным раствором H2SO4 (серная кислота), снова водой и сушат в шкафу при T=60 гр.Ц.
Полученный рисунок не должен отслаиваться.

5. Полученный рисунок.
Полученный рисунок (слой фоторезиста) устойчив для травления в:
- хлорном железе
- соляной кислоте
- сернокислой меди
- царской водке (после дополнительного задубливания)
и др. растворах

6. Срок годности фоторезиста СПФ-ВЩ.
Срок годности СПФ-ВЩ 12 месяцев. Хранение осуществляется в темном месте при температуре от 5 до 25 гр. Ц. в вертикальном положении, завернутым в черную бумагу.

Самодельный текстолит


Здесь я расскажу, как сделать текстолит своими руками. Материал очень полезный. Он прочный, не впитывает влагу, долговечный, легко обрабатываемый.
По сути это пластик, но пластик армированный волокнами ткани, что придает не только дополнительную прочность, но и красоту, вот как раз о красоте получившегося материала мы и постараемся позаботиться.

Итак из чего состоит текстолит,- это клей (эпоксидная смола) и хлопчатобумажная ткань. Пришло мне в голову заморочиться изготовлением текстолита когда я искав из чего бы сделать рукоять для ножа, наткнулся на кусок обычного заводского текстолита, думаю, хорошая рукоять выйдет, но цвет и текстура меня совсем не устраивали, вот и решился попробовать сделать что-то более симпатичное
Эпоксидную смолу легко купить, первая ткань которая пришла мне в голову это были старые джинсы, плюс они ещё были с одной стороны синие а с другой белые, потом получился интересный рисунок похожий на рисунок дерева.
я взял джинсы порезал на куски нужного мне размера, далее расстелил на столе пищевую плёнку, отрезал 2 деревянных бруска чтоб потом зажать между ними будущий текстолит, обернул их пищевой плёнкой, ПОТОМ одел одноразовые медицинские резиновые перчатки и начал готовить эпоксидный клей. Я готовил эпоксу в обычной консервной банке. Большинство людей пренебрегают инструкцией написанной на упаковке с эпоксидной смолой. Стараются добавить отвердителя побольше, побоольше, чтоб быстрее застыла, подогревать её вообще никто не считает нужным, однако при увеличении количества отвердителя, клей хоть и затвердевает быстрее, но становиться каменным, более хрупким, менее эластичным, а значит страдает прочность, кроме того чем медленнее будет происходить отвердевание, тем лучше клей пропитает ткань. Теперь про подогревание - подогретые компоненты клея не только легче извлечь из флаконов и смешать, подогретый клей будет лучше пропитывать ткань. вообще желательно в процессе склеивания держать клей в СЛЕГКА подогретом состоянии. Скажу сразу я недооценил впитывающую способность ткани и мне пришлось смешивать клей 2 раза, это теоретически нежелательно, ибо как ни старайся точно дозировать компоненты пропорции скорее всего будут чуть другими, а как следствие и свойства конечного продукта чуть другие, однако ж на практике не думаю, чтоб это имело какое либо заметное отличие, но тем не менее.
Вернёмся к нашей приготовленной в консервной банке эпоксе
Я брал по одному куски джинсы, окунал в банку с клеем чуть "пожмакав" в клее пропускал между пальцами, чтоб снять лишний клей и клал на один из обёрнутых пищевой плёнкой брусков. Клал изнаночную сторону к изнаночной, лицевую к лицевой, в моём случае это делало будущий рисунок детали более крупным и отчётливым.. При этом надо стараться, чтоб между лоскутами не было пузырей воздуха..
Вообще на здесь можно включить фантазию на полную и использовать различные комбинации тканей, комбинации слоёв, можно попробовать пропитать всё что угодно. Представляете один из ваших домочадцев ходит по дому со словами "где же мои любимые тёплые носки" а вы пожав плечами с довольным видом вертите в руках нож с рукоятью из самодельного текстолита и вставляете его в ножны, которые в прошлой жизни были чьими то сапогами:)) Или, скажем, можно сделать рукоять для ножа из какой либо вашей одежды, которая имеет для Вас некое символическое значение, но которую вы никогда не оденете, ведет нож с историей, что-то вроде талисмана;)
Уложив последний лоскут я прижал весь этот "бутерброд" вторым обёрнутым плёнкой бруском, сверху дополнительно обмотал пищевой плёнкой и зажал в тиски (при этом будет вытекать лишняя эпокса, надо позаботиться о том чтоб не перепачкать тиски и всё вокруг) сжимал довольно сильно, после чего оставил в покое часов на 12. для сжатия можно также воспользоваться струбцинами или просверлив отверстия в брусках стянуть их на болтах, или сделав кольца из прочной верёвки и одев их на края брусков стянуть их скруткой, воспользовавшись, скажем, двумя гвоздями на 150мм. В общем у кого какие возможности и кому как удобнее.
После полного отвердевания текстолит готов к использованию в каком либо проекте.
У меня получилась вот такая вот рукоять



Рекомендуем почитать

Наверх