Боевые флотилии подводных лодок кригсмарине. Одиннадцатая флотилия подводных лодок 11 флотилия

Детская 02.07.2020

В 1973 году я с отличием окончил училище и по моему выбору, как отличника учебы, меня направили служить в 11 дивизию 1-й Флотилии атомных подводных лодок Северного Флота, базирующуюся в губе Западная Лица, в которую входили пла второго поколения пр. 670. В отделении кадров меня определили для дальнейшей службы во второй, 302-й экипаж, командиром гидроакустической группы, инженером РТС. В те годы каждая атомная подводная лодка 2-го поколения имела 2 экипажа, первый и второй. Свое заведование я принимал от капитан-лейтенанта Кириллова Юрия Васильевича, который был назначен в экипаж пла «К-201», уходившей на Камчатку южным путем, вокруг Африки. Сейчас Юрий Васильевич контр-адмирал, на пенсии. Он закончил службу заместителем командующего 2-й флотилии пл ТОФ.

302-й экипаж являлся 2-м экипажем подводной лодки «К-87», и поэтому оба экипажа этой подводной лодки проживали в одной казарме на одном этаже. Так было принято на флоте, поселять 1-й и 2-й экипажи одной подводной лодки вместе. В то время «К-87» проходила средний ремонт на СРЗ-10 в г. Полярном, и поэтому наш 302-й экипаж занимал весь этаж казармы 11-й дивизии.

Кто бы мог подумать, что через несколько лет я буду служить именно в экипаже «К-87», и пройду путь от командира БЧ-4, начальника РТС до командира этой подводной лодки. В то время командовал подводной лодкой «К-87» кап. 1 ранга Суворов Николай Михайлович. Да, тот самый, под командованием которого пла «К-429» в ночь с 24 на 25 июня 1983 года «легла» на дно бухты Саранная на Камчатке при дифферентовке. Это была трагедия, но об этом - позже.

В то время о прибывающих на флот молодых офицерах проявляли, на мой взгляд, исключительную заботу. Со мной побеседовали командир дивизии контр-адмирал Голосов Р.А., (извините, я забыл некоторые имена и отчества), и заместитель начальника политического отдела дивизии и пожелали мне хорошей службы.

В 302 экипаже меня приняли хорошо. Экипаж только что прибыл из отпуска после боевой службы в Средиземном море.

Подводные лодки пр. 670 горьковской постройки были в то время грозой американских авианосцев, и мы этим гордились. Они несли на своем борту 8 крылатых самонаводящихся ракет с подводным стартом с дальностью стрельбы - 70 км. и 14 самонаводящихся торпед. Из этого количества оружия до 6 ед. имели ядерную «начинку».

Первым моим командиром был строгий, но справедливый капитан 1 ранга Копейкин Аркадий Алексеевич. Замполитом – капитан 2 ранга Спицин Николай Николаевич. Моим непосредственным начальником был начальник РТС, командир БЧ-4 капитан 3 ранга Цулимов Лев Семенович, который помогал мне в первые дни моей службы и в моем становлении, как офицера – подводника. Иногда перед переходом на обед на камбуз нашей дивизии он предлагал мне пропустить рюмочку для аппетита, но я скромно отказывался. Пили в то время на флоте, конечно, разбавленное «шило». Так называли спирт, который шел на обслуживание техники.

Меня поселили в казарме вместе командиром электронавигационной группы лейтенантом Цыганковым, тоже только что прибывшим на флот по окончанию училища, выделив нам отдельное помещение в казарме. Получив зачетные листы на допуск к самостоятельному управлению по занимаемой должности и дежурству по кораблю и срок сдачи – 2 месяца мы со «штурманенком» все вечера проводили на подводной лодке, где изучали заведование по своей специальности и устройство подводной лодки, чтобы затем нести дежурство по кораблю. Качественно изучить подводную лодку нам помогло докование подводных лодок на СРЗ-10 в г. Полярном «К-25», а затем «К-325» на СРЗ-35 в г.Роста. В доке с Цыганковым мы были назначены «комбригами», то есть командирами бригад по чистке и покраске цистерн главного балласта подводной лодки. В каждую бригаду входило до 5-и матросов и мичманов. Работа была опасная, можно было задохнуться от краски, так называемого сурика, разведенного этинолью, и поэтому цистерны постоянно вентилировались. У лазов в цистерну постоянно находился страхующий человек, а время работы в цистерне составляло 30 мин. и прерывалось небольшим отдыхом с «проветриванием» легких на 10 мин.

Со сроками сдачи зачетов мы справились успешно, был издан приказ по кораблю о нашем допуске, и мы с гордостью почувствовали себя полноценными членами экипажа. С выходом из докового ремонта мне удалось сходить со своим экипажем в море на после доковые испытания. В начале 1974 года не без помощи жены моего непосредственного начальника кап. 3 ранга Льва Семеновича Цулимова, (она была заведующей общежитием), мне выделили койку в офицерском общежитии в комнате для холостяков, (в то время я был неженатым, моя будущая жена заканчивала учебу в г. Горьком). Лейтенант Цыганков получил комнату в жилом доме, т.к. он был уже женатым.

302-й экипаж был дружный, сплоченный. Я назову лишь несколько фамилий, которых помню. Командиром БЧ-5 был кап. 2 ранга Воронцов Иван Алексеевич, командиром 1 дивизиона - кап. 3 ранга Тесленко, командиром 2-го дивизиона - кап.3 ранга Зайченко, командиром ЭТГ был ст. л-т Александр Яшенин, командиром группы БЧ-2 – ст.л-т Ледовской Владимир Михайлович. С ними я еще не раз пересекусь в своей службе.

Новый, 1974 год, мы встречали весело. Замполит назначил меня экипажным Дедом Морозом, и я 31 декабря 1973 года ходил по квартирам, где жили семьи наших офицеров и мичманов, поздравлял их детей с Новым годом и вручал подарки. Ходил один без Снегурочки с мешком небольших подарков. Почти все, кого я посещал, стремились угостить меня рюмкой, и я с трудом вернулся в коллектив нашего экипажа к новогоднему столу, но поставленную задачу выполнил.

Но здесь только что начатое, казалось бы, спокойное течение службы и жизни на постоянном месте нарушается необходимостью перевода меня в другой экипаж, на новое формирование, на такую же должность, но на новую подводную лодку «К- 479» пр. 670М с более совершенным оружием и вооружением. Новый экипаж должен был пройти обучение в знаменитом 1-м учебном центре ВМФ для подводников в г.Обнинске. В последствии я узнал, что мой новый командир, капитан 2 ранга Ворошнин Владимир Николаевич, специально в отделе кадров нашей 1-й Флотилии отбирал на свой экипаж офицеров с отличием окончивших училище, что в последствии сказалось на высокой выучке и подготовке экипажа. Не все офицеры желали уходить служить на новые формирования, даже те, кто шел с повышением по должности, так как у них терялись все надбавки к должностному окладу, (северные, морские и т.п.). Кроме того, надо было сдавать жилье, собирать контейнер, срывать детей с учебы и т. д.

В феврале 1974 года я был назначен командиром ГАГ, инженером РТС на пла пр. 670М «К-479» и убыл в составе экипажа в учебный центр г. Обнинск.

Пла пр. 670М была продолжением пла пр. 670 и в отличие от нее имела дополнительный жилой отсек, лучшие жилые условия для л/состава и удобный, просторный для ведения боевых действий центральный пост. Мы с большим желанием и энтузиазмом принялись за изучение нового корабля, его оружия и нового вооружения.

Перед прибытием в УЦ нас в Москве во флотском экипаже переодели в «зеленую» форму, форму внутренних войск, для маскировки от иностранной разведки, чтобы никто не знал, что в УЦ г. Обнинска обучаются экипажи пла. Это было смешно, потому что все горожане знали о нас и о нашей профессии, да и черные ботинки нас выдавали, т.к. сухопутные офицеры носили коричневые ботинки. Единственным плюсом в этом переодевании для нас было то, что зеленые рубашки можно было реже стирать, чем флотские кремового цвета. Командиром УЦ ВМФ в г. Обнинске был в то время наш знаменитый 1-й командир первой атомной подводной лодки 1-го поколения пр.627 «К-3» контр-адмирал Осипенко Леонид Гаврилович, (его в кругах командиров называли нашим советским «адмиралом Риковером»). Американский адмирал Риковер считают отцом атомного подводного флота США.

Мне опять повезло с коллективом, в который я попал. Это были замечательные люди, классные специалисты – подводники, любившие свою специальность, свой экипаж, свою подводную лодку. Некоторые члены нашего экипажа стали известными подводниками и адмиралами.

Командиром экипажа был капитан 2 ранга Ворошнин Владимир Николаевич. Это был грамотный и вдумчивый офицер, интеллигентный, терпеливый, заботливый и спокойный в общении с подчиненными начальник. Он постоянно заботился о сплочении экипажа, участвовал и возглавлял все праздничные вечера, проводившиеся в составе экипажа, был хорошим психологом и педагогом, корректен в своей воспитательной работе с подчиненными. Он требовал от нас добросовестного и внимательного отношения к изучению нового корабля и его вооружения. Им была также поставлена задача каждому офицеру подготовить себя к службе на корабле на одну ступень выше по занимаемой должности. То есть мы должны были быть готовыми исполнять обязанности наших непосредственных начальников.

Старшим помощником был капитан 3 ранга Лушин Владимир Петрович, прибывший к нам с командирских классов. Впоследствии он стал командиром пла, Героем Советского Союза, депутатом Государственной Думы. Недавно он ушел из жизни.

Помощником командира был капитан-лейтенант Пасиницкий Анатолий Павлович, по национальности белорус. Это был требовательный, дотошный, педантичный офицер, всегда доводивший свое решение до конца, а некоторых офицеров до истерики.

Замполитом был кап. 3 ранга Якубовский Николай Степанович, прибывший к нам служить после работы в ЦК ВЛКСМ. Он был заботливым и требовательным воспитателем, принципиальным коммунистом. В 1974 году он привез из Москвы из отдела ЦК ВЛКСМ пригласительный билет на заключительное мероприятие Всесоюзной 14-й комсомольской конференции – концерт, и вручил его мне, как секретарю нашей комсомольской организации. Это был великолепный концерт для делегатов конференции, незабываемое по зрелищу мероприятие.

Командирами боевых частей и дивизионов были молодые, но грамотные и преданные своему делу офицеры, в воинском звании старший лейтенант или капитан-лейтенант, большинство из которых закончили военные училища с отличием. В дальнейшем с некоторыми из них мы встретились и продолжили службу на Камчатке.

Это, командир БЧ-1 – ст.л-т Фомин Иван, (сегодня его нет в живых), командир БЧ-2- ст.л-т Александр Скирдонов, командир БЧ-3 л-т Александр Зорохов, командир БЧ-4, начальник РТС – ст.л-т Ягодкин Владимир Иванович - мой непосредственный начальник, командир БЧ-5 - кап. 3 ранга Белов Анатолий Кузьмич, начальник хим. службы – л-т Реджеб Нурсахатов, начальник мед. службы – л-т Журбий, командиры дивизионов кап.- л-т Анатолий Холодков, ст. л-т Александр Яшенин, кап. л-т Николай Гонцерюк. И командиры групп: л-т Плишкин Александр Федорович, (с ним мы вместе послужили и на Камчатке, а сегодня уже закончили службу и ушли в запас уже здесь, в УЦ ВМФ г. Сосновый Бор), л-т Константин Завада, л-т Виктор Петрыкин, л-т Сергей Лисицкий, л-т Иван Черевичный, л-т Валерий Веденеев.

В соревновании с другими обучавшимися в УЦ экипажами наш экипаж постоянно занимал ведущие места не только в учебе, но и в спорте.

Летом 1974 года во время отпуска я и л-т Сергей Лисицкий женились , (до этого мы были единственными среди офицеров экипажа холостяками). Мы привезли в Обнинск своих жен, но жилья в общежитии мы не получили. На этой почве я даже повздорил с зам.политом кап. 3 ранга Якубовским Николаем Степановичем.

В Уставе внутренней службы ВС СССР в 1-й статье записано, что служба в Вооруженных Силах является особым видом государственной службы . У меня никак не укладывалось в голове, как это так, что офицеров, состоявшими на государственной службе, не могут обеспечить жильем, и почему об этом не докладывают командованию в Москву вплоть до Министра Обороны. В то время преподавателям УЦ жилья не давали годами, и они занимали комнаты в общежитии, где должны были жить подводники, прибывшие на обучение.

Жилья до окончания обучения мы так и не получили и снимали с женой комнаты у жителей города Обнинска. С одной семьей из Обнинска, где мы снимали комнату, Мерзликиными мы до сих пор общаемся, как близкие родственники. Лейтенант в УЦ получал в то время 200 руб., а за комнату платили 30 руб., но на жизнь вполне хватало. До отъезда в Обнинск по старому месту службы на Севере я получал до 400 руб. со всеми надбавками.

Хочется выразить особую благодарность преподавателям учебного центра за наше обучение. Ведь преподавателями УЦ были люди, которые стояли у истоков создания атомного подводного флота страны и прошли нелегкую службу на 1-м поколении атомных подводных лодок. Они с честью выходили из аварийных ситуаций, не один раз горели, облучались и тонули на своих подводных лодках и имели большой опыт в их эксплуатации. Благодаря им мы получили хорошие знания и твердые навыки в обслуживании вооружения и техники, в боевом применении оружия подводной лодки и просто хорошей морской практике. Прибыв после обучения в 11 дивизию, мы уверенно выходили в море и выполняли свои обязанности на высоком организационном и техническом уровне.

В 1975 году экипаж успешно закончил обучение и вернулся к постоянному месту базирования, в Западную Лицу. В состав 11 дивизии уже вошла головная пла пр. 670М – «К-452». Но строительство других корпусов данной серии пла застопорилось из-за низкого качества стали для прочного корпуса. Наш экипаж был вынужден заниматься хозяйственными работами на дивизии. Хочется отдать должное нашему командиру, кап. 2 ранга Ворошнину В.Н., который не хотел распада и деградации экипажа. Он убедил командование 11-й дивизии в необходимости сохранить боеспособный экипаж и отработать хотя бы курсовую задачу № 1 на единственной на то время пла пр. 670-М «К-452» и береговые элементы других курсовых задач, что и было сделано. Экипаж был сохранен, но уже во главе с другим командиром, кап. 2 ранга Лукашенко. О причине смены командира я скажу ниже.

В Западной Лице мне опять, как и в Обнинске, жилья не дали. Мы с женой смирились с этой «бедой». Эта вечная проблема всех Вооруженных сил страны не решена до сих пор. Помните, как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», главный вопрос всех проблем – квартирный. Но мы были молоды, и у нас было уже много друзей в двух экипажах, где мне приходилось служить. Мне везло на хороших людей. Нас на время своего отпуска пустили пожить в свою комнату мой бывший подчиненный с 302 экипажа, старшина команды гидроакустиков м-н Володя Катков. Затем мы жили в квартире офицера, тоже с 302 экипажа, ракетчика ст.л-та Ледовского Владимира Михайловича, добрейшей души человек. Сам он в то время жил в казарме в г. Полярном, где проходила ремонт пла «К-87» и куда он был назначен командиром ракетной боевой части.

Большая часть л/состава нашего экипажа прикомандировывалась на другие пла пр. 670 11 дивизии для отработки задач в море. Отзывы на прикомандированный л/состав экипажа кап. 2 ранга Ворошнина В.Н. были самые хорошие, мы старались держать свою марку и высокий авторитет экипажа «К-479». Даже ремонт «аварийного» туалета на причальной стенке был выполнен нашим экипажем с высоким качеством.

Весной 1975 года головная пла пр. 670М «К-452» готовилась в первую свою автономку в Средиземное море. Для несения полноценной трехсменной вахты на всех боевых постах и для практической отработки на подводную лодку была прикомандирована и часть л/состава экипажа кап. 2 ранга Ворошнина В.Н..

Сам Ворошнин В.Н. был назначен командиром этой подводной лодки в связи с болезнью бывшего ее командира кап. 1 ранга Осипова. В 1-й боевой поход от нашего экипажа были прикомандированы СПК кап.3 ранга Лушин В.П., я и еще около десяти человек. Старшим на походе был ЗКД 11-й дивизии кап. 1 ранга Хвощ, требовательный, грамотный, профессионал – подводник, человек, написавший в свое время прекрасное учебное пособие для всех подводников, выпустив книгу «Тактика подводных лодок ». Фактически, мы называли эту книгу несекретным вариантом ТР-ПЛа. На боевой службе он часто сидел в кресле командира в центральном посту, зорко следил за действиями экипажа и постоянно подкручивал свои пышные, как у Семена Буденного, усы.

На походе я исполнял свои прямые обязанности командира ГАГ, инженера РТС, а по готовности № 2 нес вахту в 1-й боевой смене на БИПе. Моим непосредственным начальником был опытный, надежный и хорошо подготовленный офицер, кап.3.ранга Валентин Бледный, (сегодня он преподает во ВВМИРЭ им А.С. Попова).

Вахтенным офицером 1-й боевой смены был кап. 3 ранга Горбунов Георгий Игоревич, командир БЧ-2 этой пла, грамотный специалист, эрудированный офицер, имевший прекрасную память, знавший множество анекдотов, смешных историй и флотских баек, одним словом – душа 1-й боевой смены. В настоящее время он адмирал запаса, проживает в Москве, мы дружим семьями и часто встречаемся.

Помощником командира был кап. 3 ранга Сорокин Геннадий Александрович, грамотный, веселый и общительный человек. Он был вахтенным офицером 3-й боевой смены, у которой мы принимали вахту при ее смене. Он постоянно заботился о качестве питания л/состава, разнообразии меню и доведении до каждого подводника положенного довольствия. Наши пути еще не раз пересекутся, и мы будем дружить семьями.

Перед выходом в море мы получили информацию о том, что по «пути» в Средиземное море в Атлантическом океане нашим вероятным противником развернута какая-то новая гидроакустическая система поиска подводных лодок с излучателями типа «квакер», как тогда их называли. Но, пройдя путь в Средиземное время и обратно, проведя сотни исследований шумов океана, мы пришли к выводу, что это были биологические шумы. В настоящее время некоторые моряки предполагают, что это возможно инопланетные источники излучения.

За время похода, находясь на вахте по БГ № 1 и № 2 в ЦП, я впитывал и запоминал все команды, все действия вахтенных начальников, что потом пригодилось мне в дальнейшей службе, но я об этом еще не знал.

Семидесятые годы – это годы разгара «холодной» войны на новом витке гонки вооружений и на новом техническом уровне. Мы начинали наступать американцам на пятки, наши надводные корабли и подводные лодки не уступали кораблям НАТО в вооружении и в техническом отношении. Автономка прошла на отлично, экипаж проявил высокий профессионализм и выдержку. В Средиземном море мы следили за боевыми кораблями ВМС США, в том числе и за авм «Саратога». Неоднократно выходили по ним в условную ракетную и торпедную атаки, о чем доносили по радио в Москву.

Дальний поход проверил каждого, на что он способен и чего он стоит, экипаж стал по-настоящему единой дружной семьей. Мы и по сегодняшний день бережем нашу дружбу, встречаемся, общаемся, помогаем друг другу.

Через 2 месяца мы вернулись в базу. Радость встречи с родными и близкими, с честью выполненная боевая задача переполняли наши сердца. Я почувствовал вкус и романтику подводной службы, хотелось после небольшого отдыха снова идти в поход. Но такого праздника для души, как дальний поход, пришлось мне ждать очень долго.

Начались суровые будни береговой службы. На берегу подводник сам себя обслуживает. Кроме поддержания боевой готовности своего корабля и своего профессионализма подводник в нашей стране вынужден заниматься ремонтом своей подводной лодки, ремонтом казармы, несением береговых нарядов, хозяйственными работами и т.д. и т. п.

С прибытием из похода флагманский специалист РТС 11 дивизии предложил мне повышение по службе - место командира БЧ-4,начальника РТС на одной из подводных лодок нашей дивизии, но какой, было еще не известно. Строительство нашей пла «К-479» отодвигалось на неопределенный срок, и я согласился.

Через месяц, сдав отчеты за поход в штаб, а корабль другому экипажу, мы с женой улетели в отпуск. Но сначала был обязательный отдых в санатории в п. Мардакяны Аз.ССР на берегу теплого Каспийского моря. На Севере в то время еще шел снег, а в Каспийском море мы уже купались. В санатории дружба экипажа в составе семей стала еще крепче и надежнее.

С прибытием из отпуска мне объявили приказ о моем назначении на должность командира БЧ-4, начальника РТС на подводную лодку «К-87», проходившую тогда средний ремонт на СРЗ-10 в г.Полярном в губе Пала. Командиром лодки был капитан 1 ранга Суворов Николай Михайлович. Я уже упоминал выше об этом экипаже. Подводная лодка уже 3 года стояла в ремонте. Это был первый средний ремонт подводных лодок 2-го поколения. Экипаж жил в казарме. Жилье экипажу не выделялось. Семьи л/состава экипажа жили в Западной Лице, и 1 раз в месяц офицеров и мичманов посменно отпускали на неделю к семьям на побывку. Добирались домой через г. Мурманск или напрямую на попутках по грунтовым дорогам через полярные сопки.

Сначала я не сразу осознал и понял, куда попал. После бурной служебной деятельности в боевой дивизии – тихий спокойный плановый вялотекущий ремонт, жизнь в казарме, холостяцкий быт, по вечерам - тихое бытовое пьянство некоторых офицеров и, как мне показалось, превращение л/состава пла в работяг. Для меня это был сильный стресс и трагедия в полном смысле этого слова. Я много раз пожалел, что согласился на повышение. Хотелось вернуть все обратно, но … служба есть служба, и надо было выдержать этот удар судьбы.

Я стал еженедельно звонить в Западную Лицу и просить моего бывшего командира кап. 1 ранга Ворошнина В.Н. помочь мне с переводом на любую другую, боевую пла нашей дивизии. Но на дивизии не было свободной должности по моей специальности.

Мне пришлось смириться с судьбой, продолжать ремонт своего заведования и корабля и ждать возможности своего перевода в Западную Лицу.

Экипаж кап. 1 ранга Суворова Н.М. в целом был молодой и неплохой. В нем царил уставной порядок. По недельному распорядку у нас проходили и политические занятия, и занятия по специальности в виде ремонтной подготовки, и комсомольские и партийные собрания, и культ. походы в кинотеатр г. Полярного и т.д. Но отсутствие рядом семьи и свободные вечера меня тяготили. Хочется вспомнить и назвать фамилии офицеров экипажа пла «К-87», с которыми мне пришлось связать свою судьбу и с которыми пришлось пережить много нелегких событий, таких как окончание ремонта, сдача корабля, переименование экипажа во второй, унизительные разборки и упреки за некачественный ремонт корабля со стороны нового командования 11-й дивизии. Командиром дивизии в то время был кап.1 ранга Томко Е.А., начальником политотдела - кап.1 ранга Васильев Б.М.

А ведь наш экипаж был первым на 11 дивизии, кто прошел и закончил средний ремонт пла в г. Полярном. На подводной лодке было проведено более 120-и модернизационных работ. После ремонта наша подводная лодка совершила переход подо льдами Северного Ледовитого океана на Камчатку, где успешно выполняла длительное время задачи боевой подготовки и боевой службы до постановки ее в 1990 году в «отстой» с последующим списанием и утилизацией.

Вот офицеры экипажа «К-87»: командир кап. 1 ранга Суворов Н.М., СПК – кап.3 ранга Фомин Б.Д., ПК – кап.-л-т Владимир Владимирович Довгулевич, командир БЧ-1 кап.-л-т Мажуго Михаил Александрович, командир ЭНГ Фларид Рашитович Исангулов, ком-р БЧ-2 кап-л-т Владимир Михайлович Ледовской, командир БЧ-3 ст.л-т Геннадий Колоньков, ком-р ГАГ, И-РТС Сергей Бобриков, (на Камчатке станет командиром пла пр. 671РТМ), КД-1 кап.3 ранга Владимир Михайлович Чистоходов, (сейчас он служит в военной приемке в НПО «Рубин»), КД-2 кап.-л-т Косенко Юрий Александрович, КД-3 кап.3 ранга Чигвинцев Василий Викторович, командиры групп БЧ-5 ст.л-т Кривошеин Юрий, (он к сожалению рано ушел из жизни, он просто спился), ст.л-т Володя Рябчук, (его тоже уже нет в живых), ст.л-т Юрий Куренной, в будущем изменивший свою фамилию на Трофимова, ст.л-т Вахненко Владимир Иванович. Как потом выяснилось, все офицеры имели хорошую подготовку по специальности, многие из них закончили военное училище с отличием.

В 1977 году мне предложили пойти по командной линии и предложили должность помощника командира пла нашей 11-й дивизии. В надежде уйти из ремонта на действующую лодку я согласился, хотя постоянно спрашивал себя, а справлюсь ли я с обязанностями помощника? Но судьба опять преподнесла мне очередной сюрприз. В ноябре 1977 года меня назначают помощником командира на мою же подводную лодку «К-87» вместо кап.-л-та Довгулевича.

Я смирился со своим назначением и со своей судьбой, очевидно, стал фаталистом.

В конце 1977 года закончился средний ремонт нашей пла «К-87», и поступил приказ о передаче ее второму, 379 экипажу под командованием только что назначенного на должность командира кап. 3 ранга Гусева Алексея Алексеевича. К сожалению его уже нет в живых, он трагически погиб в море на зимней рыбалке в Приморье. Его предшественник, кап. 1 ранга Пашков Николай Григорьевич, был переведен для дальнейшей службы в УЦ г. Сосновый Бор. Этот экипаж был перволинейным, а нам предстоял большой и нелегкий период выхода в 1-ю линию из-за потери навыков морской и боевой практики за 5 лет ремонта. Кроме того, наши экипажи переименовали. Экипаж кап. 1 ранга Суворова Н.М. стал 379 экипажем, а экипаж кап.3 ранга Гусева – экипажем «К-87» и командиры обменялись печатями. Затем подводную лодку «К-87» переименовали в пла «К-212» и приказали подготовить ее к переводу на Камчатку северным путем в 1978 году.

Очень тяжело шел процесс приема-передачи подводной лодки. За 5 лет ремонта и 12-ти лет эксплуатации многое имущество пла пришло в негодность, и его необходимо было списать, сдать и получить новое. Много было недоделок по ремонту, и все претензии были к нашему, уже 379 экипажу. Наш экипаж превратился в «заложников» среднего ремонта, и мы в течение всего времени до ухода лодки на Камчатку ремонтировали ее, пополняли ЗИП и имущество, и т. д., одним словом, были экипажем по ее обеспечению. О боевой подготовке экипажа и ввода его в линию не было и речи.

На мои плечи, уже помощника командира, легла вся работа по повседневной организации, по обустройству экипажа на новом месте, плюс дежурство по столовой дивизии и др. заботы. Дежурство по столовой 11-й дивизии было в то время самым тяжелым служебным нарядом, когда в твои обязанности вмешивались все, от оперативного дежурного по флотилии до начальника политического отдела дивизии. Все что-то и чего-то требовали от тебя помимо выполнения инструкций.

Меня, как офицера, идущего по командной линии, вызвали в штаб дивизии и вручили зачетную книжку офицера на допуск к самостоятельному управлению (СУ) подводной лодкой и установили срок сдачи – 2 года. Зачетная книжка состояла из 3-х разделов: зачетный лист, на помощника командира, зачетный лист на СПК, зачетный лист на командира пл. Каждый из этих 3-х зачетных листов состоял фактически из 3-х - 4-х листов.

В начале, я даже растерялся, не знал, за что хвататься, что в первую очередь делать, времени суток не хватало. В штаб дивизии, даже по служебным делам, идти не хотелось. Там не очень-то жаловали младший офицерский состав с их вопросами и заботами, чувствовалось какое-то барство и высокомерие со стороны командования и офицеров штаба, (на это жаловались многие офицеры дивизии). Поэтому сдача моих зачетов на СУ казалась мне нереальной мечтой. Порой служба меня так доставала, что хотелось жить.

Спасибо офицерам и всему 379-му экипажу, который мне всегда оказывал помощь и поддержку. Я все-таки находил время на изучение морского театра, МППСС-72, других боевых документов и понемногу готовился к сдаче зачетов на СУ.

Вскоре я узнал, что была большая программа по переводу всей серии подводных лодок пр. 670 на Камчатку, им на смену уже приходили пла пр. 670М. На Камчатку уже ушли пла «К-201» и «К-429». Готовилась и наша пла, но уже «К-212» и пла «К-325», которой командовал мой бывший старпом по «К-479» капитан 2 ранга Лушин Владимир Петрович.

Многие офицеры не хотели уходить служить на Камчатку, срываться с насиженных мест, уезжать за многие тысячи километров от центра России. И в дивизии начались перемещения л/состава. С экипажа на другую пла ушел наш штурман кап.-л-т Михаил Александрович Мажуго. Но он все равно затем окажется на Камчатке, правда уже в должности командира пла.

В конце 1978 года обе лодки в составе тактической группы ушли северным путем на Камчатку.

Пришел приказ и на наш экипаж, в конце 1978 году убыть самолетом на Камчатку. Служба на Севере в 11 дивизии в последнее время нас так достала, что мы без особого сожаления стали собираться в далекий путь, хотя никакого представления о службе на Камчатке не имели, а отдаленность от родительского дома пугала. В дивизии нам настоятельно советовали, оставить свои семьи в Западной Лице и лететь без них, а потом, будучи в отпуске, прилететь за ними. Но мы не согласились, решили лететь семьями и стали собирать и отправлять на Камчатку контейнеры с домашними вещами.

Экипаж доукомплектовали недостающим л/составом. К нам назначили нового СПК кап.2 ранга Юрия Белоцерковского, замполита кап. 3 ранга Пузика Виктора Тимофеевича, командира БЧ-4, начальника РТС кап.л-та Гавриша Владимира Владимировича, (он уше из жизни в 2011 году), начальника хим. службы ст.л-та Родионова Олега Юрьевича и начальника мед. службы майора Беляева А.А. Врача мы называли ласково «батенька» за его отцовское отношение к каждому члену экипажа. Но пил он сильно. Сборы, отправка контейнеров и имущества экипажа из казармы, покупка авиационных билетов, расчет экипажа, организация сборов, легла на мои плечи. Жилье на Севере я так и не получил, детей еще не было, поэтому мои личные сборы с женой были короткими.

В самом конце 1978 года, накануне Нового 1979 года, наш 379 экипаж вместе с семьями и матросами четырмя группами убыл самолетами на Камчатку с пересадками в Ленинграде, а одна группа с пересадкой в Москве. Новый 1979 год мы с женой встретили в Ленинграде, ожидая самолет на Камчатку. Ночевали у родственников нашего командира БЧ-2 кап.-л-та Ледовского В.М. Этот Новый год запомнился нам с женой очень сильными за 30 град. морозами.

Прощай, угрюмый, с полярными ночами Север. 5 лет службы в 11 дивизии научили меня многому, а главное – терпению и смирению с судьбой. Я приобрел хороший опыт службы и на подводной лодке, и на берегу. Спасибо всем северянам, с кем я служил!

.
На официальном сайте Минобороны России информация по данной теме отсутствует (в этом можно убедиться, перейдя
по ссылке). Это вызывает огорчение и недоумение, т. к. пытаться скрыть наименование и место постоянной дислокации
(пункта базирования) воинской части - дело безнадёжное. В открытом доступе имеется достаточно данных, чтобы
сложить
мозаику, да и сложенных мозаик уже немало.

В основе настоящего обзора - два источника:

1) проект символики соединений Северного флота с сайта Академии русской символики "Марс", включающий в себя помимо эмблем соединений, их официальные наименования и схему подчинённости; дата публикации не указана, однако из дискуссии на Форуме коллекционеров известно, что на 16.09.2011 проект находился в стадии согласования с руководством ВМФ, из чего можно сделать вывод
о достаточно высокой степени достоверности источника на тот момент времени;

2) обзор "Весь российский флот", опубликованный в аналитическом еженедельнике "Коммерсантъ-Власть" от 25.02.2008 (к сожалению,
впоследствии издание подверглось судебному преследованию за разглашение государственной тайны!!! и обзор более не публиковался).

Проект символики соединений Северного флота (авторы: Александр Марченко и Алексей Скрыпник):


Примечание : перечислены только корабли 1-2 ранга, включая те, которые числятся в составе соединений, находясь в резерве
второй категории с неопределёнными перспективами (оценка вероятности введения в строй требует отдельного исследования).

43-я дивизия ракетных кораблей (Североморск): ТАВКР "Адмирал Кузнецов", ТАРКР "Петр Великий", "Адмирал Нахимов", РКР "Маршал Устинов", ЭМ "Адмирал Ушаков", "Гремящий", "Расторопный";

Кольская флотилия разнородных сил (Полярный)
2-я дивизия противолодочных кораблей (Полярный): БПК "Адмирал Левченко", "Адмирал Чабаненко", "Вице-адмирал Кулаков", "Североморск", "Адмирал Харламов" (в резерве);
121-я бригада десантных кораблей (Полярный): БДК пр. 775 "Александр Отраковский", "Георгий Победоносец", "Кондопога", "Оленегорский горняк";
161-я бригада подводных лодок (Полярный): ДПЛ пр. 877 "Вологда", "Владикавказ", "Калуга", "Липецк", "Магнитогорск", "Новосибирск", "Саров", "Ярославль";
7-я бригада кораблей охраны водного района (Полярный): 108-й дивизион малых ракетных кораблей (Полярный), 270-й гвардейский дивизион малых противолодочных кораблей (губа Оленья);
5-я бригада тральщиков (Полярный): 42-й дивизион морских тральщиков (Полярный), 83-й дивизион базовых тральщиков (Полярный);

11-я эскадра подводных лодок (Заозёрск): 7 и 11 дпл - в проекте символики отсутствует (возможно, штаб был упразднён)
7-я дивизия подводных лодок (Видяево): АПЛ пр. 945/945А "Кострома", "Нижний Новгород", "Псков"; АПЛ пр. 671РТМК "Даниил Московский", "Тамбов";
11-я дивизия подводных лодок (Заозёрск): АПКРК пр.949А "Воронеж", "Орёл", "Смоленск"; АПЛ пр. 671РТМК "Обнинск", "Сосновый бор";

12-я эскадра подводных лодок (Гаджиево): 18, 24 и 31 дпл - в проекте символики отсутствует (возможно, штаб был упразднён)
18-я дивизия подводных лодок (губа Нерпичья): РПКСН пр. 941/941У "Дмитрий Донской", в резерве - "Архангельск", "Северсталь";
24-я дивизия подводных лодок - "звериная" (губа Ягельная): АПЛ пр. 971 "Вепрь", "Волк", "Гепард", "Леопард", "Пантера", "Тигр";
31-я дивизия подводных лодок (губа Ягельная): РПКСН пр.667БДРМ "Брянск", "Верхотурье", "Екатеринбург", "Карелия", "Новомосковск", "Тула"

29-я отдельная бригада подводных лодок (губа Оленья): атомные глубоководные станции и АПЛ специального назначения (возможно, и то, и другое - в единственном числе);

Специальные морские силы Северного флота : 51-й дивизион разведывательных кораблей (Полярный), 81-я бригада судов обеспечения (Североморск), 88-я бригада спасательных судов (Североморск)

Беломорская военно-морская база (Северодвинск): 43-й отдельный дивизион кораблей охраны водного района (Северодвинск), 16-я бригада строящихся и ремонтируемых кораблей (Северодвинск), 339-я отдельная бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок (Северодвинск)

Морская авиация Северного флота : 924-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиаполк (Оленегорск), 279-й отдельный корабельный истребительный авиаполк (Североморск-3), 830-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк (Североморск-1), 403-й отдельный смешанный авиаполк (Североморск-1), 73-я отдельная противолодочная авиаэскадрилья дальнего действия (Кипелово, Федотово)

Прочие силы Северного флота : 61-я отдельная бригада морской пехоты (пос. Спутник), 536-я отдельная береговая ракетно-артиллерий-ская бригада (Снежногорск, губа Оленья), 215-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы (Североморск).

Дополнение : проект символики кораблей Северного флота тех же авторов из того же источника даёт представление
о том, какие корабли числились (числятся) в составе Северного флота, безотносительно к их техническому состоянию

    Администрация форума с радостью приветствует Вас и благодарит за проявленный интерес к нашему форуму. Здесь Вы найдете множество интересных разделов и тем. Для того, чтобы в полной мере увидеть их содержание, а также свободно общаться, создавать новые темы или отвечать в созданных - Вам необходимо зарегистрироваться на Форуме. Это займет совсем немного времени, и Вы сможете быть в курсе всей предоставляемой информации.


  1. 1-я флотилия (1 unterseebootsflottille)

    Была создана 27 сентября 1935, первоначально носила имя «Веддиген», в честь капитан-лейтенанта Отто Веддигена, под командованием которого U-9 в сентябре 1914 года за полтора часа потопила три британских крейсера типа «Кресси»: «Абукир», «Кресси» и «Хог». В сентябре 1939 г. переименована в 1-ю флотилию. Просуществовала до сентября 1944 г.
    Флотилия базировалась:
    09.35 - 05.41 Киль (Германия)
    06.41 - 09.44 Брест (Франция)
    Командующие:

    09.35 - 12.35 - Капитан цур зее Карл Дёниц (Karl Dönitz)
    01.36 - 09.37 - Капитан цур зее Лойке (Loycke)
    10.37 - 09.39 - Капитан-лейтенант Ганс-Лютер Лофф (Hans-Güther Looff)

    09.39 - 10.40 - Корветтен-капитан Ганс Экерман (Hans Eckermann)

    11.40 - 02.42 - Корветтен-капитан Ганс Котхауш (Hans Cohausz)

    02.42 - 07.42 - Капитан-лейтенант Гейнц Бухгольц (Heinz Buchholz)

    07.42 - 09.44 - Корветтен-капитан Вернер Винтер (Werner Winter)
    В состав флотилии входили типы лодок:
    до 1941 IIB, IIC и IID
    после 1941 VIIB, VIIC, VIIC41, VIID и XB
    Лодки, входившие в состав 1-й флотилии:
    U-7, U-8, U-9, U-10, U-11, U-12, U-13
    U-14, U-15, U-16, U-17, U-18, U-19, U-20
    U-21, U-22, U-23, U-24, U-56, U-57, U-58
    U-59, U-60, U-61, U-62, U-63, U-79, U-80
    U-81, U-83, U-84, U-86, U-116, U-117, U-137
    U-138, U-139, U-140, U-141, U-142, U-143, U-144
    U-145, U-146, U-147, U-149, U-150, U-201, U-202
    U-203, U-204, U-208, U-209, U-213, U-225, U-238
    U-243, U-247, U-263, U-268, U-271, U-276, U-292
    U-301, U-304, U-305, U-306, U-311, U-331, U-336
    U-353, U-354, U-371, U-372, U-374, U-379, U-392
    U-394, U-396, U-401, U-405, U-413, U-415, U-418
    U-422, U-424, U-426, U-435, U-439, U-440, U-441
    U-456, U-471, U-556, U-557, U-558, U-559, U-561
    U-562, U-563, U-564, U-565, U-566, U-574, U-582
    U-584, U-597, U-599, U-603, U-625, U-628, U-629
    U-632, U-637, U-643, U-651, U-653, U-654, U-656
    U-665, U-669, U-722, U-731, U-732, U-736, U-740
    U-741, U-743, U-754, U-767, U-773, U-821, U-925
    U-956, U-963, U-987, U-1007, U-1199
    а также UA, UD-4

    За все время службы в состав флотилии входило 140 лодок.


  2. 2-я флотилия
    (2 unterseebootsflottille)
    Боевая флотилия с сентября 1939 г.
    Была создана в сентябре 1936, первоначально носила имя «Зальцведель», в честь известного подводника Первой мировой войны оберлейтенанта цур зее Райнхольда Зальцведеля, который совершил 22 плавания на различных лодках, потопивших под его командованием 111 кораблей суммарным тоннажом 172 262 брт. В отличие от первой флотилии, «Зальцведель» предназначалась для осуществления дальних операций. В её состав вошли как обе большие лодки типа I, так и первые представители типа VII. Во время гражданской войны в Испании лодки флотилии «Зальцведель» совершали боевые походы в Средиземное море с целью поддержки испанских националистов. В одном из этих походов U-34 потопила субмарину испанских республиканцев испанскую субмарину C-3, что стало первой победой подводного флота Третьего рейха. В сентябре 1939 г. переименована во 2-ю флотилию. Прекратила свое существование в Августе 1944 г., когда последние лодки флотилии отправились из Лорьяна в Норвегию.
    Флотилия базировалась:
    09.36 - 05.40 - Вильгельмсхафен (Германия), первые недели существования базировалась в Киле
    06.40 - 05.41 - Вильгельмсхафен (Германия)/Лорьян (Франция)
    06.41 - 08.44 - Лорьян (Франция)

    Командующие:

    сентябрь 1936 - июль 1937 фрегаттен-капитан Вернер Шеер (Werner Scheer)

    октябрь 1937 - сентябрь 1939 корветтен-капитан Ганс Иббекен (Hans Ibbeken)

    январь 1940 - май 1940 корветтен-капитан Вернер Хартманн (Werner Hartmann)
    май 1940 - июль 1941 корветтен-капитан Гейнц Фишер (Heinz Fischer)

    август 1941 - январь 1943 корветтен-капитан Виктор Шютце (Victor Schütze)

    январь 1943 - октябрь 1944 фрегаттен-капитан Эрнст Кальс (Ernst Kals)

    В состав флотилии входили типы лодок:

    до 1941 IA, VIIA, VIIC, IX, IXC, IXC40 и XB
    после 1941 IX, IXB и IXC

    Лодки, входившие в состав 2-й флотилии:

    U-25, U-26, U-27, U-28, U-29, U-30, U-31
    U-32, U-33, U-34, U-35, U-36, U-37, U-38
    U-41, U-43, U-44, U-64, U-65, U-66, U-67
    U-68, U-103, U-104, U-105, U-106, U-107, U-108
    U-109, U-110, U-111, U-116, U-117, U-122, U-123
    U-124, U-125, U-126, U-127, U-128, U-129, U-130
    U-131, U-153, U-154, U-156, U-157, U-161, U-162
    U-168, U-173, U-183, U-184, U-189, U-190, U-191
    U-193, U-501, U-502, U-503, U-504, U-505, U-507
    U-518, U-519, U-520, U-521, U-522, U-531, U-532
    U-534, U-536, U-538, U-545, U-547, U-548, U-801
    U-802, U-841, U-842, U-843, U-856, U-858, U-868
    U-1223, U-1225, U-1226, U-1227, U-1228
    А также UA, UD-3

  3. 3-я флотилия (3 unterseebootsflottille)

    Была создана 4 октября 1937, первоначально носила имя «Лос», в честь подводника времён Первой мировой войны оберлейтенанта цур зее Йоханнеса Лоса, потопившего в 15 походах 76 кораблей суммарным тоннажом 148 677 брт и британский шлюп HMS Lavender водоизмещением 1 200 тонн. Прекратила свое существование в декабре 1939 г., была вновь сформирована в марте 1941, как 3-я флотилия. В августе 1944 последние уцелевшие лодки флотилии отбыли из Ла-Рошель в Норвегию, а в октябре 1944 г. флотилия была распущена.
    Флотилия базировалась:
    10.37 - 12.39 Киль (Германия)
    03.41 - 09.41 Киль (Германия)
    10.41 - 09.44 Ла Палис/Ла Рошель (Франция)
    Командующие:

    октябрь 1937 - декабрь 1939 капитан-лейтенант Ганс Экерман (Hans Eckermann);

    март 1941 - июль 1941 корветтен-капитан Ганс-Рудольф Рёзинг (Hans Rösing);

    июль 1941 - март 1942 капитан-лейтенант Герберт Шультце (Herbert Schultze);
    март 1942 - июнь 1942 капитан-лейтенант Гейнц фон Райхе (Heinz v. Reiche);

    июнь 1942 - октябрь 1944 корветтен-капитан Рихард Цапп (Richard Zapp);


    до 1939 IIB
    после 1941 IIB (только в 1941),VIIB, VIIC и VIIC41

    Лодки, входившие в состав 3-й флотилии:
    U-8, U-10, U-12, U-14, U-16, U-18, U-20
    U-22, U-24, U-82, U-85, U-132, U-134, U-138
    U-141, U-143, U-146, U-147, U-205, U-206, U-212
    U-231, U-241, U-242, U-245, U-246, U-257, U-258
    U-259, U-262, U-275, U-280, U-289, U-332, U-333
    U-334, U-341, U-343, U-344, U-352, U-373, U-375
    U-376, U-378, U-384, U-391, U-398, U-402, U-423
    U-431, U-432, U-433, U-444, U-451, U-452, U-458
    U-466, U-468, U-469, U-476, U-478, U-483, U-484
    U-553, U-567, U-568, U-569, U-570, U-571, U-572
    U-573, U-596, U-600, U-611, U-613, U-615, U-619
    U-620, U-625, U-630, U-635, U-645, U-652, U-657
    U-661, U-671, U-677, U-701, U-706, U-712, U-719
    U-734, U-752, U-753, U-760, U-763, U-952, U-953
    U-957, U-960, U-970, U-971, U-975, U-978, U-992
    U-993

    А также UD-1, UD-3, UD-4

    За все время службы в состав флотилии входило 109 лодок.


  4. 5-я флотилия
    (5 unterseebootsflottille)
    Боевая флотилия с сентября 1939 г.
    Была создана 1 декабря 1938 г, первоначально носила имя «Эмсман», в честь оберлейтенанат цур зее Ганса Иоакима Эмсмана, который служил командиром-подводником во время Первой мировой войны. В десяти боевых походах он потопил 27 кораблей суммарным тоннажом 9 221 брт. Эмсман погиб 28 октября 1918 года, когда его лодка U-116, пытавшаяся пробраться в Скапа-Флоу, подорвалась на мине. Просуществовала до января 1940 г., когда флотилия была распущена, а лодки направлены в состав 1-й флотилии. В июне 1941 года она была воссоздана как 5-я учебная флотилия и просуществовала до конца войны.
    Флотилия базировалась:
    12.38 - 12.39 Киль (Германия)
    Командующие:

    12.38 - 12.39 корветтен-капитан Ганс-Рудольф Рёзинг (Hans Rösing);
    В состав флотилии входили типы лодок :
    IIС
    Лодки, входившие в состав 5-й флотилии:
    U-56,U-57,U-58,U-59,U-60,U-61

  5. 6-я флотилия (6 unterseebootsflottille)
    Боевая флотилия с сентября 1939 г.
    Была создана 1 октября 1938 г, первоначально носила имя «Гундиус» в честь подводника времён Первой мировой войны капитан-лейтенанта Пауля Гундиуса, потопившего в 20 походах 67 кораблей суммарным тоннажом 95 280 брт. Флотилия «Гундиус» состояла из принимаемых на вооружение больших лодок типа IX и просуществовала до декабря 1939 года. Флотилия была вновь создана, как 6-я флотилия в июле 1941 года с базированием на Данциг. Первые несколько месяцев это была учебная флотилия, но в феврале 1942 г. ее перебросили в Сен-Назер и сделали боевой. В августе 44 г последние уцелевшие лодки флотилии отправились из Сен-Назера в Норвегию и она прекратила свое существование.
    Флотилия базировалась:
    10.38 - 12.39 Киль (Германия)
    08.41 - 01.42 Данциг (Германия)
    02.42 - 08.44 Сен-Назер (Франция)
    Командующие:

    10.38 - 12.39 корветтен-капитан Вернер Хартманн (Werner Hartmann)

    09.41 - 10.43 корветтен-капитан Георг-Вильгельм Шульц (Wilhelm Schulz)

    11.43 - 08.44 капитан-лейтенант Карл Эммерман (Carl Emmermann)
    В состав флотилии входили типы лодок
    до 1939
    после 1941 Ссылка видна только зарегистрированным пользователям , Ссылка видна только зарегистрированным пользователям and Ссылка видна только зарегистрированным пользователям
    Лодки, входившие в состав 6-й флотилии:
    U-37, U-38, U-39, U-40, U-41, U-42, U-43
    U-44, U-87, U-136, U-209, U-223, U-226, U-228
    U-229, U-251, U-252, U-253, U-260, U-261, U-264
    U-269, U-270, U-277, U-290, U-308, U-312, U-335
    U-337, U-340, U-356, U-357, U-376, U-377, U-380
    U-385, U-386, U-404, U-405, U-411, U-414, U-417
    U-436, U-437, U-445, U-456, U-457, U-465, U-477
    U-585, U-586, U-587, U-588, U-589, U-590, U-591
    U-592, U-598, U-608, U-609, U-610, U-614, U-616
    U-623, U-626, U-627, U-640, U-642, U-648, U-655
    U-658, U-666, U-668, U-672, U-673, U-675, U-680
    U-703, U-705, U-742, U-756, U-757, U-758, U-766
    U-964, U-967, U-972, U-981, U-982, U-986, U-999
    За все время службы в состав флотилии входила 91 лодка.

  6. 7-я флотилия
    (7 unterseebootsflottille)
    Боевая флотилия с сентября 1939 г.
    Была создана 25 июня 1938 года в Киле под командованием корветтен-капитана Эрнста Собе, первоначально носила имя «Вегенер» в честь подводника времён Первой мировой войны капитан-лейтенанта Бернда Вегенера, потопившего в 10 походах 29 кораблей и ставшего широко известным после Баролонгского инцидента 19 августа 1915 года, когда британский корабль-приманка HMS Barolong потопив U-27 расстрелял десять выживших подводников. Инцидент получил тогда широкую огласку и привёл к потоку критики в адрес британцев. В сентябре 1940 г. флотилия перебазировалась в Сен-Назер. Первой туда прибыла U-46 под командованием знаменитого аса-подводника Энгельберта Эндрасса. В августе - сентябре 44 г последние уцелевшие лодки флотилии отправились из Сен-Назера в Норвегию (последней ушла U267 - 23.09.1944г). Одна из лодок - U255 была вынуждена задержаться в Сен-Назере из-за неполадок. После установки шноркеля, лодка под командованием корветен-капитана Пенинга провела установку мин вблизи Ле-Сабль-д’Олон 30.04.45. А 07.05.1945 г. лодка вышла в море и спустя 5 дней капитулировала. Седьмая флотилия стала самым результативным подразделением немецкого подводного флота: в её составе служили такие асы-подводники как Отто Кречмер, Эрих Топп, Йоахим Шепке, Гюнтер Прин. Бык на эмблеме флотилии стал настоящей знаменитостью среди эмблем вооруженных сил Германии.
    Флотилия базировалась:
    06.38 - 09.40 Киль (Германия)
    09.40 - 05.41 Киль (Германия)/Сен-Назер (Франция)
    06.41 - 05.45 Сен-Назер (Франция)
    Командующие:

    июнь 1938 - декабрь 1939 корветтен-капитан Эрнст Собе (Ernst Sobe);

    январь 1940 - май 1940 корветтен-капитан Ганс-Рудольф Рёзинг (Hans-Rudolf Rösing) ;

    май 1940 - сентябрь 1940 капитан-лейтенант Герберт Солер (Herbert Sohler)(исполняющий обязанности);
    сентябрь 1940 - февраль 1944 корветтен-капитан Герберт Солер;

    март 1944 - май 1945 корветтен-капитан Адольф-Корнелиус Пининг (Adolf Piening).
    В состав флотилии входили типы лодок
    VIIB, VIIC, VIIC41 и UA
    Лодки, входившие в состав 7-й флотилии:

    U-45, U-46, U-47, U-48, U-49, U-50, U-51
    U-52, U-53, U-54, U-55, U-69, U-70, U-71
    U-73, U-74, U-75, U-76, U-77, U-88, U-93
    U-94, U-95, U-96, U-97, U-98, U-99, U-100
    U-101, U-102, U-133, U-135, U-207, U-221, U-224
    U-227, U-255, U-265, U-266, U-267, U-274, U-278
    U-281, U-285, U-300, U-303, U-310, U-338, U-342
    U-358, U-359, U-364, U-381, U-382, U-387, U-390
    U-397, U-403, U-406, U-410, U-427, U-434, U-436
    U-442, U-448, U-449, U-453, U-454, U-455, U-551
    U-552, U-553, U-567, U-575, U-576, U-577, U-578
    U-581, U-593, U-594, U-602, U-607, U-617, U-618
    U-624, U-641, U-647, U-650, U-662, U-667, U-678
    U-702, U-704, U-707, U-708, U-710, U-714, U-751
    U-765, U-962, U-969, U-974, U-976, U-980, U-985
    U-988, U-994, U-1004, U-1191, U-1192
    и UA
    За все время службы в состав флотилии входило 111 лодок.

    На фото - личный состав 7-й флотилии. Фото 1942 года. В центре фото - Эрих Топп, рядом с ним Герберт Солер.


  7. 9-я флотилия (9 unterseebootsflottille)
    Девятая флотилия была сформирована осенью 1941 года, став первой из боевых флотилий, созданных после начала войны. Юрген Эстен, первый командир флотилии, столкнулся с существенными трудностями в деле размещения флотилии в Бресте, связанными с недостатком инфраструктуры для обслуживания сразу двух флотилий (в Бресте базировалась ещё и 1-я флотилия). В итоге Эстену пришлось разместить руководство флотилии в недостроенном здании госпиталя, обустроив его своими силами и при помощи «Организации Тодта». В 1942 году Юрген Эстен был направлен в штаб флотилий на Северном море, где проявил себя в руководстве боевыми действиями субмарин в Арктике. Его место на посту командующего 9-й флотилией занял командир U-96 Генрих Леманн-Вилленброк, а его эмблема, «смеющаяся рыба-меч», стала эмблемой всего подразделения. Лодки 9-й флотилии понесли большие потери в ходе Битвы за Атлантику: из 84 лодок флотилии были потеряны 54. Последней лодкой, покинувшей Брест, стала U-256 под командованием Леманн-Вилленброка. Она вышла в поход 4 сентября 1944 года и 17 октября успешно прибыла в Берген. Этот переход ознаменовал собой конец флотилии
    Флотилия базировалась:
    10.41 - 09.44 Брест (Франция)
    Командующие:

    октябрь 1941 - февраль 1942 капитан-лейтенант Юрген Эстен (Jürgen Oesten);

    май 1942 - сентябрь 1944 корветтен-капитан Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock)
    В состав флотилии входили типы лодок
    VIIC, VIIC41 и VIID
    Лодки, входившие в состав 9-й флотилии:
    U-89, U-90, U-91, U-92, U-210, U-211, U-213
    U-214, U-215, U-216, U-217, U-218, U-230, U-232
    U-240, U-244, U-248, U-254, U-256, U-273, U-279
    U-282, U-283, U-284, U-293, U-296, U-302, U-309
    U-317, U-347, U-348, U-365, U-377, U-383, U-388
    U-389, U-403, U-407, U-408, U-409, U-412, U-421
    U-425, U-438, U-443, U-447, U-450, U-473, U-480
    U-482, U-591, U-595, U-604, U-605, U-606, U-621
    U-631, U-633, U-634, U-638, U-659, U-660, U-663
    U-664, U-709, U-715, U-739, U-744, U-755, U-759
    U-761, U-762, U-764, U-771, U-772, U-951, U-954
    U-955, U-966, U-979, U-984, U-989, U-997, U-1165
    За все время службы в состав флотилии входило 84 лодки.

    Леманн-Вилленброк на мостике

    Леманн-Вилленброк кормит козла в попоне с символикой флотилии.

  8. 10-я флотилия (10 unterseebootsflottille)
    Десятая флотилия подводных лодок кригсмарине была сформирована в январе 1942 года в Лорьяне. Её бессменным командиром стал корветтен-капитан Гюнтер Кунке (Günther Kuhnke).
    Флотилия изначально была создана из лодок дальнего действия и дополняла в своих действиях вторую флотилию. Создание флотилии было вызвано увеличившейся потребностью в субмаринах дальнего действия в связи со вступлением Японии в войну. Основная деятельность 10-й флотилии разворачивалась в Атлантике, от Гренландии до Карибского моря, берегов Южной Америки и Южной Африки.
    К 10-й флотилии кроме лодок типа IX были приписаны 6 «Дойных коров» - подводных танкеров типа XIV. Среди экзотических целей субмарин 10-й флотилии были: сотрудничество с японскими ВМС, тайная доставка важных сырьевых материалов в Германию, рейдерство в Индийском океане. Идея о транспортировке стратегического сырья субмаринами принадлежала Гитлеру, и адмирал Дёниц её не поддерживал. В каждом из подобных рейсов лодка доставляла до 200 тонн различных материалов. Дальние экспедиции субмарин 10-й флотилии заставляли союзников рассредотачивать эскортные корабли на большие расстояния, тем самым ослабляя защиту атлантических конвоев.
    В августе 1944 года в связи с высадкой союзников в Нормандии 10-я флотилия эвакуировалась из Лорьяна. Большинство лодок передислоцировалось в Норвегию, а находившиеся в это время в Индийском океане субмарины были приписаны к 33-й флотилии. Последняя лодка 10-й флотилии, U-853 под командованием командира флотилии Гюнтера Кунке, покинула Лорьян 27 августа 1944 года и достигла Фленсбурга 14 октября 1944 года. Тогда же флотилия была официально расформирована.

    Флотилия базировалась:
    01.42 - 10.44 Лорьян (Франция)
    Командующий:

    01.42 - 10.44 корветтен-капитан Гюнтер Кунке (Günther Kuhnke)
    В состав флотилии входили типы лодок
    IXC, IXC/40, XB и XIV
    Лодки, входившие в состав 10-й флотилии:
    U-118, U-155, U-158, U-159, U-160, U-163, U-164
    U-165, U-166, U-167, U-169, U-170, U-171, U-172
    U-174, U-175, U-176, U-177, U-178, U-179, U-181
    U-185, U-186, U-187, U-188, U-192, U-193, U-194
    U-459, U-460, U-461, U-462, U-463, U-464, U-506
    U-508, U-509, U-510, U-511, U-512, U-513, U-514
    U-515, U-516, U-517, U-523, U-524, U-525, U-526
    U-527, U-528, U-529, U-530, U-533, U-535, U-537
    U-539, U-540, U-541, U-542, U-543, U-544, U-546
    U-549, U-550, U-804, U-844, U-845, U-846, U-853
    U-855, U-857, U-865, U-866, U-1221, U-1222, U-1229
    U-1230
    а также UD-3, UD-5
    За все время службы в состав флотилии входило 80 лодок.


  9. 11-я флотилия
    (11 unterseebootsflottille)
    Одиннадцатая флотилия подводных лодок кригсмарине была сформирована в мае 1942 года с базой в норвежском городе Бергене. Её командиром стал фрегаттен-капитан Ганс Кохауш. Первоначально целью размещения подводных лодок в Норвегии была защита от возможной высадки союзников, которая привела бы к прекращению поставок железной руды в Германию из Скандинавии. Позднее лодки 11-й флотилии выходили в походы из норвежских портов на перехваты конвоев из Великобритании и США в СССР с поставками по ленд-лизу. Достигнутые результаты были намного ниже, чем у субмарин в Атлантике, но это отчасти компенсировалось тем, что все транспортные корабли шли с военными грузами для Советской армии, что повышало ценность каждого корабля. Также подлодки выполняли метеорологические наблюдения, чрезвычайно важные для действий авиации, проверяли состояние ледовой границы, размещали метеорологические станции на островах в северных морях. Некоторые лодки осуществляли походы к сибирским берегам с целью атаки кораблей, следующих северным морским путём.
    В состав 11-й флотилии вошло некоторое количество лодок, перебазировавшихся из расформированных флотилий, дислоцировавшихся во Франции. Группа субмарин 11-й флотилии участвовала в атаке на конвой PQ-17, при этом U-255 потопила четыре судна из восьми, записанных в той операции на счёт подводников. В конце войны на вооружение флотилии начали поступать новейшие «электролодки» типов XXI и XXIII, таким образом, 11-я флотилия стала единственной в кригсмарине успевшей получить на вооружение лодки типа XXI.
    3 мая 1945 года U-2511 вышла на боевое дежурство первой среди лодок типа XXI, направляясь в Карибское море. 4 мая всем подводным лодкам был передан приказ гросс-адмирала Дёница о прекращении боевых действий. Через несколько часов после получения приказа U-2511 обнаружила группировку британских военных кораблей, незамеченной подошла к тяжёлому крейсеру «Норфолк» на расстояние 500 метров и произвела учебную атаку, оставаясь незамеченной. После условной атаки лодка удалилась в подводном положении со скоростью 16 узлов и возвратилась в Берген 5 мая.
    В мае 1945 года, после капитуляции Германии, флотилия была расформирована и большинство остававшихся лодок были впоследствии потоплены британским флотом в рамках операции «Дэдлайт».
    Флотилия базировалась:
    05.42 - 05.45 Берген (Норвегия)
    Командующие:

    05.42 - 12.44 фрегатен-капитан Ганс Кохаузц (Hans Cohausz)

    12.44 - 05.45 корветтен-капитан Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock)
    В состав флотилии входили типы лодок
    VIIC, VIIC41, XXI и XXIII
    Лодки, входившие в состав 11-й флотилии:
    U-88, U-117, U-209, U-212, U-218, U-244, U-246
    U-248, U-251, U-255, U-269, U-275, U-278, U-285
    U-286, U-290, U-293, U-294, U-295, U-296, U-297
    U-299, U-300, U-302, U-307, U-309, U-312, U-313
    U-314, U-315, U-318, U-321, U-322, U-324, U-325
    U-326, U-327, U-328, U-334, U-339, U-344, U-347
    U-354, U-355, U-361, U-363, U-376, U-377, U-378
    U-394, U-396, U-399, U-400, U-403, U-405, U-408
    U-419, U-420, U-425, U-426, U-427, U-435, U-436
    U-456, U-457, U-467, U-470, U-472, U-480, U-482
    U-483, U-485, U-486, U-586, U-589, U-591, U-592
    U-601, U-606, U-622, U-625, U-629, U-636, U-639
    U-644, U-646, U-650, U-657, U-663, U-674, U-680
    U-681, U-682, U-683, U-703, U-711, U-713, U-716
    U-722, U-735, U-764, U-771, U-772, U-773, U-774
    U-775, U-778, U-825, U-826, U-827, U-867, U-901
    U-905, U-907, U-926, U-927, U-956, U-957, U-963
    U-965, U-978, U-987, U-990, U-991, U-992, U-994
    U-1002, U-1003, U-1004, U-1005, U-1006, U-1009, U-1010
    U-1014, U-1017, U-1018, U-1019, U-1021, U-1022, U-1023
    U-1024, U-1051, U-1053, U-1055, U-1058, U-1063, U-1064
    U-1104, U-1107, U-1109, U-1163, U-1165, U-1169, U-1171
    U-1172, U-1195, U-1199, U-1200, U-1202, U-1203, U-1206
    U-1208, U-1209, U-1231, U-1272, U-1273, U-1276, U-1277
    U-1278, U-1279, U-1302, U-2321, U-2322, U-2324, U-2325
    U-2326, U-2328, U-2329, U-2330, U-2334, U-2335, U-2502
    U-2503, U-2506, U-2511, U-2513, U-2518, U-3008
    За все время службы в состав флотилии входило 188 лодок.

  10. 12-я флотилия
    (12 unterseebootsflottille)
    Двенадцатая флотилия подводных лодок кригсмарине была сформирована 15 октябре 1942 года под руководством корветен-капитана Клауса Шольца. Первой немецкой подлодкой в Бордо была U-178 09.01.1943. В составе флотилии преимущественно были лодки дальнего действия, ходившие в Индийский и Атлантический океаны.В августе 1944 года большинство подлодок перебазировались во Фленсбург, а находящиеся в Индийском океане вошли в состав 33-й флотилии. Последними двумя лодками, покинувшими Бордо были U534 и U857 (25.08.1944г.). Флотилия была распущена в Августе 1944 г. Командир флотилии возглавил группу военнослужащих флотилии, которые не смогли эвакуироваться морем, и руководил прорывом в Германию. 11 сентября 1944 года эта группа попала в плен к американским войскам.
    Флотилия базировалась:
    10.42 - 08.44 Бордо (Франция)
    Командующий:

    10.42 - 08.44 фрегатен-капитан Клаус Шольц (Klaus Scholtz)
    В состав флотилии входили типы лодок
    VIIF, IXD XB и XIV
    Лодки, входившие в состав 12-й флотилии:
    U-117, U-118, U-119, U-177, U-178, U-179, U-180
    U-181, U-182, U-195, U-196, U-197, U-198, U-199
    U-200, U-219, U-220, U-233, U-459, U-460, U-461
    U-462, U-463, U-487, U-488, U-489, U-490, U-847
    U-848, U-849, U-850, U-851, U-852, U-859, U-860
    U-861, U-862, U-863, U-871, U-1059, U-1061, U-1062

    А также UIT-22, UIT-23, UIT-24, UIT-25

    За все время службы в состав флотилии входило 46 лодок.


  11. 13-я флотилия
    (13 unterseebootsflottille)
    Тринадцатая флотилия подводных лодок кригсмарине была сформирована в июне 1943 года.Кроме основной задачи, атаки на конвои в СССР, лодки 13-й флотилии осуществляли метеорологическую деятельность и операции по дозаправке гидросамолётов-разведчиков Bv-138.
    В сентябре 1944 г. , с приходом из Франции подводных лодок, произошла реорганизация флотилии. 13-я флотилия была расформирована в мае 1945 года после капитуляции Германии.

    Флотилия базировалась:
    06.43 - 05.45 Трондхейм (Норвегия)

(11. u-bootsflottille), соединение подводного флота. Сформирована 15.5.1942 в Бергене (Норвегия). Основной задачей флотилии были действия в Северном море против морских конвоев союзников, следующих в Мурманск и обратно. В сент. 1944 флотилия была переформирована, причем в ее состав включено значительное количество боеспособных подлодок, переброшенных с баз, располагавшихся на территории Франции. В т. ч. флотилия получила и новейшие лодки Типа XXI (первой прибыла лодка U-2511). В разное время в составе флотилии действовали лодки Типов VII–C, VII–C41, XXI и XXIII. Флотилия продолжала действовать до капитуляции Германии в мае 1945.

Командиры: капитан 2-го ранга Ганс Кохауш (5.1942-12.1944); капитан 2-го ранга Генрих Леман-Вилленброк (12.1944-5.1945).

  • - учебное соединение подводного флота. Сформирована в янв. 1945 в Хеде в качестве учебной флотилии...
  • - учебное соединение подводного флота. Начало формированию учебной флотилии положено в июне 1941, причем ее командир В. Шульц одновременно возглавлял 6-ю флотилию подводных лодок...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована 1.9.1936 под названием подводной флотилии «Зальтцведель» ...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - учебное соединение подводного флота. Сформирована в июне 1943 в Пиллау в качестве учебной флотилии. Занималась подготовкой экипажей новых подлодок, после чего передавала их в состав боевых флотилий...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована 15.10.1942 в Бордо. Основным районом действий входивших в нее лодок были определены Южная Атлантика и воды Индийского океана...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Приказ о создании флотилии был отдан в окт. 1941 и 20.3.1942 на ее базу в Брест прибыла первая лодка...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - учебное соединение подводного флота. Сформирована в окт. 1943 в Пиллау в качестве учебной флотилии. Занималась подготовкой экипажей новых подлодок, после чего передавала их в состав боевых флотилий...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована 15.1.1942 в Лориенте...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована 27.9.1935 под названием подводной флотилии «Веддиген» под командованием капитана 2-го ранга К. Дёница и фактически объединила в своем составе все подводные силы Германии...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована в дек. 1938 под названием флотилии подводных лодок «Эмсман» , в сент. 1939 переименована в 5-ю флотилию подводных лодок. В состав флотилии входили подлодки U-56, U-57, U-58, U-59, U-60, U-61 ...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована в Киле 25.6. 1938 как флотилия подводных лодок «Вегенер» , в дек. 1939 переименована в 7-ю флотилию...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована в окт. 1937 как подводная флотилия «Лос» ...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована в окт. 1942 в Констанце...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована в июне 1943 в Тронхейме...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - учебное соединение подводного флота. Сформирована в мае 1941 как учебная флотилия. Занималась подготовкой экипажей новых подлодок, после чего передавала их в состав боевых флотилий...

    Военно-морской флот Третьего рейха

  • - соединение подводного флота. Сформирована 15.12.1944 в Нарвике. Флотилия продолжала действовать до капитуляции германских войск в мае 1945. В разное время в состав флотилии входили лодки: U-294, U-295, U-299, U-318, U-427, U-716, U-995, U-997...

    Военно-морской флот Третьего рейха

"ОДИННАДЦАТАЯ ФЛОТИЛИЯ подводных лодок" в книгах

9. Организация подводных сил. Строительство подводных лодок в первый год войны

Из книги Немецкие подводные лодки во второй мировой войне автора Дёниц Карл

9. Организация подводных сил. Строительство подводных лодок в первый год войны Командующий подводными силами был как бы двуликим Янусом. Одно лицо его было обращено к Атлантическому океану и смотрело на подводные лодки, находившиеся на позициях далеко в океане, а другое

Действия подводных лодок

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Действия подводных лодок Главная тяжесть борьбы на морских коммуникациях Англии и Франции выпала на долю немецких подводных лодок. Но, несмотря на это, именно они и добились в этом деле наибольших успехов. Немцы вступили в войну, имея всего лишь 57 подводных лодок. Хотя со

Убежища для подводных лодок

Из книги «Волчьи стаи» во Второй мировой. Легендарные субмарины Третьего рейха автора Громов Алекс

Убежища для подводных лодок В книге Хайнца Шаффера «U-Boat 977. Воспоминания капитана немецкой субмарины, последнего убежища Адольфа Гитлера» есть такие строки: «Сен-Назер. В первый раз мы бросаем якорь в убежище для подлодок. Это был триумф техники: 12 бункеров, каждый

Строительство подводных лодок

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Строительство подводных лодок Первоначально было предусмотрено ежемесячно закладывать 3 малые, 4 средние и 2 большие подводные лодки. Когда началась война, ГВМФ тотчас же предложил начальнику управления кораблестроения как можно скорее довести эту недостаточную

30-я флотилия подводных лодок в Черном море

автора Пиллар Леон

30-я флотилия подводных лодок в Черном море Сначала немцы в Черном море не имели ни одного корабля. Болгарский и румынский флоты были в военном отношении незначительны, плохо подготовлены и слабо действовали против советского флота в Черном море, несмотря на передачу их в

Конец подводных лодок

Из книги Подводная война. Хроника морских сражений. 1939-1945 автора Пиллар Леон

Конец подводных лодок В мае 1945 года в немецких портах экипажами была затоплена 221 подводная лодка различных серий, от старых VIIc до подводных лодок Вальтера.Первой подводной лодкой, сдавшейся согласно указаниям англичанам, была U-1009. Впоследствии 97 немецких подводных

Глава 7 Рай для подводных лодок

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

Глава 7 Рай для подводных лодок С чувством облегчения, испытывая подъем боевого духа, мы приветствовали вступление Соединенных Штатов в войну. Отныне мы разделим наше бремя с партнером, обладающим почти неограниченными ресурсами, и мы сможем надеяться, что в войне на море

Контрнаступление подводных лодок

Из книги В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике автора Роско Теодор

Контрнаступление подводных лодок Наступил новый, 1943 год. Большинству американцев казалось, что на восточном горизонте открываются блестящие перспективы. Американская армия наступала в Алжире. Американский флот действовал в Средиземном море. Африканский Корпус Роммеля

Спасение подводных лодок

автора Кащеев Л Б

Тактика подводных лодок

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Тактика подводных лодок В первые годы войны, когда США потеряли свои базы в юго-западной части Тихого океана. В результате лодки оказались единственными боевыми американскими кораблями, действовавшим на японских коммуникациях.Несмотря на то, что океанские и морские

автора

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

Документ № 2.2 Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.»)

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

Документ № 2.2 Выписка из «Учета плавания кораблей бригады подводных лодок КБФ по месяцам» (Приложение к «Отчету по штурманской специальности бригады подводных лодок КБФза период военных действий в 1941 г.») Подводная лодка М-96 ОЦВМА. Ф. 18. Д. 712. Л.

Документ № 3.7 Выписка из Таблицы № 1 «Плавание подводных лодок 2-го эшелона за боевые походы» – приложения к «Отчету о боевой деятельности подлодок 2-го эшелона бригады подводных лодок КБФ с 9.08 по 19.10.1942 г.»

Из книги Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет, 1941–1945 автора Морозов Мирослав Эдуардович

Документ № 3.7 Выписка из Таблицы № 1 «Плавание подводных лодок 2-го эшелона за боевые походы» – приложения к «Отчету о боевой деятельности подлодок 2-го эшелона бригады подводных лодок КБФ с 9.08 по 19.10.1942 г.» ОЦВМА. Ф. 18. Д. 40017. Л.

Количественный состав Подводных Сил и классификация подводных лодок ВМФ СССР

Из книги автора

Количественный состав Подводных Сил и классификация подводных лодок ВМФ СССР К началу Великой Отечественной войны в составе Военно-Морского Флота СССР находилось 212 подводных лодок, которые в зависимости от надводного водоизмещения делились на четыре класса: малые



Рекомендуем почитать

Наверх