Признание индейцев америки людьми находящимися. Как американцы истребили индейцев

Детская 26.09.2019
Детская

Индейцы (коренное население Америки) истреблены почти подчистую всякими покорителями прерий и прочими уголовниками, которых до сих пор США и Канада считают национальными героями.

И очень обидно становится за мужественных аборигенов Северной Америки, убийство которых по национальному признаку замалчивается. Все знают про холокост, геноцид евреев, а про индейцев... Как-то прошло мимо демократической общественности. Это именно геноцид. Людей убивали только за то, что они индейцы! Более полувека после открытия Америки местное население вообще не считали за людей. То есть натурально принимали за животных. На основании того, что индейцы не упомянуты в Библии. Значит, их как бы и нет.

Гитлер — щенок в сравнении с "покорителями Америки": в результате холокоста американских индейцев, так же известного как "пятисотлетняя война", было уничтожено 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады.
Гитлеровская концепция концентрационных лагерей, многим обязана его изучению английского языка и истории Соединенных Штатов.

Он восхищался лагерями для буров в Южной Африке и для индейцев на Диком Западе, и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки, красных дикарей, которые не могут быть пленены и приручены — от голода и в неравных боях.



Термин Геноцид происходит от латинского (genos — раса, племя, cide — убийство) и буквально означает уничтожение или истребление целого племени или народа. Оксфордский словарь английского языка определяет геноцид как "преднамеренное и систематическое истребление этнических или национальных групп", и ссылается на первое употребление термина у Рафаэля Лемкина относительно действий нацистов в оккупированной Европе.

Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать конвенцию ООН о геноциде. И не мудрено. Многие аспекты геноцида были реализованы на коренных народах Северной Америки.

Список американской политики геноцида включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, вынужденная хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и т.д.


Окончательное решение

"Окончательное решение" проблемы индейцев Северной Америки стало моделью для последующего еврейского холокоста и южноафриканского апартеида.

Но почему самый большой холокост скрыт от общественности? Не потому ли, что это продолжалось так долго, что стало привычкой? Показательно, что информация об этом холокосте преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего мира.

Школьники до сих пор учат, что большие территории Северной Америки необитаемы. Но до прихода европейцев здесь процветали города американских индейцев. В Мехико проживало больше населения, чем в любом городе Европы. Люди были здоровы и сыты. Первые европейцы были поражены. Сельскохозяйственные продукты, культивировавшиеся коренными народами завоевали признание на международном уровне.

Холокост североамериканских индейцев страшнее апартеида в Южной Африке и геноцида евреев во время Второй мировой войны. Где же памятники? Где проводятся мемориальные церемонии?

В отличие от послевоенной Германии, Северная Америка отказывается признать геноцидом уничтожение индейцев. Власти Северной Америки не хотят признавать, что это было и остается системным планом уничтожения большей части коренного населения.

Термин "окончательное решение" не было придумано нацистами. Это был управляющий по делам индейцев, Дункан Кэмпбелл Скотт, Канада Адольфа Эйхмана, который в апреле 1910 года так заботился об "индейской проблеме":
"Мы признаем, что индейские дети теряют естественную сопротивляемость к болезням в этих тесных школах, и что они умирают гораздо более высокими темпами, чем в своих деревнях. Но это само по себе не является основанием для изменения политики этого департамента, направленной на окончательное решение нашей индейской проблемы".

Европейская колонизация Америки навсегда изменила жизнь и культуру коренных американцев. В 15-19-м веках их поселения были разорены, народы истреблены или порабощены.


ИМЕНЕМ ГОСПОДА

Марлон Брандо в своей автобиографии посвящает несколько страниц геноциду американских индейцев:
"После того, как их земли были отняты у них, оставшиеся в живых были согнаны в резервации, а правительство направило к ним миссионеров, которые пытались заставить индейцев стать христианами. После того, как я стал интересоваться американскими индейцами, я обнаружил, что многие люди даже не считают их человеческими существами. И так было с самого начала.

Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, известный исследованиями Салемских ведьм, сравнивал индейцев детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.

В 1864 году полковник американской армии по имени Джон Шевинтон, расстреливая из гаубиц очередную индейскую деревню сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что из гниды вырастает вошь. Он сказал своим офицерам: "Я пришел, чтобы убивать индейцев, и считаю, что это право и почетная обязанность. И необходимо использовать любые средства под небом Бога, чтобы убивать индейцев".

Солдаты отрезали вульвы индийских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индийских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, что еще сказать?

Когда в очередной раз США заявляют о своем желании просветить очередной народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать о том, что мертвечиной основательно провоняли сами США, используемые ими средства сложно назвать цивилизованными, а цели они вряд ли имеют такие, которые не преследуют собственную наживу.


Коренные американцы потеряли свою историю, свои земли, свою культуру, но их уничтожение – тема, которая меньше всего поднимается в светской истории.
Только источник с предвзятым подходом назовет точную цифру индейского населения до прихода Колумба и его остаток уже после первых контактов с европейцами. Более-менее серьезные работы предлагают несколько вариантов. Но несоответствия в оценках историков и этнографов огромные.
Согласно Уорду Черчиллю, профессору этнических наук Университета Колорадо, сокращение численности североамериканских индейцев с предполагаемых 12 миллионов (1500 год) едва достигло 237 тысяч (1900 год). Такие данные выражают «многочисленный геноцид».

Историк Гавайского Университета, Дэвид Стэннард пишет: «К концу 19 века коренные американцы подверглись самому ужасному холокосту, который когда-либо видел мир, бушующему на двух континентах беспрерывно на протяжении 4 столетий, уничтожающему жизни десятков миллионов человек».

Население Северной Америки до первого контакта с европейцами – предмет активных дискуссий. По некоторым оценкам исконное население США и Канады колебалось от 2 до 12 миллионов. На протяжении последующего времени их количество сократилось до уже упомянутых 237 тысяч.
Цифра оставшихся к началу 20 века индейцев практически одинакова у всех исследователей. А вот какое число коренного населения невероятными темпами сократилось под влиянием «пилигримов», вычислить сложно. Точное количество уничтоженных индейцев могло бы нанести урон имиджу Соединенных Штатов. Поэтому чиновники всячески подавляют попытки ввести термин «геноцид» в американскую историю.
Исследователь Питер Монтегю считает, что в самом начале европейцы господствовали над 100 млн. коренных жителей по всей Америке.

Неточности и огромная разница в количественных оценках американского населения до вторжения европейцев позволяют играть с цифрами. Некоторые жалуются – численность индейцев во многих источниках преднамеренно уменьшена, чтобы её сокращение казалось не таким жестоким.
В мировой истории самым известным геноцидом является гитлеровский геноцид евреев. Об уничтожении индейцев, потерпевших намного большие потери, почти не говорят. Но интересно, что американская история в отношении индейцев показала не только вопиющую жесткость и бесчеловечность, но и стала образцом подражания для гитлеровского режима. Идея концентрационных лагерей не была «оригинальной идеей» Гитлера. Биограф Джон Толанд писал, что Гитлер в некоторой мере был вдохновлен системой индейских резерваций.

«Относительно идеи концентрационных лагерей, он был во многом обязан своими исследованиями истории Англии Америки. Его восхищали лагеря в Южной Африке для заключенных буров и на диком западе для индейцев. Гитлер часто хвалил перед своими приближенными эффективность американского уничтожения с помощью морения голодом и неравных боев с красными дикарями, которых не удавалось укротить пленом.»

Конечно, признание этих фактов не в интересах США. Американский патриотизм учит своих и чужих граждан, что Америка – великая и свободная страна. Но невозможно быть самой великой нацией в мире, когда обвиняешься в геноциде. Особенно, если политика твоей страны была вдохновением в проектировке одного из самых сокрушительных геноцидов.

Коренное население после прихода Колумба значительно снизилось за следующие десятилетия. Некоторые непосредственно были убиты европейцами, другие были косвенно уничтожены в результате контакта с болезнями, от которых у индейцев не было иммунитета. Эпидемии и болезни действительно унесли много индейских жизней, но оправдывать факт массового уничтожения только этим аргументом – значит игнорировать хорошо документированную американскую политику истребления.

Христофор Колумб с 1792 года считается настоящим героем, есть праздник его имени. Но, к сожалению, у этого исторического персонажа есть темная сторона. Питер Монтегю, автор тематической работы о мореплавателе пишет, что Колумб описывал араваков (коренное население Карибских островов) как пугливых, неловких, свободных и щедрых. И наградил их смертью и рабством. Во вторую экспедицию Колумб взял себе титул «Адмирала Океана-Моря» и продолжил развязывать господствование террора, не виданного ранее. Когда он его завершил, восемь миллионов араваков (почти все коренное население Гаити) были истреблены пытками, убийствами, принудительным трудом, голодом, болезнями и отчаянием.

Все следующие столетия власть Нового Света своими действиями только подтверждала, как им мешало коренное население. История оставила показательные примеры уничтожения.

В 1763 году, Джеффри Эмхерст, главнокомандующий британской армией в Северной Америке написал в форт Питт: «Будет хорошо, если вы постараетесь притравить индейцев оспой, посредством одеял, равно как и если попробуете любой другой метод искоренения отвратительной расы». В июне того же года двум индейцам-делаварам, посещавшим порт, были выданы одеяла и косынки из карантинного госпиталя. Один их продавцов записал в журнал: «Надеюсь, это произведет эпидемиологический эффект». До этого, методика зараженных вещей была предпринята среди племен в Огайо. Умерли сотни человек. Огромные человеческие потери от данных мер продолжались и в следующем веке. С 1836 по 1840 года через форт Кларк уничтожено 100 000 индейцев.

Активно практиковались и набеги на лагеря индейцев. В феврале 1860 подлое ночное нападение за одни сутки забрало жизни 300 коренных жителей Круглой Долины. Самой символической считается трагедия в Вундед-Ни. Полк американских солдат имел задачу разоружить индейцев в их лагере, но в процессе раздался хаотичный выстрел, воспринятый полком как призыв к сражению. Безоружные индейцы не могли противостоять огнестрельной атаке. Результат бойни запечатлен на ужасающих фотографиях, сделанных спустя три дня – застывшие трупы мужчин, женщин и детей. Найденные тела были захоронены в братской могиле. Американские военные сфотографировались на фоне захоронения, а 20 солдат позже получили за бойню Медаль Почета.

Несмотря на очевидные потери и отсутствие человечного отношения к индейцам на протяжении всей истории, нынешние политики все еще не соглашаются со словом «геноцид», предлагая глупые аргументы. Республиканский сенатор Эллен Робертс посчитала, что это термин можно употребить только в отношении народа, истребленного полностью. Этими людьми движет слепой патриотизм. Их предки использовали индейцев как живые мишени для тренировки стрельбы. Но, конечно же, такие постыдные факты истории американское общество признать не в силах.

ИСТОРИИ

Про геноцид американских индейцев

Геноцид американских индейцев, не имеющий себе равных ни по длительности его реализации, ни по количеству жертв, начался 11 ноября 1620 года, когда галеон из Плимута «Мэйфлауэр» бросил якорь у мыса Код, и закончился к концу XIX века. На 1900 год индейцев в США и Канаде оставалось 237 тысяч.

В американских учебниках не пишут о том, что в результате геноцида американских индейцев, также известного как «самый длительный Холокост в истории человечества», было уничтожено 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады. (Американский Холокост: Д. Стэннард (Oxford Press, 1992) - «более 100 миллионов убитых»)

Термин «геноцид» происходит от латинского (genos - раса, племя, cide - убийство) и буквально означает уничтожение или истребление целого племени или народа. Генеральная Ассамблея ООН приняла этот термин в 1946 году, как характеризующий действия нацистов в оккупированной Европе. Большинство людей склонны связывать с геноцидом лишь массовые убийства. Однако в 1994 году в Конвенции ООН о наказании и предупреждении преступлений геноцида, геноцид описывается не только как прямое убийство людей, но и как разрушение и уничтожение культуры народов. Статья II Конвенции перечисляет пять категорий деятельности, которые направлены против конкретной национальной, этнической, расовой или религиозной группы и которые следует считать геноцидом. К этим действиям относятся: убийство членов такой группы; причинение серьезных телесных повреждений членам группы; умышленное создание группе таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение ее в целом или частично; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Правительство Соединенных Штатов отказалось ратифицировать Конвенцию ООН о геноциде. Это и не удивительно, ведь зверства, указанные в Конвенции, применялись по отношению к коренным народам Северной Америки. Список мероприятий американской политики геноцида по отношению к индейцам включает в себя: массовое истребление, биологические войны, принудительное выселение из родных мест, лишение свободы, внедрение ценностей, отличных от коренных, хирургическая стерилизация местных женщин, запрет на проведение религиозных обрядов и проведение других мер, способствующих вымиранию многих племен.

За четыре столетия после прибытия Колумба коренное население земель, ныне занятых 48 штатами Америки, было сокращено на 95%. Что этому способствовало? Вышеуказанные мероприятия американской политики геноцида.

Массовое истребление

Колонисты истребляли индейцев всеми средствами: вырезали целыми деревнями, убивали и скальпировали плененных, отравляли источники питьевой воды (как это имело место по отношению к племени семинолов во Флориде). Также против индейцев использовалось биологическое оружие - известно, что британские агенты раздавали индейцам одеяла, которые были намеренно заражены оспой. Эта болезнь унесла более ста тысяч представителей племен минго, делавэров, шони и других, населяющих берега реки Огайо. Армия США взяла этот метод на вооружение и использовала его с таким же успехом против других племен.

Принудительное выселение

Ненасытная жадность европейцев к чужой земле была первопричиной сначала истребления, а затем и выселения индейцев с их земель. Вскоре после американской революции Соединенные Штаты принялись проводить политику выселения американских индейцев. По договору от 1784 года, заключенному в Форте Стансикс, ирокезы обязаны были уступить земли в западном Нью-Йорке и Пенсильвании. Многие из ирокезов отправились в Канаду, некоторые приняли подданство США, но племя быстро выродилось как нация, потеряв большую часть своих оставшихся земель в последние десятилетия XVIII века. Шауны, делавэры, оттаваны и несколько других племен, наблюдая за падением ирокезов, создали свою собственную конфедерацию, назвавшись Соединенными Штатами Огайо, и объявили реку границей между своими землями и владениями поселенцев. Начало последующих военных действий с пришельцами было лишь вопросом времени.

Форсированные марш-броски индейских поселений на большие расстояния приводили к высокой смертности. Печально известное выселение пяти цивилизованных племен — чокто, крикс, чикасавов, чероки и семинолов — одна из мрачных страниц в истории Соединенных Штатов. К 1820 году чероки, которые создали письменную конституцию по образцу Конституции Соединенных Штатов, газеты, школы, и госучреждения, воспротивились выселению. К тому времени на исконных землях чероки были обнаружены ценные золотоносные месторождения, и в 1838 году федеральные войска выселили чероки силой. Этот исход известен как Тропа слез. Во время переселения погибло около четырех тысяч чероки. Более ста тысяч переселились за реку Миссисипи, покинув собственные земли, отнятые белыми колонизаторами.

Принудительная ассимиляция

Марлон Брандо, посвятивший несколько страниц геноциду американских индейцев, пишет в своей автобиографии: «После того, как их земли были отняты у них, оставшиеся в живых были согнаны в резервации, а правительство направило к ним миссионеров, которые пытались заставить индейцев стать христианами. После того, как я стал интересоваться американскими индейцами, я обнаружил, что многие люди даже не считают их человеческими существами. И так было с самого начала».

Европейцы считают себя носителями высокой культуры. Колониальное мировоззрение позволяет им делить людей на хороших европейцев и плохих дикарей. Благодаря этому захват Америки обосновывался ими как необходимость, которая сможет подарить индейцам высокую мораль и исправит их дремучую дикость. Под завоевание новых земель была подведена выгодная идеологическая база — и голый экономический интерес алчных завоевателей был прикрыт благими намерениями. Христианство объявлялось единственной истинной религией, которая требует верности от всех прочих культур. Таким образом, конкистадоры, на деле стремившиеся к захвату новых земель и к эксплуатации индейцев как дешевой рабочей силы, в собственных глазах оказывались носителями спасения для местных язычников, поэтому с чистой совестью их убивали, грабили и разрушали их культуру.

Уничтожение культуры

Культура - это душа народа, ибо включает в себя практически все стороны его жизнедеятельности: язык, искусства, религию, врачевание, сельское хозяйство, ремесла, учреждения, регулирующие общественную жизнь и прочие. Уничтожение культуры — больше, чем бойня, т.к. убивает народ духовно, что приводит к его вырождению. Колонизация, разрушая сложившиеся культурные ценности, уничтожала целые народы.

Уничтожение культуры любого народа будет происходить гораздо быстрей и продуктивней, если вмешаться в воспитание детей, т.к. это разрушает связь между поколениями.

Поэтому практически одновременно с физическим уничтожением племен проводились стратегии ассимиляции индейских детей, которых отбирали у родителей. Иезуитами были возведены форты, в которых молодых коренных жителей Америки заключали в тюрьмы, где им внушали христианские ценности и эксплуатировали как дешевую рабсилу. Основатель индейской промышленной школы «Карлайл» в Пенсильвании, капитан Ричард Пратт, в 1892 году так характеризовал свою философию: «Убить индейца — спасти человека». Детям школы было запрещено говорить на своем родном языке, их вынуждали носить униформу, стричь волосы и подчиняться жесткой дисциплине. Некоторые индейские дети смогли бежать, многие умерли от болезней, а другие от тоски по родине.

Дети, насильственно разлученные со своими родителями, после того, как их родные системы ценностей и знания были вытеснены новым мышлением, после возвращения из школы-интерната не знали своего родного языка. Они были чужими и в своем собственном мире, и в мире белых людей. В фильме «Женщина племени лакота» эти дети называются «яблочными детьми» (красные снаружи, белые внутри). Они так и не смогли вписаться в жизнь: не смогли ассимилироваться ни с одной культурой. Эта потеря культурной идентичности приводила к самоубийствам и насилию.

Принудительное внедрение колониального мышления в умы детей американских индейцев служило средством нарушения передачи культурных ценностей между поколениями, культурным геноцидом, используемым американским правительством в качестве еще одного средства конфискации земель у американских индейцев.

Стерилизация

В середине 1970-х годов к доктору Чокто, индейцу, обратилась 26-летняя индейская женщина. Как оказалось, она была стерилизована в 20-летнем возрасте в больнице индейской службы здравоохранения в Клермонте, шатат Оклахома. Впоследствии выяснилось, что 75 процентов подвергшихся стерилизации индейских женщин подписывали формы согласия на стерилизацию, не понимая, что это за операция, или считая, что она обратима.

Как потом выяснилось, индейскими службами здравоохранения стерилизовалось по 3000 индейских женщин в год (от 4 до 6 процентов населения детородного возраста). Доктор Равенхольд, директор Управления федерального правительства по вопросам народонаселения, позже подтвердит, что «хирургическая стерилизация становится всё более важным методом управления рождаемостью».

«Окончательное решение»

«Окончательное решение» проблемы индейцев Северной Америки стало моделью для последующего еврейского Холокоста и южноафриканского апартеида.

Термин «окончательное решение» был придуман не нацистами. Его ввел в употребление управляющий по делам индейцев Дункан Кэмпбелл Скотт, который в апреле 1910 года заботился об индейской проблеме так: «Мы признаём, что индейские дети теряют естественную сопротивляемость к болезням в этих тесных школах, и что они умирают гораздо более высокими темпами, чем в своих деревнях. Но это само по себе не является основанием для изменения политики, направленной на окончательное решение нашей индейской проблемы».

Как видно, «окончательное решение» индейской проблемы — это уничтожение индейцев.

Самый крупный геноцид был скрыт от общественности, потому что продолжался так долго, что стал привычным. Информация о геноциде американских индейцев преднамеренно исключена из базы знаний и сознания жителей Северной Америки и всего мира. Американских школьников учат, что большие территории Северной Америки до прихода европейцев были необитаемы, несмотря на то, что на них проживали многочисленные племена американских индейцев.

Геноцид североамериканских индейцев страшнее апартеида в Южной Африке и Холокоста во время Второй мировой войны, потому что значительно превышает их по числу жертв. Однако, в отличие от послевоенной Германии, государства Северной Америки отказываются признать геноцидом уничтожение индейцев.

Европейская колонизация Америки навсегда изменила жизнь и культуру коренных американцев. В XV-XIX веках их поселения были разорены, народы истреблены, переселены или порабощены. Сложные кампании этого геноцида были разработаны на самых высоких уровнях власти в Соединенных Штатах и Канаде. Однако прикрытие геноцида продолжается по сей день: власти Северной Америки не собираются признаваться в существовании системного плана уничтожения ее коренного населения.

Именем Господа

Коттон Матер, преподаватель Гарвардского колледжа, почетный доктор Университета Глазго, министр-пуританец, плодовитый писатель и публицист, сравнивал индейцев с детьми сатаны и считал Божьей волей — убивать язычников-дикарей, которые стояли на пути христианства.

В 1864 году полковник американской армии Джон Шевинтон, расстреливая из гаубиц очередную индейскую деревню, сказал, что индейских детей не следует жалеть, потому что «из гниды вырастает вошь». Он также говорил своим офицерам и солдатам: «Я пришел, чтобы убивать индейцев, и считаю, что это право и почетная обязанность. Необходимо использовать любые средства под небом Бога, чтобы убивать индейцев».

И солдаты воплощали его призывы: отрезали вульвы индейских женщин и натягивали их на луки седел, а из кожи мошонки и грудей индейских женщин делали кисеты, а затем демонстрировали эти трофеи вместе с отрезанными носами, ушами и скальпами убитых индейцев в Денверском Оперном театре. Просвещенные, культурные и набожные цивилизаторы, — больше сказать нечего.

Гитлеровская концепция концентрационных лагерей во многом обязана его изучению истории колонизации Америки. Он восхищался лагерями для индейцев на Диком Западе и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки, красных дикарей, которые не могут быть пленены и приручены.

Когда США в очередной раз заявляют о своем желании просветить какой-нибудь народ, погрязший в дикости, бездуховности и тоталитаризме, не стоит забывать, что при этом используемые ими средства, вежливо говоря, нецивилизованны, ибо это всё те же старые недобрые методы колониальной политики притеснения народов. И преследуют они при этом не благие цели, а, как и прежде — собственную наживу.

В этот день, … лет назад

Тринадцатого августа 1946 года в США создана федеральная комиссия по изучению условий жизни индейцев. В Америке до сих пор идут споры: можно ли назвать индейцев жертвами геноцида?

Американский историк Дэвид Стэннард утверждает: "Гитлер - щенок в сравнении с "покорителями Америки". Чему не учат в американских школах: в результате холокоста американских индейцев, также известного как "пятисотлетняя война" и "самый длительный холокост в истории человечества", было уничтожено 95 из 114 миллионов коренных жителей нынешних территорий США и Канады".

Причем этот геноцид шел по нарастающей и целенаправленно. Его проводили и британские колонизаторы, и американские поселенцы. Удивительное единодушие!

В 1722 году в Бостоне была обнародована декларация, объявляющая войну индейцам. За скальп коренного жителя Америки давали от 15 до 100 фунтов стерлингов. Есть свидетельства, что колонизаторы также использовали биологическое оружие - раздавали племенам одеяла, которые были намеренно заражены оспой. Потом этот метод с успехом использовала и армия США. А еще индейцев целенаправленно спаивали.

Я здесь намеренно не касаюсь темы освоения русскими Сибири и Дальнего Востока, поскольку это совсем не похоже на американские реалии. Но приведу один любопытный пример. Как известно, у многих коренных народов Сибири и Севера России в организме отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь. Они быстро спиваются и умирают. И как на это отреагировало правительство царской России, "тюрьмы народов", как сначала сказал Кюстин, а потом развил эту идею Ленин? Дескать, пусть спиваются? Нет. Вышло распоряжение, запрещавшее продавать алкоголь восточнее и севернее Байкала. Это так - штришок, но он многое объясняет насчет "тюрьмы".

И еще. Немцы в Прибалтике не могли ужиться и организовать нормальный диалог с местным населением, британские власти и колонисты тоже не смогли выстроить приемлемые отношения с индейцами. Только политика силы, только огонь и меч. Если бы русские хоть чуточку были на них похожи, то у нас в Сибири не осталось бы ни одного коренного народа. А их там проживает сегодня более сорока!

В 1825 году американские власти приняли Доктрину открытия. То есть право на земли получал тот из колонистов, кто их "открыл". А индейцы на этих землях, по сути, им принадлежащих, могли только проживать, но были лишены права собственности на нее. В 1830 году был принят закон о переселении индейцев, а в 1867 - о резервациях.

А еще активно применялась массовая стерилизация индейских женщин репродуктивного возраста. Думаете, это было давно, предания старины глубокой? Отнюдь! В 1970-х годах американские журналисты раскопали, что, например, в штате Оклахома стерилизация носила массовый характер. Причем, в Управлении федерального правительства по вопросам народонаселения заявили, что хирургическая стерилизация становится все более важным методом управления рождаемости.

Это все напоминает расовую политику нацистской Германии. Там ведь тоже постепенно и на законодательном уровне неарийцев делали людьми десятого сорта, ставили их вне арийских законов. Скальпы, правда, не снимали. Зато были концлагеря и газовые печи.

Кстати, о концлагерях. Американский писатель и историк Джон Толанд в книге "Адольф Гитлер" пишет: "Гитлеровская концепция концентрационных лагерей многим обязана его изучению английского языка и истории Соединенных Штатов. Он восхищался лагерями… для индейцев на Диком Западе, и часто в своем ближайшем окружении хвалил эффективность уничтожения коренного населения Америки".

Конечно, в США большинство экспертов и политологов с негодованием и дрожью в голосе оспаривают утверждения Стэннарда и Толанда (а ну как начнутся ненужные аналогии). Говорят, в частности, что у Стэннарда нет каких-либо статистических данных, и что он не делает различия между насильственной смертью и смертью в результате заболевания (это про зараженные одеяла, что ли?). Рудольф Раммел, профессор Гавайского университета, оценивает, что за весь период европейской колонизации жертвами геноцида стали не 95 миллионов индейцев, а всего лишь от 2 до 15 миллионов.

Впрочем, ругают и выводы Раммела. Почему? Потому что "правоверные" американские историки и насквозь демократическая общественность, с одной стороны, не отрицают, что европейцы и поселенцы принесли коренному населению Америки смерть, репрессии и страдания. Но, с другой стороны, они упорно оспаривают, что это был геноцид.

У радио Sputnik отличные паблики

Геноцид индейцев - процесс уменьшения численности коренного населения Америки в результате действий европейских колонизаторов и их потомков с момента её открытия Христофором Колумбом в 1492 году и до конца XX века.

Латинская Америка

Колонизация Америки происходила путём выселения из родных мест и истребления коренного населения Америки.

3 августа 1492 года Христофор Колумб отплыл из города Палос-де-ла-Фронтераа на трёх суднах: Нинья, Пинта и Санта Мария, в поисках Индии. Через 70 дней плавания он достиг нескольких островов нового, неизвестного континента.

12 октября Колумб, со своим экипажем в 90 человек, высадился на одном из Багамских островов. В этот же день произошёл первый контакт с местными жителями острова. В своём личном дневнике, в этот же день, Христофор Колумб оставляет запись с первыми впечатлениями:

«Эти люди ни в чём не испытывали нужды. Они заботились о своих растениях, были искусными рыбаками, каноистами и пловцами. Они строили привлекательные жилища и держали их в чистоте. Эстетически они выражали себя в дереве. У них было свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они жили в мире и дружбе. …Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… их можно сделать свободными и обратить в нашу Святую Веру. Из них получатся хорошие и искусные слуги».

Позже Колумб не раз описывал в бортовых журналах красоту островов и их дружелюбных, счастливых, мирных жителей, а через два дня после первого контакта, 14 октября того же года, в одном из бортовых журналов была сделана запись:

«50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим и отдают нам, всё, что мы у них просим».

15 марта 1493 года Христофор Колумб вернулся в Испанию. Из своего первого путешествия он привёз растения, животных и шестерых индейцев.

25 сентября 1493 года Колумб отплывает в Америку на 3-х караках, 17 каравеллах с 1 500 людьми на борту. Именно с этой экспедицией в Новый Свет была завезена большая партия мастифов и грейхаундов, обученных для нападения на людей. Также применялись массовые повешения, организовывались карательные походы.

Во время второй экспедиции Колумб занимался поисками золота и «Великого китайского ханства» вдоль южного побережья Кубы, а также занимался продажей индейцев в рабство. Вооружённый аркебузами и боевыми собаками отряд объезжал верхом индейские деревни с целью обмена золота. При оказании сопротивления испанцы забирали золото силой, а людей обращали в рабство.

Испанец, кормящий гончих детьми индейцев. Старинная гравюра.

После королевской экспедиции в «Новый мир», в Испании появилось много «охотников» за золотом, которые организовывали частные экспедиции. Испанская монархия взимала с них 1/3 часть, а позже 1/5. Короли наделяли колонистов землями и позволяли им принуждать живущих на них аборигенов сеять поля и сажать огороды для «новых хозяев». Испанцы не только устанавливали законы, по которым карали индейцев смертью, но и зачастую просто спорили, кто сможет разрубить человека одним ударом сабли сверху донизу. За одного убитого испанца убивали сто индейцев. С момента ввоза на континент собак испанцы кормили их убитыми индейцами. Одно сохранившееся письмо испанца гласит:

…когда я вернулся из Картахены, я встретил португальца по имени Рохе Мартин. На крыльце его дома висели части разрубленных индейцев для кормежки его собак, как будто они были дикими зверьми…

Во время этого похода на Испаньолу прибыл Бартоломе де Лас Касас. Увиденное им состояние местных жителей, а также самих испанцев, Бартоломе оценил как ужасное и по возвращении в Испанию доложил монархам о плохом состоянии ведения дел Колумбом и его братьями. Впоследствии он не раз вставал на защиту коренного населения Америки. В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias ), опубликованной в 1552 году, приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке - в частности, на Карибах, в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Немногим позже испанские монархи послали для проверки Хуана Агуадо, который доложил в конце 1495 года о высокой смертности индейцев по причине жестокой политики колонистов. Колумб издал закон, который обязывал всех индейцев старше 14 лет раз в квартал (3 месяца) платить испанцам золотом или 25 фунтами хлопка (в районах, где золота не было). Уплатившим такой «налог» выдавался медный жетон с датой последней выплаты. Жетон, таким образом, продлевал право жить на три месяца. Если дата на жетоне была просрочена, то индейцам отрубали кисти обеих рук, вешали их на шею и отправляли умирать в свою деревню.

Первая часть книги «Хроника Перу», впервые описывающая этносы Южной Америки (1553).

Выполнить требование закона было нереально, поскольку индейцам нужно было бросить обрабатывать свои поля, охоту и заниматься только добычей золота. Начался голод. Ослабленные и деморализованные, они превращались в лёгкую добычу для инфекций, занесённых испанцами.

В 1498 году вступил в действие закон о принудительном труде индейцев на испанцев. Поводом послужило недовольство доходами, получаемыми со сбора золота и продажи аборигенов в рабство.

В июле-сентябре 1539 года конкистадор Франсиско де Чавес сровнял с землей Королевство Каруа Кончукос, входившее до 1533 года в состав Империи инков (народность кончуко занимала территорию, которая сейчас отвечает провинциям Пальаска и Коронго, на севере департамента Анкаш, Перу) и убил 600 детей младше трехлетнего возраста, что стало самым массовым убийством детей в истории.

В 1598 году, в ответ на убийство 11 испанских солдат, дон Хуан де Онате совершил карательную экспедицию и в трёхдневном сражении у горы Акома (название горы произошло от названия племени жившего на ней) уничтожил 800 индейцев и приказал ампутировать левую ногу каждому мужчине племени старше 25 лет.

В годы, предшествующие 1835, португальское правительство пыталось подчинить индейцев, создавая «местное правительство». В результате вспыхнуло восстание в Белен усилиями нескольких племён, которое было подавлено.

Причиной многочисленных жертв среди индейцев племени Яномами, проживавшими в дельте реки Амазонка, послужила богатая полезными ископаемыми территория, на которой проживало племя. Большое количество индейцев погибло от инфекций, занесённых туда строителями и солдатами. На сегодня численность Яномами составляет около 500 человек; для сравнения - в 1974 году их численность составляла приблизительно 2 000 человек.

Североамериканские колонии

Вечером 26 мая 1637 года английские колонисты под командованием Джона Андерхилла, в союзе с могиканами и племенем наррагансетт, атаковали деревню племени пекотов (на территории современного штата Коннектикут) и сожгли заживо приблизительно 600-700 человек.

В 1740 году один французский путешественник писал:

«…сотни миль речных берегов без признака человеческой жизни и некогда процветающих деревень, которые были опустошены и пусты.»

8 марта 1782 года 96 крещёных индейцев были убиты американским народным ополчением из штата Пенсильвания во время Войны за независимость США. Инцидент произошёл в миссии моравских братьев под названием Гнаденхюттен, которая была расположена рядом с нынешним городом Гнаденхюттен в штате Огайо.

Индейцев спаивали алкоголем, натравливали друг на друга; их использовали в качестве «союзников» в войнах между английскими и французскими колонизаторами за господство в Северной Америке, обманывали, нарушали договоры; у индейцев силой отнимались их земли и оттесняли дальше вглубь материка на неплодородные земли. Колонизаторы вели настоящую охоту за скальпами индейцев. Законодательные собрания колоний Новой Англии назначали высокую цену от 50 до 100 фунтов стерлингов за каждый доставленный скальп, в том числе за скальпы индейских женщин и детей. Также известен факт, когда сенат США заключил с племенем чероки договор о купле 8 млн акров их земли за 50 центов за акр. Позже эти земли продавались золотодобытчикам по 30 тыс. долларов за акр. Обманным путём была выкуплена у индейцев и современная территория Манхэттена.

США

Во время революционной войны и после окончательной независимости США вооруженные столкновения между поселенцами и индейцами не были редкостью. Некоторые события отличались жестокостью или трагичностью, и получили широкую огласку. 30 апреля 1774 года произошла резня у Жёлтого Ручья, близ современного Уэлсвилля (штат Огайо). В период напряжённых отношений и регулярных конфликтов между жителями самых удалённых населённых пунктов США и индейцами, от рук группы из 22-30 вирджинских приграничных поселенцев, во главе которых стоял Дэниэл Грейтхауз, погибли не менее десятка индейцев из племени минго, среди которых были брат, и по некоторым источникам также жена, племянник, и сестра Логана. Убитая сестра Логана - Кунай, имела с собой 2-месячную дочь, которую оставили в живых и передали отцу Джону Гибсону, в то время одному из знатных белых торговцев в районе, и в будущем управляющим территорией Индианы.

В 1825 г. Верховный суд США в одном из решений формулирует Доктрину открытия, согласно которой право на земли «открытых» земель принадлежит тем, кто их «открыл», а коренное население сохраняет право проживания на них, но не собственности на землю. На основании данной доктрины уже в 1830 г. принят Закон о переселении индейцев, жертвами которого становятся Пять цивилизованных племён.

26 февраля 1860 года на острове Индиан-Айленд, у побережья северной Калифорнии шесть местных жителей, землевладельцев и бизнесменов, устроили резню индейцев племени Вийот, убив топорами и ножами по крайней мере 60, и возможно более чем 200 женщин, детей и стариков.

В 1867 году появляется Закон о переселении индейцев в резервации. Индейские резервации зачастую создавались в непригодных для сельского хозяйства местах. Большие резервации расположены на плато Колорадо в штате Аризона (племя навахов), в горах на севере штата Юта, на Великих равнинах в штатах Северная Дакота и Южная Дакота, по течению реки Миссури (племя индейцев сиу), на межгорном плато в штате Вайоминг и в предгорьях Кордильер в штате Монтана (индейцы-шайенны). Большое число резерваций находится вдоль границы США и Канады.

29 декабря 1890 года в окрестности города Вундед-Ни штата Южная Дакота, в результате хаотичной перестрелки, начавшейся из-за случайного выстрела в процессе разоружения племени Лакота армией США, погибло около 150 индейцев, и около 50 получили ранения. Здесь индейцы собрались, чтобы провести популярные у них «пляски духов».

В XIX веке имело место широкомасштабное истребление бизонов, ослабившее многие племена прерий. По оценкам исследователей, в 1800 году численность бизонов составляла 30-40 миллионов животных, а к концу века они были истреблены почти поголовно: осталось менее одной тысячи. Американский генерал Филип Шеридан писал: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, коли угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!». Шеридан в конгрессе США предлагал учредить специальную медаль для охотников, подчёркивая важность истребления бизонов. Также Шеридан является автором высказывания «Хороший индеец - мёртвый индеец»

В 1850 года на первой сессии Законодательное собрание штата Калифорнии приняло «Закон об управлении и защите индейцев» который обозначил принципы будущих взаимоотношений между белыми и индейцами. Предоставляя индейцам некоторую юридическую защиту, Акт тем не менее зафиксировал неравенство белых и индейцев перед законом и положил начало широкому злоупотреблению в отношении использования индейцев в качестве рабочей силы, хотя и разрешая им проживать на частных землях. В течение 1851 и 1852 годов Законодательное собрание Калифорнии одобрило выделение 1,1 миллиона долларов на вооружение и содержание отрядов милиции для «подавления враждебно настроенных индейцев» и 1857 году выпустило бонды на сумму 410 тыс. долларов для тех же целей. Хотя, теоретически имев целью разрешить конфликты между белыми и индейцами, эти выплаты только стимулировали формирование новых отрядов добровольцев и попытку уничтожить всех индейцев в Калифорнии.

На уровне местных муниципалитетов практиковались вознаграждения за убитых индейцев. Власти Шаста-Сити в Северной Калифорнии выплачивали 5 долларов за голову индейца в 1855 году, поселение вблизи Марисвилла в 1859 году выплачивало вознаграждение из пожертвованных населением средств «за каждый скальп или другое убедительное подтверждение», что индеец был убит. В 1861 году в округе Техама существовали планы создания фонда «на оплату за скальпы индейцев» и двумя годами позже в Хани-Лейк выплачивали 25 центов за скальп индейца.

Немецкий этнолог Густав фон Кенигсвальд сообщил, что члены антииндейской милиции «отравили стрихнином питьевую воду деревни Кайнганг… вызвав смертельный исход приблизительно двух тысяч индейцев всех возрастов».

В 2009 г. Конгресс США включил в закон о расходах на оборону заявление о принесении официальных извинений индейцам США за «множество случаев насилия, плохого обращения и пренебрежения, которым подвергались коренные народы со стороны граждан Соединённых Штатов».

Статистика

Точное число жертв установить невозможно, потому что неизвестно количество населения до прихода Колумба. Однако ряд индейских организаций и историков в США утверждают, что численность индейцев с 1500 года до 1900 сократилась с 15 млн до 237 тысяч.

В 1960-е годы в Испании Карлом Сойером был обнаружен в архивах исторический документ написанный Бартоломео - братом Колумба, который был на то время губернатором острова Эспаньола. В документе зафиксированно, что в 1496 году на острове было 1 млн 100 тыс. индейцев. Однако испанцы владели половиной острова и не учитывали женщин и детей. Отсюда можно сделать вывод, что индейцев было около 3 млн только на контролируемой испанцами территории. Уже через одно поколение (примерно 30 лет, около 1526 года) испанцы насчитали 11 тыс. индейцев, при том что испанские владения расширились.

Спорность вопроса о геноциде

Однако то, были ли индейцы именно жертвами геноцида, является неоднозначным и вызывающим споры вопросом в истории депопуляции коренного населения Америки. После организованного нацистами Холокоста во время Второй мировой войны, геноцид был определён как преступление «с намерением уничтожить, частично или полностью, национальную, этническую или религиозную группу как таковую». В контексте колонизации Америки спорность вопроса в основном заключается в правомерности определения депопуляции, у которой было ряд причин, этим термином.

Историк Дэвид Станнард считает, что коренное население Америки (включая Гавайские острова) стало жертвой «Евроамериканской геноцидной войны», признавая, что большинство индейцев умерло в результате опустошительных эпидемий от инфекций, занесённых колонизаторами. По его оценкам погибло почти 100 миллионов от того, что он назвал «Американским холокостом». Взгляды Станнарда разделили Киркпатрик Сейл, Бен Кирнан, Ленор Стиффарм, Фил Лейн Мл. и другие. Эти воззрения в дальнейшем были развиты в публикациях Уорда Черчила, бывшего профессора Колорадского университета в Боулдере, который в частности высказал мнение, что «дело сделано по злому намерению, а не природой».

Утверждение Станнарда о 100 миллионах жертв было оспорено, как не основанное на каких-либо демографических данных, а также то, что Станнард не делал различия между смертью от насилия и смертью в результате заболевания.

В отличие от оценки Станнарда, политолог Рудольф Раммел, профессор Гавайского университета, оценивает, что за весь период европейской колонизации от 2 до 15 миллионов индейцев стало жертвой геноцида.

Раммел писал:

Даже если эти цифры хотя бы отдалённо отражают реальные, покорение Америки можно считать одним из самых кровавых и продолжительных геноцидов в мировой истории.

С другой стороны, Нобл Дэвид Кук, латиноамериканист и профессор истории Флоридского международного университета, считает что публикации Станнарда, как и других авторов работ, приуроченных к 500-й годовщине открытия Америки, являются непродуктивным возвратом к объяснению депопуляции в стиле чёрной легенды.

Хотя никто из авторитетных учёных не отрицает смерть и страдания, причинённые европейцами коренному населению Америки, тем не менее большинство историков оспаривает тот факт, что геноцид, являющийся «преступлением с намерением», был на самом деле намерением европейских колонизаторов в Америке. Так, историк Стаффорд Пул писал:

Есть другие термины для описания того, что случилось в Западном полушарии, но геноцид не из их числа. Это хороший пропагандистский термин в эпоху, когда слоганы и выкрики заменили размышления и исследования; использование его в этом контексте обесценивает как сам термин, так и ужас, пережитый евреями и армянами, как двумя примерами крупнейших жертв этого столетия.

Аргументы против того, что имел место геноцид индейцев можно разделить на 3 основные группы:

  • Колонизация Америки фактически была войной, в которой в определённые периоды и на определённых территориях перевес оказывался на разных сторонах. При этом индейцы неоднократно сами начинали боевые действия.
  • В уничтожении индейцев иногда принимали участие не только белые, но и сами индейцы, которые враждовали между собой, уничтожали друг друга, служили белым колонистам, принимали участие в военных действиях против враждебных им племен, а зачастую и сами начинали их, за что получали от белых материальную или иную выгоду.
  • Подавляющее большинство индейцев погибли из-за отсутствия иммунитета к болезням, невольно занесённым европейскими колонистами.

Большинство американских историков воздерживаются от употребления термина «геноцид» для описания депопуляции коренного населения Америки как такового, ряд историков вместо рассмотрения всей истории европейской колонизации как единого и продолжительного акта геноцида, рассматривает отдельные войны и кампании как геноцидные, как по намерению, так и по последствиям. Обычно в их число включают Войну с пекотами (1637) и кампании против племён Калифорнии, начавшиеся в 1850 году.

Депопуляция в результате эпидемий

Умирающие от оспы индейцы. Изображение из «Флорентийского кодекса» Бернардино де Саагуна.

Вместе с европейскими поселенцами в Америку были завезены характерные для Старого Света инфекционные болезни, такие, как оспа, тиф, корь, грипп, бубонная чума, холера, малярия и другие. Европейские поселенцы обладали иммунитетом к инфекционным заболеваниям, заведомо отсутствовавшим у индейцев. Высказывались предположения, что все эпидемические болезни Евразии и Африки были в конечном счете получены человеком от домашних животных - это была своего рода плата за освоение скотоводства, практически не получившего развития в доколумбовой Америке. По некоторым оценкам, смертность среди индейцев при заболевании оспой достигала 80-90 %. Существуют мнения, что до 95 % коренного населения Америки было уничтожено занесёнными европейцами болезнями.

Немалая часть смертей была связана с заболеваниями натуральной оспой. Уже в 1507 году первый случай заболевания оспой был замечен на Испаньоле (Гаити); в 1520 году вместе с испанскими переселенцами с Испаньолы оспа последовала на материк. По свидетельству Торибио де Бенавенте (Мотолиниа), индейцы были беспомощны перед оспой, которая производила на них чудовищное действие - заболевшие покрывались страшными язвами; вымерло до половины населения провинций Центральной Мексики. Массовые эпидемии оспы во многом обусловили падение империй ацтеков и инков. Примечательно, что оспа добралась до земель инков раньше, чем испанские конкистадоры - в 1526 году, за пять лет до испанского вторжения, от неё умер правитель инков Уайна Капак. По современным оценкам, за 1524-1527 годы из 6 млн населения инкской империи умерло не менее 200 тысяч человек. Эпидемии оспы повторялись на южноамериканском континенте каждые десять-двадцать лет; к 1578 году они затронули даже малодоступные внутренние районы Бразилии, куда болезнь занесли миссионеры. В созданных иезуитами поселениях на берегах великих южноамериканских рек - до 100 000 индейцев - не позднее 1660 года от инфекционных болезней умерло 44 тысячи обитателей, а в повторившейся в 1669 году эпидемии - ещё 20 тысяч. Многие эпидемии среди индейцев были вызваны целенаправленными действиями колонизаторов, например, выдача англичанами индейцам заражённых оспой одеял, одежды и тканей практиковалась ещё с 30-х годов 18-го столетия. Индейцы при этом вымирали племенами. Создание поселений на восточном побережье Северной Америки в XVII веке также сопровождалось опустошительными эпидемиями оспы среди индейцев и впоследствии среди колонистов, родившихся уже на американской земле. Крупные индейские города в устье Миссисипи, описанные Эрнандо де Сото в 1540 году, уже не существовали ко второй половине XVII века, когда здесь появились первые постоянные французские поселения. Место для создания в 1620 году Плимута - первой английской колонии в Новом Свете - было «расчищено» страшнейшей эпидемией оспы среди индейцев в 1617-1619 годах.



Рекомендуем почитать

Наверх