ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.Православная Церковь не является каким-то чисто земным...
Начинаются два профетических (пророческих) стиха, о которых много не скажешь. Но, кое-что. «Ублажи» - значит здесь «облагодетельствуй». «Благоволением» означает «милостью». Эти стихи Давид произносит как царь, памятуя уже о всех своих подданных, как и мы поутру, творя молитву, затем читаем свой синодик о живых и усопших, вспоминая их и моля Милосердного Господа о помиловании их. То есть любимец господа, Давид, вспоминает все свое царство, памятуя о том, что оно от Авраама благословлено Богом. Так пишет и св. Афанасий Великий, что Давид как бы просит Господа: «Если Ты, Господи, помиловал меня, оскорбившего Тебя беззаконием, и очистил грех мой по великой твоей милости, то не лиши милости, не отврати лица Твоего за грехи мои от царства Израилева, продолжи благоволения и милости Свои к горе Сион, которую Сам Ты избрал для прославления святого имени Твоего. Благоволи намерениям моим о граде Иерусалиме, помоги его обстроить стенами... По великой Твоей милости «Ты открыл мне безвестная и тайная премудрости Твоея» (стих 8), и потому мне известно отчасти будущее предназначение Иерусалима и горы Сион. На горе этой будет принесена великая всемирная жертва, пострадает за грехи мира Сын Твой Единородный, а град этот соделается матерью всех градов и послужит рассадником святой веры и Церкви Твоей, источником благодати, местом великих дел Божиих».
Святитель Иннокентий Херсонский справедливо замечает, что эти строки подчеркивают, что весь псалом, кажется, не был написан чернилами, а слезами; и должен быть не пет, а плакан. Это справедливо, потому что стих этот, говоря о «стенах иерусалимских», имеет в виду Церковь Христову. Пророк как бы говорит: «Господи, воплотись в земной Иерусалим, храм телесный, сойди с небес совершенным Богом, воплотившись в Человека». Молитва о всей Церкви всегда облагораживает человека. Я знавал девочку, которая молилась «о всех вселенных». Знавал монахиню, которая молилась «о спасении дьявола и всех аггелов его». Знал даже человека, который молился о Ленине, но тот во сне явился ему, вылезши из канализационного люка, весь в нечистотах, и просил не молиться о нем, «ибо это бесполезно». Знал даже монаха из Свято-Троицкой лавры, который молился о душе Александра Пушкина, но тот явился ему «очень грустный и лысый», видимо из-за своей «Гаврилиады», «Балды» и богохульных стихов о Божьей Матери. Этот стих позывает нас молитвенно вспоминать всю Церковь нашу, всех живых православных и всех усопших. Неплохо бы молитвенно поминать свою семью до седьмого колена.
Что означает в 50 псалме: "Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы."
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В святоотеческом экзегетическом наследии эти стихи толкуются исторически и символически. Блаж. Феодорит видит здесь пророчество о вавилонском плене. Давид говорит от лица тех, кто желал освобождения и оплакивал запустение города. «Они умоляют, чтобы город сподобился помилования и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по закону» (Псалтирь с изъяснением каждого стиха»). Святитель Афанасий Великий дает символическое истолкование псалма: «Сионом называет здесь Церковь. Ибо, когда Бог и Отец благоволил возглавити всяческая о Сыне Своем (Еф. 1, 10); тогда и Церкви Своей даровал благие обетования Свои. Стенами Иерусалимскими именует святых священнослужителей, ограждающих Церковь Его. Когда, говорит, ублажишь Сиона и созиждутся стены Иepycaлимские, тогда и будут приносимы жертвы, жертвы не кровавые, но жертвы правды, т. е. хвалы. Возношение и всесожегаемая, и под всесожжениями разумеет приношение правды и бескровной жертвы. Тогда возложат на олтарь Твой тельцы, то есть, тельцы правды, так чтобы все было от правды, были и жертвы правды, и приношения правды, и всесожжения правды, и тельцы правды» (Толкование на псалмы). Оба метода изъяснения правомерны, потому что Священное Писание по своему богословскому и духовному содержанию многомерно.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Псалом 50, покаянный, составленный пророком Давидом
— Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Перевод — Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти меня от беззакония моего. Наипаче омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие мое знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что праведен Ты в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить. Знаю, в беззакониях зачат я, и во грехах родила меня мать моя. Знаю, истину Ты возлюбил и сокровенные тайны премудрости Твоей открыл мне. Окропишь меня иссопом, и стану чист; омоешь меня, и стану снега белее. Даруешь мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и от всех беззаконий моих очисти меня. Сердце чистым сотвори во мне, Боже, и дух правды возроди во мне. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость о спасении моем и Духом державным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от крови, Боже, Боже, спасающий меня, и в радости восхвалит язык мой правду Твою. Господи, уста мои отверзи, и уста мои изрекут хвалу Тебе. Если бы восхотел Ты жертвы, я принес бы ее, но к всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог. Окажи, Господи, благоволение Твое Сиону, воздвигни стены Иерусалимские. Тогда благоволить будешь к жертве правды, возношению и всесожжению; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
~ Щедрота
- щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.
~ Наипаче
- особенно, более всего (паче - более).
~ Яко
- здесь: ибо, потому что.
~ Аз
- я.
~ Выну
- всегда, во всякое время непрестанно.
~ Победиши внегда судити Ти
- победишь, когда Ты будешь меня судить (одержишь победу в суде надо мною).
~ Се бо
- вот, воистину (се - вот; бо - ибо, потому что).
~ Иссоп
- трава, употреблявшаяся в качестве кропила.
~ Даси
- дай.
~ Кости смиренныя
- сокрушенные, разбитые (как мы это говорим о болезни или сильной усталости).
~ Возрадуются кости смиренныя
- здесь: да укрепятся вновь кости сокрушенные, т.е. душа удрученная, подавленная (злостраданием).
~ Созижди
- создай, сделай.
~ Дух прав
- дух праведный, справедливый, правдивый, верный.
~ Утроба
- здесь: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.
~ Воздаждь
- верни, дай.
~ Устне
- губы, рот (двойственное число от устна - губа).
~ Аще бы
- если бы.
~ Убо
- здесь: воистину.
~ Всесожжение или всесожегаемая
- жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике.
~ Ублажи
- благотвори, осчастливь.
~ Сион
- гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.
~ Олтарь
- жертвенник.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Слово псалом означает песнь.
Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе - он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Этот псалом называется покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании, и по глубине покаяния превосходит, быть может, все остальные. Поэтому этот псалом читается часто в церкви во время богослужения. Всем нам, виновным во множестве грехов, этот псалом следует произносить как можно чаще, вникая в каждое слово.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое беззаконие.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) - но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в Таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны все же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.
Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу.
Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти
(в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид - царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит все тайное; пред Божьей правдой обличается наше лукавство - наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.
Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Се бо истину возлюбил еси...
(обратите внимание на слово еси - оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь - Ин. 14, б), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.
Безвестная и тайная премудрости Твоей явил ми еси
- неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в Таинствах Церкви дары Духа Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безвестная и тайная премудрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!
Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
Здесь - надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну.
Слуху моему даси радость и веселие.
Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня!
Возрадуются кости смиренныя.
Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя - тогда и все тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).
Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти
- истреби их из книги моей жизни.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты!
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни - и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия.
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.
Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого - я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими, - говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святится имя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей, - самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего...
Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей - более точный перевод слов псалма). Слова Боже спасения моего равнозначны словам Боже Спасителю мой - обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов.
Возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мой отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельствовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо:
всесожжения не благоволиши. Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения.
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Жертва, которую возлюбил Ты, - это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод).
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа восставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая;
тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, все свое сердце, всю свою жизнь, - это и будет нашим "всесожжением".
Псалом 50, покаянный
Поми
луй мя, Бо
же, по вели
цей ми
лости Твое
й, и по мно
жеству щедро
т1 Твои
х очи
сти беззако
ние мое
. Наипа
че2 омы
й мя от беззако
ния моего
, и от греха
моего
очи
сти мя, я
ко3 беззако
ние мое
аз зна
ю, и грех мой предо мно
ю есть вы
ну4. Тебе
Еди
ному согреши
х и лука
вое пред Тобо
ю сотвори
х; я
ко да оправди
шися во словесе
х Твои
х, и победи
ши внегда
суди
ти Ти5. Се
бо6, в беззако
ниих зача
т есмь, и во гресе
х роди
мя ма
ти моя
. Се
бо, и
стину возлюби
л еси
; безве
стная и та
йная прему
дрости Твоея
яви
л ми еси
7. Окропи
ши мя иссо
пом8, и очи
щуся; омы
еши мя, и па
че сне
га убелю
ся. Слу
ху моему
да
си9 ра
дость и весе
лие; возра
дуются ко
сти смире
нныя10. Отврати
лице
Твое
от грех мои
х и вся беззако
ния моя
очи
сти. Се
рдце чи
сто сози
жди11 во мне, Бо
же, и дух прав обнови
во утро
бе12 мое
й. Не отве
ржи мене
от лица
Твоего
и Ду
ха Твоего
Свята
го не отыми
от мене
. Возда
ждь ми ра
дость спасе
ния Твоего
и Ду
хом Влады
чним утверди
мя. Научу
беззако
нныя путе
м Твои
м, и нечести
вии к Тебе
обратя
тся. Изба
ви мя от крове
й, Бо
же, Бо
же спасе
ния моего
; возра
дуется язы
к мой пра
вде Твое
й. Го
споди, устне
13 мои
отве
рзеши, и уста
13 моя
возвестя
т хвалу
Твою
. Яко а
ще бы14 восхоте
л еси
же
ртвы, дал бых у
бо15: всесожже
ния16 не благоволи
ши. Же
ртва Богу дух сокруше
н; се
рдце сокруше
нно и смире
нно Бог не уничижи
т. Ублажи
, Го
споди, благоволе
нием Твои
м Сио
на17, и да сози
ждутся сте
ны Иерусали
мския. Тогда
благоволи
ши же
ртву пра
вды, возноше
ние и всесожега
емая; тогда
возложа
т на олта
рь Твой тельцы
.
1Щедро та - щедрая милость; милосердие, сострадание, жалость.
2Наипа че - особенно, более всего (па че - более).
3Яко - здесь: ибо, потому что.
4Вы ну - всегда, во всякое время, непрестанно.
5Внегда суди ти Ти - когда Ты судишь (внегда - когда).
6Се бо - вот, воистину (се - вот; бо - ибо, потому что; в сочетании).
7Безве стная и та йная прему дрости Твоея яви л ми ес` и - неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне.
8Иссо п - трава, употреблявшаяся в качестве кропила.
9Да си - дай.
10Ко сти смире нныя - сокрушенные, разбитые (как это мы говорим о болезни или сильной усталости).
11Сози жди - создай, сделай.
12Утро ба - здесь: самая внутренняя, сокровенная, невидимая глубина души.
13Устне - губы, рот (двойственное число от устна - губа); уста - рот.
14а ще бы - если бы.
15у бо - здесь: воистину.
16Всесожже ние, или всесожега емая - жертва, при которой животное всё без остатка сжигалось на жерственнике.
17Сио н - гора в Иерусалиме, на которой был построен дом Давидов; символ Церкви.
Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе - в том, что убил благочестивого Урию Хеттеянина, чтобы завладеть его женой Вирсавией (2 Цар. 11?12). Псалом выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании и указывает всем людям спасительный путь покаяния; поэтому-то он и читается часто в церкви во время богослужения. Всем нам, виновным в тех или иных грехах, следует произносить его возможно чаще, вникая в каждое слово.
\ Поми
луй мя, Бо
же, по вели
цей ми
лости Твое
й, и по мно
жеству щедро
т Твои
х очи
сти беззако
ние мое
.
Грех велик, поэтому пророк просит у Бога и великой милости. Только неизреченные Божии щедроты могут очистить тяжкое беззаконие.
Наипа
че омы
й мя от беззако
ния моего
и от греха
моего
очи
сти мя.
Господь уже объявил Давиду через пророка Нафана, что снимает с него грехи его за покаяние (2 Цар. 12, 13) - но Давид молится о том, чтобы Бог совершенно очистил его от греховных нечистот. Так и мы, получая в таинстве Покаяния отпущение наших грехов, должны всё же непрестанно взывать к Господу, чтобы он истребил в нас и самый корень греха.
я ко беззако ние мое аз зна ю и грех мой предо мно ю есть вы ну. Сжалься, Господи, очисти меня! Грех тяготит надо мною, я не могу забыть его, вижу его днем и ночью в совести моей, которая постоянно тревожит мою душу.
Тебе Еди ному согреши х и лука вое пред Тобо ю сотвори х, я ко да оправди шися во словесе х Твои х, и победи ши внегда суди ти Ти (в русском переводе псалма: так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем). Не человеческому, а Божьему суду представляет себя пророк (Давид - царь, и ему не страшен людской суд). Скрыв беззаконие от людей, его не утаишь от Верховного Судии, Который видит всё тайное; пред Божьей правдой обличается наше лукавство - наша неправда и неправота, и все наши оправдания бессильны.
Се
бо, в беззако
ниих зача
т есмь, и во гресе
х роди
мя ма
ти моя
. Все мы, потомки Адама, зачинаемся во грехах, наследуя первородный грех. Мы умоляем Бога о прощении, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.
Се
бо, и
стину возлюби
л еси
…
(обратите внимание на слово еси
- оно указывает на 2-е лицо: вот, Ты возлюбил истину). Ты, Господи, Сам и есть Истина (Я есмь путь и истина и жизнь,- Ин. 14, 6), Ты любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине. И я исповедую, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь - поэтому я исповедаю и сознаю пред Тобою, что согрешил.
Безве стная и та йная прему дрости Твоея яви л ми еси - неизвестное (сокровенное) и тайное (то есть сокровенную тайну) Твоей премудрости Ты явил мне. (Царь Давид говорит о своем пророческом даре, о том, что Бог Духом Святым открыл ему неизреченные тайны Промысла Своего; но и всякий христианин получает в таинствах Церкви дары Духа Святого и чрез учение Церкви прикасается к сокровенным тайнам Промысла Божия, и каждому из нас поведано безве стная и та йная прему дрости Божией: мы научены истинной вере, нам указан путь к Царствию Небесному.) Чем ответил я на эти благодатные дары? Грехом!
Окропи ши мя иссо пом, и очи щуся; омы еши мя, и па че сне га убелю ся. Здесь - надежда совершенно избавиться от греха и преисполниться радости. Иссопу пророк уподобляет действие Святого Духа, очищающего в нас всякую скверну. Св. Афанасий Великий видит в этом образе прикровенное изображение очищения в Таинствах Кровью Христовой - которая одна может очистить совершенно и соделать белее снега.
Слу
ху моему
да
си ра
дость и весе
лие…
Дай мне, слуху моему, благодатную весть о помиловании, обрадуй и возвесели меня!
Возра
дуются ко
сти смире
нныя. Соделанный грех сокрушает не только душу, но и тело: под тяжестью греха изнемогают, смиряются кости; когда же грех прощен и с совести снято невыносимое бремя - тогда и всё тело наполняется радостью (вспомним, как иногда мы с глубоким облегчением вздыхаем и расправляем плечи).
Отврати
лице
Твое
от грех мои
х и вся беззако
ния моя
очи
сти
- истреби их из книги моей жизни.
Се
рдце чи
сто сози
жди во мне, Бо
же, и дух прав обнови
во утро
бе мое
й.
Падшую душу восстави в первобытную красоту, уничтожив во мне нечистоту прародительского греха. Дай мне благодать правоты! «Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстью, но и не помышляет даже ни о чем худом или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто в чистом свете видит Бога» (Преподобный Симеон, Новый Богослов. Добротолюбие, т. 5.)
Не отве ржи мене от лица Твоего и Ду ха Твоего Свята го не отыми от мене . Грех отторгает от Бога, от Источника Жизни - и мы молим, чтобы нам не оказаться во тьме кромешной, где не видно лица Божия; Святым Духом всяка душа живится, по песнопению Церкви - мы молим, чтобы чтобы Он, Жизни Податель, не был отнят от нас.
Возда ждь ми ра дость спасе ния Твоего и Ду хом Влады чним утверди мя. Воздаждь, возврати мне ту радость, которою я наслаждался, когда был храним Тобою; подай мне дары Святого Духа. «Умилосердись, Господь мой, над бедственным состоянием моим, в которое я ниспал, лишившись благодати Твоей, и снова водвори во мне благодать Твою. Духом Владычним (Пс. 50, 14), духом силы Твоей укрепи меня, чтоб я мог противостать искушениям, наносимым от диавола, и искушениям, возникающим из падшего естества моего» (Прп. Паисий Величковский. Толкование молитвы «Господи, помилуй»).
Научу беззако нныя путе м Твои м, и нечести вии к Тебе обратя тся. Когда Ты избавишь меня от греха и даруешь мне Духа Святого - я смогу вновь учить законопреступных, чтобы они ходили путями Твоими,- говорит Господу Давид, избранник Его. А для нас в этом обете заключена та же мысль, что и в прошении молитвы Господней: да святи тся и мя Твое в нас, Господи; ибо если Ты очистишь грехи наши и мы благодатью Твоею станем жить по воле Твоей - самой жизнью своей мы тогда сможем проповедовать правду Твою и обращать к Тебе сердца людей.
Изба ви мя от крове й, Бо же, Бо же спасе ния моего … Пророк Давид просит Бога спасти его из пролитой крови Урии, в которой он как бы тонет (из кровей - более точный перевод слов псалма). Слова Бо же спасе ния моего равнозначны словам Бо же Спаси телю мой - обращение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Этими словами пророка и мы взываем к Спасителю об избавлении нас от убийственного действия наших грехов.
Возра дуется язы к мой пра вде Твое й. Го споди, устне мои отве рзеши, и уста моя возвестя т хвалу Твою . Уста мои ныне заключены грехом. Получив отпущение грехов, я не буду молчать, но стану свидетельстовать о Тебе, воспевать Тебя и прославлять милости Твои.
Яко а
ще бы восхоте
л еси
же
ртвы, дал бых у
бо: всесожже
ния не благоволи
ши.
Ты, Господи, отменил подзаконные жертвы, которые не могут даровать отпущения грехов: внешняя жертва, без участия сердца приносимая, не имеет значения.
Же
ртва Богу дух сокруше
н; се
рдце сокруше
нно и смире
нно Бог не уничижи
т.
Жертва, которую возлюбил Ты - это покаяние и сокрушение сердечное; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (русский перевод). Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим, - говорит Господь через пророка Исаию (66, 2). ¦Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» (Святитель Игнатий Брянчанинов). Ср. слова другого псалма: Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19)
Ублажи , Го споди, благоволе нием Твои м Сио на, и да сози ждутся сте ны Иерусали мския . Царь Давид молится не только о себе, но и о своем городе и народе, и просит Господа воставить поколебленные его грехом стены Иерусалима. Но Сион и Иерусалим в Священном Писании изображают также всю Церковь.
Тогда благоволи ши же ртву пра вды, возноше ние и всесожега емая; тогда возложа т на олта рь Твой тельцы . Псалом завершается образом жертвы Богу, приносимой в чистоте сердца и праведности; очистив душу покаянием, мы всем своим существом устремимся к Богу и отдадим Ему себя целиком, всё свое сердце, всю свою жизнь - это и будет нашим «всесожжением».