Ванька краткое содержание

Инженерные системы 27.04.2021
Инженерные системы

В статье вы прочтете краткое содержание рассказа Чехова «Ванька». Может быть использовано в читательском дневнике.

Итак, переходим к краткому содержанию

В рассказе Чехова «Ванька» девятилетний мальчик в рождественскую ночь пишет письмо своему единственному родственнику – деду Константину Макарычу.

В разлуке они оказались после смерти матери Вани, служившей горничной в имении господ Живарёвых. Ребенка, оставшегося сиротой, отправили в Москву обучаться сапожному делу.

В своем послании в далекую деревню Ванька делится впечатлениями, которые произвела на него столица, вспоминает свою прежнюю счастливую жизнь и жалуется на настоящую. В Москве мальчика поразили красивые дома, многочисленные экипажи и отсутствие овец, а также продающиеся в лавках рыболовные крючки, способные удержать пудового сома.

Но основной лейтмотив письма – это призыв к «милому дедушке», служащему у господ ночным сторожем и не расстающемуся со своей колотушкой, забрать Ваню от сапожника Аляхина.

Мальчик плакал и в красках описывал свою тяжелую и безрадостную жизнь: хозяин таскал его за волосы и бил ремнем, хозяйка хлестала по лицу селедкой, еда состояла из одного хлеба и каши, а по ночам его заставляли качать люльку с плачущим ребенком. Он даже готов был пешком добираться в свою родную деревню, но сдерживало отсутствие сапог и московские холода.

Ванька переносился мыслями в прошлую жизнь и видел деда, маленького, шустрого и всегда веселого. Мальчик с ностальгией вспоминал совместные походы в зимний лес за елкой, когда все вокруг крякало: и дед, и мороз, и сам Ванька.

Он обещал дедушке во всем слушаться, тереть ему табак и кормить в старости. Умением писать, считать и даже плясать кадриль Ванька был обязан барышне Ольге Игнатьевне, которая была его любимицей и которая от скуки обучила маленького мальчика этим премудростям.

Юный сапожник прожил в Москве всего три месяца и первый раз в жизни отправлял письмо, поэтому на конверте он вместо адреса просто написал «на деревню дедушке». В надежде, что скоро его страдания прекратятся, Ванька заснул и увидел во сне своего дедушку, сидящего на печи и читающего его письмо.

Но как мы с вами понимаем, у этого послания от бедной страдающей души нет шанса быть прочитанным. Этим рассказом автор затрагивает важную социальную проблему — нормального детства и образования у подростков и детей. Особенно у детей-сирот.

Краткое содержание предоставила Коровина Марина.

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал. Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку. — Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку. Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит: — Отдирай, примерзло! Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом... Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул. «Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею. А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают. Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки». Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть: — Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол! Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину... «Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай». Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу... Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель... Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

рассказы А.П. Чехова

Трогательный рассказ про маленького мальчика Ваньку, которого отдали на обучение в Москву и он, уставший от Москвы однажды, перед Рождеством сел писать письмо на деревню дедушке. В этом письме он подробно расписал как тяжело ему здесь живется и слезно просил забрать его обратно в деревню. Затем, довольный собой, Ванька отнес письмо и вложил в почтовый ящик. В эту ночь ему снилась теплая печка.

3cf166c6b73f030b4f67eeaeba3011030">

3cf166c6b73f030b4f67eeaeba301103

В анька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. - И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки. Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу. Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.

Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.

Табачку нешто нам понюхать? - говорит он, подставляя бабам свою табакерку.

Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:

Отдирай, примерзло!

Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»

Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

«Я буду тебе табак тереть, - продолжал он, - богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное... А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой... Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц... Дед не может чтоб не крикнуть:

Держи, держи... держи! Ах, куцый дьявол!

Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...

«Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...

Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...

Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом...

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель. Его произведения на сегодняшний день издаются более чем на 100 языках. Его бессмертные пьесы ставят во многих театрах мира. Нашей публике писатель более известен своими короткими юмористическими рассказами. «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Каштанка» и многие другие произведения, хорошо знакомые нам с детства, написал А. П. Чехов. «Ванька» (краткое содержание приведено в статье) - это рассказ знаменитого автора, известный нам еще со школьной скамьи. Он написан более ста лет назад и входит в обязательную программу по изучению литературы в начальных классах во всех общеобразовательных школах.

Ванька тоскует по деду

Ваньку Жукова, девятилетнего мальчика, отдали в учение в Москву к сапожнику Аляхину. Он - сирота, из родных у него только дед Константин Макарыч. С тех пор как Ванька уехал из деревни, прошло три долгих месяца. Мальчик очень тоскует по своему дедушке, вспоминая каждое мгновение, проведенное с ним. Ванька любит представлять, что делает дед в деревне сейчас. Вот Константин Макарыч, маленький юркий старичок с вечно пьяным лицом и веселыми глазами, болтает с кухарками в людской. Он обожает его, чихает. А вот он вечером обходит с колотушкой господскую усадьбу - сторожит ее. Его всегда сопровождают две собаки: черный Вьюн и старая Каштанка. С описания Константина Макарыча, единственного родного человека главного героя, начал свое повествование Чехов. «Ванька» (краткое содержание читайте далее) - рассказ, вызывающий с первых строк у читателей симпатию к простому деревенскому мальчишке.

Жалобы Ваньки в письме

Ванька пишет письмо своему деду, в котором описывает все тяготы своей жизни у чужих людей. Доля его, действительно, незавидна. Подмастерья подсмеиваются над ним, заставляют воровать у хозяев и посылают за водкой в кабак. Семья сапожника, в которой он живет, немилостива к нему. Есть дают мало: утром - хлеба, в обед - каши, вечером - тоже хлеба. А за каждую провинность хозяин жестоко наказывает мальчонку. Так, недавно он выволок Ваньку за волосы во двор и бил там его шпандырем. А хозяйка за то, что мальчишка неправильно начал чистить селедку, тыкала в лицо ему рыбой. Но более всего Ванька не любит нянчиться с их ребенком. Когда младенец плачет по ночам, мальчишку заставляют качать его. Спать пацаненку ужасно хочется. И если ему случается заснуть, качая люльку, за это его тоже наказывают. Все это он описал в своем письме к деду. «Ванька» А. П. Чехова - это рассказ о непростой доле крестьянских детей, беззащитных перед волею господ.

Воспоминания Ваньки о счастливом времени в деревне

А еще Ванька любит вспоминать то время, когда он жил в деревне с дедом. Его мать Пелагея служила горничной у господ, и часто мальчик был при ней. Барышня Ольга Игнатьевна была очень благосклонна к ребенку, угощала его леденцами и от нечего делать выучила его писать, читать и даже танцевать кадриль. Но больше всего запомнилось Ваньке Рождество у господ. Перед праздником Константин Макарыч отправлялся в лес за елкой и брал с собой внука. Было ужасно холодно, мороз трещал. А Ваньке было все нипочем. Ведь он был рядом с дедом! Так описывает счастливое житье мальчика в деревне Чехов. «Ванька» (краткое содержание не передает эмоций, остающихся после прочтения произведения в оригинале) - рассказ, вызывающий у читателей острое чувство жалости и желание помочь наивному ребенку.

Довольный Ванька отправляет письмо

Закончив свое письмо, мальчик подписывает его: «На деревню дедушке». А поразмыслив, еще добавляет: «Константину Макарычу». Как отправить послание, Ванька знает. Ведь накануне он расспросил об этом торговцев из мясной лавки. Они рассказали ему, что письма следует опускать в почтовый ящик. Затем их вынимают и развозят по всему свету на тройках с бубенцами. Добежав до первого ящика, довольный собой мальчишка бросает в него письмо. Сделав это, он весело шагает домой. Час спустя Ванька уже сладко спит. Ему снится, как его дед Константин Макарыч сидит на теплой печке, свесив ноги, и читает письмо внука кухаркам. Этим эпизодом заканчивает свое повествование А. П. Чехов. «Ванька» (главные герои рассказа - люди положительные и даже в чем-то наивные) - произведение, вызывающее у читателей сочувствующую улыбку.

Тема детства часто звучит в рассказах писателя. О малолетнем наивном и добром крестьянском мальчике написал свое произведение Чехов. «Ванька» (краткое содержание вы узнали из статьи) - рассказ небольшой, но очень интересный. Советуем прочесть его в полном объеме.

Наверное, многие из нас слышали афоризм «на деревню дедушке». Но не каждый знает, что автор этой легендарной фразы – Антон Павлович Чехов, употребивший её в своем грустном, но таком поучительном рассказе «Ванька».

История создания произведения

Рассказ «Ванька» вышел из-под пера А.П. Чехова в 1886 году, был опубликован 25 декабря в «Петербургской газете» (раздел «Рождественские рассказы») и подписан псевдонимом А. Чехонте. Еще при жизни автора рассказ «Ванька» вошел в чеховские сборники рассказов и учебное пособие для начальной школы «Книга для чтения», а также переведен на французский, немецкий, датский и другие языки.

Лев Николаевич Толстой отозвался о рассказе как о выдающемся произведении.

В 1959 году по мотивам рассказа «Ванька» на советские экраны вышел одноименный фильм, снятый на киностудии М. Горького.

Предлагаем прочитать рассказ Антона Павловича Чехова «Пересолил , где рассказывается, как землемер Глеб Смирнов уговаривает мужика по имени Клим подвезти его. Что из этого получилось – узнаете в произведении.

Злободневная тема сиротства, раскрытая в рассказе «Ванька»

Тема сиротства нередко вызывает в людях, а особенно в детях, сострадание и милосердие. Именно такую острую проблему и затронул автор в своем рассказе.

Перед глазами читателя предстает жизнь бедного крестьянского мальчика, который после смерти мамы стал подмастерьем у городского сапожника Алехина. Несладко приходилось ребенку. Затравленный злыми взрослыми, он жил в постоянном страхе. Девятилетнего Ваню таскали за волосы, нещадно били, унижали и очень-очень плохо кормили. Но пожаловаться было некому, кроме разве что родного деда Константина Макарыча. Ему-то и стал писать мальчик письмо в ночь под Рождество.


Проникновенный рассказ о сиротской жизни

«Милый дедушка, Константин Макарыч!- И пишу тебе письмо» – так начинается невеселый рассказ Вани о его тяжелой сиротской доле. Мальчик прервался и углубился в воспоминания. Вот его дед служит ночным сторожем у господ. «Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку». Вот Константин Макарыч берет внучка в лес за елкой, и Ваня, хотя и мерзнет сильно, радуется возможности полюбоваться природой, посмотреть на убегающего зайца, а потом, когда занесут лесную красавицу в дом, украшает её вместе с барышней Ольгой Игнатьевной. О, эта милая, добрая женщина! Она кормила Ваню леденцами и научила его читать, писать, считать до ста и даже плясать кадриль. Но это – в прошлом. Тогда еще была жива мама Пелагея и служила горничной у господ. А сейчас…


Ваня снова стал писать дедушке: «Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу». Он так просил забрать его из этого ужасного места, обещал и сапоги чистить у приказчика, или в подпаски пойти «заместо Федьки». Лишь бы подальше от издевательств, грубости и откровенного унижения. Ведь дошло уже до того, что хозяин сильно ударил парнишку колодкой по голове…

Наконец-то дописал письмо Ванька. Только вот, не зная точного адреса или просто не понимая, что его обязательно нужно указать, пишет на конверте три слова «на деревню дедушке». Бедный ребенок уснул с надеждой на лучшую жизнь, даже не подозревая, что письмо его никто не получит. Замкнутый круг, из которого не видно выхода.


Ему на Рождество не дарили подарков

Рассказ «Ванька» Антона Чехова – олицетворение отношения богатых и знатных господ к бедным детям того времени. Казалось бы, канун Рождества, когда ребята получают подарки и радуются рождению Спасителя Христа.

Но Ваня знает, что даже великий праздник не повлияет на отношение к нему хозяев, и в этот день все будет по-прежнему: побои, упреки, грубость. Поэтому пишет слезное письмо, где выражает всю тоску и боль.

Произведение заканчивается многоточием. Мальчонка так и останется работать у сапожника. Что ждет его – покажет будущее.



Рекомендуем почитать

Наверх