Флот штормит: УДК «Прибой» выйдет в море еще не скоро. Новости разработки перспективных десантных кораблей

Напольные покрытия 28.09.2019
Напольные покрытия

Заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге сообщил журналистам, что флот планирует до 2025 года иметь в строю два универсальных десантных корабля-вертолетоносца. Стоит напомнить, что о подготовке технического задания на разработку десантных кораблей, которые по своим возможностям превзойдут известные "Мистрали", в ВМФ заявляли еще прошлым летом.

Российский Военно-морской флот сегодня не имеет ни одного универсального десантного корабля-вертолетоносца (УДК), хотя необходимость очевидна. Возможно, поэтому на МВМС-2017 такое внимание было приковано к макету и концептуальному проекту УДК "Прибой" на выставочном стенде Крыловского государственного научного центра .

Предназначение УДК — перевозка морем и высадка на необорудованное побережье войск и техники в ходе морской десантной операции (с участием вертолетов боевой поддержки корабельной авиагруппы), а также постановка оборонительных минных и сетевых заграждений, гидроакустических буев системы подводного наблюдения.

Корабль непростой. Кроме дюжины вертолетов, имеет на борту шесть штурмовых катеров и шесть десантных катеров грузоподъемностью по 45 тонн каждый. Зенитное оружие самообороны включает четыре боевых модуля, в том числе "Панцирь-МЕ". Артиллерия представлена 76-миллиметровой универсальной установкой. УДК располагает интегрированной системой боевого управления тактического и оперативно-тактического звеньев, а также трехкоординатной РЛС, навигационным комплексом, интегрированной подсистемой радиоэлектронной борьбы и системой обнаружения подводных диверсионных сил и средств.

Концептуальный проект двухсотметрового УДК "Прибой" с дальностью плавания 6000 миль выглядит достаточно убедительно и гармонично. Интересна и история его появления, которая связана не столько со срывом поставки французских "Мистралей", сколько с научно-техническим предвидением российских специалистов и самоутверждением отечественного кораблестроения.

Французский акцент

Решение о покупке "Мистралей" в Крыловском центре встретили как профессиональный вызов, и все же отечественный УДК здесь могли бы спроектировать и без французского влияния.

"Лада" для ВМФ: Россия будет развивать воздухонезависимые подводные силы На Восьмом международном военно-морском салоне МВМС-2017 заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом (ВМФ) России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что дизель-электрические подводные лодки типа "Лада" станут основным проектом для российских неатомных подводных сил.

Начальник отдела перспективного проектирования боевых кораблей Крыловского центра Валентин Белоненко рассказывает: "Когда в 2005 году зашел разговор о покупке французских "Мистралей", мы уточнили предназначение десантного вертолетоносца, проанализировали мировые тенденции судостроения. И по собственной инициативе и за свои деньги начали создавать проект универсального десантного корабля. Если сравнивать с "Мистралями", изначально предполагалось создавать корабль большей вместимости, большей авиагруппы, с сильными средствами самообороны. Самостоятельно прорабатывали варианты проектов, проводили модельные испытания, проверяли новые концепции. Так родился концептуальный проект универсального десантного корабля-вертолетоносца "Прибой".

Военный эксперт: авианосцы – "дорогая вещь", но России они нужны Военно-морской флот России построит новый авианосец. Военный эксперт Андрей Головатюк в эфире радио Sputnik отметил необходимость развития авианосного флота страны в современных условиях.

Любой корабль — это компромисс между десятками различных параметров. "Прибой" задуман для перевозки около 500 человек десанта и боевой техники (танков и БМП) с возможностью выхода УДК на берег. На борту должны присутствовать вертолеты боевой поддержки и десантные вертолеты. Эти функции обусловливают почти авианосную по размеру палубу и архитектуру с вертолетными ангарами двух типов (в надстройке и в корпусе под палубой). Десантные катера с помощью кран-балок принимаются не в доковую камеру, как принято, а на сухую доковую палубу, находящуюся выше ватерлинии. Отсутствие док-камер обеспечивает большую безопасность эксплуатации. В корме и в носу предусмотрены аппарели для приема техники с берега и с воды, а также боковые сходы. Оружие самообороны минимально, но весьма эффективно: морские модификации известных комплексов "Тор" и "Панцирь". Десантный вертолетоносец должен действовать в группе кораблей, поэтому имеет развитое радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение освещения обстановки и управления.

Функции и необходимый "рабочий объем" — 50 боевых машин пехоты и 10 танков — определили форму корабля и водоизмещение — около 23 тысяч тонн. Ширина доковой палубы (около 20 метров) и пространство для энергетических установок (в боковых стойках) дают в сумме общую ширину корпуса 34 метра у ватерлинии. Длина корпуса — 200 метров.

Оптимальные сроки

В Минобороны одобрили создание отечественного десантного вертолетоносца, и весьма вероятно, что создаваться он будет как раз на основе проекта Крыловского центра. Возможно, вскоре речь пойдет о контракте.

За исключением проекта 1174 "Носорог" конца 1960-х годов, аналогов в отечественном ВМФ еще не было, однако сегодня российское кораблестроение располагает научно-техническим потенциалом, производственной базой и опытом для создания кораблей любой сложности.
Валентин Белоненко размышляет о возможности воплощения "Прибоя" в металле: "После решения на государственном уровне корабль может быть построен за пять лет. Рационально организованный технологический процесс проектирования и строительства значительно сокращает время до спуска корпуса на воду. Корабль должен строиться не из отдельных агрегатов, а из сборочно-монтажных единиц — модулей".

"Французскую историю" наши кораблестроители и военные моряки сегодня вспоминают неохотно. Транспортный вертолетоносец "Мистраль" — серьезная техника, созданная с учетом опыта и традиций национального кораблестроения. Однако французы классифицируют "Мистраль" как десантно-командный корабль (bâtiment de projection et de commandement), то есть видят в нем одновременно транспорт, и даже госпиталь. Пожалуй, для одного корабля функциональная нагрузка чрезмерна, поскольку снижает боевую живучесть. Пусть не ставшие нашими "Мистрали" послужат дружественному . А российские кораблестроители твердо настроены превзойти французский проект.

Плоская палуба, надстройка - островного типа и вертолеты Ка-52 «Катран». Таким станет новейший российский большой десантный вертолетоносец «Лавина». Два корабля этой серии Военно-морской флот планирует получить в рамках новой госпрограммы вооружений до 2025 года. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, они заменят на нашем флоте так и не поставленные Францией Mistral.Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов и начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников анонсировали, что в Крыловском центре сформирован облик большого десантного корабля нового проекта, который носит кодовое наименование «Лавина». В отличие от БДК проекта 11711 типа «Петр Моргунов», которые сегодня получает Военно-морской флот.Корабль, больше похожий на французский Mistral, - голая «авианосная палуба» под базирование ударных вертолетов Ка-52К и противолодочных Ка-32 плюс мощная система ПВО на основе морского варианта комплексов «Панцирь-С». Корабль сможет доставить к берегу 60 единиц легкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков. Если нет возможности подойти к береговой зоне, это будет сделано с помощью четырех десантных катеров проекта 11770М или двух проекта 12061М.«Лавина» существует только в макете. По своим характеристикам это корабль водоизмещением 14 тыс. т. Имеет длину 165 м. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме - до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. Впервые его показали на форуме-выставке «Армия-2015» в рамках экспозиции Военно-морского флота. На фоне нового авианосца «Шторм», атомного эсминца «Лидер» корабль остался практически незамеченным. Хотя именно он из всей тройки новичков рассматривался командованием флота как главный претендент на включение в программу вооружений. И именно потому, что Париж не отдал оплаченные и построенные на российские деньги большие десантные корабли типа Mistral. Но нет худа без добра.
«У нас есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения, - сообщил телеканалу "Звезда" советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин. - Мы приобрели полезный опыт при строительстве кормовых частей для Mistral - основных кораблей с точки зрения базирования и развертывания вертолетной группировки. Так что мы готовы предложить заказчику более универсальный корабль».Вертолеты Ка-52 уже сами по себе - совершенное оружие. А «Катран» не просто «адаптирован» к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на вертолете установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Это первый вертолет в мире, способный применять противокорабельные ударные ракетные комплексы - крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого их размещали только на палубных истребителях МиГ-29К/КУБ. То есть камовская машина, признанная летающим танком на суше, становится настоящим истребителем кораблей на море. А при условии, что на «Катран» в перспективе могут поставить ракету «воздух - воздух» Р-77 (РВВ-АЕ), вертолет сможет освоить все типы операций как на море, так и в прибрежной зоне.
Для понимания: уникальность ракеты Х-31 заключается в том, что это фактически уменьшенная версия противокорабельной сверхзвуковой ракеты 3М-80 «Москит», стоящей на вооружении эсминца 956 проекта типа «Современный». Ракета имеет сверхзвуковую скорость, летит практически над поверхностью моря на высоте 3-5 м, из-за чего ее невозможно обнаружить средствами радиолокации, и доставляет к цели 100-килограммовую фугасную боевую часть. А может, и ядерную.Х-35 также базируется на кораблях или береговых мобильных комплексах «Бастион». Ее особенность - в пассивной головке самонаведения. Во время полета ракета не «сканирует» пространство в поиске цели, а принимает сигнал от цели, фактически проводя весь полет в режиме «радиомолчания», из-за чего ракету (как и ее напарницу Х-31) невозможно обнаружить средствами радиолокации. В свое время Х-35 даже хотели купить американцы. В США планировали ставить головки наведения от Х-35 на собственные ракеты AGM-84 Harpoon. Еще одна особенность Х-35 с индексом «У» в том, что она способна поражать не только корабли, но и наземные цели.
В отличие от Mistral «Лавина» - еще и хорошо защищенный корабль. Проект предусматривает создание на нем мощной системы противовоздушной обороны за счет размещения новейших комплексов «Панцирь-М» и артиллерийской установки АК-176МА. Последняя - новейшее изделие Петербургского машиностроительного завода «Арсенал». Орудие управляется цифровой системой наведения.
В артиллерийском погребе под артустановкой размещен арсенал из 152 76-мм снарядов. Автоматика и средства подачи боеприпасов позволяют стрелять с темпом до 125 выстрелов в минуту. Благодаря системе охлаждения ствола возможна стрельба длинной очередью, вплоть до 75 выстрелов. При стрельбе по надводным или береговым целям дальность эффективной стрельбы составляет 16 км.«Панцирь-М» известен нам больше по своей сухопутной версии. Хотя на Параде Победы 9 Мая на Красной площади мы впервые фактически увидели его «оморяченную» версию. Его показали на арктических двухзвенных гусеничных вездеходах ДТ-30 «Витязь». По сравнению с сухопутным аналогом морской ЗРАК имеет увеличенную вдвое дальность обнаружения и поражения целей. Локатор видит все, что происходит воздухе и на воде на расстоянии до 75 км, а зенитный комплекс поражает цели на расстоянии до 40 км.
Как объясняют специалисты, традиционный морской локатор состоит из огромного вращающегося на крыше ходовой рубки антенного полотна-паруса. Новая РЛС «Панциря» на «Лавине» станет продолжением рубочной надстройки, с трех сторон которой будут размещены плоские антенны. Каждая из них состоит из множества объединенных в одно целое приемо-передающих модулей, по которым в доли секунды перемещается сканирующий пространство электронный луч. Он обнаруживает в секторе 180 градусов по курсу корабля воздушные и надводные цели, селектрует их, наводит оружие и еще может работать в роли средства радиоэлектронного подавления.
В апреле 2014 года Минобороны подписало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К. Всего же до 2020 года по госпрограмме вооружений армия должна получить более 120 таких вертолетов. Собственно, по этим параметрам, а также зная количество заказанных Минобороны «Катранов», легко можно представить, какую группировку кораблей типа «Лавина» планирует в ближайшее время развернуть Военно-морской флот. Серия более чем серьезная, что говорит о новых геополитических взглядах руководства Минобороны на обеспечение безопасности нашего государства.

Как и следовало ожидать, международный военно-технический форум «Армия-2018» в подмосковной Кубинке и на полигоне Алабино вызвал противоречивые чувства. С одной стороны — действительно замечательные образцы новой техники и оружия, которые или уже идут в войска или вот-вот начнут туда поступать. С другой — весьма противоречивые рассказы высоких чиновников о ближайших и перспективных планах российской оборонки.

Вот, допустим, в понедельник, 20 августа, глава Минпромторга Денис Мантуров достаточно неожиданно заявил , что Росси даже в обозримом будущем отказывается от строительства вертолетоносцев «в чистом понимании этого слова». А вот универсальные десантные корабли, подтвердил министр, строить будем.

Оставим в стороне недоумение, почему довести это решение до граждан было доверено не министру обороны, не начальнику Генштаба или главкому ВМФ РФ, а совершенно штатскому должностному лицу. И что такое в понимании Мантурова вертолетоносец в «чистом виде»? Аналог противолодочных крейсеров проекта 1123 типа «Москва» и «Ленинград» до 1965 года — кораблей противолодочной обороны дальней морской зоны, входивших в состав Черноморского флота в 60−80 годах прошлого века?

Да, их основным оружием были по 14 вертолетов Ка-25ПЛ и Ка-25ПС на борту каждого крейсера. Но всем понятно, что время противолодочных крейсеров истекло, появились другие, более эффективные средства борьбы с атомными подводными лодками. Поэтому если «Москва» и «Ленинград» — вертолетоносцы «в чистом виде» по Мантурову, то вопрос об их реинкарнации никто в России никогда и не поднимал.

Но эта не слишком удачная фраза глубоко штатского министра мгновенно породила просто бурю комментариев в российских СМИ. Поскольку была сочтена за свидетельство отказа руководства страны вообще от создания любых крупных боевых кораблей с серьезной группой вертолетов на борту. Прежде всего — от строительства давно анонсированного универсального десантного корабля (УДК) типа «Прибой», макет которого был представлен еще на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015».

Нет, судя по всему, и — по словам Мантурова в том числе, «Прибои» мы строить все еще намерены. Во всяком случае — будем пытаться. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы. Как конструкторы рассказывали ранее, это будет достойная замена так и не купленным нами у Франции «Мистралям». И даже некоторые характеристики у «Прибоев» и «Мистралей» планируются похожими (водоизмещение — 14000 и 21000 тонн соответственно, на борту — авиакрыло из 8 и 16 вертолетов различного назначения).

Но вот автономность «Прибоев», как обещают, вдвое превзойдет заложенную в проект «Мистраля». Да и постоять за себя наш корабль будет готов значительно лучше — «Мистраль» практически безоружен, а на «Прибоях» собираются устанавливать морские аналоги ставшего знаменитым в Сирии зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-1С», который идет на смену корабельным зенитно-ракетным комплексам «Кортик».

Другое дело, что если всерьез рассчитывать на получение флотом первых двух «Прибоев» к 2025 году, то закладывать их нужно было еще вчера. С учетом хилых возможностей отечественного кораблестроения, которое боевые единицы куда меньшего водоизмещения не в состоянии сдать нашему ВМФ по полтора десятка лет (желающим — смотреть грустные биографии головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» и головного большого десантного корабля проекта 11711 «Иван Грен»).

Впрочем, очень похоже, что проект УДК «Прибой» еще не принял окончательного вида, поэтому на верфи тащить его сильно преждевременно. Это, как представляется, следует из другого заметного высказывания в рамках «Армии-2018» вице-премьера Юрия Борисова . 21 августа он заявил, что по поручению президента страны начата концептуальная разработка прототипа нового российского самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Неплохие наработки в этой области у нас в советское время были.

Сначала на авианесущих крейсерах типа «Киев» стояли на вооружении довольно примитивные палубные штурмовики Як-38, обладавшие очень малым радиусом действия и очень скромной бомбовой нагрузкой. Потом им на смену в СССР почти создали уже куда более совершенный сверхзвуковой палубный многоцелевой самолет Як-141. В апреле 1991 года лётчик-испытатель Андрей Синицын подтвердил уникальные возможности этой машины, поставив на ней 12 мировых рекордов по скороподъёмности, максимальной нагрузке и высоте полёта с грузом. Тем самым было подтверждено полное превосходство нашего СВВП над считавшимся лучшим в то время в мире британским аналогом GR.7/9 «Харриер».

Но Союз рухнул, а вместе с ним и надежды флота на Як-141. Эта программа к нескрываемому удовольствию американцев была закрыта в 1992 году. И вот теперь, спустя более четверти века, проект, видимо, достали с пыльных полок. Понятно, что полной реанимации он не подлежит — слишком далеко ушли военные технологии. Но многие идеи советских инженеров и конструкторов и опыт многих летных испытаний Як-141 наверняка бесценны и помогут в работе.

Есть подозрения, что часть проектной документации нищенствовавшего в те годы ОКБ имени Яковлева попала в руки американской кампании Lockheed Martin. И, судя по всему, сильно помогла нашим заокеанским конкурентам в работе над истребителем пятого поколения F-35. В частности, поворотное сопло двигателя F135−600 оказалось практически «один — в один» с тем, что имелось на нашем Як-141. Конструкции планеров обоих самолетов тоже удивительно схожи. Но что теперь об этом толковать?

Понятно, что один из самых вероятных вариантов использования нового СВВП — как раз мощное усиление авиагруппы перспективных универсальных десантных кораблей типа «Прибой». Появление на их палубах наряду с ударными вертолетами типа Ка-52К «Катран» нового сверхзвукового универсального самолета точно добавило бы нашим будущим кораблям боевой эффективности.

Но дальше идет арифметика. По словам Борисова, «сроки (создания СВВП — „СП“) определяются технологическим циклом создания, как правило, это 7−10 лет, если выходить в серию». Не будем мелочиться — если принципиально новая машина у России и появится, то наверняка не ранее 2030 года. Однако к тому времени, согласно госпрограмме вооружений, первые два «Прибоя» уже пять лет как должны быть на плаву. Что, тогда сразу же отправлять их на модернизацию под СВВП? Если, конечно, хотя бы самолеты удастся поднять в небо в разумные сроки, указанные вице-премьером?

Это полная глупость. Значит, размещение таких машин на УДК следует предусматривать уже сегодня. А это — неизбежные серьезные изменения в проекте. Поэтому, думаю, за русские «Мистрали» наши кораблестроительные заводы возьмутся еще не скоро. Может быть, лет на пять и запоздают. Тогда, если все пойдет по планам вице-премьера Борисова, выйдет даже и неплохо: уже первый российский УДК типа «Прибой» выйдет на государственные испытания не только с «Катранами», а и с СВВП на борту.

Но и обещанное создание нового СВВП в России за 7−10 лет тоже, кстати говоря, не факт, учитывая сложности фирмы-разработчика Як-141 — ОКБ им. А.С. Яковлева. Последней крупной программой, реализованной в стенах этого прославленного ОКБ, стал учебно-боевой самолет Як-130. Государственные испытания самолета были завершены еще в декабре 2009 года. И с той поры ни за что столь же крупное яковлевцы больше не брались. Бесчисленные сокращения оставили на предприятии всего менее полутысячи человек, включая уборщиц. Те, что уцелели, участвуют вместе с другими фирмами в разработке перспективного пассажирского лайнера МС-21, беспилотных аппаратов. Но все это, конечно, не идет ни в какое сравнение с очень масштабной программой создания нового современного самолета с вертикальным взлетом и посадкой.

А без опыта и знаний конструкторов ОКБ им. Яковлева здесь нам, конечно, не обойтись. Но каков сегодня, после многих лет работы фактически на подхвате, их творческий потенциал — загадка, наверное, даже для вице-премьера Борисова.

Прозвучавшие недавно в российских СМИ заявления представителей Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации о том, что наш флот заказал проектирование и постройку 2 универсальных десантных кораблей (УДК) нового проекта «Прибой» говорят о том, что Россия начала самостоятельное создание авианесущих кораблей.

Изначально, в период довольно непродуманного расходования бюджетных средств и их обилия из-за нефтяных сверхдоходов, ВМФ России заказал два универсальных десантных корабля во Франции (проект «Мистраль»). В 2015 году поставка уже готового первого «Мистраля» была сорвана в связи с проблемами внешней политики французской стороны - европейские судостроители вернули уплаченные деньги, а российские специалисты демонтировали установленные приборы и системы отечественного производства. Также под новый тип УДК был разработан палубный вариант боевого вертолета Ка-52К «Катран» - сейчас машина проходит испытания и будет серийно строиться с 2019 года. Только базироваться в итоге новый вертолет будет на новых авианесущих кораблях уже российского проекта - «Прибой». Плюс на их палубе появится еще одна перспективная машина, которая заменит семейство Ка-27/29/31 (одно из ранее фигурировавших названий Ка-65) - ее проектирование также уже ведется.

Что будет из себя представлять новый авианесущий корабль водоизмещением около 24000 тонн? Согласно имеющимся открытым данным, проект «Прибой» - разработка Невского проектно-конструкторского бюро. 180-метровый корабль с летной палубой шириной до 30 метров оснастят новой российской газотурбинной силовой установкой. Он будет способен перебрасывать до 500 десантников (до 50 единиц боевой техники) на расстояние до 5000 морских миль (более 9200 км). Максимальная проектная скорость «прибоев» - 22 узла. Кроме авиагруппы корабля из 16 боевых, противолодочных и десантных вертолетов корабль сможет высаживать морской десант при помощи 6 катеров проекта проекта 11770 и/или проекта 02510. Собственное вооружение нового российского УДК составит 1 универсальная 100-мм артиллерийская установка А-190, 3 зенитно-ракетных комплекса «Палаш», 2 зенитно-ракетных комплекса «Панцирь-М».

Показанный впервые публично в 2015 году макет УДК (НА ФОТО) выглядит в целом стандартно для кораблей данного типа. Военные рассчитывают получить первый «Прибой» в 2024 году, второй - в 2025 или 2026 году. Реализация данного проекта полностью укладывается в уже ранее пройденную в советское время логику создания собственного авианосного флота: вначале строились вертолетоносцы, затем уже авианосцы (правда с крейсерским вооружением - авиация «дополняла» главный калибр кораблей проекта 1143/11435 - противокорабельные ракеты). Как видно из многочисленных публикаций в специализированных СМИ, в России сейчас осуществляется «заход» на строительство авианосцев через создание десантных вертолетоносцев. Строительство полноценных авианосцев прогнозируется именно на период после 2025 года (когда оба «Прибоя» будут уже в составе флота, и будет получен реальный опыт разработки и постройки новых отечественных больших авианесущих кораблей).

В любом случае, после разрушения СССР в нашей стране наконец-то (без ирреальных заявлений на публику) разумно подошли к развитию такого компонента ВМФ как авианесущие корабли. Сроки озвучены реальные, и главное - обеспечить их выполнение. Тем более, что проект «Прибой» серьезно подтянет в плане технологий и качества нынешнее оживающее после многолетнего кризиса и застоя российское судостроение.

Вопрос с поставками в Россию двух десантных кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» обернулся интересом к отечественным разработкам в этой области. В настоящее время практически со 100%-ной вероятностью можно говорить о том, что Франция не передаст России уже построенные «Мистрали». В этих условиях Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) создало проект десантного корабля, который сможет стать альтернативой французским кораблям. В частности, на стенде главного командования ВМФ России в рамках проводимого в стране форума «Армия-2015» в виде макета был представлен новый универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разработанного специалистами Невского ПКБ.

Данный корабль обладает водоизмещением около 14 тысяч тонн при осадке 5 метров и в состоянии нести на борту до 8 вертолетов Ка-52К и Ка-27(29). Десантный корабль сможет развивать скорость до 20 узлов, а дальность его плавания составит 6 тысяч миль, автономность похода - 60 суток. Длина корабля составит 165 метров, ширина - 25 метров. Универсальный десантный корабль проекта «Прибой» сможет перевозить на борту до 40-60 единиц различной техники и до 500 десантников. УДК сможет взять на борт четыре десантных катера проекта 11770М или два катера проекта 12061М. При этом его противовоздушная оборона будет построена на базе ЗРПК морского базирования «Панцирь-М».


Строительство первого корабля серии планируется начать уже в 2016 году, сообщает РИА « » со ссылкой на свой источник. В то же время ранее появлялась информация о том, что российский флот получит новый десантный корабль нового поколения к 2020 году. Об этом в июне 2015 года говорил Владимир Тряпичников, начальник управления кораблестроения ВМФ России. По его словам, новый корабль в разы превзойдет по водоизмещению БДК «Иван Грен» (водоизмещение около 5 тысяч тонн), по всей видимости, Тряпичников говорил тогда именно об УДК проекта «Прибой». Предположительно для нужд ВМФ России будет построено 4 корабля данного типа.

Макет УДК "Прибой".

Стоит отметить, что УДК проекта «Прибой» вполне вписывается в облик современного десантного судна. По своим основным характеристикам он будет приблизительно соответствовать основным параметрам универсальных десантных кораблей Голландии типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», которые и были выбраны в качестве образцов. Данные боевые корабли также обладают водоизмещением 14-16 тысяч тонн, в состоянии перевозить до 500-600 морских пехотинцев и несут на своем борту 6 вертолетов и необходимый набор плавучих десантно-высадочных средств.

Однако корабль проекта «Прибой» - это будущее российского флота, данный проект дошел лишь до стадии макета и до момента его постройки и принятия на вооружение может пройти достаточно долгое время. Ниже мы рассмотрим большие десантные корабли, которыми реально располагает или совсем скоро будет располагать (БДК «Иван Грен» должны принять до конца 2015 года) российский военно-морской флот.

БДК проекта 1171 «Тапир»

Большой десантный корабль (БДК) океанской зоны проекта 1171 (шифр «Тапир», по натовской кодификации «Alligator») предназначен для высадки морских десантов с боевой техникой на необорудованное побережье с малым уклоном дна, а также переброски морем грузов и войск. Корабль в состоянии производить высадку десантных подразделений непосредственно на берег, а плавающую технику может спустить на воду. Головной корабль данного проекта «Воронежский комсомолец» был заложен 5 февраля 1964 года на стапеле Прибалтийского судостроительного завода №820 «Янтарь» в Калининграде. Корабль был спущен на воду 1 июля 1964 года. При всех своих недостатках это был первый в Советском Союзе БДК, который мог с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту некоторое время нести службу в удаленных районах мирового океана. За десять лет с 1964 по 1974 год в СССР было построено 14 кораблей данного проекта, которые выпускались в четырех разных вариантах. В течение почти 20 лет корабли проекта 1171 составляли основу стратегических десантных сил СССР.

Корабль обладал полным водоизмещением 4650 тонн, осадка составляла 4,5 метра, длина - 113,1 метра, ширина - 15,6 метра. Скорость полного хода БДК проекта «Тапир» составляла 16,5 узлов. Дальность плавания равнялась 4,8 тысячам миль (примерно 8,9 тысяч километров). Автономность плавания большого десантного корабля по запасам провизии и топлива (без их пополнения в походе) у первых кораблей серии составляла 10 суток, у последующих кораблей - 20 суток.

Высадочное устройство корабля включает в себя носовые ворота с аппарелью, а также откидной герметичный лацпорт, расположенный на корме. Погрузка на корабль техники может производиться своим ходом через кормовое или носовое высадочное устройство. Для погрузки грузов на верхней палубе либо через люки в твиндек на корабле имеются специальные краны. Высадка десанта с корабля может осуществлять на плаву, а неплавающая техника высаживается непосредственно на побережье, при этом минимальный уклон дна должен составлять 2-3 градуса (в зависимости от массы принятых на борт корабля грузов). Помимо всего прочего БДК проекта 1171 могли использоваться для транспортировки боеприпасов, а также для перевозки ракет в контейнерах.

Силовая установка корабля дизельная, представляет собой два силовых агрегата мощностью по 4,5 тысячи лошадиных сил каждый (модели двигателей отличались в зависимости от модификации корабля). Вооружение также могло быть различным и состояло из спаренной универсальной корабельной артиллерийской установки ЗИФ-31Б калибра 57-мм и двух спаренных 25-мм орудий 2М-3. Также на корабле были смонтированы две установки реактивной системы залпового огня «Град-М», предназначенные для поддержки десанта. Для противовоздушной обороны должны были использоваться ПЗРК «Стрела-3».

БДК проекта 1171 мог взять на борт до 20 основных боевых танков, около 45 БТРов, либо 50 грузовых машин и от 300 до 400 человек десанта. Члены десанта размещались в двух кубриках под первым и четвертым твиндеками. Помимо этого корабль мог использоваться для транспортировки грузов, взяв на борт до 1000 тонн различных грузов. В носовой части корабля располагался отсек для бронетехники, здесь же имелась аппарель, закрытая раздвижными воротами. В корме корабля для погрузочно-разгрузочных операций был оборудован откидной лацпорт. Экипаж корабля состоял из 69 человек, в том числе 5 офицеров (Экипаж 83 человека из них 7 офицеров и 11 мичманов для БДК "Николай Вилков", ТОФ, 1990-е годы). По информации из открытых источников, в настоящее время в строю ВМФ России находятся 4 БДК проекта 1171: 3 корабля в составе Черноморского флота и один корабль на Тихоокеанском флоте.

БДК проекта 1174 «Носорог»

БДК океанской зоны проекта 1174 (шифр «Носорог», по натовской кодификации Ivan Rogov) был предназначен для транспортировки и высадки сил десанта и боевой техники как на оборудованное, так и на необорудованное побережье с малым уклоном дна. Корабль в состоянии осуществлять высадку войск непосредственно на побережье, плавающую технику - на воду, неплавающую военную технику - при помощи специальных десантно-высадочных плавательных средств, личный состав десанта с носимым также может десантироваться на берег на вертолетах.

В процессе работ по проектированию корабля по указанию Главкома ВМФ Советского Союза С. Г. Горшкова в проект вносились изменения, которые в конечном итоге привели к созданию весьма оригинального универсального десантного корабля, обладающего сравнительно небольшим водоизмещением. В результате внесения изменений в проект на корабле появилась доковая камера, а состав размещенной на борту авиагруппы был увеличен. Изменения в проект по ходу работ вносились под впечатлением от идущей полным ходом программы ВМС США по постройке УДК типа «Тарава». В ходе всех улучшений доступность берегов для БДК проекта 1174 стала: для носовой сходни - 17%, для десантных катеров - более 40%, для вертолетов - 100%.

Корабли данного проекта строились в СССР с 1973 по 1988 годы, всего было построено три таких корабля. Корабли были заложены и построены в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе №820 «Янтарь». По причине постоянных изменений проекта головной корабль серии «Иван Рогов» был готов только в 1978 году, через 14 лет после выдачи технического задания на его проектирование. Всего в Калининграде построили три таких судна: «Иван Рогов» (1978 год), «Александр Николаев» (1982 год) и «Мтрофан Москаленко» (1990 год). Первый корабль был списан из состава флота в 1996 году. Два других были отправлены в резерв в 1997 и 2002 годах соответственно. После истории с «Мистралями» в пресс появилась информация о проработке вопроса восстановления кораблей и возвращения их в состав ВМФ России.

Длина корабля проекта 1174 шифра «Носорог» составляла 157,5 метра, ширина - 23,8 метра, осадка - 5 метров. Полное водоизмещение корабля составляло 14 060 тонн. Скорость полного хода - 21 узел, дальность плавания при скорости 18 узлов и нормальном запасе топлива 4 тысячи миль, при максимальном запасе топлива 7500 миль. Силовая установка корабля была газотурбинной и включала в себя два силовых агрегата мощностью по 18 тысяч л.с. каждый. Автономность плавания по запасам провизии составляла 15 суток при нахождении на борту 500 десантников или 30 суток при нахождении на борту 250 человек десанта. Экипаж корабля составлял 239 человек, в том числе 37 офицеров. Для приема в море жидких и твердых грузов корабль был оснащен специальными системами.

Вооружение кораблей изменялось в зависимости от модификации и состояло из артиллерийской установки АК-726 калибра 76,2-мм, двух артустановок АК-630 6х30-мм, двух установок реактивных систем залпового огня «Град-М», одного ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет) и четырех ПЗРК «Стрела-3». На борту корабля могли базироваться до 4-х транспортно-боевых вертолетов Ка-29.

В танковый трюм БДК и доковую камеру при отсутствии в ней плавательных средств можно было погрузить до 50 танков ПТ-76, 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. При этом техника могла быть погружена на борт в различных сочетаниях. Также на борту можно было разместить до 500 человек десанта в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах, либо разместить 1700 тонн различных грузов. Для выгрузки на берег неплавающей боевой техники в доковую камеру корабля можно было принять до 6 десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176. Либо три десантных судна на воздушной подушке проекта 1206 или десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна».

БДК проекта 775

БДК проекта 775 для нужд советского флота строились в Польше на судостроительной верфи Stocznia Polnocna (Сточня Полночна), в городе Гданьске. Корабли строились с 1974 по 1991 годы, всего здесь было построено 28 кораблей данного проекта в трех различных модификациях. Изначально они классифицировались, как средние десантные корабли (СДК), но в 1977 году их переквалифицировали в БДК. В настоящее время корабли этого проекта являются самыми массовыми БДК российского флота, составляя основу российского десантного флота. На вооружении остается 15 кораблей данного типа, а с учетом захваченного в 2014 году российскими военнослужащими украинского БДК «Константин Ольшанский» - 16.

Десантные корабли проекта 775 создавались для замены БДК проекта 1171. Новый корабль должен был получить более мощное вооружение и улучшенную живучесть в отличие от проекта 1171, который был сделан на основе сухогруза. Корабли проекта 775 изначально проектировались, как специально предназначенные для десантных операций судно. Они должны были занять промежуточное положение между «Носорогами» и СДК. БДК проекта 775 имеют длину 112,5 метра, ширину - 15 метров, осадку - 4,26 метра, полное водоизмещение корабля составляет 4400 тонн. Скорость полного хода - 17,6 узлов, дальность плавания до 4 тысяч миль (около 7,4 тысяч километров), автономность плавания - до 30 суток. В качестве силовой установки использовались два дизельных двигателя Zgoda-Sulzer, развивающие мощность по 9,6 тыс. л.с. каждый.

Вооружение кораблей данного проекта было различным в зависимости от модификаций. Изначально предусматривалась установка двух спаренных артиллерийских установок калибра 57-мм АК-725 с дистанционным наведением. Для повышения огневой мощи и средств ПВО на корабли проекта 775М устанавливалась 76,2-мм артиллерийская установка АК-176 и две АК-630М 6х30-мм. Для подавления береговой обороны противника и уничтожения его живой силы на десантные корабли проекта 775 устанавливались две пусковых установки РСЗО «Град-М». В качестве средств ПВО могли использоваться ПЗРК «Стрела-3» и «Игла».

Корабли проекта 775 изначально рассчитывались на перевозку морем усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95х4,5х4,5 метра, также корабль мог взять на борт до 480 тонн различных грузов. Десантники размещались в нескольких кубриках, а офицеры в четырехместных каютах. Экипаж корабля составлял 98 человек, в том числе 8 офицеров.

БДК проекта 11711 «Иван Грен»

Большие десантные корабли проекта 11711 (по натовской кодификации Ivan Gren) - это проект новых БДК российского флота, предназначенных для высадки десанта, перевозки грузов, боевой техники и оборудования. Данный десантный корабль является дальнейшим развитием кораблей проекта 1171 «Тапир», при этом большая часть конструкции корабля претерпела серьезные изменения. 11 июня 2015 года на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась церемония закладки второго БДК проекта 11711 «Пётр Моргунов». Головной корабль серии «Иван Грен» был заложен на калининградском заводе в декабре 2004 года, корабль был спущен на воду в мае 2012 года, передача корабля военным запланирована на 2015 год. Всего до 2020 года ВМФ России должны были получить 6 кораблей данного типа.

При создании корабля большое внимание уделялось условиям обитания на нем экипажа и десанта. Погрузка боевой техники на корабль возможна двумя способами: самостоятельно при помощи аппарелей, либо при помощи портовых или палубных грузовых кранов через четырехстворчатый грузовой люк, расположенный в верхней палубе. Данные люки позволяют также вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед высадкой десанта боевые машины запускают двигатели, работающие на холостых оборотах, что приводит к заполнению десантного пространства выхлопными газами. Для осуществления погрузочно-разгрузочных работ в районе грузового люка на судне имеется кран грузоподъемностью 16 тонн и два шлюпочных крана, предназначенных для работы с моторными лодками и шлюпками.

Полное водоизмещение БДК «Иван Грен» составляет 5000 тонн, что делает его крупнейшим среди всех БДК российского флота, находящихся в строю на данный момент времени. Скорость полного хода составляет 18 узлов, дальность плавания - до 3500 морских миль при скорости хода 16 узлов. Автономность плавания - до 30 суток. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Боевая техника располагается на танковой палубе внутри БДК, это могут быть как основные боевые танки массой до 60 тонн (13 танков), так и БМП и БТР (до 36 единиц), либо 300 человек десанта.

Из оружия на борту корабля установлены две пусковых установки РСЗО «Град-М», две артиллерийских установки АК-630М 6х30-мм, а также универсальная артиллерийская установка АК-176 калибра 76,2 мм. Помимо этого, на корабле предусмотрено базирование одного транспортно-боевого вертолета Ка-29. По некоторой информации, в качестве средства ПВО может использоваться комплекс «Игла-В».

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/2028399
http://lenta.ru/news/2015/06/16/priboy
http://www.rg.ru/2015/06/16/analog-site.html
http://navalcadet.narod.ru
http://www.shipyard-yantar.ru/ru/press/265-zalozhitbdk.html



Рекомендуем почитать

Наверх